что такое франшиза в играх простыми словами
Что такое франшиза и зачем она нужна
Хотя в последние годы франчайзинг стал распространенным видом отношений во многих сферах экономики, далеко не все хорошо понимают, что такое франшиза и в чем ее отличия от других партнерских взаимоотношений, зачем она нужна, в чем преимущества и недостатки работы по этой схеме.
Франшиза – что это такое
Когда компания-правообладатель предоставляет другой компании или индивидуальному предпринимателю возмездные права на использование результатов своей интеллектуальной деятельности (бизнес-модель, торговый знак, фирменное наименование, фирменный стиль и т.д.), это называется франчайзингом.
Т.е. франшиза – если говорить, что это такое, простыми словами – аренда товарного знака и готовой бизнес-модели, покупка права в течение установленного договором времени работать под известным брендом.
История возникновения франчайзинга
То, что можно назвать прототипом современного франчайзинга, появилось в 1851 г., когда владелец «Объединения швейных машин» Исаак Меррит Зингер дал право входящим в объединение компаниям право реализовывать свою продукцию под торговой маркой Zinger. В конце 19 века по его стопам пошла компания General Motors, затем – Ford. Но франчайзинг в форме, что привычна сегодня, стал развиваться в 20-х годах 20 века в США, когда оптовики начали предлагать розничным торговцам продавать товары под своей торговой маркой.
Настоящий франчайзинговый бум начался в середине прошлого века, когда в 1955 г. начались продажи франшизы McDonald’s. К 1970 г. в США по модели классического франчайзинга работали компании уже во всех отраслях, не только в торговле, общественном питании и гостиничном деле, но даже в страховании и туристическом бизнесе. Эта модель все активнее проникала и в Европу.
С тех пор весь мир узнал о франчайзинге – что это такое и в чем его смысл. Эта система отношений продолжает развиваться, а сети во всех сферах бизнеса расширяться.
«Правильные» франшизы: что должно в них входить
Франчайзер не просто так передает права на возмездной основе, т.е. получает вознаграждение за их передачу. Покупатель получает франчайзинговый пакет, который может быть наполнен по-разному, но должен гарантировать, когда покупается франшиза, что это будет работать и бизнес франчайзи будет рентабельным.
Основными составляющими любой франшизы являются:
Важно! Передача бренда и бизнес-модели должна быть в обязательном порядке зафиксирована в договоре. В письменном виде должны быть отражены и все условия партнерства, права и обязанности сторон. Устные договоренности не имеют юридической силы.
Основные понятия
В данной сфере бизнеса достаточно много терминов. К основным относятся:
Обратите внимание: При покупке франшизы также могут подписываться агентский договор, договор на оказание услуг, договор поставки, договор о совместной деятельности и некоторые другие, но именно договор коммерческой концессии наиболее полно отражает франчайзинговые отношения.
На какие виды делятся франшизы
Франчайзинг представлен в различных сферах бизнеса и в разных форматах, поэтому надо учитывать при выборе франшизы, что они бывают разными. В зависимости от принципа классификации, они делятся по:
1. Виду ведения деятельности. Выделяется три типа франшиз:
2. Количеству предприятий. Здесь всего два типа:
3. Характеру отношений с брендом. Основных типов шесть:
Дополнительная информация. Франшизы также могут классифицироваться по стоимости и типу работы на территории.
Зачем продают и покупают франшизы: выгоды для обеих сторон
Популярность франчайзинга объясняется тем, что это выгодная для обеих сторон модель.
Франчайзер получает возможность масштабировать свой бизнес без дополнительных затрат: расходы на упаковку франшизы покрываются паушальными взносами. В случае товарного франчайзинга он также получает в лице франчайзи новых оптовиков, регулярно закупающих и реализующих его продукцию (именно по этой причине в этом виде франчайзинга обычно отсутствует роялти – правообладатель и так получает дополнительную прибыль). Главное – расширение сети делает бренд более узнаваемым, что ведет к дополнительной прибыли.
Главные плюсы для франчайзи – получение готовой бизнес-модели и возможность работать под известным брендом. Хотя, учитывая паушальный взнос, стартовые инвестиции могут быть выше по сравнению с открытием собственного бизнеса или покупкой готового, в целом, это более выгодный и менее рискованный вариант: не придется тратить средства на разработку торгового знака и бизнес-плана, расходы на маркетинг и рекламу будут значительно ниже (или не потребуются вовсе), наличие лояльной клиентуры гарантирует более быструю окупаемость, четкие инструкции и стандарты сделают запуск новой точки и ее дальнейшую деятельность более простыми и помогут не совершить ошибок. Кроме того, покупатель франшизы получает постоянную поддержку и консультации франчайзера, что особенно важно для неопытных предпринимателей.
Какие проблемы могут возникнуть у обеих сторон
У франчайзинга есть не только преимущества, но и недостатки, и каждая из сторон может столкнуться с рядом проблем.
К самым распространенным проблемам, которые могут ожидать покупателя со стороны правообладателя, относятся:
Франчайзер также может столкнуться с проблемами со стороны франчайзи, основные из них:
Примеры популярных франшиз
К известным товарным франшизам можно отнести магазины одежды ТВОЕ и Zara, обувные магазины Mascotte и Эконика.
Крупные сервисные франшизные сети – пункты выдачи СДЭК, Boxberry и OZON, предприятия общественного питания KFC и McDonald’s, химчистка Диана, турагентство Coral Travel, фитнес-клуб Zebra.
Самая известная производственная франшиза – Coca-Cola.
Без четкого понимания, что такое франчайзинг и как он «работает», невозможно успешно начать заниматься бизнесом по франшизе: потенциальный франчайзи даже не сможет правильно оценить франчайзинговое предложение и понять, все ли необходимые пункты включены в договор. Только до конца разобравшись, что такое франшиза в том или ином бизнесе, можно решить, подходит ли вам этот вид отношений и если да, то при каких условиях.
Франшиза – что это такое и как работает подобная бизнес-схема? В статье объясняем простыми словами и приводим примеры. Что нужно знать при покупке франшизы, от чего зависит ее цена и выгодно ли открывать бизнес по франчайзингу.
Что такое франшиза простыми словами
Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если на вопрос «что такое франшиза» ответить кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками.
Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).
Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).
Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.
Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.
Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.
Из чего состоит франшиза
В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.
Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.
Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона.
Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.
Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.
Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы
Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.
Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.
Какие каналы используются для контроля франчайзи:
Без хотя бы одного из этих трех элементов коммерческое предложение не может в полной мере называться франшизой:
Цена за франшизу определяется двумя ключевыми платежами:
Маркетинговый взнос иногда включают в роялти, иногда фиксируют как отдельный платеж. Это плата франчайзору за масштабную (обычно всероссийскую или даже международную) рекламную кампанию, которая ведется постоянно. Так как франчайзи получают выгоду от такой рекламной кампании, они частично ее оплачивают. Обычно маркетинговый сбор составляет 1-2% от оборота франчайзингового предприятия.
По характеру сотрудничества:
По типу работы на территории:
Есть и другие понятия:
Термин «франшиза» применяется не только для описания отношений между субъектами бизнеса. Существуют и другие значения этого слова:
Медиафраншиза (франшиза в кино)
Это бренд, персонажи и антураж определенного произведения, имеющего несколько частей, и, возможно, ответвлений от основного сюжета. Она относится к интеллектуальной собственности, и, например, киностудия обязана купить права на нее, чтобы снять по ней фильм. Например, любительский фильм про Бэтмена нельзя отнести к франшизе, так как его создатели не покупали прав на нее, и они не собираются на этом зарабатывать. Но пластиковые фигурки Бэтмена, продающиеся в магазинах, относятся.
Франшиза в страховании
Два основных вида франшиз в страховании – условная и безусловная:
При условной франшизе сумма ущерба выплачивается полностью если он больше, чем размер франшизы. Например:
При безусловной – размер франшизы вычитается из суммы ущерба. Рассмотрим на том же примере:
Также выделяют франшизы:
Франшиза в спорте – это бренд команды. Явление наиболее характерно для спортивных лиг США и Канады. Например, команда «Атланта Флэймз» в 1980 году полностью переехала из Атланты в канадский город Калгари и стала называться «Калгари Флэймз». Слово «Флэймз» в этом случае – франшиза, не зависящая от города, в котором базируется команда на данный момент. Однако это не обязательное требование: многие команды в НХЛ меняли названия при переезде. По сути это вариант медиафраншизы.
Примеры франшиз мы встречаем буквально на каждом шагу, но не всегда даже догадываемся, что эта компания открыта по франшизе. Это может быть кафе, салон красоты, детский сад или юридическая контора. Как правило, отличить франчайзинговую сеть можно по тому, что большое количество точек одного бренда встречаются в разных местах (в городе, стране или даже во всем мире).
Пожалуй, самый узнаваемый бренд франшизы – это Макдональдс. Однако компания развивается не по стандартной франчайзинговой схеме. У них довольно жесткие условия договора и внушительные суммы для инвестиций. При этом партнеры должны пройти несколько этапов собеседований и тренингов.
О том, как открыть франшизу Макдональдс, можете почитать в нашей статье.
Еще один известный на весь мир пример – франшиза KFC. И снова общепит и фастфуд, в частности. Уже по этому, казалось бы, совпадению (но нет) можно сделать вывод, что франчайзинговая бизнес-модель отлично подходит для этой сферы. У КФС тоже много непростых для исполнения требований к покупателям их франшизы. Стартовый капитал для открытия фастфуда под брендом KFC – 21 миллион рублей.
В российском законодательстве слова «франшиза и франчайзинг» не используются, поэтому и договора франшизы как такового не существует. Вместо этого при оформлении франчайзинговых отношений в нашей стране используют следующие виды договоров:
При этом только договор коммерческой концессии можно в полной мере назвать аналогом договора франшизы.
Чем он отличается от лицензионного и других договоров, в каких случаях какой из них нужно применять и примеры каждого из них – можно найти в нашем материале о договоре франчайзинга.
Плюсы и минусы франшизы
Мало кто начинает свой путь во франчайзинг сразу с идеи о покупке франшизы. Скорее всего, начинающий предприниматель сначала задумается об открытии собственного бизнеса или даже запустит его, а потом начнет рассматривать альтернативы. Поэтому вопрос «свой бизнес или франшиза» остается актуальным. В чем состоят преимущества и недостатки франчайзинга относительно собственного бизнеса?
Важно понимать, что у каждой конкретной франшизы плюсы и минусы будут своими. Например, не все из них предоставляют маркетинговые материалы. Другие предлагают гибкую политику по стандартам и готовы адаптировать их под конкретного франчайзи. Поэтому можно коротко обозначить суть отличия франшизы от собственного бизнеса: во франчайзинге меньше свободы и меньше рисков.
В связи с этим встает вопрос, что лучше: франшиза или готовый бизнес? У готового действующего предприятия нет тех проблем, которые есть у стартапа: бизнес-модель уже «обкатана», есть список поставщиков, есть опытные сотрудники, которых не надо всему обучать. При этом, в отличие от франшизы, не нужно платить паушальный взнос и роялти.
В чем же недостатки готового бизнеса в сравнении с франшизой?
Как выбрать франшизу
После того, как выбор между франшизой и собственным бизнесом сделан, стоит перейти к следующему, не менее важному вопросу – о том, какое предложение выбрать.
Сегодня на рынке существуют тысячи компаний, называющих себя «франшизой». Но далеко не все из них достойны этого названия. «Модное» слово и упрощенное представление, что франшиза – это гарантия успеха, привлекает компании, которые этого звания не достойны. Есть много примеров, когда под данной вывеской предлагается перепродажа товара, сетевой бизнес, обучающие курсы и даже финансовые пирамиды. Отличить франшизу от не-франшизы – просто, нужно лишь соотнести предложение с моделью «бренд – бизнес-модель – контроль». Если нет хотя бы одного слагаемого, франшизой эта компания называться не может.
Существуют сотни критериев для правильного выбора франшизы. Все их можно объединить в пять основных групп:
Насколько давно она работает, как давно запущен франчайзинг, много ли у нее франчайзи (особенно тех, кто открыл несколько точек), насколько быстро прирастает их число. Положительная динамика по этим критериям показывает, что компания опытная, франчайзинговая программа «обкатана», а франчайзи довольны управляющей компанией и зарабатывают достаточно, чтобы открывать новые точки.
