что такое фрейдизм в психологии
Общая психология
Основные направления психологии
1. Бихевиоризм
Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.
Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.
Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).
Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.
Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.
Другие течения бихевиоризма:
Теория связей Торндайка
Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.
Оперантный бихевиоризм Скиннера
Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.
Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.
Когнитивный бихевиоризм Толмена
В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»
Фрейдизм и неофрейдизм. Основные положения учений З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, К. Хорни,Э.Фромма
Фрейдизм
Фрейдизм получил название от основателя этого направления З. Фрейда (1856— 1939).
Среди основных достижений Фрейда – создание первой развернутой теории структуры личности, основанной на древнейшей научно-философской проблеме – наличии в сознании человека противоборствующих начал.
Главный регулятор поведения человека – сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в личности, который обладает могущественными желаниями и стремлениями, скрытыми за покровом сознания – бессознательного. Таким образом, он выделил три уровня человеческой психики: бессознательное, предсознательное, сознательное.
В своей практике Фрейд часто встречался с наличием неосознаваемых переживаний и мотивов, которые серьезно отягощают жизнь человека и могут быть причинами его нервно-психических заболеваний.
Фрейд разработал особую концепцию человеческой психики, компонентами (инстанциями) которой являются:
Оно является бессознательным слоем психики, который представляет собой «кипящий котел инстинктов». Инстинкты являются мотивацией человека и представляют собой врожденные состояния возбуждения, которые ищут разрядки. Основными инстинктами является Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти). Оно находится в конфликте с Я и Сверх-Я.
Я – это область сознательного, в которой происходит восприятие внешнего мира и приспособленность к нему. Я является посредником между Оно и Сверх – Я.
В «Толковании сновидений» Фрейд показал, что сны не являются бессмыслицей, а представляют собой искаженное замаскированное осуществление вытесненного желания. Фрейд проводит анализ большого количества сновидений, в том числе и своих собственных. Он трактует сновидения в качестве компромисса между потребностью во сне и бессознательными желаниями, которые стремятся его нарушить. В качестве функции сновидения Фрейд рассматривает оберегание сна и галлюцинаторное исполнение желаний.
Превращение скрытых мыслей человека в явное содержание сновидений – пример перехода одного способа выражения психического материала в другой. Для понимания природы сновидений важно понимать смысл самого сна. Фрейд выдвинул положение о том, что сознательное сновидение представляет собой искаженное замещение бессознательного.
Основные положения учения К.Юнга
Дальнейшее развития психоанализа продолжил президент Международного психоаналитического общества К. Юнг (1875—1961).
Юнгом было введено в психоанализ понятие «комплекс», в том числе «комплекс Электры», под которым подразумевалось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери.
Юнгом была отвергнута теория сексуальности Фрейда, он предложил понимать либидо как психическую энергию человека, которая способна влиять на интенсивность психических процессов личности и на психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.
Юнг открыл идею того, что при изучении психики личности можно использовать метод ассоциаций (тесты на ассоциацию слов). Им была разработана техника «свободных ассоциаций», он довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.
Юнг разграничивал понятия коллективного и индивидуального бессознательного.
Индивидуальное бессознательное, по Юнгу, отражает личностный опыт отдельного индивида и включает в себя переживания, которые были когда-то сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.
Коллективное бессознательное представляет собой общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, который фиксируется в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется через сновидения. Коллективному бессознательному свойственно транслироваться от поколения к поколению через структуры мозга и играть важнейшую роль в жизни и деятельности общества и личности.
В отличие от Фрейда, Юнг считал, что инстинкты имеют символическую, а не биологическую природу.
Символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, которые способны преобразовать психическую энергию (либидо) в позитивные и конструктивные ценности.
С проблематикой символов связано понимание Юнгом художественного творчества. Он понимает творчество не как изживание детской психической травмы или индивидуального невроза, а как поиск божества, к которому каждый из нас идет своим путем, который соответствует характеру самости человека. В то же время самость формируется в непосредственной зависимости от содержания божественных образов Святого Духа, Богоматери, Младенца Христа, Мудрого старца.
Символические образы являются, по Юнгу, соединительными звеньями между опытом отдельной личности и культурным наследием. Они служат матрицами познания. Помогая упорядочить впечатления, символические образы создают перспективу развития личности, расставляя в «смысловые ниши» надежды и страхи, радости и горести, триумфы и несчастья.
Значение учения Юнга о символе важно в контексте осознания символической природы культуры. Символы открывают человеку священное и одновременно охраняют его от непосредственной встречи с великой психической энергией архетипов. Юнг делает вывод о единстве архетипических основ всех культур. В народных мифах, детских рисунках, сновидениях, фантазиях, и бредовых идеях слабоумных людей встречаются одни и те же символы, например, круг, крест, золотой цветок, и более сложные знаки, которые передаются в различных контекстах. Освобождая эти культурные символы от случайных и личных ассоциаций, мы приближаемся к естественным архетипам, которые универсальны, устойчивы и формальны. В отличие от архетипов, символы содержательны, подвижны, конкретны.
Архетипы присутствуют изначально в сознании каждого из нас. Поэтому каждый человек способен сотворить свою символическую модель мира, исходя из своего жизненного опыта. Благодаря этим архетипам люди, которые имеют разный жизненный опыт и различные убеждения, способны понимать друг друга.
Поскольку символы взаимно дополняют и проясняют друг друга, вся проблематика духовной жизни сходится к соотношениям символов, которые могут быть политическими, художественными, мифологическими.
В общих чертах, «архетипам» свойственно образовывать наиболее древние и универсальные мыслительные формы, которые проявлялись в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Этим образам и символам характерны закодированные, формализованные образцы и программы человеческого поведения.
Архетипы индивидуального бессознательного по Юнгу
Юнг выделил основные архетипы индивидуального бессознательного:
Юнг хотел, чтобы аналитическая психология противостояла чрезмерно рациональному и чрезмерно сознательному подходу, который изолирует человека от мира природы и от его собственной природы и тем самым ограничивает его.
Неофрейдисты
Неофрейдисты, в отличие от З.Фрейда и К.Юнга, пытались не исследовать природу индивидуальных поступков человека, а объяснить социальное устройство жизни людей. К основные неофрейдистам относят А. Адлера (1870—1937 ), К. Хорни (1885-1952 ), Э. Фромм (1900-1980).
Понятие «сверхкомпенсации» А.Адлера
А. Адлер указывал, что для постижения мотивов человека нужно знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план». Человек реализует себя посредством поиска смысла жизни и стремления к самореализации. Самореализоваться человеку мешает чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство и самоутвердиться, человек актуализирует свой творческий потенциал. Эта актуализация называется компенсацией или сверхкомпенсаций.
Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе люди добиваются значительных успехов в жизни и отличаются от остальных исключительными способностями.
Теория К.Хорни
В теории К.Хорни биологическая ориентированность, которая была характерной для психоанализа классического периода, была заменена социокультурной, присущей неофрейдизму.
Нововведением в теории Хорни было понятие «образа Я», который состоял из «знания о себе» и «отношения к себе». Адекватный образ Я способствовал преодолению психологической тревоги.
Социальные отношения между ребенком и родителями, по мнению Хорни, основываются на двух тенденциях – на стремлении к удовлетворению своих желаний и стремлении к безопасности. Ведущая роль отдана последней тенденции: процесс удовлетворения потребности в безопасности приводит к формированию здоровой личности, и наоборот – поведение родителей, которое препятствует этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), приводит к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, базальная тревога у ребенка в детстве в последующем приводит к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенку свойственно прибегать к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (невротических тенденций). Каждой тенденции характерны три ориентации:
Согласно данным типам ориентации, Хорни выделила три типа невротической личности:
Хорни пыталась определить сущность невроза как структуру существующего характера, где звеньями являлись невротические наклонности. Каждая из таких наклонностей представляет собой ядро внутренней структуры личности, а каждая подструктура взаимодействует с другими подобными подструктурами.
Гуманистическая психология Э.Фромма
Фромм отвергал миф о «неизменной человеческой природе» и утверждал, что в эволюционном процессе человеку свойственно частично утрачивать «непосредственную инстинктивную основу» и обретать новые качества, которые обусловлены социальной средой. В отличие от всех иных живых существ, человеку свойственно обладать сознанием и самосознанием, которые смогли породить чувства одиночества и страха. Разрыв естественных человеческих связей с природой составляет, по мнению Фромма, основное экзистенциальное противоречие, которое представляет собой главную проблему существования человека. На базе этого противоречия, как предполагал Фромм, могут возникать экзистенциальные и исторические дихотомии.
К «экзистенциальным дихотомиям» Фромм относил такие противоречия, которые находятся в корне самого существования человека и не могут быть аннулированы им. Эти дихотомии находятся между жизнью и смертью и характеризуются невозможностью их реализации по причине кратковременности его существования. Фроммом предполагалось, что на эти дихотомии человек должен реагировать различными способами, которые соответствуют его характеру и культуре.
В отличие от «экзистенциальных дихотомий», «исторические дихотомии» не являются необходимой частью существования человека. Они способны возникать и разрешаться людьми в ходе процесса истории. К противоречиям этого ряда Фромм относил дихотомии между различными историческими формами существования общества и человеческими возможностями для подлинной реализации своей природы в определенных границах времени.
Фрейдизм
Фрейдизм – это одно из первых отдельно сформировавшихся направлений психологии, варианты названия, которого также возможны как ортодоксальный психоанализ и фрейдизм-лаканизм. Понятие фрейдизм появилось благодаря основателю данной теории – Зигмонду Фрейду, занимавшемуся глубинной психологией и психоанализом, как методом познания и коррекции личности.
Имея несколько ответвлений можно сказать, что от того, теорию какого последователя больше приняли ученики, зависит и его название. Те, кто пошёл за Жаком Лаканом несколько отличаются от последователей ортодоксальных взглядов Фрейда, несмотря на то, что сам учёный пытался всё вернуть к первоистокам. Наиболее отделившимся течением стало юнгианство и прочие, которые подвергли критике идеи самого Фрейда, но остались в концепции психоаналитического рассмотрения психических процессов.
Кратко фрейдизм представляет собой направление психологической науки, где вся проблематика любых комплексов и особенностей взрослой личности сводится к половому инстинкту. Фрейдизм и неофрейдизм являются близкими направлениями, но глобально различными по своей сути. Новая теория, признавая и опираясь на структуры, выявленные в классическом понимании (такие как комплексы, структуры–Я концепции, оно и сверх–Я, а также психологические защиты и регрессия), говорят об индивидуалистичном формировании человека, гуманистическом подходе, представляющем более расширенную модель, отрицающую разделение людей по принципу биологического начала и полового желания. Много критических замечаний ещё во времена формирования, а особенно после с развитием доказательной и экспериментальной базы было в сторону фрейдизма, поскольку все выводы были построены на изучении пары случаев и теоретических додумываниях самого автора без экспериментальных подтверждений.
Являясь началом психоанализа, фрейдизм представляет лишь малую его часть, причём костную и довольно тяжёлую, как для понимания, так и практики психокоррекции, восстановления и пр. Психоанализ не является тождественным самой теории Фрейда, поэтому стоит отдельно описать ключевые моменты именно фрейдизма, чтобы не было путаницы с другими более прогрессивными теориями, не подвергающимися такой массированной критике.
Для начала любые поступки и даже сновидения трактуются с сексуальной позиции, невозможности их удовлетворить или наоборот. Стадии формирования личности строго структурированы и также имеют сексуальную основу, кроме этого каждый индивидуум рассматривается, как проходящий определённые базовые комплексы (Эдипа, Электры), с той лишь разницей, что это прохождение имеет разный исход.
Зарождение фрейдизма
Теория фрейдизма формировалась в девятнадцатом веке, когда Фрейд работал с психическими патологиями, основное направление из нарушений которых было представлено различными видами неврозов и истерических отклонений. Помимо клинической практики были изучены неврологические работы, достижения бихевиоральной психологии и различных других моментов, влияющих на мотивацию человека. Работало в данном направлении до десяти человек и первые работы касались именно изучения истерии, где основным моментом было не сведение психики к когнитивным моментам, а наоборот выделение подсознательных и неконтролируемых моментов.
Фрейдизм в психологии базировался на биологических принципах, где инстинктивное влечение, появлялось вследствие внутреннего раздражения. Механизм любого поведения и мотивации обусловливался тем, как быстро и эффективно человек может удовлетворить любую возникающую потребность или снизить негативное воздействие внешних факторов. Отсюда же было выделено и нормальное состояние психики, где здоровье оценивалось как спокойствие и равновесие, невозможность же удовлетворения желания или неспособность человека найти варианты восстановления потраченных сил рассматривалась как невротическое нарушение гомеостаза.
Картина психики, нарисованная Фрейдом была новой для того времени, описывала скрытые структуры, пусть и на довольно примитивном уровне со многими моментами биологизации, но всё же пытаясь говорить о скрытом. Уходя от механического языка, логического обоснования и сухой структуризации фрейдизм начинает продвигать позицию о том, что не всё в человеке поддаётся закономерностям и объяснению. Это первая теория, делающая человека действительно человечным, непредсказуемым, но в то же время с попытками описания механизмов внутренних формирований.
Идеи фрейдизма
Основной механизм всего фрейдизма основывается на гармоничном сочетании противоположных стремлений человеческой психики – к жизни (эрос) и к смерти (танатос). Это включает всё, что присуще человеку, поскольку позволяет разделить его жизнь на разрушение, т.е. стремление умерщвлять и созидание, т.е. стремление продолжать. В зависимости от стадии развития, перенесённых жизненных событий в личности может преобладать мартидозная или либидозная фаза, влияющая на все остальные поступки и реализацию. Все процессы воспринимаются как вполне природные, ведь без разрушения неактуального новому и необходимому просто не будет места.
Закрытие таких желаний от осуществления полностью также негативно влияет на личность и уровень жизненной энергии, поскольку ограничивая одну свою потребность, закрывается вся сфера желаний и их осуществления. Выход идеи фрейдизма предлагают в создании условий сублимации желаний и энергий, которые можно разрушительно осуществлять по прямому назначению или если нет возможности для реализации. Сублимация – это реализация полученной энергии (она всегда поступает при возникновении потребности, как ресурс для реализации) не по прямому назначению. Именно таким механизмом объясняются творческие и гениальные способности людей.
Всё стремление психики по идеям фрейдизма сводится к получению удовольствия, уровень сложности которого может отличаться, но так и остаётся. Чтобы понимать какой уровень следует удовлетворить, личность была разделена на структуры, воздействие которых и сознательное понимание законов действия, где отличается и имеет разную степень для самой личности.
Уровень ид – самый примитивный, подсознательный, его ещё называют животным. Все желания и стремления тут продиктованы механизмами выживания, практически не осознаются, но имеют очень сильное влияние. Тут основная цель удовольствие, причём без учёта окружающей действительности и социальных моментов – главный двигатель находится внутри. Уровень эго является переходным и необходим для того, чтобы возникшие потребности неосознаваемого уровня как-то реализовать в сложившихся условиях. Это своеобразный структурирующий компонент. Супер-эго выполняет функцию контроля и надзирательства, это наиболее социальная часть личности, постоянно думающая о последствиях действий.
Основы фрейдизма
Основы фрейдизма сводятся к тому, чтобы максимально усилить эго человека, как переходящей и связующей структуры. Именно оно способно предотвратить развитие неврозов, осуществить достижение желаемого, сохранить социальность. Напряжение, нарастающее у личности под давлением внешних сил (требования и запреты общества, осуждение и стыд) и внутренних побуждений (интимные желания, биологические стремления, мортидные тенденции) приводят либо к нарушению психического гомеостаза либо к выработке психологических защит. Когда психика не справилась, то личность попадает в клинику патологий, если же ещё имелись ресурсы, то строятся защиты, немного искажающие реальность и делающие её доступной для выживания.
Защитные механизмы являются основой описания поведения человека во фрейдизме. Так вытеснение говорит о травматичном опыте и невозможности на данном жизненном этапе его принять и интериоризировать. Сублимация показывает и наличие энергии, и скрытые настоящие потребности – если смотреть на среднестатистического человека можно понять, сколько все могут заниматься спортом (или другим делом), когда эти показатели завышены, значит в другой сфере пустота, требующая реализации.
Регрессия появляется, когда личность попадает в экстремальные для неё условия или травматичные и тогда происходит соскальзывание на предыдущие уровни. Это могут быть примитивные реакции успокоения (взрослые начинают сосать палец как дети) или принятия решений (выбрать самое яркое, как в подростковом возрасте).
Цель всей психоаналитической терапии сводится к тому, чтобы гармонизировать конфликты, возникшие в личности на ранних этапах развития. Вся система развития, прохождения возрастных кризисов, любые достижения и способы построения активности рассматриваются через призму первых лет жизни, где были заложены проблемы, успехи, компенсаторные механизмы и стили защит.
Представители фрейдизма
Огромное количество практиков и теоретиков работало в направлении фрейдизма. Наиболее известными и ранними были непосредственные ученики Фрейда А. Адлер и К.Г. Юнг. Но взгляды даже последователей начинали отличаться от первооснователя, который во главу концепции ставил бессознательные процессы, а особенно влияние сексуальной энергии. Её импульсов и процессов реализации.
Адлерианское направление считало главным фактором комплекс неполноценности, упомянутый у Фрейда, но не как основной. Дальше развивая такое мировоззрение, последователь сводит основную жизненную задачу к самоутверждению, реализации. Он сводит всё к индивидуальной психологии, где главным моментом является не появление комплекса (его возникновение является аксиомой), а путь преодоления и компенсации. Если человек ориентируется на самосовершенствование и развитие, изучение нового и достижения, то это считается успешным путём. Когда того же самого пытается достичь через унижение других, стремление к власти и тирании, то это рассматривается как патологическое развитие личности.
Юнг почерпнул многое из концепции Фрейда и потом ушёл в другое психоаналитическое направление, где большое внимание уделял бессознательным процессам, сновидениям. Все процессы рассматривались социально, а не биологически. Он вводит новые термины, такие как архетипы и коллективное бессознательное, отдавая именно им основную регулирующую функцию в формировании человеческих поступков.
Ещё один представитель фрейдизма – Отто Ранк работал в концепции, где вся человеческая жизнь направлена только на преодоление травмы рождения, как основы всей экзистенциальной тревоги и беспричинного страха (на самом деле, реального страха смерти). Он считал, что рождение сопоставимо со смертью – личность покидает прежний знакомый и комфортный мир (чрево) и попадает в плохие условия (окружающая среда). Основная цель – адаптация к новому миру через преодоление стремления вернуться во чрево, при этом различными способами это чрево находит замену. Кто-то также прячется в отношения, кто-то в алкоголь или свернувшись калачиком.
Далее цепь последователей расширялась, каждый привносил что-то новое во фрейдизм, изменяя его ортодоксальную суть под потребности времени или соотнося с новыми исследованиями. Несмотря на всю критику подхода, существуют школы, институты и целые общества, продолжающие работать в концепции психоанализа.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»