что такое фрейм в нлп

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Если вы живете и работаете среди людей, вам неминуемо придется столкнуться с необходимостью убедить окружающих в чем-то действительно важном. И в этом вам поможет популярнейшая книга Роберта Дилтса, гения нейро-лингвистического программирования. Вам просто не обойтись без «фокусов языка». Смысл в том, что определенные речевые шаблоны (паттерны) способны преобразовывать убеждения и восприятие какой-либо ситуации, кардинально изменяя наши реакции на нее. За три десятилетия, прошедшие с момента их открытия, «фокусы языка» заслужили право называться самым эффективным методом влияния и лучшим средством изменения убеждений в процессе общения. Откройте для себя новые возможности. С помощью «фокусов языка» вы научитесь главному – говорить нужные слова в нужное время.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ФРЕЙМЫ И РЕФРЕЙМИНГ

Фрейм, или психологическая «рамка», связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия. В этом смысле фреймы относятся к когнитивному контексту того или иного события или переживания. Как видно из самого названия, фрейм устанавливает рамки и ограничения при взаимодействии человека с окружающим миром. Фреймы оказывают огромное влияние на то, как мы интерпретируем отдельные переживания и события, как реагируем на них, поскольку выполняют функцию «расстановки акцентов» в этих переживаниях и направляют наше внимание. Неприятное переживание, к примеру, может охватить нас целиком, если воспринимать его во фрейме пяти минут непосредственно после события. Однако на фоне всей прожитой жизни это же переживание может показаться вполне банальным. Фреймы придают большую продуктивность взаимодействию, поскольку определяют то, какая информация и какие темы соответствуют или не соответствуют его цели.

Повседневным примером использования фреймов является «временной фрейм». Поместив встречу или выполнение упражнения во фрейм десяти минут, мы в значительной мере предопределяем объем того, что нам удастся сделать в этом временном промежутке. Временные ограничения определяют объекты внимания, темы и предметы, уместные для обсуждения, а также тип и меру приложенных усилий. Совсем иную динамику задаст для той же встречи или выполнения упражнения временной фрейм размером, скажем, в час или в три часа. Краткосрочные фреймы заставляют нас концентрироваться на актуальных задачах, тогда как более долгосрочные фреймы открывают возможность параллельно развивать отношения. Если для деловой встречи установить лимит 15 минут, разговор будет почти наверняка ориентирован на конкретные задачи и едва ли превратится в исследовательский мозговой штурм без определенного итога.

В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как фрейм «результат», фрейм «как если бы» и фрейм «обратная связь в противовес ошибке». Основной задачей фрейма результата, к примеру, является концентрация и удержание внимания на цели или желаемом состоянии. Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации для достижения конкретной цели или состояния (рис. 3).

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Рис. 3. Фреймы направляют внимание и влияют на интерпретацию событий

Фрейм результата целесообразно противопоставить фрейму проблемы (табл. 1). Фрейм проблемы основное значение придает тому, что «неправильно» или «нежелательно», а не тому, что «желательно» или «необходимо». В этом случае внимание человека фокусируется на нежелательных симптомах и поиске их причин. Фрейм результата, напротив, заставляет сосредоточиваться на желаемых результатах и последствиях, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, фрейм результата подразумевает, что человек ориентируется на решение проблемы и позитивное будущее.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Применение фрейма результата подразумевает такие действия, как замена формулировки проблемы на формулировку цели, а описаний с использованием «негативных» слов — на «позитивные» описания. С точки зрения НЛП любую проблему можно воспринять как вызов или возможность измениться, «вырасти» или научиться чему-нибудь. При таком подходе все «проблемы» предполагают благоприятный исход. Если человек говорит: «Моя проблема заключается в том, что я боюсь неудачи», — можно предположить, что скрытая цель говорящего — получить уверенность в том, что он достигнет успеха. Точно так же, если проблема в том, что «прибыль падает», вероятным желаемым результатом является рост прибыли.

Часто люди непреднамеренно формулируют результат в негативной форме: «Я хочу перестать стесняться», «Я хочу бросить курить» и т. д. Подобным образом мы концентрируем внимание на проблеме и, как это ни парадоксально, в скрытой форме высказываемся «в ее пользу». Неотъемлемой частью мысли «Хочу перестать быть трусом» является утверждение «быть трусом». Устанавливая фрейм результата, мы спрашиваем себя: «Чего ты хочешь?» или «Что бы ты чувствовал, если бы не был таким трусом?»

Безусловно, в ходе поиска решения проблемы важно исследовать симптомы и их причины. Однако не менее важно делать это в контексте достижения желаемого состояния. В противном случае исследование симптомов и причин не приведет ни к какому решению. Если же информация собирается в связи с результатом или желаемым состоянием, решения могут найтись, даже если сама проблема останется не до конца изученной.

Другие фреймы НЛП используют тот же принцип. Фрейм «как если бы» заставляет нас действовать так, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты. Фрейм «обратная связь в противовес ошибке» дает возможность интерпретировать видимые проблемы, симптомы или ошибки как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.

Вероятно, основная функция вербальных паттернов «Фокусов языка» — помочь людям научиться переключать внимание: 1) с фрейма проблемы на фрейм результата, 2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи и 3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы». Описанные выше ситуации с женщиной-полицейским, психиатром, доктором, тренером и т. д. являются иллюстрациями изменения фрейма, в котором происходит восприятие некоторых обстоятельств или событий. Психиатр, доктор, заботливый дядя, мать и тренер — каждый из них помог своему партнеру изменить восприятие «проблемной» или «ошибочной» ситуации так, чтобы она находилась во фрейме результата или обратной связи. Переключение внимания с проблемы на результат позволило героям открыть для себя новые возможности. (Даже то, что женщина-полицейский выдала себя за мастера из телеателье, является метафорическим способом переключения на фреймы результата и обратной связи: в этом случае акцент был сделан на «ремонт», а не на «избавление» от ненужных вещей.)

Мы уже говорили о том, что цель направляет деятельность. Это значит, что результат сам по себе создает фрейм, определяющий, что именно будет восприниматься как подходящее, удачное и попадающее «внутрь фрейма», а что будет отметаться как не имеющее отношения к делу, бесполезное и находящееся «вне фрейма». Для участников мозгового штурма, к примеру, желаемым результатом являются «новые, оригинальные идеи». По отношению к этому результату уместными и ценными могут оказаться неожиданные аналогии, грубые шутки, «глупые» вопросы и прочие странности в поведении. Напротив, попытки использовать уже имеющиеся решения и стратегии, стремление «реально смотреть на вещи» окажутся неуместными и бесполезными.

Источник

Что такое фрейм в НЛП?

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлпКоммуникация

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп9 лет назад

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлпнлп

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Подписаться

В предыдущей главе Первое знакомство с НЛП, мы уже начали разговор о рефрейминге, однако не стоит так спешить. Сейчас постараемся разобраться с таким понятием, как фрейм (frame в переводе с английского — рамка) и узнаем, что такое фрейм в НЛП.

Фактически, фрейм в НЛП является психологической рамкой определенной ситуации, которая существует только у нас в голове, и именно фрейм способен определять нашей отношение к сложившейся ситуации.

Если говорить более простым языком, фрейм является мнимым ограничением, которое мы сами себе создаем. Так, одним из самых известных фреймов является фрейм времени. Любое событие становится важным, если мы смотрим на него во фрейме 5 минут, однако отдалившись, мы понимаем, что событие не стоит того, чтобы ему уделяли внимание. Кстати, этот прием очень хорошо помогает людям, склонным к переживаниям и депрессии: установив с ними контакт, довольно просто заново посмотреть на ситуацию и найти похожие ситуации как в собственном личном опыте, так и в опыте самого клиента.

Не менее действенным является фрейм результата, который сам по себе является основой позитивно мыслящих людей. Вместо того чтобы заострять внимание на неудачах и промахах, лучше обращать внимание на то, что необходимо для достижения результата и победы над сложившейся ситуацией. Фрейм результата во многом схож с «натаскиванием» себя на определенный исход: всем нам когда-нибудь приходилось говорить себе: «Не волнуйся, у тебя все получится!», однако без веры в победу такое натаскивание бесполезно, так как мозг, к сожалению, не так легко обмануть!

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп что такое фрейм в НЛП

Отвечая на вопрос, что такое фрейм в НЛП, нужно понимать, что их существует огромное количество, да и вы сами можете придумать свои собственные. Процесс перехода с одного фрейма на другой, попытка интерпретировать ситуацию по-другому, поиск новых решений и есть процесс рефрейминга. Фактически вы помещаете сложившуюся ситуацию в другой фрейм, соответственно, смотрите на ситуацию по-другому. Фрейм проблемы можно легко заменить на фрейм результата (об этом мы говорили ранее), фрейм ошибки — на «обратная связь в противовес ошибке», который поможет вам увидеть положительные стороны в любой вашей ошибке.

Людям, которые часто сомневаются в своих силах, будет полезен фрейм «как, если бы», в котором рассматриваются события, которые последуют сразу после решения какой-либо проблемы. Несмотря на то, что такие необоснованные мечты в какой-то момент начинают давить на человека, как бы напоминая о возможности ошибки и негативного результата, но зачастую случается совершенно обратное – возможность стать частью той фантазии, которая сложилась и укоренилась в голове, одерживает победу над неуверенностью и сомнениями.

Сейчас мы говорили о том, как можно применять прием рефрейминга на самом себе. Нельзя, однако, забывать, что психотерапия (а это, кстати говоря, является существенной частью практики) невозможна для работы с самим собой. Общение с людьми, коммуникация, постоянное применение навыков на практике – вот ключ к успеху и постоянному прогрессу. Не забывайте, что психиатр, который работает с самим собой, со временем становится… своим собственным пациентом.

Старайтесь использовать фреймы в жизни, чаще использовать прием рефрейминга и, самое главное, не забывайте общаться с людьми, потому что живая коммуникация — это то, без чего психология теряет всякий смысл.

Источник

Фреймы

Фрейм, или психологическая «рамка», связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия. В этом смысле фреймы относятся к когнитивному контексту того или иного события или переживания. Как видно из самого названия, фрейм устанавливает рамки и ограничения при взаимодействии человека с окружающим миром. Фреймы оказывают огромное влияние на то, как мы интерпретируем отдельные переживания и события, как реагируем на них, поскольку выполняют функцию «расстановки акцентов» в этих переживаниях и направляют наше внимание. Неприятное переживание, к примеру, может охватить нас целиком, если воспринимать его во фрейме пяти минут непосредственно после события. Однако на фоне всей прожитой жизни это же переживание может показаться вполне банальным. Фреймы придают большую продуктивность взаимодействию, поскольку определяют то, какая информация и какие темы соответствуют или не соответствуют его цели.

Повседневным примером использования фреймов является «временной фрейм». Поместив встречу или выполнение упражнения во фрейм десяти минут, мы в значительной мере предопределяем объем того, что нам удастся сделать в этом временном промежутке. Временные ограничения определяют объекты внимания, темы и предметы, уместные для обсуждения, а также тип и меру приложенных усилий. Совсем иную динамику задаст для той же встречи или выполнения упражнения временной фрейм размером, скажем, в час или в три часа. Краткосрочные фреймы заставляют нас концентрироваться на актуальных задачах, тогда как более долгосрочные фреймы открывают возможность параллельно развивать отношения. Если для деловой встречи установить лимит 15 минут, разговор будет почти наверняка ориентирован на конкретные задачи и едва ли превратится в исследовательский мозговой штурм без определенного итога.

В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как фрейм «результат», фрейм «как если бы» и фрейм «обратная связь в противовес ошибке». Основной задачей фрейма результата, к примеру, является концентрация и удержание внимания на цели или желаемом состоянии. Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации для достижения конкретной цели или состояния (рис. 3).

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Рис. 3. Фреймы направляют внимание и влияют на интерпретацию событий

Фрейм результата целесообразно противопоставить фрейму проблемы (табл. 1). Фрейм проблемы основное значение придает тому, что «неправильно» или «нежелательно», а не тому, что «желательно» или «необходимо». В этом случае внимание человека фокусируется на нежелательных симптомах и поиске их причин. Фрейм результата, напротив, заставляет сосредоточиваться на желаемых результатах и последствиях, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, фрейм результата подразумевает, что человек ориентируется на решение проблемы и позитивное будущее.

Таблица 1

Фрейм результата в сравнении с фреймом проблемы

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Применение фрейма результата подразумевает такие действия, как замена формулировки проблемы на формулировку цели, а описаний с использованием «негативных» слов – на «позитивные» описания. С точки зрения НЛП любую проблему можно воспринять как вызов или возможность измениться, «вырасти» или научиться чему-нибудь. При таком подходе все «проблемы» предполагают благоприятный исход. Если человек говорит: «Моя проблема заключается в том, что я боюсь неудачи», – можно предположить, что скрытая цель говорящего – получить уверенность в том, что он достигнет успеха. Точно так же, если проблема в том, что «прибыль падает», вероятным желаемым результатом является рост прибыли.

