что такое фонетика 5 класс
Что такое фонетика 5 класс
Фонетика — это раздел науки о языке, предметом исследования которого является звук. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложение, но в отличие от них он сам по себе не имеет никакого значения.
Фонетика и звук
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль. Они оформляют слово фонетически, создавая его внешнюю звуковую оболочку.
Вот какое определение, что такое фонетика дает Википедия:
Звуки, соединяясь в разные комбинации, помогают различать слова в речи. В каждом слове содержится определенное количество звуков. Сравним:
Слова различаются набором звуков и последовательностью их расположения. Понаблюдаем за словами, которые различаются
В фонетическом облике слов наблюдаем отличие в последовательности звуков:
Образование звуков языка
Фонетика изучает каждый звук с точки зрения акустики, как физический объект, и артикуляции — способа образования звука с помощью органов речи человека. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату отнесем гортань с голосовыми связками, ротовую и носовую полости, язык, губы, нёбо.
Гласные звуки
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму. Так образуются гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Они состоят только из голоса.
Согласные звуки
Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти через рот или через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые — из голоса и шума.
Источник изображения: абв-стенд.рф
Фонетическая позиция звука
В речи все звуки находятся либо в сильной позиции, либо в слабой. В сильной позиции звук слышится отчетливо. Для гласных звуков сильная позиция — это нахождение звука под ударением, а слабая — без ударения, например:
Согласный звук имеет сильную позицию, если рядом с ним находятся гласные звуки:
борода, ворота, ураган, рука, столик, чулан, тропы.
Слабой позицией для согласных звуков является их расположение
2. перед глухими согласными
Видеоурок «Фонетическая транскрипция»
Видеоурок «Фонетический разбор слова»
Фонетика – что это такое простыми словами, что она изучает и зачем ее надо знать
Наука о звуках речи.
Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи и всё, что с ними связано. То есть как звуки образуются, на какие группы их условно можно поделить, как звуки влияют друг на друга. Давайте поговорим об этом подробнее.
Что изучает фонетика
Происхождение звуков. Фонетические исследования позволяют понять, каким образом мы «создаем» те или иные звуки. Чтобы это сделать, иногда нужны очень сложные эксперименты. Например, человеку специальной краской красят язык и смотрят, с чем язык будет соприкасаться, чтобы получить звук «р», а потом «л», а потом «д» и так далее.
Изменение звуков в процессе «говорения». Например, в русском языке есть такое явление как «оглушение». Оно наблюдается, когда на конце слова находится звонкий согласный и этот согласный произносится как глухой. Мы ведь не произносим «плод» как [плод], мы произносим [плот]. Но если после этого согласного будет гласный – тут уже оглушения нет: «плоды» – [плады].
Но возникает другая проблема – гласный «о», который под ударением произносился как «о», вдруг превращается в «а» – [плады].
Влияние звуков друг на друга. Если после согласного идет мягкий согласный, то мы иногда смягчаем первый согласный, а иногда нет. Я говорю [дв’эр’], а мой друг говорит [д’в’эр’]. Хотя мы оба имеем в виду одну и ту же «дверь».
Изменение звуков в процессе развития языка. В говорах еще сохранились такие звуки как «ять», «о закрытое», «э закрытое». Они произносятся немного не так, как современные «е» и «о». И носители диалектов эту разницу чувствуют. А мы с вами уже не можем ее воспринимать, в нашей фонетической системе этих звуков нет.
Зачем нужна фонетика
Чтобы преподавать язык иностранцам. Без объяснения фонетических правил нельзя научить человека правильно произносить иностранные звуки. Вспомните, как вы в школе учились произносить английское «r» в слове «rabbit» (кролик) или немецкое «r» в слове «warum» (почему).
Да что там говорить, дети русское-то «р» не всегда выговаривают.
Чтобы определить норму произношения. Фонетисты определяют, что является нормой в произношении звуков, а что нет. Например, мы не произносим слово «молоко» как бабушка с окающим диалектом – [мОлОкО]. И мы не произносим его как дедушка с акающим диалектом – [мАлАкО].
Произнесите это слово и вслушайтесь в него. Вы между «м» и «л» произносите какой-то очень-очень короткий звук. Это и не О, и не А, и не Э. Поэтому в транскрипции для него придумали специальный значок – «ъ». Перед «л» и «к» вы произнесете звук, который уже больше похож на А, а под ударением произнесете то, что пишете, то есть О. Ваше произношение транскрибируется так: [мъл/\ко]. Точно так же вы будете произносить слова «борода» и «караван».
Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/\да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].
С какими науками связана фонетика
С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.
С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.
Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».
Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.
С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.
Как разобраться в фонетике
Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.
Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.
Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.
На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам будут приходить новые статьи по русскому языку. Я хочу написать статьи по всем темам русского языка, чтобы школьники могли заходить на сайт и вникать, если что-то им непонятно. Да и родители школьников тоже.
Посмотрите вот эти три подборки курсов по русскому. В них есть платные и бесплатные материалы для учеников всех возрастов.
Если не понравилась статья – покритикуйте ее в комментариях. Я просматриваю все комментарии и отвечаю на них. Если в тексте есть недостатки – буду его дорабатывать.
Что изучает фонетика? Гласные, согласные буквы и звуки
Содержание
В предыдущем уроке мы узнали, что речь бывает устная и письменная. Устная речь состоит из потока звуков. Когда человек произносит слово, возникают звуковые колебания, которые через воздушную среду добираются до другого человека и воспринимаются его органами слуха. Звук речи возникает тогда, когда человек выдыхает.
Звуковые единицы языка и саму звучащую речь изучает фонетика.
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй.
Фонетическая транскрипция
В русском языке не все слова читаются так же, как и пишутся. Сравни:
Чтобы записать произношение слова мы используем транскрипцию.
Транскрипция – запись слов в полном соответствии с их звучанием.
Транскрипция нужна для того, чтобы понять произносительную норму языка.
В транскрипции используются особые символы:
Звуки. Для чего они нужны?
Звуки речи нужны для того, чтобы мы могли отличать одно слово от другого. Сравним: кот – код, жил – шил, луг – лук, жар – шар, уголок – уголёк.
В русском языке насчитывается 33 буквы и 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Это происходит потому, что не каждому звуку соответствует буква. Так, все звуки можно разделить на несколько групп.
Гласные звуки
Гласные состоят из голоса. Десяти гласным буквам (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) соответствует 6 гласных звуков (а, э, и, о, у, ы). Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука при условии:
Все гласные можно разделить на ударные и безударные. Когда гласная попадает в безударное положение, ее не всегда можно различить. Например, безударная «е» в слове «река» произносится как слабый звук [и], однако пишется это слово не так, как слышится.
Согласные звуки
Согласные звуки могут состоять из шума и голоса и называться звонкими, а могут состоять только из шума и называться глухими. В русском языке существует 12 парных и 8 непарных звуков по глухости звонкости.
Кроме того, согласные звуки могут образовывать пары по твердости-мягкости. Не имеющими пару всегда твердыми являются ж, ш, ц, а всегда мягкими – ч, щ, й.
От особенностей звучания и образования звуков, входящих в них, согласные делятся на:
Иногда в словах встречаются долгие звуки: касса – [каса], сжать – [жать].
Все эти знания крайне важны, поскольку они являются базой для выполнения фонетического разбора.
Урок русского языка в 5 классе Что изучает фонетика
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Урок в 5 классе Что изучает Фонетика.docx
Урок русского языка в 5 «а» классе
2015 – 2016 учебный год
Тема: Что изучает фонетика
Цели деятельности учителя
1) Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика», научить понимать, какую роль играют звуки в речи, как они образуются.
2) Развивающая : развивать орфографическую грамотность, обогатить устную и письменную речь учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
3) Воспитательная: воспитать интерес к слову и необходимости правильной устной и письменной речи.
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные : знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков;
Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные : осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и творческой деятельности
Методы и формы обучения
Наблюдения над языковыми явлениями; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, магниты
Презентация по теме урока, таблицы, словарь, раздаточные листы с кроссвордом, опросники самодиагностики, задания группам, листы для самооценки
Звуки речи, фонема, транскрипция, алфавит, фонетика, графика, орфоэпия
Урок русского языка в 5 классе по теме « Что изучает фонетика » и компьютерная презентация к нему разработаны для использования в общеобразовательном классе учителями, преподающими русский язык по учебному комплексу М.М Разумовской.
Данная разработка предназначена для проведения первого урока при изучении темы «Фонетика».
Цель урока: повторить и систематизировать сведения о фонетике как науке о звуках речи, углубить знания о смыслоразличительной функции звука. Ученики продемонстрируют умения извлекать информацию и анализировать её, высказывать мысли в устной форме, работать в группе (умение слышать и слушать друг друга) и паре.
Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей урока
Сегодня 22 октября, и этот день, начиная с 1998 года, в мире отмечается как Международный день.. а вот кого.. вы узнаете, поработав по теме сегодняшнего урока.
Струя воды, жидкости, с силой выбрасываемая вверх из трубы или отверстия под действием давления (фонтан)
Литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных . (олицетворение)
Ошибочное, неполное понимание; то, что произошло в результате такого непонимания (недоразумение)
Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
Земельное пространство, занятое населённым пунктом, учреждением, предприятием или предназначенное для них (территория)
Творческая художественная деятельность (искусство)
Систематизированное собрание каких – либо предметов (коллекция)
Огнестрельные орудия различных калибров и конструкций (артиллерия)
(например, по вертикали получилось слово – ФОНЕТИКА, последних 4 слова – правописание с удвоенными согласными, это всё имена существительные)
— Какое слово для вас окажется трудным по написанию, когда вы будете писать словарный диктант? (запишите его в тетрадь)
Задание: Выделите окончания в словах (комментировано)
— Что нужно сделать, чтобы выделить окончания в словах? (изменить слово)
— Как будут называться слова, когда мы меняем только окончание слов? (формы слова)
Запишите рядом со своим выбранным словом ещё 2 формы этого слова. Выделите окончания.
Сообщение темы и цели урока.
— Какие разделы языкознания связаны с фонетикой? (орфоэпия, графика, орфография)
— Каким образом? (орфоэпия – правильное произношение, графика – обозначение звучащей речи на письме, орфография – правильное написание слов)
— А что вы знаете о фонетике?
Подберите однокоренные слова к слову фонетика.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором);
Фонендоскоп (медицинский прибор для прослушивания больных)
Саксофон ( духовой музыкальный инструмент )
Является ли однокоренным слово фон в этом предложении – На фоне тёмного неба ярко светились звёзды.
(нет, здесь лексическое значение слова фон – это задний план чего – либо; может быть ещё значение – цвет, обстановка)
Сегодня мы начинаем систематизировать все ваши знания в этой теме, понимать, какую роль играют звуки в речи.
Пожалуйста, оцените свои знания и умения по данной теме в опросниках самодиагностики.
— Какие ситуации для вас оказались самыми трудными? Прокомментируйте, пожалуйста.
Русский язык 5 класс Тема «Фонетика»
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях?
1. Я знаю, чем отличаются звуки и буквы
2. Я знаю, наизусть русский алфавит
3. Я умею правильно произносить названия всех букв русского алфавита.
4. Я умею объяснять звуковое значение букв е,ё, ю, я в разных фонетических позициях.
5. Я знаю порядок фонетического разбора слова.
6. Я умею производить разбор слов, в которых буквы не соответствуют звукам.
7. Я знаю отличие гласных звуков от согласных.
8. Я умею характеризовать звуки речи.
9. Я знаю, что такое транскрипция.
10. Я умею транскрибировать слова.
Работа по теме урока
Интересные факты о звуках
Давайте закроем на минуту уши ладонями.
— Что наступит? ( тишина, беззвучие; мир потеряет половину своих прелестей)
Звук – начало в человеческой жизни. Есть выражение: «В начале было слово». А я бы сказала, что в начале был звук.
— Как вы думаете, почему? (Звук – это наименьшая единица речи, которую мы произносим и слышим )
Очень много интересных фактов собрано о звуках. Давайте узнаем об этом.
Звук распространяется во всех упругих телах – твёрдых, жидких и газообразных, но не может распространяться в безвоздушном пространстве.
Лучше всего звук распространяется в твёрдых телах. Так, приложив ухо к земле, вы можете услышать, что происходит далеко от вас.
Силу звука принято измерять в белах – единицах, получивших свое название от имени изобретателя телефона американца Александра Грехем Белла. Но в повседневной практике пользуются децибелами – десятыми частями бела.
Шелест листвы имеет силу в 30 децибел, громкий разговор – 70 децибел, игра духового оркестра – 80 децибел, работающий самолетный двигатель 110-140 децибел. Звуки силой больше, чем 110 децибел, уже опасны для человеческого слуха.
Характерные стрекочущие звуки кузнечики издают с помощью своих задних ног.
Человеческий храп может быть такой же силы, что и шум отбойного молотка, и достигать 70 децибел.
Использование звука для обнаружения чего-либо называется эхолокацией. Киты и дельфины используют принцип эхолокации, отыскивая свой путь в море. Воспринимая эхо звуков, они узнают, какие предметы и существа находятся вокруг них.
Летучие мыши могут различать самые высокие во всём животном мире звуковые колебания.
Не все животные слышат звуки так, как человек. Так, кузнечики слышат лапками, совершая ими быстрые колебания узнают, откуда исходит звук. У змей нет ушей, и они не могут воспринимать звуки через воздух. Но они улавливают звуки, слушая землю. Рыбы слышат всем своим телом.
Вообще, интересных фактов, связанных со звуком, очень много, вы можете об этом прочитать в интернете, и на следующем уроке поделиться с нами, оформив в виде сообщения ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ о ЗВУКАХ.
Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения
— А какую функцию выполняют звуки? ( Смыслоразличительную)
Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение Бориса Заходера.
… Вот что сказка говорит:
Кит купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
Кот всегда над ним смеялся!
Время так проводит Кит:
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца пьет сметану.
Ловит Кит мышей на суше,
Кот на море бьет баклуши!
Кит царапался, кусался.
Ни с кем не дрался…
Кит любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Он охотно спрыгнет вниз…
Разбирались целый год,
Кто тут Кит и где тут Кот.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили:
« В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то против всяких правил
В сказке буквы переставил.
Переставил «КИТ», на «КОТ»,
«КОТ» на «КИТ» наоборот».
Построение проекта и выход из затруднительной ситуации
— К какому выводу можно прийти на основе данного стихотворения?
— Для чего же служат звуки речи?
( Каждый звук помогает различать слова по смыслу)
Поиграем: каждый ряд, выходя по 1 к доске, изменяет только первый звук в слове и записывает новое слово.
3 ряд: моль – роль – соль – боль – ноль – голь
— Получилось выполнить это задание?
Вывод: звуки речи служат для различения смысла слов. Их называют смыслоразличители.
Какое название носят звуки как смыслоразличители, кто придумал это название, как устроен наш речевой аппарат и что говорят лингвисты о фонетике, мы узнаем после того, как вы поработаете в группах.
У каждой группы есть задание, оно представлено на слайде и на ваших столах.
1 группа «Биологи» расскажет о строении речевого аппарата и образовании гласных и согласных звуков, пользуясь схемой в учебнике, текстом и таблицей.
Группе дан текст и таблички со словами лёгкие, гортань, голосовые связки, полость рта, полость носа, губы, язык. При объяснении ученики должны на доске (с помощью магнитов и табличек) показать цепочку образования звуков.
Текст для группы : органы речи – это лёгкие, гортань с голосовыми связками, полость носа и рта, язык, губы. Звуки речи образуются только при выдыхании. Выдох делается лёгкими. Струя воздуха идёт через гортань в полость рта или носа. В гортани находятся голосовые связки. Голосовые связки – это 2 мягкие складки, прикреплённые к стенкам гортани. Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук.
Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают.
Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа.
В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Эти органы относятся к артикуляционному аппарату.
2 группа «Языковеды» попытаются найти звуки русского языка, которых нет в английском языке, который изучают дети, и наоборот.
Задание для группы:
— Какие звуки английского языка отсутствуют в русском?
— Каких звуков русского языка нет в английском?
— Выскажи своё суждение о том, почему на иностранном языке, как правило, люди говорят с акцентом?
Текст для группы : имеющиеся в английском языке всего 44 звука и передаются они на письме всего лишь 26 буквами.
Английские гласные звуки, в отличие от русских, могут быть долгими и краткими.
В английском языке звонкие согласные перед глухими согласными, а также в конце слов всегда произносятся звонко, а русские согласные в таких случаях оглушаются.
В русском языке согласные звуки являются не только твердыми, но и мягкими. В английском языке такого попарного распределения мягких и твердых согласных нет. Почти все согласные английского языка произносятся твердо перед любым гласным.
В английском языке есть звуки, которых нет в русском [ θ ] [ ð ] [ ŋ ] [ w ] [ æ ] [ ə ]
3 группа: «Математики»
Вставить в тексте недостающие числа и слова.
Современный русский алфавит состоит из __ букв, __ из которых предназначены для обозначения гласных звуков. ___ буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают, это……
В русском языке __ гласных звуков. Это …….
Согласные звуки образуют __ пар по звонкости – глухости.
Мягкость звука обозначается в транскрипции…..
(Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков . 21 буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают, это Ъ, Ь
В русском языке 6 гласных звуков. Это [а], [о], [у], [э], [и], [ы]
Согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости.
Мягкость звука обозначается в транскрипции запятой ).
Определит различие между устной и письменной речью, обобщит знания по теме «Фонетика».
На карточке: Впервые определение звукам как смыслоразличителям дал замечательный учёный Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Таким звукам дали красивое название – фонема.
Составить таблицу на основе прочтения текста упр. 176 стр. 66. Записать главные отличия устной и письменной речи.
— произносимая и слышимая
— состоит из звуков, можно записать на носители
— записанная и читаемая
— возникла недавно, на базе устной речи
— закреплялась на бумаге, из поколения в поколение
Проверка: можно использовать документ – камеру и комментарии учащихся.
Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ.
— Что представляет собой устная речь?
— В каком разделе языкознания изучаются звуки речи?
— Какую роль играет звук в слове? (Приведите примеры)
3. Применение знаний и умений в новой ситуации
Отгадайте метаграммы ( это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою ( карта – парта)
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени –
Я по болоту зашагаю ( капля – цапля )
С твёрдым Л я на стене,
Книга, например, на мне.
Но как – только Л смягчите
Сразу в танец превратите. ( полка – полька)
Я – зверь свирепый, хитрый, злой.
Но дело в букве лишь одной
Скорей смените букву эту.
Я тотчас превращусь в планету. ( барс – Марс )
— Самые маленькие единицы языка? (звуки)
— Какая наука изучает звучащую речь? (фонетика)
— Звуки как смыслоразличители (фонемы)
— Речь произносимая и слышимая (устная)
— Наука о правильном произношении (орфоэпия)
— Наука об обозначении звуков (графика)
— Речь записанная и читаемая (письменная)
Напишите синквейн по теме звук
Произносится, озвончается, оглушается
Что ни звук, то подарок
5. Домашнее задание – тпо стр. 35, дополнительно задание на карточках
Задание : из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть – гость
Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка
— Выберите для себя начало фразы и выскажите вслух:
— Я почувствовал, что
— Сегодня я научился…
(Международный день заикающихся людей. Заиканием называется нарушение речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата.)
— А как вы относитесь к таким людям? (надо быть более терпимым к таким людям, относиться к ним как к тем, у кого нет таких проблем, не смеяться над ними, не передразнивать)
Самооценка (анкета, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока)