что такое фулл hd монитор
Разрешение Full HD: что это такое чем отличается от HD и 4K UHD
История Full HD
Давно уже ушли в прошлое те времена, когда, чтобы разглядеть пиксели на изображении не приходилось даже всматриваться. На смену стандартного разрешения телевизионного сигнала пришло телевидение высокой четкости.
Разрешение – отражает размеры, получаемой на экране картинки, измеряется в пикселях. От разрешения в большей мере зависит качество и детализация изображения. Чем оно выше, тем лучше.
Сравнение HD и Full HD
Немаловажной особенностью разрешения Full HD является использование двух возможных типов развертки.
4 K наступает на пятки
Телевизоры и ТВ-приставки с поддержкой Full HD
Выбор телевизоров с Full HD настолько велик, что запутаться не составит труда. Появившиеся решения с 4К, заставили производителей в значительной мере снизить цены на модели телевизоров с предшествующими разрешениями. Поэтому за относительно небольшие деньги можно подобрать качественный телевизор, который по-прежнему буде радовать качественной картинкой. К примеру, небольшие варианты до 22 дюймов можно купить до 10000 рублей. До 20000 рублей без проблем можно найти массу хороших моделей с диагоналями 40-42 дюйма. А в районе 30000-40000 рублей можно подобрать даже 50-дюймовые решения.
Full HD, как бы быстро не развивались технологии, остается все еще качественным и актуальным разрешением. О нем не забывают и производители, регулярно отмечаясь новыми моделями телевизоров. Если не гонитесь за самым высоким качеством и дополнительными «фишками», то вам по-прежнему будет достаточно устройства в таком формате.
Разрешение 4K «забуксовало» или 6 причин, по которым Full HD монитора вам хватит еще надолго
реклама
реклама
Широкоформатные ЖК-мониторы завоевали рынок буквально за пару-тройку лет, нарастив разрешение от популярного в 16:10 формате 1440×900 до Full HD или 1920×1080 в формате 16:9, датой рождения которого можно считать 2007 год.
реклама
Казалось бы, прогресс не остановить и разрешение 4K или 3840×2160, датой рождения которого можно считать 18 октября 2012 года, давно должно быть уже забыто и заменено на 8K или даже 12K (11520×6480). Но в реальности 4K забуксовало и большинство из нас до сих пользуются разрешением Full HD, которое присутствует на рынке уже 14(!) лет. Давайте разберемся в причинах этого парадокса.
Full HD достаточно для многих и пользователи не видят разницы с 4K
Если вы не из любителей сидеть впритык к монитору то, скорее всего, не особо замечаете разницу между Full HD и 4K разрешениями на массовых мониторах 21-23″ при одинаковых размерах элементов на экране. А если взять телевизоры распространенных диагоналей в районе 40-46 дюймов и сесть на расстоянии двух-трех метров, то разницу между Full HD и 4K картинкой заметит только человек с идеальным зрением.
реклама
Это подтверждают и многочисленные исследования, в которых зрители попросту не видят разницу между Full HD и 4K даже на гораздо больших размерах изображения, выдаваемых кинопроектором. Причина в том, что разрешения подошли вплотную к разрешающей способности человеческого глаза и он попросту не в состоянии заметить разницу на адекватном расстоянии просмотра.
Массовые видеокарты не могут осилить 4K в играх уже много лет
GeForce RTX 3060Ti тоже не смогла в 4K
С трассировкой лучей ситуация еще плачевнее и GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090 способны обеспечить средний FPS выше 60 только в Full HD. 4K-гейминг опять оказался чем-то заманчивым, маячащим на горизонте, но недостижимым, и в этот раз его еще сильнее отодвинет ресурсоемкий рейтрейсинг в играх. И такова ситуация на топовых видеокартах, покупателей которых единицы процентов, а на массовых xx60 видеокартах можно даже не задумываться о 4K в новых ААА-играх.
4K контента мало даже в 2021 году
Вес 4K контента очень тяжел для современных накопителей
Лига справедливости Зака Снайдера идет 4 часа и страшно представить, сколько будет весить в 4K
А жесткие диски сегодня стоят немало, например, популярный WD Purple (WD40PURZ), предназначенный под системы видеонаблюдения, но активно покупающийся в обычные ПК из-за использования традиционной записи CMR, стоит почти 10000 рублей. Нетрудно посчитать, что на такой диск уместится всего около 70 фильмов в 4K со средним размером в 50 ГБ.
А WD Purple с объемом 6 ТБ стоит уже 15000 рублей, что для многих пользователей является уже довольно серьезной суммой, которую они скорее потратят на увеличение производительности ПК или качественную периферию.
Высокогерцовые Full HD мониторы
Массовое распространение высокогерцовых Full HD мониторов легко утилизирует мощности видеокарт, которые могли бы направляться на работу в высоких разрешениях. Для многих покупателей выбор в играх между 4K картинкой с 60 FPS и Full HD с 144 FPS явно склоняется в пользу более плавной картинки с высокой частотой кадров.
Дешевизна Full HD мониторов
Если на рынке телевизоров купить современную модель без поддержки 4K разрешения уже довольно затруднительно, то рынок мониторов предлагает огромное количество качественных бюджетных мониторов Full HD. Например, популярный монитор ASUS VA24EHE, с оптимальной для Full HD диагональю 23.8″, и 75 Гц IPS матрицей стоит всего 9510 рублей.
Выводы
Подводя итоги, может показаться, что я ретроград и негативно отношусь к мониторам с высоким разрешением, но это не так. Я бы с радостью играл сейчас на большом экране с разрешением 8К, но увы, прогресс в эти последние 10 лет топтался на месте. Конечно, в мониторы внедряются новые технологии, но они больше похожи на потуги маркетологов, пытающихся заставить вас купить новый монитор взамен ваших 22-24″ LG или Samsung, которые все не хотят ломаться.
Вспомните, всего несколько лет назад каждый уважающий себя монитор или телевизор имел поддержку 3D, а где эта технология сейчас? Скорее всего, такая же участь постигнет и моду на гнутые мониторы, так называемые Curved. Не особо пользуются спросом и UltraWide мониторы, ведь особенность наших глаз не позволяет воспринимать информацию на периферии зрения и даже на обычном 27″ 16:9 мониторе глаза просто «разбегаются».
А вот компромиссное решение, в виде мониторов 2560×1440 или QHD, с классическим соотношением сторон 16:9 набирает популярность. Причина в довольно высокой плотности пикселов, но такой, какую нормально переваривают в играх видеокарты уровня GeForce RTX 2070 SUPER. Да и цена на такие мониторы довольно демократичная, например Philips 245E1S с диагональю 24″, и IPS матрицей 75 Гц стоит 15470 рублей.
Ну а если у вас, как и у меня, уже много лет трудится старый монитор Full HD и не собирается ломаться, то может стоит подождать еще пару-тройку лет, дав гонке технологий сделать еще один рывок?
Пишите в комментарии, какой монитор стоит у вас? И как вы относитесь к новшествам на рынке мониторов?
Цены в блоге актуальны на 21.03.2021
Разрешение Full HD: что это такое и чем оно отличается от HD, 4K
Выбирая телевизор, потребитель всегда обращает внимание на маркировку, технические характеристики. Особый предмет для дискуссий — разрешение экрана. Переплатить за ТВ с поддержкой 4К или сэкономить, купив Full HD-модель? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов: бюджет, характер использования телевизора, ожидаемые результат. Мало кто знает, что такое Full HD, поэтому самое время разобраться в этом. Только так можно принять грамотное и взвешенное решение.
История Full HD
Разрешение отражает размеры транслируемого на экран изображения. Этот параметр измеряется в точках, то есть пикселях. Чем больше разрешение, тем выше качество и лучше детализация картинки. Сегодня выпускаются модели, поддерживающие HD-формат — «высокая четкость»: аббревиатура HD расшифровывается как High Definition. Под этот стандарт подпадают разрешения начиная с 720×576 пикселей.
С течением времени был принято негласное правило, что разрешение стандарта HD — 1280×720 пикселей. Качество дисплеев, экранов, матриц и техники в принципе увеличивалось, разработчиками внедрялись в производственный процесс инновационные технологии. Закономерный итог технической революции — появление в 2007 году Full HD.
Разрешение экрана нового стандарта — 1920×1080 пикселей. Плотность пикселей существенно возросла, что позволило улучшить качество изображения. Стандарт начал активно внедряться с 2007 года. Улучшение детализации позволяет рассмотреть даже незначительные элементы изображения.
Существует такое понятие, как аморфный Full HD. Разрешение экрана — 1440×1080 точек, но пиксели не квадратные. В нормативной документации этот стандарт упоминается в качестве аббревиатуры HDV. Разрешение используется с 2003 года. Маркировка HDV довольно часто встречается в различных моделях видеотехники. Интересный факт: первые фильмы с высоким разрешением, которые вышли на Blu-Ray и HD DVD, представлены в HDV.
Главное отличие Full HD от других стандартов — разрешение, которое непосредственным образом влияет на детализацию изображения. Разработчики постоянно работают над тем, чтобы улучшить этот параметр, обеспечив полноценное погружение в просмотр.
Что значит формат Full HD
Картинка стандартной четкости (SD) имеет разрешение 720×576 пикселей. Разрешение Full HD — 1280×720 точек, это изображение высокой чёткости. Разрешение нового стандарта практически вдвое больше, чем предыдущего. Разрешение формата HD 1080 — 1920×1080 пикселей. Существует также несколько подгрупп формата HD 1080: progressive, interlace.
Особенность подформата progressive заключается в том, что вывод видео осуществляется моментально, а не последовательно. Вывод контента по такому принципу предотвращает проявление эффекта гребёнки, сохраняется максимальная детализация изображения. Full HD — это формат видео высокой чёткости. Базовое разрешение экрана — 1920×1080 пикселей. Соотношение сторон составляет 16:9.
Сравнение HD и Full HD
Full HD тяжело назвать независимым стандартом. Это маркетинговый инструмент, которым воспользовалась компания Sony в 2007 году для привлечения внимания целевой аудитории к своей продукции. Другие производители поддержали эту инициативу и начали активно эксплуатировать рекламную бирку. Поэтому, когда вы видите маркировку HD Readу, значит, размер разрешения экрана составляет 1280×720 пикселей, а если Full HD — то 1920×1080 точек.
Придерживаясь точки зрения, что Full HD не является полноценным стандартом, можно назвать его модификацией HD, которая имеет лучшее качество картинки. Заметно выше плотность пикселей. Пользователи всегда ориентируются на разрешение экрана: чем оно больше, тем выше чёткость изображения. Увеличение количества пикселей матрицы действительно позволяет транслировать максимально проработанную картинку.
За Full HD придётся заплатить больше, нежели за SD или HD. Результаты проведённых исследований подтверждают, что FHD характеризуется улучшенным качеством картинки, которое превосходит предыдущие стандарты примерно в 4 раза.
Full HD-техника может также использоваться для воспроизведения контента с другими разрешениями. Матрицы автоматически пытаются подтянуть низкое разрешение до оптимальных показателей. Телевизоры, не поддерживающие Full HD, не способны воспроизвести изображение в формате высокой чёткости.
Чем отличается Full HD от других стандартов? Есть несколько принципиально важных моментов. Например, реализовано одновременное использование 2 типов развертки:
Если говорить о популярности техники, уровень продаж выше у моделей с маркировкой Full HD. Впрочем, производители не отказываются от HD, поскольку такие телевизоры стоят на порядок дешевле, на них также есть спрос. Это разрешение также поддерживается многими бюджетными смартфонами.
Большая часть востребованных ТВ-приставок — это модели Full HD или 4К. Устройства этого типа можно подсоединить к HD-телевизору для воспроизведения контента в высоком качестве.
Что общего между форматами HD и Full HD
Разрешение Full HD — 1920×1080 пикселей, что является главным отличием от предыдущего стандарта, но есть целый ряд схожих аспектов:
В чем принципиальное отличие HD от Full HD
4K наступает на пятки
В 2012 году начали появляться первые модели техники, поддерживающие 4К Ultra HD. Ключевые преимущества — максимальная детализация, высокое разрешение экрана (3840×2160 пикселей). Ещё несколько лет назад именно Full HD техника была приоритетным вариантом для среднестатистического потребителя, но сейчас ситуация меняется в пользу Ultra HD. Разработчикам удалось решить сразу две проблемы, которые сдерживали массовое использование 4К. Во-первых, упала цена. Во-вторых, стало гораздо больше контента.
С технической точки зрения стандарт 4К существенно превосходит Full HD. Пользователю предлагается полное погружение в просмотр за счёт трансляции качественного изображения с максимальной детализацией. Со временем Ultra HD полностью вытеснит своего предшественника с рынка. Впрочем, абсолютно точно, произойдет это не сегодня.
Появилась новая проблема — телевизоры с большой диагональю и поддержкой 4К стоят чрезвычайно дорого. Поэтому некоторые пользователи по-прежнему пользуются техникой Full HD. Не исключено, что в ближайшее время этот барьер также будет преодолен. Если ваш бюджет позволяет, можете смело покупать телевизор с 4К: такие инвестиции чрезвычайно быстро оправдают себя.
Как выбрать монитор для компьютера
Содержание
Содержание
Что самое главное в ПК? Кто-то скажет процессор, кто-то назовет видеокарту, некоторые начинают сборку с покупки дорогой материнской платы. Однако, именно монитор является лицом компьютера. От этого черного прямоугольника зависит очень многое: комфорт для глаз, правильная цветопередача, удовольствие во время игры и просмотра фильмов.
Мониторы условно можно поделить на несколько классов: бюджетные, «для работы и учебы», игровые, профессиональные и портативные. Выбор дисплея — это путь компромиссов между качеством картинки, скоростью работы и финансовыми возможностями. Сегодня мы рассмотрим основные характеристики мониторов и обсудим ключевые моменты выбора.
Диагональ
Начинать выбор монитора правильнее с типа матрицы, но, как и с телевизорами, пользователей больше заботит диагональ, которая в крайних случаях может достигать 55 дюймов.
Отдельно идут портативные мониторы с диагональю 15,6 дюйма. Они имеют встроенный аккумулятор и предназначены для работы вне дома и офиса. Подключаются к планшетам, смартфонам, консолям. Высокая для такого размера цена обусловлена мобильностью
и отличными техническими характеристиками.
Соотношение сторон
В вопросе соотношения сторон рынок постепенно расставил все на свои места. «Квадраты» 5:4 и 4:3 ушли на пенсию, и сегодня «правят бал» телевизионное соотношение 16:9 и кинематографическое 21:9. Поклонникам моделей 16:10 стоит поторопиться — с каждым годом их выпускают все меньше.
Неожиданный взлет формата 21:9 можно объяснить несколькими причинами.
Есть и «ложка дегтя» — старые игры и кино не поддерживают такое соотношение
и идут с черными полосами по бокам.
Изогнутый экран
В телевизионной сфере изогнутые матрицы потерпели фиаско, но в мониторах такое решение пользуется спросом, обеспечивая максимальное визуальное погружение в игры и фильмы. Во всяком случае так пишут маркетологи. Чем меньше радиус кривизны, тем больше изгиб. Типовые значения — 1500R и 1800R.
Однако такие экраны подойдут далеко не всем. Для работы, например, с чертежами и 3D-моделями их брать не стоит ввиду ощутимого искажения перспективы. Медиаконтент же смотрится на таких мониторах просто великолепно.
Покрытие экрана
Покрытие дисплея бывает глянцевое и матовое. Глянцевые модели сильно бликуют, но имеют лучшую цветопередачу. Впрочем, сегодня они встречаются редко. С матовыми экранами сложнее: здесь вам и полуглянцевое, и полуматовое, и даже нанотекстурное покрытие. Проблема таких мониторов — возможный кристаллический эффект, выраженность которого можно оценить только при личном осмотре включенного устройства.
Разрешение
Максимальное разрешение экрана — это количество пикселей по горизонтали, умноженное
на количество пикселей по вертикали. Чем выше разрешение, тем четче картинка и больше требования к вашей видеокарте.
Разрешение «двойных» мониторов бывает: 3840 x 1080, 3840 x 1200, 5120 x 1440. Разделив первое число пополам, можно легко понять, какие два монитора заменяет данная модель.
Тип матрицы
Самый главный элемент любого монитора — матрица. Несмотря на огромную маркетинговую карусель, которую закружили вокруг нас производители, реальный выбор сегодня состоит из двух вариантов — VA или IPS. Для обычного домашнего использования TN откровенно устарели, а OLED-мониторов на рынке всего пара штук. Рассмотрим основные типы матриц.
Чехарда с разными IPS-матрицами закончилась, и сейчас на рынке господствует AH-IPS (advanced high performance IPS). Также компания LG готовится вывести в массовый сегмент Nano IPS, которые до недавнего времени были доступны только на их флагманских мониторах. Суть технологии заключается в нанесении на светодиоды подсветки специальных наночастиц, которые отсекают паразитные оттенки и существенно улучшают цветопередачу. Название такой KSF-подсветки складывается из первых букв используемых элементов: калий, кремний, фтор. Поэтому любая KSF — это W-LED, но не любая W-LED — KSF.
Fast IPS (Rapid IPS) — быстрые IPS-матрицы, которые по скорости отклика могут соперничать
с TN, обеспечивая при этом отличную цветопередачу. Название скорее маркетинговое, поэтому заветные слова нужно искать либо на коробке, либо на сайте производителя.
Яркость и контрастность
Яркость — максимальный уровень белого, который может отобразить монитор. Измеряется
в кд/м² (нит).
От статической контрастности зависит насыщенность черного цвета, которую может передавать монитор. Чем выше контрастность, тем выше детализация. Самые «черные», как уже было сказано выше, — VA-матрицы, у которых этот показатель может достигать 4000:1.
Глубина цвета и цветовой охват
Глубина цвета — не такой важный, как в телевизорах, но все же показатель, о котором более подробно рассказано здесь. Она определяет количество цветов, отображаемых устройством. Идеальным вариантом для профессионального монитора станет настоящая десятибитная матрица, которая способна передать более миллиарда оттенков. Такие модели, как правило, стоят на вершине прайса.
Поклоннику хорошей цветопередачи можно посоветовать так называемую псевдодесятибитную матрицу (8 бит + FRC) — компромисс между количеством передаваемых цветов (тот же 1,07 млрд) и стоимостью. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и обычные восьмибитные матрицы — разницу с 10 битами заметит только тренированный глаз
в определенных сценариях использования.
Цветовой охват — это диапазон цветов, которые может отобразить монитор. sRGB — типовое цветовое пространство, в котором работает большая часть устройств. Adobe RGB пользуются профессионалы, работающие с печатными изображениями. В последнее время стали также активно продвигать кинематографический DCI-P3.
Производители давно перевалили отметку в 100 % sRGB и потихоньку подгоняют к ней Adobe RGB. Стремиться любой ценой купить монитор с расширенным цветовым охватом не стоит — есть риск получить избыточно яркие цвета и перенасыщенную картинку. Такие мониторы должны иметь хорошо откалиброванный режим sRGB. Подробно про цветовой охват читаем здесь.
Частота обновления экрана
Частота обновления экрана — количество кадров, которые может отобразить устройство за одну секунду. Чем выше этот показатель, тем плавнее картинка на экране. «Гражданская» частота обновления составляет 60/75 Гц, игровая — 120/144 Гц. Для самых хардкорных геймеров предлагаются модели на 240, 280 и даже на 360 Гц.
Не стоит забывать, что такую частоту обновления нужно обеспечить соответствующим FPS. С ее увеличением возрастают требования к видеокарте. Слабый графический адаптер сводит на нет смысл покупки высокогерцового монитора.
Системы адаптивной синхронизации
Любой игровой монитор должен быть оснащен технологией Adaptive-Sync. Это синхронизация частоты обновления экрана с количеством кадров, выдаваемых видеокартой. Системы адаптивной синхронизации созданы для уменьшения задержек и устранения разрывов изображения. Каждый из двух ключевых производителей видеокарт предлагает свое решение.
На сегодня существует три уровня технологии от AMD: FreeSync, FreeSync Premium и FreeSync Premium Pro. Последние два требуют от монитора частоту обновления не менее 120 Гц, минимальное разрешение 1920 x 1080 и поддерживают компенсацию низкой частоты кадров (LFC). Pro-версия дополнительно реализует функцию расширенного динамического диапазона (HDR). Подробнее про функцию читаем тут.
Время отклика
Отклик монитора — минимальное время, необходимое пикселю для изменения своей яркости. Очередной важный для геймеров показатель позволит при хорошей реакции раньше заметить противника. Каждый производитель трактует эту характеристику по-своему и старается уменьшить ее значение. Для этого применяются разгон матрицы (overdrive) и разные методики замеров.
Чтобы ускорить «поворот» субпикселей, на них кратковременно подается повышенное напряжение. Технология считается безвредной, но может вызывать артефакты переразгона — остаточные изображения, шлейфы и т.п.
GtG (grey to grey) — переключение с 90 % яркости серого до 10 %. Это самый популярный метод замера, видимо, потому, что он дает максимально хороший результат. Намного реже встречается BtW (black to white) — переход неактивного черного пикселя в максимально белый — и BWB (black-white-black) — переключение черного на белый и обратно.
Измерить время отклика в домашних условиях практически невозможно, а потому приходится верить производителям на слово, даже если заветная 1 мс была получена в лабораторных условиях при диком переразгоне матрицы.
Показатель MPRT (motion picture response time) — так называемый кинематографический отклик для движущегося изображения. Не является временем отклика пикселя как таковым,
и правильнее будет называть его временем видимости пикселя.
В реальной жизни для игрового монитора хорошим показателем станут честные 1–4 мс. Для обычного устройства хватит даже 8 мс.
Технологии защиты зрения
Практически все современные мониторы оснащены тем или иным набором систем защиты зрения. Устройства без ШИМ (широтно-импульсной модуляции) имеют в своих спецификациях надписи Flicker-Free или Flicker safe, которые говорят об отсутствии невидимого глазу мерцания.
Технология защиты Low Blue Light снижает излучение синего света в диапазоне 420–480 нм, благодаря чему уменьшается нагрузка на глаза. Впрочем, данная опция давно реализована программно в ОС Windows 10, поэтому, если ее нет — не страшно.
Разъемы
Для подключения монитора к современному ПК используется либо HDMI 2.0, либо DisplayPort 1.4. Только они способны передавать изображение высокого разрешения с высокой частотой кадров. В бюджетных моделях и «старичках» можно найти DVI и VGA.
Ценители Mac могут вспомнить о существовании Thunderbolt 3 (Type-C) — действительно удобный разъем, который еще и заряжать обратно может. Правда, мониторы с ним можно пересчитать по пальцам одной руки.
Также в мониторах часто встречаются такие дополнительные порты, как USB, используемый в качестве хаба, и 3,5-миллиметровый разъем для наушников. Насколько они необходимы, каждый решает сам.
Регулируемая подставка и крепление VESA
Подставка — важная часть эргономики монитора. Обычная ножка зачастую регулирует только наклон панели. Более продвинутые подставки могут еще менять высоту. У топовых моделей добавляется регулировка угла поворота (до 90 градусов) и ориентации дисплея (портрет/пейзаж).
При ограниченной площади стола стоит обратить внимание на форму и размеры подставки. Прежде всего это касается изогнутых моделей с массивными ножками. В противном случае пользователь рискует оказаться «нос к носу» со своим новым дисплеем. И уж тем более не стоит рассчитывать поместить его на полочку для монитора, которыми любят оснащать бюджетные компьютерные столы.
Практически все мониторы имеют крепление VESA (чаще всего 100 х 100 мм). Оно позволяет без особых усилий подвесить устройство на стену или установить на специальный кронштейн.
Несколько советов напоследок
О том, как правильно проверить монитор во время покупки (битые пиксели, глоу, тинт, кристаллический эффект, ШИМ, Black Crush) мы писали в этом блоге. Отдельная статья рассказывает, нужна ли простому пользователю яркость в 1000 нит и стоит ли ценителям RPG заморачиваться на покупку 144-герцового экрана.