что такое фриволите рукоделие
Фриволите своими руками
Что такое фриволите, виды и основные элементы кружева. Лучшие идеи поделок на челноке и игле: декоративная круглая салфетка, воротничок, брошь.
Фриволите — это рукодельная техника вязания кружева с помощью специального инструмента (челнока или тупой иглы). Позволяет изготавливать декоративные элементы (салфетки, дополнения к скатерти или бордюру), украшения (подвески к серьгам, брошь, браслеты) и элементы одежды (воротничок).
Что такое фриволите?
На фото поделка в технике фриволите
Фриволите — это старинная техника вывязывания кружева. Для упрощения работы мастера используют челноки или иглы с тупым концом, но само кружево от этого становится только ажурнее и сложнее. Комбинируя несложные элементы, мастерица сможет создать эксклюзивное украшение или декор для дома. При этом изделие благодаря плотной вязке будет хорошо держать форму и сохранит первозданный вид даже в ходе активной эксплуатации.
До сих пор ведутся споры о том, когда фриволите иглой и челноком трансформировалось в самостоятельный вид рукоделия. Ведь долгое время кружевные изделия создавались исключительно на коклюшках, а челноки и специальные иглы лишь облегчали задачи мастериц. Только в 19-м веке появились печатные упоминания о плетении кружев с помощью иглы как о самостоятельном виде рукоделия. После революции искусство потеряло свою популярность, и только в 80-х годах 20-го столетия началось возрождение старинных приемов и восстановление схем.
Интерес к технике подогревают именитые дизайнеры, которые предлагают носить кружево в летних образах, а также осенью, зимой, дополняя кожаные платья, рубашки, юбки плетением фриволите. Изделия в данной технике можно увидеть в коллекциях Александра Маккуина, Стеллы Маккартни, на показах Gucci, Loewe. Популярны как юбки и платья из кружевных полотен (показы Александра Маккуина, Баленсиага), так и частично декорированные кружевными бордюрами изделия (Диор, Кристофер Кейн, Стелла Маккартни). Но, чтобы соответствовать модным тенденциям, совсем не обязательно создавать сложные кружевные полотна, достаточно купить или связать фриволите небольших размеров и аккуратно дополнить им готовое платье.
Причин роста популярности техники фриволите много:
Ажурные кружева также активно используются в дизайне жилища. Чтобы не перегружать помещение ретро стилем, дизайнеры рекомендуют добавлять не более 1-2 поделок в интерьер
В зависимости от используемых инструментов, выделяют два вида фриволите:
Инструмент для плетения подбирается произвольно — какой удобней мастерице.
Больше времени следует уделить выбору ниток для фриволите. Отдать предпочтение стоит волокнам для вязания тонким крючком, например, хлопковому ирису или кроше. Убедитесь, что нить обладает равномерным плетением, не скользит. Для первых поделок рекомендуется выбирать материал в светлых тонах, на таком плетении лучше видно неравномерность натяжки или уплотнения самой нитки.
Как работать в технике фриволите?
Основу вязки составляет двойной узел. Чтобы выполнить несложное плетение, достаточно на нить основы выложить прямой узел, а затем повторить процедуру в обратном порядке (обратный узел).
Независимо от того, решили вы сделать серьги фриволите или сложное кружево, в работе предстоит использовать три элемента:
Комбинирование этих трех элементов позволяет создавать сложнейшие ажурные кружева. Соединение колец и дуг происходит через пике. Чтобы зафиксировать крепление, достаточно накинуть двойной узел на пико.
Для быстрого плетения новичкам также важно научиться выбирать и читать схемы фриволите. Готовые шаблоны, как правило, изображают изделие с пронумерованными участками. В расшифровке каждый из них описан комбинацией элементов (пико, кольцо, дуга) или порядком плетения узлов (прямой, обратный, двойной), указываются также соединительные пико. Выбирать схему следует только ту, которую вы с легкостью можете прочитать. Если какой-либо из моментов вам не понятен, лучше отложить такой узор и выбрать полегче.
Лучшие идеи поделок в технике фриволите
Перед тем как заняться творчеством, важно потренироваться, как плести простые элементы фриволите. А затем можно переходить к созданию полноценных прикладных изделий, например, салфеток или бордюров. Декоративные воротнички, сережки, ожерелья и броши потребуют большего прикладного опыта. Украшения фриволите не терпят изъянов, так как акцентируют на себе внимание зрителя. Изделия, размещаемые в портретной зоне, такие как воротник фриволите или серьги, необходимо тщательно проверять на отсутствие изъянов.
Салфетка в технике фриволите
Декоративные салфетки фриволите можно изготавливать круглыми, овальными, квадратными или с рваными краями (форма звезда). Новичку в рукоделии будет проще начинать с круглой поделки или вывязать вначале круглые элементы, а затем соединить их вместе в квадрат. Для удобства выбранную схему изделия фриволите можно распечатать на бумаге и ручкой отмечать выполненные узлы.
Как сделать салфетку в технике фриволите:
Салфетка с пятью рядами лепестков в диаметре будет не больше 12 см, если использовать нити ирис для фриволите. Хорошо накрахмалив готовое изделие, вы получите достаточно жесткий костер или декоративную подвеску на стену. Вариантов применения ажурной поделки множество.
Воротничок в технике фриволите
Челночное плетение — многогранный вид искусства. С помощью несложной техники можно создать воротники-чокеры, воротнички-ожерелья (с бисером и камнями) и, конечно же, классические пришивные воротнички. Приступая к плетению фриволите своими руками, следует учитывать, что любую схему придется изменять по размеру вашей шеи и вырезу горловины. Чтобы готовое изделие хорошо ложилось на плечах, выбирайте ажурные узоры, но старайтесь не затягивать плетение.
Как сделать воротничок в технике фриволите:
Чтобы добавить воротнику торжественности, узор фриволите украшают бусинами. Для этого на нить перед началом плетения нанизывают желаемое количество бусин, вплетая их в вязку вместо пике на схеме. Необходимое количество бусин продумываем заранее, глядя на схему.
Брошь в технике фриволите
Ажурное кружево красиво само по себе, поэтому в качестве украшения могут использоваться простые плетения. Для получения аккуратного комплекта достаточно выбрать простую схему и повторять узор до получения требуемых размеров браслета, ожерелья. Чтобы сделать серьги, достаточно один раппорт вязки посадить на швензы. Но самый увлекательный, пожалуй, процесс создания броши фриволите. Для получения ажурного украшения рекомендуется выбрать базовую схему, но по ходу вязки доработать её, добавив плетению объема и декоративных элементов в виде пико или бусин.
Как сделать украшение в технике фриволите:
Если в качестве держателя вы используете английские булавки, подбирайте плоские фантазийные узоры, например, бабочку или снежинку.
Что такое фриволите — смотрите на видео:
Фриволите — это старинный вид рукоделия, возродивший свою популярность. Несложные приемы позволяют изготовить ажурные украшения и изделия, которые нашли широкое применение в декорировании дома. По мере роста мастерства сложность работ увеличивается, как и их ажурность.
Техника фриволите – основы плетения для начинающих
Вы любите кружева? Наверное, все их любят. Кружевами ведь можно украшать не только платья и блузки, но и любой текстиль для дома – это так нарядно и мило. Сегодня мы хотим познакомить вас с техникой фриволите – процессом создания кружева из нитей по оригинальной технике.
Если рассуждать о процессах, то вязание фриволите сочетает в себе приёмы разных видов рукоделия: здесь вам и крючок, и спицы, и макраме, но в то же самое время это нечто совершенно особенное. Впрочем, давайте рассмотрим технику чуть внимательнее – вам сразу всё станет понятно.
Необходимые инструменты
Плетение фриволите, как и любое другое рукоделие, требует специальных инструментов и приспособлений.
Главное приспособление для фриволите – это челнок. Челноки могут быть разных конструкций, но суть у них одна – облегчить вам работу с длинными нитками. Внутри челнока имеется обычная шпулька, на которую наматывают нитки (как в швейной машинке). Для тонких ниток используют небольшие челноки, а для толстых – более крупные.
Другое, столь же важное приспособление – это крючок и игла. Для фриволите используют специальные крючки и иглы. Крючок для фриволите напоминает крючок для тунисского вязания, у него довольно длинная округлая ручка и маленькая головка. Игла для фриволите – очень длинная по сравнению с обычной иглой (примерно 13 см), равномерно толстая по всей длине, как чулочная спица, и притом тупая. Не обязательно покупать и иглу, и крючок – довольно одного инструмента, в зависимости от того, что вам больше нравится (или что покажется более удобным).
Кроме того, вам понадобятся хорошие ножницы и обычная штопальная игла, чтобы распускать огрехи.
Из чего плести кружева?
Фриволите для начинающих может показаться немножко сложным, поэтому к выбору ниток нужно подойти очень придирчиво. В принципе, для кружева подходят любые нитки для вязания тонким крючком – такие как кроше или ирис. Но качество имеет первостепенное значение. Выбирайте нитки без утолщений, мягкие, не слишком скользкие. Идеально подходит хлопковый ирис. Чтобы замечать все свои ошибки, выбирайте пряжу светлых оттенков, на ней все рельефы заметнее.
Основные приёмы
Вне зависимости от того, предпочитаете вы фриволите крючком или иглой, существует всего лишь несколько приёмов плетения. Вот их названия:
Всё остальное является сочетанием этих элементов.
Основы техники составляет один, всего лишь один узел. Ну хорошо, два узла. Один из них – это основной узел, которым выплетаются любые элементы, и второй – соединительный узел для двух отрезов нитей.
Основной узел фриволите называется двойным узлом. Давайте его сразу же изучим.
Возьмите иглу или крючок. В иглу вставьте нитку, а если у вас крючок, приготовьте челнок с намотанными нитками.
Прижмите конец нитки к инструменту, располагая нитку позади него.
Набросьте длинный конец нити на указательный палец, перекрутите на манер петли и накиньте на инструмент. Теперь снова накиньте нитку на указательный палец, перекрутите петлю в другую сторону и снова накиньте на инструмент. Всё. Вы освоили двойной узел фриволите.
Отрезы нитей по длине соединяются так называемым геракловым узлом, который вы тоже легко научитесь делать.
Попробуйте завязать. Получилось? Теперь вы освоили вспомогательный узел фриволите.
Первая проба
Ну что же, вернёмся снова к двойному узлу, который находится у вас на игле или на крючке. Попробуйте сделать ещё несколько таких узелков, располагая их друг за другом. У вас получается целый ряд узелков.
Приступим к изучению элементов техники фриволите крючком и иглой. Первый элемент, который мы изучим, называется пико. Для этого расположите следующий двойной узел на некотором расстоянии от вашего ряда петель. Между узелками получилась длинная перетяжка. А теперь сдвиньте узел к ряду узелков. Получилась выступающая петелька – пико.
Попробуйте связать небольшой узор, чередуя ряды гладких двойных петель и пико.
А теперь освоим новый приём. Он немного отличается в исполнении на крючке и на игле, хотя суть его остаётся одной. Вам нужно сбросить образовавшийся узор и закрепить его.
В технике фриволите иглой поступите так: одной рукой держите иглу, а другой стягивайте петли к её ушку. Петли соскользнут и иглы и наденутся на нитку. Продолжайте тянуть, тяните. Вот уже на конце осталась маленькая петелька. Вставьте в неё иголку, затяните. Вот – у вас получилось кольцо!
Если вы затеяли вязание фриволите крючком, у вас будет немножко иначе. Нить заведите за мизинец, охватите ею головку крючка. Нитку аккуратно протащите через вязаный узор. Теперь у вас на крючке петля с орнаментом. Накиньте на крючок ещё одну петлю, захватите рабочую нитку и затяните колечко.
Теперь давайте продолжим плести кружева. Сделайте ещё одну кружевную цепочку – такую же, как вы только что сделали для колечка. А теперь сбросьте её на рабочую нить. Если не стягивать цепочку в кольцо, вы получите третий основной элемент – дугу.
Как можно соединять между собою дуги и кольца в нарядные цветы и подобные им элементы? С помощью пико. Через пико выплетают двойной узел.
Можно сказать, что техника фриволите крючком и иглой освоена. Осталось только набить руку!
Освоив только три основных элемента, вы вполне в состоянии уже выполнить нечто особенное. Техника фриволите крючком и иглой для начинающих подразумевает создание простых украшений: вязаных кулонов, чокеров, а также воротничков, салфеток, скатертей. А когда у вас начнут получаться ровные и красивые колечки, вы можете дополнить плетение бусинками и стразами для создания настоящих шедевров.
Другие виды вязания кружева можно посмотреть тут.
МК по фриволите
Тайная история фриволите: от древности до нового времени. Часть первая
«Если хочешь что-то хорошо спрятать, положи это на видное место». (с)
Причиной написания этой статьи послужило отсутствие внятной, связной информации по кружеву фриволите не только в печатных русскоязычных изданиях, но и в русскоязычной части сети Интернет. Вся информация о этом виде рукоделия, как правило, ограничивается перепечаткой предисловия вступления в книге А.Г. Вечерской. Какое именно издание послужило источником для изложенного госпожой Вечерской материала — неизвестно, — но нам удалось найти первоисточник. В Интернете эта информация многократно не просто повторяется, не привнося в знания ничего нового, но и искажается, плодя ошибки.
У каждого вида кружева своя история возникновения, свой, на протяжении столетий, путь развития. Чаще всего, он виден ясно и отчетливо, а порой, как в случае с фриволите, совершенно теряется. Когда возникло фриволите, сказать с уверенностью невозможно, но можно представить себе путь его развития. Мы решили на основе найденных нами источников, изложить историю этого ремесла настолько достоверно, насколько это возможно.
История узелкового плетения, как и остальных видов плетения, бесспорно, уходит в далекое прошлое. Различны узлы, используемые приемы плетения, известны в древнейшие времена и у разных народов: они нашли применение для изготовления как сугубо утилитарных, так и изделий имеющих декоративно-прикладное значение — позументов, галунов и прочих басонных изделий.
Существует несколько версий возникновения этого типа кружева:
1. Морская или рыбацкая версия.
2. Восточная версия.
3. Итальянская версия.
4. Самодеятельная версия.
1. Морская или рыбацкая версия. Некоторые считают, что узлоплетение — различные приемы плетения узлов, которые были, потом собраны усилиями представителей разных народов в искусстве макраме, — могло быть разработано моряками, которые были знакомы, по роду своих занятий, с узлами и разными плетениями из них. Считается, что еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, шнуры, узелковые талисманы (наузы). Моряки были знакомы и с сетями, в плетении которых применяются челноки и которые, довольно давно, отличаются от ткацких. В узловязании вообще, как и в макраме и в плетении сетей, в частности, нашел применение челнок. Сейчас такой челнок в русском языке носит название «иглица» потому, что он похож своей формой на швейную иглу. Первоначально и ткацкий челнок мог иметь подобную форму — «иглица».
Ученые спорят, в каком ремесле произошло изобретение этого революционного приспособления, до сих пор.
Считается, что в 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В конечном итоге это нашли свой путь к Европе и узловязание стало, как техника макраме, популярно для украшения мебели и одежды. Применялось узловязание и в вышивке в поздние средние века — Чосер даже упоминает о нем в своих «Кентерберийских рассказах» (1387). В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии — итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники.
Но «морская версия» не единственная версия развития узелкового плетения. В пользу «сухопутной версии» говорит то, что узелковые переплетения известны были не только морякам: достаточно вспомнить перуанское узелковое письмо или славянские наузовые обереги, кельтские и древнеармянские, древнеалбанские орнаменты. Есть мнение, что узелковое плетение возникло как примитивное заделывание нитей основы у куска ткани, снятого со станка, также как и другие виды кружева: игольное и плетеное, — начались с заделывания нитий основы. Такое случалось в человеческой истории, что одно умение возникало почти одномоментно и развивалось практически одновременно в разных уголках земного шара, казалось бы, не связанных друг с другом. Но у нас нет единой «сухопутной версии» — мы имеем их три, две из которых по силе приводимых аргументов в пользу каждой из них, можно считать равнозначными. Все три версии имеют одинаковую распространенность, но закончим мы наименее аргументированной. А «морскую версию», как версию возникновения такого узелкового кружева как фриволите в среде моряков, так же можно считать не состоятельной — но влияние мореходства на развитие и распространения узелковых плетений бесспорно.
2. Восточная версия. Широко известное утверждение, распространившееся в Интернете, что фриволите, как вид кружевоплетения также пришел в Европу с Востока: «На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Именно на Востоке был изобретён челнок, который нашел применение и в ткачестве, а затем, с помощью которого стали создавать совершенно новые образцы искусного рукоделия. Первоначально челноки были большего размера и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью», — не лишено основания. Как уже говорилось, многое исследователи сходятся, что в Европу кружево попало из восточных стран, возможно из Ирана. В современном персидском слово «челнок» (Makouk) звучит как «маку» (в большинстве интернет-публикаций «макук» пишут как «манук», что является очевидной ошибкой). Самый древний челнок, по мнению некоторых иследователей, был найден в раскопках на территории современной Турции. В Турции также бытует свой характерный стиль фриволите называющийся «mekik oya», который, при имеет свои характерные стилистические отличия от европейского фриволите. Но нет достаточных оснований предполагать, что это было именно так: но очевидно, что в общем, кружево пришло с Востока. Некоторые исследователи относят корень «маку-» и к происхождению арабского слова «макраме» — и, как известно, в этой технике так же изготавливается кружево.
Забегая в перед: еще одно косвенное свидетельство того, что ранние формы фриволите довольно сильно отличаются от современных, можно найти в первых изданиях, посвященных этому виду рукоделия. Там не было никаких «цепей» и работа состояла только из отдельных колец, которые были сделаны с использованием только одного челнока и затем связали или сшитые впоследствии вместе в мотивы или группы. Иногда кольца были сделаны с иглой, которая несла, вместо челнока, рабочую нить — это говорит ещё раз в пользу «восточной версии» — на Востоке широко распространено было игольное кружево и именно отсюда оно пришло в Европу.
3. Итальянская версия. Эта версия объединяет в себе морскую версию: Средневековье пути с Востока на Запад лежали через Италию. Не стоит забывать и об обширном побережье Италийского полуострова. Связи с Северной Африкой, Ближним Востоком, Сицилией мавров, и Андалузским халифатом: о возможном попадании с кружева с Востока мы уже говорили, — так почему бы ему не прийти через Италию? Мы уже писали: считают, что в 17 веке узелковое плетение из Испании и Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Причем распространилось в виде плетения узелковых цепочек, которые применяли для вышивки. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. С другой стороны, в Европу кружево попало из восточных стран.
Роль монастырей до конца не ясна, но предполагают, вероятно, монахинь, столько форм, кружева и рукоделия обязаны своим существованием монастырей. Например макраме.
4. Самодеятельная версия. По этой версии считается, что в отличие от других видов кружевоплетения и, в частности кружевоплетения на коклюшках, которые возникли и развились в ремесленной среде, техника фриволите возникла в XVIII в., в домашних условиях. Это самая привлекательная версия: она более всего мифологизированная, в ней множество прекрасных женщин, в том числе и коронованные особы, в её пользу обычно привлекают множество иллюстраций… — которые мы намеренны, привлечь для того, чтобы ее разрушить.
В Интернете можно встретить: «В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз — из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром», — противоречивое утверждение, основанное на недостоверных сведениях.
То, что нити, применяемые в кружевоплетении, тогда стали тоньше, отмечают все исследователи: это связано как с модой (отказ от золотых и серебряных нитей), так и удачной селекцией льна, прогрессом в области техники прядения: фриволите не могло остаться в стороне, — если бы техника фриволите существовала или оформилась в вид рукоделия и достигло бы товарного производства.
Что известно о том периоде? — Известно то, что кружева были в моде, возникали новые центры изготовления кружева (в том числе, и плетением), совершенствовались и развивались технологии. В письменных источниках термин фриволите (и равновеликие с ним) не встречается, а в английском языке встречается как «knot», «knotting» и равнозначные.
В это время челночное рукоделие считалось элегантным, аристократическим занятием для дам высшего общества. Этим рукоделием не гнушались и коронованные особы. B Англии и Франции это было любимое времяпрепровождение придворных дам. В модном свете эпохи Просвещения дама никогда не сидела с пустыми руками. Вы можете подумать, что желание «занять чем-то руки» было связано с необходимостью совместить приятное с полезным. Праздность, как её тогда понимали, была не в моде. Вполне возможно, что часть родовитых дам руководствовалась не высокими идеями эпохи, а лишь своим тщеславием и модой.
Челноки переносились в маленьких, завязывающихся сумочках, напоминающей большой кисет, которые были также богато декорированы и даже могли быть украшены драгоценностями. Светскую даму было без подобной сумочки и не увидеть. На старинных портретах дамы, зачастую позировали с челноками в руках как, на пример, королева Шарлотта. Ее портреты часто приводят в виде примера типичного изображения дамы с плетением фриволите.
В возрасте 17 лет она стала супругой короля Великобритании, Георга III. Королева Шарлотта очень любила искусство и, в частности, оказывала поддержку своему учителю музыки Иоганну Кристиану Баху (сыну знаменитого композитора) и Вольфгангу Амадею Моцарту, который в возрасте 8 лет посвятил ей один из своих опусов. Она также широко занималась благотворительностью. Королева хорошо знала ботанику и участвовала в создании Королевского ботанического сада. Считается, что королеве Шарлотте принадлежит рецепт сладкого десерта из яблок, запеченных в тесте (шарлотки).
На картинах Бенджамина Уэста «Королева Шарлотта с дочерью» (Benjamin West, Queen Charlotte with Charlotte, Princess Royal, 1776) и «Королева Шарлотта» (Benjamin West, Queen Charlotte, 1776) видно челнок для плетения узелков в правой руке королевы. Некоторые думают, что на этих портретах в левой руке королевы Шарлотты не что иное, как кольцо фриволите. И некоторые утверждают, что на указательном пальце левой королевы руки видна нить, которая тянется из сплетённого фрагмента кружева. На самом деле такие утверждения — нелепица не меньшая, как и утверждение, что королева придумала рецепт «шарлотки».