что такое фри аир сабвуфер
Как выбрать сабвуфер для free air?
При выборе сабвуферного динамика стоит знать, что их делят на две группы: динамики для free air и ящичные.
Free air динамики предполагают установку в так называемый бесконечный акустический экран, которым обычно выступает задняя полка седанов. При этом акустическое оформление в виде корпуса им не нужно, важно лишь правильно подобрать динамик (так называемый фриэйрный) и грамотно подготовить полку. Для получения хорошего звука необходимо, чтобы размер акустического экрана был сопоставим хотя бы с длиной волны низшей воспроизводимой частоты.
Хорошие free air сабы очень музыкальные. При правильной инсталляции бас получается SQ-шный, то есть очень качественный, с отличными импульсными характеристиками — быстрый и чёткий. В некоторых случаях он может быть сравним со звуком ЗЯ или музыкального ЧВ. При этом сабвуфер не занимает места в багажнике, как в случае с корпусными сабами.
Чтобы сабвуфер типа free air заиграл в машине хорошо, необходимо устанавливать его в автомобиле с кузовом седан, в котором багажник хорошо изолирован от салона. Основная задача при инсталляции фриэйрного сабвуфера — добиться максимальной жесткости установки и отделить пространство багажника от салона.
В хетчбеках, универсалах, внедорожниках использование этого акустического оформления противопоказано, так как в кузовах такого типа невозможно добиться полной изоляции багажника. В результате из-за отсутствия герметичности будет происходить накладывание излучения от передней части диффузора с излучением от задней поверхности, в результате чего низкочастотные звуковые волны будут гаситься. То есть — будет происходить акустическое короткое замыкание (АКЗ). Из-за этого нормального баса или не будет вообще, или его будет значительно меньше, чем могло бы. А при попытке добавить громкость можно просто повредить динамик.
Требования к установке: полка должна быть максимально глухая и жёсткая, также она должна быть герметичной, что хорошо отделять пространство багажника от салона без АКЗ. Динамик в ней также должен быть максимально прочно закреплён. Варианты подбираются уже в конкретном автомобиле, но обычно при этом используется: фанера, МДФ, жесткая вибра, стеклопластик, болты. В полке не должно быть других динамиков («овалов», «блинов»), так как излучение сабвуфера будет мешать их работе и портить звук.
Фото взято отсюда: www.drive2.ru/l/485176274382225920
Кстати, вот ещё пример фанатичной обработки полки под фришный динамик: www.drive2.ru/l/8805380/
Резюмирую. Какие же преимущества и недостатки фришных сабов?
Плюсы: SQ-шный звук (при правильном выборе динамика и грамотной установке), экономия места в багажнике, не нужны расчёты и корпус, возможность получить отличный звук в седане.
Минусы: невысокая громкость и низкое звуковое давление (сравнительно с другими типами акустических оформлений), сложность правильной инсталляции динамика для free air, необходимость резать металл полки. Ну и при полной загрузке багажника характер баса меняется 🙂
Также не так просто сейчас найти хороший динамик для free air установки. Неплохие отзывы о сабах Challenger OPUS. Но они вроде встречаются как «фришные», так и ящичные. Это из того, что сейчас доступно в продаже. Если знаете другие бренды хороших динамиков для free air, на пишите их в комментариях.
Как же выбрать free air динамики по параметрам?
Обращаем внимание на такие параметры Тиля-Смолла: Fs, Qts, Vas. В первую очередь следует учитывать параметр Qts. Остальные вторичные.
Qts (полная добротность) — больше 0,55. Например, 0,7.
Fs (резонансная частота) — достаточно высокая, например, около 40 Гц.
Vas (эквивалентный объём) — около 70 и выше.
Также производитель может специально указать, что динамик предназначен для free air. Или же названии модели будет обозначение F, FA или IB.
В общем, free air — очень удачное и музыкальное акустическое оформление для сабвуфера, при условии, что вы подберетё качественный динамик, сможете его правильно «приготовить» и настроить.
