что такое формат магазина
Выбор формата магазина: рекомендации эксперта
Задумались об открытии магазина с нуля или собираетесь переоборудовать существующий?
Всегда есть ряд вопросов, с ответа на которые следует начать.
Выбор формата торговли – один из ключевых.
В современной практике нет точного определения, что такое формат магазина и существует множество классификаций, выделяющих от 3-х до более 30-ти форматов розничной торговли. ГОСТ предприятий торговли регламентирует 20 различных форматов.
Крупные федеральные сети зачастую выстраивают собственную линейку форматов, или используют зарубежный опыт.
К примеру, Spar выделяет 4 формата собственных магазинов:
Какой же из этих вариантов подойдёт лично вам?
Если вы не планируете открывать франшизу или скопировать какой-то раскрученный магазин – то никакой. Волшебных палочек и универсальных решений для небольших магазинов – не существует. Придумайте собственный формат, концепцию – что-то, что позволит вашим покупателям возвращаться к вам снова и снова. Выберете, что будет вашим основным конкурентным преимуществом. Это может быть товар, услуга, особая атмосфера или что-то, что придумаете лично вы. Помните, что формат торговли – это лишь способ, оболочка, позволяющая вам эффективнее продавать ваш товар. Поэтому, переходите к особенностям формата – только после того, как определитесь с товаром, который будете продавать.
Рассмотрим несколько ключевых вопросов, которые помогут принять вам решение.
1. Прилавок или самообслуживание?
В первую очередь ответьте на вопрос – необходим ли вам посредник между покупателем и товаром в виде продавца?
Если ваш товар продает себя сам – смело ставьте его в самообслуживание, если вам необходима экспертиза продавца, дополнительные сервисы – выбирайте прилавок.
Разберем пример кондитерских изделий
Традиционно выделяют мучные кондитерские изделия, фруктовые изделия (зефиры, мармелады) и шоколадные изделия. Также, в смежную категорию «Пекарня» попадает вся сладкая выпечка, торты и пирожные. В классическом понимании, первые три группы могут продавать себя сами – в заводской упаковке или фасованные (реже на развес) – конфеты и печенья несут в себе всю необходимую информацию для принятия решения, к тому же сильна роль потребительских предпочтений и доля импульсных продаж – мотив «вдруг захотелось сладенького» никто ведь не отменял.
Однако бывают и исключения.
Реальный кейс
Так, год назад – обсуждая с кондитерской фабрикой Акконд (крупнейший производитель кондитерских изделий в Поволжье) стратегию развития их розничных магазинов, я столкнулась с такой ситуацией – подчиняясь логике современной торговли и мерчандайзинга, компания переделала несколько магазинов из прилавочного формата в самообслуживание – и существенно потеряла в продажах конфет.
Почему это произошло?
Покупая конфеты одного производителя, потребитель привык к дополнительному сервису – в лице продавца, который оперативно давал информацию по срокам «что только-только завезли», по «акциям», советовал новинки, предупреждал об изменениях в ассортименте («возьмите эти, их до нового года точно не будет») и рекомендовал те или иные аналоги «другим брендам». Встретившись с самообслуживанием, покупатель стал выбирать узкий и известный ему заранее ассортимент. Фабрика потеряла в продажах всех дополнительных не рекламируемых линеек.
О чем это говорит?
Широкий выбор в одной категории, частая ротация ассортимента, большое число неизвестных брендов – при прочих равных смущает потребителя, заставляя его выбирать в пользу знакомых, проверенных марок. То есть, если вы положите на полку известные конфеты с семьей медведей на этикетке, а рядом аналогичные вафельные конфеты ручной работы в прозрачной упаковке – с большей вероятностью вы будете продавать первые и не будете продавать вторые, вне зависимости от цены и качества вторых.
С продажей тортов все обстоит примерно также. Скорее всего, вы будете сотрудничать с одной или двумя фабриками – кондитерскими, которые будут поставлять вам изделия. Классический ассортимент тортов не очень широкий и, как правило, потребительские предпочтения в данной категории сформированы. Поэтому, если вы хотите предлагать вашему покупателю традиционную «Прагу», «Птичку» и «Наполеон» – смело отправляйте категорию в самообслуживание. Если же вы собираетесь резать на куски, сотрудничать с частной кондитерской и предложите эксклюзивный ассортимент – обязательно используйте витрину, подумайте о выкладке, доп. услугах (выпечке на заказ, праздничном индивидуальном оформлении, кофе с собой).
Таким образом, вам необходимо определить, какие отделы (товары) вы планируете продавать в самообслуживании, а какие – за прилавком или витриной. Вероятно, в зону витрин у вас попадут отделы вашей основной специализации, на которые вы будете делать ключевую ставку.
Еще один вопрос, перед открытием магазина связан с характером покупок и скоростью обслуживания.
2. Магазин «на трафике» или магазин «у дома».
В чем ключевая разница?
Магазин «у дома»
Если ваш магазин расположен в жилом массиве, стоит ожидать, что к вам будет ходить постоянный круг покупателей. Ваша задача расположить категории товара, чтобы они легко могли найти все необходимое, не создавая очередей и столпотворений. Как правило, ваши покупатели готовы провести в магазине какое-то время, выбрать необходимый ассортимент. Мотив их покупки – свежие продукты с короткими сроками хранения или докупка товаров первой необходимости. Экспериментируйте, но всегда уделяйте должное внимание сервису и качеству обслуживания. Стремитесь к отсутствию очередей и пустых полок.
Магазин «на трафике»
Если у вас магазин «на трафике» – то есть, расположен в офисном квартале или выходит на оживленную улицу или магистраль.
Минимизируйте время потребителя на принятие решения на покупку, предложите экстра сервис – и вы добьетесь дополнительной лояльности.
Энциклопедия маркетинга
Каталог консалтинговых компаний
Библиотека маркетолога
Определение формата магазина. Как избежать ошибок
Илюха Сергей Александрович бизнес консультант, генеральный директор консалтингового агентства «Лига Коммерсантов»
Статья впервые опубликована в журнале «Управление магазином» 2014 г. № 4
Просматривая многочисленные сайты, посвященные розничной торговле, я столкнулся с невероятным множеством трактовки понятия «формат розничного магазина» и с еще большим количеством вариантов деления на форматы.
Единого определения формата магазина я не смог найти. По общему мнению, формат магазина – сложное понятие, которое в зависимости от совокупности большого количества факторов определяет стандарты и технологию работы торговой точки. В простейшем случае магазины розничной торговли делятся на три формата: гипермаркет, супермаркет и магазин у дома. При большей детализации к ним прибавляются формат дискаунтер и кэш энд керри. В максимальном варианте классификатора я нашел 26 возможных форматов магазинов. Масса авторов транслирует западные технологии и стандарты розничной торговли на практику российского ритейла. Бесспорно, эта методика была оправдана в начале века, когда ритейл в России делал первые неуверенные шаги. На сегодня российский рынок розничной торговли один из самых динамично развивающихся ( по крайней мере в Европе ), и, видимо, есть основания построить классификатор форматов с учетом российской действительности.
Для чего необходимо определение формата магазина
На мой взгляд, формат магазина может быть необходим в следующих случаях:
Целью данной работы является именно разработка единой методики классификации и распределения магазинов мультиформатной сети розничной торговли продуктами питания по форматам на основе общедоступного алгоритма расчета и понятных, легко измеряемых показателей.
Кроме того, наличие понятной методологии и системы классифицирующих признаков должно обеспечить возможность выявления отклонений характеристик торговых точек от типовых для данного формата и принятия управленческих решений по корректировке деятельности с целью устранения выявленных негативных факторов.
Основные типы магазинов розничной торговли продуктами питания
Так как мы живем и работаем в России, целесообразно в качестве документа, положенного в основу классификации принять не какую ни будь книгу американского основоположника розничной торговли, а российский опыт, выраженный в ГОСТ. Форматы магазинов розничной торговли в РФ регламентирует Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 771-ст), введенный в действие с 1 января 2011 года [ 6 ]. ( далее по тексту «ГОСТ» ). ГОСТом предусмотрены следующие основные типы предприятий торговли: Гипермаркет, универмаг, магазин-склад, центр оптовой и мелкооптовой торговли, универсальный общетоварный продовольственный склад, универсальный общетоварный непродовольственный склад, универсам, супермаркет, гастроном, магазин «Товары повседневного спроса», специализированный общетоварный продовольственный склад, специализированный общетоварный непродовольственный склад, специализированный магазин ( магазин «Рыба», «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды», «Хлеб», «Овощи-фрукты» и т.п.), магазин «Продукты», павильон «Продукты», минимаркет, торговый дом, магазин «Промтовары», магазин «Кэш энд Кэрри», «Дисконт», «Дискаунтер», комиссионный магазин, магазин «Сэконд Хенд», стоковый магазин, магазин «Бутик», магазин-салон. Итого более 20 форматов.
Исключив из данного списка форматы, которые не имеют прямого отношения к розничной торговле продовольственными товарами и проведя определенную группировку по схожим признаком в соответствии с ГОСТ был составлен список возможных форматов. Основные характеристики форматов розничных магазинов рассмотрены ниже.
В рамках нашего исследования мы не будем рассматривать магазин формата дисконт, как не относящиеся к сфере торговли продуктами питания, а к формату дискаунтер будем относить супермаркеты, магазины у дома и мини маркеты, имеющие узкий ассортимент и низкую наценку относительно остальных магазинов с аналогичными характеристиками.
Магазин товаров повседневного спроса ( магазин у дома ), минимаркет – торговая площадь минимаркета от 40 до 60 кв.м. ( согласно ГОСТ до 50 кв. метров ), магазин у дома – от 60 до 600 кв.м. В первую очередь торгуют товарами повседневного спроса. Требований к парковке не предъявляется. Находятся, как правило, в спальном районе. Отличие от супермаркета в меньшей доле непродовольственных товаров ( до 15 % ) и более высокой наценке.
Специализированный магазин – торговая площадь, согласно ГОСТ от 18 кв.м. и, как правило, не более 200 кв.м. Магазин с небольшой шириной ассортимента, но категории с большой глубиной. Эта характеристика является основной. Уровень наценки выше, чем на аналогичную продукцию в супермаркете. Доля прилавочной торговли, расположение, наличие трафика, парковки и подсобных помещений для данного формата не имеет решающего значения, а определяется особенностями профильного товара.
Алгоритм первоначального разделения магазинов на форматы.
Еще раз хочу отметить, что предложен один из возможных вариантов классификации, не охватывающий все возможные признаки, а, возможно, в чем то противоречащий стандартному видению деления магазинов на форматы. Классификатор разработан для того, чтобы продемонстрировать, как можно, выделив существенные признаки, первоначально разделить на форматы для дальнейшего исследования. Алгоритм первоначального деления приведен на рисунке 1.
Рис. 1. Алгоритм принятия первоначального решения о формате магазина.
Как видно из приведенного алгоритма, есть совокупность существенных признаков, которые позволяют на этапе первоначального исследования разделить магазины на основные группы.
1. Наличие в торговой точке мелкооптовой или оптовой торговли позволяет первоначально отнести ее к формату магазин – склад или Кэш энд Керри.
2. Анализ ассортимента торговой точки на премиальность можно производить по средней стоимости единицы реализованной продукции и среднему уровню наценки внутри основных категорий. Для этого необходимо:
2.1. Выделить n основных товарных категорий, продажи по которым составляю, допустим, 50 % ( по Парето 80 % ) в данной торговой точке.
2.2. Определяем премиальность реализованной продукции, для чего необходимо:
2.2.1. Рассчитать среднюю цену единицы реализованной продукции i товарной категории в торговой точке:
, ( 1 )
где TRi – стоимость реализованной за рассматриваемый период продукции i товарной категории в торговой точке;
Qi – количество реализованной за рассматриваемый период продукции i товарной категории в торговой точке;
2.2.2. Рассчитать среднюю цену единицы реализованной продукции i товарной категории по сети в целом:
, ( 2 )
где TRсi – стоимость реализованной за рассматриваемый период продукции i товарной категории по сети в целом;
Qсi – количество реализованной за рассматриваемый период продукции i товарной категории по сети в целом;
2.2.3. Рассчитать средний коэффициент премиальности продаж для i товарной категории:
, ( 3 )
2.2.4. Рассчитать средний коэффициент премиальности продаж:
, (4 )
2.2.5. Сравниваем полученное значение с пороговым значением коэффициента премиальности продаж Kпрод п (допустим, 1,5) и в случае превышения порогового значения принимаем решение о премиальности ассортимента реализованного товара;
2.3. Определяем премиальность по уровню наценки, для чего необходимо:
2.3.1. Рассчитать среднюю наценку на реализованную продукцию i товарной категории в торговой точке:
, ( 5 )
где TRi – стоимость реализованной за рассматриваемый период продукции i товарной категории в торговой точке;
Di – доход за рассматриваемый период от реализации продукции i товарной категории в торговой точке;
2.3.2. Рассчитать среднюю цену единицы реализованной продукции i товарной категории по сети в целом:
, ( 6 )
где TRсi – стоимость реализованной за рассматриваемый период продукции i товарной категории по сети в целом;
Dсi – доход за рассматриваемый период от реализации продукции i товарной категории по сети в целом;
2.3.3. Рассчитать средний коэффициент премиальности по уровню наценки для i товарной категории:
, ( 7 )
2.3.4. Рассчитать средний коэффициент премиальности по уровню нацеки:
, ( 8 ).
2.3.5. Сравниваем полученное значение с пороговым значением коэффициента премиальности продаж Kнац п ( допустим, 1,3 ) и в случае превышения порогового значения принимаем решение о премиальности ассортимента реализованного товара;
2.4. В случае, если по обоим параметрам ассортимент магазина можно отнести к премиальному, принимаем решение о том, что магазин является бутиком. Если же только один показатель превышает пороговое значение, необходимо провести дополнительное исследование, т.к. в форматировании магазина допущена ошибка. Чтобы исправить ошибку надо будет или ввести в ассортимент товары не премиального сегмента, или же повысить наценку ( возможны другие варианты в зависимости от реальной рыночной ситуации ).
3. Для определения, является ли данная торговая точка специализированным магазином необходимо выполнить следующие вычисления:
Для каждой торговой точки сети рассчитываем:
3.1. Рассчитать коэффициент широты ассортимента в j торговой точке:
, ( 9 )
где Qкатj — количество товарных категорий, представленных в ассортиментной матрице магазина;
Qкат max — максимальное количество товарных категорий в сети;
3.2. Рассчитать коэффициент глубины ассортимента в j торговой точке для i из n выбранных в п. 2 товарных категорий:
, ( 10 )
где Qsku ij — количество наименований продукции i товарной категории, представленных в ассортиментной матрице j магазина;
Qsku i max — максимальное количество наименований продукции i товарной категории в сети;
3.3. Рассчитать среднюю глубину ассортимента для каждой торговой точки:
, ( 11 )
3.4. Определяем коэффициент отношения глубины ассортимента к широте ассортимента ( коэффициент специализации ) по для каждой торговой точки и в среднем по сети:
, ( 12 )
, ( 13 ).
3.5. Рассчитать относительную степень специализации j торговой точки.
, ( 14 ).
3.6. Сравниваем полученное значение с пороговым значением Kсп отн п ( допустим, 2 ) и в случае превышения порогового значения принимаем решение о том, что магазин является специализированным;
3.7. В случае, если по Вашим оценкам магазин является специализированным, а Kсп отн j меньше порогового значения, возможны следующие варианты:
3.7.1. Неправильно установлено пороговое значение;
3.7.2. У Вас вся сеть состоит из специализированных магазинов;
3.7.3. Категории, которые Вы считаете целевыми для данной торговой точки не доминируют в товарообороте, и была допущена ошибка при формировании ассортимента.
4. В зависимости от того, какая часть торговых площадей отведена под прилавочную торговлю, магазины можно разделить на торговые точки современных форматов ( гипермаркет, супермаркет, магазин у дома, мини маркет ), или магазины с преобладанием традиционной ( прилавочной ) формы торговли ( универсам, гастроном, торговый павильон ). Это деление весьма условно ( так, например, ГОСТ определяет гастроном как магазин с индивидуальной формой обслуживания через прилавок и самообслуживанием, более 40 % в ассортименте которого составляют гастрономические товары ив ассортименте есть полуфабрикаты, но данным требованиям на сегодня соответствует 80 % супермаркетов и магазинов у дома ), но в рамках решения поставленной задачи допустимо.
5. Для магазинов традиционной розницы осуществляется деление по форматам, основным признаком при котором выступает торговая площадь ( павильоны от 18 до 200 кв. м., универсамы от 200 кв.м., гастрономы от 400 кв.м. ).
6. Для корректного деления по форматам магазинов самообслуживания помимо торговой площади необходимо анализировать еще ряд показателей, таких как широта и глубина ассортимента, средний уровень наценки, наличие дополнительного сервиса, количество персонала, емкость парковки и т.д.
7. После первоначального присвоения формата магазину необходимо количественно оценить по методике, аналогичной рассмотренной в п.2 и 3 его соответствие по основным параметрам стандартному магазину данного формата. Как правило для оценки выбирается 5 – 8 параметров.
8. В случае, если магазин по 50 % показателей не соответствует выбранному формату или же значительно отличается по одному из признаков, необходимо провести дополнительное исследование и «волевым» решением определить формат данного магазина или же «синтезировать» новый формат.
Заключение
Неправильное позиционирование магазина может привести к снижению эффективности работы или же к потере клиентов. В то же время, при достаточно большом количестве торговых точек в сети проводить анализ корректности формирования ассортимента и ценообразования, а так же соответствия магазина формату, к которому он был когда то отнесен, не всегда представляется возможным. Предложенный несложный алгоритм позволяет без существенных временных затрат проанализировать корректность определения формата торговой точки и в случае необходимости внести корректировки, чем существенно повысить эффективность работы сети.
Список литературы:
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
Форматы торговых магазинов и их особенности
Каталог продукции
У людей формируются разные покупательские привычки, которые зависят от вида продовольственных магазинов, расположенных рядом с местом работы или проживания. Кто-то через день ходит в магазин у дома, кто-то раз в неделю закупается в гипермаркете, кто-то заказывает в интернете. Удобнее, конечно, взять все товары в одном месте, чем носить понемногу из разных лавочек.
Способы классификации
Форматы магазинов определяют:
Чтобы отнести торговое предприятие к определенному типу, нужно учесть все характеристики, обеспечить уровень обслуживания и техническое оснащение, в том числе установить надежное торговое холодильное оборудование для магазина: открытые горки, ларь-бонеты, шкафы, витрины и прочее.
Виды продовольственных магазинов
Каждая торговая площадка стремится привлечь больше покупателей, увеличить оборот, постоянно менять и расширять ассортимент продукции.
Мини-маркет
Магазины шаговой доступности — это тоже минимаркеты. Так называют небольшую торговую точку с товарами первой необходимости, расположенную в пределах 5−10 минут ходьбы от жилья или в одном доме. Торговля в них может идти через прилавок или с помощью самообслуживания. На площади от 50 до 100 м 2 размещается до 3000 наименований продукции: от хлебобулочных изделий до кормов для животных, от средств для мытья посуды до замороженных полуфабрикатов.
Супермаркет
Гипермаркет
Торговое предприятие самообслуживания с площадью торгового зала от 4 000 до 10 000 м 2 и универсальным выбором в 30−60 тыс. наименований — это гипермаркет. Часть продукции изготавливается на собственном производстве и продается под личной маркой.
Discounter
Мягкий дискаунтер — это разновидность супермаркета, не предлагающая дополнительных услуг. Отличается экономичными, оптовыми ценами, низким уровнем сервиса, изделиями в основном с длительным сроком хранения. Жесткий формат дискаунтеров сильно ограничивает пространство площадки и выбор ассортимента.
Магазин-склад
Место торговли продовольственными и непродовольственными товарами по сниженным или оптовым ценам. Продукты набираются самостоятельно, обслуживающий персонал отсутствует или его очень мало.
Комбинированный магазин
Сочетание сбытовой функции с досугом, общественным питанием, развлечениями, иногда даже спортом — это комбинированный магазин. Поход за продуктами совмещается с веселыми играми, совместным семейным обедом, просмотром кино. Мультиформатность привлекает посетителей и заставляет проводить в магазине больше времени. Сейчас такой новый вид активно развивается на рынке торговли.
Что объединяет все виды продовольственных магазинов?
Несмотря на существующие различия между магазинами, каждое предприятие розничной торговли ограничено строгими требованиями к хранению продукции. В каждой группе необходимо подобрать холодильное оборудование для магазина продуктов, которое:
Торговое холодильное оборудование для магазинов может работать как на встроенном, так и на выносном холодоснабжении работу последнего обеспечивают специальные холодильные установки. Для каждого магазина разрабатывается индивидуальная концепция, подбирается оптимальная комбинация оборудования для продуктовых товаров.