что такое фольклорный ансамбль

Подписка на новости

Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».

Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Для желающих следить за новостями в Telegram создан бот @PenzaNewsBot и канал @PenzaNews.

Фольклорные коллективы

Энциклопедия

Фольклорные коллективы — организационно-творческие структуры, деятельность которых направлена на изучение, освоение, сохранение и пропаганду фольклорного наследия песенного, музыкального, танцевального и драматического характера.

Фольклорные коллективы делятся на аутентичные и неаутентичные. Аутентичные, или этнографические, коллективы представляют собой остатки сохранившихся локальных сельских общностей и состоят из жителей села (аутентичных исполнителей), которые являются подлинными носителями фольклорной традиции. Неаутентичные коллективы подразделяются на коллективы сценического направления, ориентирующиеся на традиции народного хора или ансамбля песни и танца, а также на коллективы несценического направления, пытающиеся освоить фольклорную традицию данного района, ведущие помимо сценических выступлений собирательную фольклорно-этнографическую работу.

В Пензенской области насчитывалось в начале 1970-х годов — 26 коллективов, а к середине 1990-х годов — около 300 аутентичных коллективов. Среди них наиболее распространены русские, татарские, мордовские и чувашские ансамбли. Русские этнографические ансамбли существуют в селах: Михайловка (возник в 1939, руководитель Е.К. Медянцева, бронзовый призер творческого показа на ВДНХ СССР); Канаевка (1946, руководитель Н.С. Мальков, золотой призер творческого показа на ВДНХ СССР, лауреат всесоюзных и всероссийских фестивалей самодеятельного художественного творчества, участник международных фольклорных фестивалей); Белынь (начало 1950-х годов, руководитель А.Е. Юрова, участник Международного фольклорного фестиваля в Дубне); Павло-Куракино (начало 1950-х годов, руководитель М.И. Аникин); Марьевка (1953, руководитель М.П. Фадеева, Е.М. Храмова, лауреат 1-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, дипломант всероссийских фестивалей). В 1962 году возникли русские этнографические ансамбли в селах: Николо- Райское (руководитель М.Ф. Родионова); Каменный Брод (лауреат областных смотров и конкурсов); Лесной Вьяс (руководитель А.Е. Коннова, лауреат Всероссийского фестиваля «Салют Победы»); Юлово (руководитель Л.А. Саженина, дипломант Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, всероссийских смотров и конкурсов). Русские этнографические ансамбли созданы в селах: Н. Мывал, Карачаевка (руководитель М.В. Иванова, дипломант областных смотров); Тюнярь (руководитель А.А. Быстракова, лауреат областных фольклорных фестивалей); Чаадаевка (руководитель Л.И. Глухих, В.Н. Семейкина, дипломант областных смотров); Соколка (руководитель М.В. Паршина, лауреат областных фольклорных фестивалей); Казачья Пелетьма (руководитель А.И. Казицина, дипломант 2-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества); Степное Полеологово (руководитель Р.И. Кучер); Архангельское (руководитель И.А. Бобылева); Никифоровка (лауреат областных фестивалей «Пензенские россыпи»); Маровка (лауреат областных фестивалей); Алексеевка (руководитель С.А. Федотова, лауреат областных смотров) и др.

Мордовские этнографические коллективы возникли в селах: Новые Пичуры (1939, руководитель Ф.П. Матин, лауреат премии Пензенского комсомола, лауреат областных и всероссийских смотров и конкурсов); Старая Яксарка (1947, руководитель А.А. Живаев, дипломант Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, всероссийских смотров); Ермолаевка (конец 1950-х годов, руководитель З.А. Зоткина, лауреат областных смотров и фестивалей); Карсаевка (начало 1960-х годов, руководитель Р.Т. Байшева, дипломант всероссийских смотров и областных конкурсов); Пылково, Чумаево (конец 1960-х годов, руководитель В.В. Чаадаев, лауреат обл. конкурсов); Вачелай (1974, руководитель М.М. Атяшкин, дипломант областных фестивалей); Тешнярь («Лейне», в переводе «Ручеек», руководитель И.Я. Астаев, лауреат всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества, всероссийских смотров, Международного фольклорного фестиваля молодежи и студентов); Колдаис, Армиево («Килине», в переводе «Березка», дипломант областных конкурсов); Б. Пермиево (руководитель И.Т. Зажоркин, дипломант всероссийских смотров, лауреат Международного фольклорного фестиваля в Саранске); Мокрый Дол (лауреат областных смотров) и др.

Известны татарские этнографические коллективы в селах: Усть-Уза (начало 1950-х годов, рук. А.М. Якупова, дипломант Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества); Индерка (рук. Г.Р. Вагапова). Чувашские этнографические коллективы существовали в селах: Илим-Гора («Азамат», в переводе «Радуга», руководитель Н.Е. Башкирова, дипломант всесоюзных и всероссийских фестивалей); Алешкино (руководитель Н.Н. Библев).

В области насчитывается более 150 неаутентичных ансамблей. Наиболее интересны такие коллективы, как: «Реченька», «Голоса России, «Пензенская песня» (при ОНМЦ, руководитель Н.С. Мальков, лауреат всероссийских фестивалей); коллектив с. Лермонтово (руководитель В.А. Каракин, лауреат областных фестивалей); коллектив с. Пачелма (руководитель С.П. Солодкова); «Миряне» (при Пензенском училище культуры и искусств, рук. Е.Г. Пыкова, лауреат всероссийского телерадиоконкурса «Голоса России» (Смоленск), дипломант 1-го Международного конкурса игровых и развлекательных программ (Москва), лауреат областного конкурса хоровых коллективов и ансамблей им. О.В. Гришина).

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Соколова А.К. К вопросу об определении понятия «фольклорный ансамбль»

Соколова А.К. К вопросу об определении понятия «фольклорный ансамбль» // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1. – М., 1988. С. 47-48.

Широко развернувшаяся работа по практическому использованию фольклора в деятельности самодеятельных и профессиональных коллективов разного уровня и разной направленности, и возникновение такой ситуации, когда обращение к фольклору становится модным и поэтому престижно именоваться фольклорным, требуют определения критериев оценки существующих коллективов и, прежде всего, самого понятия «фольклорный ансамбль (или коллектив)». Это необходимо всем, кто руководит такого рода коллективами, консультирует их по линии культурно-просветительской работы и оценивает их выступления на смотрах и конкурсах.
Предлагается следующее определение: фольклорным может называться коллектив, исполняющий произведения народного творчества в соответствия со стилем той местной фольклорной традиции, к которой эти произведения относятся.
Главным критерием оценки фольклорного коллектива является не только максимальное соответствие исполняемого материала первоисточнику, но и, что особенно важно, художественный уровень исполнительского искусства, демонстрирующий типические черты исполнительского стиля конкретной традиции.
При классификации фольклорных коллективов целесообразно опираться на один из общеполагающих научных принципов классификации: разделение явлений по наличию пли отсутствию признака. Предлагаемую классификацию наглядно иллюстрирует следующая схема:

что такое фольклорный ансамбль. Смотреть фото что такое фольклорный ансамбль. Смотреть картинку что такое фольклорный ансамбль. Картинка про что такое фольклорный ансамбль. Фото что такое фольклорный ансамбль

Участники первичных фольклорных коллективов — носители конкретной фольклорной традиции, а участники вторичных — таковым не

являются. Самоорганизующиеся коллективы — семейные, соседские ансамбли. Специально организуемые — самодеятельные клубные ансамбли.
В связи с тем, что участники вторичных фольклорных коллективов не являются носителями традиции, необходимое и обязательное условие существования этих коллективов — изучение конкретных местных фольклорных традиций.
Характерной особенностью деятельности всех коллективов, за исключением самоорганизующихся, может быть интерпретация фольклорного материала, которая в каждом конкретном случае проявляется по-своему: в добавлении инструментального сопровождения, в использовании инструментов, воссозданию: по их описанию, в подражании манере пения известных сольных исполнителей народных песен, в трактовке некоторых артикуляционных средств (акцентировки, темпа, динамики), в применении инструментов, нетипичных для фольклорной традиции. Все вышеперечисленные моменты оказывают определенное влияние на общий характер звучания. Чем в большей степени интерпретация влияет на изменение звукового образа традиции, тем проблематичнее становится целесообразность называния коллектива «фольклорным». Поэтому для указанных типов ансамблей особое значение приобретает критерий степени соответствия звукового образа исполнения — звуковому образу представляемых фольклорных традиций. Искажение звукового образа, которое происходит в результате изменения совокупности признаков, влияющих на характер звучания, приводит к возникновению псевдофольклора.

Оставьте комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Что такое фольклорный ансамбль

До 60-х годов прошлого века такое определение творческого коллектива, как «фольклорный ансамбль», вообще не существовало. Даже этнографические ансамбли (то есть бытовые сельские ансамбли любителей старинных песен) называли себя народным хором, также именовали их и в учреждениях культуры, и в прессе. Известные собиратели фольклора в Воронежской области Митрофан Ефимович Пятницкий, Евгения Эдуардовна Линева (в начале XX века), Константин Ираклиевич Массалитинов, Анна Васильевна Руднева (с 30-х годов) в своих дневниках и публикациях называли исполнителей песенной артелью, ансамблем песенников, или народным хором.

В отличие от профессиональных народных коллективов и их клонов в сельских клубах, исполняющих, в основном, обработки народных песен и авторскую музыку в стиле массовой советской песни, фольклорные ансамбли, появляющиеся в городской среде с конца 60-х годов, стремились пропагандировать традиционную народную песню так, как она звучала в быту — праздничном или повседневном. Влияние аранжировщика, композитора или хормейстера на структуру и исполнительские приемы песни — минимально, поскольку ориентиром для воспроизведения или тиражирования фольклора служит аудиозапись, сделанная от носителей крестьянской песенной традиции. Эстетика подлинной народной песни привлекла внимание прежде всего городской молодежи.

В 1968 году Евгений Шелеманов создает в Воронеже молодежный фольклорный ансамбль «Лада», ориентированный на фольклорный материал. Он показал на сцене бытовые фольклорные инструменты, фрагменты обрядов и исполнительский стиль, близкий к традиционному. Однако ансамбль еще не смог полностью отказаться от концертных форм, характерных для профессионального народного хора. Хоровая группа ансамбля представила аутентичный фольклор и показала устно-импровизационный характер пес-нетворчества только в конце 80-х годов под руководством уже другого руководителя.

В 1974 году известный собиратель воронежского фольклора Петр Антонович Макиенко при общеобразовательной школе № 37 создает фольклорный ансамбль «Желаннушка», в котором реконструирует в упрощенном виде свои экспедиционные записи. Напротив, задачу показать самые сложные образцы фольклора разных областей России, восстановленные по многомикрофонным записям В. Щурова, Д. Покровского, ставил перед собой фольклорный ансамбль «Вайя», созданный в 1979 году Юрием Носковым.

С 1975 года ведет свою историю клубное объединение «Играй, гармонь», которое возглавила Валентина Поташова. Она собрала и объединила носителей традиции, волею судьбы оказавшихся в городе: гармонистов, певцов, частушечников. В настоящее время этот творческий клуб существует на общественных началах при Городском Доме культуры.

На пропаганду только воронежского фольклора ориентируется в своих творческих поисках фольклорный ансамбль «Радовесь», организованный в 1993 году Верой Галюк при Воронежском областном научно-методическом центре народного творчества.

Фольклорный ансамбль «Воля», созданный Галиной Сысоевой в 1989 году при Воронежском государственном институте искусств (ныне академия искусств), стал не только творческой лабораторией для изучения местных певческих традиций, но и центром притяжения для многих других молодежных фольклорных коллективов, кружков. Студенты используют метод глубокого погружения в традицию — исследуют этнографический контекст, структуру, исполнительские приемы, локальные особенности, то есть все то, что составляет сущность музыкального диалекта.

С открытием кафедры этномузыкологии (музыкальной фольклористики) ВГАИ (зав. кафедрой профессор Г.Я. Сысоева) в 1991 году и появлением первых выпускников фольклорное движение в городе бурно растет и качественно изменяется.

Выпускники и преподаватели кафедры получили признание не только в своем регионе, но и далеко за его пределами, благодаря успешной деятельности организованным ими ансамблям. Александра Самотягина успешно экспериментирует с фольклорным ансамблем «Паветье», используя различные формы фольклорного исполнительства — от аутентичного на сцене и в массовых гуляниях до эстрадного в форме ремиксов. Галина Христова с фольклорным ансамблем «Терем» филологического факультета ВГУ успешно занимается изучением песенных традиций Воронежской области.

Новые тенденции в фольклорном движении проявились с конца 90-х годов в профессионализации детского музыкального творчества в связи с бурным ростом фольклорных отделений в музыкальных школах города, которыми руководят в основном выпускники кафедры этномузыкологии ВГАИ, выпускники отделения народного хора Воронежского музыкального училища им. Ростроповичей (зав. отделением заслуженный работник культуры России Наталья Константиновна Массалитинова).

Важным явлением культурной жизни города стали ежегодные фольклорные фестивали, организованные кафедрой этномузыкологии ВГАИ. С 1992 года ежегодно 4 ноября проводится «Праздник русского фольклора «На Казанскую» при поддержке городского управления культуры. В стенах ВГАИ с 1997 года ежегодно в середине мая проходит детский фольклорный фестиваль «Веснушка».

Фольклорное движение в городе, разнообразное по формам, задачам и составу участников, сегодня объединяет в своих рядах достаточно много молодежи — любителей и профессионалов. Его появление и широкое распространение является закономерной реакцией общества на агрессию массовой популярной культуры и коммерциализацию всех форм культуры. Энтузиасты фольклорного движения одержимы желанием продлить жизнь исчезающей русской крестьянской песне.

«Барыня» — детский фольклорный ансамбль детской школы искусств № 9. Создан в 2001 году, организатор и художественный руководитель — Ирина Николаевна Лагудочкина.

«Беседушка» — фольклорный ансамбль детской школы искусств № 6, основатель (1998) и первый художественный руководитель Татьяна Васильевна Мануковская, с 2001 года руководит совместно со вторым художественным руководителем — Натальей Алексеевной Грибковой. Лауреат 2-й премии Всероссийского конкурса «Одаренные дети» (Воронеж, 2001 г.), лауреат 2-й премии областного конкурса «Жар-птица» (Семилуки, 2002, 2005 годы). Исполнительское направление — репродуцированный фольклор и в обработке, в репертуаре народные песни Воронежской и других областей Черноземья. Состав — 20-25 человек.

«Звон» — фольклорный ансамбль детской школы искусств № 6, организатор и художественный руководитель Елена Николаевна Корещикова. Создан в 2001 году, лауреат 1-й премии Всероссийского конкурса детского народного художественного творчества в номинации «фольклорный ансамбль» (Туапсе, 2005 г.).

«Колечко» — фольклорный ансамбль детской школы искусств №6, основатели и руководители — Михаил Михайлович и Ирина Николаевна Чеп-расовы. За время существования с 1982 года несколько раз менял ведомственную принадлежность и статус. Первоначально — взрослый любительский коллектив, существующий при производственном объединении «Трикотаж», с 1985 года перешел на мебельный комбинат, с 1987 года с открытием вокального народного отделения при детской школе искусств № 7 стал детским; с 1991 года открыта дополнительная студия при гимназии № 2. Ансамбль — лауреат многих конкурсов, в том числе 2-я премия Международного конкурса «Рождественские каникулы» (Москва, 1992 г.), 1-я премия 6-го открытого конкурса народных исполнителей (Москва, 1996 г.), 1-я премия конкурса «Солнце светит всем» в номинации «фольклор» (Дагомыс, 2002 г.), участник международных фестивалей в Финляндии (1995 г.), Болгарии (1997 г.), в городах Евпатории (2003 г.), Севастополе (2004 г.). Многие выпускники ансамбля продолжили профессиональное обучение в средних и высших музыкальных образовательных учреждениях. Исполнительское направление — фольклор в обработке. Репертуар — традиционные песни, обработки народных песен, авторская музыка, духовные песнопения.

«Лада» — фольклорный ансамбль Воронежского Дома культуры профсоюзов, основатель —заслуженный работник культуры Евгений Михайлович Шелеманов; он же первый художественный руководитель (1968— 1982 гг.). В разные годы в коллективе работали известные деятели культуры и искусства: заслуженный работник культуры России И.П. Чухнов (хормейстер, 1979—1981 гг.), заслуженный артист РФ Л.С. Богатырева (балетмейстер 1984—1995 гг.), заслуженный деятель искусств РФ Г.Я. Сысоева (художественный руководитель, 1985-1992 гг.), заслуженный работник культуры РФ Л.Г. Ларионовская (хормейстер 1984 — 1993, 2005 гг.), Д.В. Жуков (руководитель оркестра ) и другие. Ансамбль — лауреат многих фестивалей народного творчества Советской России, лауреат премий Воронежского комсомола им. В. Кубанева, дипломант 5-го фестиваля студенческой молодежи в Югославии (1971 г.), дипломант ВДНХ (1987 г.), награжден почетными грамотами и дипломами ЦК комсомола, Министерства культуры РФ, ЦК профсоюзов, Союза композиторов. Гастролировал более чем в 10 странах мира, среди них Польша (1969 г.), ГДР (1970, 1973 гг.), Болгария (1971 г.), Ирак, Ливан, Сирия (1974 г.), Чехословакия (1987 г.), Мадагаскар, Маврикий (1988 г.), США (1989 г.) и другие; участник российских фестивалей и агитпоездов ЦК комсомола, ЦК профсоюзов по Байкало-Амурской магистрали (1975 г.), в Петропавловск-Камчатский (1976 г.), на Северный флот (1977 г.), в Кировскую (1985 г.), Гомельскую (1986 г.), Тюменскую области (1987 г.) и другие регионы. Состав — любители в хоровой и танцевальной группах, профессиональные музыканты — в оркестровой группе, общая численность — от 30 до 60 человек. Исполнительское направление — смешанное, преимущественно фольклор в обработке, а также авторская музыка, аутентичный фольклор в форме репродуцирования. В репертуаре песни, обряды, игры, танцевальные постановки, вокально-хореографические композиции, инструментальные наигрыши, сольные номера с использованием фольклора Воронежской области. В советское время была издана пластинка с записями песен ансамбля «Лада», созданы документальные фильмы.

«Паветъе» (древнерусск. — молодая поросль) — фольклорный ансамбль Воронежского городского Дворца культуры, основатель и художественный руководитель — старший преподаватель кафедры этно-музыкологии Воронежской государственной академии искусств Александра Алексеевна Самотягина. Образован в 1996 году, лауреат международного конкурса «Хрустальные голоса» (Словакия, 2001 г.), участник международных фестивалей в Финляндии (1997 г.), на Украине (1999 г.), в Германии, Кувейте (2002 г.), Китае (2005 г.), а также в российских городах: Архангельске (2001 г.), Москве (2001, 2004 гг.) и в других. Исполнительское направление — смешанное: аутентичный репродуцированный фольклор, современная обработка (ремиксы). Состав — любительский, 8 человек. В репертуаре песни, обряды, игры, бытовые танцы преимущественно Воронежской и Белгородской областей. Детская группа ансамбля «Паветье» существует при Центре дополнительного образования «Созвездие» Коминтерновского района города Воронежа. Основана в 2000 году, лауреат международного конкурса в номинациях «этнографическая программа», «лучший ансамбль» (Украина, Харьков, 2004 г.). Состав — 12—15 человек от 4 до 14 лет. В репертуаре театрализованные постановки на основе народных песен и обрядов. В ансамбле осваивают не только музыкальный фольклор, но и традиционные рукоделия и ремесла: вышивку, бисероплетение, глиняную игрушку.

«Прялица» — детский ансамбль народной песни Центра развития детей и юношества Железнодорожного района. Создан в 2002 году, художественный руководитель — Анна Владимировна Коренева.

Источник

Фольклорный ансамбль как средство эстетического воспитания и творческого развития детей.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное учреждение

Детская школа искусств №10 г.о. Самара

Таким образом, творческая деятельность фольклорного ансамбля должна быть направлена на решение задач музыкально – эстетического воспитания и образования средствами народно – песенного и народно – певческого искусства.

Трудное и главное в работе с фольклорным ансамблем – обучить детей характерной народно – песенной речи, ее интонационно – ладовым и метроритмическим особенностям, привить умение слышать и воспроизводить тот или иной характерный комплекс выразительных средств, придающих каждой народной песне свой особый колорит и неповторимость, и в итоге развить у певцов народно – песенный склад мышления. В этом трудоемком и длительном процессе ведущую роль играют слуховые впечатления и навыки. Детям, обучающимся песенной традиции, эти навыки надо приобрести в процессе осознания и усвоения малознакомой им народно – песенной речи, то есть научиться говорить языком народных песен.

Опыт работы с фольклорным ансамблем говорит, что репертуарный багаж тогда полноценен и действенен, когда состоит из произведений различной степени трудности. Исполнение простейших форм открывает возможность быстрого пополнения репертуара новыми песнями, что вселяет творческую уверенность, в исполнителе, повышает их интерес к занятиям. Периодически полезно разучивать общеизвестные песни и тем самым удовлетворять всегда имеющуюся потребность попеть знакомые мотивы. Это также стимулирует интерес к творчеству.

Разучивание произведений средней сложности, с одной стороны, ощутимо развивает творческие способности певцов, с другой – помогает стабилизировать и укрепить приобретенные исполнительские навыки. Это основная часть репертуара должна включать не меньше половины всех исполняемых ансамблем произведений.

Третья группа составляет из наиболее сложных партитур. Произведения усложненной музыкальной структуры рассчитаны на долговременное освоение, постепенное «впевание». Работа над преодолением серьезных исполнительских трудностей совершенствует мастерство коллектива.

Если нет такой возможности выезда в экспедицию, то следует наладить регулярное прослушивание звукозаписей народных песен, либо сделанных самим руководителем, либо скопированных им.

Колорит и народная характерность в пении должны стать следствием ясных слуховых представлений певцов об истинном народном пении и раскрытии собственных голосов и тембров на основе эмоционального отношения к содержанию исполняемых песен. Для этого руководителю фольклорного ансамбля необходимо хорошо ориентироваться в вопросах вокального искусства, самому владеть навыками правильного народного звукообразования: петь на опертом дыхании, в высокой певческой позиции, в открытом, характерном для народного пения грудном резонаторе, с произношением слов, тождественным разговорной речи.

В бытовой музыкальной среде всегда были и есть свои исполнители народных песен, одни – настоящие мастера, другие – подмастерья. Первые встречаются значительно реже. Творчество фольклорного ансамбля связано с пением и его главный инструмент – певческие голоса. Следовательно, большая часть учебно – воспитательного процесса должна быть отдана коллективной и индивидуальной формам певческой работы.

Укажем основополагающие моменты певческой работы.

Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность.

Петь только (своим голосом), то есть сохранять естественную окраску, свой тембр. Для этого надо вслушиваться в свой голос и петь в зоне примарных звуков, поначалу спокойно, в умеренной динамике, избегая крайних звуков диапазона голоса.

Категорически следует пресекать резонирование глоткой, горлом или гортанью. При таком легко достигаемом способе звукоизвлечения голос звучит динамически сильно, но тембр его изменяется: становится неестественным, с призвуками глоточной, горловой или гортанной окраски.

Руководитель должен знать, что ощущения певца, во время пения имеют субъективный характер. Когда певец опирается голосом не на горло, а на « открытую» грудь, голос льется широко и свободно, сохраняя естественную окраску тембра, свойственную его речевому голосу.

Петь в высокой певческой позиции, которая обеспечивает чистоту интонации, остроту мелодического интонирования, полетность и яркость, звонкость звучания. Достигается это посредством сокращения мышц верхнего мягкого неба, в результате так называемого «зевка».

Постепенно певческие навыки закрепляются и переходят в автоматические. Вокально- технологическая сторона все больше и больше отходит как бы на второй план, и все внимание певцов концентрируется на образном содержании исполнения фольклорных произведений, на создании их сценических эквивалентов. Освоение этой техники исполнения и осмысление художественного образа протекают в едином творческом процессе. Но если вначале технологическая сторона преобладает в нем, то впоследствии преимущество переходит на осознание образного, идейно- художественного и психологического строя произведений. На этом, последнем этапе художественного воплощения предельно активизируются музыкальное и ассоциативное мышление, творческое воображение, образное восприятие музыки, которые вызывают у исполнителя адекватное эмоциональное состояние.

Будет полезно провести с участниками ансамбля беседы о смежных видах народного искусства, например, о декоративно- прикладном, народных гравюрах; беседы об условиях бытования различных песенных жанров, обрядах, обычаях народа, о символике поэтического языка народных песен.

В песенном фольклоре существует немало жанров, исполнение которых связано с пластикой танца. К ним, в частности, относятся хороводные(круговые и фигурные хороводы), игровые, плясовые песни, некоторые из которых имеют сюжет.

Немаловажную роль в воплощении народного танца играет техническая подготовленность исполнителей, которая так же, как певческая, достигается регулярной тренировкой. Разучивание элементов танца будет проходить быстрее, если дети ансамбля параллельно занимаются с профессиональным хореографом.

Музыкальное сопровождение и сценическое оформление.

Народная песня располагает многими выразительными средствами. Старинной русской песне исторически не свойствен аккомпанемент. Однако современные народно- певческие коллективы, нарушая традицию, нередко без меры используют сопровождение, особенно баянное. В других же народных песнях удачным дополнением будет инструментальное сопровождение.

Концертную программу необходимо выстроить правильно. Принцип контрастности произведений можно чередовать с исполнением песен одного жанра, когда они как бы содержательно продолжают и одновременно художественно усиливают друг друга, создавая единый цельный образ. Произведения большого драматизма, высокой тесситуры, громкой динамики следует чередовать со спокойными, лирическими партитурами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *