что такое фляк в гимнастике
Как сохранить здоровье и молодость в любом возрасте!Здоровье, гимнастика, акробатика,танец — всё для поддержания физически активной жизни в любом возрасте.
Авг 16th Фляк (Flic Flac) вперед. Урок 17.
Без всякого сомнения, Фляк (Flic Flac) является одним из тех элементов акробатики, научившись которому, мы удивим многих, если не всех.
Честно говоря, я и сама отношусь к таким зрителям.
Это можно сравнить с чтением книги. Как мы знаем, книги бывают разные. Кому — то нравится читать, кому-то не нравится. Но могу с уверенностью сказать, что вряд ли можно найти человека, который для систематического чтения выберет словарь, и будет с интересом читать его от корки до корки. А потом ещё и перечитывать.
С хореографическими номерами то же самое.
К сожалению, пока ещё есть постановщики, которые ограничиваются в своих работах набором движений, как набором слов не связанных в одно предложение, не вкладывая никакого смысла. В этом случае всю ситуацию должны спасти сами исполнители. Они должны приложить максимум эмоций, которые оправдают этот набор движений.
Но в наше время всё труднее кого-либо удивить. Интернет избаловал нас всякими разностями. Теперь, чтобы отличиться, не достаточно быть первым парнем на деревне. Чтобы прославиться им, ты должен в первую очередь покорить мир, и только потом тебя признают (может быть) в твоей деревне.
Это я к тому, что в наше время уже не достаточно размахивать руками и ногами в такт музыки, чтобы с гордостью выносить это на суд публики. Надо уметь удивить. И, пока ещё, Фляк (Flic Flac) остаётся именно таким удивляющим (если не всех, то многих), взбудораживающим элементом в танцевальном номере.
Итак, перейдём к его разучиванию.
Фляк (Flic Flac) вперёд.
В моих записях каждое движение я описываю так, как будто бы объясняю его людям, которые никогда не занимались этим. Если Вы уже умеете выполнять некоторые элементы, то можете со спокойной совестью «перепрыгнуть» эти моменты.
Разучивание движения начинаем с разучивания стойки на руках.
Для этого над подойти к стене и нагнувшись вперёд, опустить ладони на пол недалеко от стены. Расстояние от стены до рук должно быть приблизительно 20 сантиметров.
Из этого положения начинаем отталкиваться ногами, пытаясь перенести всё тело в вертикальное положение.
У кого-то получится сразу, а кому-то придётся довольно таки долго прыгать, прежде чем получится этот элемент.
В моей практике, мне пришлось заниматься с девочкой, которая не испытывала большого желания научиться чему-либо. Руки у девочки, действительно, были такие слабые, что не держали её веса, даже если она только облокачивалась на них, не отрывая ног от пола. Конечно это достаточно редкий случай. Но даже она через год занятий уже стояла на руках самостоятельно. Главное в занятиях — это настойчивость.
После того, как научитесь подниматься и удерживаться некоторое время в стойке на руках против стенки, стоит разучить и закрепить это положение и на середине.
Для более устойчивого положения, руки должны находиться на твёрдой поверхности. Но, как всем известно, падать приятнее на мягкое. Поэтому не забудьте подложить матрас так, чтобы застраховать тело от возможных ушибов при падении.
При падении со стойки на руках на середине стоит сразу позаботиться о том, чтобы первыми пришли на пол стопы ног, а не туловище. Но и стопы я бы посоветовала подстраховать от ударов.
Конечно самый предпочтительный вариант в нашем случае — это переход в «мостик». Ну а если Вы ещё его не разучили, то самое время этим заняться.
Мостик.
Если Ваши первые попытки в освоении элементов акробатики приводят к не очень ощутимым результатам,не думайте, что дальше будет сложнее. Дело в том, что многие сложные элементы акробатики строятся на нескольких простых элементах. Уделите им большее внимание, и Вы поймёте, что не потратили время зря.
Стойка на руках и мостик являются ключом ко многим другим более сложным элементам.
Конечно, не стоит сразу же бросаться вниз головой на пол. Начните опускаться на более высокую поверхность. После того, как Вы усвоите установленную Вами самими высоту, перейдите на более низкую поверхность. И так далее, пока не освоите это движение с пола (или на полу).
Справа показан метод постепенного разучивания мостика.
Мало у кого получается мостик с первого раза. В моей практике я видела всего одну девочку, которой удалось это сделать с первой попытки. Этой девочке в то время только-только исполнилось четыре годика. Я думаю, что она и сама тогда не поняла, что произошло. Она наблюдала около двух месяцев за занятием других детей, ничего не делая. В целом, она не демонстрировала никакого интереса к подобной физической активности. А когда её уговорили делать то, что делали другие детки, она просто посмотрела на них и встала на мостик.
Вернёмся к нашему Фляк (Flic Flac) вперёд.
На этом этапе, соединив все разученные элементы, можно уже получить что-то похожее на разучиваемый элемент, но ещё не совсем то, что надо. Вернее, это будет совсем не то, что надо!
Дело в том, что до сих пор мы с Вами хорошо укрепили наше тело и приобрели определённые навыки. Теперь пойдем дальше.
Стойка на руках толчком с двух ног.
Хороший Фляк (Flic Flac) вперёд возможен только в исполнении крепким сильным телом.
Поэтому подкорректируем нашу стойку на руках. Вернувшись к стене (или на середине), мы будем пытаться поднять от пола одновременно обе ноги. Ноги при этом должны быть вытянуты в длину. Должна сразу сказать, что это движение сложнее предыдущей стойки, но нам необходимо именно оно, так как помимо разученного элемента, оно хорошо укрепляет тело.
Соединяем отдельные элементы: Стойку на руках толчком с двух ног + переход в положение мостик + подъём с мостика.
Это ещё не Фляк (Flic Flac) вперёд. Но эта связка повторенная значительное количество раз укрепит Ваше тело и даст Вам уверенность в выполнение этого элемента.
В конце концов Вы сами почувствуете момент, когда Ваши ноги захотят оттолкнуться в прыжке. При хорошо разученных элементах Фляка вперёд, ноги сами просятся в прыжок. А вот руки, обычно — намного меньше. Поэтому если Вы понимаете, что они совсем не желают отталкиваться после мостика, то это сигнал к тому, что их стоит укрепить.
Укрепить руки в этом случае можно встав в стойку на руках у стены и выполнив отжимание. Конечно это дело ни одного-двух дней, а немного побольше. Но не стоит изнурять себя до изнеможения. Для лучшего эффекта укрепления, можно сделать 3 серии(или захода) по сколько можете и отложить до следующего раза. Главное, со следующим разом на долго не откладывать. Мышцы должны отдыхать, но не должны «забывать» движение(в данном случае «отжимание»)
Что такое фляк и как правильно его делать
Что такое фляк? Это элемент, встречающийся в спортивной гимнастике и акробатике. Также его используют в таких экстремальных видах спорта, как паркур и фриран. Но чтобы выполнить это упражнение, нужно иметь соответствующую физическую подготовку и владеть правильной техникой исполнения.
Краткое описание
Что такое фляк в спортивной гимнастике? Это переворот, который выполняют, отталкиваясь ногами. Гимнаст делает толчок ногами, наклоняет корпус назад, встает на руки и затем поднимается на ноги. Такой переход с ножной опоры на руки называют еще курбетом.
Вам будет интересно: Зарядка для подростка: комплекс упражнений, описание техники выполнения
Фляк делают для того, чтобы развить быструю скорость для выполнения более сложных трюков. При отработке этого элемента очень важно развить максимальную поступательную скорость и вращение. Когда человек выполняет такой прыжок, он совершает быстрое движение корпуса вперед-назад. Благодаря этому, создается основа для маха.
Пошаговое выполнение
Как сделать фляк пошагово?
Ошибки в технике исполнения
Есть две основные ошибки при выполнении фляка:
Они возникают при недостаточной скорости движения назад и малой подвижности плечевых суставов.
Понимая, что такое фляк и как его правильно делать, вы сможете совершать несколько таких прыжков с минимальным риском травмирования. А также сделаете более зрелищным и эффектным выполнение сложного акробатического номера.
Методика обучения элементу фляк назад у детей на занятиях спортивной акробатикой
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика обучения элементу «фляк» назад.
1.Характеристика акробатического элемента «фляк» назад. ……………стр.3-4
1.1. Техника выполнения элемента. ………………………………………. стр.4-5
2. Этапы обучения элемента «фляк» назад. ………………………………. стр.7-8
2.1. Обязательные элементы и контрольные нормативы для выполнения, перед обучением элемента « фляк». …………………………………………..стр.8-9
2.2. Подготовительные и подводящие упражнения для элемента «фляк»
назад на каждом этапе подготовки. …………………………………….стр.9-13
3. Основные ошибки и затруднения при выполнении элемента «фляк» назад. …………………………………………………………………………………стр.13-14 .
ВВЕДЕНИЕ
-это сложное, локомоторное, ацикличное, симметричное движение, связанное с отталкиванием тела от опорной поверхности, подбрасыванием его вверх и последующим приземлением.
Специалисты не относят этот элемент к категории легких, однако в акробатике вряд ли найдется хоть один простой прыжок. Тем не менее, обучиться выполнять «фляк» назад может практически каждый человек, имеющий достаточно серьезную подготовку и неплохую физическую форму. Именно сильные и крепкие мышцы позволяют человеку совершить достаточно непростой прыжок назад на руки и эффектный выход со стойки на руках в обычное вертикальное положение.
Цель работы: систематизировать и обобщить накопленный опыт по обучению акробатического элемента «фляк» назад. И подобрать самые эффективные упражнения для обучения элемента на каждом этапе обучения, применяя современные тренажёры в условиях ДЮСШ г. Углича.
-разобрать элемент по фазам
-выявить этапы обучения элемента
— подобрать подготовительные и подводящие упражнения для элемента «фляк» назад на каждом этапе подготовки.
-выявить и систематизировать основные ошибки, которые мешают обучению элементу «фляк» назад.
Данная разработка предназначена для спортивных школ, для школ с углублённой акробатической подготовкой.
1.Характеристика акробатического элемента «фляк» назад.
Фляк — элемент спортивной акробатики, спортивной и художественной гимнастики и т.п. Представляет собой темповое соединение двух курбетных движений — прыжка назад на руки и собственно курбета.
Этот элемент один из основных акробатических упражнений. «Фляк» является существенным звеном в акробатических комбинациях и выполняет разгонную функцию, а также играет роль связующего элемента в середине комбинации.
Этот вид прыжка имеет четыре фазы:
вторая – толчок ногами и взмах руками назад за голову;
пятая – 2-й полет, курбет;
шестая –приземление на ноги.
Техника прыжка подразумевает определенную компанию двигательных действий. Построение движений подчиняется биомеханическим закономерностям, без знания которых неосуществим целенаправленный плодотворный тренировочный процесс.
Кроме того, важным условием, повышающим силу отталкивания, является растягивание ведущих мышц, осуществляющих прыжок.
1.1. Техника выполнения элемента «фляк» назад.
Исходное положение. Стоя, ступни параллельны, спина прямая, прямые ненапряженные руки опущены по швам, ладони направлены назад.
Исполнение. Обучающийся делает неглубокое приседание, одновременно отклоняя прямой корпус назад и отводя назад руки. В момент потери равновесия обучающийся делает сильный взмах руками снизу вверх через голову назад. Когда руки в своем движении достигают головы, голова вместе с руками откидывается назад. При взмахе руками ноги, выпрямляясь, отталкиваются от пола, корпус прогибается в пояснице, и обучающийся приходит на прямые руки на пол (руки по ширине плеч).
С приходом рук на пол корпус продолжает вращательное движение по инерции, полученной от взмаха руками и от толчка ногами, как бы образуя дугу. Отталкиваясь прямыми руками от пола, обучающийся становится на ноги с поднятыми вверх руками (см.рисунок).
1.2. Фазы прыжка «фляк» и механика движения тела .
Перед выполнением прыжка « фляк » ученик создает наиболее благоприятные условия для выполнения движений и перемещений тела.
Нагрузка на мышцы задней поверхности тела резко возрастает. Удерживающую работу выполняют мышцы-разгибатели головы и позвоночного столба. Напряжение мышц-разгибателей позвоночного столба увеличивает наклон таза, что создает более выгодные условия для опоры внутренних органов.
Отведенные назад руки растягивают мышцы-сгибатели, пояс верхних конечностей опущен книзу, ОЦТ понижается. В подготовительной фазе должен быть выдох, при отталкивании вдох, затем небольшая задержка дыхания и, при приземлении, выдох.
Во второй фазе происходит отталкивание одновременно двумя ногами, важно, чтобы стопы располагались равномерно. В этом случае сила передается более равномерно и используется более рационально.
Для передачи силы отталкивания все мышцы должны быть хотя бы на короткое время закреплены. Достигается это путем кратковременного напряжения мышц антагонистов.
Фаза полета не является пассивной, в ней необходимо максимально использовать траекторию полета, принять и сохранить определенное положение тела, которое не только не мешало бы движению, но и способствовало последующему приземлению.
Амортизация достигается уступающей работой мышц, участвующих при выпрямлении тела. Не происходит также полное опускание верхней конечности и полное разгибание туловища. Эти отделы тела в значительной мере выполняют работу по балансированию тела, приводя его в такое положение, при котором траектория ОЦТ проходила бы в момент приземления внутри площади опоры; в ином случае произойдет падение.
Таким образом, при выполнении элемента «фляк» требуется кратковременное, но очень энергичное сокращение мышц в момент отталкивания. Во время группировки тела, а также во время его выпрямления и приземления мышечная работа менее интенсивна.
Выполнять «фляк» тем легче, чем меньше момент инерции тела по отношению к поперечной оси, проходящей через его ОЦТ.
Поэтому лицам с небольшой длиной тела выполнять сальто легче, чем тем, у кого та же масса, но больше рост. У высокорослых даже при максимальной группировке тела момент инерции остается сравнительно большим.
2.Этапы обучения элемента « фляк» назад.
1 этап. Сформировать у ученика представление о элементе «фляк» назад, с помощью метода показа и рассказа о технике элемента. Подбор подготовительных упражнений для отработки первой фазы элемента, т.к. она является очень значимой при выполнении элемента.
2 этап. Отработка пятой фазы элемента- « кубет»
Тренировка быстрого и сильного «курбета», то есть прыжка с рук на ноги.
3 этап. Создание двигательного действия.
Отработка элемента по частям-фазам. Подводящие и подготовительные упражнения для элемента «фляк».
4этап.Формирование и отработка целостного движения-создание двигательного умения.
Выполнение элемента «фляк» на специальных тренажёрах, страховках, и со страховкой тренера.
5 этап. Формирование стойкого навыка при выполнении элемента. Выполнение прыжка на пониженную опору с высоты со страховкой и без страховки (если обучающийся готов). Такой прием облегчает процесс обучения всему элементу и позволяет акробату соединить отдельные части упражнения в одно целое.
6этап.Совершенствование элемента «фляк».Свободное выполнение элемента. Соединение в связки.
2.1.Обязательные акробатические элементы и контрольные нормативы для выполнения, перед обучением элемента « фляк».
Для овладения акробатическими упражнениями необходим достаточный уровень физического развития. Чем сложнее упражнения, тем этот уровень должен быть выше. Поэтому, осваивая спортивную технику, акробат одновременно постоянно улучшает свою физическую подготовку и развивает функциональные возможности организма. Поэтому перед обучением элемента «фляк» назад, я рекомендую принять у обучающихся контрольные нормативы. А так же обязательно обучающиеся должны владеть акробатическими элементами без которых «фляк» назад не получится.
Обязательные акробатические элементы:
1.Мост в совершенстве из и.п. стоя.
2. Стойка на руках без стены.
В данной методической работе я представляю контрольные нормативы, которыми ученик обязательно должен владеть, перед обучением элемента. «фляк» назад.Так же контрольные нормативы вы можете придумать сами, такие какие вы считаете нужными, т.к. физическая подготовка у всех обучающихся разная и требует индивидуального подхода, особенно при обучении сложно координационных упражнений.
-подтягивание-не менее 5 раз, так как нужен сильный плечевой пояс.
-отжимание-не менее 20 раз.
-приседание на одной ноге- не менее 15 раз без поддержки( на каждой ноге).
-приседания в парах спиной друг к другу- не менее 10 раз,(подводящее упражнение для отработки 1 фазы элемента).
-«лодочка» на животе держать 1 мин( поднять плечи как можно выше).
-«лодочка» на спине, руки вверх к голове, держать 1 мин.
2.2.Подготовительные и подводящие упражнения для элемента «фляк» назад на каждом этапе подготовки.
1 этап : Задача упражнения – научиться двигаться назад и вверх до положения прогнувшись, лёжа на матах.
— Мост из положения, лежа на спине и наклоном назад из и.п.-стоя.
— Отработка маха руками и прогиба:
Это подводящее упражнение позволяет понять основу движения. Так же его хорошо сочетать с другими более сложными подводящими.
И.п. лечь на спину и держать руки по швам
1-мах прямыми руками и в конце движения очень сильно поднимаете таз вверх, голова смотрит строго вверх, а прогиб максимальный, в конце движения всё тело и носки натянуты. Это положение нужно удержать 3-5 секунд.
— Отработка отхода на «фляк» назад в паре:
Если вы правильно изучите это подводящее, то отход на «фляк» будет очень прост в исполнении. Делать это подводящее лучше напротив зеркала.
Простой вариант: Без маха
И.п.-напарник стоит за спиной и его ноги стоят в разножке, он руками придерживает вас в области лопаток.
1-обучающийся поднимает высоко руки и сутулит спину убирая таз назад, тело находиться в положении лодочка.
2-обучающийся садится тазом назад на 1/3 полного приседа округлив спину (из этого положения вы представляете, как будто вы сидели на стуле и у вас резко его убрали).
3-обучающийся начинает терять равновесие падая тазом назад и оставляя сутулую спину, в этот момент напарник держит его за лопатки.
Как только обучающийся потерял равновесие его ноги начинаю толкаться.
В конечной точке обучающийся прогибает спину и максимально вытягивается.
Внимание! Все движение выполняется в направлении чуть вверх и назад под углом в 45 градусов.
Сложный вариант: с махом рук
Теперь обучающийся делает все те же самые движения, но уже добавляя мах руками.
1-обучающийся присел и заводит руки максимально назад за спину
3-обучающийся выпрямляется под углом в 45 градусов и немного прогибается.
Прыжок с махом рук на горку матов:
Теперь мы добавляем к прошлому подводящему прыжок назад на горку матов, чтобы понять, как толкаться назад.
Перед началом выполнения нужно сделать шаг вперед от горки матов для прыжка назад вдаль. Далее обучающийся делает всё точно так же, как и в прошлом подводящем и прыгает на горку матов назад….
Тело должно уходить назад вдаль за счет потери равновесия, делать движение очень низко и маты, которые лежат сверху, должны скользит вместе с вами. Кисти вывернуты внутрь для безопасного исполнения, в конце движения ваша голова смотрит вверх, тело максимально натянуто и прогнуто.
Внимание! Следует добиваться взрывного характера толчка и быстрого принятия конечного положения.
2 этап: Задача-научиться делать быстрый мощный курбет.( для понимания концовки элемента – это завершающая часть «фляка»).
После того как обучающийся овладеет выше указанным упражнением, добавлять толчок руками.
3 этап: Задача-помочь ученику понять структуру элемента «фляк». Отработка элемента по фазам.
-имитация элемента « фляк» назад.
И.П.- мост, оттолкнуться ногами,(ноги прямые, вместе),грудь и плечи вперёд, прогнуться. Затем когда тело спортсмена доходит до стойки на руках, грудь убрать, руками оттолкнуться от пола- курбет. (это упражнение очень хорошо подходит для взрослых обучающихся, которых тренеру уже не провести на своих руках).
— Прогибы в стойке на руках ( оттяжка). Это упражнение для имитации положения тела в четвертой фазе.
И.П.- стойка на руках, тренер опускает ноги ученика за голову,(ноги в идеале) параллельно полу, грудь немного вперед, руки прямые и на ширине плеч ( это упражнение обучающийся может самостоятельно выполнять у стены).
4 этап: Задача-создать в сознании обучающего модель целого элемента-двигательное действие.
Особенно существенную помощь в создании двигательного действия в процессе обучения молодых спортсменов могут оказать технические средства- тренажёры. Использование тренажёрных устройств позволит улучшить обучение, быстрее формировать необходимые умения и навыки, повысить интерес к занятиям и их эффективность.
Тренажёры могут регламентировать условия выполнения определённых тренировочных упражнений, позволяют выделить нужные параметры движений, искусственно акцентировать требуемые фазы, что даст возможность локализовать и усилить процессы в желательных мышечных звеньях.
— выполнение элемента на «фляк-тренере». (Приложение 1 )
« Фляк-тренер» является устойчивым и эффективным тренажером для обучения спортсмена любого возраста и уровня подготовки.
5 этап: Задача-формирование стойкого навыка при выполнении элемента.
Лучше всего упражнение учить выполнять с наклонной поверхности, но обязательно со страховкой(если это необходимо).
-И.П.-стоя руки вверх. Мост. Толчок ногами. Прогнуться. Курбет.
— Выполняем «фляк» с прыжка с наклонной поверхности .
-И.П.-руки вверх, спину немного с сутулить, ноги вместе: неглубокое приседание, прямой корпус вперед и отводя назад руки. В момент потери равновесия ученик делает сильный взмах руками снизу вверх через голову назад. Когда руки в своем движении достигают головы, голова вместе с руками откидывается назад. При взмахе руками ноги, выпрямляясь, отталкиваются от пола и соединяются (давить на пятки), корпус прогибается в пояснице и ученик приходит на прямые руки на пол (руки на ширине плеч).
С приходом рук на пол корпус продолжает вращательное движение по инерции, полученной от взмаха руками и от толчка ногами, как бы образуя дугу. Отталкиваясь прямыми руками от пола, ученик становится на ноги с поднятыми вверх руками .
Наклонная поверхность помогает спортсмену быстрее овладеть элементом «фляк». Когда страховочные лонджи отсутствуют.
Обучающемуся страшно и он подтягиваете ноги к себе как на сальто назад. В момент прыжка вам нужно максимально прогнуться и натянуть всё тело.
2.Слабый мах руками.
Мах не успевает за плечами. Начинайте делать мах руками намного раньше и в 2 раза сильнее.
Это происходит из-за страха или маленького количества повторений базовых упражнений.
4.Слишком резкий прыжок.
Перед началом элемента, плавно и постепенно разгоняться. Резко дергаться-нельзя,это портит технику исполнения.
5.Прыжок вперед в начале.
Перед фляком обучающийся пытается оттолкнуться ногами сильнее, но вместо этого прыгает чуть вперед. Делать движение более плавно с последующим ускорением.
Внимание! В данной работе указаны не все подводящие и подготовительные упражнения для элемента «фляк»,т.к. во время тренировочного процесса тренер подбирает упражнения непосредственно для спортсмена индивидуально.
6этап. Задача-совершенствование элемента «фляк».
Свободное выполнение элемента. Соединение в связки.
-переворот назад на одну ногу-фляк.
3.Основные ошибки и затруднения при выполнении элемента «фляк».
При тренировке этого упражнения следует обратить особое внимание на ошибки, которые могут произойти и которых необходимо избегать.
4.Согнутые ноги в момент выполнения элемента.
Сконцентрируйте внимание на ногах и натягивайте носки, таким образом, напрягая ноги по всей длине.
6.Подламывание в начале движения.
Вместо отталкивания ног, вы выбрасываете таз вперед, что вызывает подлом. При таком исполнении можно упасть на голову.
Вы не попадаете на руки и вас подламывает в стойке на руках. Растягивайте плечи и тренируйте мостик.
8.Слабый мах руками.
В середине движения ваши плечи образуют угол и из-за него вам не удается закончить фляк. Делайте мах руками в 2 раза сильнее.
4.Затруднения при выполнении элемента «фляк» назад.
Одной из существенных проблем начинающих акробатов может стать страх выполнения любого движения назад: как правило, это связано с какой-то прошлой травмой или падением. Именно для преодоления такого опасения и следует начинать обучение только на мягкой поверхности, которая обезопасит учащегося. Наличие помощника или страховщика, а лучше– двух, также не будет лишним.
Таким образом, выполняя любое акробатическое упражнение важно быть сосредоточенным, собранным и внимательным, а также четко следовать инструкциям и использовать все знания относительно выполняемого упражнения.
А рациональное применение подводящих и подготовительных упражнений даёт возможность:
1. целенаправленно решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов и более эффективно проводить обучение их технике спортивных упражнений;
2. расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовке спортсменов;
3. соблюдать принцип сопряжённости, т.е. соответствия специальных упражнений основным соревновательным движением, благодаря чему не только развиваются физические качества, но и одновременно совершенствуется техническое мастерство;
4. избирательно-целенаправленно развивать основные или специфические группы мышц, определяющие успех в данном упражнении;
5. избирательно воздействовать на определённые мышечные группы с учётом фаз движений, где необходимо проявление максимальных усилий;
6. многократно повторять сложнокоординационные упражнения в заданном режиме.