что такое фишинг сайта
Как определить фишинговый сайт
Фишинг — вид интернет-мошенничества, когда злоумышленники пытаются получить конфиденциальную информацию пользователей, например, логин, пароль, данные банковской карты.
С марта 2016 года по март 2017 года компания Google и Калифорнийский университет в Беркли изучали способы обмана в интернете. И выяснилось, что за год 12,4 млн пользователей стали жертвами фишинговых атак. «Лаборатория Касперского» сообщает о том, что более 15,9% уникальных пользователей сталкивались с проблемой фишинга в 2017 году.
В Университете имени Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге выяснили, что 78% опрошенных пользователей знают об опасности перехода по ссылкам от неизвестных отправителей. Но 56% получателей электронной почты и около 40% пользователей Facebook всё равно переходят по ссылкам. У российских пользователей ситуация не лучше. По данным Службы кибербезопасности Сбербанка, 48% людей, получивших письма из незнакомых источников, переходили на фишинговые ресурсы и вводили логины, пароли или данные банковских карт.
Для того чтобы заманить на поддельный сайт, мошенники используют социальные сети, SMS или электронную почту.
Вам могут написать с неизвестного аккаунта или со взломанного профиля знакомого с просьбой перейти по ссылке. Как правило, просят побыстрее кликнуть на ссылку, чтобы узнать нечто необычное или ценное.
Злоумышленники заманивают жертву с помощью упоминания в записи сообщества. Например, мошенники фальсифицируют группу известной радиостанции, и сообщают в публикации от имени группы, что вы выиграли ценный приз и должны прямо сейчас перейти на сайт для получения дальнейших инструкций.
Кстати, если вам предлагают оплатить пересылку или страховку за выигрыш или подарок, то это тоже признак мошенничества.
Если вы когда-либо размещали или разместите объявление на популярных интернет-площадках, таких как Avito, злоумышленники могут включить ваш номер в SMS-рассылку. В этом случае вам придут SMS с предложением обмена и ссылкой на страницу якобы товара. Ссылка будет вести на фишинговый сайт, а может, и на зараженную вирусом страницу.
Как и в случае с социальными сетями, мошенники могут прикинуться знакомыми и предложить перейти по ссылке, чтобы увидеть информацию якобы о вас.
Способов заманить пользователей на фишинговый сайт с помощью электронной почты у мошенников просто множество. Ведь письма поддерживают HTML-вёрстку и адрес фишингового сайта можно замаскировать под знакомый пользователям домен.
Письма подделываются под сообщения о якобы взломе почты, банковского счёта, страницы в социальных сетях; уведомления от органов власти, благотворительных организаций и судебных инстанций; информацию о возможном возврате НДС при зарубежных покупках и необходимости оплатить налоги или штрафы. Все письма будут содержать ссылки для перехода на фишинговый сайт.
Ссылка может быть выполнена и в виде QR-кода. Например, вам предложат полезную программу для возврата налогов или снижения штрафов.
Фишинг направлен на кражу персональных данных пользователей под предлогом оплаты или регистрации в качестве клиента. Так подделывают сайты:
С 1 января по 1 сентября 2017 года Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в финансовой сфере ЦБ РФ заблокировал 84 ресурса, которые маскировались под P2P-сервисы денежных переводов. Владельцы сайтов могли узнать данные платежных карт пользователей: имя владельца, номер, срок действия, код подлинности карты (CVV2). А также заблокировали сайты 45 «страховых компаний», 44 лжебанка, около 20 «авиакомпаний» и «мирофинансовых организаций». Служба кибербезопасности Сбербанка отчиталась о блокировке 600 доменов, которые использовались для фишинга.
Создатели фишинговых сайтов стараются отвлечь пользователя от изучения страницы и поиска признаков подделки. Мошенники отслеживают хайповые темы или просто играют на человеческой жадности и желании халявы, предлагая выиграть iPhone X, автомобиль или большой денежный приз. Дополнительно злоумышленники устанавливают таймер, чтобы пользователи поторопились с вводом персональных данных.
Мошенники могут сыграть и на чувстве страха. Например, предложить проверить, не числится ли банковская карта в реестре украденных хакерами данных. Для этого предложат ввести номера карты, срока действий, имени и фамилии владельца и CVC2/CVV2.
В этот момент важно сосредоточиться и проверить сайт на признаки фишинга.
