что такое фондю в балете
Что такое гранд батман тандю, жете, фондю и что он развивает?
Художественная гимнастика – удивительный по своим граням вид спорта: здесь проявляется и суровая техника, и изящный батман тандю. Удачно переплетая силу и выносливость, гимнастика еще воспитывает в девушке эстетический вкус, учит хореографии и музыкальности. В основе художественной гимнастики – танец и спорт, поэтому хореографии отведена огромная роль. А непосвященным будет сложно сразу разобраться в терминах, особенностях и правилах.
Батман тандю — battement tendu
Уроки хореографии в художественной гимнастике присутствуют повсеместно – и в разминках, и на тренировках, и в каждой комбинации номера. Безусловно, номера могут выполняться в различных стилях – от современного до исторического, но в основе каждого движения лежит классический танец. Именно классика в хореографии – с ее батман фоню, батман фраппе, батман сотеню и другими терминами – результат многолетней практики, опыта великих хореографов и база для танцев в художественной гимнастике.
Любое обучение хореографии начинается с постановки движений у станка. Такие движения тренируют навыки, оттачивают легкость и четкость исполнения. Одним из этих базовых движений является батман тандю. Само слово батман (фр. «Battement») означает движение поднятой, отведенной и согнутой ноги. В этом движении спортсменка опирается на одну ноги – всей стопой или только пальцами – а вторая, рабочая нога выполняет элемент.
Батман тандю (battement tendu) дословно переводится как «напряженный, натянутый». В этом батмане нога попеременно отводится назад, в сторону или вперед, при том что направлены пальцы рабочей ноги носком в пол. Когда стопа отводится вперед или назад, угол между телом и ногой должен составлять 90 градусов. Когда нога движется в сторону – она должна быть на одном уровне с линией плеч. При выполнении движения обе ноги находятся в напряжении, вытянуты.
Другая разновидность батман тандю – батман тандю жетэ (battement tendu jeté). Здесь все выполняется похоже на первое движение, однако ногу нужно поднять на 45 градусов (в начале занятий допустимо поднятие только на 25 градусов). Оторванную от пола ногу необходимо на несколько секунд задержать в этом положении, и затем сначала вернуть стопу на вытянутое расстояние, и только потом привести рабочую ногу к опорной.
Батман тандю жете сильно разрабатывает мышцы ног, выносливость их в воздухе. Очень важно при исполнении движения, чтобы корпус был собран и спокоен, а плечи не поднимались. В каком бы направлении не двигалась рабочая нога, бросок должен происходить исключительно по прямой линии. И независимо, проводится ли бросок ноги в правую сторону, вперед или назад – высота должна быть всегда одинаковой.
Оба эти движения выполняются при стойке гимнастки в I или V позиции.
Батман фондю — battement fondu
Батман фондю берет свое название от французского слова fonder – «таять, плавиться». Это движение считается более сложным. Опорную ногу в тазобедренном суставе сгибают до положение деми плие, а рабочая нога переводится в положение подъема — le cou-de-pied. Из этого положения ноги выпрямляются, а рабочая нога отводится – назад, в сторону, вперед.
Начинают осваивать этот батман, находясь лицом к палке станка, затем держатся за палку только одной рукой. При первых занятиях стопа должна оставаться на полу, а по мере освоения движения рабочая нога поднимается до 45 градусов. Такое упражнение начинается с V позиции. В начале освоения движения, на каждое направление делают не более 4 повторений подряд, а затем чередуют – 2 повтора вперед, 2 назад, 2 – в сторону. Батман фондю отлично развивает эластичность ног и суставов.
Батман девлоппе — battement developpé
Батман девлоппе берет свое название от французского слова developpé – «развитой, расширенный». Движение невероятно тренирует выворотность и повышает изящность. Вытянутая стопа рабочей ноги занимает положение cou-de-pied, а затем начинает скользить по опорной ноге, постепенно достигая середины колена. Затем рабочая нога отводится в сторону, удерживаясь на высоте не ниже 90 градусов. На высоте нога фиксируется, а затем возвращается к колену опорной ноги, следуя правилам еще одно батмана — релеве лян.
Батман релеве лян — Battement relevé lent, в свою очередь, диктует следующие правила: рабочая нога медленно отводится в сторону, вперед или назад, а затем поднимается до уровня 90 градусов и задерживается в этой точке. Опускаясь на пол, нога занимает исходную 5 позицию, переходя с носочка на всю стопу.
Гранд батман жете — grand battement jeté
Этот большой батман отлично способствует, развивает выносливость и мышечный корсет. Гранд батман жетэ предусматривает бросок ноги на высоту 90 градусов и даже выше, но на начальном этапе лучше ограничиться прямым углом. Движение допускает отклонение корпуса на опорной ноге вперед, когда рабочая нога совершает взмах назад, и наоборот – корпус наклоняется назад при подъеме ноги вперед. Когда совершается подъем ноги в сторону, корпус должен оставаться в том же положении.
Упражнение выполняется из 5 позиции. Рабочая нога сильным движением поднимается вверх, находясь напряженной и вытянутой. Затем опускается на носок, и лишь потом стопа подводится к стопе опорной ноги. Допустимо совершить несколько поднятий ноги, не возвращая ее в исходную позицию.
Изучать данное движение начинают, находясь лицом к палке станка. В этом положении можно отрабатывать гранд батман жете в сторону и в направлении назад. Grand battement jeté вперед новичкам проще тренировать, уже находясь боком к палке и держась за нее одной рукой. Вначале этот батман повторяют по 8 раз подряд на каждое направление, затем чередуют их по 4 раза.
Батман фрапэ — Battement frappé
Разновидность данного батмана характеризуется словом frapper, что в переводе с французского означает «бить, ударять». В основе батмана фрапэ – движение-удар, которое отлично развивает коленные суставы. Осваивать это движение рекомендуют, стоя лицом к станку.
Батман фрапэ начинается с исходной 5 позиции, правую ногу выводят вперед. Рабочая нога выводится на 2 позицию по всем правилам описанного выше батман тандю. Пятка рабочей ноги поднята, носок смотрит вниз. Затем вытянутая нога резко тянется к щиколотке опорной, стопой обхватывая ее. Несколько счетов нога остается в этом положении, после чего вытягивается на уровень 45 градусов, замирает, и снова возвращается к удару по щиколотке. Этот батман может проводиться во всех трех направлениях.
Можно смело сказать, что от уровня хореографической подготовки гимнастки зависит вся эффектность выступления. Движения, которые составляют основу классических танцев, способны окружить номер изяществом, нежностью и эстетичностью. Кроме того, выполняя эти сложные, а порой и нудные повторения, спортсменка обязана «держать лицо», а это – дополнительное развитие мимики, осанки и необходимость следить за выражением лица. Не секрет ведь, что судьи при оценке выступлений в художественной гимнастике обращает серьезное внимание на улыбку гимнастки, ее «переживание» номера и эмоции.
Набор движений из классического танца составляют фундамент не только для всей хореографии, но и для художественной гимнастике. Пусть этот набор не имеет всего того массива, что изучают в балетных школах, но этих нескольких батманов и плие достаточно, чтобы развить танцевальные способности у девочек. Ведь здесь участвуют не только ноги, но и руки, лицо, корпус – и вытянутая в струнку гимнастка превращается в статную изящную фигурку.
Battement fondu
Battement fondu [Баттман фондю] (тающее движение) – сгибание работающей ноги в положение sur le cou-de-pied при одновременном demi plie на опорной ноге и разгибание работающей ноги в любом направлении при одновременном подъеме их demi plie. Все элементы движения выполняются плавно и слитно.При исполнении движения вперед рабочая нога закрывается в положение условное sur le cou-de-pied спереди путем отведения колена в сторону.
Открывается нога вперед пяткой, сохраняя выворотность в колене. При исполнении движения назад рабочая нога закрывается в положение sur le cou-de-pied сзади, сохраняя выворотность в колене. Открывается нога назад за вытянутым носком.
Изучается движение на полной стопе с открытием работающей ноги носком в пол. Усложняется движение полупальцами опорной ноги в открытом положении работающей на 45°. Так же battement fondu может исполняться с открытием работающей ноги на 90°.
Battement fondu комбинируется с многими другими движениями (rond de jambe en l’air, pas tombe,battement frappe и др.)
Музыкальный размер 2/4, медленно.
Существует разновидность battement fondu — battement double fondu (двойное fondu). Исполняется по всем правилам battement fondu, но добавляется второе demi plie на опорной ноге с работающей в положении sur le cou-de-pied.
Музыкальный размер 4/4.
Battement fondu и battement double fondu развивают силу, выворотность, эластичность ног.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Словарь основных балетных терминов
Балерины всегда танцуют на цыпочках. Не проще ли было бы брать девушек ростом повыше? — пошутил один комик. На самом деле, двигаются они не на цыпочках, а на пуантах. А мы расскажем что-такое пуанты, и что обозначают все эти красивые балетные термины.
Как медики изучают латынь одновременно со специальным образованием, так балетным артистам можно посоветовать учить французский, тогда в танцевальном классе не понадобится объяснять хореографию. Вокабуляр балета почти весь пришел из французского языка, и буквально описывает как выглядят движения.
В старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки ( фр. pas de chat), рыбы ( фр. pas de poisson), ножниц ( фр. pas de ciseaux) и другие.
А вот примеры общепринятых современных понятий:
Аттитюд (Attitude — поза, позиция, манера)
Одна из основных поз, при выполнении которой работающая нога, согнутая в колене, поднята на какую-либо высоту, при этом опорная нога стоит на целой ступне, полупальцах или пальцах, руки находятся в положении arrondie.
Арронди (arrondie — округлый) — округлённое положение руки.
Aрабеск (arabesque — арабский)
Поза, в которой танцовщик стоит на одной ноге, вторая отведена назад, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону.
Батманы (Battements — биение, удары)
Группа движений, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц. Характеризуются взмахами ноги вперед, назад или в сторону.
Бризэ (от Briser — разбивать или brise — лёгкий ветер)
Маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой.
Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trois, Grand Pas, но возможен в качестве самостоятельного эпизода.
Глиссад (Па) (Glissade, от glisser — скользить)
Прыжок с продвижением, начинающийся и заканчивающийся в 5-й позиции. Или движение, состоящее из открывания одной ноги в каком-либо направлении на demi-plié и последующего шага на полупальцы в том же направлении с подтягиванием другой ноги в 5-ю позицию.
Деми-плие (demi-plié) — то есть полу-присед. Французская приставка “полу-” может использоваться и с другими терминами.
Дивертисмент (Divertissement — развлечение)
Ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров.
Кордебалет (corps de ballet, букв. — состав балета). Основная часть труппы, артисты, исполняющие вместе массовые сцены.
Круазэ (Croisée, от croiser — скрещивать)
Поза классического танца, выстраиваемая из 5-й позиции отведением ноги вперёд либо назад. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке.
Па (Pas — движение, шаг).
Просто движение, лейтмотив, на котором строится танец; в более общем смысле — законченная танцевальная фраза или целая композиция.
Pas de deux (букв. «танец двоих»)
Музыкально-танцевальная форма, принятая в балете с XIX века, состоящая из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэтного танца), Variation (вариации балерины и танцовщика), Coda (заключительной части).
Плие (Plié, от plier — сгибать [колени]). Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций.
Пуанты — женские балетные туфли. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы (фр. sur les pointes — на кончиках пальцев/на носках)
Фуэтэ (Fouetté — от фр. fouetter — взбивать)
Движение, которое исполняется балериной на пуантах в финале Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, свободная нога делает махи, помогая вращению.
Как сохранить здоровье и молодость в любом возрасте!Здоровье, гимнастика, акробатика,танец — всё для поддержания физически активной жизни в любом возрасте.
Июн 27th Урок 15. Battement fondu. Классический танец.
Движение Battement fondu в классическом танце начинаем изучать только после хорошего усвоения Demi-plié и Battement frappé.
В опорной ноге выполняем Demi-plié. В рабочей ноге выполняем движение, которое похоже по траектории движения на движение рабочей ноги в Battement frappé.
Battement fondu это «тающее» движение. Принцип работы при сгибании и разгибании колена тот же, что и Demi-plié. Как только согнули колени до определённого уровня, начинаем их разгибание.
Как разучивать Battement fondu.
Условное Sur le cou-de-pied.
Прежде, чем приступить к изучению Battement fondu, вспомним, что такое условное Sur le cou-de-pied.
При выполнении движения Battement frappé пользуемся основной формой Sur le cou-de-pied.
В Battement fondu же нам понадобиться условное Sur le cou-de-pied.
В движении Battement fondu это касание происходит в максимально углублённой точки Demi-plié опорной ноги.
Условное Sur le cou-de-pied существует только одного вида — спереди. Sur le cou-de-pied сзади бывает только основным. Им мы и пользуемся при необходимости, когда, например, выполняем Battement fondu назад, или возникает необходимость чередования Sur le cou-de-pie d спереди и сзади при выполнении движения Battement fondu в сторону.
Battement fondu в сторону носком в пол.
Начинаем разучивание Battement fondu в сторону
По принципу Battement tendu отводим рабочую ногу в направлении второй позиции носком в пол.
Рассмотрим движение рабочей ноги.
Предельно выворотная рабочая нога, сгибаясь в колене, переносит стопу рабочей ноги в положение условного Sur le cou-de-pied спереди.
Носок рабочей ноги перемещается от положения носком в пол до положения условное Sur le cou-de-pied спереди по воображаемой прямой линии.
Коснувшись носком в положении условное Sur le cou-de-pied спереди щиколотки опорной ноги, рабочая нога тут же начинает разгибаться в колене, ведя носок в положение второй позиции носком в пол.
Коснувшись носком пола при максимально вытянутом колене, рабочая нога вновь начинает сгибаться в колене, ведя стопу по воображаемой прямой линии в положение Sur le cou-de-pied сзади.
Выполните движение с обеих ног в направлении вперёд, в сторону, назад, хорошо усвоив траекторию движения носка рабочей ноги.
Соединим движение рабочей ноги с движением Demi-plié в опорной ноге.
Стоим в первой позиции ног, лицом к палочке двумя, руками за палочку. Вес тела равномерно распределён на обеих ногах.
Отводим рабочую ногу в сторону носком в пол по принципу Battement tendu. Вес тела вместе с движением переносится на опорную ногу. Обе ноги максимально натянуты и выворотны от паха.
1. Одновременно обе ноги начинают сгибаться в колене:
Рабочая нога, ведя нижнюю часть ноги в положение условное Sur le cou-de-pied.
Опорная нога, выполняя движение Demi-plié.
2. В момент максимально углублённого положения Demi-plié в опорной ноге, натянутые пальцы касаются опорной щиколотки опорной ноги и не задерживаясь в этом положении обе ноги начинают разгибаться в колене:
Рабочая нога, ведя стопу по воображаемой прямой линии в положение в сторону второй позиции носком в пол.
Опорная нога, вырастая из нижнего положения в Demi-plié.
3. Касание пола рабочей ноги должно произойти одновременно с выпрямлением обеих ног. В тот же момент оба колена обеих ног начинают вновь сгибание.
Рабочая нога, ведя нижнюю часть ноги в положение Sur le cou-de-pied сзади.
Опорная нога, выполняя движение Demi-plié (приседание).
При разучивании движения следить за выворотностью обеих ног и правильным положением корпуса, хорошо подтянутого наверх.
Battement fondu назад носком в пол.
После разучивания Battement fondu в сторону, переходим к разучиванию в направлении назад.
По принципу Battement tendu выводим рабочую ногу назад носком в пол (рабочую ногу в начале движения можно так же выводить в положение в сторону носком в пол. В этом случае, особенно при разучивании движения, нам удаётся лучшим образом сохранить выворотность рабочей ноги в начале движения, что позволит лучше чувствовать выворотность ноги в процессе движения. Это применяется в том случае, когда мы не достаточно хорошо усвоили понятие выворотности рабочей ноги от паха ).
1. Начинаем одновременное сгибание обеих ног в коленном суставе.
При движении рабочей ноги из положения сзади в направлении вперёд активно подаётся вперёд пятка рабочей ноги, сохраняя предельную выворотность рабочей ноги от паха.
Опорная нога одновременно со сгибом колена рабочей ноги начинает выполнять Demi-plié.
2. Дойдя до самого глубокого положения в Demi-plié и одновременно коснувшись натянутыми пальцами рабочей ноги щиколотки опорной ноги, начинаем разгибать обе ноги возвращая их в первоначальное положение.
При движении рабочей ноги из положения спереди в направлении назад, рабочая нога активно подаёт назад ногу от паха, уводя колено в направлении назад, сохраняя ногы выворотной коленом в сторону. Стопа при этом, как бы не торопится придти на место. Её придерживание помогает сохранить выворотное положение всей ноги.
При работе в направлении назад два бедра и два плеча сохраняют свою ровность относительно палочки.
Весь корпус подтянут наверх.
Особое внимание стоит уделить противоположному рабочей ноге плечу. При движении рабочей ноги в направлении назад, оно имеет тенденцию уходить вперёд, разворачивая весь верх корпуса в сторону рабочей ноги.
Если это происходит, сознательно отведите его назад-вниз и прочувствуйте все мышцы, которые работают по диагонали от плеча до хорошо собранной ягодицы рабочей ноги. Рабочая нога при этом должна быть в выворотном положении.
Battement fondu вперёд носком в пол.
Это направление начинаем разучивать после усвоения направлений в сторону и назад.
По принципу Battement tendu выводим рабочую ногу вперёд носком в пол.
1. Сохраняя выворотность начинаем одновременно сгибать обе ноги в коленном суставе.
Рабочая нога начинает движение в направлении условного Sur le cou-de-pied при активной работе верхней части ноги от паха. Стопа при этом как бы задерживает движение, не торопясь придти в положение Sur le cou-de-pied.
Опорная нога выполняет первую часть Demi-plié.
Корпус остаётся подтянутым. Ягодицы собраны. Тяжесть корпуса целиком на опорной ноге.
2. В максимальной точке Demi-plié происходит касание пальцами рабочей ноги щиколотки опорной ноги и в тот же момент движение меняет направление на противоположное, то есть на разгибание колен, возвращая всё тело в первоначальное положение.
Рабочая нога активной работой нижней части ноги, возвращает всю ногу в направлении вперёд носком в пол. При этом движении верхняя часть ноги как бы удерживает всё движение ноги вперёд. Этим помогает сохранить выворотность рабочей ноги по всей её длине от паха.
Приход рабочей ноги в пол должен соответствовать её полному выпрямлению в коленном суставе.
Опорная нога выполняет вторую часть Demi-plié, то есть «вырастание». Полное выпрямление коленного сустава обеих ног должно происходить в момент касания носком рабочей ноги пола.
Особое внимание уделить подтянутости корпуса вверх на протяжении всего движения.
Battement fondu. Работа над корпусом.
1. Если мы говорим о направление в сторону, то говорим прежде всего о развитии выворотности обеих ног и о правильном положении корпуса, на основе которого вырабатываем устойчивость.
2. Движение ноги в направлении назад мы начинаем уже после отработанной выворотности в положении в сторону.
Здесь мы усваиваем, что для лучшего сохранения выворотности, при направлении движения рабочей ноги назад, мы должны активно подать колено от паха назад, сохраняя крепость ягодицы, и придержать максимально нижнюю часть ( хорошо натянутую в подъёме стопу) от удаления от опорной ноги. Таким образом, мы сохраняем выворотность всей ноги в направлении движения назад.
При подачи рабочей ноги вперёд активно принимает направление нижняя часть рабочей ноги, колено при этом, как бы отстаёт в движении, обеспечивая выворотность по всей длине ноги.
По мимо этого, мы усваиваем работу верхней части тела. Здесь активно вступают в работу мышцы спины от плеча до собранной ягодицы рабочей ноги. При работе группой мышц этой «диагонали», мы не должны забывать о передней части корпуса, то есть мышцах живота и диафрагме.
Собирая ягодицы, мы как бы разворачиваем таз. Поэтому, собирая мышцы живота вовнутрь, возникает ощущение, что мы собираем их в область пупка. Диафрагма должна быть «сдута» и опущена в ту же область.
Подтянутость и собранность живота и диафрагмы, вместе с опущенными плечами и стремлением темечка головы вверх, дают ощущения подтянутого вверх корпуса.
3. Движение рабочей ноги в направлении вперёд имеет свои особенности работы верха корпуса.
На основе разученного ранее движения рабочей ноги назад, мы уже понимаем, что рабочая нога двигаясь в направлении «вперёд» активно подаёт хорошо натянутую стопу вперёд, придерживая подачу вперёд колена.
Движение рабочей ноги назад начинаем с активной подачи колена рабочей ноги выворотной от паха, придерживая при этом подачу в том же направлении хорошо натянутого свода стопы.
При движении рабочей ноги вперёд необходимо соблюдать подтянутость корпуса вверх, начиная с тазобедренного сустава. Подтягивая корпус вверх, мы как бы частично освобождаем от его тяжести ноги, что при хорошей их натяжке позволяет придать им видимую лёгкость в исполнении движений.
Возможные ошибки при выполнении Battement fondu.
а) Сгибание и разгибание ног происходит не одновременно.
в) В движении рабочей ноги (как и опорной) наблюдаются ускорения и замедления.
с) Задерживаемся в нижней точке Demi-plié (сидим) и слишком рано возвращаемся в первоначальное положение (простаиваем)
При правильном разучивании Battement fondu, остальных ошибок можно избежать.
Ошибка невыворотной ноги в положении носком в пол во всех направлениях. Следует вывернуть ногу от паха.
Неправильное положение корпуса при неправильной работе в тазобедренном суставе. Следует собрать ягодицы, подтянуться в тазобедренном суставе и проверить всю постановку и подтянутость корпуса на опорной ноге (тазобедренный сустав, ягодицы, живот, диафрагма, плечи, лопатки, мышцы спины, голова)
В момент, когда одна из ног должна начать движение или перемещение, она принимает функции рабочей ноги.
В тот же момент тяжесть корпуса переносится на другую ногу, которая принимает функции опорной ноги.
Тяжесть тела при этом должна равномерно распределиться на стопе опорной ноги, освобождая рабочую ногу для свободного движения.
При этом верхняя часть корпуса должна оставаться перпендикулярной полу.
Мышцы верхней части корпуса подтянуты таким образом, чтобы было ощущение подтянутого вверх корпуса.