что такое фрикционная муфта
Фрикционная муфта
Довольно большое количество механизированных конструкций имеют переходящий участок, через который проводится передача крутящего момента. Зачастую в качестве подобного элемента выступает специальная муфта, обладающая определенными характеристиками. В полной мере выполнить подобную функцию может фрикционный тип устройства, который устанавливается в транспортной технике, инженерных решениях, промышленных станках. Устройство может применяться для реализации самых различных задач.
Общее устройство муфты
Рассматриваемое устройство может существенно различаться по конструктивным особенностям, но в большинстве случаев представлено сочетанием пакетов дисковых элементов в фрикционной функцией. При этом муфта фрикционная характеризуется особыми свойствами, которые должны учитываться. Особенности заключаются в следующем:
Промежуточное устройство может иметь самую различную конструкцию, все зависит от поставленной задачи.
Принцип работы
Во многих случаях фрикционная муфта токарного станка или другого оборудования предназначается для сопряжения двух элементов и создания одного рабочего агрегата. Рассматривая принцип работы следует уделить внимание нижеприведенным моментам:
Механизм включения может существенно отличаться. В большинстве случаев в его качестве выступает механический или гидравлический привод, а также электрическое блок управления. Некоторые варианты исполнения могут работать автоматически при возникновении перегрузки.
Используемые в конструкции материалы
Для обеспечения особых эксплуатационных свойств при изготовлении применяются специальные материалы. Среди их особенностей отметим следующее:
Важным моментом назовем то, что муфта фрикционная может работать без смазки и с ней.
Отсутствие масла в системе существенно снижает эксплуатационный срок, однако в подобном случае не приходится проводить периодическое обслуживание. Масло существенно снижает степень трения подвижных элементов, оно также отводит тепло от основных элементов конструкции.
С каждым годом фрикционные муфты совершенствуются путем применения специальных материалов, которые обладают особыми свойствами. Примером можно назвать керамику и другие легированные составами.
Формы выпуска деталей
В большинстве случаев дисковые муфты представлены пластинчатыми изделиями. Среди особенностей формы выпуска отметим следующие моменты:
Крепление абразива может проводится самым различным образом. Чаще всего для этого применяется заклепка, которая утапливается в специальные ниши.
Разновидности муфт
Встречается довольно большое количество различных устройств, которые могут классифицироваться по конструктивному признаку. В большинстве случаев в качестве основного элемента выступает диск с особыми свойствами. При этом могут создаваться следующие варианты исполнения:
Подобные варианты исполнения применяются в том случае, когда нужно обеспечить особые эксплуатационные характеристики. Современным вариантом исполнения можно назвать многодисковую конструкцию, которая характеризуется высокой плавностью хода на момент эксплуатации.
Классификация проводится и по типу применяемого привода для передачи усилия. Выделяют следующие варианты исполнения:
Еще одной распространенной классификацией можно назвать то, каким именно образом передается вращение: сухим или мокрым. Во втором случае за счет добавления смазки существенно расширяется срок эксплуатации фрикционной муфты, а также проводится отведение температуры.
Дисковые устройства
Довольно большое распространение получили дисковые фрикционные муфты. Ключевые моменты следующие:
Дисковые устройства получили широкое распространение, они могут классифицироваться по самым различным признакам.
Конусные модификации
Для изменения основных свойств механизма применяются конусные элементы, за счет которых передается усилие. Особенности следующие:
Модификации конусного типа получили широкое распространение. Однако, сложности при изготовлении становятся причиной существенного повышения стоимости.
Цилиндрические устройства
Могут применяться и цилиндрические фрикционные муфты. При изготовлении основной части применяется специальный фрикционный материал, характеризующийся повышенной устойчивостью к воздействию высокой температуры.
Сегодня цилиндрические устройства производятся самыми различными производителями. Х существенным недостатком можно назвать достаточно большие размеры.
Особенности многодисковых моделей
Для уменьшения радиальных габаритов фрикционных дисков применяется муфта многодисковая. Среди особенностей отметим следующее:
За счет сочетание нескольких дисков может передаваться требуемое усилие. Все элементы должны быть строго соосными, поэтому проводится установка строго на одной полумуфте.
Модели с одним барабаном
Подобные варианты исполнения используются для передачи небольшого усилия. Среди особенностей отметим:
Модели с одним барабаном характеризуются тем, что при их производстве не применяются абразивные и фрикционные материалы.
Модели с несколькими барабанами
Существенно повысить эффективность барабанного устройства можно за счет установки нескольких барабанов. Это обеспечивает следующее:
Применение нескольких барабанов становится причиной увеличения габаритов муфты.
Втулочные модели
В качестве промежуточного элемента также может применяться втулка. Подобный вариант исполнения характеризуется следующими особенностями:
Втулочные модели менее распространены в сравнении с дисковыми и многодисковыми.
Преимущества фланцевых устройств
Фланцевый метод подсоединения получил широкое распространение. Это связано со следующим:
Преимущества фланцевых устройство определяет широкое распространение. Однако, их монтаж может проводится не во всех случаях.
Модели на шарнирах
Может проводится установка моделей на шарнирах. Эта модель характеризуется следующими свойствами:
Однако, модели на шарнирах характеризуются специфическими характеристиками, которые и определяют их применение только в определенных случаях.
Кулачковые устройства
Довольно большое распространение получили устройства кулачкового типа, которое представлено двумя полумуфтами с кулачкам на торцах. Муфта подобного типа работает следующим образом:
Кулачковая муфта характеризуется тем, что способно передавать достаточно высокое усилие.
Это связано с применением определенной стали при изготовлении кулачков.
Модели для приводов
Привод предназначается для передачи усилия. Существует довольно большое количеств вариантов исполнения для передачи вращения. Привод характеризуется следующими особенностями:
Привод рассматриваемого типа широко распространен. Это связано с тем, что передача усилия может быть прекращена в любой момент.
Муфта фрикционная
Фрикционный вариант исполнения применяется для плавной передачи усилия под нагрузкой на ходу при любой скорости вращения ведущего и ведомого элемента. Работает устройство за счет высокой силы трения. Сред особенностей применения фрикционной муфты отметим:
Однако фрикционная муфта характеризуется и довольно большим количеством недостатков, среди которых отметим повышенную степень износа при эксплуатации. Также не стоит забывать о том, что сопрягаемая поверхность может сильно нагреваться.
Муфта упругая втулочно-пальцевая: чертеж, параметры, основные размеры
Подобный вариант исполнения также получил весьма широкое распространение, может применяться при создании различных механизмов. Среди особенностей отметим следующее:
Упругая втулочная пальцевая муфта применяется в качестве предохранительного и управляющего элемента. В специализированном магазине можно встретить большой ассортимент устройств, что существенно упрощает задачу по подбору подходящего варианта исполнения.
Фрикционная муфта
Фрикцио́нная му́фта (устар. — фрикцио́н) — устройство передачи вращательного движения посредством силы трения скольжения.
Содержание
Принцип работы
По назначению фрикционные муфты могут быть сцепными и предохранительными.
Сцепная фрикционная муфта (муфта сцепления) предназначенная для разъединения и плавного соединения входного и выходного валов посредством трения.
Во время включения в работу сцепных фрикционных муфт крутящий момент на ведомом валу возрастает поступательно и пропорционально увеличению силы взаимного прижатия поверхностей трения. Это позволяет соединять валы под нагрузкой и со значительной начальной разницей их угловых скоростей. В процессе включения муфта пробуксовывает, а разгон ведомого вала осуществляется плавно без ударов.
Предохранительная муфта предназначена для разобщения входного и выходного валов в случае превышения предельной величины крутящего момента.
По типу трущихся поверхностей различают муфты дисковые, конусные, барабанные, барабанно-ленточные.
По способу создания сил трения различают муфты с пружинным, грузовым, центробежным, кулачковым, гидравлическим, пневматическим и электромагнитным нажимом.
По типу сил трения различают муфты сухого трения и муфты, работающие в масле.
Классификация фрикционных муфт
Фрикционные муфты по форме рабочих поверхностей бывают следующих видов:
На механических транспортных средствах применяется сцепление.
Фрикционная муфта гусеничного трактора
Служит для отсоединения одного из бортов при повороте.
Устройство
Принцип действия
При прямолинейном движении — пакет дисков прижат отжимным диском за счёт пружин и вращение передаётся от центральной передачи через фрикционную муфту на бортовой редуктор. При повороте — усилие от рычага управления передаётся через сервомеханизм на вилку выключения муфты. Вилка оттягивает выжимной подшипник и отжимной диск. Он отходит от пакета дисков и освобождает их, при этом сжимаются пружины. Ведущие диски начинают пробуксовывать относительно ведомых. Борт становится неведущим, а другой (ведущий) борт начинает заворачивать трактор.