Часто люди непреднамеренно формулируют результат в негативной форме: «Я хочу перестать стесняться», «Я хочу бросить курить» и т. д. Подобным образом мы концентрируем внимание на проблеме и, как это ни парадоксально, в скрытой форме высказываемся «в ее пользу». Неотъемлемой частью мысли «Хочу перестать быть трусом» является утверждение «быть трусом». Устанавливая фрейм результата, мы спрашиваем себя: «Чего ты хочешь?» или «Что бы ты чувствовал, если бы не был таким трусом?»

Безусловно, в ходе поиска решения проблемы важно исследовать симптомы и их причины. Однако не менее важно делать это в контексте достижения желаемого состояния. В противном случае исследование симптомов и причин не приведет ни к какому решению. Если же информация собирается в связи с результатом или желаемым состоянием, решения могут найтись, даже если сама проблема останется не до конца изученной.

Другие фреймы НЛП используют тот же принцип. Фрейм «как если бы» заставляет нас действовать так, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты. Фрейм «обратная связь в противовес ошибке» дает возможность интерпретировать видимые проблемы, симптомы или ошибки как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.

Вероятно, основная функция вербальных паттернов «Фокусов языка» – помочь людям научиться переключать внимание: 1) с фрейма проблемы на фрейм результата, 2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи и 3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы». Описанные выше ситуации с женщиной-полицейским, психиатром, доктором, тренером и т. д. являются иллюстрациями изменения фрейма, в котором происходит восприятие некоторых обстоятельств или событий. Психиатр, доктор, заботливый дядя, мать и тренер – каждый из них помог своему партнеру изменить восприятие «проблемной» или «ошибочной» ситуации так, чтобы она находилась во фрейме результата или обратной связи. Переключение внимания с проблемы на результат позволило героям открыть для себя новые возможности. (Даже то, что женщина-полицейский выдала себя за мастера из телеателье, является метафорическим способом переключения на фреймы результата и обратной связи: в этом случае акцент был сделан на «ремонт», а не на «избавление» от ненужных вещей.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Как язык создает фреймы для опыта

Как язык создает фреймы для опыта Слова служат не только для воспроизведения нашего опыта. Часто они помещают его в своеобразную рамку, в которой одни аспекты выдвигаются на передний план, а другие служат им фоном. Рассмотрим, например, соединительные слова «но», «и/а» и

2 ФРЕЙМЫ И РЕФРЕЙМИНГ

2 ФРЕЙМЫ И РЕФРЕЙМИНГ Фреймы Фрейм, или психологическая «рамка», связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия. В этом смысле фреймы относятся к когнитивному контексту того или иного события или переживания. Как видно из самого названия, фрейм

Вербальные фреймы для выявления ограничивающих убеждений

Вербальные фреймы для выявления ограничивающих убеждений Если вы хотите попрактиковаться в нахождении противоположных примеров для ограничивающих убеждений, вам потребуются примеры таких убеждений. Для их создания можно воспользоваться вербальными подсказками,

Мета-фреймы

Мета-фреймы Мета-фрейм – это более широкая точка зрения, расширение границ рамки. Использование метафрейма позволяет напрямую атаковать убеждение.Очень часто люди говорят, что они только через несколько минут придумали, что можно было бы сказать в ответ на чью-то

Источник

Что такое фрейм в нлп

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп
что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Повседневным примером использования фреймов является “временной фрейм”. Поместив встречу или выполнение упражнения во фрейм десяти минут, мы в значительной мере предопределяем объем того, что нам удастся сделать в этом временном промежутке. Временные ограничения определяют объекты внимания, темы и предметы, уместные для обсуждения, а также тип и меру приложенных усилий. Совсем иную динамику задаст для той же встречи или выполнения упражнения временной фрейм размером, скажем, в час или в три часа. Краткосрочные фреймы заставляют нас концентрироваться на актуальных задачах, тогда как более долгосрочные фреймы открывают возможность параллельно развивать отношения. Если для деловой встречи установить лимит 15 минут, разговор будет почти наверняка ориентирован на конкретные задачи и едва ли превратится в исследовательский “мозговой штурм” без определенного итога. В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как фрейм “результат”, фрейм “как если бы” и фрейм “обратная связь в противовес ошибке”. Основной задачей фрейма результата, к примеру, является концентрация и удержание внимания на цели или желаемом состоянии. Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации для достижения конкретной цели или состояния.

Фрейм результата целесообразно противопоставить фрейму проблемы. Фрейм проблемы основное значение придает тому, что “неправильно” или “нежелательно”, а не тому, что “желательно” или “необходимо”. В этом случае внимание человека фокусируется на нежелательных симптомах и поиске их причин. Фрейм результата, напротив, заставляет сосредоточиваться на желаемых результатах и последствиях, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, фрейм результата подразумевает, что человек ориентируется на решение проблемы и позитивное будущее.

Таблица 1. Фрейм результата в сравнении с фреймом проблемы

Фрейм результатаФрейм проблемы
Чего ты хочешь?
Как этого достичь?
Что для этого необходимо?
В чем проблема?
Почему это является проблемой?
Что ее вызвало?
Чья в том вина?

Часто люди непреднамеренно формулируют результат в негативной форме: “Я хочу перестать стесняться”, “Я хочу бросить курить” и т. д. Подобным образом мы концентрируем внимание на проблеме и, как это ни парадоксально, в скрытой форме высказываемся “в ее пользу”. Неотъемлемой частью мысли “Хочу перестать быть трусом” является утверждение “быть трусом”. Устанавливая фрейм результата, мы спрашиваем себя: “Чего ты хочешь?” или “Что бы ты чувствовал, если бы не был таким трусом?”

Безусловно, в ходе поиска решения проблемы важно исследовать симптомы и их причины. Однако не менее важно делать это в контексте достижения желаемого состояния. В противном случае, исследование симптомов и причин не приведет ни к какому решению. Если же информация собирается в связи с результатом или желаемым состоянием, решения могут найтись, даже если сама проблема останется не до конца изученной.

Другие фреймы НЛП используют тот же принцип. Фрейм “как если бы” заставляет нас действовать так, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты. Фрейм “обратная связь в противовес ошибке” дает возможность интерпретировать видимые проблемы, симптомы или ошибки как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

В то же время, если бы деловая встреча представляла собой не “мозговой штурм”, а последний этап переговоров с важным клиентом, желаемым результатом было бы “достижение согласия по основным вопросам производства и доставки определенного продукта”. Маловероятно, чтобы в этом случае неожиданные аналогии, грубые шутки, “глупые” вопросы и “ненормальное” поведение оказались уместными и полезными делу (разумеется, кроме тех ситуаций, когда переговоры заходят в тупик, для выхода из которого требуется небольшой мозговой штурм).

Точно так же действия, которые мы считаем соответствующими цели “лучше узнать друг друга”, будут отличаться от действий, ведущих к результату “уложиться в жесткие сроки”. Таким образом, изменение результата, являющегося центром внимания в той или иной ситуации, способно изменить наши суждения и наше восприятие того, что уместно и значимо в данной ситуации.

Паттерн “другого результата” представляет собой высказывание, которое переключает внимание человека на задачу, отличную от подразумеваемой в том или ином суждении или обобщении. Цель данного паттерна — подвергнуть сомнению (или подтвердить) уместность данного суждения или обобщения.

К примеру, представим себе участника семинара, который выполнил какое-то упражнение и огорчился, не добившись “ожидаемых результатов”. Нередко это происходит потому, что желаемый результат — “выполнить задание в совершенстве”. Этой формулировке соответствует умозаключение: “если ты не достиг ожидаемого результата, значит, ты в чем-то ошибся или недостаточно компетентен”. Сдвиг результата выполнения упражнения на цель “исследования”, “познания”, “открытия для себя чего-то нового” способен существенно повлиять на то, как мы расценим и истолкуем опыт, полученный в ходе выполнения упражнения. То, что является ошибкой в случае с “выполнением задания в совершенстве”, может оказаться успехом, если сформулировать результат как “открыть для себя что-то новое”.

Следовательно, используя паттерн “другого результата”, ведущий семинара должен сказать этому участнику: “Вашей задачей при выполнении этого упражнения было научиться чему-нибудь новому, а не продемонстрировать уже достигнутые успехи. Как вы думаете, что нового вы узнали в ходе взаимодействия с партнером?”

Похожий принцип распространяется на весь наш жизненный опыт. Если оценивать наши реакции на проблемные ситуации по отношению к результату “жить комфортно и в безопасности”, то может показаться, что мы терпим сплошные неудачи. А если воспринимать ту же ситуацию с точки зрения результата “закалиться в бою”, то желаемая цель окажется достигнутой.

Известный психиатр и гипнотерапевт, доктор медицины Милтон Эриксон (именно он фигурировал в качестве психотерапевта в истории с молодым человеком, считавшим себя Иисусом Христом) однажды сказал своему клиенту:

Важно сохранять ощущение безопасности и ощущение готовности, а также твердую уверенность в том, что ты сможешь справиться со всем, что бы ни случилось, и получишь от этого удовольствие. Однако может оказаться полезной и ситуация, с которой ты не можешь справиться, — позднее ты вспомнишь о ней и поймешь, что этот опыт не раз пригодился тебе. Такие ситуации дают возможность оценить свою силу, а кроме того — определить те области, в которых тебе нужно обезопасить себя “изнутри”. Адекватно реагировать на удачу и неудачу — вот истинная радость жизни.

Например: Я чувствую, что один человек использует меня в своих целях, и я не в состоянии открыто противостоять этому.

Например: То, что я не говорю ничего в свою защиту, означает, что я трус.

Результат (результаты): __________________________

Например: Научиться отстаивать в споре свои права, стать сильным и смелым.

Альтернативные результаты: __________________________

Например: Научиться относиться к себе и окружающим с пониманием, мудростью и сочувствием.

С точки зрения НЛП, переключение на другой результат позволяет поместить наше восприятие ситуации в новый фрейм. “Рефрейминг” считается основной техникой изменения в НЛП, а также важнейшим механизмом “Фокусов языка”.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Рамка вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм рефрейминга. В зависимости от того, что именно попадает в рамку, изменяется информация о содержании картины, а следовательно, и восприятие того, что на ней изображено. Фотограф или художник, заинтересовавшись каким-либо пейзажем, может поместить в рамку одно-единственное дерево или, наоборот, целый луг со всеми деревьями, животными, ручейком или прудом. От этого зависит, какую часть исходного пейзажа сможет увидеть на картине зритель. Кроме того, человек, купивший картину, может заменить раму на новую, лучше вписывающуюся в обстановку его жилища.

Так и психологические фреймы влияют на наши переживания и интерпретацию конкретной ситуации, определяя, что именно мы “видим” и воспринимаем.

Теперь представьте, что будет, если расширить рамку. Обратите внимание на то, как за счет новой перспективы расширяется ваш опыт и понимание представленной ситуации

У первого рисунка нет собственного “смысла”. Это всего лишь изображение рыбы. Но когда рамка расширилась, мы неожиданно увидели совсем другую ситуацию. Первая рыба оказалась не просто “рыбой”, а “маленькой рыбкой, которую вот-вот проглотит большая рыба”. Судя по всему, маленькая рыбка не в курсе событий; мы же можем легко следить за ними благодаря нашему ракурсу и “расширенной рамке”. Мы можем выбирать, как реагировать: тревожиться ли нам о маленькой рыбке или признать, что большой рыбе для выживания необходима пища.

А теперь посмотрим, что будет, если снова произвести рефрейминг, еще немного расширив перспективу.

Ситуация на рисунках и новый уровень осознания, основанный на рефрейминге нашей точки зрения на эту ситуацию, хорошо иллюстрируют как механизм, так и цель психологического рефрейминга. Нередко люди попадают в ситуацию маленькой или средней рыбы. Они либо не осознают, подобно первой из них, грозящей извне опасности, либо, подобно второй, настолько поглощены стремлением к результату, что не замечают приближающегося кризиса. Парадокс средней рыбы заключается в том, что ее внимание настолько захвачено одним-единственным видом направленной на выживание деятельности, что само это выживание оказывается под угрозой. Рефрейминг позволяет увидеть “самую большую” картинку, в результате чего может быть сделан более правильный выбор и предприняты соответствующие действия.

В НЛП рефрейминг заключается в установлении новой психологической рамки вокруг содержания какого-либо переживания или ситуации и расширении нашего восприятия этой ситуации, с тем чтобы мы могли проявить больше мудрости и находчивости при поиске выхода из нее.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Болельщики на спортивных состязаниях могут неистовствовать при виде того, как их команда выигрывает или проигрывает матч или как хорошо (или плохо) играет их любимый спортсмен. Позднее, в масштабе всей жизни, те же самые события кажутся им совершенно незначительными.

Поступок, допустимый для одного человека, может стать разрушительным и вредоносным, если то же самое сделает группа людей. Первые роды могут стать тяжелым и пугающим переживанием для женщины. Напоминание о том, что через это проходили миллионы женщин на протяжении миллионов лет, поможет ей поверить в свои силы и уменьшит страх.

Отметим, что изменение размеров фрейма по своей сути отличается от процесса сдвига к другому результату. Можно держать в уме тот же результат, например “излечение” или “безопасность”, однако изменять размер фрейма, в котором человек оценивает свои успехи на пути к этому результату. Например, специфические симптомы болезни можно рассматривать как “нездоровье” с точки зрения прямых последствий, но также и как необходимый процесс “очищения” или “прививки” в контексте долговременных последствий. Гомеопатия, в частности, основана на том принципе, что небольшие количества токсичных веществ создают долговременный иммунитет к этим токсинам.

Точно так же то, что выглядит “безопасным” сегодня, может оказаться рискованным с точки зрения более отдаленной перспективы.

Изменение размеров фрейма связано с широтой или глубиной нашего взгляда на ситуацию, а не с конкретным результатом, который мы рассматриваем в рамках данного фрейма. Хорошую иллюстрацию изменения размеров фрейма можно увидеть в фильме “Кабаре”. В начале одной из сцен картины крупным планом показывается ангельское личико поющего мальчика. Образ кажется очень добрым и цельным. Камера отъезжает, и мы видим, что на мальчике надета военная форма. Далее мы видим на его рукаве повязку со свастикой. По мере увеличения фрейма мы постепенно понимаем, что мальчик поет на огромном митинге нацистов. И значение, и эмоции, которые несет этот образ, радикально меняются вместе с новой информацией и изменением размеров фрейма.

Похожие изменения можно осуществить с помощью языка. Такие фразы, как “посмотреть на ситуацию со стороны”, “учитывая долговременные последствия”, “для будущих поколений”, способны напрямую воздействовать на размер фрейма, в котором мы воспринимаем ситуацию, событие или результат. Размер фрейма может меняться при использовании слов, предполагающих фрейм большего размера. К примеру, если сказать “девяносто лет назад” или “на ближайшее столетие”, то слушатели будут оперировать терминами конкретного временного фрейма.

Посмотрите, как используется изменение размеров фрейма в приведенных ниже загадках из старинной шотландской колыбельной:

Я принес своей любимой вишенку без ядрышка,
Я принес своей любимой курочку без косточек,
Я принес своей любимой детку, что не плачет.

Где ты видел вишенки без ядрышек?
Где ты видел курочек без косточек?
Где ты видел деток, что не плачут?

У цветущей вишенки нет ядрышка,
У яйца куриного нет косточек,
А не плачут детки, когда спят.

Размер фрейма в немалой степени определяет доступные нашему восприятию смысл и значимость; он чрезвычайно важен с точки зрения эффективного решения проблем.

Текущий фрейм: __________________________

Новый фрейм: __________________________

Паттерны “Фокусов языка”, связанные с изменением размера фрейма и переключением на другой результат, являются примерами того, что в НЛП называют рефреймингом контекста и содержания.

Рефрейминг контекста связан с тем фактом, что конкретное переживание, поведение или событие наделяются различным смыслом и влекут за собой различные последствия, в зависимости от исходного контекста. К примеру, люди, страдающие от жестокой засухи, воспримут дождь как чрезвычайно позитивное событие, в отличие от тех, кто борется с наводнением или готовился сыграть свадьбу на открытом воздухе. Дождь сам по себе не “плох” и не “хорош”. Придаваемое ему значение зависит от последствий, которые он вызовет в конкретном контексте.

По мнению Лесли Камерон-Бендлер (Leslie Cameron-Bandler, 1978, с. 131), в НЛП при контекстуальном рефрейминге “любое поведение считается полезным в определенном контексте”. Задача контекстуального рефрейминга — изменить негативное восприятие человеком какого-либо поведения, дав ему возможность осознать целесообразность этих же действий в каких-то других контекстах. Это позволяет нам увидеть поступок “как таковой” (как и в случае с дождем) и переключить внимание на вопросы, связанные с более широким контекстом (вместо того чтобы ругать дождь во время наводнения, мы сосредоточиваемся на создании эффективной системы стока воды).

К примеру, представим себе мать, которую беспокоит то, что ее сын-подросток постоянно дерется в школе. Чтобы произвести рефрейминг контекста, мы можем сказать ей: “Разве это плохо, что ваш сын способен защитить свою маленькую сестренку от любого, кому вздумается пристать к ней по дороге домой?” Эти слова помогут женщине изменить восприятие поведения своего сына, признать полезность его действий в определенном контексте и найти более конструктивную реакцию, чем ярость и стыд.

Часто негативные реакции лишь укрепляют и даже усугубляют проблемное поведение, вместо того чтобы искоренять его. Обвинение влечет за собой своего рода “полярную реакцию”, в действительности лишь стимулирующую нежелательное поведение. Если матери из предыдущего примера удастся увидеть позитивные стороны поведения сына, это поможет ей занять более удачную “метапозицию” и с большим успехом обсудить с ним его поведение в определенном контексте.

В свою очередь, если сын обнаружит, что его поведение в конкретном контексте является полезным и не влечет за собой критики и нападок, он сможет увидеть собственные действия в другом ракурсе, не требующем оборонительной позиции. На следующем этапе мать и сын могут попытаться закрепить позитивные намерения и связанные с этим поведением преимущества, а затем и подыскать ему подходящую замену.

Очевидно, что изменение размеров фрейма, в котором воспринимается некое событие, является одним из способов воспринять его в другом контексте.

В отличие от изменения контекста, рефрейминг содержания подразумевает изменение нашей точки зрения или уровня восприятия определенного поведения или ситуации. Возьмем, к примеру, пустое поле, поросшее травой. Для фермера это поле представляет собой участок, где можно посадить новые растения; для архитектора — пустое пространство, на котором можно построить прекрасный дом; влюбленная пара увидит в нем замечательный уголок для пикника, пилот небольшого аэроплана, у которого кончается топливо, — место для безопасной посадки и т. д. Одно и то же содержание (“поле”) воспринимается по-разному в соответствии с планами и “намерениями” наблюдателя. Фактически это тот механизм, на котором основан паттерн переключения на другой результат.

Вспомним аналогию с картиной как предметом искусства: одним из способов увидеть рисунок или фотографию в другом свете является “рефрейминг” с учетом намерений автора — художника или фотографа. Какую ответную реакцию хотел автор вызвать у зрителя? Какую эмоцию стремился передать? Помещение предмета в рамки намерений автора меняет наше восприятие.

Подобным образом рефрейминг содержания в НЛП подразумевает исследование намерений, стоящих за внешним поведением человека. Чаще всего этот процесс позволяет найти “позитивное намерение”, “позитивную цель” или “метарезультат” какого-либо явления или проблемного поведения. Один из основных принципов НЛП гласит: следует разделять поведение и личность. Это значит, что необходимо отличать позитивное намерение, действие, убеждение и т.п., порождающее поведение, от поведения как такового. Согласно этому принципу, более достойной, “экологически грамотной” и продуктивной является реакция на “глубинную структуру”, а не на поверхностное проявление проблемного поведения. Воспринимая симптом или нежелательное поведение в более широких рамках позитивной цели, на достижение которой направлено поведение, мы создаем возможность для более гибкой внутренней реакции.

Приведем пример. Практик НЛП консультировал семью подростка, который жаловался на то, что отец всегда высказывается против любых его планов на будущее. Консультант спросил у мальчика: “Разве плохо иметь отца, который старается защитить тебя от любых разочарований и ударов судьбы? Ручаюсь, что ты знаешь не много отцов, которые бы так заботились о своих детях”. Это замечание чрезвычайно удивило мальчика, поскольку ему и в голову не приходило, что у отцовской критики могут быть какие-то позитивные цели. До этого момента он видел* лишь воинственные выпады в свой адрес. Далее консультант объяснил мальчику разницу между “мечтателем”, “реалистом” и “критиком”, а также значимость каждой из этих ролей для эффективного планирования. Он подчеркнул, что задача эффективного “критика” — отыскать слабое звено той или иной идеи или плана, чтобы избежать проблем, и что отец мальчика, очевидно, занимает позицию “критика” по отношению к мечтам сына. Также консультант объяснил, какие проблемы могут возникнуть у “мечтателя” и “критика” в отсутствие реалиста.

Этих комментариев оказалось достаточно для того, чтобы превратить внутреннюю реакцию подростка из гнева в признательность. Новый фрейм отцовского поведения позволил мальчику также воспринимать родителя уже не как помеху или камень преткновения, но как потенциальный источник информации о правильном планировании будущего. Признание отцовских намерений привело к тому, что и отец стал иначе воспринимать собственную роль (и, соответственно, свой способ участия) в жизни сына. Он осознал, что может с тем же успехом взять на себя роль реалиста или тренера.

Таким образом, рефрейминг содержания включает в себя определение вероятного позитивного намерения, которое могло стоять за проблемным поведением. Намерение обладает двумя аспектами. Первый — позитивная внутренняя мотивация поведения (например, потребность в безопасности, любви, заботе, уважении и т. д.). Второй — позитивный результат, к которому может привести поведение в рамках более широкого контекста или системы (например, защита, привлечение внимания, достижение признания и т.д.).

Одной из основных форм рефрейминга содержания в НЛП является шестишаговый рефрейминг. В ходе этого процесса проблемное поведение отделяется от позитивного намерения внутренней программы, или “части”, ответственной за поведение. Затем эту “часть” наделяют ответственностью за внедрение альтернативных видов поведения, которые соответствовали бы тому же позитивному намерению, но не давали проблемных побочных продуктов. Так создаются новые варианты поведения.

Как показывает пример отца и сына-подростка, рефрейминг может успешно применяться в работе с критиками и критическими замечаниями. Критиков нередко считают людьми, самыми неудобными в общении, из-за их кажущейся сосредоточенности на негативном и склонности находить недостатки в чужих идеях и предложениях. Часто критики воспринимаются как “вредители”, поскольку оперируют фреймами проблемы или ошибки. (Мечтатели же, напротив, пользуются фреймом “как если бы”, а реалисты — фреймами результата или обратной связи.)

Основной проблемой критиков на лингвистическом уровне является их характерная манера высказываться в форме обобщающих утверждений, например: “Этот проект обойдется слишком дорого”, “Из этой идеи ничего не выйдет”, “Это нереально”, “Этот проект потребует слишком больших усилий” и т. д. Дело в том, что, исходя из самой формулировки этих заключений, собеседник может только согласиться или не согласиться с ними. Если вам говорят: “Из этой идеи ничего не выйдет” или “Это слишком дорого”, можно ответить или “Думаю, что ты прав”, или “Нет, совсем не так дорого”. Таким образом, критические замечания обычно приводят к поляризации мнений, разногласиям и в конечном итоге к конфликту (если собеседник не согласится с критикой).

Самые сложные проблемы возникают в тех случаях, когда критики не просто высказываются против мечты или плана, но начинают критиковать самих “мечтателей” или “реалистов” на личностном уровне. Между фразами “Это дурацкая идея” и “Ты дурак, если так думаешь” есть существенная разница. Начиная нападать на партнера на уровне личности, критик из “вредителя” превращается в “киллера”.

Важно помнить о том, что критика, подобно любому другому поведению, вызвана благими намерениями. Цель критика — оценить результаты “мечтателя” или “реалиста”. Успешный критик анализирует предложенный план или сценарий, с тем чтобы определить возможные сбои и предотвратить их. Критики находят недостающие звенья цепочек за счет логических умозаключений: что будет, если проблема возникнет. Хорошие критики часто смотрят на ситуацию не с точки зрения людей, непосредственно вовлеченных в деятельность или план, а глазами тех, на ком может отразиться эта деятельность, или тех, кто может повлиять на реализацию задуманного как в положительную, так и в отрицательную сторону.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Подобным образом многие виды критики заключены во фреймы слов, описывающих скорее нежелательные, чем желаемые результаты. Например, позитивное намерение (или критерий оценки), скрытое за критическим замечанием “это пустая трата времени”, вероятнее всего, является желанием “мудро и эффективно использовать имеющиеся ресурсы”. Однако определить это намерение по “поверхностной структуре” высказывания оказывается не просто, поскольку оно указывает на то, чего необходимо избежать. Таким образом, ключевым лингвистическим навыком в работе с критическими высказываниями и в преобразовании фреймов проблем во фреймы результата является способность распознавать позитивные утверждения и выводить их из позитивных намерений. Временами это сделать сложно, поскольку критики очень любят пользоваться фреймом проблемы. К примеру, если спросить критика о позитивном намерении, скрытом за высказыванием: “Это предложение нерентабельно”, в ответ мы, скорее всего, услышим: “Я хочу избежать излишних расходов”. Заметьте, что несмотря на “позитивность” этого намерения, лингвистически оно оформлено негативно — т. е. сообщает о том, чего следует “избежать”, а не о том, чего следует достичь. Позитивной формулировкой этого намерения было бы что-нибудь вроде: “Убедиться в том, что мы можем себе это позволить” или “Убедиться в том, что мы остаемся в рамках бюджета”.

В таблице 2 приведены некоторые примеры позитивных формулировок негативных высказываний.

Таблица 2. Примеры позитивных формулировок негативных высказываний

Негативное высказываниеПозитивное утверждение
Слишком дорого
Потеря времени
Страх поражения
Нереально
Слишком много усилий
Глупо
По средствам
Разумное использование имеющихся ресурсов
Желание достичь успеха
Конкретно и осуществимо
Легко и быстро
Мудро и со знанием дела
что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Это справедливо практически для любого критического замечания. Высказывание “Из этой идеи ничего не выйдет” можно преобразовать в вопрос “Как ты намерен воплотить эту идею?” Утверждение “Это нереально” превращается в вопрос “Как придать твоему плану большую конкретность?” Жалоба на то, что “это потребует слишком больших усилий”, может звучать иначе: “Как реализовать эту же идею, но более легким и простым путем?” Обычно такие вопросы преследуют ту же цель, что и критика, однако являются более эффективными.

Отметим, что все перечисленные вопросы начинаются со слова “как”. Этот тип вопросов считается наиболее продуктивным. К примеру, вопросы, начинающиеся со слова “почему”, часто предполагают в ответе новые утверждения, которые могут привести к конфликту или разногласиям. Спрашивая: “Почему это кажется тебе слишком дорогим?” — или — “Почему ты не хочешь посмотреть в глаза реальности?” — мы все-таки рассматриваем ситуацию во фрейме проблемы. То же самое относится к вопросам “Из-за чего твое предложение обойдется нам так дорого?” или “Кто за это заплатит?” В целом, вопросы, начинающиеся с “как”, являются наиболее эффективными, если мы хотим переключить внимание на фрейм результата или фрейм обратной связи.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Например: Твое предложение слишком поверхностно.

Например: Радикальных и основательных изменений.

Например: Как гарантировать, что принятие этого предложения создаст предпосылки, необходимые для радикальных и основательных изменений?

Определив проблемы или затруднения, проделайте описанные выше действия, чтобы превратить критические замечания в вопросы. Найдите позитивные намерения и вопросы со словом “как”, имеющие отношение к вашей самокритике (иногда это лучше делать с партнером). Преобразовав утверждения в вопросы, задайте их “мечтателю” или “реалисту” в себе самом, чтобы сформулировать соответствующие ответы.

В конечном итоге критическая стадия проекта направлена на то, чтобы убедиться в разумности идеи или плана, а также на то, чтобы сохранить все плюсы уже имеющихся путей достижения той же цели. Когда критик задает вопросы со словом “как”, из “вредителя” или “киллера” он превращается в “советчика”.

(Примечание: Полезно также сначала подвести критика к пониманию того, что некоторые аспекты плана удовлетворяют его критериям, после чего он может указывать на недостатки.)

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Намерение предполагает направление внимания человека к цели или намерению (например, защита, привлечение внимания, установление границ и т.д.), скрытым за обобщением или утверждением, с тем чтобы усилить это обобщение или поместить его в другой фрейм.

Переопределением называется замена одного из элементов обобщения или утверждения новым словом или словосочетанием, означающим примерно то же самое, но влекущим за собой иные последствия. Примером переопределения является замена негативного утверждения позитивной формулировкой того же содержания.

Паттерн “намерения” основан на следующем базовом предположении НЛП:

Любые поведенческие проявления на каком-то уровне вызваны (в настоящем или прошлом) позитивными намерениями. Поведение воспринимается (или воспринималось вначале) самим человеком как уместное в определенном контексте. Легче и продуктивнее реагировать на эти намерения, а не на проявления проблемного поведения.

Переопределение предполагает, что в данной ситуации можно сказать: “Вы полагаете, что цена на этот товар завышена, или обеспокоены тем, что не можете позволить себе эту покупку?” Здесь утверждение “Боюсь, это слишком дорого” переформулировано двумя разными способами, с тем чтобы продавец мог получить больше информации о затруднениях покупателя. В первом определении слово “бояться” мы заменили на “полагать”, а “слишком дорого” — на “завышена цена”. Во втором случае “бояться” превратилось в “беспокоиться”, а “слишком дорого” — в “не могу себе позволить”. Обе новые формулировки близки по смыслу к первоначальному возражению, но подразумевают разные причины, позволяющие поместить высказывание покупателя во фрейм обратной связи.

“Полагать” и “беспокоиться” по многим критериям существенно отличаются от “бояться”. Они подразумевают скорее когнитивные процессы, чем эмоциональные реакции (тем более вероятным становится восприятие их в рамках обратной связи). “Завышена цена” — новое определение для “слишком дорого”, которое подразумевает, что слова покупателя отражают его ожидания относительно цены, назначенной магазином за товар. Переформулируя “слишком дорого” как “невозможность позволить себе покупку”, мы определяем причину возражения как беспокойство покупателя о собственных финансовых ресурсах и способности заплатить за товар.

Определение, которое выберет покупатель, несет в себе важную информацию для продавца. В зависимости от ответа клиента продавец может предложить либо скидку на товар (если цена кажется завышенной), либо гибкую схему оплаты (если проблема заключается в платежеспособности.

Таким образом, переопределение является простым, но действенным способом открывать новые каналы мышления и взаимодействия. Еще один хороший пример работы этого паттерна — переименование “боли” в “дискомфорт”. Вопросы: “Насколько сильную боль ты испытываешь?” — и — “Насколько сильный дискомфорт ты ощущаешь?” — оказывают совершенно разное воздействие. Нередко этот тип вербального рефрейминга автоматически меняет восприятие человеком своей боли. Термин “дискомфорт” содержит в себе идею “комфорта”, тогда как слово “боль” не имеет никакого позитивного подтекста.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Я испытываю праведный гнев; ты раздражен; он делает много шума из ничего.

Я еще раз обдумал свое решение; ты передумал; он изменил данному слову.

Я нечаянно ошибся; ты исказил факты; он — отъявленный лжец.

Я способен войти в положение другого человека; ты мягок; он — “тряпка”.

ответственный (стабильный, ригидный)
стабильный (удобный, скучный)
игривый (гибкий, неискренний)
бережливый (мудрый, скупой)
дружелюбный (приятный, наивный)
настойчивый (уверенный, настырный)
уважительный (деликатный, конформный)
глобальный (обширный, громоздкий)

Вы можете использовать однословный рефрейминг и для изменения формы замечаний, которые вы делаете другим людям. Иногда полезно смягчить критичность высказываний, адресованных вашему супругу (супруге), детям, сослуживцам или друзьям. Вместо того, чтобы ругать ребенка за “ложь”, можно сказать, что у него “живое воображение” или что он “сочиняет сказки”. Переопределение нередко позволяет достичь цели, в то же время исключив необязательные (часто совершенно бесполезные) негативные подтексты или обвинения.

Рассматриваемый тип переопределения представляет собой основной механизм, лежащий в основе понятия “политическая корректность” формулировок. Его задачей является уменьшение негативизма оценок и ярлыков, с помощью которых люди нередко описывают тех, кто отличается от них самих. Ребенка с избытком физической энергии, плохо подчиняющегося указаниям старших, лучше называть “энергичным”, чем “неуемным”. Плохо слышащего человека называют не “глухим”, а “человеком с ухудшением слуха”; инвалида — не “калекой”, а “физически ограниченным”. “Уборщиц” и “дворников” можно объединить под названием “служба технической поддержки”. “Сбор мусора” превращается в “заведование отходами”. Цель смены ярлыков — помочь людям увидеть окружающих в рамках более широкой и менее оценочной перспективы (несмотря на то, что некоторые считают подобное переименование снисходительным и неискренним). В случае успеха этот прием позволяет человеку переключиться при восприятии и распределении ролей с фрейма проблемы на фрейм результата.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Занятие второй позиции подразумевает переключение на точку зрения партнера, или на его “позицию восприятия”, в рамках конкретной ситуации или взаимодействия. Вторая позиция является одной из трех основных позиций восприятия, описанных в НЛП. Она предполагает изменение точки зрения и взгляд на ситуацию “глазами другого человека”. Из второй позиции можно видеть, слышать, чувствовать взаимодействие, ощущать его вкус и запах в ракурсе, доступном другому человеку.

Таким образом, вторая позиция означает установление связей с взглядами, убеждениями и допущениями другого человека, а также восприятие идей и событий на основе его модели мира. Способность увидеть ситуацию с точки зрения чужой модели мира нередко дарит возможность новых прозрений и осознания.

Когда ты представляешь интересы преступника. ты становишься им, чувствуешь так же, как он, влезаешь в его шкуру, видишь его глазами и слышишь его ушами. Ты узнаешь его в совершенстве, чтобы понять природу его поведения. И у тебя есть “слово”. Это значит, что ты можешь перевести его чувства, его идеи, его интеллект — значимые компоненты поведения — на язык юристов, в слова закона или в убедительные метафоры. Ты берешь глину человеческого поведения и превращаешь ее в произведение искусства. Это называется творчеством адвоката.

Карта не есть территория. Каждый человек обладает собственной “картой мира”. Правильных карт не существует. В каждый момент люди совершают наилучший выбор с учетом тех возможностей и способностей, которые воспринимаются доступными в их модели мира. Наиболее “мудрыми” и “чуткими” считаются те карты, в которых доступно большее количество альтернатив, а вовсе не наиболее “точные” или “близкие к реальности”.

что такое фрейм в нлп. Смотреть фото что такое фрейм в нлп. Смотреть картинку что такое фрейм в нлп. Картинка про что такое фрейм в нлп. Фото что такое фрейм в нлп

Вскоре после того как мы начали говорить, в бар вошли два здоровенных парня. Они были пьяны, явно не в духе и горели желанием затеять драку. Наверное, по мне было видно, что я здесь случайный гость, потому что очень скоро парни начали выкрикивать оскорбления в наш адрес, называя нас “гомиками” и требуя, чтобы мы покинули бар.

Моей первой реакцией была попытка вежливо игнорировать их. Разумеется, это не сработало. Вскоре один из парней толкнул меня в плечо и разлил мое пиво. Я решил быть дружелюбным, посмотрел на них и улыбнулся. Один из них спросил: “Чего смотришь?” Когда я отвернулся, другой сказал: “Смотри на меня, когда я говорю с тобой”.

Дела принимали дурной оборот и, к собственному удивлению, я начал злиться. К счастью, я осознавал, что развитие событий по стандартному сценарию только ухудшит ситуацию. И вдруг мне в голову пришла замечательная идея: почему бы не попробовать использовать НЛП? Я постарался отыскать в их действиях позитивное намерение, глубоко вздохнул и на какое-то мгновение посмотрел на мир глазами этих парней. Затем ровным и спокойным голосом я сказал ближайшему ко мне: “Знаешь, я не верю, что вы на самом деле считаете нас гомосексуалистами. Вы же видите, что у меня на пальце обручальное кольцо. Я думаю, у вас какие-то иные намерения”. В ответ на это парень рявкнул: “Ага, мы хотим драться!”

Я понимаю, что сейчас некоторые из моих читателей саркастически улыбаются: “Надо же, Роберт, невероятный прогресс! Какая полезная штука эти «Фокусы языка»”. Но прогресс действительно был, потому что мне удалось втянуть их в разговор. Ухватившись за эту возможность, я ответил: “Могу вас понять, но хорошей драки из этого не выйдет. Во-первых, я не хочу драться, значит, многого вы от меня не добьетесь. Во-вторых, каждый из вас вдвое больше меня. Ну и что это будет за драка?”

На этом месте второй парень (представлявший собой “мозги” этой парочки) сказал: “Нет. Это драка будет честной, потому что мы пьяны”. Обернувшись так, чтобы смотреть ему прямо в глаза, я сказал: “Тебе не кажется, что это будет все равно что отец, вернувшись домой, бьет своего четырнадцатилетнего сына и утверждает, что все честно, потому что он сам пьян?” Я был уверен, что парню не раз доводилось переживать подобное в четырнадцатилетнем возрасте.

Не зная что ответить, эти двое перестали приставать к нам с Бендлером. В конце концов они стали приставать к кому-то другому; этим другим оказался знаток карате, который вывел их на улицу и хорошенько отлупил.

По версии Бендлера, я определил субмодальности этих типов и стратегию, согласно которой они выбрали нас в качестве объектов, и по сути дела провел с ними терапию. (Он утверждал, что собирался предложить ребятам выйти на улицу и подраться друг с другом, раз уж у них так чесались кулаки.) Однако мне эта история запомнилась иначе. Как бы то ни было, этот инцидент укрепил мою веру в силу языка и НЛП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *