что такое физический диктант

Физический диктант как одна из форм письменной проверки знаний учащихся

Разделы: Физика

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.

На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.

Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.

Один из приёмов проведения физических диктантов.

Для того чтобы учащиеся овладели стандартом основного общего физического образования, часто применяю один из психологических приёмов “эффект края”. Суть этого приёма заключается в том, что быстрее запоминается материал, расположенный в начале и в конце заучиваемого текста. То, что находится в середине, “ложится в память” хуже, требует большего времени на заучивание. Поэтому, если есть такая возможность, целесообразно в процессе заучивания менять местами начало и середину, конец и середину.

Физические диктанты, проведённые таким образом, дают высокие результаты.

Пример: Физический диктант. На отработку формул. Тема: Световые кванты.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №1.

1. Частота.
2. Длина волны.
3. Скорость света.
4. Постоянная Планка.
5. Ммасса фотона.
6. Импульс фотона.
7. Энергия фотона.
8. Работа выхода.
9. Кинетическая энергия.
10. Уравнение Эйнштейна.
11. Предельная частота (красная граница)
12. Длинноволновая граница.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №2.

1. Масса фотона.
2. Импульс фотона.
3. Энергия фотона.
4. Работа выхода.
5. Ччастота.
6. Длина волны.
7. Скорость света.
8. Постоянная Планка.
9. Ккинетическая энергия.
10. Уравнение Эйнштейна.
11. Предельная частота (красная граница)
12. Длинноволновая граница.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №3.

1. Частота.
2. Длина волны.
3. Скорость света.
4. Постоянная Планка.
5. Кинетическая энергия.
6. Уравнение Эйнштейна.
7. Предельная частота (красная граница)
8. Длинноволновая граница.
9. Масса фотона.
10. Импульс фотона.
11. Энергия фотона.
12. Работа выхода.

Номер диктантаУченик 1Ученик 2Ученик3Ученик 4
№158%66%75%58%
№266%83%83%75%
№383%91%100%83%

Как показывает практика работы учителей, диктанты можно использовать на всех этапах обучения физике, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности: учащиеся 7 и 8 классов легко возбуждаются, но и быстро утомляются, медленно пишут.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.

Источник

Физические диктанты (9-11 классы)

Автор: Григоренко Ольга Викторовна,

учитель физики 1 квалификационной категории

Антрацитовской общеобразовательной школы I-III ступеней №13

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса. Данная разработка содержит кратковременные проверочные работы по физике для учащихся 9-11 классов, рассчитанные на 10-15 минут.

Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, а также дают возможность учителю подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Физические диктанты (9-11 классы)»

Антрацитовская общеобразовательная школа IIII ст. №13

Разработала: учитель физики

Григоренко Ольга Викторовна.

специалист 1 категории.

ФИЗИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ (9-11 КЛАССЫ)

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса. Данная разработка содержит кратковременные проверочные работы по физике для учащихся 9-11 классов, рассчитанные на 10-15 минут.

Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, а также дают возможность учителю подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного материала.

Преимущества письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса в том, что требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

На основании анализа результатов письменной проверки учитель имеет возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся, выявить объём ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, что позволяет учащимся сразу же получить информацию о своих пробелах в знаниях.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Это способствует воспитанию трудолюбия, дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет на развитие у учащихся интеллектуальных умений и навыков.

Источник

Физический диктант как форма проверки знаний на уроках физики. Методическая разработка

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

2020г.

Включая в физический диктант два-три дополнительных задания повышенного уровня сложности можно активизировать сильных учащихся. Кроме традиционных заданий можно использовать графические задания, задачи-схемы.

Физический диктант «Плотность».

Запишите обозначение величин масса, объем, плотность.

Запишите единицы измерения массы, объема, плотности.

Запишите формулы расчета плотности, массы, объема.

Расположите вещества в порядке возрастания плотности: твердые, газы, жидкости.

Ребро куба из алюминия 10 см. Вычислите массу.

Физический диктант « Архимедова сила».

Архимедова сила направлена: в вправо, влево, вниз, вверх.

Архимедова сила обозначается…

Тело, погруженное в воду, теряет в весе на величину…

Архимедова сила равна…

Тело всплывает, если…

Тело находится в жидкости в равновесии, если…

Ребро куба 2 см. Вычислите выталкивающую силу, действующую на тело в керосине.

Физический диктант « Работа и мощность».

Запишите формулы работы и работы.

Единицы работы и мощности…

Работа равна нулю, если…

Выразите работу через мощность и время.

Мощность равна работе, если…

Выразите единицу работы через единицу мощности.

Как зависит мощность от времени?

Мощность- это ……. выполнения работы.

Физический диктант «Теплопроводность».

Физический диктант «Агрегатные состояния вещества».

Физический диктант «Двигатель внутреннего сгорания».

Физический диктант «Электрический ток».

Физический диктант «Свет».

Физический диктант «Сила Лоренца. Сила Ампера».

1. Напишите формулы для расчетов:

а) силы Лоренца;
б) магнитной проницаемости среды;
в) модуля вектора магнитной индукции;
г) магнитного потока;
д) силы Ампера;

2. Дополните следующие определения:

3. Какая физическая величина измеряется в теслах? Чему равна 1Тл?

4. Какими способами можно получить магнитное поле?

5. Какие величины характеризуют магнитное поле?

6. Какую физическую величину измеряют в веберах? Чему равен 1Вб?

7. Дополните предложения:

Физический диктант «Линзы».

Физический диктант «Глаз».

Физический диктант «Строение атома».

Физический диктант «Электрические цепи».

Физический диктант «Электроизмерительные приборы».

Физический диктант «Энергия».

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Номер материала: ДБ-970759

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

что такое физический диктант. Смотреть фото что такое физический диктант. Смотреть картинку что такое физический диктант. Картинка про что такое физический диктант. Фото что такое физический диктант

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методика использования физических диктантов

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рыбницкий политехнический техникум

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ

КАК ЭЛЕМЕНТА ТЕМАТИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Данная статья содержит формы и методы активизации учащихся и студентов на занятиях в процессе изучения дисциплины «Физика», методику применения использования физических диктантов. Обращается внимание на самостоятельную работу учащихся при подготовке к такой форме аттестации, на подбор вопросов различного уровня и различной сложности. Приведены примеры текстов физических диктантов, подсчет баллов при ответах.

Ключевые слова: активизация, мыслительная деятельность, световая энергия, излучения.

Работая в группах НПО и СПО, я использую так называемый тематический физический диктант.

Для этого перед началом изучения темы как элемент итогового оценивания по теме учащимся и студентам выдаю вопросы по изучаемому материалу, часть из которых будет предложена им в итоговом физическом диктанте. Так как вопросов много, не все они могут быть рассмотрены на уроке. Поэтому учащиеся вынуждены самостоятельно искать ответы на некоторые вопросы в рекомендуемой преподавателем литературе.

Кроме того, наличие у учащихся вопросника заставляет их более внимательно слушать и конспектировать объяснения преподавателя на уроках.

Сами же вопросы разбиваются на две группы: первая группа репродуктивная, требующая только воспроизведение формул, законов, определений; вторая группа требует умения применять полученные теоретические знания на практике.

В каждой группе вопросы разделены на два уровня сложности: А – относительно простые, Б – относительно сложные.

В группе вопросов уровня А каждый вопрос имеет максимальную оценку в 0,5 балла, в группе В – 1 балл. Максимальная оценка представлена в вопроснике.

Вопросы того или иного уровня выбирает сам учащийся или студент.

При проведении диктанта учащимся (студентам) представляется ответить на 12 вопросов: 6 – из первой группы и 6 из второй. Таким образом, максимальная оценка, которую может получить учащийся, составляет 12 баллов. Основная часть вопросов предлагается из тестов для подготовки к единому государственному экзамену по физике, при этом вопросы теста перефразируются под вопросы диктанта.

Во время диктанта называются только номера вопросов для уровня А и уровня В, так как вопросник есть у каждого учащегося или студента. В целях предупреждения списывания предлагаются 2 варианта. В качестве примера рассмотрим вопросы по теме «Излучение и спектры». Нумерация вопросов для удобства работы сквозная.

1 группа (до 3-х баллов)

1. Каково условие излучения атома?

2. Виды люминесцентного излучения.

3. Что такое спектральный анализ?

4. Что можно установить с помощью спектрального анализа?

5. Как можно обнаружить инфракрасное излучение?

6. Что является источником инфракрасного излучения?

7. Причина возникновения инфракрасного излучения.

8. Какое главное свойство инфракрасного излучения?

9. Где применяется инфракрасное излучение?

10. Что такое ультрафиолетовое излучение? Как его можно обнаружить?

11. Каковы источники ультрафиолетового излучения?

12. Главные свойства ультрафиолетового излучения.

13. Что такое рентгеновское излучение?

14. Главные свойства рентгеновского излучения.

15. Каковы важнейшие области применения рентгеновского излучения?

16. Почему нагревается синий светофильтр и почти не нагревается красный?

17. Каким зонтиком из нейлона лучше пользоваться на пляже: синим или красным?

18. Почему сигнал опасности на транспорте красный?

19. Почему солнце при восходе или заходе красное (в особенности перед плохой погодой)?

20. Какие лучи поглощаются зелеными растениями?

21. Почему море синее, а не зеленое?

22. На каком свойстве рентгеновского излучения основана рентгеноскопия?

23. Почему хорошо загорать в горах?

24. Можно ли загорать, лежа на подоконнике закрытого окна?

25. Почему сварщики работают в темных очках?

26. Почему небо голубое?

27. Как был открыт газ гелий, а также рубидий, цезий и некоторые другие элементы?

28. Каково главное преимущество ЛДС перед лампами накаливания?

29. Каково условие излучения атома?

30. Чем отличается люминесцентное излучение от теплового?

31. Почему лампу дневного света называют «трансформатором света»?

32. В чем суть закона Стокса для люминесценции?

33. Начертить график распределения спектральной плотности интенсивности излучения от частоты?

34. Как читается закон Вина? Его формула.

35. Как читается закон Стефана-Больцмана? Его формула.

36. Начертить схему спектрографа.

37. Что такое «парниковый эффект»? Где он используется? Где проявляется в природе?

38. Причина возникновения тормозного рентгеновского излучения.

39. Что такое рентгеноструктурный анализ?

40. Что такое характеристическое рентгеновское излучение?

41. Устройство простейшей рентгеновской трубки.

42. Какое главное различие между длинноволновым и коротковолновым излучением?

43. По каким наиболее общим признакам различаются между собой волны различных участков шкалы электромагнитных волн?

44. Где проявляется эффект Допплера в технике?

45. Почему при падении напряжения в сети «световая отдача» в лм/Вт у ламп накаливания уменьшается, а свечение приобретает красноватый оттенок?

46. Почему северные хвойные деревья имеют голубоватый оттенок (например, серебристая ель)?

47. Зачем в туман включают желтые фары?

48. Почему флажки у проводников желтые?

49. Почему глаза сформировались чувствительными именно к электромагнитным волнам с длиной 400 – 800 нм?

50. Что такое «озоновая дыра», чем она опасна для человечества?

51. Что такое «тепловизор», для чего он служит?

52. Что такое ЭОП (электронно-оптический преобразователь)?

53. Чем грозит загрязнение атмосферы СО2?

54. Что такое «линии Фраунгофера» и каково значение их открытия?

55. О чем говорит смещение всех линий спектра далеких галактик к красному концу спектра («красное смещение»)?

56. Почему так низок КПД у тепловых источников света?

Комментарии к некоторым вопросам

16.Синий светофильтр поглощает красную часть спектра, главное свойство которой – тепловое действие; красный – пропускает, вследствие чего нагревается меньше.

17.По той же причине лучше пользоваться синим зонтиком, который не пропускает красную, тепловую часть спектра.

18.Сигнал опасности на транспорте красный, т.е. красные лучи имеют наибольшую длину волны в видимой части спектра, вследствие чего, дифрагируя на молекулах воздуха, пылинках, каплях воды, огибают их, распространяясь почти без рассеивания на большие расстояния.

19.При восходе или заходе Солнца свет от него проходит большой слой атмосферы, которая сильно рассеивает коротковолновую часть спектра. Красная, длинноволновая часть проходит с меньшим рассеиванием. Перед плохой погодой наличие в воздухе пыли, водяных паров приводит к еще большему рассеиванию коротковолновой части спектра, поэтому Солнце приобретает еще более насыщенный красный цвет.

20.Зеленые растения поглощают лучи крайних участков видимой части спектра, отражая среднюю часть. Красная часть оказывает тепловое действие, фиолетовая необходима для фотосинтеза.

21.Молекулы воды рассеивают коротковолновую часть спектра – фиолетовую, синюю, голубую. Красные, оранжевые и т.д., т.е. более длинные волны, дифрагируя, уходят в глубь моря. На мели же много взвешенных частиц (песчинок, органики), имеющих большие размеры, чем молекулы воды. Поэтому они могут рассеивать уже более длинные волны, т.е. желтые, зеленые.

46.Северные деревья, испытывая дефицит тепла, вынуждены поглощать почти всю видимую часть спектра, отражая только ее голубую часть.

47.После красного цвета (сигнала опасности) желтые лучи имеют большую длину волны по сравнению с другими лучами. Поэтому они лучше дифрагируют на частицах воздуха, тумана, пыли, распространяясь на большие расстояния. По этой причине они не рассеиваются в воздухе, не создавая, таким образом, ореола перед шофером.

48.Флажки у проводников, куртки у дорожных работников желтые по той же причине. Кроме того, человеческий глаз наиболее чувствителен именно к желтому цвету. Поэтому желтый флажок, куртка хорошо видны на большом расстоянии.

49.По счастливой ли случайности, именно волны этой длины проходят через атмосферу с наименьшим поглощением, и в то же время максимум энергии излучения Солнца – желтой звезды – приходится именно на эти длины волн.

51.Тепловизор – медицинский прибор, служащий для визуального наблюдения распределения температур в человеческом теле. С помощью специальной электронной схемы он преобразует инфракрасное излучение тела в видимое.

52.ЭОП – электронно-оптический преобразователь – преобразует инфракрасное излучение в видимое. Используется в приборах ночного видения (зрительных трубах, биноклях, оптических прицелах, и т.д.).

55.Смещение всех линий спектра галактик к красному спектра говорит о том, что галактики удаляются от нас, вследствие чего длина световых волн увеличивается. Это следует из эффекта Допплера.

56.Большую часть энергии, потребляемой от сети, тепловые источники света излучают в инфракрасной области спектра и очень незначительную часть (около 1 процента) – в видимой. Это видно из графика зависимости интенсивности излучения от температуры, где максимум излучаемой энергии при температуре нити накала приходится на инфракрасную область спектра.

Как видим, вопросы имеют различный характер: одни предполагают усвоение на репродуктивном уровне и сводятся к заучиванию законов, схем, графиков, формул; другие требуют самостоятельной работы по усвоению материала на уровне понимания; третьи требуют дополнительного углубления в изучаемые закономерности с целью объяснения их применения в технике; четвертые вовлекают учащихся в обсуждение экологических аспектов воздействия человека на природу.

Опыт многолетнего использования таких диктантов как элемента тематического контроля показал их высокую эффективность в активизации учебного процесса и повышении результативности обучения физики.

1. Гнедина Т.Е. «Физика и творчество в профессии». Книга для уч-ся старших классов.– М.: Изд-во «Просвешение», 1988 г.

2. Гурский И.П. «Элементарная физика с примерами решения задач». – М.: Изд-во «Наука», 1989 г.

3. Дик Л.К., Гинденштейн И.П. «Физика» 10,11 класс. – М.: Изд-во «ЮТА», 2014 г.

4. Москалев А.Н., Никулова Г.А. «Готовимся к единому государственному экзамену». Физика. Тесты 10-11 классы. – М.: Изд-во «Дрофа», 2008 г.

5. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике». – М.: Изд-во «Просвещение», 1972 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *