что такое фрески в храме

Почему в русской церковной архитектуре фреска популярнее мозаики?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме

Александр Лавданский,
иконописец, основатель мастерской
церковного искусства «Киноварь»

Мозаика как декоративно-прикладное искусство известна с IV тысячелетия до нашей эры. Своего расцвета она достигла в XI–XII веках, во времена Византийской империи. В этот период в Византии техника изготовления и производства разно­цветной смальты получила невероятный размах. Мозаика стала одним из самых популярных жанров церковного искусства. С падением Константинополя под ударами Османской империи в 1453 году это искусство (как и многие другие) пришло в упадок.

Несмотря на это, на Руси, принявшей христианство из Византии, известно всего пять храмов, украшенных мозаикой, и лишь в Софии Киевской мозаика сохранилась до наших дней. Дело в том, что мозаика — одна из сложнейших и дорогостоящих техник. В период междоусобиц и последовавшего татаро-монгольского ига русские князья просто не могли ее себе позволить.

В относительно стабильную экономическую пору, когда в стране началось строительство каменных церквей (XIV в.), популярность приобрела фреска. Но не только потому, что живопись по сырой штукатурке обходится дешевле. Увы, учиться и заимствовать технику мозаики больше было не у кого.

Первоначально фреску использовали для изображения второстепенных сюжетов и украшения менее значимых частей храма, но именно в России мастера начинают заполнять фресками все пространство храма. Несмотря на климатические особенности региона, не лучшим образом влияющие на сохранность настенной живописи, фреска становится основным видом монументального церковного искусства в России.

Возрождение мозаики в России приходится на начало XX века, когда в Санкт-Петербурге, на месте гибели императора Александра II, по проекту архитектора А. А. Парланда был воздвигнут собор Спаса на Крови. Здесь площадь стен, покрытых мозаикой, достигает более семи тысяч квадратных метров. Это крупнейшая коллекция мозаики в Европе.

Источник

Что такое фреска. История. Как создаются фрески

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
«Чудо со статиром» (также «Чудо с динарием») — фреска итальянского живописца Мазаччо. Создана в 1425—1427 годах. Находится в часовне Бранкаччи церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции.

Слово Фреска происходит от итал. Affresco – свежий. Это живопись на влажной, свежей штукатурке, одна из техник настенной живописи, противоположная росписи по сухому (итал. al secco, или a secco, — «по сухому»»).

Технология фресок, как «по влажному», так и «по сухому» была тщательно исследована. Если принять технику фрески «по влажному» с использованием извести за стандарт, то далеко не все древние стенописи следует считать сугубо фресками. Это доказал в своей книге «Материалы и ремесла Древнего Египта» британский египтолог А. Лукас.

Египетская цивилизация в ранний период не знала извести. Использование извести началось примерно с IV века до н. э. во времена Птолемеев и было заимствовано у греков.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
Фрески Акротири, остров Санторин. Нац. археологический музей (Афины)

Известь была известна в Ассирии, Вавилонии, в Финикии. Смесь извести с размолотым в порошок кирпичом использовали для создания влагостойких замазок при создании акведуков или гидротехнических сооружений. Входила известь и в смесь с гипсом при штукатурке сооружений.

Высококачественные известковые смеси использовались в жилых и дворцовых постройках эгейской культуры, которые были грунтом для стенописей. Но даже их условно относят к фрескам как «по влажному».

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
Египетская стенопись, около 1400 до н. е.

Есть значительные разногласия и со стенописями Древнего Рима, которые имеют значительные отличия от прославленных фресок эпохи итальянского Возрождения. По выводам Эрнста Бергера технология итальянских мастеров отличается от технологии древнеримской. Того же мнения придерживался и известный советский технолог Д. И. Киплик. По заключению технологов, не было единой стандартной техники фрески «по влажному». Но безусловно, что эта технология зародилась в глубинах античной культуры, и была распространена на всю территорию античной ойкумены.

Ойкуме́на — освоенная человечеством часть мира. Термин введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе.

Различия в технологиях, однако, не стали помехой при создании стенописей высокой художественной ценности и в Древнем Египте, и на острове Крит, и в Древней Греции, о чем свидетельствуют археологические находки в соответствующих регионах.

Разновидности фресок

Существует более сухая (al secco) и более влажная (al fresco) технология написания фрески. Написание фресок al secco не является достаточно сложным процессом. Известковая вода и пигмент наносятся вместе, но повторное увлажнение штукатурки ведет к её порче.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
Поклонения волхвов, Каппадокия, 12 столетие

При написании al fresco пигменты или краски наносятся на влажную штукатурку, которую предварительно (перед наложением пигмента) увлажняют известняковой водой. При нанесении пигмент смешивается с известняковой водой и становится известняковой краской. При засыхании возникает однородная штукатурка с рисунком.

Большинство художников тратили на работу над большими фресками от 5 лет, но чем дольше мастер работает над шедевром, тем ниже его качество, ведь штукатурка от влаги начинает крошиться.

Секреты технологии древнеримских фресок

Исследователям до сих пор неизвестны все секреты технологии фресок в Помпеях. Внимание привлекают как их сохранность, так и яркие краски, богаче, чем цветовые гаммы греческих художников предыдущей эпохи. Лишь кое-что подсказали описания в сочинениях Плиния Старшего и Витрувия, кое-что — остатки горшков с красками, найденные в Помпеях. По предположениям, это комбинации темперы с энкаустикой.

Енкаустика (греч. εγκαυστική) — техника рисования, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде.

Поверхность стены штукатурили, усерднее всего готовили верхний слой с мраморным или алебастровым порошком для блеска и укрепления штукатурки. Поверхность шлифовали, потом делали рисунок, который тщательно защищали слоем прозрачного воска с растительным маслом. Воск сплавляли с красками небольшими факелами, а затем дополнительно шлифовали чистым полотном.

Романские фрески Каталонии

В рамках романского стиля развивались монументальная живопись и скульптура. По художественным признакам искусство этого периода схематическое, условное. Для романской композиции характерны пространство, лишенное глубины, разномасштабные фигуры, резкие цветовые гаммы.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
Апостолы из Оркау. 12 век. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.

Уникальные местные особенности имела фресковая живопись романской эпохи в Каталонии. Схематизм композиций каталонские мастера сочетают с геометрическими орнаментами, истоки которых в античном искусстве и в тщательно разработанных мозаиках Византии. Отсутствие ценных смальт в Каталонии компенсировали яркими красками.

Смальта — цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

На обогащение художественных образов работают как попытки воссоздать одеяния из ценных тканей, так и широкие, разноцветные полосы на фоне.

Сделаны первые попытки придать индивидуальные черты и образам святых, поданные с застывшими, вытаращенными глазами: но они уже различаются прическами, черными или седыми волосами. Наряду с безбородыми юношами — седые мужчины с «биографиями». Самых почитаемых святых сопровождают надписи (Апостол Варфоломей, евангелист Матфей, Св. Петр). По указанию атрибутов можно распознать почитаемых святых и без надписей (Апостола Петра изображен с ключами, которые тот получил от Христа).

Среди библейских персонажей — и серафимы с крыльями вместо тел, и жертвенные животные (бык, ягненок). Библейские сюжеты на фресках дополнены притчами (девы мудрые и неразумные), которые станут сюжетами для скульптурных композиций эпохи готики во Франции.

Остатки каталонских фресок были найдены в малых сакральных сооружениях в Пиренеях. В 1920-е годы их осторожно сняли со стен и перенесли в Барселону. В начале 21 века их экспонируют в отдельных залах на искусственно воссозданных архитектурных поверхностях, точно копируют первобытные романские формы в старых интерьерах.

Фрески европейского средневековья

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
Перуджино, Сикстинская часовня, «Христос передает ключи от рая Апостолу Петру».

Монастыри соревнуются в приглашении на работы известных художников. Фрески-шедевры покрывают стены как старых, еще готических сооружений, так и новых и в провинциях, и в художественных центрах. Фресками украшали как церкви, так и дворцы, церковные и домашние часовни, общественно значимые сооружения, как фасады, так и интерьеры. Сюжеты — Ветхий Завет (Сотворение Адама), сцены жизни и страсти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, Поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), танец смерти, аллегории (Аллегория мудрого правления), мифические персонажи (Геракл, Сивиллы), батальные сцены («Победа императора Константина над Максенцием»), запечатление событий папского двора («Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV»), значимые события мелких герцогских дворов и тому подобное.

Наиболее значимые фресковые циклы:

Фрески буддизма

Технику фрески знали и использовали и в Азии. Особенно известны фрески эпохи буддизма, сохранившиеся в Индии и Китае. Кроме религиозной тематики встречаются и светские изображения (росписи на стенах в Сигирии, Шри Ланка). А вот в Японии было создано и сохранено мало фресок.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
Бог Яма с колесом сансары (бытие и преобразование). Индуизм

Интересным образцом религиозных фресок есть изображение бога Ямы из пантеона индуизма. Он сидит в условном пространстве, руками и зубами удерживая колесо сансары. Фон колеса разбит на секторы-участки, которые художники использовали для изображений реальных и мифических. Здесь обычно находят сцены войны, когда растет количество смертей, сцены рая и мучения грешников в аду от огня, холода, сцены, где грешников наказывают многочисленные демоны. В центре три животного (буйвол, птица, змея), удерживающие друг друга за хвост-намек на оборот, повторение и течение времени.

Иногда картину дополняли изображением священной реки, которой тела покойники попадали в потусторонний мир, где их тела растворялись в стихиях. Поэтому отпадала необходимость в кладбищах. Сцены мирной жизни поселений и атакующие воины наиболее интересны, потому что рисованы из тогдашней реальности, хотя и с судьбой условности. Изображение перешло с фресок на образа и, как на православных иконах, походит от единого канонического образца, отличаясь лишь деталями.

Источник

Российские древности: старейшие фрески

Фреска Дмитровского собора во Владимире

Так исторически сложилось, что среди российских древностей львиную долю занимают храмы. Крепостей всегда меньше, чем церквей, а жилые дома у нас достаточно долго строили из дерева. А главное украшение храмов — фрески, росписи, которые делались по сырой штукатурке. Сегодня мы представляем вам список древнейших фресковых ансамблей, которые сохранились (или сохранялись) на территории нашей страны.

Древнейших фресок сохранилось меньше, чем древнейших храмов: не все фрески дожили до наших дней (например, следы росписей церкви Покрова на Нерли еще прослеживались в середине XIX века, но сейчас их уже нет), а некоторые храмы никогда не были расписаны. Мы постарались собрать информацию обо всех фресках, сохранившихся с периода до монгольского нашествия. После него само каменное строительство на Руси замерло почти на век.

Для начала оговоримся, что самые древние мозаики и фрески Руси ныне находятся на территории Украины. От росписи разрушенной еще при взятии Киева Батыем Десятинной церкви, первого каменного храма Руси, осталось буквально несколько фрагментов, найденных при раскопках. Зато фрески Софии Киевской и Спасо-Преображенского собора в Чернигове в той или иной степени сохранились.

Софийский собор, Великий Новгород

Первым древнерусским храмом на территории современной России был, безусловно, собор святой Софии в Великом Новгороде, построенный сыном Ярослава Мудрого Владимиром в 1045-1050 годах. Первоначальных росписей начала XII века (1109 год) в нем сохранилось достаточно мало, в основном в Мартирьевской паперти. Самая известная композиция — святые Константин и Елена.

Источник

Что такое фреска

С итальянского языка слово фреска переводится как свежий. Этот вид настенной живописи выполняется художниками, поэтому имеет высокоэстетические характеристики. Техника предусматривает роспись по сырой штукатурке. До сегодняшнего дня сохранились фрески, которые были созданы в 40 году до нашей эры. Но точный период появления этого вида живописи неизвестен.

Сверху декоративный слой покрывается лаками, что и делает поверхность такой долговечной. А если в работе используется штукатурка на основе извести, то за долговечность отделки будет отвечать кальцитная пленка, которая образуется при полимеризации материала. Сегодня фреской называют любую настенную живопись. Таким способом украшают стены помещений любого назначения.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме

Внимание! Если есть желание узнать о том, что такое фреска, следует поинтересоваться еще и живописью по сухому слою штукатурки. Но классические фрески создаются с использованием известковой смеси, которая наносится в несколько слоев, нижние из которых содержат песок, а внешние — мраморную крошку.

Что такое фреска?

Фреска является особым видом живописи. Создание рисунка осуществляется по штукатурке с помощью красок. Так как техника довольно древняя, ее не стоит сравнивать с современными штукатурными работами. Раньше для этого использовалось покрытие под названием левкас. Состав готовился с использованием гашеной извести, а краски заменялись пигментами, соединенными с водой. Это и позволяло получить на поверхности фресок неповторимые эффекты и удивительные оттенки. Использующиеся раньше пигменты не вступали в реакцию с известью, что и обуславливало их использование.

Сегодня все чаще осуществляется поклейка фресок, а не их нанесение традиционным способом. Этот вариант оформления стен является современной альтернативой, которая тоже способна завораживать воображение. Использование современных вариантов фресок позволяет исключить трудозатраты и сократить время на проведение ремонта. Дополнительным преимуществом поклейки фотообоев в виде фресок выступает их более низкая стоимость. Такой подход является более практичным и не менее эффектным.

Имитацию росписи производители получают еще и методом нанесения на флизелин смеси из связующих и кварцевого песка. После этого остается лишь наклеить декоративные полотна с определенной фактурой. Дополнительным этапом производства такого вида фресок является помещение полотен в цифровой принтер, где происходит нанесение основного рисунка.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме

Как создаются фрески

Если есть желание отделать стену фреской, которая будет создана по классической технике, следует использовать водяные краски, которые наносятся на свежий слой штукатурки. Связующее и грунтовка — это единое целое, поэтому пигмент не будет осыпаться.

Если, начиная с XVI века фрески создавались еще и методам полирования горячим воском, то сегодня технология заключается в оформлении слоя штукатурки. Сложность может заключаться в том, что работы на одной стене нужно осуществить за один день. При необходимости поправок определенная часть декоративного слоя вырезается, чтобы нанести новый фрагмент.

Что касается обоев-фресок, то их производство осуществляется практически по такой же технологии. Отличие состоит лишь в том, что в условиях завода используются другие фактуры. Полотна предлагаются в разных размерах, поэтому их можно подобрать под габариты определенной стены. Обычно один рисунок — это отдельное полотно. Материал, как правило, имеет следующие характеристики:

Внимание! Украсить фрагментами фресок можно не только внутренние стены, но и фасады зданий. При выборе материала следует учитывать, что он должен быть предназначен для эксплуатации в агрессивных условиях.

Фресковая живопись

Прежде чем нанести фреску на стену, будь они представлены обоями или живописью, следует разобраться в основных видах техники. Это может быть:

Первый как раз является истинной фреской. Этот тип наиболее популярен и предусматривает возможность использования пигментов на водной основе. Связующего вещества здесь нет. Краски, наносимые на поверхность, ложатся на гипс или известь. Слой должен быть свежим. Вторая разновидность фресок создается по сухой штукатурке и не предполагает наличия связующего. Это является залогом скрепления цветного пигмента с сосновой.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме

Самые известные фрески

Рассмотрев основные виды фресок и наиболее популярные их варианты, можно определиться, какой декор для стен своего дома выбрать. Наиболее известным памятником критской архитектуры является Кносский дворец. Его создание датировано концом 18-го века. Английский археолог А. Эванс был поражен фресками дворца. По сей день они являются одними из самых известных.

Неповторимым архитектурным ансамблем является Храм Брихадишвары, где хранятся фрески южной Индии. Центром мирового искусства является Сикстинская Капелла. Ее потолок покрыт фресками Микеланджело. Свод украшен целой системой композиций, которые сменяют одна другую.

Чем современные фрески отличаются от классических

Раньше создание описываемых произведений искусства заключалось в покрытии поверхностей известковой смесью, которая до высыхания покрывалась пигментами на водной основе. От художника требовалась невероятная скорость, ведь раствор не должен был успеть высохнуть.

Сегодня фрески создаются по схожему принципу, но в работе используются современные материалы. Например, приобрести можно искусственную имитацию, которая стоит совсем недорого. Максимально приблизиться к технике классической фрески стало возможно благодаря росписи по эластичной штукатурке. В работе используются не известковые и песчаные составы, а готовые смеси, которые продлевают время застывания поверхности.

Виды современных фресок

Если есть желание оформить стены для получения классической имитации фрески, можно использовать одну из современных техник. Например, для печати фактурной поверхности используются обои на основе флизелина. Поклейка таких полотен позволяет добиться уникальных эффектов, а потребитель при этом не тратится слишком сильно.

Роспись на эластичной штукатурке

Именно это и есть современная рукотворная фреска, которая смотрится наиболее реалистично. Ее минус заключается лишь в том, что потребитель заранее не может оценить мастерство художника.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме

Роспись на холсте

Такие фрески являются индивидуальными. Поверхность холста грунтуется, покрывается штукатуркой, которая дополнительно оформляется и состаривается. Минусом таких фресок выступает их хрупкость.

Фабричные изделия

Это готовое изделие, которое тоже создается на базе декоративной штукатурки, укрепляемой монтажной сеткой. В качестве основы выступает жесткая поверхность, которая приклеивается к декоративному внешнему слою.

Фреска на основе флизелина

Эти современные произведения искусства обходятся дешевле остальных. Базовая поверхность — это флизелиновые полотна, по которым наносится слой штукатурки. Рисунок создается по принципу печати, а на этапе оформления стен осуществляется поклейка готовых полотен.

Самоклеящаяся фреска

Это еще более дешевый вариант, чем тот, что изготавливается на флизелиновой основе. Когда на стену наклеена такая отделка, она напоминает поверхность, облицованную фотообоями. Самоклеящееся полотно — это те же обои, с помощью которых можно оформить стену, лишь сняв защитную пленку.

Фреска на жестком основании

Базовой поверхностью выступает керамика или древесина, в некоторых случаях применяется пластик. Рисунок создается акриловыми красками.

Куда лучше всего вешать фрески

Гармоничнее всего этот вариант декора стен смотрится в гостиных. Но если оформить в соответствующем стиле интерьер ванной комнаты, то фреска может стать и ее дополнением. Довольно часто таким образом отделываются поверхности и в спальнях.

Какую роль играют фрески в интерьере

Основная их функция заключается в декорировании поверхностей. Этот прием позволяет задавать интерьеру характер и подчеркивать статус хозяина. При желании и правильном подходе с помощью фресок можно даже зонировать пространство или акцентировать внимание на одной из стен.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме

Дизайн и сюжет

Изображение на поверхности фресок могут быть совершенно любыми. А для выбора наиболее подходящего дизайна следует ориентироваться на стилистику комнаты и оттеночную базу помещения. Например, для классического интерьера подходят изображения античных статуй. А вот современный стиль можно дополнить абстрактными рисунками.

Возможности применения фресок при оформлении комнаты разного назначения

Если у потребителя нет представления о том, как будут выглядеть стены после художественного оформления, стоит рассмотреть каталоги с конкретными примерами. Следует ориентироваться не только на назначение помещения, но и его стилистику, а также преобладающие оттенки.

Кухня

Фреску лучше расположить в обеденной зоне. Важно выбрать не только внешний вид, но и практичное наполнение. Кухня — это место, где повышена влажность, а негативные факторы постоянно влияют на отделку. Если было решено расположить фреску около раковины, следует предпочесть моющуюся ее разновидность.

Гостиная

Наиболее уместнее фреска смотрится именно в гостиной. Если потребитель потерялся в многообразии выбора, следует воспользоваться беспроигрышными вариантами. Сюда следует отнести пейзажи, лесные мотивы или изображения тропиков.

Источник

Фреска

Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась «чистая» фреска («буон фреско») без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.

Литература: Г. Шмид, Техника античной фрески и энкаустики, (перевод с немецкого, М.). 1934; П. Бодуэн, Техника фресковой живописи, (перевод с французского, М.), 1938; Н. М. Чернышев, Искусство фрески в Древней Руси, М., 1954; Филатов В В., К истории техники стенной живописи в России, в сборнике: Древнерусское искусство Художественная культура Пскова, М., 1966; В. Н. Лазарев, Древнерусские мозаики и фрески XI-XVI вв., М, 1973; В. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.

(от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и её композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область

что такое фрески в храме. Смотреть фото что такое фрески в храме. Смотреть картинку что такое фрески в храме. Картинка про что такое фрески в храме. Фото что такое фрески в храме
Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя

Фреска – одна из самых древних живописных техник. Подлинными её шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. до н. э.), росписи домов в Помпеях (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось чёткой схеме и было связано с символикой храма. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милёшева (Сербия, ок. 1245 г.), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублёва в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502—03) в Вологодской оласти, росписи 17 в. в храмах Ярославля. В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания; Берзе-ла-Виль, Франция; все – 12 в.). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14 в.).
В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия [росписи Джотто в капелле Скровеньи (дель Арена), Падуя, 14 в.]. Всё чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337—39; А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474;Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509—14; Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло, 1530—40-е гг.). Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452—66; Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508—41; «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495—98). В эпоху барокко особенное внимание уделялось росписям плафонов, где с помощью иллюзионистических приёмов, сильных ракурсов создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлёта фигур святых. Фрески 18 в. носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *