что такое формирование общества

Что такое развитие человека и общества

«Согласно весьма распространенной точке зрения, человек в ходе истории не меняется, «каким он был, таким и остался», люди прошлого были подвержены тем же страстям, так же «любили и страдали», как и мы.

По иному подходит к этой проблеме исторический материализм.

Но что следует понимать под индивидуальным развитием.

Схематизируя сложный процесс эволюции сознания, психология выделяет несколько его последовательно сменяющихся исторических типов:

мифологическое (магическое) сознание древности,

религиозное сознание Средневековья,

рациональное сознание современности.»

Но, человек развивается не сам по себе, не индивидуально, а он развивается в обществе в результате общения родителей с ребёнком, учителя с учениками, преподавателя со студентами, начальника с подчиненными. Результатом общения есть передача знаний и опыта, которые по мере развития расширяются и накапливаются.

Как, какими параметрами мы можем описать и доказать факт развития(деградации) человека и общества(человека в обществе).

Развитие, это постоянное повышение качества жизни человека, основанное на росте производительности общественного труда.
Повышение качества жизни человека обеспечивает возможность роста численности населения и повышения средней продолжительности жизни каждого человека.
Это процессы, которые поддаются статистическому описанию, т.е. они могут быть представлены в цифрах и графиках.

Развитие человека обеспечивает и развитие(застой или деградацию) общества. Надо понять, что такое развитие общества. Это понятие связано с пониманием развития человека. Человек без общества не может существовать, а не только развиваться. Но развивается он для того, чтобы избавиться от влияния на его развитие общества. Странно звучит!?… но это так. Развитие человека обеспечивает и развитие(застой или деградацию) общества, которое выражается в смене форм общества при рабской демократии и в смене общественно-экономических формаций.(ОЭФ) при либеральной демократии

Смена форм общества и смена ОЭФ есть результат накопления человеком и обществом определённого объёма знаний и опыта, которые требуют изменений в улучшении качества и объемов передачи, накопления и хранения этих знаний и опыта.

Этапу либеральной демократии соответствуют известные нам ОЭФ:
1.феодализм,
2.капитализм,
3.социализм.
4.коммунизм

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

На стадии формирования человеческого общества возникший способ производства материальных благ фор­мируется и преобразует унаследованную природную ос­нову. Конечно, уже его первоначальное возникновение было одновременно и определенным преобразованием природной основы. На предыдущей стадии возникли ос­новные компоненты труда, производительных сил, воз­никли производственные отношения. В чем же тогда состояла специфика формирования способа производст­ва материальных благ и преобразования унаследован­ной природной основы па этапе формирования?

К стадии формирования относятся рабовладельчес­кое, феодальное и капиталистическое общества.

Если на стадии первоначального возникновения пре­обладали природные связи, природные условия, а спо­соб производства, социальные источники развития воз­никали в качестве ведущего, но не господствующего фактора развития, то на стадии формирования происхо­дит постепенное превращение этого ведущего фактора в господствующий. Однако на протяжении всей стадии формирования унаследованная от досоциального разви­тия природная основа еще не полностью преобразуется социальным развитием. Чем ближе к началу стадии, тем меньше преобразована социальным развитием унас­ледованная основа. И наоборот, чем ближе к концу ста­дии, тем в большей степени природная основа в сня­том, преобразованном виде включается в социальное развитие в качестве его момента.

Уже с самого начала стадии формирования действие способа производства в качестве ведущего фактора раз­вития общества перестало, в общем и целом (т. е. с точ­ки зрения истории всего человечества), зависеть от слу­чайных обстоятельств и стало по преимуществу необхо­димым.

Если иметь в виду орудия груда, производства, то для стадии формирования производительных сил харак­терны, употребляя терминологию К. Маркса и Ф. Эн­гельса, «естественно возникшие орудия производства». «. Здесь, — пишут они, — выступает различие между естественно возникшими орудиями производства и ору­диями производства, созданными цивилизацией. Пашню (воду и т. д.) можно рассматривать как естественно возникшее орудие производства. В первом случае, при естественно возникших орудиях производства, индивиды подчиняются природе, во втором же случае они подчи­няются продукту труда» [1, т. 3, с. 65].

Кроме того, к стадии формирования производитель­ных сил относится также и тот этап развития «орудий, созданных цивилизацией», т. е. произведенных орудий, когда они начинают завоевывать господство в производ­стве, даже играют роль господствующих, но когда их господство (господство автоматической системы) еще не безраздельно, т. е. когда этап развития этих орудий еще не достиг полной зрелости.

Формирование производительных сил начинается пос­ле того, как впервые возникли их компоненты, и оно заключается по своей сути в формировании обществен­ного характера труда. На стадии первоначального воз­никновения общества общественный характер труда только возникает, причем — при господстве добычи — он существует в основном в конкретном тождестве с биологическими связями людей, с природным отношени­ем к природе.

Переход к господству производства (к раннему ско­товодству и раннему земледелию) в недрах стадии пер­воначального возникновения общества вел к образова­нию несоответствия производительных сил отношениям, существовавшим тогда между людьми, и в конечном счете в перспективе к выходу за рамки этой стадии.

Стадии формирования производительных сил соот­ветствует общественное разделение труда. Обществен­ный характер труда существует здесь через свое разде­ление, расчленение, через свое, можно сказать, отрицание. Собственно общественный характер труда, обществен­ный характер труда в позитивном отношении, хотя и возникает на последнем этапе (субстадии) формирова­ния человеческого общества, но не соответствует произ­водственным отношениям этой субстадии.

На стадии формирования производительных сил об­щества в качестве общественных уже имеется отличие. специфически общественного отношения людей к при­роде от их природного отношения к природе, и это отличие развивается. Специфически общественное отноше­ние к природе все более обособляется от природного отношения к природе и все более преобразует послед­нее. Вместе с тем в рамках связи специфически общест­венного и природного отношения к природе развивают­ся предпосылки их единства, причем уже на основе до­минирования специфически общественного (а не при­родного) отношения к природе. Формирование общест­венного характера труда начинает завершаться тогда, когда в производстве в масштабах всего человечества начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производст­ва. Полностью же формирование общественного харак­тера производства заканчивается тогда, когда произве­денные орудия производства приходят к безраздельному господству и когда весь процесс производства человече­ства становится внутренне расчлененным.

На стадии формирования производительных сил про­исходит переход от преобладающего использования най­денных в природе готовыми предметов труда к преоб­ладающему использованию искусственных предметов труда, предметов труда с заранее заданными свойст­вами.

Человечество на стадии формирования производи­тельных сил начинает переходить к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на всю окружающую земную природную среду. Наконец, на этой стадии формируется человек в качестве компонен­та специфически общественного производительного от­ношения к природе.

Все перечисленные выше превращения означают про­никновение в сущность природных процессов, следова­тельно, предполагают начавшийся переход от обыден­ного эмпирического уровня развития знаний к домини­рованию теоретического. Формирование человека в ка­честве производительной силы есть не только овладение им «орудиями, созданными цивилизацией», но и пре­вращение его в индивида, вооруженного теорией, спо­собного к всесторонней деятельности, необходимость ко­торой формируется с переходом к господству произве­денных орудий труда (расчлененность деятельности че­ловека на этой стадии определяется главным образом общественным разделением труда).

Формирование общества, если иметь в виду развитие производственных отношений, совершается в конечном счете под определяющим влиянием формирующихся про­изводительных сил. Но вместе с тем формирование про­изводственных отношений есть относительно самостоя­тельный процесс. Производительные силы есть и нечто внешнее по отношению к производственным отношениям, но одновременно производительные силы и производст­венные отношения образуют внутреннее единство, обще­ственный способ производства. Их внутреннее единство и «борьба» и образуют внутренний источник самораз­вития общества. Общественный способ производства, внутренний источник саморазвития общества, не явля­ется чем-то неизменным, он также проходит стадию формирования.

Наличие произведенных орудий производства обус­ловливает собственно производственные отношения. На­личие «естественно возникших орудий производства», порабощенность человека действием природных сил обусловливают сохранение той или иной формы природ­ной связи, природной общности людей. Будем впредь называть их «естественно возникшими общностями», «естественно возникшими связями».

Развитие производственных отношений на этапе фор­мирования общества происходит противоречиво как в том отношении, что формируется противоречие между производительными силами и производственными отно­шениями, которое в конце концов приведет к устране­нию той и другой стороны этого противоречия, так и в том отношении, что производственные отношения посте­пенно отчленяются от природных связей людей, подчиняют их себе и снимают их, собственно производствен­ные отношения по сравнению с «естественно возникши­ми связями» людей постепенно превращаются в безраз­дельно господствующие.

Общественное разделение труда и борьба людей за удовлетворение биологических потребностей обусловли­вают существование классов и борьбу между ними. Сле­довательно, стадия формирования общества есть стадия его антагонистического классового развития. Эта стадия в свою очередь сама разделяется на несколько субста­дий, о которых пойдет речь позже.

Производственные отношения относительно самостоя­тельны. Их относительная самостоятельность сказыва­ется в определенном несовпадении стадии (а также субстадий) формирования производительных сил и стадии (а также субстадий) формирования производственных отношений. Сначала возникает новая стадия (субста­дия) производительных сил, которая начинает не соот­ветствовать прежней стадии (субстадии) производствен­ных отношений и при своем дальнейшем развитии всту­пает в противоречие со старой стадией (субстадией) про­изводственных отношений, противоречие разрешается переходом либо к новой стадии (субстадии) производ­ственных отношений, либо, по достижении зрелости, к созданию предпосылок для существенного изменения са­мой диалектики производительных сил и производствен­ных отношений (в частности, путем вытеснения человека из сферы непосредственного производства).

Так, мы уже видели, что производящее хозяйство проходит свой ранний этап уже на стадии первоначаль­ного возникновения общества, и при дальнейшем разви­тии скотоводства и земледелия развивается противоре­чие между ними и первобытнообщинным устройством общества, разрешение этого противоречия означает пе­реход к стадии формирования.

Аналогичный процесс происходит с производственны­ми отношениями и производительными силами, прису­щими всей стадии формирования общества. Производи­тельные силы, соответствующие стадии формирования общества, начинают развиваться уже в недрах его пер­воначального возникновения, а производительные силы, соответствующие стадии зрелости общества, начинают развиваться на стадии формирования общества.

Формирование общества по отношению в первую очередь к стадии его первоначального возникновения представляет собой отрицание предшествующего разви­тия общества.

Здесь необходимо сказать об отношении предлагае­мой нами периодизации к основным существующим пе­риодизациям.

При формационном членении общества прямо не фиксируется развитие общества, а только констатирует­ся одна историческая форма наряду с другой, формации представляются как внешние друг другу.

Существует более общее членение общества: доклас­совое, классовое, бесклассовое. Исходным в определе­нии тут служит одна стадия общества — классовая, а остальные характеризуются только отрицательно по отношению к ней. Здесь тоже не фиксируется положитель­но развитие общества. Кроме того, это деление истории берет хотя и чрезвычайно важную, но лишь одну из сторон развития. Наконец, в членении истории на об­щинную, частную и общественную собственность выде­ляется существенная сторона процесса развития и при­том положительно, однако процесс рассматривается односторонне. В нашей же периодизации прямо указывает­ся на то, что речь идет о стадиях развития общества и периодизация дается с точки зрения всего развития человечества в целом, т. е. речь идет о периодизации ис­тории человечества по внутреннему для процесса раз­вития основанию.

Если для сторонников пятичленного деления истории характерно — далеко не всегда явное и осознанное — стремление исходить только из основной задачи совре­менной эпохи, то для их оппонентов характерно стрем­ление исходить из специфики докапиталистических об­ществ и, мы бы сказали, из — пусть неявного и неосоз­нанного — стремления установить только сходство ком­мунистического общества (в том числе его первой, со­циалистической фазы) с первобытнообщинным строем и теми или иными формами его разложения, с его пере­житками. Допуская еще более смелое утверждение, до­водя их взгляды до логического завершения, которое может и не осознаваться оппонентами «пятичленки», можно сказать, что самым глубоким гносеологическим корнем этих воззрений служит преувеличение, а в край­нем случае — абсолютизация сходства коммунизма с первобытнообщинным строем как с «первобытным ком­мунизмом», с пережитками этого строя.

Именно при таком преувеличении и при такой абсо­лютизации становятся вполне логичными преувеличение и, в крайнем случае, абсолютизация форм общинного устройства.

На наш взгляд, основная задача современной эпо­хи — борьба с капитализмом, отрицание капитализма, свершение социалистической революции — в конечном итоге подчинена задаче построения коммунистического общества. И не только в плане практически-политичес­ком, но и в плане методологии исторического исследо­вания она уже ныне должна рассматриваться в перспек­тиве решения задачи построения коммунистического об­щества.

В свете же задачи построения коммунистического общества на первый план выступает не противопостав­ление коммунизма только капитализму, а отличие и связь коммунизма со всей предшествующей историей человечества как предысторией человеческого общества. При этом внимание фиксируется на витке спирали: пер­вобытнообщинный строй — доклассовое общество; пер­воначальное возникновение общества — антагонистиче­ские, классовые общества; формирование общества, ком­мунизм — бесклассовое общество, зрелое человеческое общество. Следовательно, формационное членение исто­рии оказывается необходимым, но подчиненным момен­том более общего членения истории.

Это членение мы назвали бы членением по типам ис­торического процесса.

Типы исторического процесса есть отрезки спирале­видного движения. Коммунизм представляет собой лишь как бы возвращение к первобытнообщинному строю, возвращение на новой основе и в преобразованном виде.

Между тем оппоненты сторонников пятичленного де­ления истории человечества — пусть неявно и неосоз­нанно — исходят из представления об истории как о круге, а это представление при последовательном его проведении означает полное отождествление первобыт­нообщинного строя, общинного устройства с коммуниз­мом.

Формирование общества как отрезок витка спирали истории человечества есть процесс преодоления, отрица­ния первобытнообщинного строя. Но отрицание чего-либо существует только до тех пор, пока в той или иной степени, в том или ином отношении сохраняется то, что отрицается. На протяжении всей стадии форми­рования имеет место не только отрицание первобытно­общинного строя, но и в той или иной мере, в том или ином отношении и виде сохранение остатков, пережит­ков первобытнообщинного строя. Кроме того, отрица­ние первобытнообщинного строя строем частной собст­венности есть не одно только отрицание, а и утвержде­ние, т. е. создание в рамках отрицания предпосылок для его снятия, для установления уже не родообщинной и не частной, а общественной собственности, предпосы­лок коммунизма.

Делить историю докапиталистических обществ по формам общинного устройства — значит выдвигать на первый план то, что исчезает. Делить историю антаго­нистических обществ на основании форм частной собст­венности — значит выдвигать на первый план то, что отрицает первобытнообщинный строй, общинное устрой­ство.

Если же исходить из того, что коммунизм есть ис­тория человечества, единая со всей предшествующей историей и отличная от нее как от предыстории, если исходить из задачи построения коммунизма как из глав­ной задачи, то надо расчленить стадию формирования общества на такие этапы, в различии которых учитыва­лись бы обе стороны: и сохранение тех или иных форм отношений и т. д. первобытнообщинного устройства, и отрицание первобытнообщинного строя строем частной

Соответственно самой природе процесса формирова­ния этапы формирования чего-либо прежде всего и главным образом определяются тем, что формируется. То, что формируется, определяет и то, что не исчезает, а сохраняется от предшествующего развития. Поэтому с возникновением частной собственности (как особой совокупности производственных отношений), с ее дей­ствием в качестве ведущего фактора развития членение истории должно осуществляться главным образом по ис­торическим формам частной собственности, в какой бы мере ни сохранялись при этом пережитки первобытно­общинного устройства.

По самой сути процесса формирования то, что фор­мируется, лишь к концу процесса завершает преодоле­ние унаследованной основы, в течение всего процесса формирования то, что формируется, существует не на своей, а на чуждой унаследованной основе. То же са­мое верно и относительно исторических форм частной собственности: они существуют на чуждой основе, на основе, унаследованной от первобытнообщинного строя, и лишь в конце стадии формирования завершается пре­одоление основы, унаследованной от первобытнообщин­ного строя, и завершается образование основы, соответ­ствующей частнособственническим отношениям. Полное преобладание частнособственнических отношений насту­пает лишь на этапе завершения формирования, т. е. при капитализме.

Всякий процесс формирования, по нашему мнению, разделяется на три стадии, или периода: 1) начальный период формирования, преобразования унаследованной основы; 2) возникновение адекватной, новой основы; 3) завершение образования адекватной, новой основы. Таков, например, процесс формирования капитализма: 1) мануфактурный период (период домашинного капи­талистического производства); 2) переход к крупной промышленности, к машинному производству (в период этого перехода сами машины еще создавались ману­фактурным, ремесленным способом); 3) завершение пе­рехода, период собственно крупной промышленности (в этот период преобладает уже производство машин ма­шинами).

В процессе формирования человеческого общества также, на наш взгляд, следует выделить три периода.

Поэтому в рабовладельческих обществах рабский труд количественно может преобладать над трудом об­щинным лишь в совершенно исключительных случаях.

2. Период перехода к основе, адекватной частной собственности, это — феодализм. Именно для феодаль­ной общественно-экономической формации характерно преобладание частной собственности, но преобладает частная собственность на землю, т. е. на естественно возникшее средство производства. Следовательно, част­ная собственность продолжает существовать не на адекватной основе.

В чем же состоит переход к основе, адекватной ча­стной собственности? Железные орудия возникают и на­чинают распространяться еще до феодализма. Но зем­леделию, опирающемуся на широкое применение желез­ных орудий и притом как главному виду производства, соответствуют именно феодальные производственные от­ношения.

В рабовладельческой общественно-экономической формации земледелие осуществлялось преимуществен­но на мягких землях и вполне могло происходить глав­ным образом при помощи каменных орудий. Но если камень — по своей природе такой материал, который возможно довольно широко применять (в качестве средств труда) без предварительной обработки, то же­лезо — по своей природе такой материал, который при его более или менее широком применении в качестве средств труда с необходимостью предполагает предва­рительную обработку.

Широкому применению камня в качестве средства воздействия соответствует расчленение на производство средств добычи, и применение средств добычи, т. е. до­быча предметов потребления при помощи произведен­ных средств добычи. Расчленение же на производство средств производства и производство предметов потреб­ления, возникающее вначале при употреблении в дело камня, становится на адекватную себе основу только с использованием железа (использование меди и брон­зы может быть лишь переходным этапом между ис­пользованием камня и железа). Только с распростране­нием использования железа в качестве материала для средств труда расчленение на производство средств про­изводства и производство предметов потребления ста­новится внутренне необходимым.

Широкое использование, а следовательно, и произ­водство железных орудий — сначала главным образом в земледелии — есть переход к основе, адекватной ча­стной собственности.

3. Период завершения образования основы, адекват­ной частной собственности, — капитализм. Адекватная основа частной собственности, по нашему мнению, не естественно возникшие, а произведенные средства воз­действия. Феодальные общественные (в том числе про­изводственные) отношения соответствуют ставшему внутренне необходимым разделению на производство средств производства и производство предметов потреб­ления, но такому разделению, в котором главная роль принадлежит применению средств труда к земле (есте­ственно возникшему образованию). Капиталистические общественные отношения соответствуют такому внутренне необходимому расчленению на производство средств производства и производство предметов потреб­ления, когда главную роль играет производство средств производства (а не производство предметов потребле­ния), применение произведенных средств труда к уже прошедшему процесс (или процессы) производства пред­мету труда. При капитализме впервые доминирует ча­стная собственность на произведенные средства произ­водства. Главенствующим видом производства впервые становится промышленность, а не земледелие.

Промышленность как определяющий вид производ­ства в масштабах всего человеческого общества есть обязательно промышленность в крупных масштабах, крупная промышленность. До образования такой про­мышленности ремесло может определять весь общест­венный строй лишь в пределах того или иного отдель­ного сообщества, находящегося в исключительных ус­ловиях.

1 Заметим сразу, что выделение стадия формирования с точки зрения производительных сил и выделение ее с точки зрения про­изводственных отношений не совладают друг с другом.

2 Здесь и ниже мы все время подразумеваем, что определенный уровень и характер средств производства «требуют» и соответству­ющего производителя.

Источник

Развитие общества

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Что движет развитием общества?

В окружающем нас мире очень мало неизменных вещей. Изменяется климат, растительный и животный мир. Изменяются очертания материков. Меняются люди и внешне, и внутренне.

Человеческое общество также изменяется со временем, развивается.

Движение во времени называют историей. Историей также называют науку, которая исследует это развитие. Одна из основных ее проблем заключается в том, чтобы понять: движется история сама или ее движут люди?

И то, и другое утверждение как будто справедливы.

С одной стороны, человек определяет для себя цели и действует для их достижения. Если бы люди не строили, не торговали, не воевали, не открывали новые земли и законы природы, то все это не произошло бы само по себе.

С другой стороны, один человек и даже организованная группа людей не могут направлять общественные события исключительно по своей воле. Можно начать войну или реформу, но это не значит, что все пойдет так, как задумали инициаторы. Общество идет своим путем, не зависящим от наших желаний.

Так чем же определяется ход событий?

На этот счет учеными выдвинуто немало теорий.

Одни считают, что история общества, как и жизнь каждого отдельного человека, развивается по предначертанному плану (божественному или логическому).

В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.

Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить,

Можешь пить свою желчь до скончания жизни:

Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.

Так писал в одном из своих рубаи классик средневековой восточной поэзии Омар Хайям.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Другие ученые думают, что характер общества и его развитие определяется материальными факторами. Например, географическое положение и климат страны подталкивают ее население к той или иной деятельности, определяют особенности социальной организации общества и устройства государства.

Третьи выдвигают идею о том, что закономерности истории — это равнодействующая всех усилий ее участников. Все интересы и стремления как бы «варятся» в одном котле, и в результате получается событие. Кода его предпосылки созрели, всегда найдутся заинтересованные люди и подтолкнут процесс.

В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор предоставлен действующим лицам, без их участия не совершится даже очень вероятное событие.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Типология общества

Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?

Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?

Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.

Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.

Первая ступень — традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями — сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Переход на следующую ступень развития — индустриальное общество — был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

На третью ступень развития — постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.

Эволюция и революция

Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.

Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.

Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.

С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.

Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.

В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.

Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.

Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы — частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.

Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.

Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества — неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) — продолжалась около 3 тысяч лет.

Какой способ развития — реформы или революция — предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.

Прогресс и регресс

И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.

Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.

Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.

Подведем итог урока.

Общество постоянно изменяется, развивается.

Нет единого мнения по поводу того, какие факторы определяют ход истории.

Наибольшее распространение среди социологов получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Общество может развиваться эволюционно и революционно, прогрессивно и регрессивно.

Может быть, вам показалось, что сегодняшняя тема далека от ваших насущных проблем, чисто теоретическая?

Но «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал известный политический деятель России, лидер Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин.

что такое формирование общества. Смотреть фото что такое формирование общества. Смотреть картинку что такое формирование общества. Картинка про что такое формирование общества. Фото что такое формирование общества

Каждая ступень развития общества предлагает свои условия для развития человека, их надо учитывать, определяя цели своей жизни и средства ее достижения, планируя свою профессиональную карьеру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *