что такое фудтех индустрия
Все такое вкусное: за что инвесторы любят FoodTech
Коронакризис придал сектору дополнительное ускорение. Так, по оценкам экспертов, объем российского рынка в 2020 году составил 120 млрд рублей против 44 млрд рублей в 2019 году. Скоро катализирующий эффект пандемии сойдет на нет, однако рост рынка FoodTech и соответственно интерес инвесторов будут по-прежнему высокими и устойчивыми.
Что привлекает инвесторов в FoodTech?
Человечеству надоело греметь кастрюлями
Мир интенсивно меняется, а там, где есть изменения, всегда есть активные точки роста бизнеса, что и демонстрирует FoodTech. Так, в течение сотен лет люди готовили и ели дома, а сегодня все чаще заказывают и домой, и в офис готовую еду. Это позволяет сделать сделать жизнь комфортнее, безопаснее и освободить время для более интересных и приятных дел.
Согласно опросам, ⅔ людей терпеть не могут готовку, кроме того, в мусорку отправляется до 25% продуктов, на закупку которых также тратились время и деньги. Отсюда стабильно интенсивно растущий спрос на доставку готовой еды, который в коронавирусное время сопровождался взрывным ростом по всему миру, в том числе и в России. Причем в нашей стране это уже не исключительно столичная история. В регионах люди тоже поняли как здорово, когда не нужно греметь кастрюлями, поэтому в российской глубинке доставка готовой еды тоже хорошо развивается, хотя и с поправками на вкусовые пристрастия и цену вопроса.
И таких перспективных ниш в FoodTech сегодня масса: это фермерские продукты, готовое ЗОЖ-питание, роботизированное оборудование для всех видов ресторанов, «умная» техника для дома.
Бизнес-модели на любой вкус
В секторе развивается не одна, а целый ряд бизнес-моделей, включая агрегаторы, доставку продуктов, темные кухни, подписочные сервисы, производство нишевых продуктов, например, растительного мяса, роботы для готовки и обслуживания, сервисы для чаевых и бронирования столиков, вертикальные фермы и многие другие.
Стала очень актуальной тема упаковки готовой еды. Мы в компании «Много лосося», например, перебрали массу вариантов упаковки для супа, прежде чем нашли посуду, которая позволила доставить жидкое блюдо горячим и не разлитым. Однако экологичность упаковки для сферы доставки все еще остается под вопросом. Также остро в FoodTech ощущается нехватка качественного софта, в том числе приложений для служб доставки, специализированного внутреннего программного обеспечения.
Таким образом сегодня в FoodTech много привлекательных ниш, благодаря чему рынок будет продолжать расти. И инвесторы это прекрасно понимают и ловят волну.
FoodTech отлично вписывается в экосистемы
Сегодня банки и IT-компании увлеченно строят экосистемы. Цель таких экосистем — обеспечить клиента комплексом услуг, получить которые он может быстро и за минимальные деньги. Самые известные экосистемы в России сегодня у «Яндекса» и Сбербанка.
FoodTech-проекты прекрасно вживаются в эти экосистемы и становятся частью комплексного предложения для клиентов этих компаний. Оценивая FoodTech-стартап сегодня, инвесторы изучают в том числе и возможность масштабирования бизнеса, а значит, и перспективы последующей встройки в такие экосистемы.
Например, предложение экосистемы Сбербанка включает Delivery Club, Кухню на районе, «Сбермаркет», SberFood и «Самокат». Все эти проекты в свое время были стартапами. Текущие экосистемы будут расширяться, также как будут появляться новые экосистемы. Таким образом у качественных FoodTech-стартапов хорошие шансы попасть в структуру к такому стратегическому инвестору, что делает их привлекательными для вложений.
Инвестиции в FoodTech — это круто
Еще одна причина вложиться в b2c-фудтех-проект имеет психологические корни. Дело в том, что инвестировать в что-то реальное и осязаемое, в то, что можно потрогать, попробовать, сфотать и выложить в соцсети и посоветовать друзьям, гораздо прикольнее и интереснее, чем вкладываться в достаточно безликое b2b.
Инвесторы тоже люди. Одно дело рассказать друзьям, что ты инвестировал в новый вид датчиков для нефтепроводов, и другое — поделиться, что участвуешь в проекте, который может сделать интереснее, вкуснее и комфортнее жизнь абсолютно любого человека. Видеть классные результаты своей работы, в том числе получать положительные отзывы — очень круто. Поэтому вложения в FoodTech — интересная, захватывающая, и в социальном контексте безусловно более заметная и престижная инвестиция.
Статусности такой инвестиции добавляет и то, что темы этого рынка постоянно муссируются в СМИ, а значит, повышают медийный вес и узнаваемость и самого инвестора, говорят о его развитии. Любому инвестору будет приятно, если партнеры или друзья скажут, что слышали новость о том, как на кухне его ресторана поставили робота-повара, попросят показать фотки и поделиться подробностями. От такой добавки к «основному блюду» вряд ли кто-то откажется.
FoodTech — миллиардные инвестиции в индустрию, компании-единороги и курьеры на электровелосипедах на каждом углу
Первое и главное — крупные игроки начали вовсю покупать мелких: то есть, рынок, с моей точки зрения, подошел к насыщению. Сейчас начинать в России новые FoodTech проекты я бы не стал, особенно если говорить про copycat (запуск клона уже существующего сервиса) с какой-то действующей модели, потому что они все уже отработали: meal-kits (доставка определенного набора продуктов для приготовления блюда по рецепту), экспресс-доставка, батончики — на этот поезд уже поздно залезать.
Это должна быть или какая-то новая бизнес-модель, или хайповая история: вход на рынок с помощью уникального маркетинга или супер-креатива. Из разряда «бутерброд сам появляется с помощью дрона и падает на голову».
В первую очередь — быстрая доставка: dark-stores (гибрид магазина и распределительного центра, где сборщики собирают онлайн-заказы клиентов из магазинов) и dark-kitchens (кухня, на которой присутствуют только повара, ресторанный персонал и курьеры, чтобы обеспечить приготовление и доставку онлайн-заказа). Сейчас уже однозначно понятно, что это не про временный хайп, эту историю мы будем видеть много лет. Я уверен, что со временем многие рестораны, у которых есть незагруженные кухни, будут сдавать их в аренду. Уже есть такие прецеденты.
Я думаю, будут развиваться истории кросс-платформенные и кросс-странные, когда два известных ресторана, один в Москве, другой в Нью-Йорке делают change-меню: и в Москве посетители могут заказывать еду из Нью-Йоркского ресторана и наоборот. Я бы с удовольствием сейчас съел сэндвич из своего любимого ресторана в Нью-Йорке.
Какое-то время была хайповой модель с вендинговыми автоматами, но она не прижилась.
Я думаю, рынок полностью поделят два-три игрока. Ничего нового на рынке точно уже не появится.
Они будут целиком заняты, идти туда будет бесполезно.
Они будут в больших сетях: в Перекрестке, Азбуке вкуса и т.д. Этот формат будет активнее развиваться, если экономическая ситуация будет меняться в лучшую сторону и повысится уровень дохода, тогда формат meal-kits сможет активно идти в регионы. Сейчас там или вообще нет такого формата, или он только только начинает появляться.
Я считаю, это могло произойти в любой стране. Но, например, если говорить про Америку, она сильно распределенная, поэтому там той же экспресс-доставке сложнее развиваться. В Штатах был скачок по направлению Meal-kits лет 8-9 назад (Hello Fresh, Blue Apron). Но если говорить про рынок быстрой доставки — он в Америке все еще не сильно развит. То есть, на него вполне можно заходить: он классно растет из года в год, ковид сильно поспособствовал развитию индустрии. Появляются проекты, активно бегущие в этом направлении, например, Via.Delivery.
Круто, что рынок FoodTech активно развивается и стартапы поднимают деньги по огромной оценке. Особенно радует кейс Самоката, где Еx-топ-менеджер Магнита смог сделать крутой бизнес в России, а потом практически сразу поднять его в Штатах.
Несмотря на большое количество закрытых раундов и крутых имен, есть ощущение, что тема немного перегрета. Поэтому, если есть возможность и компетенции делать фудтех-стартап, то возможно, это окно еще какое-то время будет открыто. Однако мне кажется, намного актуальнее тестировать какие-то смежные бизнес-модели, которые также будут расти в период автоматизации рынка FoodTech, например, беспилотные курьеры.
Главное ограничение — производственные мощности. Их невозможно мгновенно перестроить или увеличить: нельзя просто взять и увеличить канал в два раза или просто мгновенно завезти в два раза больше продуктов.
Есть обратная сторона, которая всегда связана с убыточностью. Например, есть количество людей, работающих на производстве. Они могут сделать 1000 заказов, а у отдела маркетинга не получилось продать 1000 заказов, они продали 200, а содержать надо всех этих людей, которые делают 1000 заказов. Они будут выходить на работу, получать зарплату.
Нет возможности гибко увеличивать и уменьшать количество людей, это получается постепенно, что на первых этапах роста влечет за собой постоянное увеличение костов. А для стартапа на ранних стадиях каждая необходимость увеличения издержек может стать серьезным препятствием.
FoodTech инсайт от Дмитрия Шурыгина
С моей точки зрения, сейчас FoodTech — это крайне рискованная индустрия для инвестиций. Она давно уже развивается в сторону IT, там давно уже все цифровизированно. Обычно индустрия быстро растет, когда есть не цифровая часть бизнеса, туда добавляется цифровая часть, и оно полетело. FoodTech проекты уже очень круто оцифрованы. С моей точки зрения, сегодня очень недооценивают риск инвестиций в эту индустрию.
Сейчас многие FoodTech компании или уже вышли на IPO (например, Blue Apron) или планируют выходить. И вот как раз после этого рынок покажет, будут ли эти компании приносить деньги или это была просто пустышка хайповая.
Blue Apron в 2017 году вышел на биржу, и после выхода их оценка кратно упала. То есть их размещение на открытом рынке показало, что это был хайп, и на самом деле компания не может зарабатывать деньги и экономика у нее не сходится.
Мало сделано в сфере заменителей мяса и другого животного белка. Есть Beyond Meat и еще похожий проект, которые уже даже IPO сделали, но мне кажется, рынок в будущем будет настолько громадный, что есть возможность еще туда бежать.
Я пришел к мнению, что проект, который в итоге выстрелит, он должен в начале казаться более бредовым. Про Самокат многие в начале говорили, что это полная фигня, потому что за 15-20 минут невозможно доставить корзину продуктов и товаров полностью соответствующую супермаркету.
Я с 2012 года занимался ресторанным бизнесом: начинал с сети кофеен, потом появилась сеть фастфуда (как раз там был первый опыт с доставкой), сеть гавайской кухни «Море поке».
В 2020 году запустил проект «Мой девайс», напрямую связанный с food доставкой. «Мой девайс» — это сервис аренды девайсов по системе подписки. Сейчас у нас половина выручки идет от аренды индивидуального транспорта курьерами и компаниями доставки (электросамокаты, велосипеды, электровелосипеды), поэтому мы знаем, чем живет FoodTech сегодня, какие есть боли, особенности работы с курьерами, и куда двигается рынок.
Полученные средства планируют направить на масштабирование в России, запуск производства девайсов под собственной торговой маркой, а также совершенствование IT-платформы и тестирование зарубежных рынков.
Очень быстро растут экспресс-доставки магазинов (именно продуктов питания), они как 2 года назад начали быстро расти, так и продолжают. Постепенно эта тенденция все больше приходит в регионы, в города миллионники (Самара, Нижний Новгород, Казань и т.д.).
Еще большой тренд — переход с автомобильного транспорта и пеших курьеров к курьерам на индивидуальном транспорте, который является оптимальным для экспресс-доставки.
Снабжать таким транспортом своих курьеров самостоятельно доставочным компаниям сложно, так как для них это не целевая деятельность, совсем другой бизнес. В регионах до 80% курьеров до сих пор пешие, а пеший курьер – это проблема для всех быстрых доставок, потому что в экспресс-доставке главное скорость: если у конкурента курьеры на электровелосипедах, а у тебя – пешие, ты проиграл. У сервисов доставки большая цель – велосипедизация (у некоторых агрегаторов доставки даже есть такая стратегия – велосипедизация курьеров).
Основные игроки сегодня Яндекс.Еда, Яндекс.Лавка, Delivery Club, Самокат, к ним недавно также добавились Сбермаркет и ВкусВилл. Эти гиганты друг с другом соревнуются, в первую очередь, за скорость.
Рынок США отличается тем, что там доставка давно существовала, просто в другом виде: через собственные сайты и курьеров ресторанов. Рынок быстрой доставки для США новый, и пока он отстает от России, особенно экспресс-доставка, которая только-только появилась. Там были сервисы доставки типа gopuff, но чтоб тебе за 15 минут продукты доставили на дом — для большинства американцев в новинку.
Сейчас с такой моделью запустились очень многие, в том числе проекты с российскими корнями: проект 1520, Friedgenomore, Food Rocket. Большинство запускаются в Нью-Йорке, но Food Rocket, например, в Сан-Франциско. Пришли большие игроки, такие как турецкий Getir, российский Самокат (под брендом Buyk).
Сейчас идет битва за Америку, как за самый большой и богатый рынок.
Там рынок выглядел совсем по-другому: курьеров на велосипедах, электровелосипедах, там еще недавно практически не было, а в Нью-Йорке доставлять на машине операционно сложно и дорого. Нью-Йорк очень удобен для доставки на электровелосипеде: город с прямыми дорогами, невысокой скоростью автомобильного транспорта, ограниченным количеством парковочных мест.
Практически на любой оживленной улице Нью-Йорка можно увидеть сразу по 10-15 курьеров, причем на дорогих электровелосипедах, именно поэтому мы с нашим сервисом собираемся в ближайшее время выходить на рынок Нью-Йорка.
В Америке есть и более «распластанные» и широкие города: Хьюстон, Лос-Анджелес, Атланта, они тоже крупные, но там нет такой агломерации как в Нью-Йорке или Чикаго. Там на электровелосипеде или велосипеде заказ очень сложно выполнить, там до сих пор доставляют на автомобилях и, видимо, так еще будет какое-то время.
Но если там будет развиваться экспресс доставка, то все равно постепенно все придет к использованию электровелосипедов или другого индивидуального транспорта, потому что склады этих компаний вполне могут располагаться в 15-20 минутах от своих потребителей.
Потому что рынка на самом деле не было. В Америке это устоявшаяся поведенческая культура, и менять устоявшиеся паттерны поведения очень сложно. В России доставки было мало: заказывали только суши и пиццу. И вдруг появляются приложения для доставки: и стартапы, например, Самокат, и крупные игроки (Яндекс начал развивать доставку, выкупив Food Fox). То есть, во-первых, на рынок зашли профессионалы, а во-вторых, рынок был готов, и произошел Product Market Fit.
Сейчас на рынок доставки идут все любыми возможными способами. Например, даже Х5 запускает сервис доставки Около, и заходит в dark-kitchen доставку, купив «Много лосося». Но в ближайшем будущем крупнейшие игроки столкнутся с тем, что органическая экспансия закончится, и им придется делить рынок, демпингуя цены, или проводить сделки по слиянию и поглощению друг друга.
Что будет — сложно сказать. Пока есть, куда расти: в регионы. Это, конечно, не самые большие рынки в России, они объективно бедные. Но за города миллионники битва будет.
Одним из самых больших ограничений является нехватка курьеров, причем это проблема существует почти на всех рынках, не только в России. Культура потребления резко поменялась: все хотят сидеть дома, и это понятно — повлияли карантин, пандемия, удаленка. И люди теперь не хотят ходить в магазин, а хотят заказывать через приложение.
А столько курьеров объективно нет. Это понимают стартапы, это понимают крупные компании, которые сталкиваются то с забастовками курьеров, то с их большой нехваткой. И поэтому они готовы платить большие деньги аутстаффинговым компаниям, которые найдут им курьеров, транспорт для курьеров и тем самым обеспечат бесперебойную работу.
До реалистичной роботизации доставки еще очень далеко, пока хотя бы велосипедизацию бы сделать всем. Яндекс недавно запустил своего робота доставщика. Я думаю, это имеет почву для развития. Но это вообще не быстрая история. Вряд ли мы через год увидим, что у нас весь город будет в роботах-доставщиках. Но рынок будет двигаться в эту сторону.
Это единственный выход, потому что или роботизация, или нужен большой поток мигрантов (а это тоже очень сложная история). Или юнит-экономика просто не будет сходиться, потому что придется еще сильнее повысить зарплату курьера, а у них и сейчас не низкие зарплаты.
Бум идет во всем мире: и в Азии, и в Европе, и в Латинской Америке. Но в Европе культура потребления немного другая: они любят вечером пойти посидеть в кафе или ресторане, думаю что этот паттерн будет сложнее ломать, чем в России или Азии, и это может тормозить быстрый рост доставки там.
FoodTech инсайт от Алексея Миронова
У всех FoodTech компаний сейчас на самом деле операционный переполох. До того как я открыл «Мой девайс», я думал, что все компании в фудтехе, которые на слуху — это очень серьезные технологические компании, где круто выстроены и автоматизированы операционные процессы, где построена и продумана IT архитектура, где быстро происходят доработки системы.
Но оказалось, что там (не буду называть конкретные компании) бардака гораздо больше, чем у любого даже маленького стартапа. Все решается непонятно как, зачастую, ручным управлением (далеко не самым эффективным), ни системности, ни структуры, и многое, что могло бы быть автоматизировано, делается руками. Все это я постоянно вижу собственными глазами когда приезжаю в dark-store или в офис головной компании к партнеру, которому мы поставляем нашу технику.
Из нашего общения с западными венчурными фондами мы поняли, что такая проблема есть и в США, и в Европе. Так, например, в одной из компаний экспресс доставки, которая в этом году даже стала единорогом, заказы записываются на листочках, которые затем забирают курьеры и по ним собирают свой заказ.
Понятно, что эти проблемы возникают из-за быстрого роста, потому что большинство из этих стартапов не были реально готовы: нужно время, чтобы найти хороших менеджеров и выстроить структуру. Многие компании растут двузначными цифрами месяц к месяцу. Все в состоянии взрывного роста, и в то же время это уже крупные компании с большим количеством сотрудников, которыми сложно управлять.
Я 8 лет занимался E-commerce. Год назад я продал проект, которым до этого занимался, и хотел понять какие тренды сейчас в E-commerce, и какой из них будет лучше всего расти. И тогда было достаточно очевидно, что это FoodTech. И я подумал, что в ближайшие 10 лет надо делать ставку на быструю доставку в «быстрых городах». И мне кажется, мы угадали.
Когда началась пандемия, была такая большая неопределенность, многие индустрии «сломались», и было абсолютно непонятно, как долго это продлится. Мне показалось очевидным, что именно FoodTech будет взлетать сейчас, и после пандемии будет дальше набирать обороты.
Летом 2021 года португальский фудтех-стартап Bairro привлек €1,2 млн от частных российских инвесторов. Участниками раунда стали управляющий директор онлайн-гипермаркета Vprok.ru (принадлежит X5 Group) Леонид Довладбегян, бизнес-ангел Дмитрий Шкляр, бывший глава российских представительств JD.com и Cainiao Алекс Васильев, экс-глава Delivery Club и Pandao Андрей Цыценко и еще ряд частных инвесторов.
В России сейчас высокая конкуренция и более избалованный потребитель. В Португалии до нас 15-минутной доставки не было вообще. Когда началась пандемия, супермаркеты были загружены доставкой минимум на три недели вперед.
Начали появляться Instacart-ы (copycats по аналогии с американским стартапом Instacart). Но для меня было очевидно, что «Instacart» — это уже вчерашний день. И я двинулся в сторону dark-store. Благодаря опыту в E-commerce я понимал, что это гениальная модель доставки, потому что из одного большого централизованного склада доставлять по городу очень сложно.
Через несколько лет на рынке доставки будут доминировать игроки, имеющие доступ к сети dark-stores или иметь свою сеть. И мне кажется, что победителем выйдет тот, у которого это просто будет хорошо работать. То есть, курьеры будут приезжать вовремя, привозить заказанный товар. Сейчас иногда ты заказываешь товар, а тебе потом звонят и его заменяют, потому что позиция отсутствует, и это тоже как бы неприятный опыт.
Доставка будет появляться все дальше и дальше от больших городов… В Европе будет происходить то, что сейчас происходит в России: сначала это были большие города: Питер, Москва. Дальше начали выходить в регионы. У этих игроков начали появляться собственные торговые марки. В Европе будет происходить то же самое.
На каждом рынке будут выигрывать разные модели: победит тот, кто найдет первым правильную комбинацию рынка и бизнес-модели.
Например, Сбер, имея большую часть Самоката, запускает свои dark-stores, создавая сам себе конкуренцию. Потому что уже совсем очевидно, что это выигрышная модель.
Ашан планирует перекрывать свои гипермаркеты: половину больших магазинов использовать для dark-stores, оставляя для офлайн ритейла только половину. Постоянно будут появляться гибридные модели, постоянно будет происходить поиск чего-то, что будет отличаться от конкурента. Но, в большинстве стран, на данный момент, обычный dark-store — это уже отстройка от конкурента, потому что конкуренция — это просто ритейл на улице.
FoodTech инсайт от Артема Кохана
В ближайшем будущем количество инвестиций вряд ли сократится. Во-первых, есть венчурная тенденция, что количество инвестиций растет из года в год, во-вторых, food-индустрия много лет была недооцененной, лидировал финтех. А сейчас пошел тренд на еду, возможно, потому что это основа пирамиды Маслоу. Я думаю, что в течение нескольких лет операционно неэффективные бизнесы будут покупаться за копейки большими игроками. И в конце концов, FoodTech в сфере доставки превратится в обычный ритейловый бизнес. Это уже не будут стартапы, это будет тот же самый ритейл как сегодня сети магазинов Магнит, Пятерочка и т.д.
То, что мы видим на рынке в Европе пока говорит о том, что рынок вряд ли будет поделен одним, двумя, тремя крупными игроками. Рынок продажи продуктов в Германии на данный момент составляет порядка 141 млрд Евро и онлайн часть занимает порядка 2%, очевидно, что потенциал для роста огромный и потребитель будет искать каждый своё: кто-то кофе от местного обжарщика, а кто-то возможность не только купить продукты быстро, но и заодно отдать вещи в химчистку.
Традиционный ритейл на фоне развития онлайна скорее всего будет исчезать, если говорить про горизонт 5-10 лет. Европейские рынки готовы к развитию, чем и пользуются местные игроки. Однако у компаний с опытом на российском рынке есть ряд преимуществ: процессы с технологической стороны, маркетинг, работа с закупками у нас выстроена лучше.
Основная сложность на Европейском рынке сейчас — привлечение курьеров. Здесь очень внимательно относятся к условиям труда линейного персонала и у самих сотрудников есть огромное количество альтернатив, они не заинтересованы в любого рода переработках, что усложняет масштабирование бизнеса.
Совершенно точно, что успешно будет развиваться тот, что построит не только большой, но и эффективный бизнес. Убедить инвесторов вкладывать деньги построив простой даркстор и на коленке управляя заказами и закупками будет все сложнее. Конкуренция усиливается и скоростью и ассортиментом ларька никого не удивишь. Придется искать пути дифференциации, усиливать ассортимент, строить сильный бренд.
Фудтех — пищевые технологии будущего: как развивается рынок FoodTech сегодня
1 min
FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.
Причины роста фудтеха
Рынок фудтеха бурно развивается. Этому способствует нехватка качественного белка, ограниченность пригодных для сельского хозяйства земель, популярность органической и ЗОЖ продукции, постоянно растущая потребность в альтернативных продуктах.
Есть и косвенные причины – необходимость снижения вредного влияния на окружающую среду, которое оказывают отходы животноводства и пластиковая упаковка.
Главный драйвер развития фудтеха – доступность технологических решений. Уровень развития технологий – от генной инженерии и биохимии до робототехники и нейронных сетей – сделал повседневной практикой то, что еще 20 лет назад было дорогим лабораторным опытом.
Второй драйвер развития – наличие платежеспособного спроса на продукцию, которая пока еще слишком дорога для массового рынка. К таким продуктам относятся веганская, органическая, функциональная и ЗОЖ-продукция.
Главные направления FoodTech
Инновационные технологии постепенно проникают во все сферы пищевого производства – от генной модификации продовольственных культур до создания «умной», съедобной или хотя бы биоразлагаемой упаковки. Основные ниши выглядят так:
Заменители мяса и молочных продуктов на растительной основе – одно из главных направлений фудтеха. Разработчики стремятся найти адекватную замену животному белку: помимо уже привычного соевого протеина используются овсяный, гороховый и бобовый. Протеин извлекают из дрожжей, водорослей и даже воздуха (финский стартап Solar Foods).
По мере удешевления технологий, предсказывают эксперты рынка фудтеха, станет нормальным проектирование пищевых продуктов с заданными питательными свойствами и с последующей распечаткой такой функциональной еды на специальных 3D принтерах.
2. Городское фермерство. Концепция вертикальных ферм позволяет выращивать органическую продукцию (овощи, зелень и ягоды) в максимальной близости к потребителю. Пандемия помогла развитию этого сегмента: продуктам теперь не надо преодолевать расстояния и границы.
Увеличение срока годности продуктов. Управление сроком годности возможно на генном уровне (модифицированные овощи и фрукты хранятся дольше), а также на уровне безопасных консервантов и «умной» упаковки, оснащенной датчиками и регуляторами.
4. Логистика производства и доставки. За время пандемии потребители привыкли к доставке продуктов и рационов. Для производителей это означает постоянный поиск решений по оптимизации логистики, увеличению скорости и снижению стоимости доставки.
5. Автоматизация всех этапов пищевой промышленности. Робототехника, искусственный интеллект, датчики, спутники и дроны применяются теперь и в агротехе, и в фудтехе. Вертикальные фермы, к примеру, работают в практически автономном режиме. Производители органической продукции уже всерьез разрабатывают схемы доставки свежесобранной клубники дронами.
Известные фудтех-разработки в России
В стране есть интересные стартапы в области городского фермерства: Healthy Garden и iFarm. Обе компании предлагают вертикальные гидропонные установки для выращивания зелени, овощей и клубники; обе разработки автоматизированы и управляются искусственным интеллектом.
Российско-сингапурская компания EntomoVentures запустила высокотехнологичную ферму по выращиванию сверчков с целью производства энтомопротеина; все операции контролирует искусственный интеллект.
Компания 3D Bioprinting Solutions представила технологию биопечати клеточного куриного мяса, чем привлекла внимание известного фастфуд-бренда KFC. Технологию продукта, который назвали «крафтовым мясом будущего», протестировали осенью 2020 года. Разработчики считают продукт не только экологически чистым, но и этичным – «куриный» компонент культивируется в лаборатории без нанесения вреда курам, в качестве наполнителей используются растительные белки.
Разработкой и производством функциональных продуктов питания занимается бренд Ucandy. Есть производители веганской продукции: VolkoMolko, «Вегановъ», «Боб и Соя», «Высший вкус».
Бренд «Веган Иваныч» разработал оригинальный заменитель популярных шпрот – из водорослей нори и тофу, а компания Greenwise выпускает растительную имитацию вяленого мяса. Веганские пельмени делают стартапы «Еда будущего» и «Вегмени».
Российский рынок фудтеха
Самым популярным направлением фудтеха в России остается доставка еды, продуктовых наборов и рационов: на сервисы в этой области приходится 80% всех инвестиций. Начали набирать популярность сервисы персонализированного питания, составляющие рекомендации (или конструирующие готовый рацион) по анализу микробиоты или генотипу.
Однако реализация по-настоящему высокотехнологичного проекта в России пока что сложна – инвесторов больше привлекают масштабируемые, массовые решения, нежели нишевые.
Петербургской компании EatTube, разработавшей высокотехнологичные веганские аналоги привычных бургеров и чизкейков, не без труда удалось найти инвестора – несмотря на инновационную технологию, высокое качество продуктов и безвредную упаковку.
Российские потребители, в отличие от жителей США и Европы, редко руководствуются соображениями этики при выборе продуктов. По этой причине емкость российского рынка заменителей мясной и молочной продукции пока незначительна: вегетарианцев и веганов в РФ сравнительно мало, а стоимость растительных котлет (3 тысячи рублей за 1 кг фарша от Beyond Meat) не всем по карману.
Компания «Эфко» в 2020 году инвестировала 100 млн рублей в разработку растительного мяса, которое, как ожидается, будет в несколько раз дешевле западных аналогов.
В 2020 году российский фудтех привлек 120 млрд рублей инвестиций. Большая часть финансирования пришлась на сервисы заказа, доставки еды и автоматизации общественного питания. Процент высокотехнологичных, наукоемких разработок в области создания альтернативных продуктов и ингредиентов пока незначителен. Среди главных инвесторов для российских стартапов выступают «Сколково», the Untitled, Foodpro.tech, Best Seller Fund, «Эфко» и концерн Danone.
Новые комментарии:
Отменить ответ
Да, сегодня фудтех очень перспективное направление для стартапа. Отличные ниши (на мой взгляд):
— эко-упаковка, биоразлагаемая упаковка, в ближайшее время это огромный рынок который постепенно заменит пластиковые пакеты, те кто успеет войти на рынок — выиграют;
— фермерство и фермерские, настоящие эко-продукты (не подделки под ферм-продукты, а реальные экологичные продукты), хотя фермеры начинают штамповать в промышленном производстве тоже, но здесь выиграет лучший по признанию потребителей.
Познавательная (для меня) статья. Вертикальные фермы – это хорошее дело. Насчет белка из насекомых, поморщилась, но возможно в скором времени мы и не узнаем, что едим выдержки из жучков. Есть страны, где их и без новых технологий едят маринованными целиком, привыкли, значит. К растительному заменителю мяса отношусь скептически, по мне, так ничто не заменит животный белок. Но если человек является глубоко убежденным вегетарианцем, для него ассортимент продуктов модифицированных и искусственно созданных будет, возможно, интересен
ЗОЖ-продукция сегодня очень популярна во всех странах, и Россия – не исключение. Вертикальные фермы – это просто находка для жителей городов, у которых нет дач, а свежих, экологически чистых ягод и овощей очень хочется. Насчёт белка из насекомых – не уверена, что рискну купить данный продукт, будь он хоть в десять раз полезнее и дешевле животного белка. Мечтаю дожить до того времени, когда мне при помощи дрона пришлют свежую, только что собранную клубнику.
Странное утверждение, что протеины из насекомых станут заменителями животного белка. А насекомые, по мнению автора статьи, кем являются, растениями? Насекомые тоже животные, только организация пониже. Интересная идея насчет выращивания куриного мяса без вреда для кур. Ассоциируется с производством крабовых палочек, при создании которых не пострадал ни один краб. А уж упаковка: биоразлагаемая и съедобная, это вообще замечательная идея! Значительную часть мусора занимает именно упаковка.
Мне кажется, именно за городскими фермами будущее. Причем за теми фермерами, которые сделают ставку на этичное производство (упаковка, минимум отходов и выбросов, органика). Насчет инновационных продуктов, наверное, должно смениться несколько поколений, чтобы потребители смогли спокойно реагировать на белок из насекомых и прочие новшества. Нет, уже сейчас есть энтузиасты, готовые это пробовать, но о массовом благожелательном восприятии рано говорить.
Интересно. А есть ли в этом необходимость? Раньше люди ели обычную пищу, обходясь без современных, передовых технологий. Возможно, это — очередной способ заработка. Нужно как-то получать деньги… Государства будут тратить огромные деньги на развитие этого проекта, а есть ли толк?
Я много раз слышала о выращивании мяса в пробирках, когда берут часть мышечной ткани и получают отличное мясо без вреда для животных, о протеине из насекомых и биоразлагаемых упаковках. Но я даже представить не могла, что эта сфера настолько обширна и уже развивается по всему миру.
Что касается Фудтеха как идеи для стартапа, то я думаю, что это довольно перспективное направление. В России, можно попробовать развивать идею растительного мяса, а также вертикальных ферм, которые позволяют выращивать больше продукции, при этом, не нанося вред природе. На мой взгляд, сейчас самое время для того, чтобы начинать заниматься подобным бизнесом.
Так как много людей начинают придерживаться ЗОЖа и вступают в ряды GreenPeace. И это отличная возможность не только заполучить успех на мировом рынке, но и способствовать сохранению природных ресурсов и экологии, привлекая всё больше и больше людей.
Идея по поводу белка из насекомых, честно говоря, кажется мне омерзительной — сразу вспоминается сцена из фильма «Сквозь снег». А вот технология биопечати клеточного куриного мяса уже интереснее. Надеюсь, на вкус это будет как настоящая курица, а не соя с «ароматизатором, идентичным натуральному» 🙂
Что же касается тенденции экологичной и биоразлагаемой упаковки, то это и вовсе прекрасно. Если этот рынок будет также успешно развиваться, возможно, в будущем удастся свести использование пластика к минимуму.
Честно сказать, несколько «пугают» грядущие преобразования и нововведения. Если концепцию вертикальных ферм я ещё как-то могу поддержать, то с растительным мясом дела обстоят иначе.
Всё сводится с одной стороны к экономии ресурсов планеты, но на самом деле, мне кажется, большую роль играет дешевизна технологий для производителя. О людях и их здоровье мало кто думает.
Сколько лет должны проводиться испытания, чтобы начать выращивать безопасное мясо в пробирке? Это не двух лет дело, а его уже того и гляди в продажу запустят. Страшно.
Из статьи узнала о существовании многих до этих пор не известных фирм и продуктов. Из чего следует, что в небольших городах, по всей видимости, они не представлены, а жаль.
Хотелось бы попробовать вегмени, водорослевый протеин и протеин из воздуха («Solar Foods при помощи электричества разбивает молекулы водяного пара — так образуется водород.
Углекислый газ становится источником углерода, а вместе результаты этой реакции позволяют размножаться бактериям, полученным из почвы — в итоге получается вещество, насыщенное белками, жирами и углеводами»).
Интересно, с каким успехом будут развиваться вертикальные гидропонные установки. Выращенную на гидропонике клубнику лично я нашла слишком водянистой на вкус и в целом почти несъедобной
Меня пугает становящееся массовым помешательство на псевдо-экологии и отказе от продуктов животного происхождения.
Я понимаю, что компании, которые сосредоточены на производстве всего с приставкой «био», следуют трендам. Ведь есть спрос, значит должно быть предложение.
Биопечать клеточного мяса, распечатка функциональной еды на 3D принтерах — звучит не просто сюрреалистично, а как-то чрезмерно.
Технологии сегодня являются наиболее востребованным ингредиентом в нашем рационе, о чем свидетельствует рост инвестиций в инновационные проекты и компании, например, связанные с пищевыми технологиями, со стороны мировой агропродовольственной промышленности. Сектор стремится адаптироваться к меняющимся временам и удовлетворять потребности все более требовательных потребителей с более здоровыми и устойчивыми пищевыми привычками.
Фудтех охватывает все эти темы. Однако это не естественное предположение, что пищевая и технологическая промышленность будут дополнять друг друга. Тем не менее, давно назревшее сотрудничество создало новаторскую отрасль, которая гарантирует, что мы стремимся к более устойчивому будущему.