Хорошая франшиза дает все, что необходимо для успешного ведения бизнеса, но не ведет его за франчайзи. Самое важное – как устроено обучение, единоразовое оно или есть последующее доп.обучение, обучают ли только партнера или его сотрудников тоже. Есть ли маркетинговая поддержка и т.д.
Общение с продавцом
Дает ли продавец всю необходимую информацию (включая договор, финансовую модель, контакты партнеров)? Если нет, то он, возможно, скрывает какую-то информацию.
Полнота данных в интернете
Чем более открыта франшиза и чем более согласованы ее данные в интернете – тем лучше. Если отличаются данные по количеству открытых точек, или не все из них можно найти в открытых источниках, это уже повод насторожиться. Еще хуже – если не совпадают данные по инвестициям, паушальному взносу, роялти и другим франчайзинговым платежам, например, на сайте и в каталогах.
В первую очередь нужно проверить, есть ли товарный знак и давно ли он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги (по базе ФССП), а также по арбитражным делам (по картотеке арбитражных дел). Важно понимать, большинство франшиз, работающих более 3 лет, судились со своими партнерами. Суды показывают, насколько хорошо проработан договор франчайзинга, поэтому хорошие компании выигрывают большинство судов со своими франчайзи.
Перед тем, как начинать анализ, проверьте, нет ли интересующей вас компании в нашем Рейтинге франшиз. В нем упомянутые выше 5 групп разбиты на 27 основных критериев, и по каждому дана оценка всем компаниям, представленным в каталоге.
Как купить франшизу
Условия покупки и открытия франшизы разнятся в зависимости от того, под каким брендом вы хотите работать. Но, в целом, схема стандартная:
В некоторых случаях еще до подписания договора потенциальный франчайзи должен пройти этапы обучения и интервью. Это объясняется тем, что многие франчайзоры щепетильно относятся к выбору партнеров. Ведь от успешной работы каждого предприятия зависит и успех всей франчайзинговой сети.
Что касается непосредственно открытия вашей франчайзинговой точки, то чаще всего управляющая компания помогает на всех этапах запуска. Но опять же в каждом конкретном случае могут быть свои расхождения. То же и со стартовыми инвестициями – если одни покрывают своим франчайзи эти расходы (или они уже включены в паушальный взнос), то другие могут этого не делать. Как бы то ни было, все эти моменты должны быть прописаны в договоре. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к его изучению, чтобы не подписаться на невыгодные для себя условия.
Часто задаваемые вопросы
1. Подумайте, готовы ли вы ограничить свою предпринимательскую свободу, но вести бизнес с пониженными рисками. Если да – то франшиза вам подойдет. 2. Выберите нишу, в которой хотели бы иметь бизнес 3. Просмотрите предложения в каталогах франшиз в этой нише 4. Изучите сайты, социальные сети заинтересовавших вас франшиз 5. Отправьте заявки этим франшизам и получите ответ 6. Посмотрите, какие плюсы и минусы есть у каждого предложения. Выберите наиболее подходящую франшизу 7. Подпишите договор и оплатите паушальный взнос 8. Пройдите обучение стандартам, выберите помещение и отремонтируйте 9. Откройте предприятие. Теперь у вас есть свой бизнес, но под известным брендом:)
Популярность франшизы определяется популярностью бренда. Самая известная франшиза в мире – McDonalds. Однако популярность не всегда значит эффективность франчайзингового предложения. Открыть тот же McDonalds в России смогут единицы. А чтобы открыть свое дело по франчайзингу нужно учитывать не только популярность, но и другие факторы, в первую очередь, уровень оказываемой поддержки.
В большинстве случаев – да, причем оно должно быть уже на момент подписания договора, т.к. договор подписывается между двумя юридическими лицами.
По-настоящему мошеннических франшиз не так много. Гораздо больше тех, кто под этим словом скрывает совсем другие продукты: оптовые поставки, обучающие курсы и пр. Также на рынке много франшиз, чьи создатели сами не знают, что их франчайзинговое предложение не качественно. Этим компаниям обещают золотые горы если они пойдут во франчайзинг, но у них может не быть проработанной бизнес-модели, известного бренда или они просто не готовы к масштабированию.
В большинстве случаев – можно. Но это может быть расценено как упущенная выгода для франчайзора, а значит, франчайзи придется оплачивать отступные. В каждом договоре это прописывается индивидуально.
Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх
Почему фильмы и сериалы называются франшизами. И чем они отличаются от франшиз в бизнесе и страховании
Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх
Основатель портала Businessmens.ru. Предприниматель с 8-ми летним опытом. Эксперт по франчайзингу.
Мы уже разобрали с вами, что такое франшиза в бизнесе и франшиза в страховании. (спойлер: это совсем разные вещи). Теперь пришло время затронуть самую интересную тему. Франшиза в киноиндустрии, литературе и компьютерных играх – сферах, объединённых одним глобальным словом «медиа».
Что такое медиафраншизы, и почему самые успешные по кассовым сборам проекты обязательно становятся в наши дни франшизами. Обо всём этом дальше в нашем специальном материале.
Для тех, кто ищет франишизу для себя, у нас есть специальный каталог франшиз, который облегчает поиск.
Термин медиафраншиза
«Медиафраншиза (Media franchise, медиафранчайзинг) – это линейка продукции в медиа (сюда относятся литературные произведения, кинофильмы, телевизионные передачи, компьютерные и мобильные игры), которая связанная едиными элементами.
Связующим элементом может быть что угодно – персонажи, лор (мир, вселенная, в котором происходят действия) и т.д.
Состоит она, как правило, из основного произведения и его производных (например, франшиза «Пираты карибского моря» началась с оригинального фильма и продолжилась его дальнейшими частями – «Пираты карибского моря: сундук мертвеца», «Пираты карибского моря: на краю света» и т.д.)
Права на франшизу могут лицензионно передаваться другим компаниям для дальнейшего использования и создания новых медиапродуктов в рамках этой франшизы, как и в случае с продажей популярных франшиз в бизнесе.
