что такое фригийский лад
Фригийский лад
Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.
В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).
Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина, [1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.
Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.
Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.
Содержание
Лады в античности
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.
Лады в средневековой европейской музыке
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
Лад | Интервалы в ладах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прима | Секунда | Терция | Кварта | Квинта | Секста | Септима | |
Лидийский | Чистая | Большая | Большая | Увеличенная | Чистая | Большая | Большая |
Ионийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Большая |
Миксолидийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Дорийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Эолийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Фригийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Локрийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Уменьшенная | Малая | Малая |
Неевропейские ладовые системы
В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).
Ладовые системы Нового времени
Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Фригийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
Фригийский лад. Общая информация
Несомненно, фригийский лад – это самый любимый звукоряд всех музыкантов, играющих тяжелую и мрачную музыку. Мало того, что он относится к минорному наклонению, так и характерная для него ступень делает звучание еще более мрачным и холодным. В данной статье мы подробно объясним, как построить фригийский лад, а также расскажем про его использование в музыке.
Отличие от обычного минора
Как уже было сказано выше, фригийский лад среди остальных ладов народной музыки отличается своим мрачным и гнетущим звучанием. Это происходит из-за пониженной второй ступени в гамме обычного минора. Кроме этого, он несет в себе характерный испанский колорит – именно на фригийской гамме основана почти вся народная испанская музыка. На данный момент именно этот лад чаще всего используют в тяжелой музыке.
Как построить фригийский лад
E – F# — G – A – B – C – D
Нас интересует нота F#, которую нужно опустить на полтона. Итоговый вид фригийской гаммы такой:
E – F – G – A – B – C – D
Аппликатуры лада
Фригийский лад на гитаре имеет аппликатуру, очень схожу со стандартным минорным звукорядом, но с опущенной второй нотой. В этом разделе мы дадим вам базовую форму этого бокса, сыгранную через тональность ми-минор. Для того чтобы найти фригийскую гамму в другом ключе, вам нужно сыграть тот же самый бокс, но от нужной вам тоники.
Аккорды от фригийского лада
Для того чтобы построить аккорд с характерным фригийским звучанием, нам нужно либо достроить до его готовой формы ту самую вторую ступень, либо поменять одну из устойчивых нот на вторую пониженную. Опять же, разберем это на примере аккорда Ми-минор. Его основные ноты такие:
Самый простой способ сыграть фригийский Ми – это взять его на открытой позиции второго лада, и вместо открытой шестой струны сыграть первый лад на ней же. Таким образом, вы измените басовую ноту на ту самую фригийскую и получите характерное звучание интересующего вас лада. Ноты тогда будут такие:
Кроме этого, вы можете вместо второго лада на четвертой струне зажать третий – тоже Фа. Тогда порядок нот изменится на:
Кроме этого, вы можете отойти от стандартного построения аккорда по ступеням – I – III – V и заменить третий тон на фригийскую ноту:
В этом случае у вас получится:
Однако в этом случае вам придется находить удобные аппликатуры аккордов на грифе.
Музыка во фригийском ладе
Как уже было сказано выше, фригийский лад в музыке чаще всего можно найти в тяжелом роке. Самый яркий пример – классический Thrash, например, композиции группы Metallica или Megadeth.
Кроме этого, вокруг фригийской гаммы построена вся испанская музыка. Если вы сыграете подряд аккорд Em и F, то прочувствуете тот самый характерный испанский колорит.
Как использовать лад
Если вы играете тяжелую музыку, то вам просто необходимо запомнить построение фригийского минора, поскольку благодаря ему вы сможете выстроить очень мрачную и гнетующую гармонию.
Иногда неплохо может звучать прием, когда гитара находится внутри одного аккорда, а бас, играя тонику, время от времени уходит на ту самую фригийскую ноту. Тогда гармония движется менее очевидно для слушателя, однако настроение лада передается композиции, создавая очень странное ощущение тревоги из ниоткуда.
Кроме этого, фригийский лад стоит использовать при создании испанской гармонии, если вы хотите добавить музыке характерный для этой страны колорит.
Фригийский лад
Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находится малая терция. В сравнении с натуральным минором во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды:
Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад.
В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот, который не имеет ничего общего с фригийским ладом, а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда натурального минора, который является фригийским тетрахордом:
Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т
Интересен тот факт, что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы (во времена Баха), фригийский лад единственный пережил прочие натуральные лады и оставался третьим по частоте использования. Позже однако и его вытеснила тональная система.
Фригийскому ладу свойственно суровое, мрачное звучание. За счет понижения второй ступени свойственное минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки. По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке.
Классиками, в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80-х и до конца 90-х практически в каждой песне можно встретить этот лад.
Вообще, фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash. Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow:
В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные интервалы лада, но и некоторые редко используемые. На анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционном мастерстве Hetfield.
Характерные интервалы фригийского лада:
Малая секунда на первой ступени — используется во множестве мелодий, очень часто в музыке фламенко.
Используется также для опевания устоя ( характерная черта натуральных ладов сопоставление, с постоянным возвращением к основному тону, иначе лад теряет определенность)
Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2 (первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)
Более редкая интонация 2 — 7, которая за счет широты,чаще используется для создания скрытого двухголосия.
Еще один пример использования фригийского лада песня Take No Prisoners группы Megadeth. Обратите внимание на используемые интонации.
Гармония фригийского лада
Основными отличительными аккордами лада будут те, в которых есть 2 ступень. Это трезвучия II, V и VII ступени. Обратите внимание на то, что трезвучие V ступени уменьшенное, что можно использовать в композиции для создания необходимой окраски.
Чаще всего используются соединения II-VII и II — I, поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада.
Использование
В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания минорных аккордов при секундовом движении гармонии (либо при наличии явно выраженного фригийского звучания). Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание.
Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада. Например, лад от E содержит в себе пентатонику D
Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание.
Фригийский лад также распространен в русской музыке (Мусоргский).
Послушать увертюру к рок-опере Jesus Chris Super Star
Песня Варлаама из оперы Борис Годунов
Фригийский лад, Как построить, как использовать, Гармонизация, Аккорды
Приветствую Вас дорогой читатель
В данном видео вы узнаете что такое фригийский лад, как и где он используется, как его гармонизировать аккордами трезвучиями и септаккордами.
0:00 Что такое фригийский лад
0:25 Как построить фригийский лад
3:01 Как использовать фригийский лад
5:42 Импровизация во фригийском ладу
7:41 Гармонизация фригийского лада
12:05 Авторский пример использования фригийского лада
13:43 Где можно услышать фригийский лад
14:09 Фригийский доминантовый мажор (Фригийский мажор)
Столбняк в Санкт-Петербурге
Столбняк существует. Я в этом убедился на личном опыте. Но самая страшная болезнь в России не столбняк, а бюрократия.
Я думаю, эта история заслуживает внимания общества и широкой огласки.
Помогите распространить это сообщение как можно дальше. На всех уровнях. Соцсети, репосты, газеты, телефон, письма, рассказы знакомым, возможно кто то из вас спасёт жизнь одного, пусть и незнакомого человека.
ЛЮБОЙ из вас может оказаться на моём месте.
22 сентября я удалил дома вросший ноготь.
Через два дня палец дёргаться перестал. И я забыл эту историю.
Ещё через две недели место пореза стало вновь дёргать, затем потихоньку нога, другая, и мышцы по всему телу. Свело слегка челюсти, стало тяжело глотать и напряглись мышцы по всей спине.
И дальше начался двухмесячный кошмар. С больничного на больничный. От врача к врачу, на обследования я потратил всё что было, и безрезультатно. Инфекционисты, терапевты, неврологи- никто не мог поставить диагноз.
Сон, аппетит, работа, нормальная жизнь, общение, внешний вид- всё было потеряно.
В течение примерно 2-3 недель было ухудшение вплоть до единичных судорог, затем пошёл на поправку, затем заживший палец снова начинал болеть и шло ухудшение. И так снова и снова.
Внимание. Это Питер. Не ржавый гвоздь, не болото, не отходы какие то. Просто дома кусачками.
Долго долго ничего не писал, так как казалось, что всё решаемо, но вот увы настал момент и я пишу.
Значит ситуация следующая. После почти трёх месяцев мытарств врачи в поликлинике по месту жительства собрали консилиум и дружно мне поставили диагноз подозрение на столбняк(уже появился первый довольно чёткий симптом, сжимание мышц челюстей(тризм), не хотели дожидаться всех остальных). Инфекционист написала направление на экстренную госпитализацию с подозрением на столбняк(А35) и позвонила в эпиднадзор в моём присутствии. Эпиднадзор отказал в постановке диагноза, не видя меня, просто на основании того, что должна быть открытая рана, и срок смерти в течение недели. (Это тяжёлая форма столбняка). Всё. Никаких других форм столбняка в документации у них нет, они в первую очередь юристы, а не врачи. Они за свой отказ по телефону ответственности не несут.
На данный момент я с трудом могу кушать твёрдую пищу, рот тяжело открывается. Периодически наступает улучшение, раз в две три недели, потом опять ухудшение. Раненый когда то палец ноет и дёргается перед каждым ухудшением. Затем начинаются подёргивания мышц, спазмы, сводит челюсти и становится тяжело глотать. Сбиваются эти симптомы только баклофеном(препарат, тормозящий возбуждение двигательных нейронов нервной системы)
Диагноз ставится только по клиническим признакам, нет ни одного анализа который мог бы показать наличие яда в крови или столбнячных палочек. Доказательную диагностику провести нельзя. Только в разгар болезни, когда человек ложится доской, начинаются изменения в анализах из за гипоксии мозга, голодания и разрушения мышц.
Врачи из поликлиники бессильны перед эпиднадзором, а без направления на госпитализацию ни одна больница не берётся за это. Они хотят помочь, но боятся эпиднадзора. Сегодня я был на приёме у кандидата наук инфекциониста со стажем 46 лет, он подтвердил диагноз, но сказал, что даже он бессилен ставить диагноз вопреки эпиднадзору. Поставил полинейропатию после перенесённого столбняка. Пожелал мне удачи и посочувствовал.
Когда прихожу в поликлинику на обследования и консультации после очередного пинка из больницы, создаётся ощущение, что
моя поликлиника знает меня в лицо, врачи здороваются со мной и переживают за меня.
Нервы за эти три месяца абсолютно уничтожены. Я чувствую бессилие и если хоть кто то знает, куда, как обратиться, как законно получить своё право на мед помощь, пожалуйста, в любое время жду ваших советов. Пока ещё не поздно.
P.S.:Эпиднадзор запретил ставить даже подозрение. Это в их интересах, так как каждая постановка такого диагноза ставит под сомнению систему прививок и профилактики столбняка.(Как в моём случае, мне поставили не тот укол)
Мне всё равно где получать лечение. В любой больнице. От меня отказались без согласия надзора уже в четырёх больницах. Врачи пытались подсказать мне, где получить помощь, давали направление в больницу со смежными диагнозами, ещё как то, но всё было бесполезно.
Мне так и не сделали за 3 месяца укол противостолбнячной сыворотки, так как не имеют права без отчётности. И это делается только в больнице.
И самое что главное, почему я до сих пор жив, мне объяснили. Ранка была небольшая, далеко от ЦНС, какая никакая профилактика хоть и запоздалая была, и. Здравствуйте, последствия. Хроническая форма с рецидивами. Я не могу нормально жить, работать, общаться. В любой момент может произойти генерализация процесса и меня могут не спасти. Мы ищем любые нити для спасения. Спасибо что дочитали до конца.
Если так и будет продолжаться, я долго не протяну, поэтому репост даже на неделю с последующим удалением это уже большое дело. Помогите пожалуйста!
Необходимо найти хирурга, который сможет провести хирургическое вмешательство в очаг инфекции(четвёртый палец левой стопы), обколоть его ПСЧИ(ПСС), и прекратить поступление яда столбнячных палочек в организм. Если этот вопрос решается только удалением пальца- я согласен.
Либо нужен юрист, который поможет договориться с врачами и эпиднадзором.
Дальше, лечение последствий это уже проще. Оно чисто симптоматическое. Да, последствия могут быть уже довольно серьёзными, в случае генерализации мне требуется реанимация и специализированная помощь для столбнячных больных, это очень тяжёлый процесс, но в данном случае- главное- убрать источник яда из организма. Иначе лечение последствий не приведёт ни к чему
На всякий случай- это НЕ ЗАРАЗНО.
Я понимаю, что моя история уже тянет на то, чтобы меня показали в новостях по первому каналу, так как в Петербурге около 10-20 лет не было зарегистрировано ни одного случая столбняка. Видимо усилиями Эпиднадзора.
Для любопытных, в конце прикреплю статью о столбняке.
Советы всем тем, кто не хотел бы оказаться на моём месте-
1)Делайте ревакцинацию АДСМ вовремя. 2)Детям ставьте прививки от столбняка. Без колебаний. Обязательно.
3)Не замазывайте раны мазью, никакой, никогда.
4)Не удаляйте вросший ноготь дома самостоятельно..
5)Первый и самый важный симптом- подёргивания в ране, боль в жевательных мышцах и спазмы. Если не дай бог откуда то взялось что то из этого, СРОЧНО в травмпункт и требуйте вколоть вам СЫВОРОТКУ, не АНАТОКСИН. Перестрахуйтесь. Здоровья вам и вашим близким.
В словах поддержки я сейчас уже не столько нуждаюсь, сколько в советах, что делать, в любой помощи по распространению этой информации и решению экстренной ситуации- на переживания и рефлексии у меня осталось слишком мало времени.
Нормы оказания медицинской помощи при столбняке и даже подозрении на нём прикреплю в ссылке снизу.
Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?
Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность.
Кое-что из истории старинных ладов
Но до появления собственно мажора и минора и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной.
Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих музыкальных ладов.
Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, о которых, впрочем, вам, школьникам, необязательно знать. Знайте только то, что они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. Ваша задача – научиться строить лады и различать их между собой.
Что же это за старинные лады такие?
Внимайте: старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней, эти лады не являются в современном смысле ни полноценным мажором, ни полноценным минором, но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов:
Лады мажорного наклонения
Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором. Их вам потребуется запомнить три штуки: ионийский, лидийский и миксолидийский.
Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот:
Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры:
Миксолидийский лад – это лад, который по сравнению со звукорядом натурального мажора имеет в своём составе седьмую низкую ступень. Примеры такие:
Давайте обобщим сказанное небольшой схемкой:
Лады минорного наклонения
Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором. Их можно запомнить четыре: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский.
Эолийский лад – ничего особенного – его звукоряд совпадает со звукорядом натурального минора (мажорный аналог – вы помните, да? – ионийский). Примерчики разных таких эолийский ладиков:
Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры:
Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень. Смотрите:
Локрийский – этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры:
И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой. Сведём всё сюда:
Важное правило оформления!
Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких).
То есть, например, если нам нужен миксолидийский от ре, то мы, сравнивая его с ре мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий ре мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский ре мажор.
Интересная особенность №1
Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано:
Любопытно? Возьмите на заметку!
Интересная особенность №2
Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное. Ловите:
Ухватили? Ещё одна заметка!
Ну вот, пожалуй, и всё. Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно. Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки. Приятного сольфеджирования!