что такое фирменное наименование товара
Что такое фирменное наименование товара
ГК РФ Статья 1473. Фирменное наименование
1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.
(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 23.05.2018 N 116-ФЗ)
Защита прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение
В настоящее время действующим законодательством предусмотрены следующие охраняемые средства индивидуализации: фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки (знаки обслуживания), НМПТ.
Условно указанные средства индивидуализации можно разделить на две группы: обозначения, которые индивидуализируют участников гражданского оборота, и обозначения, которые используются участниками хозяйственной деятельности для индивидуализации товаров, работ или услуг. К первой группе обозначений относятся фирменные наименования и коммерческие обозначения.
По смыслу статьи 1474 ГК РФ, фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте. Основная функция фирменного наименования – индивидуализировать (выделять) из всех участников гражданского оборота конкретное юридическое лицо, и, как следствие, формировать у третьих лиц устойчивую ассоциацию с ним.
Согласно статье 1475 ГК РФ, исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и действует до момента исключения данного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица или в связи с изменением наименования.
Содержание исключительного права на фирменное наименование сводится к возможности правообладателя (юридического лица) использовать свое наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе, путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет (пункт 1 статьи 1474 ГК РФ).
Исключительное право на фирменное наименование носит абсолютный характер, что означает, что третьи лица не вправе использовать тождественные или сходные до степени смешения с ним обозначения. Однако только использование тождественного или сходного до степени смешения обозначения не является достаточным основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности.
В законе закреплен ряд условий, при одновременном соблюдении которых, действия юридического лица, могут быть признаны нарушением исключительного права на фирменное наименование.
Так, согласно пункту 3 статьи 1474 ГК РФ, о нарушении исключительного права можно говорить, если одновременно имеют место следующие обстоятельства:
В случае если хотя бы одно из обстоятельств отсутствует, исключительное право на фирменное наименование нарушенным не считается: «…сам по себе факт совпадения фирменных наименований, при осуществлении истцами и ответчиком различных видов экономической деятельности, не может являться основанием для полного запрета использовать ответчиком в фирменном наименовании словосочетания» (постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.10.2014 по делу №А75-11531/2013).
В случае если все вышеперечисленные обстоятельства установлены, правообладатель вправе предъявить к лицу, допустившему нарушение, требование о запрете использования фирменного наименования в определенных видах деятельности и/или требование о возмещении убытков (а не взыскании компенсации!).
Заявляя требование о запрете использование фирменного наименования правообладателю достаточно доказать только факт нарушения (постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.10.2014 по делу №А40-146738/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 по делу № А40-187312/2015). Запрет использования фирменного наименования может быть реализован путем прекращения использования спорного обозначения в отношении конкретных видов деятельности или путем изменения наименования.
При этом правообладатель не вправе понудить другое юридическое лицо изменить фирменное наименование. Как следует из пункта 5 статьи 1473 ГК РФ, пункта 60 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», предъявить иск о понуждении к изменению фирменного наименования вправе только регистрирующий орган. Как следует из постановления Суда по интеллектуальным правам от 26.11.2014 по делу № А50-3269/2014, «…такой способ защиты исключительных прав на средства индивидуализации, как обязание внести изменения в учредительные документы, исключив из фирменного наименования спорное обозначение, с последующей государственной регистрацией изменений, законом не предусмотрен».
Заявляя материальные требование о взыскании убытков правообладателю следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства, в частности, статьей 15 ГК РФ.
Согласно статье 15 ГК РФ, под убытками понимается реальный ущерб, который компания-правообладатель понесла вследствие допущенного нарушения, и упущенная выгода, под которой понимаются неполученные доходы, которые в обычных условиях (в отсутствие нарушения) компания могла получить.
При доказывании размера убытков необходимо доказать факт возникновения убытков, причинно-следственную связь между допущенным нарушением и убытками, а также размер убытков. Лицо, взыскивающее упущенную выгоду, должно доказать, что возможность получения им доходов существовала реально, т.е. документально подтвердить, что оно совершило конкретные действия и сделало с этой целью приготовления, направленные на извлечение доходов, которые не были получены в связи с допущенным нарушением.
Анализ судебной практики по данной категории дел показывает, что правообладателям не всегда удается подтвердить наличие причинно-следственной связи и взыскать убытки (дело №А65-25309/2013).
В отличие от фирменного наименования коммерческое обозначение не подлежит государственной регистрации и представляет собой известное на определенной территории средство индивидуализации одного или нескольких предприятий. Зачастую многие отождествляют фирменные наименования и коммерческие обозначения, однако, это неверно, поскольку коммерческое обозначение имеет иную правовую природу и отличительные признаки.
Коммерческое обозначение характеризуется следующей совокупностью признаков:
Закон не определяет момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение, при этом обозначение признается коммерческим и охраняется в случае, если оно обладает различительными признаками, является известным и используется правообладателем для индивидуализации предприятия в пределах определенной территории. Не определен в законе и момент прекращения действия исключительного права. Как следует из пункта 2 статьи 1540 ГК РФ, исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует данное обозначение непрерывно в течение года. Полагаем, что такой срок неиспользования может быть исчислен в любой период на протяжении действия исключительного права с момента обнаружения такого неиспользования.
По вопросу определения момента возникновения исключительного права на коммерческое обозначение судебная практика выработала подход, согласно которому исключительное право не может возникнуть ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (пункт 64 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»). При доказывании возникновения и принадлежности исключительного права момент начала использования обозначения является существенным.
При рассмотрении вопроса о нарушении исключительного права на коммерческое обозначение следует также руководствоваться принципом «старшинства права». Однако учитывая специфику возникновения и действия исключительного права на коммерческое обозначение, не каждое использование тождественного или сходного до степени смешения может быть признано нарушением. Нарушением может считаться использование обозначения для индивидуализации предприятия, осуществляющего аналогичную деятельность в пределах одной и той же территории.
Для того чтобы привлечь нарушителя к гражданско-правовой ответственности правообладателю необходимо доказать факт наличия исключительного права на коммерческое обозначение и факт неправомерного использования такого обозначения. Особое внимание следует обратить на то, что из представленных правообладателем документов должно явно следовать: какое обозначение используется; каким образом обозначение используется и в отношении какого предприятия.
Правообладатель вправе потребовать прекратить полностью или частично использование спорного обозначения. При этом под частичным запретом понимается либо запрет на использование обозначения на определенной территории, либо в отношении производства (оказания) определенных товаров (услуг).
Как следует из пункта 3 статьи 1539 ГК РФ, за нарушение исключительного права на коммерческое обозначение правообладатель также вправе потребовать от лица, допустившего нарушения, взыскания причиненных нарушением убытков. В этой связи, можно сделать вывод о том, что для защиты исключительного права на коммерческое обозначение при отсутствии его обязательной регистрации необходимо задействовать больше материальных доказательств, подтверждающих возникновение и действие исключительного права.
«Йух» и «Ёбидоёби». Как можно и как нельзя назвать свою компанию
При создании своей компании приходится учитывать много нюансов. Один из них — название. Рассказываем, сколько ООО «Путин» существует в стране, стоит ли называть свое заведение «Французским рестораном» и почему переименовался бар «ЙУХ» на Покровке.
Что такое название компании с юридической точки зрения?
Как правило, под названием имеют в виду фирменное наименование юрлица — то, как оно представлено в учредительных документах и регистрируется в ЕГРЮЛ. Такое наименование строится по формуле: организационно-правовая форма + собственно наименование: ООО «Пятерочка».
Еще под названием потребители могут понимать товарный знак или коммерческое обозначение:
Например, есть ООО «Соловьи и тюльпаны», и есть два заведения, которые принадлежат этой компании: бар под названием «Соловей и тюльпан» и ресторан «Сложный понедельник». Наименования бара и ресторана — это коммерческие обозначения или товарные знаки, если владелец зарегистрировал их в Роспатенте, а ООО «Соловьи и тюльпаны» — фирменное наименование.
Товарный знак и коммерческое обозначение нужны, когда компания, например, открывает новое направление деятельности, запускает бренд или меняет сферу, но хочет остаться с прежним фирменным наименованием. В документах юрлицо останется ООО «Ромашка», а вместо закрывшейся стоматологии «Ромашка» откроет массажный салон «Незабудка», повесит такую вывеску над входом, заведет аккаунт в соцсетях и может выпустить одноименную серию массажных масел.
В статье мы рассмотрим по большей части истории с фирменными наименованиями — то есть официальными названиями для ЕГРЮЛ — но по товарным знакам и коммерческим обозначениям тоже пройдемся.
Итак, что нельзя использовать в названии компании?
Согласно ст. 1231.1 ГК РФ, в фирменное наименование запрещено включать:
1) государственные символы и знаки;
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций;
3) сведения о наградах и знаках отличия.
Например, у Федеральной налоговой службы возникнут вопросы к названиям «Одежда из €вропы», «ЮНЕСКОД» и «Георгиевский крест».
В ч. 4 ст. 1473 ГК РФ установлены дополнительные условия — запрещено включать в название организации:
1) официальные наименования иностранных государств и производные от них;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
3) наименования общественных объединений;
4) обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
5) наименования Российская Федерации или Россия и производные от них слова без отдельного разрешения Минюста России.
Например, вам не разрешат назвать кальянную «Прокуратура», а магазин снаряжения для рыбалки — «Единая Россия» или «Партия “Яблоко”» (а вот просто «Яблоко» — можно).
По закону фирменное наименование не может обозначать только род деятельности, и вам не разрешат зарегистрировать ООО «Тату-салон» или ООО «Йога-студия». Правда, на практике находится много исключений, и в ЕГРЮЛ можно обнаружить организации вроде ООО «Юридические услуги» и ООО «Бухгалтерия». Еще там есть «Белорусская косметика», «Французская пекарня» и «Французский ресторан», хотя они и содержат производные от названий стран. Другими словами, некоторые «неправильные» фирменные наименования все же регистрируют.
Требования к товарному знаку тоже содержатся в Гражданском кодексе. Он запрещает использовать названия, которые:
1) являются ложными или способны ввести в заблуждение относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали;
3) схожи с официальными названиями объектов культурного наследия;
4) являются общепринятыми символами и терминами.
В 2016 году была зарегистрирована компания с фирменным наименованием ООО «Ёбидоёби» — сервис по доставке блюд японской кухни, чьи создатели вдохновились выражением, которое переводится как «День недели — суббота». ФНС вполне могла отказать из-за «обозначений, противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали», но этого не произошло. При этом Роспатент отказал в регистрации такого же товарного знака, потому что отнес слова к нецензурной брани.
Когда хочется кого-то оскорбить и увековечить
А вот использовать имена исторических личностей в фирменном наименовании можно. Например, существует несколько ООО «Минин и Пожарский». Правда, зарегистрировать что-то подобное в качестве товарного знака может быть не так просто. Скажем, в 2018 Роспатент сначала отказал в регистрации товарного знака «Кулибин» (речь шла про оборудование и технические инструменты), но позже заявитель все-таки добился регистрации, сославшись на сохранение памяти об изобретателе.
Существуют и другие похожие случаи, когда фирменное наименование скорее всего зарегистрируют, а товарный знак — нет. Или возникнут сложности с рекламой. Например, в фирменном наименовании не запрещено напрямую использовать имена известных российских деятелей власти: в ЕГРЮЛ можно найти две компании, которые называются ООО «Путин», и одна из них ликвидирована по решению участников. Но из-за использования такого названия в рекламе ее могут признать недобросовестной, так как существует запрет узказывать, что «объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами». А Роспатент почти гарантированно откажет в регистрации в связи с противоречием общественным интересам. Это распространяется и на псевдонимы. По этой причине в 2019 году отказали в регистрации товарного знака «Псевдоним Платов».
Нет запрета и на использование в фирменном наименовании имен известных личностей, но ФНС может отказать в регистрации со ссылкой на противоречие принципам морали или общественным интересам. Роспатент скорее всего откажет в случае, если нет согласия от самого известного человека или его наследников. Например, «Торгово-развлекательный центр “Гагаринский”» не смог зарегистрировать товарный знак из-за возражений дочери Юрия Гагарина.
Слова «первый», «лучший», «номер 1» в фирменном наименовании лучше тоже использовать осторожно. Рекламу с такими выражениями могут посчитать недостоверной, хотя и есть организации, которые успешно используют подобные слова. Скажем, ассоциация ресторанов «Чайхона №1» работает с 2017 года.
Совсем вряд ли получится использовать названия, содержащие «обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали». Например, по ключевым словам «дурак», «урод» и «выродок» организаций в ЕГРЮЛ нет. ООО «Отморозок» исключено из ЕГРЮЛ в 2008 году как недействующее юридическое лицо. Кроме того, могут быть претензии со стороны ФАС из-за использования «бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений».
То, что коммерческое обозначение не подлежит регистрации, не означает, что можно брать в его качестве что угодно. На название над входом в поликлинику или на баннер в интернете могут тоже обратить внимание:
Помимо ГК, существуют региональные нормативы, касающиеся географических наименований
Например, использовать в фирменных наименованиях словесные символы города Москвы можно только с разрешения Геральдического совета Москвы.
При этом никто не запретит открыть в Екатеринбурге гостиницу «Москва», так как она работает не в Москве, где существуют особые требования к использованию названия города.
Арбитражный суд Нижегородской области признал законным отказ ФНС в регистрации ООО ПКП «Мебельная компания “Нижегородская”». После подачи апелляции решение суда отменили и постановили: «Указание в данном конкретном наименовании слова “Нижегородская”, по мнению суда апелляционной инстанции, может быть истолковано как географическое понимание местонахождения непосредственно самой организации, где будет осуществляться заявленная в уставе деятельность».
Кто еще может запретить использовать понравившееся название?
Запретить использование фирменного наименования может правообладатель исключительного коммерческого обозначения или товарного знака, сходных до степени смешения с вашим названием.
Исключительным коммерческое обозначение считается, если «обладает достаточными различительными признаками» и хорошо известно на какой-то территории. Если в Смоленске у жителей популярен «Мир светильников», называть так собственный магазин рискованно.
Претензии могут быть и у другой организации с аналогичным видом деятельности, чье фирменное наименование попало в ЕГРЮЛ раньше, чем ваше.
ООО «Баланс» подало иск к ООО «Группа компаний “Баланс”» в связи с тем, что первая компания существует на рынке на десять лет дольше. «Группа компаний “Баланс”» подала встречный иск. В итоге суд не удовлетворил требования истца и, более того, запретил ему использовать свое название.
На этапе регистрации организации ФНС чаще всего не проверяет наименование на оригинальность и крайне редко будет принимать какие-то меры после выявления совпадений. То есть при регистрации, вероятнее всего, желаемое название пройдет все проверки, но долго ли оно продержится на рынке, зависит от того, как скоро о нем узнают компании с аналогичными названиями и найдутся ли у них основания обратиться в суд.
Безопасно и без риска претензий можно использовать фирменное наименование, зарегистрированное в качестве товарного знака. Это тем более имеет смысл, когда бизнес приобретает известность.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Информационное сообщение «О проверке соответствия обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков, требованиям пункта 8 (в части фирменных наименований и коммерческих обозначений) статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации»
Содержание
Дата публикации: 09.06.2020 00:00
1. В практике оценки охраноспособности обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков, возникают вопросы, касающиеся возможности применения пункта 8 (в части фирменных наименований и коммерческих обозначений) статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при экспертизе заявок на товарные знаки в случае поступления обращений третьих лиц в порядке пункта 1 статьи 1493 Кодекса.
В этой связи предлагается принимать во внимание следующие рекомендации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1483 Кодекса не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения), права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
2. В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1493 Кодекса после публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака любое лицо вправе представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 Кодекса.
В этой связи доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса могут поступить в Роспатент от любого лица после публикации сведений о заявке на товарный знак.
Согласно пункту 1 статьи 1499 Кодекса эти доводы учитываются при проведении экспертизы заявленного обозначения.
3. Согласно российскому законодательству фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, являющегося коммерческой организацией, т.е. организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 Кодекса юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (пункт 2 статьи 1473 Кодекса).
На территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 1475 Кодекса).
Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (пункт 2 статьи 1475 Кодекса).
Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что фирменное наименование юридического лица, зарегистрированного в другом государстве – участнике Парижской конвенции, согласно статье 8 Парижской конвенции также подлежит правовой охране на территории Российской Федерации наряду с фирменными наименованиями юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации.
В этой связи фирменное наименование иностранного юридического лица может быть противопоставлено заявленному обозначению на основании пункта 8 статьи 1483 Кодекса.
4. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132 Кодекса) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 1538 Кодекса).
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (пункт 2 статьи 1538 Кодекса).
На территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 1540 Кодекса).
Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (пункт 2 статьи 1540 Кодекса).
Следует отметить, что в Кодексе не отражены требования к коммерческому обозначению, а также не указано, с какого момента у правообладателя возникает исключительное право на коммерческое обозначение.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление) по этому вопросу даны следующие разъяснения, указанные в пункте 177 Постановления:
– по смыслу статьи 1538 Кодекса в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения;
– исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 Кодекса принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. В связи с этим право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (например, магазина, ресторана и так далее).
5. В ходе рассмотрения обращения, содержащего сведения о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса, необходимо обратить внимание на следующее.
Согласно пункту 106 Регламента 1 сведения о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса (в части фирменных наименований и коммерческих обозначений) учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения при соблюдении следующих условий:
– обращение содержит указание регистрационного номера рассматриваемой заявки;
– обращение поступило до принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения;
– обращение содержит документально подтвержденные сведения о несоответствии заявленного обозначения соответствующим требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса, включая сведения о фактической деятельности обратившегося лица с использованием его фирменного наименования в отношении товаров/услуг, которые содержатся в перечне заявки (в части фирменного наименования), либо фактическом использовании коммерческого обозначения для индивидуализации предприятия, оказывающего услуги.
В том случае, если не соблюдены первое и второе из перечисленных выше условий (обращение не содержит указания номера заявки; обращение поступило после принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения) лицо, подавшее обращение, уведомляется о невозможности рассмотрения обращения по существу с указанием соответствующих правовых оснований.
Если при рассмотрении доводов обращения в ходе экспертизы заявленного обозначения будет установлено, что они являются недостаточно обоснованными, то экспертом признаѐтся, что обращение третьего лица не содержит доводов, позволяющих сделать вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса. При этом переписка с лицом, представившим доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям законодательства, не ведѐтся, дополнительные доказательства и пояснения этого лица не запрашиваются.
6. Применительно к фирменному наименованию в круг обстоятельств, подлежащих установлению при проверке соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса, входят:
1) соотношение даты возникновения исключительного права на фирменное наименование, охраняемое на территории Российской Федерации, и даты приоритета заявленного обозначения.
Как было указано ранее, исключительное право на фирменное наименование российского юридического лица возникает со дня государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ.
Сведения, касающиеся регистрации юридического лица, представляются лицом, подавшим обращение.
Для проверки представленных третьим лицом сведений можно воспользоваться ЕГРЮЛ на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru. Сведения предоставляются в виде выписки в форме электронного документа с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде», размещенного в открытом доступе на сайте ФНС России по адресу: https://egrul.nalog.ru/index.html. Сервис позволяет проводить поиск по наименованию, ОГРН, ИНН юридического лица.
Документ, подтверждающий дату регистрации иностранного юридического лица в стране происхождения, представляется лицом, подавшим обращение;
2) исключительное право на противопоставленное фирменное наименование действует на момент проведения экспертизы заявленного обозначения.
На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, необходимо убедиться в том, что российское юридическое лицо не прекращено или его фирменное наименование не изменено, поскольку исключительное право на фирменное наименование прекращается в момент его исключения из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением фирменного наименования юридического лица.
Действие исключительного права на фирменное наименование иностранного юридического лица подтверждается документами обращения;
3) наличие или отсутствие тождества либо сходства до степени смешения фирменного наименования (его отдельных элементов) и заявленного обозначения.
Заявленное обозначение сравнивается только с отличительной частью фирменного наименования.
Наличие тождества или степень сходства заявленного обозначения с отличительной частью фирменного наименования определяются с учетом требований пунктов 41-44 Правил 2 ;
4) однородность товаров и услуг, в отношении которых испрашивается правовая охрана, и видов деятельности юридического лица, фирменное наименование которого противопоставляется в обращении.
Сведения о видах деятельности, в отношении которых зарегистрировано российское юридическое лицо, указаны в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, лицо, подавшее обращение, должно также представить доказательства реального использования фирменного наименования при осуществлении однородных видов деятельности, например, доказательства использования фирменного наименования путем указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».
Однородность устанавливается с учетом требований пункта 45 Правил.
7. Вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса (в части фирменных наименований) может быть сделан при наличии совокупности всех указанных ниже обстоятельств:
– исключительное право на фирменное наименование возникло ранее даты приоритета заявленного обозначения и сохранило свое действие на момент проведения экспертизы заявленного обозначения;
– фактическое использование фирменного наименования началось до даты приоритета заявленного обозначения;
– заявленное обозначение тождественно отличительной части фирменного наименования или сходно с ней до степени смешения;
– товары/услуги, в отношении которых заявлено обозначение (часть этих товаров / услуг), однородны видам деятельности, в отношении которых фактически используется фирменное наименование.
8. Применительно к коммерческому обозначению в круг обстоятельств, подлежащих установлению при проверке соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса, относятся:
1) установление наличия или отсутствия у юридического лица или индивидуального предпринимателя исключительного права на коммерческое обозначение.
Сведения о наличии исключительного права на коммерческое обозначение должны послужить основанием для признания заявленного обозначения не соответствующим требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса при условии, что противопоставленное в обращении третьего лица коммерческое обозначение обладает достаточными различительными признаками.
Если указанное в обращении обозначение не обладает достаточными различительными признаками, то дальнейшая проверка не проводится, поскольку обозначение не способно служить средством индивидуализации предприятия.
Затем при проверке документов обращения необходимо убедиться в том, что обратившееся лицо представило доказательство того, что у соответствующего юридического лица или индивидуального предпринимателя имеется действующее предприятие (т.е. имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности) как зарегистрированный объект недвижимости.
При этом необходимо принимать во внимание, что юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в том случае, если такое право предоставлено ему в соответствии с законом учредительными документами.
Далее следует проверить, что документы обращения подтверждают известность использования обозначения для индивидуализации соответствующего предприятия, осуществляющего конкретную деятельность, на определенной территории.
Подтверждением известности могут служить обстоятельства длительного и (или) интенсивного использования на определенной территории, произведенные затраты на рекламу, значительные объемы реализации товаров и оказания услуг под этим обозначением, результаты опроса потребителей товаров по вопросу известности обозначения на определенной территории.
Кроме того следует убедиться в том, что исключительное право на коммерческое обозначение действует на момент рассмотрения обращения и использовалось его правообладателем непрерывно в течение года, предшествующего дате приоритета заявленного обозначения.
Бремя доказывания использования коммерческого обозначения лежит на правообладателе. Проведение дополнительных исследований и получение доказательств не входит в круг обязанностей экспертизы;
2) соотношение даты возникновения исключительного права на коммерческое обозначение, охраняемое на территории Российской Федерации, и даты приоритета заявленного обозначения.
Дата возникновения исключительного права на коммерческое обозначение доказывается лицом, подавшим обращение.
Эта дата не может быть более ранней, чем дата начала фактического использования обозначения для индивидуализации предприятия (магазина, ресторана, салона красоты и т.д.);
3) наличие или отсутствие тождества либо сходства до степени смешения коммерческого обозначения (его отличительной части) и заявленного обозначения.
Наличие тождества или степень сходства заявленного обозначения с коммерческим обозначением (его отличительной частью) определяются с учетом требований пунктов 41-44 Правил.
4) однородность товаров и услуг, в отношении которых испрашивается правовая охрана, и фактическим видов деятельности предприятия, коммерческое обозначение которого противопоставляется в обращении.
Однородность заявленных товаров/услуг устанавливается по отношению к тем видам деятельности, для которых лицом, подавшим обращение, представлены доказательства реального использования коммерческого обозначения для индивидуализации предприятия на определенной территории в соответствующий требуемый временной период.
Однородность устанавливается с учетом требований пункта 45 Правил.
9. Вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 Кодекса (в части коммерческих обозначений) может быть сделан при наличии совокупности всех указанных ниже обстоятельств:
– исключительное право на коммерческое обозначение возникло ранее даты приоритета заявленного обозначения и сохранило свое действие на момент проведения экспертизы заявленного обозначения;
– коммерческое обозначение соответствует требованиям пункта 1 статьи 1539 Кодекса;
– заявленное обозначение тождественно коммерческому обозначению (его отличительной части) или сходно с ним (с ней) до степени смешения;
– товары/услуги, в отношении которых заявлено обозначение (часть этих товаров/услуг), однородны видам деятельности, в отношении которых коммерческое обозначение охраняется в силу использования на территории Российской Федерации.
1 Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельства на товарный знак, их дубликатов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015№ 483 (с изменениями)
2 Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482