Пример: франшиза «Звёздные войны», которая включала в себя и созданную вселенную, и персонажей, а также мультсериалы, комиксы, книги и прочий контент, принадлежала студии «Lucasfilm». Но в 2012 году эту студию приобрела «The Walt Disney Company», которая и получила все права на эту всем известную франшизу.
Франшиза в кино
Франчайзинг в кино стал за последние 20 лет основным двигателем киноиндустрии. И если раньше самобытных фильмов было подавляющее большинство, то сейчас список премьер всегда на 85% состоит из различных сиквелов (продолжений), приквелов (предысторий), спин-оффов (отвлечённая история, которая использует одного из персонажей или элементы основного фильма) и т.д.
Ярчайшим примером того, насколько важны для киноиндустрии кинофраншизы, являются фильмы студии «Marvel», которая десять лет назад сняла киноадаптацию комикса «Железный человек», а сегодня за один год выпускает по 2-3 фильма в той же вселенной, права на которую принадлежат исключительно ей.
К слову, и в России кинофранчайзинг встречается. Хоть и не так часто. Ярким представителем является студия «Мельница», выпускающая мультипликационные фильмы по франшизе «Три богатыря». Естественно, на имена заглавных персонажей у студии никаких прав нет, но то, как они нарисованы, вселенная в которой они действуют и прочие признаки, которые выделяют самобытность и оригинальность серии этих мультфильмов являются частью франшизы и защищены авторским правом. Точно также, как защищены названия известных франшиз в бизнесе.
Франшиза в литературе
С литературой та же история. Разве что создавать продолжения, предыстории и рассказы в одной вселенной писатели начали задолго до того, как это стало меинстримом в киноиндустрии. То есть франшиза в литературе – это права на элементы авторской вселенной – от придуманного мира до его персонажей, которые принадлежат конкретному автору или издательству и могут быть проданы.
В литературном мире огромное число известных франшиз. И если в классической литературе продолжения и приквелы встречаются не так часто, то авторы фантастических произведений подарили нам целые циклы произведений, которые у всех на слуху, а владельцам прав принесли и продолжают приносить огромные деньги.
Из самых массовых и долгоиграющих можно выделить «Гарри Поттера» английской писательницы Джоан Роулинг, или, например «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина.
В российской современной литературе также есть видные франшизы, которые полюбились большому числу читающей публики. Например, цикл романов об Эрасте Фандорине Бориса Акунина.
Франшиза в компьютерных играх
Индустрия компьютерных игр по объёму ненамного уступает киноиндустрии. Несмотря на то, что технологии их создания гораздо моложе тех же кинокамер. Деньги там крутятся огромные, компании точно также выпускают проекты с многомиллионными бюджетами, экспериментируют и ориентируются на предпочтения масс, и естественно, если есть возможность заработать простым способом, пользуются ей во всю. Поэтому и франчайзинг для компьютерных игр точно такое же распространённое понятие как франшиза в кино.
Во франшизу в геймдеве (игроразработка) как правило входят названия, прописанные вселенные, где происходит действие игры, все её элементы и конечно же персонажи.
Ярчайшими примерами таких франшиз, которые появились ещё на заре игростроя и не теряют уникальности до сих пор является известная на весь мир «Super Mario Brothers». Игра про двух братьев водопроводчиков, которая берёт своё начало аж в 1981 году! Именно тогда ещё на игровых автоматах (о компьютерах в каждом доме даже и не думали) произошло появление этого персонажа. К слову, появился он в рамках другой франшизы – «Donkey Kong», однако со временем вселенная братьев Марио выделилась в отдельную, обросла своими подробностями и авторскими правами и успешно чувствуют себя по сей день.
Медиафраншиза – когда книга становится фильмом
Развитие франшиз в кино, литературе и компьютерных играх в современном мире очень тесно связано между собой. Настолько, что зачастую, когда одно произведение становится популярным, это не только означает, что владельцы авторских прав попытаются выжать из этого максимум, создавая продолжения и используя вселенную и персонажей. С большой вероятностью права на использование франшизы будут куплены компаниями из другой индустрии.
Так циклы книг получают киноадаптацию, по ним создаются компьютерные игры, по киновселенным заказываются романы и создаются проекты в индустрии игроделов, а популярные представители игр получают развитие в фильмах по ним и книгах. Все три индустрии тесно друг с другом связаны.
Например, та же серия книг о мальчике, который выжил стала не менее популярной кинофраншизой. Кинофраншиза «Терминатор» получила целый ряд разных книжных циклов от разных авторов. А вселенные игровой франшизы «Обитель зла» получила ряд киноадаптаций. И в свою очередь игровая индустрия не мало берёт от миров, созданных на бумаге. В частности, одна из самых популярных серий компьютерных игр современности «Ведьмак» была создана после покупки прав у автора этой вселенной в книжном варианте польского писателя Анджея Сапковского.
Причём, такая покупка прав на экранизации, киноадаптации, игры по мотивам идёт на пользу не только популярности будущих продуктов, но и росту популярности оригинала. Тот же «Гарри Поттер», будучи исключительно книжной вселенной, хоть и имел массу поклонников, настоящую миллиардную популярность приобрёл после того, как книгу экранизировали.
Авторские права в медиафраншизе
Вопрос авторских прав появился тогда, когда кто-то понял, что на этом можно зарабатывать. Нет ничего удивительного в том, что писатели, компании, снимающие фильмы и делающие игровой контент дорожат своими правами на созданные и продолжаемые вселенные. Да даже если не брать во внимание деньги, любой авторский труд должен охраняться от свободного использования. Кому будет приятно, как ваш труд присваивает (или паразитирует на нём) другой человек.
Так что авторские права в индустрии медиафраншиз, как и в любом другом направлении регламентируются законодательством. В том числе и в России – с помощью 70-ой статьи гражданского кодекса.
Однако даже с учётом всех регламентов и охраны порой происходят интересные случаи.
В первую очередь никакая охрана не справится с армией настоящих фанатов, которые настолько влюблены в ту или иную франшизу, что во всю используют её элементы в своём творчестве. Поклонники рисуют комиксы, пишут песни и даже создают фанфики (окололитературные произведения по мотивам). Впрочем, такие вещи творятся не ради коммерческой состовляющей. И если кто на этом и зарабатывает, так это в первую очередь компании, которые продвигают саму франшизу в массы. Ведь подобные творческие процессы у фанатов являются поддержкой и говорят о популярности.
Кстати, известная франшиза «50 оттенков серого» родилась именно как фанфик на другую известную франшизу – «Сумерки». Так что раз в столетие и ружьё фаната выстреливает.
Во вторую очередь следует сказать, что когда нарушение авторских прав в медиасфере происходит в одной стороне, справиться с «казусом» несложно. Сложности возникают, когда элементы франшизы используются авторами в других странах. Но тут важную роль играет популярность франшизы и того, кто её использовал.
Так, например, известный российский фантаст Ник Перумов в далёком 1993 году написал серию книг «Кольцо Тьмы», которая была фактически фанатским продолжением сюжета известной на весь мир франшизы «Властелин колец». И книги эти позволили Перумову и заработать и приобрести новую аудиторию. Вот только фактически никаких прав на использование франшизы Джона Толкиена (права принадлежат компании «Tolkien Estate») писатель не приобретал (насколько известно редакции).
Почему всё так удачно сложилось для отечественного фантаста? Потому что на тот момент он не был широко известен даже российской публике и по факту написал фанфик. А после стал известным, но опять же для аудитории нашей страны, но не мира.
Плюсы и минусы франшизы в кино, литературе и компьютерных играх
Когда мы говорим о франшизе в бизнесе, выделить положительные и отрицательные стороны не составляет труда. Потому что выделяются плюсы и минусы по отношению к другому способу открыть бизнес (самостоятельному).
Но когда речь заходит о том, что в наше время модно создавать франшизы в киноиндустрии, тиражировать вселенные в книгах, или выпускать продолжения компьютерных играх, то как анализировать? По отношению к кому искать выгоды и недостатки? Только если по отношению к потребителю – читателям, зрителям и игрокам.
Поэтому мы выделим только один основной плюс и один минус.
Недостаток медиафраншиз
К сожалению, продвижение франшизы – это в первую очередь вопрос денег, а не искусства и развлечений. Поэтому, если какой-то контент (игра, книга, фильм) выходит финансово успешными, вопрос – делать ли продолжение и распространять франшизу на другие виды творчества – не встаёт. Продолжение будет. Вот только чаще всего, такое «выдаивание» франшизы ведёт к ухудшению качества каждого последующего продукта. Оригинал вышел успешным, потому что создавался с идеей. Продолжение имеет большие шансы провалиться, потому что единственная его идея – использовать успех оригинала.
Показательный пример – киноадаптация франшизы «Обитель зла», где сыграла Мила Йовович. Первый фильм полюбился фанатам. Даже тем, кто до этого был знаком со вселенной по компьютерной игре. И имел успех. Но потом с каждой новой частью картины (сейчас их шесть!) качество готового продукта всё больше разочаровывало.
Или, наоборот. Известная всем кинофраншиза «Назад в будущее», авторы которой, выпустив ещё в 20 веке три части и закончив идейный сюжет, наотрез отказались делать продолжение, или продавать для этого кому-то права. Потому что лучше оригинала точно бы не получилось. Благодаря этому трилогия и сегодня остаётся одним из самых любимых фантастических фильмов огромного количества человек.
Достоинство медиафраншиз
Благодаря тому, что использование франшизы позволяет продолжать сюжеты, развивать вселенную, добавлять что-то новое, поклонники на протяжении долгого времени получают удовольствие и возможность снова и снова погружаться в любимый мир. А переход франшизы из одной индустрии в другую (главным образом благодаря возможности передавать и покупать права) расширяет аудиторию и знакомит с франшизой тех, кто до этого о ней ничего не слышал. Мы уже приводили пример с «Гарри Поттером», да тот же «Властелин Колец» сработал так же.
И не всегда с каждым новым продуктом получается только хуже. Например, у «Марвел» получилось не просто в несколько раз расширить кинофраншизу, но и улучшить качество. Фанатов они пока не подвели.
25 самых кассовых и культовых франшиз в кино
После того, как мы разобрались, что же такое франшиза в кино и других направлениях, а также поняли, почему франшиза так важна в современном искусстве, пора поговорить и цифрах. Перед вами список из 20 самых кассовых франшиз. Напомним, это не один фильм, а как правило серия, которая благодаря продолжениям и ответвлениям с теми же персонажами, или миром, позволяет зарабатывать кинокомпаниям на использовании одного материала, а фанатам – радоваться от того, что история не собирается заканчиваться.
Примечание: список не является рейтингом и не описывает все достойные кинофраншизы
25. Индиана Джонс
Кинофраншиза включает: 4 фильма, 5-ый готовится к выходу в 2022 году.
История бравого археолога в исполнении блистательного Харрисона Форда началась ещё в 1981 году, когда Стивен Спилберг выпустил первый фильм – «Идиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».
Боевик, до краёв наполненный духом приключения, а также сам заглавный персонаж, ставший кумиром целых поколений даже спустя 40 лет воспринимается зрителями на ура. И хотя в самой задумке нет ничего необычного, скорее наоборот, фильм сразу полюбился зрителю, а компания не зря сделала ставку на развитие франшизы.
24. Обитель зла
Кинофраншиза включает: 6 фильмов
Первая часть фильма вышла в 2002 году и стала одной из первых ярких киноадаптаций франшизы из мира компьютерных игр, которая уже имела культовый статус. Обворожительная Мила Йовович, атмосфера интриги и ужасов, становящаяся всё более популярной тематика зомби-нашествия сделали своё дело и у фильма появилось множество фанатов.
Но чем дальше в лес, тем толще немезиды. И хотя главная актриса на протяжении всех 6 фильмов оставалась неизменной, к последнему фильму происходящее на экране стало настолько несуразно (не самые дорогие компьютерные спецэффекты только добавляли масла в огонь), что фанатов от праведного гнева уже было не остановить. Тем более, что перезапуск игровой франшизы по той же вселенной прошёл в разы удачнее.
Несмотря на это, «Обитель зла» останется в наших сердцах. Но деньги в кассы кинотеатров мы больше не понесём.
23. Миссия: невыполнима
Кинофраншиза включает: 6 фильмов, ещё 2 планируются к выпуску до 2023 года.
Яркий представитель шпионских боевиков стартовал в киноиндустрии намного позже Индианы. Первый фильм вышел в прокат в 1996 году и стал первым фильмом в истории США, который показывался более чем в 3000 кинотеатров.
История агента специального разведывательного подразделения Итана Ханта полюбилась зрителям не только за свою динамичность, юмор и качественную постановку всего, что так любят в шпионских боевиках – погони, интрига, перестрелки и конечно романтическая линия, но и за отличный образ, который удалось воплотить Тому Крузу. Спустя 25 лет фильмы этой франшизы также тепло встречают в прокате.
22. Парк юрского периода
Кинофраншиза включает: 5 фильмов, ещё 1 планируются к выпуску до 2021 году.
В далёком 1993 году все с замиранием сердца смотрели на экраны, где показывали живых динозавров. Парк юрского периода стал своеобразным рубежом качественных спецэффектов, а Стивну Спилбергу в очередной раз удалось покорить сердца зрителей до жути интересной историей и великолепным видеорядом. Естественно, успех фильма позволил использовать франшизу по максимуму. Вышло ещё 2 части. Но эффекта, которого добился оригинальный фильм достичь не получилось. На время о истории динозавров забыли. До 2015 года. Когда франшизу решили оживить, добавив эпичности как в сам сюжет (парк наконец-то заработал для массовых посещений) так и в название. Новая часть стала называться «Мир юрского периода», заявив о новом витке развития всей вселенной оригинального фильма.
Но аудитория разделилась на два лагеря. Настоящий фанаты того неповторимого оригинала плевались. Остальным – зашло. И вот в 2021-ом не за горами уже очередной фильм новой серии.
21. Голодные игры
Кинофраншиза включает: 5 фильмов, ещё 1 планируются к выпуску до 2021 году.
Яркий пример того, как экранизация книги становится заметной во всём мире франшизой, обеспечив автора оригинала дополнительной далеко немаленькой популярностью. Именно после выхода Голодных игр произошёл резкий скачок интереса к молодёжным приключенческим историям, где молодые главные герои проходят множество трудностей в борьбе со злым правительством.
Экранизацию растянули на четыре фильма. И хотя уже к третьей части стало понятно, что сделали это не ради того, чтобы вместить все смыслы, а для того, чтобы заработать побольше, популярность «сойки-пересмешницы» долго не давала покоя киноделам из других компаний.
20. Мадагаскар
Кинофраншиза включает: 3 фильма, в планах ещё один
Один из первых анимационных фильмов, который превратились в яркую, любимую многими фанатами выгодную для киностудии франшизу (да, мы помним, что были Шрек, История игрушек и ряд других, но Мадагаскар среди них).
Благодаря запоминающимся характерным персонажам, лёгкой юмористической атмосфере и интересному сюжету мультфильм сразу полюбился зрителям и обеспечил себе продолжение. Что интересно, в отличие от многих других представителей жанра, именно Мадагаскар подарил нам сразу несколько второстепенных персонажей, которые по своему обаянию запомнились чуть ли не лучше основных. Король Джулиан, его верный недовольный помощник, наивный маленький лемур и, конечно же, неповторимая компания пингвинов, которые вообще стали отдельной франшизой и получили самостоятельные картины.
19. Форсаж
Кинофраншиза включает: 8 фильмов, в планах ещё два до 2023 года
Сменялись актёры, исчезали государства, а номерные фильмы франшизы «Форсаж» продолжали выходить. Ничего удивительного. Рецепт, по которому сняты все части простой – больше экшена, больше крутых тачек и больше крутых актёров. Вуаля, уже девятый фильм на подходе. И никаких сомнений что и он тоже окупится нет.
Но и ругать франшизу за заезженность и отсутствие большой смысловой нагрузки нельзя. Потому что она не про то. Это яркий представитель фильмов, чтобы отдохнуть и порадоваться быстрой сменяемости кадров на экране. Даже отъявленным ценителям искусства порой такие фильмы необходимы.
18. Терминатор
Кинофраншиза включает: 6 фильмов
В 1984 году мир увидел киборга из тёмного будущего человечества, узнал, что нельзя доверять Скайнет, полюбил Сарру Коннор и получил кинофраншизу, на которой Голливуд ещё долго будет пытаться рубить деньги. К сожалению, почти всегда неудачно.
Терминатор, да и его вторая часть стала для целого поколения культовым франшизой, повлиявшей в том числе и на литературу, и на другие фильмы и на развитие темы опасности искусственного интеллекта. Но к сожалению, остановиться вовремя киноделы не смогли. И начиная с третьей части, ни Арнольд Шварцнегер, ни смена режиссёров, ни модные спецэффекты не смогли сделать новые фильмы хоть чуточку такими же эффектными, как был оригинал.
17. Назад в будущее
Кинофраншиза включает: 3 фильма
И хотя эта кинофраншиза не отличается большой кассой (так как все три части вышли ещё в 90-х годах), мы не смогли не включить её в наш краткий список. Главная причина – это одна из немногих трилогий в кинематографе, где режиссёры смогли вовремя остановиться. Поэтому не только оригинальный фильм, но все три части до сих пор считаются культовыми.
История безумных прыжков во времени и их последствий, поданная в юмористическом стиле с прекрасной актёрской игрой надолго останется в наших сердцах, как и благодарность владельцам прав за то, что не разрешают ни продолжать фильм, ни тем более перезапускать его, как это сейчас модно.
16. Люди в Чёрном
Кинофраншиза включает: 4 фильма
Ещё один пример того, как не нужно «доить корову» когда она уже всё. Люди в чёрном был самобытным фильмом, который врезался фанатам в память благодаря прекрасной игре Уилла Смита и Томи ли Джонса и не менее прекрасному лёгкому инопланетному юмору. И в лучших традициях качественных комедий оставил в культуре ярких второстепенных персонажей – говорящего инопланетного мопса и червей-хиппи, которые любят кофе.
Третья часть франшизы вышла спустя 15 лет после выхода оригинала и к тому времени уже было понятно, что пора остановиться, но благо спасал всё тот же актёрский состав. Но нет, в 2019 году владельцы авторских прав решили, что надо бы ещё заработать на известном бренде и сняли перезапуск с «актуальными» актёрами. Как итог – в два раза меньше кассовых сборов чем получил оригинал в далёком 1997 году.
15. Ледниковый период
Кинофраншиза включает: 5 фильмов
Первый мультфильм о путешествии мамонта и его друзей вышел в далёком 2002 году. Как раз тогда, когда начиналась эра качественной компьютерной мультипликации. Но понравился он всем далеко не качеством картинки, а очень ламповой, интересной историей и, конечно же, яркими самобытными персонажами и их юмором.
Увы, но дальнейшие части показали, что одного лишь желания заработать на популярности оригинала недостаточно. Каждая последующая часть воспринималась фанатами со всё большим скепсисом. Не помогали ни новые персонажи, ни новый антураж. Хотя именно второстепенный персонаж Ледникового периода стал эталоном того, как одна деталь может стать символом франшизы и полюбиться зрителям чуть ли ни больше, чем несколько полноценных мультфильмов. Речь, конечно же, о знаменитой белке с жёлудем.
14. Аватар
Кинофраншиза включает: 1 фильм, планируются к выходу ещё 3
А вот на тринадцатом месте у нас, пожалуй самая необычная кинофрашиза. Потому что по сути, это всего лишь один фильм, но наделавший столько шуму, что остальные части, о которых было заявлено ещё 10 лет назад ждут до сих пор.
Безусловно, «Аватар» стал яркой отметкой в кино. Собрать такую огромную сумму денег в кассах почти никому не удавалось долгое время. Но важно даже не это. Если в других случаях продолжение торопятся снять, потому что это сулит хорошую прибыль, то в случае «Аватара» продолжение сулит хорошую прибыль, а вот снять его вообще не торопятся. Но при этом обещают.
13. Люди Икс
Кинофраншиза включает: 9 фильмов, планируется переосмысление франшизы
Но увы. Следующие части оказывались хуже предыдущих. Франшизу перезапускали, давали новые сюжетные ответвления, меняли режиссёров. Но последняя часть в итоге собрала меньше, чем первая, хотя разница между ними 17 лет!
Тем не менее, фильмы о мутантах оставили свой след в истории кино, имеют преданных фанатов, да и, к слову, франшизу собираются в очередной раз обновить.
Также нельзя забывать, что именно «Люди Икс» подарили кинематографу одного из самых харизматичных характерных персонажей. Россомаха в исполнении Хью Джекмана, несмотря на то, что играть он его уже не будет, останется в памяти как один из самых запоминающихся фантастических образов. А последний фильм об этом герое, хоть и входит во франшизу, стоит особняком. Как по качеству, так и по фанатскому восприятию, являясь чуть ли ни лучшим решением за все двадцать лет.
12. Сумерки
Кинофраншиза включает: 5 фильмов
В 2008 году, когда вышла первая часть «Сумерек», мир разделился на два лагеря. Одни влюбились в историю Беллы навсегда. Другие стали люто хейтить фильм за выбор актёров, слишком «сопливую» историю и гиперболизированную романтику. По факту же это была добротная сага с хорошей картинкой и историей, которая не может не найти своих поклонников, ведь ориентируется на чувства подростков.
Яркий пример того, как правильно сделанные акценты приносят деньги на протяжении пяти фильмов и оставляют за собой армию фанатов. Но нужно отметить, что эта франшиза стала поводом для начала бума на подобные истории (как правило, большинство из них не могло повторить успеха истории про любовь к вампиру).
11. Шрек
Кинофраншиза включает: 5 фильмов и 2 спин-оффа
Франшиза, которая подарила нам огромное количество ярких, запоминающихся персонажей, а всему кинематографу показала, как нужно обращаться с культурным кодом. Количество отсылок и шуток на квадратный сантиметр первой части просто зашкаливало, а креатив сценаристов не знал предала.
Увы, но тоже самое нельзя сказать о всей франшизе. Видно, что к концу саги, авторы поизрасходовали идеи и запал, хотя заработать денег на старой теме ещё хотелось. Но несмотря на это, Шрек, Осёл, Кот, Пряня, принц Чармед с феей-крёстной и множество других персонажей оставили у нас только хорошие воспоминания.
10. Бэтмен
Кинофраншиза включает: не менее 10 фильмов, сериалы, спин-оффы и т.д
Пример того, как франшиза может меняться в зависимости от человека, занимающего кресло режиссёра, как кинозлодеи становятся популярнее героев и получают собственные фильмы, как актёры, приносящие своё видение персонажа становятся кумирами и наоборот полным разочарованием публики…
Всевозможных фактов тут можно рассказать на сотню страниц, поэтому просто обойдёмся парочкой имён и фраз, которые каждому уважающему себя киноману говорят о многом: Хит Леджер, Кристофер Нолан, Джокер, DC против Marvel, потому что я – Бэтмен.
А ещё в новом фильме Бэтмена сыграет Роберт Паттисон, да.
9. Пираты карибского моря
Кинофраншиза включает: 5 фильмов, ещё один готовиться к выходу
Пример того, как большая франшиза рождается из маленькой идеи, которая вообще к кино мало отношения имела. Изначально Дисней задумали выпустить небольшой увлекательный фильм, чтобы завлечь побольше посетителей к себе в пиратскую бухту – аттракцион такой. Что из этого вышло, вы и сами знаете.
Несмотря на то, что после второй (ну максимум третьей части) началось медленное угасание интереса к Пиратам, потому что фильмы начали повторять друг друга, идеи кончались, а актёры постарели, франшиза подарила нам отличные эмоции, а компании миллиарды долларов прибыли. Вторая часть франшизы стала одним из самых кассовых фильмов за всю историю. И конечно нельзя теперь представить мир без Джека Воробья… простите, капитана Джека Воробья!
8. Трансформеры
Кинофраншиза включает: 5 фильмов, ещё один готовиться к выходу
Ещё один пример того, как комиксная франшиза приобрела успех в кино. В России трансформеры воспринимались не так близко, как в США, но даже у нас нашлось много фанатов ещё до выхода первого фильма (благодаря тому что в начале 2000-х все они смотрели мультсериал).
Увы, но также это пример и того, как фильмы на одну и ту же тему продолжают снимать ради дополнительных сборов. Но нужно отдать должное, качество картинки всегда оставалось на уровне. Франшиза спецэффектов и разрушаемости. Денег принесла много. Стала чем-то культовым? Вряд ли.
7. Человек-паук
Кинофраншиза включает: три перезапуска, 7 собственных фильмов и как минимум 3 фильма с долей героя
У этой франшизы долгая и неоднозначная история. Сначала за дело экранизации комиксового персонажа взялся Сэм Рейми и выпустил три части, которые, благодаря в том числе таким актёрам как Тоби Макгуаэр и Кирстэн Данст, на данный момент считаются классикой эпохи становления комиксового кино. Впрочем, третья часть уже не так впечатляла умы, как первая и вторая. Потом был перезапуск франшизы и ещё два фильма. Но опять что-то не заладилось.
А потом к делу приступили Марвел, включив дружелюбного соседа в когорту своих супергероев и дав роль Тому Холланду. Как мы знаем, ни один фильм Марвел пока что не провалился. А выхода нового человека-паука ждут с тем же нетерпением.
Что интересно, эта франшиза также дала старт новой, которая изначально была ответвлением вселенной. Речь о Веноме в исполнении Тома Харди.
6. Матрица
Какую таблетку ты выберешь? Трилогия братьев (сестёр) Вачовски не может не попасть в такой список. Просто потому что на протяжении многих лет считается культовой, а её влияние на кинематограф, литературу и вообще массовую культуру невозможно переоценить. В конце концов она познакомила нас с самым добрым актёром Голливуда.
И вот хотелось бы сказать, что это ещё один пример того, как кинофраншиза становится законченной, несмотря на открытую концовку и мольбы фанатов. Примером того, как режиссёры принимают верные решения. Но в 2022 году нам покажут четвёртую часть. Всё с тем же Киану Ривзом. Поэтому что-то конкретное мы уже боимся заявлять.
5. Звёздные войны
Кинофраншиза включает: 9 фильмов, спин-оффы, сериалы, мультсериалы и проч…
Одна из самых старых кинофрашиз, которая используется и по сей день. Первый фильм вышел в 1977 году и стал началом длинной-предлинной саги, которая обзавелась таким количеством ответвлений в разных индустриях, что всего и не упомнишь. Основных фильмов на данный момент девять, разделённых на три трилогии от разных режиссёров.
Описывать причины и следствия, любовь и ненависть фанатов к разным частям, провал крупных проектов и успех мелких в рамках одной франшизы не имеет смысла. Об этом нужна отдельная статья. Но то, что тогда в 1977 году родилась одна из самых влиятельных во всей индустрии развлечений франшиза – факт.
4. Властелин колец
Кинофраншиза включает: 6 фильмов
В 2001 году Питер Джексон выпустил экранизацию книги Джона Толкиена и показал зрителям, на тот момент не особо привыкшим к качественным спецэффектам такого масштаба, насколько эпичным, волшебным, интересным и красивым может быть фильм.
Нужно отметить, что армия поклонников у вселенной Властелина Колец и до экранизации была огромной. Но после выхода фильма стало понятно, что эта история останется в литературе и кинематографе навсегда.
Франшизу режиссёр использовал дважды, сняв трилогию о Фродо, а потом обрадовав фанатов новой сагой – «Хоббит». А теперь все ждут, что у режиссёра хватит духа и ресурсов на ещё большую по всем меркам работу – экранизацию «Сильмариллиона».
3. Джеймс Бонд
Кинофраншиза включает: 23 фильмов
Пример того, как классика не собирается уходить из наших киножизней. Начатая в 1977 году (хороший был год для начала эпических серий в кино), история тайного агента продолжается и сейчас. 23 фильма, множество актёров, сменявших друг друга на главных ролях, официальные саундтреки как отдельный вид искусства и конечно же ориентир на стильность.
Естественно сейчас Джеймс Бонд уже не имеет такого влияния на умы фанатов, как это было в прошлом веке, но франшиза заслуживает почётного места в киноиндустрии однозначно.
2. Мстители
Кинофраншиза включает: больше 20 фильмов, серилы, спин-оффы и проч.
Попытка создать прибыльные франшизы по существующим комиксам были и до того, как в 2008 году свет увидела первая часть Железного человека. Но такого масштаба, таких кассовых сборов, такой армии фанатов и такого влияния на всю мировую массовую культуру целиком не удалось оказать ничему кроме эпопеи из связанных между собой одной вселенной фильмов, начатой историей о Тони Старке.
Даже если вы совсем не приветствуете всей этой шумихи и на фильмы от Марвел не ходите, то не можете отрицать, что это так.
1. Гарри Поттер
Кинофраншиза включает: 8 фильмов
Как и в случае с «Властелином колец» у саги о мальчике, который выжил была своя фанатская база ещё до выхода первого фильма. Но то, сколько фанатов вселенная Джоан Роулинг приобрела благодаря экранизации не сравниться ни с чем. Люди буквально росли вместе с героями, начиная смотреть первую часть детьми заканчивая смотреть последнюю часть взрослыми. И то, что история также становилась всё взрослее, актёры не менялись, а взрослели вместе со своими поклонниками наложило свой отпечаток.
Волшебная история стала целой эпохой киноиндустрии. Ну а франшизу продолжают использовать. И нужно сказать удачно. Ответвление, выросшее в новую сагу о Ньюте Саламандре собирает не меньшую кассу и дарит зрителям море впечатлений. Ведь деньги на производство фильмов тратятся также немалые.
Конечно, это далеко не полный список кинофраншиз, которые так или иначе оставили след в кинематографе. Были ещё и «Чужие», «Безумный Макс», «Челюсти», «Такси», «Американский пирог», «Брат», «Очень страшное кино» и многие-многие другие. Какие-то собирали хорошую кассу, какие-то взрывали публику, но сдувались к последним частям.
Но все они – примеры того, как франчайзинговая система в кино, точно также как и в бизнесе не может стать залогом успеха, если не приложить к готовому бренду ничего кроме денег.
П.С. А если вам интересны мотивирующие, интересные, наполненные смыслом фильмы, рекомендуемые начинающим предпринимателям, то переходите в наш специальный материал «топ-40 фильмов о бизнесе и успехе»