что такое фрейм в бильярде
Фрейм в снукере: что это, сколько длится и как определяется победитель
Снукер – уникальный вид спорта, ведь в нем одинаковое значение имеет как непосредственно умение отправлять шар в лузу, так и аналитические способности игрока. Профессиональный снукерист, подходя к столу, продумывает свои действия на несколько ударов вперед, дабы обеспечить себе победу во фрейме. Что в свою очередь улучшит шансы на победу в матче в целом.
Что такое фрейм в снукере
Фрейм в снукере – главный показатель по которому и определяется победителя матча. Победа в одном фрейме приносит игроку одно очко в зачет матча, и, кто в итоге наберет больше, тот и победил. Еще одна черта чем уникален снукер сколько фреймов в игре определяют организаторы конкретного турнира. К примеру, если запланирован матч из 9 фреймов, победителем становиться тот, кто первым выиграл 5 фреймов. Если разницу в счете уже нельзя отыграть, оставшиеся фреймы не разыгрываться.
Начинается фрейм со стандартной ситуации – красные шары расположены снукерной пирамидой, а цветные стоят на своих местах. Забивать шары можно лишь строго в определенном порядке. После того как игрок отправил в лузу красный шар, он обязан бить один из цветных. Пока на столе остаются красные шары, цветные после каждого удачного удара вынимаются из лузы и выставляются на свое место. Фрейм в снукере заканчивается в одном из следующих случаев:
Важно понять, что такое фрейм бол в снукере. Фрейм бол – это ситуация, при которой забив определенный шар, игрок сделает разницу очков во фрейме в свою пользу больше, нежели сума всех оставшихся очков на столе.
Сколько фреймов в снукере и другая статистика
Как мы уже отмечали, количество фреймов в матче определяют организаторы. Если посмотреть сколько фреймов в снукере в финале Чемпионата Мира в 2019 году было запланировано, увидим, что максимальная длинна матча могла составить 35 фреймов, однако Джадд Трамп управился с Джоном Хиггинсом всего за 27. При счете 18-9 дальше играть не было смысла.
Самый быстрый фрейм в снукере с максимальной серией (147 очков – после каждого красного, забивается исключительно черный шар, все шары забиваются за один подход к столу) выдал Рони О’Саливан, потратив всего 5 минут 20 секунд.
Самый длинный фрейм в истории снукера длился более 100 минут, когда в 2015-ом году встречались Алан Макманус и Барри Пинчес. Если учитывать только матчи на Чемпионатах Мира своеобразный рекорд принадлежит Марку Селби и Марко Фу, которые боролись за зачетный бал без малого 75 минут.
Правил игры снукер
ЧАСТЬ 1 ОБОРУДОВАНИЕ
Все размеры, указанные в скобках, переведены в метрическую систему мер и округлены с точностью до миллиметра.
1. Стандартный стол
(а) Размеры
Игровая поверхность ограничена противоположными упругими бортами и имеет длину 11 футов 8½ дюймов и ширину 5 футов 10 дюймов (3569 мм на 1778 мм) с допусками по длине и ширине в ±½ дюйма (±13мм).
(b) Высота
Высота стола от пола до верхней кромки борта находится в пределах от 2 футов 9½ дюймов до 2 футов 10½ дюймов (от 851 мм до 876 мм).
(c) Лузы
(i) Лузы расположены по углам игрового поля (две около Точки – верхние лузы, две в Доме – нижние лузы) и по одной на середине каждого длинного борта (средние лузы);
(ii) Формы луз соответствуют шаблонам, утвержденным Мировой Ассоциацией профессионального Бильярда и Снукера (WPBSA).
(d) Линия Дома и Дом
Прямая линия, проведенная в 29 дюймах (737 мм) от нижнего борта параллельно ему, называется линией Дома, эта линия и ограничиваемое ей пространство называется Домом.
(e) Сектор «Д»
Сектор «Д» – это полукруг, расположенный в Доме, с центром в середине линии Дома и радиусом 11½ дюймов (292 мм).
(f) Точки
На продольной оси стола нанесены четыре отметки:
(i) Точка (Точка Черного шара) расположена на расстоянии 12¾” (324 мм) ниже верхнего борта и перпендикулярно ему;
(ii) Центральная Точка (Точка Синего шара), расположена посередине между ближним и дальним бортами;
(iii) Точка Пирамиды (Точка Розового шара), расположена посередине между Центральной Точкой и верхним бортом;
(iv) Середина линии Дома (Точка Коричневого шара).
Еще две отметки расположены в углах Сектора «Д». Если смотреть со стороны Дома, то отметка справа называется Точкой Желтого шара, а слева – Точка Зеленого шара.
2. Шары
(а) Шары диаметром 52,5 мм (с допуском в ±0,05 мм) изготавливаются из утвержденного материала;
(в) они должны быть одинакового веса с допускаемым отклонением в 3 г между самым легким и самым тяжелым шарами; и
(с) шар или комплект шаров может быть заменен по соглашению между игроками или по решению рефери.
3. Кий
Кий не может быть короче 3-х футов (914 мм) и существенно отличаться от традиционного и общепринятого вида и формы.
4. Вспомогательное оборудование
Игроки, при выполнении удара из сложной позиции, могут использовать различные подставки для кия, длинные кии (называемые баты и полу-баты в соответствии с длиной), удлинители и адаптеры.
Эти приспособления обычно находятся у стола, но могут быть принесены как игроком, так и рефери (см. также Правило 18 Части 3). Все эти удлинители, адаптеры и другие устройства должны быть одобрены WPBSA.
ЧАСТЬ 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Стандартные определения, используемые в настоящих Правилах, выделены курсивом.
1. Фрейм
Фрейм в снукере включает в себя промежуток игрового времени со старта (см. Правило 3 (с) Части 3), при всех шарах, установленных согласно Правилу 2 Части 3, каждый игрок играет в свою очередь, пока фрейм не завершится:
(a) признанием поражения игроком в свой подход;
(b) требованием играющего при разнице в счете больше семи очков в его пользу, когда на столе прицельным остался только Черный шар и итоговая сумма очков не учитывается;
(c) сыгрыванием Черного шара или фолом, когда на столе прицельным остался только Черный шар (см. Правило 4, Части 3); или
(d) решением рефери согласно Правилу 14(d)(ii) Части 3, или Правилу 2 Части 4.
2. Игра
Игра состоит из согласованного или обусловленного регламентом количества фреймов.
3. Матч
Матч состоит из согласованного или обусловленного регламентом количества игр.
4. Шары
(a) Белый шар является битком.
(b) 15 Красных и 6 разноцветных шаров являются прицельными шарами.
7. Сыгрывание
Прицельный шар считается сыгранным, если он после соударения с другим шаром, и без нарушения Правил, падает в лузу. Такое действие называется сыгрыванием.
8. Серия (Брейк)
Серия (Брейк) – это количество сыгрываний в каждом следующем ударе, сделанное игроком во время любого подхода в течение фрейма.
9. Игра с руки
(a) Биток находится в положении игры с руки:
(i) перед началом каждого фрейма;
(ii) когда он упал в лузу;
(iii) когда он выбит (выскочил) со стола; или
(iv) когда Черный шар выставляется на Точку по окончании фрейма при равном счете.
(b) Биток остается в положении игры с руки, пока:
(i) не будет разыгран с руки должным образом; или
(ii) не будет совершен фол в то время, когда шар находился на столе.
(c) Играющий называется играющим с руки, когда биток играется с руки, как описано выше.
10. Шар в игре
(a) Биток находится в игре, когда он не играется с руки.
(b) Прицельные шары находятся в игре с начала фрейма и до тех пор, пока не упадут в лузу или будут выбиты со стола.
(c) Разноцветные шары опять находятся в игре, когда заново выставляются на точки.
11. Очередной шар
Очередной шар – это любой шар, в который можно ударить битком первым касанием, не нарушая при этом Правила, или по-которому нельзя так ударить, но который в результате может быть сыгран.
12. Заказанный шар
(a) Заказанный шар – это прицельный шар, который играющий называет или обозначает понятным для рефери способом, и в который он должен попасть первым касанием битка.
(b) По требованию рефери, играющий должен назвать шар, который он выбрал очередным.
13. Свободный шар
Свободный шар – это не очередной шар, который играющий выбирает в качестве очередного, когда после фола биток оказывается в снукере (см. Правило 12 Части 3).
14. Выбитый со стола шар
Шар считается выбитым со стола, если он остановился за пределами игровой поверхности стола или в лузе, или играющий поднял или намеренно сдвинул рукой шар, находящийся в игре, за исключением случая, предусмотренного Правилом 14 (g) Части 3.
15. Штрафные очки
После совершения играющим любого фола, его сопернику присуждаются штрафные очки.
16. Фол
Фолом считается любое нарушение настоящих Правил.
17. Снукер
Биток находится в снукере, когда не очередной шар или шары полностью или частично закрывают путь для удара по прямой линии в направлении каждого очередного шара. Биток не находится в снукере, когда один или несколько очередных шаров можно ударить очень тонко с каждой стороны без помехи со стороны любых шаров, не являющихся очередными.
(a) биток находится в снукере при игре с руки, если он закрыт, как описано выше, при расположении внутри или на линии Дома на всех возможных позициях.
(b) Если биток закрыт от удара по очередным шарам более чем одним не очередным шаром, то:
(i) эффективно маскирующим шаром считается ближайший к битку шар; и
(ii) эффективно маскирующими шарами считаются все маскирующие шары, находящиеся на одинаковом расстоянии от битка.
(c) Нет эффективно маскирующего шара в случае, когда очередными являются Красные шары и биток закрыт от удара по разным Красным шарам разными не очередными шарами.
(d) Играющий называется находящимся в снукере, когда биток находится в снукере, как описано выше.
(e) Биток не может находиться в снукере, если он закрыт бортом. Биток не находится в снукере, если губа лузы преграждает путь битку и находится ближе к нему, чем любой из маскирующих не очередных шаров.
18. Занятая точка
Точка называется занятой, если шар не может быть помещен на нее без касания с другим шаром.
19. Пропих
Пропих совершается, когда наклейка кия остается в контакте с битком:
(a) после того, как биток начал движение вперед; или
(b) в то время как биток коснулся прицельного шара, за исключением случая, когда биток и прицельный шар почти касаются – в этом случае пропиха не будет, если биток ударит очень тонко по краю прицельного шара.
20. Перескок
Перескок совершается, когда биток проходит над любой частью прицельного шара, независимо от того, коснулся его или нет, за исключением:
(a) когда биток сначала ударяет прицельный шар, а затем перескакивает через другой шар;
(b) когда биток подскакивает и ударяет прицельный шар, но не приземляется позади этого шара;
(c) когда, после правильного удара по прицельному шару, биток перепрыгивает через этот шар после столкновения с бортом или другим шаром.
21. Промах
Промах совершается, когда биток не попадает первым касанием по очередному шару и рефери считает, что играющий не сделал достаточно хорошую попытку попасть по очередному шару.
ЧАСТЬ 3 ИГРА
1. Описание
В снукер могут играть двое и более игроков, каждый за себя или в команде. Игра заключается в следующем:
(a) Каждый игрок использует один и тот же Белый шар – биток и 21 прицельный шар: 15 Красных шаров, каждый стоимостью в 1, и шесть разноцветных шаров: Желтый – 2, Зеленый – 3, Коричневый – 4, Синий – 5, Розовый – 6, Черный – 7.
(b) Игроки набирают очки результативными ударами путем поочередного сыгрывания Красных и разноцветных шаров, каждый в свой подход, до тех пор, пока все Красные не выйдут из игры, а затем сыгрыванием разноцветных в порядке возрастания их стоимости.
(c) Очки, за результативные удары, прибавляются к счету играющего.
(d) Штрафные очки за фолы прибавляются к счету соперника.
(e) Тактика, применяемая в течение фрейма, заключается в том, чтобы оставить биток позади не очередных шаров так, чтобы поставить снукер следующему игроку. Если игрок или сторона отстает от соперника в счете на большее количество очков, чем возможная стоимость всех оставшихся на столе шаров, постановка снукеров, в надежде получить очки за фолы, становится наиболее важной.
(f) Фрейм выигрывает игрок (или сторона):
(i) кто набрал больше очков;
(ii) кому фрейм сдан; или
(iii) кому присуждена победа по Правилу 14(d)(ii) Части 3 или Правилу 2 Части 4.
(g) Игру выигрывает игрок (или сторона):
(i) кто выиграл большее или требуемое число фреймов;
(ii) кто набрал наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков; или
(iii) кому присуждена победа в игре по Правилу 2 Части 4.
(h) Матч выигрывает игрок (или сторона), кто выиграл больше игр или, набрал наибольшее количество очков, когда учитывается итоговая сумма очков.
2. Расстановка шаров
(a) В начале каждого фрейма биток находится в положении игры с руки, а прицельные шары расставляются следующим образом:
(i) Красные шары – в форме плотного равностороннего треугольника (пирамиды), верхний шар пирамиды располагается на центральной линии стола выше Точки Пирамиды как можно ближе к Розовому шару, не касаясь его, основание треугольника расположено ближе к верхнему борту и параллельно ему;
(ii) шесть разноцветных шаров расположены на своих точках, как описано в Правиле 1 (f) Части 1.
(b) При неправильной расстановке шаров применяется Правило 7 (с) Части 3, фрейм начинается согласно Правилу 3 (с) Части 3.
(c) После начала фрейма, находящийся в игре шар может быть очищен рефери по обоснованной просьбе играющего и:
(i) положение шара, находящегося не на точке, должно быть отмечено подходящим устройством до поднятия шара для очистки;
(ii) устройство, используемое для отметки положения очищаемого шара, рассматривается и оценивается как этот шар, пока тот не будет очищен и установлен на место. Если любой игрок, кроме играющего, коснется или сдвинет устройство, рефери должен объявить ШТРАФ и наказать нарушителя как играющего, но без изменения очередности игры. Рефери должен возвратить
устройство или очищенный шар в начальное положение по своему усмотрению, даже если оно поднималось.
3. Ход игры
Игроки определяют очередность игры с помощью жребия или по взаимному соглашению, победитель выбирает, какой игрок играет в первую очередь.
(a) Эта очередность не меняется на протяжении всего фрейма, если только игрок не требует от соперника играть снова после фола, совершенного соперником.
(c) Игрок сначала играет с руки, фрейм начинается после того, как биток был размещен на столе, и наклейка кия вступила в контакт с ним, или:
(i) произведен удар; или
(ii) начались замахи кием для удара по битку.
(f) С первого удара в каждом подходе и пока все Красные шары не покинут стол, очередным шаром является Красный шар (или свободный шар, заказанный как Красный), и засчитывается стоимость каждого сыгранного в этом ударе Красного шара или заказанного Красным свободного шара.
(j) Если шар попадает в лузу и выскакивает обратно на поверхность стола, это не считается падением шара в лузу. Даже в случае переполнения луз играющий не получает никакой компенсации за это.
4. Конец фрейма, игры и матча
(a) Если на столе остается только Черный прицельный шар, фрейм заканчивается первым результативным ударом или фолом, за исключением одновременного выполнения следующих условий:
(i) счет сравнялся; и
(ii) не учитывается итоговая сумма очков.
(b) Когда выполняются оба условия пункта (a), применяется следующая процедура:
(i) Черный шар выставляется на Точку;
(ii) игроки жребием определяют, кто играет следующим;
(iii) следующий игрок играет с руки; и
(iv) фрейм заканчивается первым результативным ударом или фолом.
(c) Если победителя игры или матча определяет итоговая сумма очков, и по окончании последнего фрейма счет сравнялся, то игроки в этом фрейме должны следовать процедуре выставления Черного шара, изложенной выше в пункте (b).
7. Выставление разноцветных шаров
Любой разноцветный шар, упавший в лузу или выбитый со стола, выставляется до начала следующего удара, вплоть до окончательных сыгрываний по Правилу 3(g) (iii) Части 3.
(a) Игрок не несет ответственности за любые ошибки, совершенные рефери при выставлении любого шара.
(b) Если разноцветный шар выставлен неправильно после сыгрывания в порядке возрастания стоимости согласно Правилу 3(g) (iii) Части 3, то он убирается со стола немедленно после обнаружения ошибки, без штрафа и игра продолжается из образовавшегося при этом положения шаров.
(d) Если при выставлении разноцветного шара его собственная точка занята, он помещается на свободную точку шара с наибольшей стоимостью.
(e) Если при выставлении нескольких разноцветных шаров их собственные точки заняты, то в первую очередь выставляется шар большей стоимости.
(f) Если все точки заняты, то разноцветный шар размещается как можно ближе к собственной точке, между ней и ближайшей частью верхнего борта.
(g) Если при выставлении Розового и Черного шаров все точки заняты и нет свободного места между соответствующей точкой и ближайшей частью верхнего борта, то разноцветный шар помещается как можно ближе к собственной точке на центральной линии стола ниже этой точки.
(h) В любом случае, при выставлении разноцветного шара он не должен касаться другого шара.
(i) Для правильного выставления разноцветного шара он должен быть помещен рукой на обозначенную в этих Правилах точку.
8. Касающийся шар
(a) Если после удара биток касается шара (или шаров), который является или может быть очередным, рефери объявляет КАСАЮЩИЙСЯ ШАР и указывает, какого очередного шара (или шаров) касается биток. Если биток касается одного или нескольких разноцветных шаров после сыгранного Красного шара (или свободного шара, заказанного как Красный), то рефери предлагает играющему ОБЪЯВИТЬ, какой разноцветный шар будет очередным.
(b) Когда касающийся шар назван, играющий играет битком от этого шара, не приводя его в движение, иначе будет зафиксирован пропих.
(c) Если при выполнении удара играющим любой касающийся прицельный шар остается неподвижным, то штрафа не будет в случае:
(i) когда этот шар является очередным,
(ii) когда этот шар может быть очередным и играющий объявляет его очередным; или
(iii) когда этот шар мог бы быть очередным, а играющий объявляет очередным другой шар и попадает первым касанием по этому шару.
(d) Если биток после остановки касается или почти касается не очередного шара, то рефери, если его спросят о касании, отвечает: ДА или НЕТ. Играющий играет в сторону от шара, не задевая его, как описано выше, и ударяет при этом сначала по очередному шару.
(e) Когда биток касается одновременно очередного и не очередного шаров, то рефери указывает только на соприкасающийся очередной шар. Если Играющий спросит рефери, касается ли биток не очередного шара, он отвечает.
(f) Если рефери уверен, что любое движение касающегося шара при ударе не было вызвано действием играющего, то фол не объявляется.
(g) Если неподвижный прицельный шар во время проверки рефери не касается битка, а позже вошел в контакт с битком до начала удара, то рефери повторно устанавливает шары на свое усмотрение. Это еще применимо к обратной ситуации, когда касающийся шар после проверки рефери перестал соприкасаться с битком, то рефери повторно устанавливает шары на свое
усмотрение.
10. Штрафы
Фолами считаются следующие действия, за которые налагается штраф в размере четырех очков, если ниже, в пунктах с (a) по (d), не указан более высокий штраф. Штрафы налагаются:
(c) в размере стоимости очередного шара или большей из двух вовлеченных шаров, в случае первого касания битка одновременно по двум шарам, за исключением двух Красных шаров (когда очередной шар – Красный) или свободного и прицельного шаров;
(d) в размере семи очков, если играющий:
(i) использует находящийся вне стола шар с любой целью;
(ii) использует любой предмет для измерения промежутков или расстояния;
(iii) касается любого шара во время консультации, как описано в Правиле 14(g) Части 3;
(iv) играет по Красным шарам, или по свободному шару, следующему за Красным, в последовательных ударах;
(v) использует любой отличный от Белого шар в качестве битка, в любом ударе после начала фрейма;
(vi) ошибается при объявлении (включая случаи, когда этого требует рефери) очередного шара, при нахождении битка в снукере; или
(vii) после сыгрывания Красного шара (или заказанного Красным свободного шара), совершает фол перед заказом разноцветного шара.
12. Снукер после фола
Если после фола биток находится в снукере (см. Правило 17 Части 2), рефери объявляет СВОБОДНЫЙ ШАР.
(a) Если игрок в следующий подход решает сам выполнить удар:
(i) он может заказать очередным любой шар, но свободный шар не может быть очередным;
(ii) любой заказанный шар рассматривается и оценивается как очередной шар, за исключением того, что в случае сыгрывания он выставляется.
(b) Фол объявляется, если биток:
(i) не попадает первым касанием по заказанному шару, или по нему одновременно с очередным шаром; или
(ii) будет закрыт от всех Красных шаров (или очередных), заказанным свободным шаром, за исключением случая, когда на столе остаются только Розовый и Черный прицельные шары.
(c) При сыгрывании свободного шара он выставляется, и засчитывается стоимость очередного шара.
(d) При сыгрывании очередного шара после удара битком сначала по заказанному шару (или одновременно по заказанному и очередному шарам), очередной шар засчитывается и остается вне стола.
(e) При сыгрывании и заказанного и очередного шаров, засчитывается только очередной шар, за исключением очередных Красных шаров, когда засчитывается стоимость каждого сыгранного шара. Свободный шар выставляется, а очередной шар остается вне стола.
(f) Если от нарушителя потребовали играть снова, то объявление свободного шара аннулируется.
15. Шар, сдвинутый не играющим
Если неподвижный или движущийся шар сдвинут лицом, отличным от играющего, рефери помещает его на то место, где, по его мнению, шар был или мог остановиться, без наложения штрафа.
(a) Это Правило включает случаи, когда играющий сдвигает шар вследствие какого-либо события или постороннего лица, но не применяется в случаях, когда шар сдвигается из-за дефекта на поверхности стола, за исключением случая, когда выставленный шар сдвинулся до начала следующего удара.
(b) Ни один из игроков не наказывается за любое перемещение шаров, произведенное рефери.
18. Использование вспомогательного оборудования
Ответственностью играющего является размещение и удаление со стола любого оборудования, которое он использует за столом.
(a) Играющий несет ответственность за любые предметы, включая (и не ограничиваясь): подставки и удлинители, которые он приносит к столу, неважно, принадлежат они ему или заимствованы (кроме как у рефери), и он будет оштрафован за любые фолы, совершенные им при использовании этого оборудования.
(b) Играющий не несет ответственности за оборудование, которым укомплектован стол и которое было предоставлено другой стороной, включая рефери. Если это оборудование оказалось дефектным, и из-за него играющий задел шар (или шары), то фол не объявляется.
(c), При необходимости, рефери ставит обратно любые шары в соответствии с Правилом 15 Части 3, и играющему, если он на брейке, будет разрешено продолжить игру без штрафа.
19. Трактовка правил
(a) Слова, применяемые к мужскому роду в этих Правилах и Определениях, в равной степени применяются и к женскму роду.
(b) Обстоятельства могут вносить корректировки в применение Правил к людям с физическими недостатками. Например:
(i) Правило 10 (a)(iii) Части 3 не применяется к игрокам в инвалидных креслах; и
(ii) если игрок не способен различать цвета, (например красный и зеленый) то при его просьбе рефери подскажет цвет шара.
(c) Когда нет рефери у стола (например, в дружеской игре), противостоящий игрок или сторона выполняют обязанности рефери с целью соблюдения Правил.
ЧАСТЬ 4 ИГРОКИ
2. Наказание
(a) Если фрейм проигран на основании этой Части Правил, то нарушитель:
(i) проигрывает фрейм; и
(ii) теряет все набранные очки, а соперник получает очки, эквивалентные сумме стоимости всех оставшихся на столе шаров, где каждый Красный шар оценивается в восемь очков, и засчитывается любой неправомерно отсутствующий на столе разноцветный шар, как если бы он был выставлен.
(b) Если игра проиграна на основании этой Части, то нарушитель:
(i) проигрывает фрейм, как описано выше в пункте (a); и
(ii) дополнительно проигрывает требуемое для завершения игры количество не сыгранных фреймов, где это необходимо; или
(iii) дополнительно проигрывает оставшиеся фреймы, каждый оценивается в 147 очков, если применяется итоговая сумма очков.
3. Не играющий
Во время игры не играющий должен избегать находиться или двигаться в зоне линии прицеливания играющего. Он сидит или стоит на достаточном расстоянии от стола и избегает любого движения или действия, которое может повлиять на концентрацию играющего.
4. Отсутствие
В случае необходимости выйти из зала, не играющий может назначить представителя для наблюдения за его интересами и требования фола при необходимости. О таком назначении рефери должен быть извещен перед уходом.
5. Признание поражения
(a) Игрок может признать поражение только когда он играющий. Противник имеет право принять победу или отказаться, которая становится ничтожной в случае выбора продолжения игры.
(b) Когда применяется итоговая сумма очков и поражение во фрейме принято, стоимость всех оставшихся на столе шаров добавляется к счету другой стороны. В этом случае каждый Красный шар оценивается в восемь очков, и считается любой неправомерно отсутствующий на столе разноцветный шар, как если бы он был выставлен.
(c) Игрок не может признать поражение во фрейме в любом матче то тех пор, пока кому-либо не потребуются снукеры. Любое нарушение этого правила должно наказываться как не джентельменское или плохое поведение сдавшегося игрока.
ЧАСТЬ 5 ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
2. Маркер
Маркер ведет счет на табло и помогает рефери в выполнении его обязанностей. При необходимости он выполняет обязанности секретаря.
3. Секретарь
Секретарь ведет запись о каждом выполненном ударе, информируя, где это уместно, о фолах и количестве набранных каждым игроком или стороной, очков. Он также записывает сделанные серии (брейки).
4. Помощь официальных лиц
(a) По просьбе играющего, рефери или маркер отодвигают и поддерживают любую осветительную аппаратуру, мешающую играющему при выполнении удара.
(b) Допускается оказание необходимой помощи игрокам с ограниченными возможностями рефери или маркером в соответствии с обстоятельствами.