Сабвуфер Free Air
если купиш именно фриаерну голову и наглухо загерметизируеш багажник от салона, играть будет ормально…а если поставить саб корпусный в открытом багажнике, толку не будет…из того что я слишал как играет, вриаерные играют вроде как по мякше, обволакиваючи что ли, а корпусные как то жестко и давко.имхо это как по мне.себе к примеру с корпусного буду делать фришку, и место появится в багажнике и нравистя как играет да и динамик фришный заказан:)
от нащет что лучче точна не скажу, скорей дело вкуса и цены, и опять же в 2107 в полку 12 по моему не станет, да и как по мне одной десятки с нормальным уселителем и нормальной установкой будет лучче чем те же две 10 тупо прикручены к металу:)) тебе же не на соревнования по звуковому давлению ездить…
12 входит где то даже видел но расстояние по краям где то пол сантиметра остается
две двенашки входят
Думается, что за четыре года, парни этот вопрос точно решили:):):)
Самые отличные фри аир за их низкую цену Challenger Pro Line 10WF
2 таких в полку и будет хорошо…
Но только багажник отдели от салона фанерой или чем нибудь еще+шумка багажника
+1 согласен на все сто, у фришки главное герметично одделить салон от багажника…у нектолрохы машин это сделать сложней чем корпус под саб:))хотя фанера+монтажна пена и вперед…
Если взять хорошие сабвуферные динамики и загерметизировать перегородку, будет нормально. Лучше два небольших, две десятки — всяко больше баса, чем одна такая же 12-ка. Как правило, у фриэйра бас глубже и мягче, но хуже структурирован. Экстремальное давление с него не получишь. И от степени загруженности багажника звук будет сильно меняться.
у меня стоял в бехе за задними сидениями, врезал в ребро жесткости(весь багажник закрыт от салона)+ дерево, саб был МТХ 12″, играл на весь багажник в 500 литров, такого еще ни у кого не слышал, очень громко и низко долбил!
я чот не понял а сам динамик фриаерный был или нет?
Автозвук 2 ч. Free Air сабвуфер
Есть у меня сабвуфер Challenger PRO-Line PRO 10WB
Рекомендованное акустическое оформление: любое, от закрытого объема 20л с заполнением половины объема синтепоном – Qtc=0.77 F(-3dB)=51Hz, до Free Air (400л) F(-3dB)=51Hz. Для любителей инфрабаса: фазоинвертор 50л с заполнением половины объема синтепоном. Порт D=100мм, длиной 280мм. F(-3dB)=30Hz.
Сабвуфер с фазоинвертором в багажнике таскать накладно. Места не остается практически никакого. Да и еще получается какой-то запаздывание басса.
Потому решил опробовать Free Air исполнение.
В полке уже торчало 2 овала. Отключил я их уже давно, а снять так и не доходили руки.
Держались они на 3х шурупах на каждую колонку. Вкрученные просто в железо.
В полке появилось 2 открытых дыры.
Позже надо будет их залатать.
Вырезаны отверстия были ножницами по металлу. Взял на заметку.
Вооружившись молотком и очистив герметик, начал выбивать заглушку для штатного сабвуфера. Поддалась не сразу, но не смогла устоять перед мной 🙂
Размеры отверстия не позволяли туда засунуть мой динамик. Пришлось расширять все теми же ножницами по металлу. В итоге саб сел на место.
Как играет в целом мне понравилось. Вот только меня не устраивает то что саб играет и на улицу через багажник. Добавляя иногда дребезжащие звуки.
В итоге было решено таки делать исполнение ЗЯ. Так что Free Air оформление оказалось временным.
Free Air как отличить?
Хочу купить Free-шный саб, но как его отличить? производители последнее время не особо афишируют, а подбор по параметрам и вовсе отсутствует, да и в самих параметрах я уже запутался почитав www.bluesmobil.ru/topic/9…air-ili-net-kak-otlichit/.
Помогите понять истину…
Вот Free air который можно вмонтировать в заднюю полку и багажник вместо короба… Обычному динамику понадобился бы короб литров на 20-30 и т.д., а этому никакого короба не надо долбит для салона хорошо…
Alpine разве есть фришные?
У меня на страничке зацени…
Единственное здесь коаксиалам не сладко приходится… Их давлением давит от Саба… Вот для них короб нужен…
звук думаю мягко говоря плохой, ибо блины портят + слабая гермитичность убивает весь смысл Free-шности, а так же я сомневаюсь в приспособленности Alpine к Free Air(но это на данном этапе, может я чего не знаю, где-то запутался). В общем нужно услышать так сказать гуру автозвука…)
Qts как можно ближе к 0.7, Vas не шибко большой, номинальная мощность не запредельная, легкая подвижка (mms), мягкий резиновый гофр и довольно жесткая центрирующая шайба… Усилитель так же «абы какой» не подойдёт, нужен с хорошим контролем (стабильный, с высоким демпфинг фактором).
Но это всё лишь ориентиры 🙂
По большому счету любой динамик можно заставить играть во фри, другое дело — как он будет себя там чувствовать и на сколько будет нравится владельцу 🙂
Проще будет озвучить номинантов, и тогда можно помочь определиться… Или наоборот — озвучить бюджет (новый или бу) и накидаем вариантов… Правда по итогу все равно Очень многое зависеть будет от того человека, который этот фри будет строить и настраивать 🙂
Ответили мне на Auto-HiFi:
«У фришного саба резонансная частота должна быть в районе 40-45гц. Но это желательно что бы так было, а не обязательно. На фриаер на самом деле можно взять абсолютно любой саб, просто надо обрезать его снизу сабсоником на 25-30гц, а иначе максимум акустического усиления будет приходиться на инфразвук тратя на неслышимые частоты 10-25гц лишние ресурсы усилителя и вашей бортсети и скажения звука.»
Затем я задал вопрос про добротность, т.е. что если ниже/выше чем 0,7 и получил такой ответ:
«Просто сабы с низкой добротностью и низкой резонансной частотой будут иметь акустическое усиление на очень низких частотах — не слышимых уху. Собственно этим только они и плохи.
Лично я бы ставя саб в акустическую полку полку взял как раз саб с низкой добротностью что бы он четче отыгрывал бас. «
Для сабвуфера с низкой добротностью во фри нужен довольно серьезный усилитель.
У меня самого для фри взят динамик с qts 0.55, fs 30…
Потому выше и писал, что это лишь ориентиры, а не безусловное правило…
так что тогда делать? я теперь вообще ничего не понимаю…(
Покупать и пробовать 🙂 фри оно такое
а что покупать-то? Походу придётся оставить свой kicker comp 104…
должна же быть некая отправная точка, уши у всех разные 🙂
Так он у меня стоял на семёрке и я знаю как он играет во фришке, просто я думал если взять конкретно фришный Саб то будет лучше…)
Попробуйте поставить с тканевым подвесом, что-нибудь короткоходное и с мощным магнитом. Может из колонок каких концертных получится выковырять? У саунстрима такие 12 были.
С уважением.
Если это например challendger maxline, то мне не понравилось…)
По ссылке среднечастотник 🙂
Но вообще да, вроде той же иволги, у них фришку приличные были (из бюджетного)
Я предлагаю рассмотреть только такого типа. Его еще найти где-нибудь надо. Причем 12″ почему то у стрима на сайте не нашел, хотя такие ставили лет 5 назад.
Ну, а то что он среднечастотник…любой динамик среднечастотник!
Да. И цена приличная. Мне кажется этот динамик не плохо должен панчевать. Попробуйте.
Не забудьте поделиться результатом…👌
постараюсь, но будет не быстро…)
Не забудьте поделиться результатом…👌
я тут почитал all-hi-fi.ru/obzory/teori…kusticheskie-sistemy.html
и понял для себя, что такой подвес рассыпится через 5-6 лет, есть у меня например «домашний» сабвуфер(на фото) 15″ так вот подвес уже клеили. А также я знаю как он играет + у друга Challenger Max-Line 10WF по сути технология та же, так вот у них очень слабый нижний бас, по ощущениям они играют ближе к миду, думаю это не мой вариант…(
Слушаю чаще рок, а там и так почти нет нижнего баса, тут думаю будет ещё хуже…
а что покупать-то? Походу придётся оставить свой kicker comp 104…
Для сабвуфера с низкой добротностью во фри нужен довольно серьезный усилитель.
У меня самого для фри взят динамик с qts 0.55, fs 30…
Потому выше и писал, что это лишь ориентиры, а не безусловное правило…
А может ещё какие сабы подскажете, из ныне выпускаемых?
12″. бюджет, наверное любой.
Ладно упростим мне задачу…)
Усь DLS MA23 (мост)
Бюджет 5 — 6 р. +-10% Желательно новый
Сам парочку нашёл, но как будет х.з.
Pioneer TS-SW2502S4, TS-W261D4, TS-W261S4
MdLab SW-B10F
SWAT SW M10
Kicker CWR104
Хватать будет однозначно, в семёрке хватало хоть и не слишком фришный был саб(Kicker comp 104).
А машина Ваз-21041, с оформлением знаю, уже придумал как отгородить конкретно…)
Challenger стоит у друга, как раз фришный но модель не помню, не понравился…(
уж точно нет, сзади кроме саба ничего нет и не будет(ну кроме усилков конечно)
Оказалось как раз MaxLine только 10 дюймов www.drive2.ru/l/6108856/
не, я в смысле у друга стоит такой, что мне не понравился по звуку, я вот про что…)
а по характеру звучания он не для давки. Больше упор на качество.
это понятно, но он играет больше как мид, может с 12-кой лучше дела, но 10-ка ну нафиг, хотя может усилок такой… стоит Steg
Вот такую штуку делал в 15 году, вот уже 2 года каждый день работает на улице и ничего жива. Как раз на аналогичном по конструкции саундстриме. Вы собираетесь на машине 5-6 лет ездить?
aespb.com/wp-content/uplo…%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80.jpg
А кто его знает, как жизнь завернёт…)
А так я что то сомневаюсь на счёт баса нижнего…
Без экспериментов ставьте мд лаб 10 и не парьтесь.
Если подходить основательно к делу, т.е. поставить так динамик чтобы все правильно заиграло как Вам надо акустически (без вмешательства настройками в электрический тракт) нужно сделать много экспериментов и измерений.
Это обычно или случай или удел немногих занудливых экспериментаторов (в хорошем смысле слова).
Обычно в опытных руках это компромисс.
Например, в последнее время пристрастились наши ребята ставить алпайна g серию, но с подрезкой снизу 12-24 дБ и сверху 24 дБ. Плюс если есть возможность коррекция горбика. Без хотя бы таких вмешательств — не играет.
Тут, как всегда, важно чего Вы от саба ждёте?
Я на сабы смотрю двояко. Во-первых как на генератор частот ниже основного диапазона. Здесь я смотрю на ровность планочки АЧХ (чтобы заполнение ровное было) и сфазированность с МИДами. МИДЫ для меня самые главные и именно они мне должны сделать звук. Из плюсов такого подхода все кроме получения сумашедшего драйва ограниченного МИДами. При установке сабдинамика фри эйр это можно сделать почти с любым.
Второй подход, это когда хочется слушать громко с хорошим панчем без сцены просто драйв. Фри эйр исполнение не самое лучшее акустическое оформление для этого. Тут лучше что-нибудь в коробке.
Немного это решается высокочувствительными головками большой площади с повышенной резонансной частотой, легким подвесом и мощным магнитом.
Как то так.
Интересен всё же 1-й вариант, громкость и давка не интересует, просто хочется чтобы всего хватало, т.е. как и должно быть. Значит всё же стоит рискнуть…)
Если есть возможность посравнивать.
Я бы рискнул (если что готов к любым камням и булыжникам в свой огород).
С уважением.
К тебе притензий не имею, просто есть параметры и как выясняется особо ни на что не влияющие, я запутался напроч, но риск благородное дело…)
Free Air — сабвуфер в полку автомобиля
Фриэйр (Free Air) это низкочастотный динамик, который не нуждается в замкнутом объеме — то есть корпусе.
Free— свободный, air – воздух.
Такой сабвуфер обладает быстрым, точным и артикулированным басом с минимальными временными задержками.
В этом материале рассмотрим плюсы минусы и отличительные особенности данных динамиков. Для какой музыки подходит фриэйр и как правильно его устанавливать такой сабвуфер в машину.
Особенности Free Air сабвуфера
Фриэйр сабвуфер может обладать преимуществами в благозвучности даже перед закрытым ящиком. Ему не нужен корпус, как таковой. А еще он может быть одним из лучших решений для седана с возможностью установки в полку.
Из-за отсутствия воздействий сжатого воздуха с обратной стороны такой сабвуфер выдает точный, быстрый, но при этом приятный бас в широком диапазоне звучания.
Он хорошо подходит для инструментальных жанров, рока и подобных направлений. При этом отлично справится и с популярной музыкой и различными хип-хоп, RnB и тому подобными композициями, да и вообще может быть довольно универсальным.
Но, как ни странно, в последнее время популярность его применения падает, да и производители уделяют ему не так много внимания.
Давайте разберем — почему такой хороший и простой, на первый взгляд, вариант не получает широкого распространения.
Но обо всем по порядку.
Принцип работы Free Air
Как правило, производители динамиков проектируют их таким образом, чтобы параметры Тиля-Смолла, которые влияют на звучание при помещении динамиков в определённый объем приходили в оптимальные значения.
Дело в том, что при помещении динамика в закрытый объем, у него поднимается резонансная частота и добротность. Если объем будет слишком мал, сабвуфер будет играть недостаточно низко и будет выдавать гулкий и не приятный бас. А если объем будет слишком велик, то бас будет размазанным и не внятным, при этом динамик может слишком рано выходить на максимальный ход, не реализуя свою мощность.
Основное влияние на характер баса в этом случае оказывает итоговая добротность (еще ее обозначают Qtc), которой динамик будет обладать в своем корпусе. Добротность показывает на сколько быстро динамик останавливается после прекращения подачи на него сигнала. Чем быстрее он это делает, тем эта самая добротность ниже и соответственно наоборот.
При проектировании закрытого ящика обычно стремятся к значению итоговой добротности (Qtc) 0,7 или 0,707 если точно. При таком значении низкие частоты имеют наиболее гладкий спад АЧХ, что благодатно воспринимается на слух. Либо 0,57 — в таком случае звучание характеризуется минимальными временными задержками.
Нужно понимать, что не всегда удастся получить любую нужную добротность в адекватном объеме. Она будет зависеть от изначальных параметров самого динамика.
А то, на сколько низко сможет играть сабвуфер определяет итоговая резонансная частота динамика в корпусе (Fc), так же можно ориентироваться на F3, это частота на которой спад по громкости будет составлять 3 децибела. И чем она будет ниже, тем ниже будет играть сабвуфер.
При установке динамика в определенный замкнутый объем, собственная резонансная частота (FS) и полная добротность (Qts) поднимаются и чем меньше будет объем, тем выше будут эти значения.
Поэтому динамик, который задумывался для применения в закрытом ящике должен обладать такими значениями, чтобы при помещении его в корпус они пришли в желаемые диапазоны.
Вот теперь возвращаемся к фриэйру. Так как никакого объема за динамиком не будет.
Теоретически объем воздуха перестает оказывать влияние на поведение динамика, если превышает эквивалентный объем динамика (Vas) в 3 раза.