что такое фовизм в искусстве
Арт-ликбез: Что такое фовизм и чем его пишут?
Так мы откровенные поклонники искусства во всех его проявлениях, то решили не только знакомиться с ведущими арт-направлениями сами, но и просвещать читателей. В конце концов, многозначительно покивать в музейных залах, мол, точно не экспрессионизм, возможно, фовизм — ужасно круто.
ЧТО ЭТО?
Морис де Вламинк. Сена в Шату. 1906 год
Фовизм называют первым авангардным течением, хотя его можно считать и частью постимпрессионизма. Это бунтарское, но еще фигуративное (изображающее реальные предметы) направление, которое отказалось и от большинства предшествующих живописных норм, и от идеи, что искусство должно выражать философские, интеллектуальные смыслы.
Вместо этого главными стали эмоции — чаще всего яркие, радостные, — которые должны были быть выражены на языке красок.
Приемы фовистов, особенно яркий цвет, плоскостность и темный контур, повлияли на многих художников XX века.
КТО И КОГДА?
Анри Матисс. Радость жизни. 1905–1906 годы
Фовизм был представлен в 1905 году на третьей выставке Осеннего салона в Париже; активная фаза продолжалась лишь следующие два года. Главные художники: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кес ван Донген.
КАК РАСПОЗНАТЬ?
Андре Дерен. Мост Чаринг-Кросс. 1906 год
Слово «фовисты» произошло от французского fauve, «дикий», и это видно в живописи.
Художники-фовисты брали яркие, контрастные краски, часто выбирали непривычные и неестественные цвета, а вместо переливов оттенков использовали много четких контуров и пятен.
В своих произведениях они отказывались от выстраивания объема и пространства, делая их условными, обобщенными. Все это, вместе с динамичными мазками, работало на главную цель — яркую, экзальтированную эмоцию.
Основной характеристикой этого движения было использование чистого цвета, без примесей, чтобы разграничить, добавить объем, рельеф и перспективу работам.
История фовизма
Фовизм зародился в 1901 году во Франции. Однако до 1905 года это не было признано художественным течением.
Тогда художники, составлявшие движение, впервые выступили на «Осеннем салоне» в Париже. На следующий год, в 1906 году, они организовали выставку в Salão dos Independentes.
Именно тогда группа получила название les fauves, французское выражение, означающее «звери».
Известный искусствовед Луи Воксель (1870-1943) назвал художников «звери» или «дикари», когда он попытался описать сенсацию, вызванную наблюдением за одной классической работой в окружении фовистских картин.
Искусство фовизма стремится привести людей к их естественному состоянию посредством примитивной эстетики, точно так же, как состояние чистоты детских творений. Эти характеристики также присутствуют в так называемом Arte Naif.
Художников этого движения интересовали не аспекты композиции в живописи, а выразительные качества, которые могла вызвать личная интерпретация.
Более того, фовизм избегал самых удручающих тем. Он также отодвинул на задний план такие аспекты, как форма и содержание. Кроме того, он стремился представить легкие и веселые предметы без политической или критической коннотации.
Основные черты фовизма
Среди наиболее ярких характеристик фовистского движения выделяются следующие:
Сиеста (1892-94) Поля Гогена. Художник был одним из вдохновителей фовистского движения.
Преобладали яркие и яркие цвета (пурпурный, зеленый, желтый, синий и красный), используемые произвольно и без соответствия с реальным.
Эти цвета, всегда в чистом виде, упрощали формы. Таким образом, они разграничили и смоделировали объем с помощью слабой или несуществующей градации цветовых оттенков.
Основные художники и произведения фовизма
Фовизм не был сплоченным и организованным художественным течением, но он объединил художников, которые имели общие черты в картинах того периода.
Сильными мазками, яркими и эмоциональными цветами или даже примитивным синтезом природы оба внесли свой вклад в этот аспект искусства.
Однако основными художниками-фовистами были:
Анри Матисс (1869-1954)
Портрет мадам Матисс (1905) работы Матисса. Справа: деталь выражения лица женщины с зеленой полосой по центру.
Поль Сезанн (1839-1906)
Натюрморт с подставкой для цветов (1905), Поль Сезанн
Жорж Брак (1882-1963)
Берег Желтого моря (1906), Жорж Брак.
Альбер Марке (1875-1947)
Пляж Фекамп (1906 г.), Альбер Марке
Андре Дерен (1880-1954)
Estaque (1905), Андре Дерен
Жан Пюи (1876-1960)
Прогулка по соснам (1905), Жан Пюи
Кис Ван Донген (1877-1968)
Женщина на балясинах (1911), Кис Ван Донген
Морис де Вламинк (1876-1958)
Ресторан (1905 г.) Мориса де Вламинка
Рауль Дюфи (1877-1953)
Купальщицы (1907), Рауль Дюфи
Также ознакомьтесь с этой подборкой вопросов, которые мы разделили для вас, чтобы проверить свои знания : Упражнения на европейском авангарде.
Чтобы узнать о других аспектах искусства, прочтите:
ФОВИЗМ
/ Ориг. : фр. Fauvisme, от фр. Fauve – дикий
Направление европейской живописи конца XIX – начала XX вв.
Термин «фовизм» появился благодаря французскому арт-критику Луи Вокселю, который в своей статье о парижском Осеннем салоне 1905 г. охарактеризовал картины некоторых художников как «дикие». Основоположниками и ключевыми фигурами французского фовизма начала 1900-х гг. считаются Анри Матисс, Морис Вламник и Анри Дерен.
Предпосылки возникновения
Появление фовизма на европейской художественной сцене обусловлено несколькими факторами. К объективным предпосылкам можно отнести развитие новых художественных принципов, выработанных французскими художниками-постимпрессионистами в 1880-1890-х гг. Среди них особо выделяется доминанта чистого интенсивного цвета, плоская перспектива, примитивность рисунка. Такие живописцы как Винсент Ван Гог и Поль Гоген обратились к осмыслению внутреннего состояния художника через новаторские цветовые и композиционные решения. В противоположность импрессионистам эти мастера также стремились найти новые выразительные средства, чтобы запечатлеть не сиюминутность, но сущность объекта изображения. На первый план в исканиях французских мастеров в 1890-е гг. выходит философский и символический аспект искусства. Немаловажную роль в углублении эстетических и художественных поисков в этот период сыграл Поль Сезанн. Его творческая манера, которой особенно свойственен монументализм форм, также оказала существенное влияние на формирование фовизма.
Атмосферой «нового искусства» была проникнута и мастерская французского художника-символиста Гюстава Моро, которого называют идеологом-вдохновителем молодого поколения французских живописцев. Среди его учеников в 1890-х гг. были Анри Матисс, Альбер Марке, Жорж Руо и др. Именно их работы дали современникам основание говорить о появлении нового направления живописи. Матисс отмечал, что Моро был человеком широких взглядов, отличавшимся оригинальностью и учившим своих студентов не бояться цвета, но исследовать его различные аспекты. Развивая в своих учениках интерес к чистому интенсивному цвету, Моро задал вектор развития их художественных исканий, определив творческий путь молодых художников на годы вперед.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что появление фовизма обусловлено, прежде всего, выработанными живописцами-постимпрессионистами художественными принципами, где главным элементом повествования становится чистый цвет.
Программа и особенности стиля
Первые работы, которые Луи Воксель мог бы окрестить «дикими», были представлены еще на Осеннем Салоне 1903 г. У истоков создания этой выставки, задуманной как идеологическое продолжение Салона Независимых, стояли в числе прочих Альбер Марке и Жорж Руо. В 1905 г. работы, объединенные похожими стилистическими решениями, были собраны вместе в зале №VII. Яркие полотна, полные энергии и динамики чистых цветов, примитивизм композиции и рисунка, подобно первобытным изображениям, производили своим множеством сильнейшее впечатление. Сами художники говорили о том, что такая развеска стала случайностью. Однако можно утверждать, что именно эта «случайность» заявила миру о значительном явлении во французской живописи. Тем не менее, несмотря на стилистическую близость друг другу, художники этого нового направления не мыслили себя единой группой. В отличие от других течений внутри авангардизма, у фовистов не было манифеста, какой-нибудь общепризнанной программы или печатного органа. Прежде всего, знакомые и друзья по мастерской Моро, художники были объединены товарищескими отношениями и общим для них лейтмотивом художественных исканий «нового искусства». Несмотря на стилистическое превалирование интенсивных цветов, у художников-фовистов не было универсального метода, который объединял бы их полотна. Так, сравнивая работы «основоположников» фовизма, Матисса, Вламника и Дерена, бросаются в глаза не только стилистические отличия, но и разные пути цветовых решений. Многие художники, которых нарекли «фовистами», сами себя таковыми не считали и отрицали свою принадлежность к этому направлению.
Исследователи фовизма среди всех представителей этого течения особо выделяют фигуру Анри Матисса. Сам он никогда не называл себя лидером «движения диких» и не претендовал на главенствующую роль, но опубликованные им размышления о форме и цвете в «Заметках живописца» позволили говорить о нем, как об идеологе фовизма. Так, в этом произведении Матисс обозначил не только формообразующее для фовистов восприятие цвета, но утвердил цветовое пятно, а не линию, новой художественной парадигмой XX в.
Для художников-фовистов цвет стал не только выразительным средством, но превратился в ключевой художественный инструмент. Например, в их полотнах градации цветовых пятен используются для формирования перспективы. Немаловажно, что фовисты утверждали автономию цветовых элементов – так, они вернули в живопись черный контур, отделяющий цветовые фрагменты друг от друга. Нельзя не отметить, что эти цветовые фрагменты – протяженные, сформированные в масштабную протяженную плоскость. Эти цветовые особенности отличают живопись фовистов от работ экспрессионистов, которым также было свойственно использование чистых цветов.
Несмотря на поиск нового языка живописи через интенсивность цвета, фовисты не порывали окончательно с традициями классической живописи, связь с которой прослеживается, прежде всего, в выборе тем и предметов изображения.
Дальнейшее развитие направления
Важнейшей вехой в развитии фовизма стал 1906 г., когда прошел очередной Осенний Салон. На этой выставке была представлена лондонская серия работ Анри Дерена, условно повторившая аналогичную серию Клода Моне. Там же была представлена работа Анри Матисса «Радость жизни», где соединились различные элементы, характерные для фовизма: доминанта интенсивных цветовых плоскостей, декоративный характер изображения.
В 1907 г. Пабло Пикассо представил «Авиньонских девиц», положив начало новому направлению в живописи – кубизму. Оставаясь близкими друг другу течениями, фовизм, однако, стал постепенно сдавать позиции. Дерен и Матисс в 1907 г. также обратились к кубистическим формам. В 1908 г. Матисс опубликовал «Заметки живописца» и открыл школу, где строил преподавание на основе традиций классической живописи. Для него фовизм стал лишь одним из эпизодов насыщенной творческой биографии. Как правило, для художников, охарактеризованных как фовисты, обращение к этому направлению также было краткосрочным. В результате к 1908 г. фовизм как группа, объединяющая дружественных и стилистически близких друг другу живописцев, распалась.
Там не менее, фовизм, будучи довольно кратким явлением на европейской художественной арене, оказал значительное влияние на всю живопись XX в., сделав ключевым элементом и инструментом художественного повествования интенсивный чистый цвет. Влияние фовизма прослеживается в деятельности таких групп как «Мост» и «Синий всадник», творчестве К. Малевича, Ф. Леже и др.
Представители
Альбер Марке, Альфред Морер, Андре Дерен, Анри Манген, Анри Матисс, Жан Пюи, Жорж Брак, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Луи Вальта, Морис Вламник, Отто Фриез, Поль Серюзье, Рауль Дюфи, Шарль Камуан, Этьен Террюс и др.
Фовизм
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века.
Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves ). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.
Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта (англ.), Анри Эвенепул, Морис Марино (англ.), Jean Puy (англ.), Морис де Вламинк, Henri Manguin (англ.), Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Alice Bailly (англ.), Жорж Брак и других.
К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Группа заявила о себе на парижских выставках 1905—1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись.
Живопись
Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год.
Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
Ссылки
Конец XIX в. | Неоимпрессионизм · Интимизм · Пуантилизм · Клуазонизм · Синтетизм · «Наби» · Модерн |
---|---|
Начало XX в. | Фовизм · «Синий всадник» · «Мост» · Экспрессионизм · Кубизм · Активизм |
Полезное
Смотреть что такое «Фовизм» в других словарях:
Фовизм — (франц. fauvisme, от fauve дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves ( дикие ) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. Матисс, А.… … Художественная энциклопедия
ФОВИЗМ — (от франц. fauve дикий) течение во французской живописи, существовавшее в 1905 07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к… … Большой Энциклопедический словарь
ФОВИЗМ — (от французского fauve дикий), течение во французской живописи в 1905 07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике… … Современная энциклопедия
Фовизм — (от фр. les fauves дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. Манген, К. ван… … Энциклопедия культурологии
фовизм — сущ., кол во синонимов: 1 • направление (80) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
фовизм — а, м. fauvisme m. < fauve дикий. Течение в искусстве начала 20 в. во Франции: движение диких в живописи, среди которых Вангог, Сезанн. Фовисты предпочитали желто красную гамму в своих картинах. Характерные особенности фовизма: предельно… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Фовизм — (от французского fauve дикий), течение во французской живописи в 1905 07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
фовизм — (от франц. fauve дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905 1907. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной… … Энциклопедический словарь
Фовизм — (франц. fauvisme, от fauve – дикий, хищный) авангардистское течение во франц. живописи начала 20 в. (см. Авангардизм, Модернизм). Ироническое прозвище «les fauves» («дикие») было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в… … Большая советская энциклопедия
ФОВИЗМ — (от фр. fauves дикие) направление в живописи начала XX в. Название Ф. было присвоено худож. критикой с определенной долей насмешки творчеству группы молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М Вламинк, А. Марке, Р. Дюфи, К. Ван Донген и… … Эстетика: Словарь
Фовизм
Принято считать, что фовизм является логическим продолжением импрессионизма, а точнее, творчества наиболее ярких его представителей – Ван Гога, Гогена и Сезанна. В начале прошлого века группа художников-французов решила объединиться и подарить миру новое видение живописи, ставшее в дальнейшем первым авангардистским направлением.
Наиболее заметным фигурантом молодого сообщества был Анри Матисс. Именно его принято считать основоположником фовизма: первой написанной в новом стиле картиной, которую оценили зрители, стала « Женщина в зеленой шляпе ». Полотно вызвало настоящий фурор и стало некой точкой отчета становления фовизма в живописи как самостоятельного стиля.
Полотна объединенных своими поисками и интересами художников, где превалировали яркая цветовая гамма, экспрессивность письма и нарочито минималистические черты объектов, периодически выставлялись в галереях. Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель, известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников « дикими » (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен.
Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось. Тем не менее фовизм в живописи продолжил существовать вплоть до последнего десятилетия ХХ-го столетия, распространившись далеко за пределы Франции. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». Наиболее ярким представителем фовизма в России стал художник Марк Шагал, в творчестве которого прослеживается влияние и такого стиля, как кубизм.
Как видели фовизм сами художники?
Фовисты в своем творчестве не признавали абсолютно никаких условностей и закономерностей, устанавливаемых классическими художественными школами. Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей. А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. Так, Матисс, который позволял себе изобразить в зеленых тонах женский нос лишь потому, что так полотно казалось ему более оригинальным, призывал соратников вернуться в рамках стиля фовизм к ярким, сочным и живым цветам, будоражащим людское воображение и чувства.
Художники-фовисты были новаторами, они изображали мир субъективно, сквозь призму своего видения, поэтому и каждый из миров фовизма в живописи, отраженный в полотне того или иного творца, носит свой индивидуальный и неповторимый характер.
Так, самым рациональным, буйным и диким из художников, придерживающихся фовизма, считается Андре Дерен. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой. Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов. Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – « Интерьер дома в Коллиуре », также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур.
Еще одним ярким образцом фовизма является творчество Альбера Марке. Критики и знатоки называют его картины в данном стиле хрестоматийными. Они завораживают с первого взгляда своей простотой и легким настроением. Даже с использованием яркой палитры его полотна смотрелись на фоне остальных творений фовистов сдержанно и мягко. Одной из начальных работ Марке в данном стиле является «Ярмарка в Гавре».