Неправильное доменное имя
Как правило, мошенники регистрируют похожие домены. Например, вместо «online.sberbank.ru» можно увидеть «onllinesberbank.ru» или «online.sbrbank.ru». Также сайт может располагаться на поддомене, например, «sberbank.site.ru».
Отсутствие SSL сертификата
Популярные сайты используют шифрование SSL для передачи данных пользователей. При использовании этой технологии адреса сайта начинается на «https://». А вот если сайт банка или авиакомпании начинается на «http://», это повод усомниться в оригинальности страницы. К сожалению, мошеннику не составит труда получить действительный SSL сертификат для поддельного сайта — сейчас его можно получить за 20 минут бесплатно при помощи специальных сервисов.
Грамматические, орфографические и дизайнерские ошибки
Довольно часто распознать мошенников можно по наличию грамматических и орфографических ошибок в тексте страниц. Крупные компании имеют в штате или на аутсорсинге профессиональных дизайнеров, копирайтеров, редакторов и корректоров, которые строго следят за соблюдением правил оформления сайта. Насторожить должны неправильные названия организации, обилие опечаток и ошибок, поехавшая вёрстка, неправильное использование цветов в дизайне, наличие посторонних элементов дизайна.
Различие структур страниц с оригинальным сайтом и подозрительные платежные формы
Посмотрите на наличие ссылок на странице. Если при клике на них вы переходите на страницу с ошибкой или на страницы, которые не похожи оригинальный ресурс, значит, вы попали на фишинговый сайт. Просто закройте вкладку и не вводите персональные данные в платежную форму.
Признаком фишинговой формы может стать тот факт, что она размещена на фоне устаревшего дизайна сайта.
Если сайт вызвал у вас подозрение, игнорируйте и его платежную форму.
Отсутствие пользовательских соглашений и странные контакты
Проверьте сайт на наличие пользовательского соглашения, условий оплаты и доставки, если они предусмотрены. Интересует не только их наличие, но и сам текст соглашений, в котором не должно быть указаний сторонних компанией, не имеющих отношения к сайту.
Еще один способ — проверить страничку «контакты», чтобы убедиться, что физический адрес не ведёт на несуществующее или подозрительное строение. Например, авиакомпания не может находиться в промышленной зоне, а банковский офис в заброшенном бараке на окраине города.
Соблюдайте элементарные правила интернет-гигиены:
Кстати, если вы получили ссылку вида bit.ly/FHjk77, то её можно расшифровать с помощью сервиса UnTinyURL. Просто скопируйте ссылку в поле на странице и нажмите кнопку Reveal.
Если вы всё же перешли на сайт и подозреваете, что ресурс похож на фишинговый, то есть несколько способов это проверить.
Дата создания и регистрация на частное лицо
С помощью сервисов Whois, например, на сайтах RU-Center или 2IP.ru можно скопирать данные из адресной строки и узнать дату регистрации домена и данные владельца. Если дата регистрации свежая, то это повод задуматься о действиях мошенников. Крупные компании не регистрируют домены на частные лица, а используют данные юридического лица.
Сервис Alexa.com показывает из каких стран приходят посетители на сайт. Для этого формируем ссылку вида «https://www.alexa.com/siteinfo/[адрес_сайта_без_http]» и вставляем в браузер. Аналогично можно узнать дополнительную информацию о сайте с помощью сервиса Similarweb.
Компания Google разработала инструмент для проверки сайтов. Достаточно ввести в форму адрес сайта и вы получите информацию о безопасности ресурса.
Если вы всё же попались на удочку мошенников, но вовремя это поняли, то есть способ сохранения данных.
Во-первых, поменяйте пароли, которые вы успели указать. Сделать это нужно как можно скорее. Если вы используете одинаковые пароли на разных сайтах, то придётся их тоже заменить.
Во-вторых, свяжитесь со службой безопасности банка, если вы отправили платёжные данные. Вам подскажут дальнейшие действия. Как правило, банки просто заблокируют на время платежи.
Предположим, что вы всё-таки попали на фишинговый сайт, но сумели вовремя распознать его. Тогда вы можете помочь компаниям и поисковым системам заблокировать ресурс.
Свяжитесь с администраторами оригинального сайта
Передать информацию о фишинговом сайте можно и нужно владельцам оригинального ресурса. Для этого на оригинальном сайте находим раздел контакты и пишем электронную почту или заполняем форму обратной связи с указанием данных о фишинговом сайте. Электронные адреса оригинальных компаний, обычно начинаются со слов support или info.
Свяжитесь со службами поддержки платежных провайдеров
Например, на официальных страницах платежных провайдеров указаны электронные адреса служб клиентской поддержки, с помощью которых можно удостовериться в оригинальности или сообщить о фальсификации платежной формы.
Сообщите поисковой системе
У Google и «Яндекс» уже есть специальные формы, через которые вы можете пожаловаться на фишинговые ресурсы. Потратьте минуту времени и вы поможете защитить других пользователей от мошенников.
Что такое фишинг: как не стать жертвой хакеров
Что такое фишинговая атака?
Фишинг (англ. phishing, от phone phreaking — «взлом телефонных автоматов» и fishing — «рыбная ловля») — это вид интернет-мошенничества, используемого чтобы получить идентификационные данные пользователей. Он применяется для кражи паролей, номеров карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации.
Как правило, фишинговая атака представляет собой выдачу фейковых сайтов, имитирующих интернет-страницы популярных компаний: соцсетей, интернет-магазинов, стриминговых сервисов и т.д. Хакеры рассчитывают на то, что пользователь не заметит подделки и укажет на странице личные данные: реквизиты карты, логин и пароль, номер телефона. Если человек сделает это, мошенники получат его данные.
Основная проблема, связанная с фишингом, заключается в том, что не существует ПО, которое защитило бы людей и компании: сайты-фейки трудно отличить от оригиналов. Все зависит от потенциальной жертвы — насколько она будет внимательна, распознает ли фейк. Все решает человеческий фактор: уязвимы даже крупнейшие технологические компании.
Последствия фишинговой атаки могут быть масштабными. Яркий пример — взлом кинокомпании Sony Pictures Entertainment в 2014 году. Хакерская группа Guardians of Peace изучила профили сотрудников компании в LinkedIn и разослала им письма с файлами, в которых содержался вирус. Попав на корпоративные компьютеры киностудии, он позволил злоумышленникам месяцами вести слежку и удаленно управлять устройствами. Вскоре хакеры опубликовали в Сети несколько еще не выпущенных фильмов студии: «Ярость», «Энни», «Уильям Тернер», «Все еще Элис» и другие. Кроме того, злоумышленники похитили личные данные 3803 сотрудников Sony Pictures Entertainment и членов их семей, содержимое внутренней электронной почты, информацию о заработной плате и копии неизданных фильмов.
Киберпреступники похитили более 100 Тб данных. Это один из крупнейших взломов корпоративных устройств компании на территории США.
Насколько популярен фишинг среди хакеров?
Количество фишинговых атак растет из года в год. По данным отчета Hi-Tech Trends 2020/2021, предоставленного РБК Трендам международной компанией в сфере кибербезопасности Group-IB, в 2020 году число выявленных и заблокированных фишинговых ресурсов выросло по сравнению с 2019-м более чем вдвое — на 118%. И это давняя тенденция. В 2019 году Group-IB заблокировал 14 093 фишинговых страницы, а годом ранее их было найдено всего 4 494.
Чаще всего хакеры подделывают следующие ресурсы:
Киберпреступники действуют исходя из спроса пользователей на интернет-продукты. В 2020 году практически исчезли фишинг-ресурсы, нацеленные на криптовалютные проекты, так как интерес к ним угас. В 2017-18 годах именно они были популярны у фишеров.
«Начиная с февраля 2020 года, мы видели, как тема COVID-19 активно эксплуатировалась во вредоносных кампаниях — в частности, в фишинговых атаках для компрометации электронной почты сотрудников компаний из США, Новой Зеландии, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — рассказал РБК Трендам представитель пресс-службы Group IB.
В 2020 году государства вводили различные льготы и компенсации, а банки позволяли заемщикам отсрочить выплату кредитов. В России получить консультацию по выплатам от государства и отправить заявку на их получение можно на сайте Госуслуг или в онлайн-банках. Мошенники создают страницы-копии этих сайтов, и невнимательные пользователи отправляют им данные.
Какие цели у фишинга?
Фишинговые атаки используют, чтобы украсть ценные данные: реквизиты банковских карт, логин и пароль для входа в аккаунт на каком-либо сайте. Хакеры даже могут шантажировать жертв и требовать деньги в обмен на то, что не станут публиковать данные в Сети.
Фишинговая атака — это также один из способов получить доступ к чужому Apple ID. По мнению экспертов Group IB, кража Apple ID — самый распространенный вид атаки на iOS. Если атака проходит успешно, мошенник получает доступ к облачному хранилищу iCloud и резервным копиям устройств. Если их восстановить на своем устройстве, можно получить доступ к сохраненным файлам. Именно таким образом в Сеть часто утекают интимные фото звезд.
Механика следующая: хакеры рассылают письма с предупреждением о скором снятии денег со счета пользователя в связи с платной подпиской на какое-нибудь приложение. Чтобы жертва действовала быстрее, срок списания устанавливается максимально близким, а сумма внушительная, чтобы человеку было жалко ее потерять.
Для отказа от подписки прикрепляется ссылка на фишинговый сайт, визуально он не отличается от официального ресурса Apple. Там жертва вводит логин и пароль от Apple ID, хакер получает их и авторизуется в аккаунте.
После авторизации хакер может управлять подписками жертвы и восстанавливать резервные копии устройств с ценными файлами. На сайте Apple есть руководство, как распознать фишинговую атаку.
Самые распространенные типы фишинга
По способу распространения сайты-подделки делят на два типа
Это письма или сообщения, отправленные якобы от имени реальной организации или компании — банка, регулятора, госучреждений. Внутри они содержат замаскированную под документ таблицу или картинку, вредоносную программу, ссылку на созданный преступниками сайт, требование перевести деньги на указанный счет или по номеру телефона. Жертва переходит по ссылке и указывает нужные данные, не замечая обмана.
Весной 2020 года москвичам приходили СМС-сообщения о «штрафах» за нарушения режима самоизоляции. Оплатить «штраф» требовали в течение 24 часов по указанному номеру, в противном случае получателю угрожали уголовным делом.
Тогда же в Казахстане рассылали письма от имени местного министра здравоохранения. Злоумышленники сообщали о возможности бесплатно получить защитные средства в рамках госпомощи. Получателям необходимо было лишь заполнить приложенную анкету и отправить по обратному адресу. Во вложении письма находились документы, при запуске которых на компьютер попадала вредоносная программа из семейства Loki PWS, предназначенная для кражи логинов и паролей с зараженного компьютера.
Интернет-мошенники часто активизируются накануне событий, связанных с массовым ажиотажем: это старт продаж новых моделей iPhone, онлайн-распродажи вроде «Черной пятницы», праздники, спортивные мероприятия. В общем, когда пользователи в спешке совершают спонтанные интернет-покупки, могут необдуманно принять решение и не заметить подвох.
В 2020 году накануне «Черной пятницы» эксперты Group-IB обнаружили более 400 сайтов, копирующих маркетплейс AliExpress, и еще 200 сайтов-клонов интернет-магазинов. Мошенники часто используют похожие имена ресурсов чтобы ввести пользователей в заблуждение.
«Опасность подобных сайтов состоит в том, что здесь могут продавать подделки, контрафактный или низкокачественный товар, похищать данные банковских карт покупателей или заражать гаджеты пользователей вирусами», — поделился с РБК Трендами представитель пресс-службы Group IB.
По методу сбора данных также выделяют два типа фишинга
Мошенники используют тот же интерфейс, что у оригинала, и похожие домены, чтобы ввести пользователей в заблуждение. В адресе может быть изменен один знак. Чаще всего, меняют буквы, выглядящие одинаково. Например, строчная L и заглавная I. Aliexpress.com и AIiexpress.com — разные домены, хотя визуально не отличаются.
Как правило, это архив формата.rar. При открытии он заражает устройство вирусом, а тот начинает шпионить за жертвой — собирать данные и отправлять на устройства злоумышленникам.
Кто может стать жертвой фишинга?
Group IB отмечает, что жертвами фишинговых атак могут быть не только обычные пользователи, но и предприниматели, которые в поисках товара зашли на созданные злоумышленниками сайты-клоны производителей.
Также жертвами могут стать бухгалтеры и финансисты, работающие с системами ДБО (дистанционного банковского обслуживания). Их атакуют через популярные профильные ресурсы, которые подделывают или заражают вредоносными программами.
В июне 2017 года у одной из столичных компаний похитили со счета деньги. Group-IB провела экспертизу жесткого диска и обнаружила признаки фишинговой атаки. В тот день сотрудник фирмы открыл браузер Internet Explorer и вбил запрос «НДФЛ с доходов, получаемых с иностранных компаний, когда платить». Одна из ссылок вела на сайт www.glavbukh.ru, с него был загружен вирус. Схема следующая: пользователь заходил на взломанный легальный ресурс, с которого его в скрытом режиме перенаправляли на сервер с набором эксплойтов (программ, ищущих уязвимости в браузере). Они загружали на устройство банковский троян Buhtrap. Преступники получили удаленный доступ к счету и вывели деньги.
Как часто происходят фишинговые атаки в России?
В России ежедневно рассылают до 1 млн сообщений с фейковыми сайтами. Их получают частные лица и организации.
Фишинг применяется для получения доступа к инфраструктуре компаний, далее в ход идут другие способы взлома. По данным разработчика решений по предотвращению и расследованию киберпреступлений Group-IB, около 70% всех целенаправленных атак на российские компании и организации начинаются именно с фишинга. Получив с его помощью доступ хотя бы к одному корпоративному компьютеру, преступник сможет закрепиться в сети организации и получить контроль над всей ее инфраструктурой. Если подобная атака прошла успешно, то последствия для компании могут быть глобальными — утечка конфиденциальных данных, взлом банковских счетов и подобное. Фишинговые атаки активно используют как кибершпионы — прогосударственные хакерские группы — так и киберпреступники.
Одни из самых известных русскоязычных фишеров — группировка Silence. Она стала известна в 2018 году, когда хакеров заподозрили в рассылке вредоносных писем банкам от лица Банка России. В сообщении они предлагали адресатам ознакомиться с новым постановлением. Получателями рассылки, по данным Group-IB, оказались как минимум 52 банка в России и пять банков за рубежом. Хакеры, состоящие в группировке, заражают компьютеры вирусом-шпионом Silence.Downloader aka TrueBot.
В январе 2019 года Silence устроила еще одну масштабную фишинговую атаку, в числе жертв вновь оказались сотрудники российских банков. Рассылку получили более 80 тыс. человек. Письмо приходило под видом приглашения на Международный Форум iFin-2019 или сообщения от «клиента» с просьбой оперативно рассмотреть вопрос по открытию и обслуживанию корреспондентского счета его организации. Внутри содержался архив с вредоносным вложением. Как только его открывали, на компьютер попадал вирус-шпион. Сколько получателей удалось взломать, неизвестно.
Летом 2020 года неизвестной группой хакеров была организована крупная фишинговая атака с помощью подделки сайта ФНС. Сотрудникам всех атакуемых компаний (нефтяных, горнодобывающих, операторов связи и так далее) приходило одинаковое письмо. В адресе отправителя была указана почта info@nalog.ru, полностью имитирующая оригинальный домен ФНС. На деле же письма рассылались с публичных почтовых сервисов, а технические заголовки были подделаны. Автор письма просил явиться в «Главное управление ФНС России» для «дачи показаний по движению денежных средств», а также распечатать и заполнить документы, находящиеся во вложении к письму. В случае невыполнения отправитель обещал применить санкции, предусмотренные УК РФ. Целевое действие жертвы — загрузка прикрепленных файлов. Если она это делала, взломщики получали удаленный доступ к данным ее компьютера.
Самые известные фишинговые атаки
Пожалуй, самая известная фишинговая атака была организована в 2016 году на предвыборный штаб Хиллари Клинтон. Она состояла из двух этапов. В марте 2016 года руководитель избирательного штаба Демократической партии США Джон Подеста получил письмо с фишинговой ссылкой. В письме рекомендовали сменить пароль от аккаунта Google в целях безопасности. Подеста последовал инструкции, и, сам не зная того, предоставил хакерам данные для авторизации в его почтовом ящике.
В апреле 2016 года киберпреступники создали почту-подделку Подесты и разослали сотрудникам Демократической партии США письма с файлом hillaryclinton-favorable-rating.xlsx. Ссылка вела на хакерский сайт. С его помощью мошенники заражали компьютеры демократов и крали с них данные. Так письма попали в руки основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Летом 2016 года портал опубликовал письма, свидетельствовавшие о том, что сотрудники Национального комитета демократов США готовили заговор против бывшего кандидата в президенты Берни Сандерса. После этого глава комитета Дебби Вассерман Шульц ушла в отставку. А в октябре 2016 года WikiLeaks обнародовал компрометирующую переписку членов демократической партии США по вопросам ядерной энергетики, публикаций в СМИ, а также внешнеполитической деятельности Хиллари Клинтон.
Частая цель хакеров — облачные хранилища смартфонов. Именно так в 2014 году в Сеть утекли интимные фото актрисы Дженнифер Лоуренс, Кейт Аптон, Рианны и десятка других знаменитостей. Спустя два года американский хакер Райан Коллинз сознался в преступлении — тогда он получил доступ к 50 аккаунтам iCloud и 72 аккаунтам GMail. Это стало возможно с помощью фишинговых сайтов, где жертвы сами указывали данные для авторизации. Коллинз был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения.
Полное руководство по фишинговым атакам
С самого момента изобретения электронной почты фишинговые атаки преследуют как частные лица, так и организации, со временем становясь всё более изощренными и замаскированными. Фишинговая атака — один их распространенных способов, используемых хакерами для проникновения в учетные записи и сети своих жертв. По данным Symantec, каждое двухтысячное письмо является фишинговым, а это значит, что ежедневно совершается порядка 135 миллионов атак.
И хотя фишинговые атаки уже давно не редкость, в кризисные времена их количество резко возрастает. Мошенники пользуются хаосом и неразберихой, вызванной последними событиями. В такие времена многие ожидают писем из официальных источников, таких как экспертные организации, страховые компании или правительственные учреждения. Это дает преступникам отличную возможность маскировать свои вредоносные рассылки под письма из официальных источников. Эти, на первый взгляд, безобидные письма перенаправляют пользователей на мошеннические сайты, чтобы обманом побудить их ввести конфиденциальную информацию.
Что такое фишинг?
Простыми словами, фишинг — это тактика рассылки мошеннических электронных писем и попытка обманом заставить получателей нажать на вредоносную ссылку или скачать зараженное вложение, чтобы затем украсть их личную информацию. Эти письма могут выглядеть как сообщения из вполне респектабельных источников: торговых компаний, банков, а также лиц или команд в вашей собственной организации, например, из отдела кадров, от вашего руководителя или даже генерального директора.
Если ваши сотрудники не могут распознать признаки фишинга, под угрозой находится вся ваша организация. Согласно исследованию Verizon, среднее время, необходимое первой жертве широкомасштабной фишинговой рассылки, чтобы открыть вредоносное письмо, составило 16 минут, а на то, чтобы сообщить о фишинговой кампании в отдел информационной безопасности, ушло вдвое больше времени — 33 минуты.
Учитывая, что 91% киберпреступлений начинается именно с успешной фишинговой рассылки по электронной почте, эти 17 минут могут обернуться для вашей компании катастрофой.
Методы фишинговых атак
Как уже упоминалось, большинство, если не все фишинговые атаки начинаются с электронного письма, которое выглядит так, будто его отправил вполне законный источник, однако последующие способы атаки и проникновения могут быть различными. Некоторые способы достаточно просты и заключаются в том, чтобы обманом вынудить пользователя нажать на ссылку и ввести конфиденциальную информацию, другие же более изощренные, например, запуск исполняемого файла, который имитирует настоящий процесс и получает доступ к компьютеру и сети жертвы, чтобы незаметно запустить там вредоносную программу.
Обычно во время фишинговой атаки для обмана жертвы используется сразу несколько приемов. Например, нередко мошенники используют манипуляции с ссылками и подделку веб-сайтов, что в комбинации придает их действиям максимальную убедительность. Первое, что вы видите при получении фишингового электронного письма, — правдоподобно выглядящую ссылку, которая ведет на часто используемый и не вызывающий подозрений сайт, такой как Facebook, Amazon или YouTube, а также сообщение, под разными поводами призывающее вас перейти по этой ссылке. Эти сообщения будут предлагать пользователям ввести конфиденциальную информацию, утверждая, что с их учетной записью или заказом возникла проблема, которую необходимо решить. Именно на этом этапе в игру вступает следующий прием — подделка веб-сайтов.
Хотя на первый взгляд ссылка может выглядеть совсем как легитимный веб-сайт, скажем, «amazon.com», при внимательном рассмотрении можно обнаружить небольшие несоответствия или нестыковки, раскрывающие истинную природу ссылки. Создание таких мошеннических доменов, близких по написанию к известным сайтам, называется тайпсквоттингом. Эти вредоносные сайты во всем максимально похожи на реальные страницы, и ничего не подозревающие пользователи могут ввести на них свои учетные данные. Хакеры же получают возможность ввести украденные данные на настоящем сайте.
Также хакеры часто прикрепляют не вызывающий подозрений файл или добавляют ссылку, при нажатии на которую будет тайно загружено вредоносное программное обеспечение, которое внедрится в систему жертвы. Эти атаки часто внедряют вредоносную программу, маскирующуюся под настоящий исполняемый файл. Работая в фоновом режиме, такая программа будет перемещаться в сети пользователя с целью кражи конфиденциальной информации, такой как банковские счета, номера социального страхования, учетные данные пользователей и многое другое. Иногда вредоносное программное обеспечение включает программу-вымогатель, которая пробирается через сеть жертвы, шифруя и перемещая конфиденциальные данные для хранения с целью выкупа.
Типы фишинговых атак
Наиболее популярный среди фишинговых мошенников метод атаки заключается в создании максимально широкого охвата. Они рассылают стандартные электронные письма от имени известных сайтов максимально возможному количеству адресатов в надежде, что кто-нибудь клюнет на их уловки. Это эффективный, но не единственный метод поймать жертву на крючок. Некоторые киберпреступники для достижения своих целей используют более точные методы, например адресный (целевой) фишинг, клон-фишинг и уэйлинг.
Адресный фишинг и уэйлинг
Как и в обычных фишинговых атаках, в адресном (целевом) фишинге и уэйлинге для обмана жертв используются электронные письма из надежных источников. Однако вместо массовой рассылки множеству получателей адресный фишинг нацелен на конкретных лиц или выдает себя за вызывающее доверие лицо для кражи учетных данных или информации.
Подобно адресному фишингу, уэйлинг (дословно — «охота на китов») направлен на конкретное высокопоставленное лицо. Вместо того, чтобы нацеливаться на широкую группу, такую как отдел или команда, злоумышленники направляют своего внутреннего капитана Ахава на высокоуровневые цели — руководителей и влиятельных лиц — в надежде поразить своего белого кита.
«Охотники на китов» стремятся выдать себя за высшее руководство, например генерального директора, финансового директора или начальника отдела кадров, чтобы убедить членов организации раскрыть конфиденциальную информацию, представляющую для злоумышленников ценность.
Чтобы уэйлинг увенчался успехом, злоумышленники должны намного лучше изучить свою жертву по сравнению с обычным фишингом, чтобы выглядеть как можно достовернее. Злоумышленники рассчитывают воспользоваться авторитетом руководителя, за которого себя выдают, чтобы убедить сотрудников или других руководителей не проверять и не подвергать сомнению их запросы.
Во время работы в предыдущей компании я также стал целью уэйлинга: мошенник, выдававший себя за моего генерального директора, просил дать свой номер телефона, чтобы он мог позвонить мне и попросить об услуге. К счастью, в письме было много явных признаков мошенничества. Самым очевидным было то, что офис генерального директора находился всего нескольких шагах от моего стола, так что он мог бы легко подойти, если бы я ему понадобился!
Клон-фишинг
Клон-фишинг не такой изобретательный как адресный фишинг или уэйлинг, но от этого не менее эффективный. Этому методу атаки присущи все основные элементы фишингового мошенничества, а разница заключается в том, что вместо того, чтобы выдать себя за пользователя или организацию с конкретным запросом, злоумышленники копируют реальное электронное письмо, которое ранее было отправлено легитимной организацией. Затем хакеры используют манипуляции со ссылками для подмены реальной ссылки из исходного электронного письма и перенаправления жертвы на мошеннический сайт. Там они обманом пытаются заставить пользователей ввести учетные данные, которые злоумышленники будут использовать на реальном сайте.
Примеры мошенничества с электронной почтой
Мошенники часто подделывают официальные электронные письма от розничных продавцов, таких как Amazon или Walmart, утверждая, что пользователю необходимо ввести свои учетные данные или платежную информацию для выполнения заказа. Ссылки в электронном письме приведут вас на целевую страницу, выглядящую как настоящая, где вы сможете ввести конфиденциальную информацию.
С развитием электронной коммерции, а также в условиях пандемии количество интернет-покупок достигло невиданных масштабов, а значит у мошенников прибавилось работы. В период праздников, когда все массово покупают подарки, количество таких мошенников растет в геометрической прогрессии. Многие люди делают столько покупок, что перестают задумываться и замечать, что с их заказом что-то не так.
Примером фишингового мошенничества, которое набрало обороты в праздничный сезон 2020 года, является поддельное электронное письмо от Amazon, информирующее клиентов о необходимости войти в систему, чтобы обновить платежную информацию и адрес для выполнения заказа.
(Источник)
Лично я постоянно получаю электронные письма от Amazon о доставке, датах прибытия, подтверждениях и прочем. Если бы я не знал, на что обращать внимание для определения фишинга, я бы легко попался на уловки мошенников.
Анатомия фишинговых писем
Мы выделили наиболее распространенные элементы, присущие фишинговым письмам. Ознакомьтесь с нашей полной инфографикой, чтобы проверить свои знания.
Фишинговые рассылки обычно нацелены на создание ощущения срочности и используют напористые выражения и тактику запугивания, начиная с темы письма.
Отправитель / поле «От»
Мошенники будут создавать впечатление, что электронное письмо отправлено официальным лицом из известной компании, например службой поддержки клиентов. Однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть, что и имя отправителя, и адрес электронной почты являются подделкой и не принадлежат этой компании.
Получатель / поле «Кому»
Фишинговые электронные письма часто обезличены, в них к получателю обращаются как к «пользователю» или «клиенту».
Тело письма
Как и в теме письма, в основном тексте зачастую используются выражения, создающие ощущение срочности. Они побуждают читателя действовать, не задумываясь. Фишинговые письма также часто содержат как грамматические, так и пунктуационные ошибки.
Вредоносная ссылка
Подозрительная ссылка — один из главных элементов фишинговых писем, их «полезная нагрузка». Эти ссылки часто сокращаются (с помощью bit.ly или аналогичной службы) или отформатированы, чтобы выглядеть как реальная ссылка от настоящей компании и соответствовать сообщению поддельного электронного письма.
Тактика запугивания
Помимо создания ощущения срочности в фишинговых письмах часто используется тактика запугивания, рассчитанная на то, что читатели перейдут по вредоносной ссылке из-за тревоги или замешательства.
Подпись в конце письма
Как и в случае с приветствием, подпись в конце фишингового электронного письма часто является безличной — обычно указано общее название службы поддержки клиентов, а не имя человека, и соответствующая контактная информация отсутствует.
Нижний колонтитул письма
Нижний колонтитул фишингового электронного письма часто содержит явные признаки подделки, включая неверную дату регистрации авторского права или адрес, не соответствующий расположению настоящей компании.
Вредоносный сайт
Как правило, нажатие на ссылку в фишинговом письме приведет вас на вредоносный сайт.
Как не стать жертвой атаки
Лучшая защита от фишинга — знания. Злоумышленники, занимающиеся фишингом, стремятся выглядеть как можно более убедительно, но зачастую их можно раскрыть по контрольным признакам. Обязательное регулярное обучение основам информационной безопасности и социальной инженерии — это отличный способ предотвращения, который поможет вашей организации выявлять признаки вредоносных электронных писем.
Вот на что нужно обращать внимание каждый раз, когда вы получаете электронное письмо с просьбой нажать на ссылку, загрузить файл или указать свои учетные данные, даже если кажется, что письмо пришло из надежного источника:
Не попадайтесь на уловки
Знание — сила, особенно когда речь идет о защите от фишинга. Чтобы задумка мошенников увенчалась успехом, вы должны попасться на их уловки. Даже если вы считаете себя экспертом по выявлению фишинга, нельзя терять бдительности, ведь опасность может таиться за каждой ссылкой. С течением времени фишинговое мошенничество и электронные письма злоумышленников будут становиться все более изощренными и трудноотличимыми от настоящих.
Пока наша повседневная жизнь тесно связана с цифровыми технологиями и интернетом, хакеры всегда будут рядом, пытаться использовать невинных людей для получения финансовой выгоды. Лучший способ оставаться в безопасности и быть в курсе всех событий — продолжать изучать самые современные формы фишингового мошенничества.