что такое фмо в бюджете
Что такое фмо в бюджете
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
Финансирование учреждений образования
Правовые основы деятельности учреждений образования. Источники финансирования системы образования. Структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне. Подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.05.2010 |
Размер файла | 872,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
— уполномоченные банки (проводящая сеть);
1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);
2) долгосрочные (капитальные) расходы.
Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.
Федеральный норматив бюджетного финансирования рассчитывается по формуле 1.3.1.:
ФНбф = ФОТ + ФМО, (1.3.1.)
ФОТ и ФМО классифицируются по типам и видам образовательного учреждения. При этом сумма норматива бюджетного финансирования регламентирована экономическими нормативами на ФОТ и ФМО.
Соотношения на ФОТ и ФМО устанавливаются на соответствующий период на уровне федерального бюджета и обязательны для региональных и муниципальных бюджетных уровней [23;441].
Этот подход в исчислении потребности на нормативной основе в финансовых средствах по общеобразовательным учреждениям используется на всех уровнях бюджетного финансирования.
Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно какому именно бюджету). Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер [27;307]. Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные. Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут двигаться по схеме приобретения государством (собственником бюджетных средств) каких-либо товаров и услуг. Государство, естественно, может приобретать и то, и другое для своих нужд. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель-собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 120).
— потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;
— получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п. Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее это следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у своих сотрудников). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием своих собственных работ. Таким образом, финансирование может осуществляться из
— собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).
И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственного финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой [12;94].
К источникам поступления внебюджетных средств можно отнести:
— доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);
— доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);
— пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)
Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.
Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия [28;63]. К этим группам относятся:
1. Основная деятельность:
— реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);
— проведение научно-исследовательских работ;
— деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.
2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.
Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках финансовых трансфертов в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований.
Термин многоуровневое финансирование применяется в тех случаях, когда финансирование тех или иных мероприятий или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств.
Существует и вексельный способ финансирования учреждений образования. Ему предшествует поступление в бюджет векселей различных предприятий и банков в условиях недостатка средств платежа. Финансовые органы передают поступающие векселя в качестве финансирования органам управления образованием. Векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков погашения. [26;126]
Получив вексель, орган управления может:
продать вексель на рынке ценных бумаг, потеряв часть номинальной стоимости;
взять в банке ссуду под залог векселя, уплатив проценты за пользованием ссудой;
передать вексель подведомственному образовательному учреждению для оплаты расходов по выполненным работам и оказанным услугам или самостоятельно оплатить эти работы или услуги, выполненные в интересах образовательного учреждения (например, за коммунальные услуги или ремонт помещений);
дождаться погашения векселя и предъявить его на погашение.
Передача векселя от одного векселедержателя другому оформляется соответствующим договором, актом приема-передачи векселя с указанием номинальной стоимости, серии и номера ценной бумаги и занесением в вексель наименования нового владельца. С возрастанием срока обращения векселя снижается его рыночная стоимость в сравнении с номинальной величиной. Дисконтирование при реализации векселя может достигать 30-40% от его номинальной стоимости. При получении денежных средств по векселю дальнейшее распределение средств идет аналогично традиционному порядку финансирования в денежной форме.
Вариант вексельной формы осуществления финансирования по своей сущности близок к системе взаимозачетов, возникающей как средство сокращения неплатежей [11;210]. При реализации финансирования методом взаимозачетов заключался договор между кредитором образовательного учреждения, органом управления образованием и финансовым органом.
Участие образовательного учреждения в заключении договора в качестве одной из сторон возможно, но необязательно. Если образовательное учреждение представляет собой полноправное юридическое лицо на правах хозяйственной самостоятельности, после проведения взаимозачета оно получало от органа управления образованием уведомление о финансировании методом взаимозачета.
Функции органов управления образованием сводятся к определению сумм, подлежащих перечислению и составлению заявок на финансирование по каждому учреждению с указанием статей расходов. Финансовый орган бюджетные средства перечисляет на банковский счет соответствующего отделения Казначейства, которые зачисляются на лицевые счета образовательного учреждения. На лицевые счета Централизованных бухгалтерий органов управления образованием поступают только денежные средства образовательных учреждений, обслуживаемых этой бухгалтерией.
Делая вывод написанному можно сказать, что источников поступления средств в бюджет образовательного учреждения множество, но основным все же остается бюджетное финансирование, которое осуществляется на основе правовых документов.
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
Муниципальное учреждение образования Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
На татарском языке:
Татарстан Республикасы Азнакай муниципаль районы мэгариф учреждениясе.
Это учреждение является правопреемником управления образования Азнакаевского района и города Азнакаево. Учредителем учреждения является Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района.
Место нахождения учреждения: 423300, РТ, город Азнакаево, улица Ленина, дом 14.
Основной целью учреждения является формирование муниципальной политики в области образования и воспитания. К задачам учреждения относятся:
— создание необходимых условий для реализации конституционного права граждан на получение бесплатного образования;
— обеспечение выполнения Федеральной и Республиканской программ развития системы образования, обеспечение эффективного функционирования и развития образовательных учреждений города и района;
— обеспечение прав и защиты законных интересов работников образования, создание условий для организации их обучения, занятости и отдыха, а также формирования здорового образа жизни;
— обеспечение непрерывности процессов воспитания и образования, их качественного развития в соответствии с потребностями общества и с учетом национально-региональной специфики;
— осуществление информатизации системы образования.
Руководителем Учреждения является начальник. Он является должностным лицом. Назначается на должность и освобождается от должности руководителем исполкома Азнакаевского муниципального района РТ по согласованию с главой муниципального района РТ.
Начальник Учреждения подотчетен исполкому Азнакаевского муниципального района. Он организует работу Учреждения на принципах единоначалия и несет полную ответственность за деятельность учреждения и подведомственных ему муниципальных учреждений.
Отдел образования осуществляет свою работу в бухгалтерии, у нее есть свои специалисты, которые рассчитывают нормативы финансирования и программисты, которые документально оформляют информацию о статистических данных учреждений образования Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ (таб.2.1.1.).
Образовательные учреждения (шт.)
Дошкольные образовательные учреждения
Учреждения дополнительного образования
В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:
— образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
— дополнительного образования взрослых;
— дополнительного образования детей;
— специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
— для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
— другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Общеобразовательные учреждения; шт.
г) коррекционные школы
Говоря о количестве учащихся можно сказать, что образовательных учреждений нашего района с каждым годом растет. (Таб.2.1.3.)
Всего в дошкольном образовании
Возможно, это связано с улучшением качества жизни населения и помощью государства многодетным семьям.
Практически отсутствует очередность по устройству детей в ДОУ и имеется возможность 100% охвата детей дошкольным воспитанием.
Важной особенностью развития системы образования в многонациональном Азнакаевском районе является целенаправленная работа в соответствии с законодательством РФ и РТ по созданию целостной системы национального образования, включающей дошкольное, общее и средне-профессиональное образование. На сегодняшний день в районе насчитывается 55 образовательных учреждений. Из 55-и образовательных учреждений: 36 с татарским языком обучения, 1 гимназия, 8 русско-татарских, 7 русских, 1 чувашская начальная школа, 2 коррекционные школы.
В районе наблюдается устойчивая стабильность охвата детей татарской национальности воспитанием и обучением на родном (татарском) языке. За последние 3 года показатель охвата составляет 61 %.
В последние годы растет число детей дошкольного возраста с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Отделом образования, дошкольными учреждениями района и города ведется работа по созданию в детских садах условий для оздоровления и коррекции нарушений в физическом и психическом развитии детей. Так, в 25 ДОУ функционирует 41 специализированная (коррекционная, оздоровительная) группа, в которых воспитываются 970 детей, что составляет 28 % (по РТ 15 %) от общего количества воспитанников.
Несмотря на широкую сеть специализированных групп и дошкольных учреждений потребность в них остается высокой. 417 детей нуждаются, но не обеспечены специализированными ДОУ.
В состав Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района включает в себя 55 общеобразовательных учреждений, 54 дошкольных учреждения и 3 учреждения дополнительного образования. Качество и нормативы финансирования контролируются Управлением образования Азнакаевского муниципального района.
При изучении источников финансирования общеобразовательных учреждений было установлено что, не обеспечен установленный законодательством размер оплаты труда работников учреждений образования, превышающий уровень средней заработной платы в Российской Федерации; не реализуется система льгот различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения учащихся; не введен механизм предоставления гражданам личного государственного образовательного кредита; устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и санитарных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; не созданы соответствующие фонды развития образования; отсутствуют научно обоснованные федеральные и региональные нормативы финансирования; недостаточно четко определена система налоговых льгот, стимулирующих развитие образования.
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
При финансировании учреждений образования финансовые органы перечисляют средства на счета государственного органа управления образованием, который является главным распорядителем средств. Денежные средства при этом поступают раздельно по «защищенным» и «незащищенным» статьям расходов. Орган управления образованием распределяет их между учреждениями образования, определяет в соответствии со статьями экономической классификации направления расходования средств и распределяет суммы финансирования конкретных образовательных учреждений.
На муниципальном уровне чаще всего перечисления средств образовательным учреждениям не происходит, поскольку только небольшая доля общеобразовательных учреждений имеет все права юридических лиц, включая расчетные счета. Для таких учреждений средства перечисляются на счета Централизованной бухгалтерии органа управления образованием, которая и осуществляет все расчеты за образовательные учреждения такого типа. Бюджетное финансирование осуществляется в зависимости от наличия государственного задания (контрольных цифр) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации. Таким образом, государственное задание на подготовку является необходимым условием для получения государственного финансирования, но недостаточным. Размеры финансирования образовательных учреждений зависят не только от объемов государственного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) обучающихся, но и от нормативов финансирования образовательных учреждений.
— расходы на оплату труда и начисления на заработную плату;
— компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию;
— частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (услуги связи, охрана зданий, питание, стипендии, приобретение наглядных пособий, канцелярских товаров, хозяйственные, транспортные и прочие расходы).
При расчете норматива не учитываются расходы, связанные с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением общезначимых и оздоровительных мероприятий. Источником финансирования муниципальных образовательных учреждений являются субвенции, выделяемые из муниципального бюджета. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные средства за счет оказания платных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов. Независимо от количества привлеченных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.
Основанием для получения средств из государственного бюджета является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.
Финансирование расходов учреждений образования, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства.
В процессе финансирования на муниципальном уровне участвуют следующие органы:
— законодатели муниципального уровня;
— отделы народного образования;
— казначейства, банки, отделения банков;
— муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).
В РТ введен новый порядок финансирования: с 1 января 2008 года для общеобразовательных школ, с 1 июня для дошкольных учреждений.
Введение системы нормативного финансирования наглядно показывает проблемы формирования бюджета образовательных учреждений:
— дефицит утверждаемого бюджета;
— малое количество учащихся в сравнении с проектной мощностью зданий;
— низкая наполняемость в классах.
По общеобразовательным учреждениям нормативное значение по соотношению численности педагогического и административно-хозяйственного персонала 70/30. Фактическое значение составляет по городу 66/34, по селу 66/34. С введением нормативного финансирования радикально изменится финансовая жизнь в отрасли «Образование» нашего района:
— руководители образовательных учреждений будут являться распорядителями средств;
— финансовые операции будут проходить через лицевые счета учреждений;
— руководители образовательных учреждений непосредственно будут заинтересованы в осуществлении оптимизации расходов;
— повысится ответственность руководителей образовательных учреждений за качество обучения, престижность своего учреждения;
— привлечение дополнительных (внебюджетных) источников финансирования;
— определение приоритетных статей расходов, исходя из интересов учреждения.
На сессии районного Совета принята программа «Оптимизация сети образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района». В соответствии с этой программой муниципальное учреждение образования Азнакаевского муниципального района в 2008 учебном году провело ряд оптимизационных мероприятий:
Реорганизовано 4 учреждения дополнительного образования (ЦЦТ, СЮтех, СЮтур, Аврора) путем объединения в ЦДГ;
— 1 основная школа в начальную (с. Балтачево);
— 2 средние школы в основные (с. Сапеево, с. Чекан);
З. Ликвидированы МОУ МУК и МДОУ с. Катимово.
4. Осуществлен перевод 2 школ в здании детских садов, 5 детских садов в здания школ.
Что такое Фонд национального благосостояния
Как формируется бюджет фонда и куда он тратит деньги
Фонд национального благосостояния, сокращенно ФНБ, — это государственный инвестиционный фонд.
Такие фонды еще называют суверенными. На 1 декабря 2020 года ФНБ занимает 14-е место среди всех суверенных фондов. Его активы составляют 177 млрд долларов, тогда как капитализация крупнейшего суверенного фонда в мире — норвежского — оценивается в 1,122 трлн долларов.
В этой статье расскажу, откуда ФНБ берет деньги и куда их тратит.
Что вы узнаете
Что такое ФНБ
Государственный суверенный фонд — это запас денег, который инвестируется в различные активы. ФНБ формируется из избыточных нефтегазовых доходов. Крупные экспортеры углеводородов вроде «Газпрома» и «Роснефти» платят налоги в федеральный бюджет. Часть этих денег называется нефтегазовый трансферт и идет на погашение расходов федерального бюджета. Деньги, которые остаются после нефтегазового трансферта, отправляют в ФНБ.
Деньгами из фонда государство софинансирует добровольные накопительные пенсии людей, вступивших в эту программу до 2015 года, компенсирует дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ. Информацию о ФНБ можно найти на сайте Министерства финансов России. Эти деньги учитываются отдельно от других государственных денег, их можно потратить только на целевые нужды, для которых создавался ФНБ.
Законодательная база. ФНБ работает согласно Бюджетному кодексу РФ. Еще есть отдельные постановления правительства и приказы Минфина о том, в какие финансовые активы можно вкладывать деньги и как правильно управлять фондом. Нормативные документы можно найти на сайте Минфина в разделе «Фонд национального благосостояния» — «Управление».
Как ФНБ появился. Фонд национального благосостояния появился 1 февраля 2008 года при разделении существовавшего ранее Стабилизационного фонда на две структуры: ФНБ и Резервный фонд. Резервный фонд взял на себя функции Стабилизационного фонда, то есть использовался как финансовая подушка для федерального бюджета.
В результате этой реорганизации на счета ФНБ было зачислено 783 млрд рублей. В последующие годы, когда нефтегазовые доходы превышали нормативный объем денег резервного фонда и нефтегазовый трансферт, избытки направлялись в ФНБ. Нормативная величина Резервного фонда составляла примерно 7% от ВВП, и ее определяли ежегодно в федеральном бюджете.
ФНБ и Резервный фонд. В 2017 году средства Резервного фонда израсходовали, а фонд закрыли. Сейчас из суверенных фондов в России остался только Фонд национального благосостояния. Еще резервные фонды есть у правительства и президента.
Для чего нужен ФНБ
ФНБ планировали как фонд социальной направленности или фонд будущих поколений. Он должен был обеспечить стабильные пенсии на много лет вперед. А еще деньгами из суверенного фонда государство развивает экономику и финансирует крупные инвестиционные проекты, например покупку железнодорожного транспорта для РЖД или строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в московской области.
Цели фонда. Первоначально деньги из ФНБ были нужны для финансирования пенсионной системы. Но в 2017 году с помощью поправок в бюджетный кодекс государство разрешило использовать деньги из ФНБ для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета пенсионного фонда.
Таким образом, сейчас ФНБ является одновременно сберегательным и стабилизационным фондом. Например, в 2018—2019 годах 9,68 млрд рублей из ФНБ направили на софинансирование добровольных пенсионных накоплений людей. А для покрытия дефицита пенсионного фонда в 2018 году потратили 1 101,2 млрд рублей, хотя в 2019 году этого не делали.
В какой валюте формируется ФНБ
Фонд формируется в рублях. А дальше средства могут размещаться в иностранной валюте — американских долларах, евро и британских фунтах, а также инвестироваться в финансовые активы: облигации, депозиты, акции и паи инвестиционных фондов.
Например, для строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке ФНБ может приобрести облигации ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Минимальная доходность этих облигаций равна ставке инфляции + 1%. Инвестируя в такие проекты, государство одновременно развивает экономику и получает дополнительный инвестиционный доход в ФНБ.
Средства из ФНБ можно размещать только в надежные ценные бумаги с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Структура активов ФНБ не прозрачная — доступных данных о перечне иностранных ценных бумаг нет.
В валютной структуре ФНБ 45% долларов США, 45% евро и 10 % британских фунтов, но Минфин планирует снизить долю доллара и расширить перечень валют. В 2009 году деньги из ФНБ решили разместить на долгосрочных депозитах в ВЭБ. Таким образом ВЭБ мог выдавать больше субординированных кредитов банкам, а они, в свою очередь, — малому и среднему бизнесу. Субординированные кредиты — это кредиты банкам на особых условиях на длительный срок. Проценты по ним могут быть существенно ниже рыночных.
По состоянию на 1 января 2020 года 79% средств ФНБ находилось на счетах Центрального Банка России в разных валютах. Этими деньгами можно быстро погасить дефицит федерального бюджета или бюджета пенсионного фонда. Финансовые активы — менее ликвидные инструменты: ими так быстро распорядиться не получится.
Бюджет фонда
Фонд формируется из нефтегазовых доходов, которые не были направлены на финансирование бюджета. Еще в фонд поступают доходы от управления его активами.
Кто управляет средствами ФНБ. Средствами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы управления оно может передать Центральному банку. Выглядит это следующим образом: Министерство финансов приобретает иностранную валюту и размещает ее на счетах в Центральном банке РФ. На остаток по счетам ЦБ начисляет проценты, как если бы они были вложены в долговые ценные бумаги иностранных государств. Все проценты начисляются в рублях.
Сколько денег сейчас. На 1 декабря 2020 года в ФНБ числится 177,39 млрд долларов, что эквивалентно сумме 13 457,02 млрд рублей — 11,8% от ВВП страны.
Когда денег в ФНБ становится больше, чем 7% от ВВП, их можно использовать для инвестирования в крупные проекты и покупки разрешенных финансовых активов. Куда можно вкладывать деньги из ФНБ, определяет правительство и Министерство финансов в нормативных актах.
До достижения 7% деньги могут направляться только в уже начатые проекты, а также паи инвестиционных фондов, которыми управляют в соответствии с федеральным законом «О российском фонде прямых инвестиций».
С чего формируются нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы формируются с налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и продукты переработки, а также с налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акцизов на нефтяное сырье, направляемое на переработку.
Предварительно нефтегазовые доходы рассчитываются исходя из прогнозных цен на сырье и обменного курса рубля к доллару. Если фактически в бюджет поступает больше денег, чем было предварительно рассчитано, то это нефтегазовые доходы. Если меньше — то, наоборот, нефтегазовые расходы.
На что хотят потратить сверхдоходы
В 2020 году деньгами из ФНБ собирались финансировать 12 проектов, но 4 из них заморозили в связи с экономическим кризисом.
Деньги успели выделить на строительство кольцевой центральной дороги в Московской области, модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог, ликвидацию цифрового неравенства в малонаселенных городах и селах и на другие проекты. Для того чтобы финансировать проекты, деньги вкладывали в финансовые активы. Например, для железнодорожных проектов купили привилегированные акции и облигации ОАО «РЖД».
Остатки средств на счетах ФНБ на начало 2020 годаPDF, 154 КБ
На конец 2020 года остается неясным, как государство будет тратить сверхдоходы из ФНБ за предыдущий год.
Что будет, если «распечатать» ФНБ
Более того, весной 2020 года правительство решило поддержать экономику без денег из ФНБ. Даже в такой сложный период программу поддержки профинансировали за счет займов на рынке — путем размещения облигаций федерального займа.
Критика ФНБ
9 ноября 2020 года Счетная палата опубликовала отчет об оценке эффективности использования денег ФНБ за 2018—2019 годы. Авторы отчета выделяют следующие негативные моменты в управлении средствами ФНБ.
Нет единой методологии вложения сверхдоходов, когда они достигают 7% ВВП. По аналогии с суверенными фондами других государств, зарабатывающих на экспорте сырьевых ресурсов, деньги надо использовать так, чтобы они приносили доход и чтобы их точно вернули. На сентябрь 2020 года критерии новых проектов, которые можно финансировать за счет денег ФНБ, не определены.
Алексей Кудрин в своей диссертации предлагает прекратить направлять средства из ФНБ в инфраструктурные проекты, потому что это очень рискованно. А активы уже финансируемых проектов — передать в управление специально созданного для этого фонда. Он предлагал создать отдельный фонд для развития инфраструктуры и финансировать проекты из него.
Теоретические подходы к реализации эффективной бюджетной политикиPDF, 4,66 МБ
Консервативное управление портфелем — деньги находятся в валюте, и практически не инвестируются в ценные бумаги, поэтому управление портфелем приносит небольшой доход. На 1 января 2019 года объем ФНБ был меньше, чем при его создании в 2009 году.
79% всех средств ФНБ находится в иностранных валютах на счетах в Центральном Банке России. Согласно договору с ЦБ, даже если эта часть остается в валюте, на нее начисляется такой же доход, как если бы деньги вложили в долговые обязательства иностранных государств.
Эта часть может приносить дополнительный доход за счет курсовой разницы и при росте котировок долгосрочных облигаций. Например, доходность долларового счета в 2019 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом, а доходность в фунтах стерлингов еще выше — в 2,4 раза. Доходность выросла за счет роста котировок государственных облигаций США и Великобритании. Но доходность в евро за 2019 отрицательная. ФНБ не вкладывает деньги в иностранные акции, золото или недвижимость.
Низкий уровень кредитования реального бизнеса через ВЭБ — деньги, которые ВЭБ одалживает коммерческим банкам, не доходят до малых и средних предприятий, потому что коммерческие банки выдвигают очень много требований к потенциальным заемщикам. Другими словами, малому бизнесу сложно получить кредит.
Отчетность ФНБ непрозрачная, и сложно сделать выводы о качестве управления деньгами. Например, нет информации о детальном распределении активов в портфеле и о результатах инвестирования.
Фонд не обеспечивает благосостояние людей, из него закрываются текущие нужды и дефицит.
Сравнение с норвежским суверенным фондом
Крупнейший суверенный фонд в мире — государственный пенсионный фонд Норвегии «Глобальный». Парламент Норвегии принял закон о создании фонда в 1990 году после того, как Норвегия нашла крупнейшее месторождение нефти в Северном море.
Норвежские власти понимают, что нефть когда-то закончится, и стараются инвестировать средства фонда так, чтобы обеспечить стабильность экономики на много лет вперед.
2009—2019 годах в млрд долларов. Источник: экспертно-аналитическое мероприятие Cчетной палаты» loading=»lazy» data-bordered=»true»>