что такое форт в калининграде
Форты Калининграда
Форты бывшего Кёнигсберга неизменно привлекают внимание туристов, желающих прикоснуться к истории, услышать эхо прошлого, отражающееся от кирпичных стен, много повидавших на своем веку. Это один из главных экскурсионных маршрутов Калининграда, пройти по которому многие гости города хотят самостоятельно, а также предлагают различные варианты экскурсий туристические фирмы.
Калининград — необычный город, основанный как крепость Тевтонскими рыцарями, заложившими в 1255 году на берегу реки Прегель замок Кёнигсберг. Все последующие годы оборонительные сооружения вокруг замка совершенствовались, так как с течением времени развивалась артиллерия, а, следовательно, и искусство фортификации. Многие из этих сооружений сохранились, поэтому Калининград не зря называют уникальным музеем крепостной фортификации.
История фортов Калининграда
Первый фортификационный пояс построили в Кёнигсберге в первой половине XVII века, окружив замок и общины вне его вальным оборонительным кольцом диаметром 1,8 км.
Второй оборонительный пояс построен в середине XIX века по проекту генерала, военного инженера Эрнста Людвига фон Астера. Все объекты этих фортификационных сооружений выполнены по индивидуальному проекту со своими архитектурными особенностями и поэтому были уникальны. Сохранившиеся башни-близнецы «Дона» и «Врангель», оборонительная казарма «Кронпринц», некоторые бастионы и семь городских ворот — пример неоготического стиля в архитектуре фортификационных сооружений Кёнигсберга и достопримечательность города.
Не прошло и двух десятков лет, как появилась нарезная артиллерия, снаряды которой имели большое разрушающее действие и позволяли держать под обстрелом всю площадь крепостей старого типа. В результате пришли к решению о необходимости строительства новых, фортовых крепостей. Что же такое форты? Это замкнутое долговременное укрепление в составе оборонных сооружений, мощной конструкции, способное защитить находящийся там личный состав гарнизона, арсеналы, запасы продуктов, топлива и воды, а также все необходимое для автономной жизнедеятельности форта.
Таким образом, во второй половине XIX века для защиты города на дальних подступах вокруг Кёнигсберга было построено третье защитное кольцо из фортов, которое называли «Ночной периной Кёнигсберга». Это кольцо было удалено от городских стен примерно на 5 километров, чтобы избежать разрушения города огнем вражеской артиллерии, и состояло из 12 больших и 5 малых фортов. Диаметр кольца около 13 километров, а протяженность более 40 километров.
Все форты Калининграда по конструкции похожи один на другой и отличались между собой незначительно, в зависимости от условий местности и времени строительства, — в плане это окруженный рвом шестиугольник. Сооружения фортов построены из кирпича с перекрытиями толщиной не менее метра, присыпанными сверху слоем земли до 3 метров. Гарнизон большого форта состоял из 200–250 солдат и 30–35 орудий, малые вмещали небольшой гарнизон численностью до роты и несколько пушек.
При строительстве форты носили имена по расположенным рядом населенным пунктам, а затем переименованы в честь немецких королей, известных военачальников и политических деятелей.
Строительство фортов третьего оборонительного кольца завершилось к 1875 году. Но не успели достроить, как форты стали стремительно устаревать и к концу XIX века уже не отвечали современным требованиям, — артиллерия развивалась гораздо быстрее. В 1890-е годы была выполнена частичная реконструкция и усиление фортов, но уже в начале XX века пришли к выводу, что они себя изжили.
Первая мировая война обошла форты стороной, сражения проходили далеко от Кёнигсберга, свое основное предназначение они выполнили в 1945 году, на заключительном этапе Второй мировой войны.
Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года форты подвергались массированным артобстрелам, многие получили значительные повреждения. После окончания военных действий большинство из них использовалось военными для различных целей, некоторые были заброшены.
Расположение и карта фортов Калининграда
Сейчас форты бывшего Кёнигсберга находятся под охраной государства, это памятники истории, хотя состояние их оставляет желать лучшего. Часть фортов доступна для посещения.
Учитывая расстояние между фортами и общую длину маршрута, чтобы подробно изучить все фортификационные сооружения, понадобятся машины. Навигация по городу достаточно удобна: все форты обозначены на карте 2ГИС и Яндекс, у объектов установлены информационные щиты. К открытым для посещения фортам Калининграда можно добраться и на общественном транспорте.
Форты
Кёнигсберг (нынешний Калининград) задумывался рыцарями-тевтонцами в качестве мощной оборонительной крепости. Городские укрепления постоянно совершенствовались, и к 19 веку сложилась система из 17 неприступных фортов: двенадцати больших и двух более скромных. На данный момент осталось 15 сооружений.
Многие их них серьезно пострадали во время штурма Кёнигсберга в 1945 году, и по сей день не восстановлены. Самостоятельно обследовать такие руины опасно для здоровья и жизни.
В некоторых фортах обустроены интересные исторические экспозиции, и проводятся культурные мероприятия.
Какие форты открыты для посещения?
Форт № 1 «Штайн»
По поводу доступа в форт и экскурсий нужно договариваться с его владельцами.
Где находится: Московский проспект, 36
Форт № 3 «Король Фридрих III»
Один из самых больших кёнигсбергских фортов пребывает в заброшенном состоянии, но доступ в него открыт, и его можно осмотреть на свой страх и риск.
Где находится: Александра Невского ул.
Форт № 4 «Гнейзенау»
Значительно разрушен, и хотя пройти внутрь не запрещается, но будьте осторожны: можно легко провалиться, сорваться и получить травмы.
Где находится: Горького ул., 301
Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III»
Форту были нанесены массивные повреждения во время боев за Кёнигсберг. В наши дни в здании устроен музей с образцами военной техники, фотографиями, сделанными во время штурма города, тематическими выставками. Территория крепости служит для реконструкций сражений Второй Мировой. Рядом с фортом заложен памятник в честь советских солдат, погибших в ходе боевых действий.
Где находится: Булатова, ул. (ориентируйтесь на знак «Калининград» при въезде в город)
Как работает: с 01.10. по 30.04. — каждый день, с 10.00 до 19.00.
С 01.05. по 30.09. — каждый день, с 10.00 до 20.00.
Билеты: взрослый — 150 рублей, студенты, лица пенсионного возраста — 100 рублей, дети школьного возраста — 50 рублей, дети дошкольного возраста — бесплатно.
Форт № 8 «Король Фридрих IV»
Форт много лет находится в предаварийном состоянии. Пройти внутрь можно, но опять же под личную ответственность.
Где находится: пос. Шоссейное, Большая Окружная ул.
Форт № 9 «Дона»
Во время войны крепость порядком разрушили. Осматривать форт небезопасно для жизни.
Где находится: пос. Новодорожный
Форт № 11 «Дёнхофф»
В форте разместились мастерские и магазинчики по производству и продаже благовоний, конской амуниции, керамических изделий. Есть даже атмосферный бар, чьи блюда и напитки основаны на древних рецептах со всего света.
На крепостной территории привольно живут коты, гуси, кролики и другие забавные животные, которые, наверняка, будут сопровождать вас во время прогулки.
Где находится: Энергетиков ул.
Как работает: каждый день. Экскурсии проводятся только по субботам, воскресеньям и в праздники, начинаются в 11.00, 13.00, 15.00, 17.00.
Билеты: взрослый — 200 рублей, дети с 7 лет, студенты и лица пенсионного возраста — 100 рублей.
Форт № 2a «Барнеков»
Сохранился достаточно хорошо, в середине 90-х гг. там хранились артиллерийские снаряды. Теперь туда может пройти каждый желающий.
Где находится: северо-восточный район Калининграда за большой окружной дорогой
Форт № 5a «Лендорф»
Цитадель охраняется, пройти можно по договоренности. Из минусов: форт значительно поврежден и загрязнен внутри.
Где находится: Лейтенанта Катина ул.
Закрытые форты
История Калининградских фортов
Телешоу «Форт Боярд» вот уже почти 30 лет вещает свою программу. Лабиринты, подземные ходы, интересные задания, романтика, море, крепость, таинственный мир. Все это отложилось в детских воспоминаниях. Наверняка, многим хотелось попасть туда.
В процессе изучения истории развития фортификации выяснилось, что правильное название французского форта из шоу – Бойяр. Это рядовое сооружение ничем особенно, кроме знаменитой телевизионной шоу-программы, выдающимся не обозначилось. Чего не скажешь о фортах Калининграда.
Сегодня это одни из самых популярных и посещаемых туристических достопримечательностей в Калининграде. Предыдущее название города до 1945 г. – Кёнигсберг (Königsberg), Восточная Пруссия. Ежегодно сотни тысяч людей устремляются в подземные казематы, с восторгом и восхищением изучая историю строительства фортов. Это огромные и невероятные сооружения, которые не оставят равнодушным посетителя. Внутри можно увидеть винтовые лестницы, погреба, галереи, скрытые ходы. Ощутить атмосферу былых времен.
Сколько фортов в Калининграде и их адреса
Вокруг города расположено 15 фортов:
Форты Калининграда, открытые для посещения
Сегодня открыты для посещения форты №3, №5, №11. У каждого из них своя история и конструктивные особенности. Рекомендуем изучить каждый. Сможете разобраться, как они выглядят изнутри и снаружи.
Форты Калининграда на карте
Все форты расположены вдоль окружной дороги Калининграда. Некоторые из них закрыты для посещения, являются режимными объектами.
Немного истории
Попробуем во всём разобраться. Для получения достоверной информации обратимся к архивным источникам.
Схема валового внутреннего кольца Кёнигсберга 1815г.
На протяжении своего существования люди старались обезопасить своё жилище, селения от недружелюбных соседей. Через многие столетия они научились защищать города усовершенствованными конструкциями, которые порой одним внешним видом могут удивить, а некоторые вызывают восхищение.
Изначально в Европе строились деревоземляные ограды. От них скоро отказались из-за того, что их достаточно легко было преодолевать, влезать на них и поджигать. Началась эпоха каменных оград. Они представляли собой стены, окружавшие город или селение, в промежутках с башнями. Высота стен достигала 6 м, чтобы как можно больше усложнить подъем на них по штурмовым лестницам. Толщина составляла около 2 м. Пробить их любыми имевшимися стенобитными машинами было невозможно. Башни выполняли роль разделителя обороны на сектора.
Атакующим было сложно распределяться вдоль стен, так как башни были способны обороняться со всех сторон и прикрывать друг друга перекрестным огнём.
До 14 в. крепости штурмовали с помощью осадных машин механическим способом. Метали раскаленную смолу в тюках, стенобитными механизмами пробивали бреши в стенах.
В 15 в. у крепостных сооружений появился новый злейший враг или еще говорят противоядие – артиллерия. Орудия начали отливать из чугуна, устанавливали их на лафеты. Эти методы повысили меткость стрельбы, увеличили и калибр самих орудий, ядра также стали отливать чугунными.
Это не могло не отразиться на фортификации. Оборонительные комплексы приходилось менять, использовав прогрессивные приемы. Средства обороны стали прятать в казематах (помещениях для орудий), башни стали строить полукруглыми с выступами вперёд.
Появились непривычные слова и термины. Бастион, кавальер, эскарп, ретраншемент, прикрытый путь и др.
Эта гонка или соревнование будет длиться беспрерывно, постоянно совершенствуя средства обороны, наступления или осады. Появятся модернизированные приёмы, дополнительные изощренные методы, которые доживут до наших дней.
Существенная эволюция развития фортификации произошла в 19 в. После Наполеоновских войн европейские государства были озабочены устройством и укреплением своих границ, были серьезно пересмотрены вопросы обороны.
Формирование обороны Кенигсберга
Пруссия с 1840 г., имея богатый опыт строительства фортификации, приступила к постройке крепостного вала вокруг г. Кёнигсберга с использованием новейших и усовершенствованных сооружений. Основные сооружения строили 17 лет. Полное завершение и дооборудование завершилось только еще через 20 лет к 1889г. За почти 40 лет было построено 26 бастионов, 8 полубастионов, 9 ворот, 2 башни, 1 оборонительная казарма, валы, дозорные ходы.
План города-крепости Кёнигсберг, 1859 г.
Сегодня можно увидеть сохранившиеся ворота и посетить их.
а также их остатки:
Кольцо вокруг города составило 15 км. Валы насыпались около 6 метров, были вынесены люнеты, дооборудован ров с использованием батардо (устройство, поддерживающее уровень воды во рвах). Впереди рвов оборудовали наблюдательные пункты, закрытые ходы сообщения, блокгаузы, контрминные галереи.
Путешествия и отдых в России
Кёнигсберг — нынешний Калининград — всегда был городом-крепостью. С момента постройки королевского замка в 13 веке вокруг стали постоянно возводить оборонительные сооружения.
Форты – последняя оборона Кенигсберга – строились вокруг города, ежегодно дополняясь новыми стенами и башнями. Задача фортификационного кольца была не пропустить врага ни с какой стороны. Всего было построено 15 фортов, из которых 12 — большие, 3 — вспомогательные. Город получился укрепленным по обоим берегам реки Прегель (ныне Преголя). Военное название такого вида крепости — двойной тет-де-понт. А еще форты называют «Ночной периной Кенигсберга».
Вокруг фортификационного кольца до сих пор ходят легенды. Одни гласят, что под Калининградом — многочисленные тоннели, и из любой части города можно прийти в центр под землей. Согласно другим — в заваленных ходах и казематах хранится спрятанная нацистами янтарная комната.
Внутреннее фортификационное кольцо – его строили и перестраивали с 15-16 вв. до середины 19 века – представляют башни, равелины, ворота и бастионы. Некоторые из них сохранились в хорошем состоянии. Часть используется как культурные учреждения. Например, в башне «Дона» размещен Музей янтаря, а в Закхаймских воротах — арт-пространство «Ворота».
Форты
Форт №1 «Штайн»
Этот форт был построен в 70-х гг. 19 века. Изначально назывался Лаут, как рядом находившийся поселок (теперь это Большое Исаково). Но потом ему дали имя барона фон Штайна, прусского политического деятеля.
Форт был призван прикрывать дорогу на Инстербург (Черняховск). В годы войны этот форт сдался почти без боя, так что он хорошо сохранился.
С 1994 года форт находится в частной собственности семьи Лаурушонис. Они живут в казематах форта, здесь же выросли трое их детей. Форт семья взяла в аренду до 2058. однако сейчас ведутся имущественные споры, так как без ведома семьи право собственности продали ульяновской фирме.
Семья поддерживает форт в хорошем состоянии и водит по воскресеньям экскурсии.
Форт №1а «Грёбен»
Форт строили в середине 19 века как промежуточный. Сооружение носит имя прусского генерала фон Грёбена.
После войны здесь была военная база: здесь были склады и арсенал. В 2009 году часть полностью расформировали, а форт остался заброшенным.
Даже сейчас в коридорах и помещениях форта можно увидеть немецкие надписи и замки вместе с современным хламом в виде фотопленок, упаковок и документов.
Форт №2 «Бронзарт»
Форт возводили в 70-х гг. 19 века и назвали в честь Пауля Бронзарта фон Шеллендорфа, прусского генерала. Он охранял проезд в сторону Тильзита (Советска).
Уже больше 10 лет форт и территория находится в частном владении. Пройти туда нельзя, указателей нет. Осмотр возможен только снаружи. Что планируют сделать хозяева с этим фортом, неизвестно.
Форт №2а «Барнеков»
Это сооружение также входит в число малых, промежуточных фортов. Он хорошо сохранился и доступен для осмотра внутри и снаружи.
Несмотря на то, что «Барнеков» был вспомогательным фортом, он был хорошо укреплен рвами и стенами. На территории до сих пор сохранились бетонные колья, чтобы останавливать советские танки.
Тем не менее, форт сдался без боя. До середины 90-х здесь находился воинская часть. Теперь же он открыт для посещения.
Форт №3 «Фридрих Вильгем I»
Наиболее удобный форт в плане транспортной доступности в настоящее время. Самый крупный из всех сооружений. Построен ближе к концу 19 века.
Его задача была прикрывать подступы к Тильзиту (Советску) и Кранцу (Зеленоградску).
До середине 90-х гг. 20 века здесь хранили боеприпасы, затем форт забросили. До 2016 года был открыт посетителям. В настоящее время закрыт на реставрацию.
Форт №4 «Гнейзенау»
Его построили в 1872 году и назвали в честь генерал-фельдмаршала Августа фон Гнейзенау.
Во время войны сильно пострадал, так как находился на основном пути советской армии.
Внутри хорошо сохранены некоторые коридоры и помещения. Окружен рвом.
Форт №5 «Король Фридрих Вильгельм III»
Один из самых известных фортов и самых сохранившихся. Здесь находится музей, открытый для посещения, проводятся экскурсии, а также реконструкции боев.
Был построен в конце 19 века для охраны подступов к Пиллау (Балтийску) и Раушену (Светлогорску).
Взятие форта №5 длилось с 3 о 8 апреля 1945 года. Хорошо укрепленное сооружение не собиралось сдаваться, а в состав гарнизона входили солдаты и офицеры, участвовавшие в Сталинградской битве, а также в уличных боях в крупных городах.
Штурм пятого форта (бои внутри) длился больше суток. Для сравнения 6-ой и 7-ой форты сдались в течение нескольких часов.
В память об этом сражении в Калининграде ежегодно проводится историческая реконструкция «Штурм 5-го форта».
Форт №5а «Лендорф»
«Лендорф» тоже построен во второй половине 19 века, точная дата неизвестна. Назван в честь еще одного прусского генерала.
Поскольку находился на основных подступах Советской армии, сильно разрушен. Не восстанавливается, но охраняется.
По записи на указанном сайте на территории форта можно поиграть в страйкбол.
Форт №6 «Королева Луиза»
«Королева Луиза» построен в 1875 году на пути к Пиллау (Балтийску). Он был хорошо укреплен и оборудован. По замыслу, форт должен быть отражать осаду в течение нескольких месяцев. Однако был взят за несколько часов.
Интересно, что сначала на штурм форта отправили штрафной батальон, но бойцы практически сразу погибли. А уже 8 апреля 1945 года через минное поле и заградительный огонь в форт прорвалась батарея Александра Космодемьянского (брата знаменитой партизанки), и гарнизон «Королевы Луизы» капитулировал.
Форт №7 «Герцог фон Хольштайн (Гольштейн)»
Форт построен в конце 19 века и назван по фамилии знатного германского семейства Хольштайнов, многие члены которого служили в прусской армии.
Советские стрелки взяли форт практически без потерь. Часть блиндажей разрушена. В других помещениях — склады ремонтного завода Балтфлота. Поэтому доступ внутрь закрыт.
Над центральным входом хорошо виден герб Хольштайнов.
Форт №8 «Король Фридрих I»
Построен ближе к концу 19 века. Был призван прикрывать дорогу на Эльблонг (город в Польше).
Во время войны коменданту форта было предложено сдаться, но предложение проигнорировали. Поэтому 7 апреля начался штурм и длился до 11 утра этого же дня. Поэтому он хорошо сохранился и по сей день.
После войны использовался как склад под боеприпасы, но сейчас пустует. По коридорам и казематам можно прогуляться, но надо взять фонарик: есть внезапно встречающиеся отверстия в полу.
Форт №9 «Дона»
Форт был возведен в 70-х гг. 19 века, но модернизировался вплоть до 1930 года. Назван по фамилии рода фон Дона. Задача — не пропустить врагов к Цинтену (пос. Корнево близ польской границы).
Сооружение шестиугольной формы с казематами, внутренними двориками, капонирами, складами. Форт был взят довольно быстро — в ночь с 29 на 30 января 1945 года. Хорошо сохранился.
Однако попасть внутрь не получится. Рядом с фортом находится тепличное хозяйство — его охранники следят и за сооружением.
Форт №10 «Канитц»
«Канитц» строился в конце 19 века и был назван в честь военного министра Карла фон Канитц. Это сооружение охраняло подступы к Цинтену (Корнево) и Домнау (Домново).
Во время штурма практически не пострадал и хорошо сохранился до 1970-х гг.
В 1981 на территории области снимался фильм «Приказ перейти границу». Режиссерам предоставили этот форт для записи реалистичных звуков взрывов. В результате работы над фильмом некоторые помещения «Канитца» были безвозвратно разрушены.
Посещать форт лучше зимой: во время дождей его сильно затапливает.
Форт №11 «Дёнхофф»
Сооружение было возведено в 70-80 гг. 19 века. При постройке называлось «Зелигенфельд», затем форт переименовали в честь губернатора Мемеля (ныне Клайпеда) Фридриха фон Дёнхоффа.
В конце войны форт был сдан без боя. Поэтому сохранился лучше всех. Здесь до сих пор стоят немецкие ворота, подъемный механизм (действующий).
Сразу после победы форт заняли военные, а в 2015 году его передали в частные руки. Открыт для посетителей.
Форт №11 «Ойленбург»
«Ойленбург» закрывал собой дорогу к Инстербургу (Черняховску). Не подвергался обстрелу мощных орудий, поэтому все разрушения здесь появились уже после войны. Вообще, сохранился в неплохом состоянии.
Ворота
Если внимательно присмотреться к некоторым улицам Калининграда, можно увидеть остатки насыпей (например, улица Литовский вал), которые соединялись между собой башнями и воротами. Всего ворот было 10, в настоящее время сохранились 7.
Ворота, которые стоят по сей день, строились в середине 19 века. Хотя сама идея их установки далеко не новая – первые, еще деревянные, в этих местах появлялись с 15-16 веков.
В настоящее время некоторые ворота используются в качестве музеев и кафе, а некоторые продолжают выполнять свою прямую функцию.
Королевские ворота
Строительство ворот в оборонительном кольце Кенигсберга началось именно с Королевских. Первоначальное их название было Гумбинненские, так как через них проходила дорога на Гумбиннен (ныне Гусев). Потом их переименовали по названию улицы, на которой стояли.
Во время бомбежек ворота пострадали незначительно. После войны в них размещался склад, затем книжный магазин, а после они были заброшены. Реставрация началась только в начале 21 века.
Были восстановлены оригинальные барельефы Оттокара 2 (короля Чехии), Фридриха I (короля Пруссии) и прусского герцога Альбрехта I. По нескольким сохранившимся фотографиям 19 века можно сделать вывод, что ворота практически не изменились внешне.
В настоящее время здесь находится музей, посвященный развитию Кенигсберга и пребыванию Петра I в Пруссии.
Росгартенские ворота
Строить Росгартенские ворота начали в первой половине 19 века по тайно разработанному проекту. У ворот предполагался один широкий проезд и несколько казематов по обе стороны от него. С внешней стороны сооружение было окружено водой – и это все еще так. Кроме того, у ворот была и оборонительная функция. С верхней площадки можно было вести наблюдение, а из амбразур кордегардии – открывать фланговый и фронтальный огонь.
Несмотря на то, что во время взятия Кенигсберга в этой части города тоже велись уличные бои, ворота не пострадали.
Закхаймские ворота
Закхаймские ворота тоже строились как дополнение к фортификационному кольцу с одним проездом и казематами. В начале 20 века оборонительная функция была упразднена. Казематы перестроили под жилые дома. Люди живут в них и в настоящее время.
Дорогу (ныне это Московский проспект) построили тогда же, разрушив часть укрепительного вала. Проезд через ворота был закрыт.
После войны в помещениях ворот размещались склады, затем там обосновался центр стандартизации. А с 2013 года союз фотохудожников Калининграда организовал здесь арт-площадку «Ворота».
Теперь здесь регулярно проводятся выставки, фестивали, различные лекции и мастер-классы. В воротах есть еще и неплохая кофейня – можно выпить кофе с вкусной выпечкой в старинной обстановке.
Фридландские ворота
Фридландские ворота были построены последними – в 60-х гг. 19 века. Дорога через них вела во Фридланд (ныне Правдинск). Однако этим воротам не удалось побыть оборонительным сооружением. Эту функцию сняли с них в начале 20 века, а сами ворота хотели снести.
В итоге, позади ворот и насыпного вала разбили большой парк (Южный, сохранился до сих пор), а дорогу во Фридланд построили рядом.
Теперь в воротах находится музей, посвященный довоенной Пруссии. Сохранился участок брусчатой дороги, выводившей за пределы города. Сейчас там стоит старинный трамвай. На самих воротах расположены оригинальные скульптуры прусских политических и военных деятелей.
Бранденбургские ворота
Внешне Бранденбургские ворота отличаются от остальных. В их архитектуре ярко выражен стиль неоготики, благодаря остроконечным фронтонам. Два проезда ворот вели к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).
Эти ворота – единственные в настоящее время, сохранившие основную функцию. Сквозь них ездит транспорт, а до недавнего времени ходили и трамваи.
В настоящее время в одном из помещений размещен музей марципана. Зайти туда может любой желающий вполне свободно. Выставка рассказывает об истории производства сладости, рецептах, знаменитых кондитерах. В витринах выставлены изделия из марципана. При музее работает небольшой магазинчик, в котором можно купить как маленькие батончики настоящего миндального марципана, так и красивые подарочные наборы.
Аусфальские ворота
Аусфальские ворота были пропускными пешеходными вратами. Их верхняя площадка в настоящее время находится вровень с Гвардейским проспектом. Поэтому, чтобы увидеть сами ворота, надо посмотреть вниз через ограждение.
На верхней площадке находится часовня Св. Георгия. Ранее в воротах было бомбоубежище для учащихся расположенной неподалеку школы милиции, а после – коллектор. В настоящее время планируется создать там музей, посвященный советским солдатам.
Железнодорожные ворота
Адрес: Гвардейский проспект, 51А
Эти ворота строились в конце 60-х гг. позапрошлого века. Архитектурно отличаются от остальных строгостью и почти полным отсутствием декоративных элементов.
В начале 20 века поверх ворот была проложена улица (ныне Гвардейский проспект).
Можно сказать, что их основная задача частично сохранилась – теперь через ворота можно пройти в парк Победы.
Башни
Внутреннее фортификационное кольцо вокруг Кенигсберга включало строительство мощных оборонительных башен, соединенных с воротами и бастионами насыпным валом.
К башням относятся: «Врангель», «Дона» и казарма «Кронпринц» («Герцогская башня»). Их строили в середине 19 века в качестве оборонительных сооружений. Однако, когда в начале 20 века границы города значительно расширились, башни, как и ворота, утратили свои военные функции.
Башня «Дона»
Башня «Дона» красуется почти на всех открытках и магнитах о Калининграде. Свое название она получила по имени одного из авторов проекта оборонительного кольца Фридриха Карла цу Дона.
Мощь укрепительного сооружения реализовывалась через многоярусные ниши для артиллерии, стену толщиной в 1-2 метра, использование специального кирпича. Башня напрямую связана с Росгартенскими воротами и образует единую архитектурную композицию.
В апреле 45-го гарнизон, размещавшийся в башне «Дона», был взят самым последним. Это ознаменовало окончания штурма Кенигсберга.
В настоящее время в башне находится музей янтаря. В небольших сводчатых залах показаны постоянные и временные экспозиции изделий из солнечного камня.
Башня «Врангель»
«Врангель» называют башней-близнецом «Дона». Их форма и планировка идентичные. Названа в честь прусского генерал-фельдмаршала фон Врангеля.
Поучаствовать в военных действиях башне не удалось. Только во время Второй Мировой войны по ее стенам несколько раз попали снаряды, но не принесли значительного урона.
После войны состоянием башни особо не интересовались – там разместили овощной склад. Только в середине 90-х частный инвестор взял башню в аренду и привел ее в порядок. Собственник восстановил даже инженерную систему и снова запустил старинные камины.
До 2014 года здесь были рок-клуб, ресторан и антикварная лавка. Проводились фестивали тяжелой музыки.
Казарма «Кронпринц» («Герцогская башня»)
Представляет собой мощное пятиугольное сооружение с башнями на каждом углу. Подземелье казармы соединялось потайными ходами с бастионом «Грольман». В «Кронпринце» постоянно размещались подразделения различных войск и полиции.
При штурме Кенигсберга казарма не пострадала, хотя бои шли прямо под ее стенами. Гарнизон сдался без сопротивления.
В настоящие дни казарма сохранена в прекрасном состоянии. Ее можно осмотреть как снаружи, так и внутренний двор и помещения. Очень красивые фотографии получаются здесь осенью, когда краснеют листья винограда, покрывающего стены огромного сооружения.
Бастионы
Бастионы были обязательной частью внутреннего вального кольца. Они соединялись земляными насыпями с воротами и башнями. Часть бастионов сохранилась в хорошем состоянии и используется калининградцами под разные нужды.
Наиболее интересная часть для туристов – бастионы Грольманского верхнего фронта. Достаточно прогуляться по улице Литовский вал, чтобы увидеть неплохо сохранившиеся остатки мощного укрепительного сооружения.
Астрономический бастион
Бастион назван Астрономическим, так как еще до войны неподалеку находилась обсерватория, в которой работал знаменитый астроном Фридрих Бессель.
Пока в Кенигсберге строили вальное укрепление, военное дело развилось слишком быстро, поэтому выполнить свое назначение бастиону так и не удалось. Большую часть бастиона снесли еще до Первой Мировой войны, оставив редюит.
Эта часть – полукруглое двухэтажное строение – сохранилась хорошо. В годы Второй Мировой войны в обсерватории базировался командный пункт вермахта, а сам редюит в военных действиях не участвовал.
Побывать внутри бастиона можно, посетив клуб лазерного пейнтбола.
Бастион «Грольман»
Это прекрасно сохранившийся образец фортификационной архитектуры. Бастион представляет собой редюит, выполненный в виде подковы, насыпной вал, казематы, полукапониры, ворота. Он соединялся подземным ходом с казармами «Кронпринц».
Открыт свободный доступ к редюиту. Примерно до 2010 года в его помещениях располагались различные фирмы. Теперь можно увидеть их следы – кучи различного мусора.
Перед бастионом течет ручей Крепостной – он связан с Верхним озером, на берегу которого стоит башня «Дона», и когда-то был рвом у стен города-крепости. Бывший ров продолжает соединять три главных бастиона Грольманского верхнего фронта: «Обертайх», «Грольман», «Купфертайх».
Бастион «Обертайх»
«Обертайх» строился в середине 19 века. Поскольку в войне пострадал незначительно, до настоящего времени хорошо сохранились редюит, траверсы, полукапонир и каземат.
Бастион можно свободно осмотреть снаружи. Внутри – по договоренности с владельцами находящихся здесь фирм. Обычно пропускают без проблем.
Бастион «Купфертайх»
Глядя на внешний вид редюита, оставшегося от бастиона, сложно понять, что это – часть оборонительного сооружения. Архитектура значительно отличается от традиционной для таких строений.
Этот бастион был разобран и перестроен раньше остальных. Поэтому от него остался только «гражданского вида» редюит. В настоящее время в нем находится одноименный ресторан, владельцы которого сохранили исторический антураж.
Бастион «Прегель»
Был построен для прикрытия реки Прегель (Преголя), однако никакой важной роли в войнах не сыграл.
Редюит остался в хорошем состоянии, используется как филиал известного мотосообщества «Ночные волки». Здесь же расположен небольшой рок-бар, побывать в котором можно три дня в неделю по вечерам: в четверг, пятницу и субботу.