что такое фоновая музыка
Эта навязчивая фоновая музыка: как она работает и почему?
Автор фото, Reuters
Мэрии многих городов мира, как больших, так и малых, тоже вкладывают средства в создание праздничной атмосферы с помощью уличного музыкального сопровождения
Если бы я могла мгновенно перенестись из одного места в другое, то даже с закрытыми глазами могла бы определить, где нахожусь. По звучащей музыке.
Впрочем, у того, что льется в наши уши из динамиков в магазинах, фойе, вестибюлях, лифтах, аэропортах и прочих общественных местах, в английском языке есть свое особое название: это не музыка, а «музак», то есть музыкальное фоновое сопровождение.
Как это ни странно, начало этому нехорошему тренду положил еще в начале ХХ века французский классик Эрик Сати своей «меблировочной музыкой», созданной в 1910-х годах.
Автор фото, API/Getty
Эрик Сати (справа, с Клодом Дебюсси в 1900 году) полагал, что музыка должна создавать определенный фон, как правильно подобранная мебель, и быть при этом незаметной
Muzak по проводам
Способ «доставки» фоновой музыки потребителю придумал примерно в то же время генерал-майор американской армии Джордж Оуэн Сквайр. Будучи начальником службы связи в годы Первой мировой войны, Сквайр разработал проводное радио (используя деревья в качестве антенн), чтобы посылать радиограммы, а уже в мирное время запатентовал свое изобретение и основал компанию Wired Radio («Проводное радио»), начав передавать целевые звуковые комплекты по телефонным проводам. Позже он переименовал компанию в Muzak.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Поначалу это была по большей части инструментальная классика или джаз, а позднее к этому присовокупили инструментальное исполнение популярных шлягеров.
В Америке такая музыка особенно пришлась кстати в лифтах, поскольку отвлекала внимание и тем самым успокаивала нервы особо тревожных посетителей и клиентов, а это было существенным моментом, если представить, сколько там небоскребов и сколько у них этажей.
Популярности «музака» помогло и опубликованное в 1937 году исследование британских индустриальных психологов «Усталость и скука на рабочем месте», где говорилось, что спланированное звуковое оформление рабочего места улучшает продуктивность и повышает настроение.
Однако было отмечено и обратное: если музыкальное сопровождение слишком заинтересовывало, то люди наоборот переставали работать и начинали активно слушать или уносились куда-то далеко-далеко в своих мыслях.
В военные 1940-е годы компания Muzak разработала с помощью архитекторов звука что-то вроде звукового алгоритма, назвав его «Прогрессивной стимуляцией».
Смысл его был в том, что трансляции были разбиты на 15-минутые интервалы, в течение которых громкость звучавшей музыки неуклонно возрастала, а затем умолкала на следующие четверть часа, создавая у работника ощущение «движения вперед» и тем самым, как считалось, повышая производительность труда.
Автор фото, Mike Kemp/Getty
Благоприятный фон
Впрочем, всевозможных исследований на предмет воздействия музыки на наше подсознание было сделано огромное количество.
Было даже такое, которое обнаружило, что ежедневное прослушивание фоновой музыки повышает наш иммунитет.
Студенты университета Уилкса в Пенсильвании в конце 1990-х в ходе своего эксперимента пришли к заключению, что прослушивание фоновой музыки в течение 30 минут на 14,1% повышало уровень иммуноглобулина А, который обитает в слизистых оболочках и отваживает вирусы и патогены.
При этом экспериментаторы заметили, что прослушивание такого же количества музыки по радио, равно как и прочих звуковых стимуляций или же просто тишины, не приносило такого же результата.
Еще одно исследование, проведенное профессором музыкальной психологии Адрианом Нортом в одном из ресторанов в английском городе Маркет Босуорт, показало, что посетители в среднем тратили на 2 фунта (2.55 доллара) больше, если подвергались «обработке» классикой, а не поп-музыкой.
Одно из возможных объяснений тому, по мнению ученых, может быть то, что классическая музыка ассоциируется у большинства с качеством, и именно по этой причине, кстати, классический репертуар подстегивает нас делать более дорогие покупки.
Автор фото, Getty Images
Может ли музыка воздействовать на вкус вина?
В дебри музыкального подсознания. С вином
В ходе другого маркетингового исследования выяснилось, что если в магазине, например, звучал французский шансон, то покупатели предпочитали брать французское, а не немецкое вино (пять бутылок французского на одну немецкого), тогда как проигрывание бравурных маршей приводило к обратному эффекту, хоть в меньшем масштабе (две бутылки немецкого на одну французского).
С музыкой и вином было еще одно любопытное исследование, проведенное психологами из университета Гериот-Ватт в Эдинбурге. Они попытались установить, может ли музыка влиять на вкус вина.
Участвовавшим в этом эксперименте предлагалось попробовать красное или белое вино и охарактеризовать его как: 1) крепкое, бьющее по мозгам; 2) изысканное, утонченное; 3) терпкое, бодрящее и 4) легкое, деликатное.
С бокалом вина испытуемых разводили по комнатам, где была закольцована соответствовавшая каждому из перечисленных выше настроений музыка: 1) Кантата Карла Орфа «Кармина Бурана»; 2) Вальс цветов Чайковского (из балета «Щелкунчик»); 3) поп-хит 1980-х Just Can’t Get Enough в исполнении группы Nouvelle Vague и 4) электронный эмбиент Slow Breakdown.
По итогам этого эксперимента оказалось, что участники характеризовали вино точь-в-точь в соответствии со звучавшей в этот момент в их комнате музыкой.
В то же время ученые Ратгерского университета американского штата Нью-Джерси обнаружили, что фоновая музыка если и воздействует, то только на импульсивных покупателей, которые готовы ухватиться за любую возможность, чтобы потратить лишнее, тогда как «задумчивые, созерцательные» покупатели наоборот тратили меньше, чем собирались.
Автор фото, Anadolu Agency/Getty
Музыкально оформить такой торговый центр, как московский ГУМ, не так просто
Архитектура звука и сенсорный брендинг
Но мы, конечно, понимаем, что хоть музыка и обладает способностью рождать у нас сложные ассоциативные ряды, клиент не дурак и в лоб прорекламировать ему что-то при помощи музыки вряд ли удастся. Да и к тому же еще не написано столько шлягеров на каждый конкретный товар.
Но бывает, что преследуется прямо противоположная цель, если, допустим в кафе, расположенном на вокзале или в небольшой гостинице, нет достаточно посадочных мест; тогда управляющим важно, чтобы клиент не рассиживался, и в этом случае фоновая музыка у них, скорее всего, будет более оживленной, бравурной.
Автор фото, Waring Abbott/Getty
Кафе на вокзале Ватерлоо вряд ли заинтересовано, в том, чтобы клиент занимал столик надолго
Компания Muzak (которая после поглощения в 2004 году канадской фирмой стала называться Mood Music) в далекие 1930-40-е годы специально приглашала ансамбли и оркестры для инструментальной записи известных мелодий.
Автор фото, Waring Abbott/Getty
Станция лондонского метро Charing Cross стала одной из первых, начавшей транслировать при входе классическую музыку
Классикой по хулиганью
Если раньше главным врагом создателей музыкального фона была тишина, то в последнее время к ней присоединилась новая проблема: как можно залить в уши потребителю некий атмосферный музыкальный мусор, если он, этот потребитель, расхаживает по торговому залу в собственных наушниках, откуда доносится не пойми что?
С другой стороны, сколько существует фоновая музыка, столько существует и противостояние ей.
Когда это новшество в 1948 году внедрили в вашингтонских автобусах и трамваях, то небольшая группка разгневанных пассажиров подала в суд на основании посягательства на свое личное пространство. Судебную тяжбу они проиграли с треском.
В 2006 году всемирно известный пианист и дирижер Даниэль Баренбойм обрушился на «музак», сказав в своей публичной лекции, что этот навязчивый музыкальный фон, изменить который мы совершенно бессильны, «убивает активное прослушивание музыки» и рождает поколение, которое будет не способно концентрировать свое внимание на музыкальном произведении.
Однако психологи говорят, что у музыки много разных функций, не только эстетическая, и отношение к ней уже изменилось, став более утилитарным.
По их данным, для многих людей сегодня часы бодрствования на 40% заполнены музыкой в том или ином ее виде. Да и классические шедевры всех жанров разменяны на рингтоны, сомнительного качества телерекламу и самодельные гифки.
Пилотный проект оказался настолько успешным, что его распространили не только на всю лондонскую подземку, но и на некоторые страдавшие от вандализма и антисоциального поведения британские супермаркеты, автобусные станции и городские парки, где она тоже доказала свою действенность.
Background Music. What is it? (Что такое фоновая музыка)
Background music is quite a popular phenomenon in modern life. As you know, music in different ways can influence our mood and perception of the world around us. The main purpose of background music, is to sound in the background of the main activity of a person. This musical direction promotes relaxation, positive mood, therefore it is often used for commercial purposes: shops, shopping centers, entertainment facilities, cafes and restaurants, Internet resources.
The use of background music is a product of Western countries, where the writing of such music is quite profitable and is in a great demand. To learn more about the latest developments in background music you can learn English-speaking resources and pick up some new technologies and sounds. In our country, this direction has only just begun to develop, therefore, having certain skills, one can occupy this niche.
Background Music Styles
If you decide to write such music, then you can choose almost any direction to which you have more skills.
Secondly, the instrumental style, which is characterized by the pure sound of musical instruments, arrangements in the classical style. More often a guitar or a piano is chosen for the background.
Third, the festive style. It is suitable for festive and pre-holiday atmosphere. These are thematic melodies for the New Year, Valentine’s Day, Victory Day and other holidays. This is a rather narrow direction, so you can not experiment here.
Fourthly, easy style (easy listening). These are easy, catchy melodies that gently create a good mood. Here it is possible to single out the following:
«Chillout», which promotes relaxation;
«Chillhop» with characteristic slow rhythms and bits;
«Modern disco», which welcomes rhythmic melodies and often includes vocals.
Fifth, jazz, which has over 30 sub-styles. Not all of them can serve as background music, so it is very important to study the reactions of people to this or that composition.
To start earning on writing background music, you need to start small. Here you should not rush, but you need to concentrate and make a good product. You can experiment with styles and directions, give listen to their friends. Then try to send them to the owners of sites that use background music, send them to stores or beauty salons, music companies, radio resources. Also there are special catalogs with background music, which you can listen to and download for a fee.
Что такое фоновая музыка?
Фоновая музыка – это довольно популярное явление в современной жизни. Как известно, музыка по-разному может влиять на наше настроение и восприятие окружающего мира. Главное назначение фоновой музыки, как видно из названия, звучать на заднем плане основной деятельности человека. Данное музыкальное направление способствует расслаблению, позитивному настроению, поэтому ее часто используют в коммерческих целях: магазины, торговые центры, развлекательные заведения, кафе и рестораны, интернет-ресурсы.
Стили фоновой музыки
Если вы решили заняться написанием такой музыки, то можно выбрать практически любое направление, к которому у вас больше лежит душа.
Во-вторых, инструментальный стиль, для которого характерны чистые звучания музыкальных инструментов, аранжировки в классическом стиле. Чаще ля фона выбирают гитару или пианино.
В-третьих, праздничный стиль. Он подходит для праздничной и предпраздничной атмосферы. Это тематические мелодии для Нового года, Дня влюбленных, Дня Победы и других праздников. Это довольно узкое направление, поэтому особо здесь не поэкспериментируешь.
В-четвертых, легкий стиль (easy listenning). Это легкие, запоминающиеся мелодии, которые ненавязчиво создадут хорошее настроение. Здесь можно выделить подстили:
В-пятых, джаз, который имеет свыше 30 подстилей. Не все из них могут служить фоновой музыкой, поэтому здесь очень важно изучать реакции людей на ту или иную композицию.
Чтобы начать зарабатывать на написании фоновой музыки, нужно начинать с малого. Здесь не стоит торопиться, а нужно сосредоточиться и сделать хороший продукт. Можно экспериментировать со стилями и направлениями, дать послушать их знакомым. Затем попробуйте отправить их владельцам сайтов, использующих фоновое музыкальное сопровождение, отослать в магазины или салоны красоты, музыкальным компаниям, радио ресурсам. Также есть специальные каталоги с фоновой музыкой, которую можно прослушать и скачать на платной основе.
Фоновая музыка без слов скачать и слушать онлайн
[248,16 Kb] (cкачиваний: 33016). Тип файла: mp3.
Приключения начинаются (фоновая музыка для аудиосказки)
[880,61 Kb] (cкачиваний: 34627). Тип файла: mp3.
Приятное состояние, когда жизнь налаживается
[1,39 Mb] (cкачиваний: 51037). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для промо ролика (зациклено)
[938,37 Kb] (cкачиваний: 24825). Тип файла: mp3.
Путешествие в дальние края по морю
[1,53 Mb] (cкачиваний: 10229). Тип файла: mp3.
Мелодия для сказки про средневековье
[981,02 Kb] (cкачиваний: 19492). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для диктора
[1,08 Mb] (cкачиваний: 16369). Тип файла: mp3.
Сначала спокойная, а потом начинается резкая музыка в стиле Disney
[925,51 Kb] (cкачиваний: 9744). Тип файла: mp3.
Ускоренная фоновая музыка для рассказа
[985,1 Kb] (cкачиваний: 18407). Тип файла: mp3.
Продолжительная фоновая музыка для мероприятия
[1,44 Mb] (cкачиваний: 12172). Тип файла: mp3.
Лирическая фоновая музыка для грустного монолога
[1,94 Mb] (cкачиваний: 12987). Тип файла: mp3.
Красивая фоновая музыка для свадьбы
[984,9 Kb] (cкачиваний: 10288). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для презентации по истории
[1,76 Mb] (cкачиваний: 9490). Тип файла: mp3.
Этническая фоновая музыка для слайдшоу
[1 Mb] (cкачиваний: 16407). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для фильма о школе
[1,41 Mb] (cкачиваний: 11614). Тип файла: mp3.
Фоновая кинематографическая экшен музыка
[1,45 Mb] (cкачиваний: 5914). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для смешных моментов (подойдет для видеомонтажа)
[946,94 Kb] (cкачиваний: 15778). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для спортивного конкурса
[1020,41 Kb] (cкачиваний: 7875). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для поздравлений с 8 марта (подойдет для видеооткрытки)
[1,28 Mb] (cкачиваний: 9840). Тип файла: mp3.
Спокойная фоновая музыка подойдет для рассказа стихов
[1,48 Mb] (cкачиваний: 5776). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для детских игр в садике или школе
[1,01 Mb] (cкачиваний: 8175). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для спектакля без слов
[2,49 Mb] (cкачиваний: 6702). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для детских страшилок или серьезной ситуации
[1,53 Mb] (cкачиваний: 7409). Тип файла: mp3.
Спокойная фортепианная музыка для презентаций
[1,63 Mb] (cкачиваний: 11214). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для новелл
[2,51 Mb] (cкачиваний: 4677). Тип файла: mp3.
Шотландская фоновая музыка
[1,09 Mb] (cкачиваний: 3437). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для фильма из фотографий
[1,13 Mb] (cкачиваний: 9736). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для рекламного ролика
[1,59 Mb] (cкачиваний: 4959). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для видео про котов и других животных (можно использовать для youtube)
[980,41 Kb] (cкачиваний: 5531). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для показа выступления (интро)
[1,05 Mb] (cкачиваний: 6758). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для чтения стихов (можно про бабочку)
[1000,2 Kb] (cкачиваний: 6552). Тип файла: mp3.
Музыка для детского спектакля
[1,36 Mb] (cкачиваний: 4175). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для видеоурока
[1004,28 Kb] (cкачиваний: 5023). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для экскурсии в музее
[979,39 Kb] (cкачиваний: 2650). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для притчи без слов (если вам громко, то сделайте потише)
[1,4 Mb] (cкачиваний: 5530). Тип файла: mp3.
Музыка для видео про поделки своими руками
[1,74 Mb] (cкачиваний: 5480). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для истории семьи
[1,27 Mb] (cкачиваний: 6681). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для вручения подарков победителям
[1,1 Mb] (cкачиваний: 10704). Тип файла: mp3.
Фоновая музыка для выступления с докладом
[1,02 Mb] (cкачиваний: 13180). Тип файла: mp3.
Спокойная фоновая музыка для рассказчика сказки
Фоновая музыка: можно или нельзя?
Музыка уже не один век сопровождает нас и делает жизнь красочнее. Если раньше для приобщения к этому виду искусства людям приходилось иметь у себя дома музыкальный инструмент как минимум или посещать какие-либо специальные заведения (филармонии, органные залы, концертные площадки, таверны) как максимум, то теперь, с развитием современных технологий, наслаждаться любимыми мелодиями можно практически повсеместно с помощью карманного аудиоплеера или обычного смартфона.
Как гласит базовая экономическая мудрость, потребности человека безграничны, а ресурсы являются ограниченными. Очевидно, что научно-технический прогресс среди прочего всегда преследует главную цель — обеспечить обществу максимально комфортные условия существования. Только проблема заключается в том, что комфорт — достаточно оценочное понятие, границы которого с каждым новым достижением расширяются всё больше. Именно поэтому вчерашняя невыразимая радость от случайно услышанной где-либо знакомой музыкальной композиции сменяется сегодняшней неудовлетворенностью от того, что музыка не может создавать необходимую эмоциональную атмосферу везде, где нам заблагорассудится.
Настойчивое стремление социума к полному музыкальному оформлению всей окружающей его обстановки породило такое явление, как фоновая музыка, и в то же время заставило забыть о факте, что любое музыкальное произведение — результат творческого труда. А с изобретением радио и его масштабным распространением убеждённость большинства людей в правильности своего мировоззрения окрепла окончательно. В этой связи, наверное, довольно странно выглядело бы обсуждение ситуаций, касающихся законности проигрывания фоновой музыки на общедоступных городских площадях или правомерности прослушивания радиопередач в ресторанах. Но мы попробуем поговорить об этом и, возможно, просветим определенную часть населения, которая желает обладать актуальной информацией и не придерживается устоявшихся общественных стереотипов.
В настоящей статье Сообщество IP view подробно осветит тему публичного исполнения музыкальных произведений и традиционно ответит на часто встречающиеся вопросы.
Фоновая музыка. Под фоновой музыкой в настоящей статье мы будем понимать любое музыкальное озвучивание публичного пространства, выражающееся:
Публичное исполнение — что это? Термин «исполнение» с правовой точки зрения имеет несколько значений. Применительно к сфере интеллектуальной собственности исполнение рассматривается в двух аспектах:
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) и имеющаяся судебная практика не дают исчерпывающего определения понятия «исполнение», поэтому сформулируем его самостоятельно.
Исполнение — представление произведения артистом или иным исполнителем как вживую (непосредственно перед аудиторией) путём пения, декламации, танца, игры на музыкальных инструментах, так и с помощью технических средств — посредством трансляции передач организаций эфирного и кабельного вещания.
Опираясь на приведенную дефиницию, необходимо уточнить, что исполнение может совершаться в двух разных формах:
1) вживую человеком с использованием собственных умений, навыков либо подручных средств (например, музыкальных инструментов, предметов одежды, специальной обуви);
2) посредством технических средств, осуществляющих трансляции, вещание (телевизора, радиоприемника и подобных).
Применительно к публичному исполнению как к способу использования произведения пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ дополнительно указывает, что оно должно осуществляться «в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения». Разберём приведенный признак по частям.
Категория «место, открытое для свободного посещения» определяется лучше всего через положения Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» (далее — Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218). Так, в качестве плательщиков авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений признаются юридические и физические лица, осуществляющие или организующие такое публичное исполнение:
(см. п. 20 раздела III Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение, утвержденного Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 — не подлежит применению по Решению Верховного Суда РФ, но может использоваться для разъяснения некоторых вопросов)
Пункт 21 раздела III вышеуказанного Положения также разъясняет, что «авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется во всех случаях как при платном, так и при бесплатном для зрителей (слушателей) входе».
Таким образом, если охраняемые музыкальные произведения проигрываются где-либо из ранее перечисленных мест, открытых для свободного посещения, с помощью технических средств (стереосистем, радиоприёмников, телевизоров) или музыкантами вживую, то лицо, которое организовало такое публичное исполнение (например, подготовило и установило аудиооборудование, оплатило труд исполнителей), несет ответственность за свои действия и обязано договориться об условиях использования конкретных объектов авторских прав с правообладателями напрямую либо с посредническими организациями по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе (далее — ОКУП) независимо от того, является ли вход в такие места платным или бесплатным.
Говоря ещё более простым языком, законом запрещено включать с помощью технических средств или исполнять вживую музыку, а также слушать радио через динамики в общественных местах, если на то не получено разрешение от правообладателей конкретных музыкальных композиций. Как бы странно ни звучал данный тезис для многих, это сущая правда, которая подтверждается сложившейся практикой применения ГК РФ.
Альтернативный признак публичного исполнения состоит в том, что оно также может осуществляться «в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи». В очередной раз законодатель оперирует рядом оценочных терминов, смысл которых установить представляется непростой задачей.
Прежде всего, следует отметить, что в приведенной формулировке нет ясности относительно того, с чем нужно ассоциировать «присутствие»: будут ли считаться присутствующими, например, проходящие через парк к другому месту назначения случайные люди или же для присутствия необходимо совершение каких-либо активных действий (например, приобрести в магазине, в котором осуществляется публичное исполнение, товары). Кроме того, прилагательное «значительный» является приблизительным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.
Особый интерес и одновременно непонимание вызывает в юридическом сообществе категория «лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи». В недавно принятом Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Постановление Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10) было уточнено:
При этом, решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, суду необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.
Легальная дефиниция понятия «семья» содержится в Федеральном законе от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»:
Ключевыми признаками семьи как социального института, по мнению законодателя, выступают, во-первых, связь в форме родства или свойства, во-вторых, совместное проживание и, в-третьих, ведение совместного хозяйства.
Две представленные выше позиции в сущности не соответствуют друг другу: если закон определяет семью как некую общность людей, связанных между собой родством или свойством, то правоприменитель предлагает включать в семью ещё и длительно общающихся лиц, друзей, знакомых и т.д. Вряд ли каждый из нас охватывает категорией «семья» весь круг окружающих субъектов, с которыми взаимодействует, поэтому разъяснения Верховного Суда РФ на этот счёт кажутся как минимум странными.
Итак, кроме общественных мест, нельзя включать и исполнять вживую известные мелодии, а также слушать радио через динамики в местах, где присутствуют лица, которые не относятся к Вашей семье, с которыми Вы не проживаете вместе и не ведете совместный быт.
То есть если Вы закрылись в своей комнате один или находитесь в ней со своими родителями/супругом, то Вам разрешается послушать музыкальные композиции через колонки, включить на полную громкость радио, а также самим исполнить те или иные песни на музыкальных инструментах. Но стоит в данную комнату войти, например, Вашему другу — всё публичное исполнение музыкальных произведений сразу же будет признано неправомерным, а нарушителем, ответственным за публичное исполнение в неразрешенном месте, станете именно Вы как инициатор озвучивания комнаты. По такой логике также неприемлемо слушать музыку с родственниками, которые приехали к Вам из другого города в гости, ведь с ними Вы точно не ведёте совместного хозяйства и вместе не проживаете.
В конце упомянутого выше определения публичного исполнения, содержащегося в пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, имеется отсылка к восприятию музыкальных произведений публикой. По нашему мнению, понятие «публичное исполнение» противоречит значению, которое ему придается практикой: если из самого прилагательного «публичный» предполагается, что исполнение должно осуществляться исключительно в присутствии определенного количества людей, то фактически правоприменитель квалифицирует в качестве публичного любое исполнение, даже если оно осуществляется в пустом помещении ресторана (или в любом ином безлюдном общественном месте в конкретный промежуток времени), где в момент проигрывания музыки может находиться единственный человек, который только и делает, что умышленно занимается сбором доказательственной базы для дела. Мы считаем, что подобные ситуации являются типичными частными случаями злоупотребления правом и не должны квалифицироваться в качестве публичного исполнения. Вероятно, для внесения ясности в обозначенные проблемы требуется дополнительная конкретизация понятия «публичное исполнение».
Аккумулируя всё вышеизложенное, можно заключить, что под публичным исполнением музыкальных произведений понимается представление произведения артистом или иным исполнителем как вживую (непосредственно перед аудиторией) путём пения, декламации, танца, игры на музыкальных инструментах, так и с помощью технических средств (посредством радио, телевидения или иных подобных технических средств) в местах, открытых для свободного посещения (независимо от платности/бесплатности входа в такие места), либо в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (то есть все, кроме родственников, с которыми организатор публичного исполнения совместно проживает и ведёт хозяйство), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Соотношение публичного исполнения с сообщением в эфир/по кабелю. На практике зачастую возникает путаница с соотношением публичного исполнения со схожим понятием «сообщение (в эфир, по кабелю)», легальная дефиниция которого выглядит следующим образом (пп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ):
Сообщение — любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.
Когда к ответчикам, осуществляющим публичное исполнение музыкальных произведений в пределах принадлежащих им помещений, правообладателями или ОКУП предъявляются требования о компенсации за нарушение исключительных прав, предполагаемые нарушители нередко аргументируют свою позицию тем, что, включая радиоприёмник/стереосистему в принадлежащем им помещении, они осуществляли сообщение в эфир радиосигнала, распространение которого происходит на свободной и бесплатной основе, в связи с чем оснований для привлечения их к ответственности за нарушение исключительных прав не имеется.
На этот счет Верховный Суд дал разъяснения в уже упоминаемом Постановлении Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10:
Необходимо отличать публичное исполнение произведения с помощью технических средств, в частности с помощью радио, телевидения, а также иных технических средств, от таких самостоятельных способов использования произведения, как сообщение его в эфир или сообщение его по кабелю.
Под сообщением в эфир или сообщением по кабелю, то есть под сообщением произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению, следует понимать как прямую трансляцию произведения из места его показа или исполнения, так и неоднократное сообщение произведения для всеобщего сведения. Сообщение произведения в эфир или по кабелю производится теле- или радиокомпанией в соответствии с условиями заключенного между ней и правообладателем или организацией по управлению правами лицензионного договора. При этом способы использования произведения, прямо не указанные в лицензионном договоре, не считаются предоставленными лицензиату.
Ошибка лиц, к которым предъявляются соответствующие иски о защите интеллектуальных прав, связана с неправильным толкованием норм законодательства и непониманием процесса передачи прав на использование произведений по лицензионным договорам. Правообладатели (часто через ОКУП как представителей) заключают с радиостанциями/телеканалами лицензионные договоры, в соответствии с которыми лицензиары передают лицензиатам права на использование определенных музыкальных произведений способом «сообщение в эфир» (способ использования произведений «публичное исполнение» по таким договорам не передаётся). Сам по себе приём радиосигнала и трансляций общедоступных телеканалов, действительно, является бесплатным и не требует от принимающей стороны осуществления каких-либо специальных действий. Однако сообщение в эфир имеет место, только когда лицо слушает радио или смотрит телевизор либо единолично, либо в присутствии родственников. Если к прослушиванию радио или к просмотру телевизионных каналов приобщаются иные лица, то сообщение в эфир автоматически становится публичным исполнением произведений, так как появляется признак «место, открытое для свободного посещения» или признак «место, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи», о чём уже подробно говорилось выше.
В свою очередь субъекты, организовавшие публичное исполнение в том или ином месте, при желании в дальнейшем использовать произведения на законной основе должны заключить с правообладателями соответствующих объектов авторских прав либо с представителями правообладателей (ОКУП) лицензионные договоры, согласно которым им как лицензиатам передавалось бы право на использование музыкальных произведений способом «публичное исполнение». Между тем, следует отметить, что обеспечить легальное озвучивание помещений с помощью радиоприёмников в принципе нельзя, поскольку в программы радиопередач музыкальные произведения включаются в произвольном порядке, предвидеть или угадать который рядовой слушатель не может. А так как в лицензионном договоре одним из существенных условий является предмет, в котором необходимо чётко идентифицировать те охраняемые объекты, права на использование которых передаются по договору, то заключение лицензионного договора, в котором отражались бы все произведения, которые будут звучать или потенциально могут прозвучать в радиоэфире в течение определенного времени, является нерешаемой задачей. Резюме: организовать правомерное озвучивание общественных мест с помощью радио невозможно, следовательно любое прослушивание радио посредством динамиков в публичном пространстве незаконно.
Тем не менее, несмотря на устоявшуюся практику по вопросу публичного исполнения музыкальных произведений, многие юристы небезосновательно критикуют превалирующую позицию за двойное лицензионное обложение, которое иногда можно даже приравнять к злоупотреблению правом. Изначально правообладатели или чаще всего их представители (ОКУП) взимают внушительные суммы вознаграждений за сообщение в эфир с радиостанций/телеканалов, а впоследствии они же приходят к пользователям радиоприёмников/телевизоров с требованиями о выплате вознаграждений уже за публичное исполнение тех же музыкальных произведений. Помимо этого, следует вспомнить, что вознаграждения в подобных ситуациях взимаются не только в пользу правообладателей произведений, но и в пользу правообладателей объектов смежных прав (фонограмм), что дополнительно увеличивает доходы преследующих за нарушение авторских прав. В контексте существования, например, норм об исчерпании интеллектуальных прав, в соответствии с которыми после введения в оборот самим правообладателем товаров, в которых выражены те или иные охраняемые объекты, дальнейшее распространение (перепродажа) таких товаров нарушением интеллектуальных прав являться не будет, видится странным, что, получая доход от использования конкретных музыкальных произведений радиостанциями и телеканалами способом «сообщение в эфир», правообладатели дополнительно облагают лицензионным вознаграждением использование (публичное исполнение) тех же произведений лицами, которые слушают радио или смотрят телевизор на законных основаниях. При этом Сообщество IP view прекрасно осознает разницу между перечисленными способами использования охраняемых объектов и не призывает распространять нормы об исчерпании прав на приведённые случаи взимания вознаграждений — мы лишь утверждаем, что общая логика законодателя, на наш взгляд, призывает не злоупотреблять предоставленными возможностями и не заниматься агрессивным преследованием пользователей соответствующих музыкальных произведений, что вполне соответствует альтернативным мнениям юристов, критикующих ОКУП за двойное лицензионное обложение.
Таким образом, публичное исполнение и сообщение в эфир — два независимых способа использования произведений, которые необходимо отличать друг от друга. Разграничение данных понятий содействует построению правовых позиций правообладателей и их представителей, занимающихся взиманием вознаграждений за публичное исполнение объектов авторских и (или) смежных прав. Между тем, некоторые представители юридического сообщества считают взыскивание денежных сумм отдельно за сообщение в эфир и отдельно за публичное исполнение неким актом злоупотребления и по сути двойным лицензионным обложением. Сообщество IP view считает, что критика преобладающей в практике позиции не лишена здравого смысла.
Чем мотивируется запрет на публичное исполнение музыкальных произведений вживую, прослушивание музыки или радио через динамики в общественных местах? Уже неоднократно упоминаемые ОКУП много лет отстаивают незыблемую точку зрения: «музыкальное оформление создает определенную атмосферу и способствует комфортному времяпрепровождению посетителей» (источник). Между тем, Сообщество IP view, опираясь на собственные наблюдения за общественным мнением, может уверенно констатировать: практически никто из людей не выбирает заведение питания, спортивный клуб, торгово-развлекательный комплекс, парикмахерскую или иные подобные публичные пространства исходя из фоновой музыки, которая озвучивает такие общественные места. При выборе ресторана среднестатистический человек отталкивается от параметров стоимости и ассортимента блюд, при выборе спортивного клуба — от ценовых показателей и наличия необходимых опций (снарядов, бассейна и пр.), при выборе торгово-развлекательных комплексов — от наличия необходимых магазинов и досуговых предпочтений, при выборе парикмахерских — от умений соответствующих мастеров. Следовательно, с позиции рядового потребителя вывод ОКУП о том, что музыкальное озвучивание помещений или иных общественных мест способствует дополнительному притоку посетителей в такие публичные пространства, видится необоснованным и надуманным.
Судебная практика. Подтвердим всё вышеизложенное выдержками из различных судебных актов. В деле А32-15880/2016 Российское авторское общество (далее — РАО) как ведущая ОКУП и представитель ряда правообладателей обратилось в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на 11 музыкальных произведений, которые озвучивались в помещении кафе-бара «Чёрный кот», что подтверждалось аудиовизуальной записью и чеком. Суд первой инстанции удовлетворил иск ОКУП частично, взыскав с нарушителя (индивидуального предпринимателя, ответственного за публичное исполнение в названном кафе-баре) 110 тысяч рублей компенсации из расчёта 10 тысяч рублей за неправомерное использование 1 произведения (минимальный размер). Суды апелляционной и кассационной инстанции решение суда первой инстанции оставили в силе.
В решении по делу № А32-36724/2013 (в вышестоящих инстанциях не обжаловалось), принятом в порядке упрощённого производства, сообщалось о неправомерном бездоговорном публичном исполнении в помещении салона красоты «Sunshine» одного музыкального произведения. Итог: иск РАО удовлетворен полностью.
В другом деле № А45-13072/2013, в рамках которого рассматривался вопрос правомерности публичного исполнения музыкальных произведений в фитнес-клубе «Европа», Седьмой арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требований ОКУП в связи с недоказанностью факта неправомерного публичного исполнения (представители истца не предъявили видеозаписи процесса публичного исполнения произведений — необходимое доказательство по такой категории дел).
Практике также известен казус, в котором правоприменитель исследовал обстоятельства живого публичного исполнения группой «Scooter» ряда песен в течение их концерта на Центральной площади Олимпийского парка «Медалз плаза», расположенной в городе Сочи (дело № А32-15871/2016). Суды первой и апелляционной инстанций сошлись во мнении, что музыканты исполнили на своём мероприятии несколько музыкальных произведений, полюбившихся публике, в нарушение действующего законодательства.
Кроме того, видится не менее интересным «дело о доступе к розеткам» (А40-102885/2015), дошедшее до кассационной инстанции: с иском здесь уже обратилась Всероссийская организация по интеллектуальной собственности (ВОИС), являющаяся еще одной ОКУП; в помещении магазина «METRO» был установлен факт бездоговорного публичного исполнения нескольких фонограмм музыкальных произведений. Суд по интеллектуальным правам подверг критике доказательства, представленные истцом: в частности, правоприменителя смутило, что сличение композиций, прозвучавших в приложенной к исковому заявлению видеозаписи, с оригиналами таких произведений было произведено не специалистом, как это обычно бывает, а с помощью популярного приложения «Shazam», правообладатели которого не дают гарантий точности и надежности ее использования. Отдельно было указано на то, что приложенная к исковому заявлению видеозапись не позволяет достоверно установить, кто именно осуществлял включение оборудования (техническое средство, с помощью которого можно публично исполнять произведения), осуществлялось ли такое включение для целей и от имени магазина «METRO» и было ли оно сопряжено с исполнением работником магазина своих трудовых функций. Применительно к последнему обстоятельству ответчик в свою защиту пояснил, что их торговые центры представляют собой склады, покупатели самостоятельно проверяют качество приобретаемых товаров (в том числе работоспособно ли оборудование по приему сигнала радио); для целей обеспечения возможности осмотра товара клиентам предоставлен доступ к сети (розеткам); в рамках данного дела публичное исполнение было случайно осуществлено одним из посетителей магазина, который включил радиоприёмник в розетку для проверки, что и было зафиксировано сотрудником ВОИС на камеру. Суд первой инстанции в связи с вышеизложенным, оставляя иск ВОИС без удовлетворения и освобождая магазин «METRO» от гражданско-правовой ответственности, пришел к следующему умозаключению: «На основании вышеизложенного, предоставление Ответчиком доступа к розеткам покупателям (физическим лицам) не может считаться публичным исполнением фонограмм по инициативе Ответчика».
Итак, мы рассмотрели разнообразную правоприменительную практику, которая проиллюстрировала как публичное исполнение «вживую», так и публичное исполнение посредством технических устройств. Проанализировав статистику удовлетворения требований ОКУП о бездоговорном неправомерном использовании музыкальных произведений и объектов смежных прав, можно констатировать, что механизм взимания вознаграждений в пользу правообладателей результатов интеллектуальной деятельности уже почти окончательно сформировался, поэтому сознательное идейное игнорирование норм действующего законодательства и практики его применения на данный момент представляется нецелесообразным и убыточным, хотя это не означает, что сложившиеся реалии авторского права превосходны и не нуждаются в разумных корректировках, продиктованных интересами общества.
Можно ли всё-таки использовать какую-либо музыку свободно? Безусловно, ни один из запретов не является абсолютным. Поэтому мы представляем Вашему вниманию ситуации, при которых публичное исполнение будет признаваться полностью легальным:
Требуется, однако, внести некоторые уточнения. Срок действия исключительных прав на произведения по российскому законодательству составляет жизнь автора + 70 лет после его смерти; по истечении названного срока любое произведение переходит в общественное достояние и может использоваться любыми лицами свободно и бесплатно. При использовании произведений народного творчества или произведений, перешедших в общественное достояние, необходимо помнить о возможном действии смежных прав на фонограммы таких произведений или смежных прав на исполнение таких произведений: само произведение уже может не пользоваться охраной авторского права, но при этом данное произведение кто-либо может исполнить и произвести запись исполнения музыкального произведения — на исполнения и на записи исполнения (фонограммы) признаются самостоятельные исключительные права. Пример: если Вы хотите публично исполнить с помощью динамиков в парке Тему Одетты из II действия балета «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского, следует уточнить, какой оркестр для конкретной аудиозаписи исполнял данное произведение и какая звукозаписывающая компания обладает или обладала правами на фонограмму такого произведения. Между тем, самостоятельное публичное исполнение «вживую» приведенной в пример музыкальной композиции не будет обременено действием смежных прав.
К слову, услугами таких организаций пользуются небезызвестный McDonald’s, Альфа-Банк, сеть магазинов FIX-PRICE.
Disclaimer. Сообщество IP view в настоящей и во всех других статьях подчеркивает: приводя в пример определенные сервисы, мы не рекламируем их и не обозначаем их преимущества перед другими существующими сервисами. В соответствии с правовой позицией Федеральной антимонопольной службы, выраженной в Письме от 4 июля 2016 г. № АД/45250/16, информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях, и сгруппированная по определенным рубрикам, носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей о существовании того или иного хозяйствующего субъекта, а также обозначение осуществляемого им вида деятельности; при размещении кратких информационных сведений в справочных изданиях такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, не выполняется; на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.
Заключение. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Понятие «публичное исполнение» является достаточно сложным для восприятия, в том числе ввиду наличия в его определении некоторых противоречивых оценочных признаков и внешнего сходства с сообщением в эфир. Трудности в установлении истинного значения рассматриваемого способа использования произведений иногда порождают злоупотребления со стороны агрессивных преследователей нарушителей авторских прав, главные из которых — организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе.
И если каких-то 10 лет назад мало кто задумывался о том, что включение радиоприемников в помещениях, открытых для свободного посещения, или «живая музыка» в ресторанах по вечерам с позиции законодательства является правонарушением, то в настоящее время благодаря сложившейся судебной практике большинство людей осведомлено о том, что музыкальное оформление публичных пространств есть не что иное, как публичное исполнение произведений, и осуществляться оно должно с соблюдением авторских прав.
Преобладающая точка зрения относительно квалификации бездоговорного использования фоновой музыки в качестве нарушения, тем не менее, иногда достаточно убедительно критикуется частью юридического сообщества по мотиву двойного лицензионного обложения или по другим причинам. Существование альтернативных позиций по данному вопросу, надо полагать, рано или поздно сможет привести к изменению ситуации и возможному расширению пределов свободного использования музыкальных композиций.