что такое формирование знаний

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

Правильный и успешный перенос действий на новые объекты, условия и задачи во многом зависит от знаний, которые отражают свойства окружающего мира, существенные для практической и познавательной деятельности человечества. Формирование и усвоение соответствующих знаний составляют предпосылку целесообразной и эффективной деятельности человека при встрече с новыми объектами, ситуациями, задачами.

Обучение знаниям включает в себя несколько элементов.

1. Демонстрация ученикам (или обнаружение ими самими) различных предметов или явлений определенного класса. При этом объекты подбираются так, чтобы они различались всеми признаками, кроме существенных (расчленяющая методика), или, наоборот, были сходны по всем признакам, кроме существенных (противопоставляющая методика). Например, при расчленяющей методике понятие «млекопитающие» можно вводить на таких внешне различных объектах, как собака, кит и летучая мышь, при противопоставляющей – на таких внешне сходных объектах, как киты и рыбы.

2. Наблюдения учащихся над этими предметами или явлениями и выделение их различных сторон и свойств, связей, действий. Например, для приведенных выше объектов – их строение, образ жизни, размножение и т. д.

3. Сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств. Выявление и объединение (синтез) таких свойств, которые общи для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от всех объектов другой группы. В приведенном примере при расчленяющей методике это будут следующие признаки: все млекопитающие – живородящие, теплокровные, дышат легкими, у них есть молочные железы, костный скелет, головной мозг. При противопоставляющей методике – живородящие сравниваются с икро-мечущими, теплокровные – с холоднокровными.

4. Абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в термине («млекопитающие»).

5. Обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки (например, путем упражнений на распознавание и выделение млекопитающих среди различных видов наблюдаемых или изучаемых животных).

Изложенный путь формирования знаний не обязательно должен быть пассивным. В одних случаях объекты наблюдения может демонстрировать учитель. В других их могут отыскивать, обнаруживать или создавать сами учащиеся при изучении литературы, в ходе собственного экспериментирования, экскурсий, экспедиций, исследований. Точно так же наблюдение, анализ, синтез, сопоставление, абстрагирование и обобщение могут осуществляться самим учителем или могут проводиться учащимися под руководством учителя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. Стратегии формирования новых знаний

5. Стратегии формирования новых знаний В педагогической психологии существует несколько стратегий формирования новых знаний и умений, развития способностей, применяемых в учебном процессе. Это стратегии проблематизации и рефлексии, интериоризации и

87. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

87. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Формирование знаний, навыков и умений протекает оптимально, когда строится на общих дидактических принципах с учетом особенностей содержания учебных дисциплин, групп обучаемых, индивидуальности отдельных из них и при

Вопросы для проверки знаний

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте характеристику внимания как психического явления.2. Расскажите о физиологических механизмах ощущения.3. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.4. Дайте характеристику основным видам памяти.5. Дайте характеристику формам

5. Наличие базовых знаний.

5. Наличие базовых знаний. С кем не бывало такого, что, несмотря на все усилия, внимание все время ускользает от текста, чтение идет очень медленно. Приходится много раз (до 10!) возвращаться к тексту и его перечитывать снова и снова. Причин подобной рассеянности может быть

Недостаток знаний и практики

Недостаток знаний и практики Бывают в жизни ситуации, когда мы вынуждены сказать близкому другу или родственнику нечто такое, что расстроит их: кто-то разводится, уезжает или продает свой дом, кто-то умер или тяжело заболел.Существует множество способов сделать это,

ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Психологические исследования вскрыли многие важные черты и механизмы процесса формирования знаний. Обнаружилось, что переработка сведений начинается не после восприятия (наблюдения) предметов или явлений, а уже в ходе

Хранение знаний

Хранение знаний Как же правильно хранить знания? Самое важное: знания нельзя хранить в голове. Часто люди задаются вопросом: «Как улучшить память?» Это неправильный вопрос. Память у вас идеальна. Она запоминает все, чем вы постоянно пользуетесь. И делает это

Обработка знаний

Обработка знаний Если просто собирать обрывки информации, очень скоро все это превратится в информационную свалку, в которой ничего не найдешь. Мне встречались люди, которые вырезали интересные статьи из газет и журналов. Делали это годами. Все полки у них были

Повышение ценности знаний

Повышение ценности знаний Как же происходит процесс повышения ценности знаний? Когда вы слышите какую-то новость, сразу определить ее ценность невозможно. Поэтому достаточно ее скопировать, чтобы она сохранилась.Когда вы приступаете к обработке накопленных заметок,

Применение знаний

Применение знаний Теперь переходим к главной теме работы со знаниями – применению знаний. Как мы уже говорили раньше: знать что-то – значит уметь управлять этим.Как же переводить знания в работающий алгоритм? Для этого нам опять потребуется концептуальное мышление.

Природа неявных знаний

Природа неявных знаний Различие теоретического и практического аспектов интеллекта отражает в определенной степени аналогичное различие двух типов знаний[139]. Обладателем теоретического интеллекта называют того, кто без проблем впитывает и использует формальные

Пирамида знаний

Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания

Устаревание знаний

Устаревание знаний В 1898 году в Нью-Йорке открылась первая Международная конференция по вопросам городского планирования.Тема конференции: «Лошадиный

Получение новых знаний

Получение новых знаний Стратегия обучения новому свойственна всем формам терапии и даже самому социальному ритуалу терапии. Так как терапия представляет собой уникальное межличностное общение, участвуя в этом процессе, все мы обучаемся новым способам жизни. Даже

Одних знаний недостаточно

Одних знаний недостаточно К сожалению, многие из нас знают на своем опыте, как мало толку в реальной жизни от школьных и даже университетских знаний. Система образования, возможно, дает неплохие знания, но она не учит главному – действовать. А если не умеешь действовать,

7.3. О пользе новых знаний

7.3. О пользе новых знаний Расскажу тебе еще одну историю.Когда ко мне в фермерское хозяйство (Вологодская область, где я лично содержал более 300 кроликов, коз, овец, коров и лошадей) в 2010-м году приезжал настоящий американец, изъяснялись мы с ним на ломанном английском.

Источник

87. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

87. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

Формирование знаний, навыков и умений протекает оптимально, когда строится на общих дидактических принципах с учетом особенностей содержания учебных дисциплин, групп обучаемых, индивидуальности отдельных из них и при использовании необходимых средств.

Общая методика формирования знаний эффективна, если обеспечивает прежде всего глубину усвоения знаний.

По этому показателю различаются:

– «знания-узнавания» – информация, которую обучаемый плохо понимает, но по подсказке что-то помнит;

– «знания-репродукция» – механическое усвоение знаний, зубрежка, сохраняющиеся в памяти, но воспроизводимые механически, при постановке дополнительных вопросов учащемуся обнаруживается, что должного понимания нет;

– «знания-убеждения» – прочувствованное понимание, вера в истинность знаний, их ценность и значимость для себя. Они побуждают к соответствующим действиям и поступкам в жизни и профессиональной деятельности. Без превращений в убеждения «знание-понимание» формально для экзаменов;

– «знания-применение» – понимание, почему, где, когда, в каких условиях, как их применять и что будет, если делать это неточно;

– «знания-творчество» – самостоятельное углубление и обогащение обучающимся знаний, сделанные новые умозаключения, собственные выводы о связях с другими знаниями, месте и способах применения, о которых обучающемуся не говорили, но он догадался сам или вывел из собственного опыта, свободное использование знаний для самостоятельного решения каких-то новых для обучаемого проблем.

Первые два вида знаний – явный «брак» в обучении. Методика ориентируется на их формирование, а в системе высшего образования усвоение доводится до творческого и проверяется с его учетом.

Существует методика для правильного формирования знаний:

– необходимо понимание обучающимся значимости усваиваемых знаний;

– должно быть достигнуто усвоение научного значения каждого нового понятия, термина, вводимого педагогом при изучении предмета, дисциплины, курса;

– для правильного усвоения знаний требуется ясность изложения, образность, убедительность, доказательность, эмоциональность;

– нужна постоянная связь знаний с практикой. Методика будет эффективна, если обеспечивается усвоение отношений знаний, их взаимосвязь.

Данное условие будет достижимо при выполнении следующих условий:

– объявление основных вопросов темы в начале занятия;

– четкое выделение перехода от одного вопроса к другому в ходе изложения («первый вопрос», «переход ко второму вопросу»);

– алгоритмизация содержания отдельных объяснений и рекомендаций («есть три критерия оценки: первый^ второй^ третий^», «решение подобных задач осуществляется в несколько этапов^»);

– подчеркивание связей излагаемого с ранее усвоенным материалом;

– завершение изложения каждого вопроса выводами, обобщениями как основы перехода к последующему вопросу;

– усвоение знаний должно сочетаться с активизацией и развитием мышления обучающегося;

– необходимо превращение важнейших знаний в ценности поведенческой ориентации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. Стратегии формирования новых знаний

5. Стратегии формирования новых знаний В педагогической психологии существует несколько стратегий формирования новых знаний и умений, развития способностей, применяемых в учебном процессе. Это стратегии проблематизации и рефлексии, интериоризации и

88. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

88. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ Формирование навыков – задача практически каждого обучения, хотя и не конечная для многих его видов. Особенно важна она при практическом, профессиональном обучении.Общая методика формирования навыков эффективна, если

89. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ

89. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ Формирование знаний, навыков и умений протекает оптимально, когда строится на общих дидактических принципах с учетом особенностей содержания учебных дисциплин, групп обучаемых, индивидуальности отдельных из них и при

Вопросы для проверки знаний

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте понятие личности.2. Расскажите о «Я-концепция» личности.3. Охарактеризуйте психологическую структуру личности.4. Раскройте понятия потребности и интересы личности.5. Психоаналитическая теория З. Фрейда.6. Индивидуальная психология А.

Вопросы для проверки знаний

Вопросы для проверки знаний 1. Раскройте понятие и средства общения.2. Перечислите виды общения.3. Назовите основные стратегии общения.4. Перечислите структуру общения.5. Выделите средства общения.6. Назовите виды жестов.7. Охарактеризуйте понятие проксемика и

Вопросы для проверки знаний

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте характеристику внимания как психического явления.2. Расскажите о физиологических механизмах ощущения.3. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.4. Дайте характеристику основным видам памяти.5. Дайте характеристику формам

Методика «Направленность на приобретение знаний»

Методика «Направленность на приобретение знаний» Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой.ИнструкцияДается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую

Методика номер четыре: методика «плюс-минус»

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» — Ты мне руку сломала! — В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике — контраст.

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Правильный и успешный перенос действий на новые объекты, условия и задачи во многом зависит от знаний, которые отражают свойства окружающего мира, существенные для практической и познавательной деятельности человечества. Формирование и

ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Психологические исследования вскрыли многие важные черты и механизмы процесса формирования знаний. Обнаружилось, что переработка сведений начинается не после восприятия (наблюдения) предметов или явлений, а уже в ходе

Хранение знаний

Хранение знаний Как же правильно хранить знания? Самое важное: знания нельзя хранить в голове. Часто люди задаются вопросом: «Как улучшить память?» Это неправильный вопрос. Память у вас идеальна. Она запоминает все, чем вы постоянно пользуетесь. И делает это

Обработка знаний

Обработка знаний Если просто собирать обрывки информации, очень скоро все это превратится в информационную свалку, в которой ничего не найдешь. Мне встречались люди, которые вырезали интересные статьи из газет и журналов. Делали это годами. Все полки у них были

Применение знаний

Применение знаний Теперь переходим к главной теме работы со знаниями – применению знаний. Как мы уже говорили раньше: знать что-то – значит уметь управлять этим.Как же переводить знания в работающий алгоритм? Для этого нам опять потребуется концептуальное мышление.

Пирамида знаний

Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания

Устаревание знаний

Устаревание знаний В 1898 году в Нью-Йорке открылась первая Международная конференция по вопросам городского планирования.Тема конференции: «Лошадиный

7.3. О пользе новых знаний

7.3. О пользе новых знаний Расскажу тебе еще одну историю.Когда ко мне в фермерское хозяйство (Вологодская область, где я лично содержал более 300 кроликов, коз, овец, коров и лошадей) в 2010-м году приезжал настоящий американец, изъяснялись мы с ним на ломанном английском.

Источник

1.1 Понятие «формирование знаний» в педагогике и психологии

Успешность обучения в старших классах во многом обеспечивается тем, какие знания приобрел, как развивался ребенок в первые школьные годы, какие элементы мировоззренческого характера он усвоил.

Рассмотрим, что такое знание? Существует несколько определений данного понятия.

И.А. Каиров характеризует «знание» учащихся как «… результат педагогически направленного усвоения фактов, понятий, законов науки, в которых отражены закономерности развития природы и общества». (49, 71)

Психологически в основе знаний лежат процессы мышления и памяти. Истинные знания являются «результатом активного самостоятельного мышления». (46, 38)

Таким образом, мы установили, что многие ученые рассматривали сущность понятия «знание», в своем исследовании мы будем опираться на определение, данное педагогами Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспировым, т.к. данное определение, на наш взгляд, отражает понятие «знание» как конечный результат обучения.

Опираясь на исследования М.Н. Скаткина, В.В. Краевского можно выделить основные функции знаний. Первая функция состоит в том, что они служат основой представлений о действительности. Задачей школы является формирование у учащихся целостной картины мира на уровне современной науки.

Наконец, знания служат базой формирования отношения к объектам действительности. Это их третья функция. (27, 31)

Каждая из перечисленных функций знаний, по мнению М.Н. Скаткина и В.В. Краевского, требует овладения рядом качеств и видов знаний. Рассмотрим виды знаний, выделяемые данными авторами:

— основные термины и понятия, без которых нельзя понять ни одного текста, ни одного высказывания;

— факты повседневной действительности и научные факты, без знания которых нельзя понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать идеи;

— основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

— теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

— знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знаний, т.е. методологические знания;

— оценочные знания, знания о нормах отношения к различным явлениям в жизни. (27,42)

Ю.Л. Неймер считает, что знания могут быть эмпирическими, недостаточно обобщенными и теоретическими, отражающими закономерные связи и отношения, существующие в действительности. Также автор подразделяет знания на научные и житейские, осмысленные и формально усвоенные.

Я.А.Пономарев выделяет три типа знаний:

Знания, получаемые детьми в процессе обучения, должны быть полноценными. М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.А. Каиров и другие в своих работах выделяют следующие качества полноценных знаний:

полнота; глубина; широта; оперативность; гибкость; конкретность и обобщенность; свернутость (развернутость); систематичность; осознанность; прочность. (27, 69)

В педагогической литературе наиболее часто указываются такие качества знаний, как полнота, глубина, оперативность, системность, осознанность.

В своем исследовании мы будем опираться на три основных качества полноценных знаний, что в последующем и будем проверять в ходе практической деятельности: полнота, осознанность, прочность. Дадим понятие выбранным нами качествам полноценных знаний.

Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путем получения знаний, умения их доказывать. Мы поддерживаем мнение М.Н. Скаткина и В.В. Краевского относительно того, что первой и наиболее очевидной формой выражения осознанности знаний является умение ученика излагать знания своими словами.

Знания в курсе «Окружающий мир» формируются у учащихся на различном уровне обобщенности (М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, И.К. Блинова, Н.А. Погорелова, Л.И. Бурова и др.)

По мнению Л.И. Буровой, можно выделить несколько таких уровней знаний:

1) сведения, факты о явлениях и объектах реальной действительности. Сюда относятся конкретные знания отдельных сторон, явлений, количественных оценок природных явлений и т.д. Данный уровень предполагает, что дети могут констатировать какой-либо факт природы, знают его название, отдельные сведения о нем;

2) представления и их взаимосвязи, существующие в окружающем мире. В эту группу знаний относятся представления, определяемые в науке как чувственно-наглядные образы предметов и явлений, сохраняемые в сознании, без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств;

3) понятия и их взаимосвязи, система понятий. В сравнении с представлениями понятия дают более обобщенный уровень знаний, который позволяет младшим школьникам начать осмысление некоторых закономерностей природы. По мнению таких ученых-педагогов, как Б.М. Кедров, Х.В. Рубинштейн, А.В. Усова и др., основными характеристиками понятия являются: содержание, объём, связи и отношения понятия с другими понятиями;

4) некоторые закономерности природы и их взаимосвязи. Усвоение младшими школьниками закономерностей природы идет на доступном их возрасту уровне;

5) целостная картина мира, рассматриваемая в науке как система знаний, «записанных» в сознании учащихся в виде определенного образа, отражающего соотношение оригинала и модели.

Все уровни знаний об окружающем мире тесно взаимосвязаны друг с другом. Бывает довольно сложно провести границу между формируемыми представлениями, понятиями и закономерностями.(8,16)

Проблему формирования знаний в педагогике рассматривали такие ученые, как К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, А.В. Усова, Л.И. Бурова и др.

Процесс формирования знаний осуществляется в определённой последовательности. И.А. Сорокин выделяет следующие этапы, по которым осуществляется движение учащихся от незнания к знанию:

1) постановка вопроса перед учащимися и осознания ими познавательных задач, создание необходимой обстановки и стимулов к учению;

2) восприятие учащимися нового материала в различных формах и из различных источников;

3) осмысление воспринятого материала, образование обобщений, формирование научных понятий, усвоение законов;

4) закрепление и совершенствование приобретенных учащимися знаний;

5) применение знаний;

«Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных в значительной мере обобщенных связей и отношений между предметами, явлениями, процессами, выделение их состава, назначения, причин и источников функционирования». (68,114)

Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимание его социального, в том числе практического значения и личной значимости.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений.

Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных и практических работ и исследовательских заданий, работа на пришкольном участке.

Границы указанных этапов процесса формирования знаний являются условными, все они находятся во взаимосвязи. (68,114)

Раскроем психологические особенности процесса овладения знаниями.

Проблемой усвоения знаний занимались Д.Н. Богоявленский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Я. Лернер, Н.Г. Казанский и др.

Для того, чтобы знания приобрели для учащихся жизненный смысл, стали их точкой зрения, убеждением, необходимо включать в учебный процесс деятельность, направленную на применение знаний.

По мнению И.Я. Лернера, при любой организации процесса обучения младший школьник проходит три этапа по усвоению знаний.

Первый этап состоит в осознании воспринятого, усвоении, запоминании и последующем восприятии учебного материала.

Второй этап представляет собой усвоение способов применения знаний на практике. На этом этапе ребенок умеет пользоваться знаниями в сходной обстановке, по образцам, по шаблонам.

Третий этап усвоения состоит в готовности обучающегося применять знания в оригинальной, нестандартной обстановке, творчески подходить к решению задач, давать самостоятельную оценку явлениям, фактам, событиям.

Каждый новый этап видоизменяет усвоенное знание, делая его более прочным, более богатым оттенками и оперативным. (53, 13)

В нашем исследовании мы будем опираться на классификацию этапов усвоения знаний, предложенную И.Я. Лернером.

В педагогике известны два пути формирования знаний: индуктивный и дедуктивный пути. Их сущность можно выразить следующей схемой:

В школьной практике при изучении определенного объекта природы встречается и дедуктивный и индуктивный пути формирования понятий, отражающих данный объект. По мнению Л.И. Буровой, можно выделить отдельные этапы формирования понятия в сознании ребенка в процессе изучения природы. Это:

1. Непосредственное наблюдение и изучение природы с помощью учебных моделей, уточнение имеющихся представлений у детей.

2. Сравнение всех признаков объектов и явлений, нахождение общего и различного.

3. Выделение существенных признаков объектов и явлений природы.

4. Определение понятия в процессе специальных заданий, упражнений и переноса его в другие условия усвоения.

6. Закрепление связи изучаемого понятия с ранее сформированными понятиями и понятийными системами.

Данные этапы идут в различной последовательности при индуктивном (1-4-й этапы) и дедуктивном (4-1-й этапы) путях формирования понятия. Однако как при дедуктивном, так и при индуктивном путях существуют общие этапы (5-6-й этапы).(8,143)

Резюмируя сказанное, отметим:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *