что такое фудтрак фото
За рулем и на сытый желудок. Как устроен фуд-трак?
Кухня в 7 «квадратов» на рынке недвижимости считается маленькой и неудобной. Такая же кухня на колесах — вполне себе объемная. По крайней мере, достаточная, чтобы готовить по 60 хот-догов в день. Нередко владельцы фуд-траков слышат восторженные отзывы от клиентов: «Классный бизнес. Я бы тоже хотел иметь кухню на колесах». Мы решили выяснить, что нужно сделать со стандартным микроавтобусом, чтобы он превратился в модную торговую точку.
Черный фуд-трак Mercedes стоит в довольно тихом месте столицы. Здесь нет большого потока пешеходов, сквозного трафика клиентов. Тем не менее микроавтобус известен всем местным жителям и работникам офисов — в первую очередь благодаря хот-догам.
Ореол идеального бизнеса
Каждый раз, когда речь заходит о фуд-траках, люди вспоминают фильм «Повар на колесах» (Chef). В нем главный герой после увольнения из ресторана решает открыть свою закусочную на колесах, «чтобы отыскать потерянное кулинарное вдохновение и попутно наладить отношения с семьей». Вместе с сыном они колесят по США, останавливаются, где хотят, и продают кубинские сэндвичи восторженной публике.
«В Беларуси все иначе, — тут же остужает разгоревшиеся фантазии об идеальном бизнесе владелец фуд-трака (а в свободное время — заядлый байкер) Дмитрий. — Нельзя кататься по городу и торговать там, где захочется. По закону наша точка — эквивалент автолавки. Торговля привязана к конкретному месту на карте — естественно, согласованному. С таким же успехом можно готовить в стационарном ларьке и изредка перемещать его на прицепе. Но это не так интересно. Фуд-траки сегодня — это дань моде».
Тут нужно сказать, что современные машины не котируются среди клиентов. Дмитрий специально наблюдал за поведением людей на фестивалях и знаковых тусовках. Они не идут к более новым «кухням на колесах» (например, к «ГАЗелям»), предпочитая модели в возрасте. Этот выбор также можно отнести к трендам — говорят, у свежих автомобилей нет «капельки души, истории». Янгтаймеры, вероятно, кажутся более стильными. Вот и Дмитрий сделал ставку на немолодую технику: «Вначале я купил Volkswagen T2. Дело было в августе прошлого года. Готовили машину специально под формат „Песочницы“ [кто не знает — минское пространство для чилаута с фуд-кортом, музыкой, лекциями и кино под открытым небом. — Прим. Onliner]. Скажу честно, работали на скорую руку, чтобы не пропустить сезон. Потому не запаривались насчет утепления кузова, закрыли глаза на малую базу микроавтобуса (там не будет и 7 „квадратов“). Со вторым траком этих ошибок не повторили. В качестве базы выбрали Mercedes».
Почему «Мерс»?
Фуд-трак у Ледового — Mercedes T1 D210. Это фургон, приводимый в движение знаменитым 602-м дизельным мотором. Такие поставлялись с 1989 по 1995 год, отличались надежностью. Когда именно машина приехала в Беларусь и сколько километров намотала по нашим дорогам, прежде чем стать кухней на колесах, история умалчивает. Владелец точки стритфуда говорит, что самый популярный вопрос от клиентов звучит так: «А она еще и ездит?» И ответ, конечно, положительный. Пускай фургон бóльшую часть времени стоит на приколе на тротуаре (место согласовано, ограничения ПДД в данном случае не действуют), он готов рвануть отсюда в любое время. Ну, почти в любое — на подготовку переезда может уйти полдня. Как-никак внутри немало оборудования, которое нужно как минимум закрепить.
«Купил Mercedes без переоформления, по доверенности, — признается Дмитрий. — Для моих целей этого вполне достаточно. Потому и номера первого региона. Регистрации у него нет — считайте, „понаехавший“. Техосмотр тоже не проходил — бессмысленно. Зачем нужен допуск для участия в дорожном движении, если это самое движения машина осуществляет не больше пяти раз за год? Да и не прошел бы этот „Мерс“ ТО, потому как в конструкцию кузова внесены изменения. Я говорю про окошко в фургоне, через которое мы выдаем заказы, общаемся с клиентами. Очевидно, в стоковом T1 такого нет, а значит, и врата станций диагностики для нас закрыты».
Именно эту модель молодой человек выбрал за надежность агрегатов. Единственное, над чем пришлось поработать именно по автомобильной (не кухонной) части, — кулиса переключения передач. В остальном 30-летний боец остается в строю. Второй пунктик — металл. Кабина выполнена из стали, а кунг — из дюралюминиевого сплава. Последний не ржавеет, а вот передняя часть грешит пятнами коррозии.
Метаморфозы «железа»
Дмитрий уже около 20 лет в общепите, в качестве директора кафе успел проработать 8 лет. Когда-то открыл ресторанчик для мотоциклистов, но в последние годы с головой ушел в фуд-траки. Говорит, и больше мобильности, и меньше вложений. Попробуем прицениться: сколько потребовалось для создания одной «кухни на колесах» без учета пошлин и прочих административных трат.
— Судя по той раскраске, в которой мне достался Mercedes, ранее он работал в службе доставки, — вспоминает предприниматель. — Состояние было так себе. В первую очередь сделали окошко и перекрасили кузов в черный цвет. Экстерьер украсили натуральным деревом и ретролампочками Эдисона. Металлические «заплатки» с наклепками не функциональны — то есть бампер прекрасно держится и без них. Они скорее являются продолжением ретростиля.
Вся правда о фудтраках
Последние 4 года тема фастфуда в крупных городах нашей страны начала приобретать совершенно иную форму. Появилась новая ветка развития этой индустрии — фудтраки. Сразу хочется отметить, что тема за рубежом не нова. В старом, равно как и в новом свете, такая практика получила ширикое распространение. Фудтраки можно увидеть в большом количестве как на фестивалях, так и в людных городских местах. Законодательная база торговли едой с колес там давно сформирована и проблем с законом никто не испытывает, был бы спрос. В России же дело обстоит иначе. Приготовление еды и продажа ее с колес на городских улицах запрещена. В законодательстве отсутствует такое понятие как фудтрак. Да что там, даже нормального русского слова этому виду техники и торговли еще никто не подобрал. Пока вот так просто, фудтрак. Но даже такие препоны со стороны государства не мешают этой тематике развиваться и превращаться из сомнительного хобби в полноценный вид бизнеса. Итак, обо всем по порядку.
Что такое фудтрак?
Фудтрак — это симбиоз автомобиля (или прицепа к нему) и полноценной кухни. Для сотрудников ГИБДД — это транспортное средство, для которого на дорогах общего пользования действуют все правила ПДД. Для роспотребнадзора, налоговой, пожарников и других контролирующих органов, фудтрак — объект нестационарной торговли.
Фудтраки можно так же разделить на заводские и самодельные. В Европе и Америке, где данная индустрия наиболее развита, существуют целые заводы, производящие такие мобильные кухни под разные нужны. В России же из-за малой распространенности и дороговизны, фудтраки по большей части представляют некий хенд-мэйд из бывших в употреблении автомобилей или прицепов к ним и такого же кухоного оборудования, собранных воедино на задворках города. Но из-за стремительного развития новомодного направления, так же появляются и отечественные производители.
Зачем нужен фудтрак?
Для вас фудтрак может быть как хобби так и видом бизнеса. Соответственно и причины не дешевой покупки мобильной кухни будут разными. В первом случае на вопрос можно ответить так: это стало модно у нас и давно практикуется за рубежом, это мечта, которую вы хотите осуществить, это интереснее, чем стационарное кафе. Если вы рассматриваете фудтрак с точки зрения прибильного бизнеса, то: это дает больше возможностей, чем стационарное кафе, это дает возможность работать в качестве кейтеринга на выездных фестивалях и частных мероприятиях, это может быть дополнительным пиаром и маркетингом вашей компании.
Вы решились. С чего начать?
Для начала вам нужно определить ваши цели, описанные выше. Здесь нужно отметить, что прежде всего вам должно это нравится. Работа в общепите — это постоянный контакт с большой массой людей, которых, как ни крути, нужно любить, несмотря на ваш не легкий труд. Так же важным моментом является безопасность, а именно ее отсутствие в общепите. Банальное отравление клиента вашей (а может и не вашей) едой может закончится для вас весомыми проблемами.
Далее необходимо определится с продуктом, которым вы готовы покорять желудки клиентов. Нужно понимать, что фудтрак не стационарное кафе и пространство у него весьма ограниченно. Так же ограничен и запас технической воды. Улица — это не стационарное помещение со стабильной температурой и влажностью. Стоя под палящим солнцем или в мороз клиент не захочет долго ждать. Поэтому ваш продукт должен быть: вкусным, сытным, быстрым, простым, доступным, удобным. Возможность вашего клиента быстро купить и с аппетитом съесть одно блюдо, по доступной цене, которым наешься, сразу унесешь с собой и не измажешься — это ваше большое преимущество над конкурентами.
Как уже было описано выше, фудтрак — это кухня с очень ограниченным пространством и ресурсами. Частым и не правильным решением является покупка автомобиля/прицепа (потому что понравилось), а потом игра в тетрист с компоновкой внутри красивого, но не функционального мобильного помещения. Правильным будет заранее продумать, какое меню вы хотите готовить и какое оборудование для этого необходимо. Меню не должно быть большим, одно-два главных блюда, гарнир и напитки. В противном случае вы рискуете «закопаться», а ваш клиент так и не дождавшись своей очереди, уйдет недовольный. Сама очередь не должна быть слишком большой (а сколько вы готовы ждать заветное лакомство?), но так же нельзя допускать простоев. Здесь нужно играть двумя параметрами — технологичность (быстрота исполнения блюда) и его продажная стоимость. Подбирайте и рассчитывайте необходимое вам оборудование и правильную компоновку внутри фудтрака. Просчитайте расположение всех ящиков и углы их открытия. Уделите значительное внимание вентиляции. Не допускайте, что бы персонал в процессе работы мешал друг другу. Помните, что от комфорта работника зависит его производительность. Представьте ваш будущий фудтрак на чертежах с указанием всех размеров. Только после этого можно заниматься поиском подходящего транспортного средства.
Есть у фудтрака несколько ограниченных ресурсов, помимо пространства. А именно вода, электричество и газ. В зависимости от мест работы и ваших потребностей, необходимо продумать места установки емкостей под чистую и серую воду, сделать удобным ее слив. При необходимости не забыть про бойлер для нагрева воды. По электрике вам нужно сложить всю потребляемую мощность вашего оборудования. Как правило, для фудтраков, это 12-14 Квт. Если вы готовы обойтись мощностью до 5 Квт, то вы можете рассчитывать на автономный топливный генератор. Проблема в том, что он сильно шумит и загрязняет окружающей воздух, что не понравится не только вашим клиентам, но и контролирующим органам. Поэтому, если вы решились его использовать, необходимо заранее продумать скрытое место его установки и качественную шумоизоляцию. Если же потребляемая мощность у вас достигает 10 Квт — тут не обойтись без внешнего подключения к сети питания. Что несколько ограничивает используемый круг площадок. Не нужно экономить на качестве проводки и системе защиты от перегрузок. От этого может зависеть жизнь и не только ваша. Нефтяной газ (пропан-бутан) — отличная, автономная и очень удобная альтернатива электричеству. Но, если рассматривать ее с точки зрения закона, это жесткий запрет. Не разрешено пользоваться газом в общественных местах с точки зрения пожарной безопасности и нет пока перспектив для снятия этого запрета. Но, если вы находитесь на частной территории, как правилось этот вопрос можно решить.
Необходимо понимать, что из-за малого объема полезного пространства, а так же требований санитарно-эпидемиологических норм, в фудтраке вы можете «разогревать» лишь заготовки, которые вам необходимо приготовить заранее. Для этого вам необходимо арендовать стационарное помещение, склад и персонал.
Автомобиль или прицеп. Что выбрать?
После того, как вы решили все вышеописанные задачи можно приступить к, может быть, самому интригующему вопросу в этой новомодной теме — внешней оболочки. Ведь именно оригинальный и узнаваемый внешний вид вашего фудтрака будет в первую очередь привлекать внимание ваших клиентов. Как было описано выше, здесь есть два варианта: купить автомобиль либо прицеп к автомобилю. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. По автомобилю вы можете отдать предпочтение легковому фургону, вроде Merсedes Sprinter или VW Crafter. Если размах вашей кухни велик, можно обратить внимание на грузовые фургоны или автобусы. Но в этом случае стоит сразу подумать о категории «С» в правах. Плюсам автомобилей является возможность их самостоятельного передвижения. Но минусом является слишком дорогая на выходе стоимость, необходимость регулярного обслуживания (ТО) или ремонта, что приведет к простоям фудтрака. Более выгодным здесь является приобретение прицепа. Во-первых, более привлекательная стоимость. Во-вторых — больший объем внутреннего пространства. В-третьих — отсутствие технически сложных механизмов (двигателя, трансмиссии), которые нуждаются в профилактике и ремонте. Минусом являются необходимость обладания навыком управления большим прицепом, обязательная категория «BE» или «CE» в водительских правах, а так же существенные габаритные размеры в сцепке с автомобилем-тягачом, что существенно утяжеляет маневрирования в тесных городских улицах.
Про Airstream
Так уж получилось, что при слове фудтрак в России представляется прежде всего бренд Airstream, хотя на самом деле к фудтракам он не имеет прямого отношения. В этом были виноваты авантюристы из LavkaLavka и Delicatessen, сделавшие проект «Дары природы вагон». В 2012 году они первыми привезли в Москву мобильную кухню на базе нового трейлера Airstream, стали готовить и продавать еду «с колес» в новом формате. Так и началась ассоциация Airstream с мобильной торговлей фаст фудом. В 2015 году проект «Дары природы вагон» был закрыт.
Сама компания Airstream — это американский бренд, производящий жилые прицепы (дома на колесах) в Америке и Европе на протяжении уже почти ста лет. В Европе же есть несколько отдельных компаний, которые специализируются на производстве кухни на колесах, взяв за основу новый европейский, или, привезенный из штатов, винтажный трейлер Airstream. Насмотревшись на подобные изделия и на их ценник, несколько российских компаний начали вполне успешно производить подобные трейлеры у нас, изначально спроектированные на продажу фаст фуда. Один из ярких представителей российских фудтраков — трейлеры Shuttleman.
Где работать?
Логично было бы предположить, что если вы обладаете фудтраком, вы можете перемещаться по городу в поиске проходных мест. В этом и кроется главный камень преткновения. На сегодняшний день просто не существует закона, определяющего, что такое фудтрак, где и как с ним можно работать. Сейчас фудтрак приравнивается к нестационарным торговым объектам и приготовление еды в нем запрещено. Иначе обстоит дело рядом с торговыми и бизнес центрами, прилегающая площадь к которым находится в их собственности. Здесь вы договариваетесь с собственниками земли на которой работаете и, как правило, это вариант является рабочим. В теплое время ваше основное место дислокации в качестве кейтеринга — выездные массовые фестивали и частные мероприятия. Так же не стоит забывать про городские парки, но встать там далеко не всегда просто.
Общая же схема работы выглядит так: вы арендуете занимаемую площадь, оформляете санитарные и пожарные разрешения, уведомляете Роспотребнадзор.
Не стоит забывать, что согласно санитарно-эпидемиологическим нормам туалет для сотрудников от фудтрака должен находится на расстоянии не более 100 м.
Нормативные документы
Данные санитарно-эпидемиологические правила прежде всего необходимы для изучения:
Что по цифрам
Итак, с чего вы можете получать доход, работая с фудтраком:
Но помимо дохода, есть и расходы:
Итог
Фудтрак в России — пока еще хобби, которое стремится перерасти в серьезный бизнес. У вас еще есть все шансы завоевать признание клиентов, сделать имя и добиться успеха. Главное — правильно осознать ваши желания и, проделав на их основе необходимую работу, вы можете рассчитывать на удачу в этом увлекательном и новомодном деле.
Airstream
10 самых крутых фуд-траков в США.
Фуд-трак – очень традиционное явление в США. Это ресторанчик на колесах, который продает еду на вынос. Вроде наших «Хутка-Смачна», только с приличным по объему меню и не разогревом готовой пищи, а с настоящим её приготовлением. Обычно такие фуд-траки принадлежат не каким-то большим сетям, а конкретным гражданам, которые сами же в них и работают. И, конечно, стараются сделать свои грузовички неповторимыми. Топ-10 таких ресторанов на колесах в нашей подборке!
Работает в Далласе, выполнен в стилистике бомбардировщиков Второй Мировой. Подают закуски вроде картофельного пюре с мясом и различные пироги. К счастью, гораздо вкуснее военных пайков авиаторов.
Работает в резервациях и продает индейцам в районе Сиэттла традиционные индейские блюда вроде тако.
Из Файеттвилля готовит странные закуски вроде Чубакки ( сыр, бекон, индейка, огурчики и чеснок в разрезанной булке ). Фанаты Star Trek обходят его стороной.
Подача горячих буррито прямо на склоны горнолыжного курорта. У лыжников есть отличный шанс спускаться с горы уплетая обед. А еще он может использоваться как грузовой перевозчик в горных условиях.
Танцующие скелеты пугают людей на улицах Оранж Каунти. А в меню мешанина из блюд мексиканской и азиатской кухонь.
Еще одни фуд-трак из Далласа. Обшитый деревом, подает блюда из рыбы и морепродуктов.
Город Остин, вкуснейшие блюда азиатской кухни. Фургон разрисован художником Peelander-Z.
Jalopy Rotisserie and Press
Сиэттл. Сэндвичи с беконом и куриным мясом. Выглядит жутковато, это робот-хрюша. Но внимание на себя обращает!
Который поднимает качество готовящихся в фуд-траке блюд на совершенно новый уровень. Необычность его в том, что в кузове установлена настоящая кирпичная печь на дровах для приготовления пиццы. Хозяева даже установили специальные толстые стекла во всю стену, чтобы за процессом приготовления можно было смотреть снаружи. Сам кузов сделан из морского контейнера. Ездит это чудо по улицам Сан Франциско.
P.S. Текст и фото не мои, но если Вам будет интересно почитать на данную тему, сделаю подборку траков у нас в стране и расскажу как это делается.
Маструбация на людях.
А у нас тоже такие есть?? Делай!))
О, у нас ездит один в Поляне. Говорят неплохие гамбургеры и хотдожки.
так то даоеко не самые интересные фудтраки. однотипные, просто поразному раскрашенные. есть и полюбопытней что за бугром, что у нас
а причем здесь фанаты стар трека и grillenium falcon?
картинка/текст или текст/картинка но уж точно не стенатекста/стенакартинок!
Транспортировка трубы (плотина Гувера)
Каньон Аризонская волна
Статья в Википедии:
Мнение о скорости болидов Формулы 1 нового поколения изменилось
Технический директор Формулы 1 Пэт Симондс в недавнем интервью Ауто Мотор унд Спорт высказал интересную мысль: новые болиды Формулы 1 начнут сезон с отставанием всего в полсекунды от нынешних. Это, мягко говоря, удивило формульное сообщество, ибо ранее считалось, что машины, построенные по техническому регламенту 2022, по своей природе не могут иметь скорость такую же, как сейчас. Давались оценки +3 секунды на круге. Что изменилось?
К сожалению, цель эта сама по себе бессмысленная и не решала настоящих проблем Формулы 1, таких, как грязный воздух, которые эти болиды производят. Они даже усукабили эту проблему. Улучшения 2017 года были достигнуты засчёт увеличения ширины болидов и, соответственно, их аэродинамических поверхностей, а также более широких шин. За исключением упрощения аэродинамических элементов в 2019 году и подрезанного днища в 2021, в целом это были те же самые машины. Однако изменения 2021 года сказались на скорости машин. Если мы попытаемся напрямую сравнить времена болидов 2020 и 2021 года там, где это возможно (некоторые автодромы отсутствовали из-за пандемии, на некоторых изменилась конфигурация), то мы останемся с восемью трассами, на которых таковое сравнение можно произвести: Бахрейн, Имола, Алгарве, Монако, Ред Булл Ринг, Сильверстоун, Хунгароринг, Монца. В среднем имеем ухудшение времён на 1,208 секунды относительно 2020 года.
А теперь давайте вернёмся в тот день, когда был представлен технический регламент, который вступит в силу в 2022 году. Это произошло на Гран-При США 2019 года. Больше не ставилось целью сделать быстрые машины, теперь они сосредоточились на возвращение конкуренции на трассе. В основном, за счёт дальнейшего упрощения аэродинамики, а также ограничения бюджетов. Руководитель по техничесим вопросам, связянным с одноместными болидами, Николас Томбасис тогда заявил, что новые машины будут медленнее на 3-3,5 секунд. Конечно, в тот год звучало много предсказаний на этот счёт, но не было настолько смелых, как симондсовские полсекунды. Высказывалось даже, что времена упадут на 7-8 секунд.
В пользу падения скорости было много нормальных аргументов. Во-первых, упрощение аэродинамики всей верхней части болида, поэтому снизится эффективность передних и задних антикрыльев, теперь строго зарегулированных правилами с целью исключить проблему генераторов грязного воздуха, которая существует последние пару десятилетий. Всё для того, чтобы очистить аэродинамический след и убрать его с пути преследующей машины. Мало того, что из-за этого имеем потери в прижимной силе, так ещё и возникает дефицит завихрений, которые «запирали» бы днище, как невидимые юбки. Знаменитый вортекс Y250, который обеспечивал прохождение воздуха от центральной плоской секции переднего антикрыла через края бортов, каждые из которых удалены от центральной оси машины на 250мм (отсюда и название) теперь уйдёт в историю.