что такое физкультурное образование
Физкультурное образование
Смотреть что такое «Физкультурное образование» в других словарях:
Физкультурное образование — система подготовки преподавателей физического воспитания (См. Физическое воспитание) и преподавателей тренеров (по видам спорта) для учебных заведений всех типов, физкультурно спортивных организаций, учреждений и др., отрасль… … Большая советская энциклопедия
Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия
Военное образование — подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином «В. о.» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико математическим, химическим и др.) и… … Большая советская энциклопедия
ФИЗО — физкультурное образование образование и наука, спорт ФИЗО физо физкультурное образование образование и наука, спорт … Словарь сокращений и аббревиатур
Физическая культура — … Википедия
Физическая культура и спорт — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физическое воспитание — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физкультура — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физическая культура и спорт — Физическая культура (Ф. к.) – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями… … Большая советская энциклопедия
Астахов, Альберт Михайлович — (1939 г. р.), имеет высшее физкультурное образование. Кандидат биологических наук (1969). Профессор (1993). Опубликовал более 120 научных работ, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. Мастер спорта (1964). Заслуженный тренер РСФСР,… … Большая биографическая энциклопедия
Физкультурное образование
Полезное
Смотреть что такое «Физкультурное образование» в других словарях:
Физкультурное образование — Целенаправленное физическое (телесное) формирование и обучение человека средствам и методам его осуществления. Цель Ф. о. – предельный идеальный результат целенаправленного физического формирования человека, воплощенный в понятии физического… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия
Военное образование — подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином «В. о.» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико математическим, химическим и др.) и… … Большая советская энциклопедия
ФИЗО — физкультурное образование образование и наука, спорт ФИЗО физо физкультурное образование образование и наука, спорт … Словарь сокращений и аббревиатур
Физическая культура — … Википедия
Физическая культура и спорт — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физическое воспитание — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физкультура — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физическая культура и спорт — Физическая культура (Ф. к.) – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями… … Большая советская энциклопедия
Астахов, Альберт Михайлович — (1939 г. р.), имеет высшее физкультурное образование. Кандидат биологических наук (1969). Профессор (1993). Опубликовал более 120 научных работ, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. Мастер спорта (1964). Заслуженный тренер РСФСР,… … Большая биографическая энциклопедия
Куда поступать, если ребенок занимается спортом?
Профориентация,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ,Родителям
Кому-то хорошо дается математика или русский язык, а кто-то блестяще играет в баскетбол, бежит марафон или плавает. Если спорт Вашему ребёнку ближе, чем наука, можно подумать о карьере спортсмена. Чтобы работать в этой сфере, нужно иметь спортивное образование. Как его получить и какой спортивный вуз выбрать?
Плюсы и минусы спортивного образования
Спортивное образование имеет несколько положительных сторон:
Но помните и об отрицательных сторонах спортивного образования:
Чтобы лучше понимать, как устроена жизнь фитнес-тренеров в России, советуем почитать статьи Тинькофф-журнала и The Village.
Образование и карьера в спорте: куда поступать, если ребенок занимается спортом?
Спортивные вузы и ссузы России
Для тех, кто решил связать свою жизнь со спортом и получить высшее спортивное образование, мы собрали все спортивные вузы РФ в одном списке. Вот пять крупнейших из них:
Помимо высших учебных заведений, где можно получить спортивное образование, есть и средние профессиональные: колледжи или техникумы. Вот полный список российских спортивных ссузов.
Как поступить в спортивный вуз?
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ, вы можете выбирать из нескольких направлений подготовки высшего образования:
Код направления подготовки
Доклад на тему: «Физкультурное образование: направленность на формирование личности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
направленность на формирование личности»
Преподаватель физического воспитания: Кузьменко О.А.
Образование как область межличностных отношений отражает реальность целеполагающей деятельности в плане формирования человека.
Главная цель образования — воспроизводство человеческого потенциала для всех сфер социальной практики, личности специалиста — носителя совокупности социокультурных ценностей, обладающего глубокими специальными знаниями, высокой профессиональной подготовленностью, общей культурой, способного к преобразованию и распространению ценностей культуры в социуме. При этом абсолютной ценностью, согласно И. Канту, обладает только субъект, каким является разумное существо, человек. Человек как субъект является (должен являться) абсолютной ценностью во все времена и во всех отношениях. «Человек и вообще всякое разумное существо, — писал И. Кант, — существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель».
Процесс становления личности обусловлен, с одной стороны, тем социокультурным окружением, в котором человек существует, с другой — потенциальными задатками и способностями субъекта образовательной деятельности, которые изначально заложены природой и в отношении которых следует проводить преобразовательные воздействия предпочтительно комплексного характера. При этом отметим, что активному воздействию на субъекта образовательной деятельности необходима ситуация, при которой личность реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, преобразует свою культурную идентичность.
Лишь в этом случае, как пишет Н.М. Амосов, личность воспринимает образование как составляющую собственного стиля жизни, может образовывать себя сама, поднимать образование до целей личностного роста. Одновременно образование становится фактором психической активности личности, формой ее культурного бытия. Вместе с тем образование в значительной мере детерминировано логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей. Поэтому, как отмечает В.К. Бальсевич, должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения.
Более того, формирование личности обусловлено и тем, насколько образование отвечает задачам успешной трансляции накопленных материальных, духовных и художественных ценностей социума в личность
В.А. Востриков, доцент Оренбургского государственного педагогического университета, канд.техн.наук, М.М. Рузаев, ст. преподаватель для ее обучения, воспитания и развития, становления системы телесно-душевно-духовных потребностей и способностей личности. Социальной практикой доказано, что формирование личности и ее культуры традиционно реализуется в том числе и направленным использованием ценностей физической культуры на основе специально смоделированных видов деятельности, физкультурного образования. Образовательный процесс в области физической культуры складывался прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду-первому и главнейшему условию человеческого существования. По мере становления в обществе целостной системы воспитания и образования физическая культура вошла в нее в качестве базового фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для расширения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического и других видов воспитания. Изучение проблемы формирования человека, становления его как личности в процессе физкультурного образования дает возможность рассмотреть развитие данного процесса в связи с конкретными историческими условиями, что очень важно для осмысления роли физкультурного образования в современных условиях развития общества.
Однако физическое воспитание априори видится несколько зауженной системой, которая, безусловно, не в полной мере отражает как многомерность педагогических воздействий на человека, так и комплексность влияний на него физкультурного образования в целом.
Социокультурная сущность физкультурного образования заключается в формировании нового мира и новой, вписанной в этот образ системы культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой — обусловлен опытом учащегося как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. Культурологический смысл содержания образования может быть реализован через достижение его взаимосвязи с социальным смыслом и индивидуальноличностным при помощи системной организации содержания образования. При этом следует учитывать, что социальный и индивидуально-личностный смыслы содержания образования связаны в свою очередь с двумя значениями предмета познания и изучения. Социальное, объективное значение содержания образования определяется социальным заказом, теми задачами, которые он ставит перед образованием, исходя из уровней развития производства, науки, культуры, потребностей общества. В содержании образования выражается его социальный смысл, он заключен в тех целях и задачах, которые общество выдвигает перед ним и в которых должны быть учтены интересы личности. Субъективное значение содержания образования выражено в его индивидуально-личностном смысле.
Гуманистическая направленность образования предполагает:
• усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности;
• деятельный подход к развитию личности;
• превращение ученика из объекта социальнопедагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению;
• демократизацию в отношениях преподавателя с учениками;
• формирование у человека мотивации на разностороннее гармоничное развитие.
Гуманистическая направленность образования, основанная на принципе креасофии (творящей мудрости), заключается в изменении структуры и формы сознания человека, обретении им способности мыслить, рефлексировать и действовать (в том числе творчески, в соответствии с ценностями духовного мира) в конкретной социокультурной среде. Актуальным для системы образования является переход от понимания человека как homo sapiens и homo habilis (человека разумного и умелого) к пониманию его как homo ludens (человека играющего) и homo creacoficus (человека творящего мудрость).
В настоящее время намечаются тенденции перехода от физического воспитания, акцентирующего внимание преимущественно на двигательной сфере, к физкультурному образованию. В их основе мысль о воспроизводстве целостного человека (как одухотворенной, нравственной, свободно действующей телесности) в сфере физической культуры, физкультурного образования. Культура едина, а человек в культуре целостен. Н.Н. Визитей отмечает, что «проблема физической культуры личности оказывается при ближайшем рассмотрении равной проблеме нравственной, интеллектуальной культуры личности. Мы в очередной раз убеждаемся, что культура едина (и в этом смысле одна), мы убеждаемся, что культура требует единства, целостности человка. Рассматривая сущность образования, С.И. Гессен отмечает, что душа и тело человека в равной мере должны быть образованы в направлении культурных ценностей, по отношению к которым они чисто природный материал, подлежащий образованию, представляются равноценными сторонами единого и нераздельного целого. Весь человек в целом, а не одна только его часть или сторона, должен воспринять в себя ценности культуры, приобщиться к ним всем своим существом и в служении им преобразовать свой психофизический организм.
Анализ разработанности вопросов, связанных с физкультурным образованием, позволяет с достаточной убедительностью констатировать, что к настоящему времени сложились определенные характеристики физкультурного образования, которые в зависимости от цели и содержания можно представить следующими видами:
общее физкультурное образование,
профессионально направленное физкультурное образование,
специальное физкультурное образование.
Общее физкультурное образование рассматривается как процесс и результат, который достигается в итоге реализации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в школах, гимназиях, колледжах, училищах, техникумах, вузах.
Общее физкультурное образование — это вид физкультурного образования, обеспечивающий овладение знаниями, формирование двигательных умений и навыков, развитие личностных качеств, практические достижения, готовность к успешной жизни и деятельности в обществе.
Оно является важным условием всестороннего развития личности.
Профессиональное физкультурное образование обеспечивает обучающимся физическую готовность к успешному овладению избранной профессией. Одновременно осуществляется физкультурное образование профессиональной направленности.
Основная его цель — создать условия для дальнейшего усвоения знаний о физической культуре, об особенностях профессионально-прикладной (профессиональной) физической культуры, а также для освоения двигательных умений и навыков, близких по составу с действиями, приемами, используемыми в избранной профессии.
Этот вид физкультурного образования предполагает и усвоение способов управления развитием работоспособности применительно к избранной профессии и т.д. и осуществляется в учреждениях среднего (училища, колледжи, техникумы) и высшего (кафедры физического воспитания институтов, университетов) профессионального образования.
Специальное физкультурное образование предполагает подготовку человека к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Оно отличается наличием фундаментальных социально философских, медико-биологических, психолого-педагогических оснований, позволяющих управлять процессом формирования физической культуры личности, спортивной подготовкой, реализовывать возможности физической культуры для лечебновосстановительной или военной подготовки и других целей.
Специальное физкультурное образование представлено двумя уровнями: средним и высшим.
Основные учреждения, обеспечивающие его, — техникумы физической культуры, соответствующие отделения педагогических училищ, институты и академии, университеты физической культуры, факультеты физической культуры в составе педагогических институтов и университетов.
Следует отметить, что все перечисленные виды физкультурного образования по сути обеспечивают в одном случае формирование двигательных способностей и системы знаний о том, как эти способности формировать, в другом — подготовку специалистов, призванных обеспечивать данный процесс.
Однако воздействия, связанные со становлением культурологических характеристик личности, в целом просматриваются слабо.
Считаем, что многогранность воздействий ценностей физической культуры на субъекта образовательной деятельности может реализовать такое физкультурное образование, которое ставит перед собой как общепедагогические, так и специфические задачи. Преобразовательный культурологический смысл общепедагогических задач заключается в развитии разносторонних способностей и потребностей личности в нравственном, эстетическом, гражданском, трудовом, физическом воспитании, воспитании воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Реализация специфических задач предполагает обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств, использование факторов физической культуры для укрепления и многолетнего сохранения здоровья, совершенствования телосложения, а также рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений и навыков и доведение их до необходимой степени совершенства.
Более того, физкультурное образование тесно связано с современными представлениями о человеческом факторе, призванном сыграть основную роль в деле преобразования общества и его материальных, духовных и художественных ценностей. Многогранность феномена «человеческий фактор», представляющего единство биологической, духовной и социальной природы человека, характеризуется социальнополитическими, морально-психологическими и коммуникативными качествами личности, знаниями о личностной и социальной престижности профессиональной подготовленности, физическими качествами и двигательными умениями и навыками, здоровьем, морфофункциональным состоянием.
Таким образом, возникает необходимость обоснования и разработки системы физкультурного образования, призванного отразить комплексное освоение человеком внешнего (социальных явлений, духов-
ности) и внутреннего мира в процессе формирования и развития его личности в связи с подготовкой к участию в социально значимых видах деятельности.
В этой связи мы рассматриваем физкультурное образование как совокупность специально смоделированных видов деятельности, направленное использование которых при строгом соблюдении дидактических основ обеспечит достижение социально значимого положительного эффекта в следующих направлениях:
социализация человека, обогащение его душевно-духовного начала, становление личности с присущими ей культурологическими характеристиками, потребностью в физическом совершенствовании;
воздействие на биологическую природу, удовлетворение потребности в двигательной деятельности, сформированность физических качеств и их компонентов, двигательных умений и навыков, психофизиологических функций.
Насыщение физкультурного образования соответствующим содержанием предусматривает использование характерных средств, методов и форм организации субъектов образовательного процесса с учетом их морфофункциональных и психофизиологических особенностей.
Целью физкультурного образования является удовлетворение личной и общественной потребности в формировании и развитии личности — создателя, преобразователя и потребителя материальных, духовных и художественных ценностей общества. Результатом физкультурного образования должна стать сформированность культурологических характеристик личности, удовлетворение потребности в социальной деятельности, физическом совершенстве и двигательной активности.
Итак, объектом физкультурного образования является процесс воспроизводства человеческого фактора:
-личности, составляющей единство и гармонию телесных и духовных начал;
Для реализации цели личной физической культуры студентов были сформулированы базовые задачи, в число которых входит:
— формирование у студентов мотивации к занятиям физической культуры;
— обучение их умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры;
— формирование понимания смысла занятий личной физической культурой.
Формирование мотивации основывается на следующих потребностях:
— физиологических (активные двигательные действия);
— в безопасности (от боли, неприятных ощущений, страдания, гнева, неустроенности);
— в социальных связях (идентификация в коллективе, социальная причастность к определённой группе, дружба, привязанность и др.);
— в самоуважении (достижение успеха, признание со стороны окружающих, одобрение старших, в том числе учителя);
— в самоактуализации (реализация индивидуальных возможностей, способностей, понимание и осмысление окружающего мира).
Обучение знаниям, умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры подразумевает владение следующими умениями:
— самостоятельно поставить цель занятий личной физической культурой;
— выбрать адекватные средства и методы достижения поставленной цели;
— самостоятельно организовать занятия личной физической культурой;
— технически верно выполнить физические упражнения;
— осуществить контроль, оценку реакции своего организма на тренировочную нагрузку.
Формирование у студентов понимания смысла занятий личной физической культурой подразумевает:
— постижение сущности явлений, лежащих в основе выполняемого двигательного действия или упражнения;
— знание закономерностей возникновения и развития этих явлений;
— установление устойчивых связей между отдельными явлениями, возникающими в процессе занятий личной физической культурой.
Понимание смысла занятий физической культурой даёт студентам возможность целенаправленно управлять процессом овладения набором знаний, умений и навыков, то есть процессом самосовершенствования.
Таким образом, учебный предмет «Физическая культура» – это часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования студентов.
В процессе физкультурного образования нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей, учащихся и студентов.
Общее среднее образование в сфере физической культуры осуществляется не только в условиях урочных форм занятий. Своей целевой направленностью и предметностью оно представляется и во внеклассных и факультативных формах занятий физическими упражнениями и спортом, в особенностях организации и содержания режима дня и внешкольных самодеятельных мероприятий учащихся. Подобная системная организация физкультурного образования позволяет обеспечивать не только закрепление осваиваемого учебного материала или более широкое овладение его базовыми основами, но и создавать условия и возможности учащимся демонстрировать результаты своей образованности, усиливать их положительный эффект в формировании интереса к физической культуре, своему здоровью, организации своего культурного досуга. При этом познание себя в разнообразных формах и условиях физической активности, познание особенностей индивидуального развития и возможностей активно формировать себя как личность наделяют процесс физкультурного образования определёнными личностными и социальными задачами, делают его одним из базовых оснований всестороннего и целостного развития личности студентов в условиях образования в колледже.
Список использованной литературы
1. Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. 1992. № 6.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988.
3. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1.
4. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности: физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. М., 1985.
5. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. Л.: ЛГУ, 1999.
6. Гессен С.И. Основы педагогики. М.: Школа-Пресс, 1995.
7. Гориневский В.В.Физическое образование. СПб., 2013.
8. Дмитриев С.В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека: сб. Восток–Запад: проблемы физической культуры и спорта. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. Вып. I.
9. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.
10. Лубышева Л.И.Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1996. № 1.
11. Николаев Ю.М.Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. № 4.
12. Пономарев Н.И.Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 5.
13. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. М.: Физкультура и спорт, 1996. Т. 1