что такое фирма в экономике
Понятие фирмы, ее функции
Любая фирма имеет обособленное, целиком находящееся в ее собственности имущество.
Фирму от других экономических субъектов, действующих на рынке, отличает наличие следующих признаков:
Однако сегодня существуют фирмы, которые работают не ради прибыли, они имеют несколько иные задачи и методы конкурентной борьбы, например повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса. Любая фирма стремится к монопольной власти, разве что антимонопольное законодательство препятствует этому.
Каждая организация в условиях нестабильности трудового рынка ставит своей задачей сохранение штата служащих, что можно осуществить посредством совершенствования системы оплаты труда, а также путем разработки системы мотивации, это в целом создает дополнительные стимулы для осуществления работниками наиболее производительной деятельности.
Для этих целей создаются отделы по стратегическому планированию, которые разрабатывают долгосрочные стратегии развития и соответствующие программы для их реализации.
Фирма в соответствии с ее предназначением в рыночной экономике выполняет ряд важнейших функций:
Для того чтобы создать своего потребителя, фирма должна освоить производство качественно новых товаров, чтобы они могли завоевать расположение и доверие покупателя. Этого можно достигнуть, внедряя на производстве достижения науки и техники, что позволяет экономить время и исключает дополнительные затраты.
1. Понятие фирмы, ее функции
1. Понятие фирмы, ее функции
Фирма – это вполне самостоятельный, имеющий юридическую основу, экономический субъект, целью которого является осуществление коммерческой и производственной деятельности для создания общественно необходимых товаров и услуг. Любая фирма имеет обособленное, целиком находящееся в ее собственности имущество.
Фирму от других экономических субъектов, действующих на рынке, отличает наличие следующих признаков. Во-первых, она представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу, которая способна независимо от других экономических субъектов принимать решения, связанные с ее функционированием. Во-вторых, легальная фирма всегда юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима, т. е. имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план, в соответствии с которым она развивается. В-третьих, фирма – производственный посредник. Для осуществления производственного цикла по производству материальных и нематериальных благ она закупает на рынке факторов производства необходимые ресурсы, которые по достижению стадии готовности реализуются на рынок товаров и услуг. В-четвертых, финансовой целью фирмы является получение прибыли и минимизация издержек.
Однако сегодня существуют фирмы, которые работают не ради прибыли, они имеют несколько иные задачи и методы конкурентной борьбы, например повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса. Любая фирма стремится к монопольной власти, разве что антимонопольное законодательство препятствует этому. Каждая организация в условиях нестабильности трудового рынка ставит своей задачей сохранение штата служащих, что можно осуществить посредством совершенствования системы оплаты труда, а также путем разработки системы мотивации, это в целом создает дополнительные стимулы для осуществления работниками наиболее производительной деятельности. Неопределенность внешней среды сегодня заставляет руководство организации задуматься над вопросом выживания в случае наступления кризиса. Для этих целей создаются отделы по стратегическому планированию, которые разрабатывают долгосрочные стратегии развития и соответствующие программы для их реализации. Для того чтобы создать своего потребителя, фирма должна освоить производство качественно новых товаров, чтобы они могли завоевать расположение и доверие покупателя. Этого можно достигнуть, внедряя на производстве достижения науки и техники, что позволяет экономить время и исключает дополнительные затраты.
Фирма в соответствии с ее предназначением в рыночной экономике выполняет ряд важнейших функций.
1. Производственная функция подразумевает изготовление товаров и услуг, которое обеспечивает рыночное предложение. Производство должно быть основано на данных о структуре спроса, в противном случае фирма рискует остаться вовсе без прибыли с непокрытыми издержками.
2. Коммерческая функция подразумевает материально-техническое снабжение (налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу для успешного продвижения товаров на рынок и роста его конкурентоспособности. Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность – это основные характеристики сильной фирмы, которая способна завоевать большую долю на рынке и оказывать значительное влияние на процесс ценообразования и распределения доходов.
3. Финансовая функция заключена в привлечении долгосрочных инвестиций и получении кредитов, которые, несомненно, позволят фирме осуществить нововведения и ориентироваться на дальнейшее развитие. Сюда могут быть включены и расчеты, осуществляемые как внутри фирмы, так и с партнерами: выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение прибыли, управление рисками и создание системы страхования.
4. Счетная функция подразумевает составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации, калькулирование себестоимости, оформление отчетов и сдачу их в органы государственной статистики и налогов.
5. Административная функция – это функция управления. Она включает четыре составные части: непосредственно организацию для создания гибкой к изменениям внешней среды структуры, мотивацию как процесс стимулирования работников к достижению качественно более высоких результатов, планирование, включающее постановку целей и пути их достижения, и контроль над деятельностью фирмы в целом.
6. Правовая функция осуществляется через соблюдение юридически закрепленных законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства и окружающей среды с точки зрения этичности организации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1.1. Понятие и функции денег
1.1. Понятие и функции денег Деньги— специфический товар, ставший всеобщим эквивалентом. Деньги выполняют пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.Мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент
2.3. Понятие и функции финансового рынка
2.3. Понятие и функции финансового рынка Функция денег как средства накопления возможна благодаря отсутствию синхронности между получением доходов и их расходованием. Продавец не обязательно является покупателем, спрос не является по определению предложением. Субъекты,
1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета
1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
10. Понятие и функции налога
10. Понятие и функции налога Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера-тив-ного управления денежных
7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции
7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового
94. Лизинговые фирмы
94. Лизинговые фирмы Лизинговые фирмы – это фирмы, осуществляющие арендные отношения независимо от вида аренды (краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной). По характеру своей деятельности они подразделяются на узкоспециализированные и универсальные.
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции 4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды
7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых
Тема 71. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны
Тема 71. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие
3.1. Значение и функции маркетинга для организации (фирмы)
3.1. Значение и функции маркетинга для организации (фирмы) Управление с позиций маркетинга – это анализ, планирование, реализация и контроль за мероприятиями, рассчитанными на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради
1. Понятие и общая характеристика фирмы
1. Понятие и общая характеристика фирмы В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на
1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
1. Определение, понятие, задачи и функции логистики Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного
51. Определение, понятие, задачи и функции логистики
51. Определение, понятие, задачи и функции логистики Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного
1. Понятие производственной функции, масштаб производства
1. Понятие производственной функции, масштаб производства Любая фирма, которая ведет производственно-хозяйственную деятельность, важной задачей ставит осуществление полного контроля над процессом производства, а также над количеством ресурсов, которые необходимы для
Вопрос 46. Понятие о системе национальных счетов (СНС). Понятие экономического производства и его границ в СНС
Вопрос 46. Понятие о системе национальных счетов (СНС). Понятие экономического производства и его границ в СНС Система национальных счетов – это система расчета макроэкономических показателей, предназначенная для характеристики и анализа развития рыночной экономики на
Фирма в рыночной экономике
Фирма – хозяйствующий субъект, обладающий экономической самостоятельностью для осуществления производственной деятельности с целью получения прибыли.
Появление и широкое распространение фирм связано с первоначальным накоплением капитала. Причины возникновения фирм разнообразны.
Одни экономисты (Р. Коуз) считают, что появление фирмы объясняется необходимостью уменьшения трансакционных (внешних) издержек. Другие
(Ф. Найт) – утверждают, что возникновение фирм – результат минимизации риска и неопределенности. Третьи – (К. Маркс) увязывают образование фирм с развитием разделения труда и специализацией машинного производства.
Рынок и фирма как организационные системы – противоположны. Отличие фирмы от рынка состоит в следующем. Рынок характеризуется обособленностью факторов производства, господством косвенных методов регулирования. Механизм рынка формируется стихийно и не подчинен строгой последовательности целей.
Фирма, напротив, предполагает концентрацию факторов производства, единоначалие, использование административных и экономических методов управления. Фирма создается сознательно, для реализации конкретных целей.
Таким образом, фирма и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности.
Деятельность фирмы характеризуют: функции, принципы, целевая направленность, оптимальный размер.
Основные функции фирмы:
— мобилизующая – заключается в объединении различных факторов производства для создания благ и услуг;
— производственная – связана с рациональным использованием ресурсов;
— инвестиционная – связана с инвестированием денежных средств в развитие основного капитала.
Главной (целевой) функцией фирмы является максимизация прибыли при минимизации затрат.
Основу рационального хозяйствования фирмы составляют принципы экономичности, суть которых в следующем:
1. Принцип максимизации означает, что средства следует использовать эффективно, получая максимальный доход.
2. Принцип минимизации: наилучший результат достигается при наименьших затратах факторов производства.
Экономическое поведение фирмы определяется различными параметрами, в том числе ее оптимальным размером.
Оптимальный размер фирмы определяется ее внутренними предельными затратами, равными предельным трансакционным издержкам.
Трансакционные издержки – это рыночные затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок.
К ним относятся:
1) затраты на обработку информации (о поставщиках, покупателях, характеристиках товаров и услуг);
2) затраты по ведению переговоров и принятию решений (заключение контрактов);
3) затраты по соблюдению условий договоров;
4) затраты по юридическому обеспечению контрактов.
Критерием оптимального размера фирмы является величина внешних трансакционных издержек. Если внутренние издержки фирмы (по управлению) превышают внешние, то размер фирмы необходимо ограничить, так как ее деятельность становится неэффективной.
Эффективное поведение фирмы включает следующие моменты:
1) проведение сложных деловых переговоров;
2) скоординированность действий в эффективном распределении ресурсов;
3) административный контроль за выполнением договорных обязанностей и снижение рисков;
4) быстрая адаптация к внезапным изменениям рыночной ситуации, повышение приспособляемости к различным условиям;
5) способность прогнозировать и предвидеть направление изменения рыночных процессов.
Поведение фирмы на рынке определяется также видом рынка, на котором она функционирует. Вид рынка зависит от развития самого рынка и форм существующей на нем конкуренции.
Различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную. Отсюда два типа поведения фирмы: в условиях совершенной конкуренции и в условиях несовершенной конкуренции.
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции характеризуется тем, что она не оказывает никакого влияния на рыночную цену, создавая и реализуя собственную продукцию. Такую фирму называют ценополучателем, а ее поведение характеризуется как приспособленческое. Фирма приспосабливает затраты и объемы производства к различной рыночной цене. В действительности такие фирмы крайне редки (по продажи ценных бумаг, валюты).
В условиях несовершенной конкуренции поведение фирмы зависит от типа существующей на рынке несовершенной конкуренции (монополия, олигополия). Если на рынке преобладает чистая монополия, то фирма является монополистом и диктует цены, получая монопольную прибыль. В условиях олигопольной конкуренции фирмы приспосабливаются к ценовому уровню друг друга для выпуска продукции и извлечения максимальной прибыли.
В реальной экономике существуют различные типы фирм. Деятельность фирмы всегда имеет определенную организационно-правовую форму.
Правовая форма – это комплекс правовых норм, определяющий отношение участников предприятий с окружающей средой.
С правовой точки зрения фирма – это юридически самостоятельное лицо, которое объединяет факторы производства для создания товаров и услуг.
Фирма как юридическое лицо обладает собственным имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в суде и арбитраже.
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие формы предприятий (организаций):
1) индивидуальные предприятия;
3) акционерные общества;
4) объединения предприятий (ФПГ);
5) государственные предприятия;
6) смешанные предприятия.
Индивидуальные предприятия – это небольшая фирма, собственник которой является тружеником. Предприниматель выполняет функции работника, бухгалтера и менеджера. Это самая распространенная форма малого бизнеса. Такое предприятие принадлежит владельцу и управляется им самостоятельно, является для него основным источником получения дохода. По всем возникающим проблемам владелец несет личную ответственность. Индивидуальное предприятие имеет преимущества и недостатки.
Преимущества:
— быстрая организация предприятия (открытие и закрытие);
— упрощенное ведение учета и отчетности;
— сосредоточение прибыли в одних руках;
— независимость владельца предприятия в принятии решений и оценке полученных результатов.
Недостаток: владелец несет имущественную ответственность, которая распространяется на его собственность, в том числе индивидуальную.
Товарищества – форма организации среднего и крупного бизнеса. Деятельность товариществ основана на объединении паев (деньги, имущество) его участников. Сумма пая дает право его владельцу на получение доли прибыли и право голоса.
В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся на:
— товарищество с ограниченной ответственностью;
Полное товарищество – основано на принципах полной и солидарной ответственности. Это означает, что участники такого предприятия отвечают по всем обязательствам всем имуществом, включая личное. Полное товарищество применяется там, где имеет место деятельность интеллектуального капитала (брокерские, бухгалтерские, аудиторские, адвокатские фирмы).
Товарищество с ограниченной ответственностью основано на ответственности лишь капитала предприятия, но не на личном имуществе участников. В случае банкротства – участник рискует своим паем, вложенным в предприятие. Это самая распространенная форма.
Смешанное товарищество характеризуется тем, что участники страхуются от полного разорения, так как личная собственность полных товарищей служит гарантией их сделки. Может быстро увеличиваться за счет внешних поступлений.
Смешанные товарищества состоят из:
— полных участников (товарищей), которые руководят делами и отвечают по всем обязательствам предприятия (комплементарии);
— вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (общество с ограниченной ответственностью – ООО) – коммандитисты.
Крупное производство всегда связано с организаций типа акционерного общества (АО). Деятельность АО основана на объединении капиталов участников предприятия. Свидетельством вложения капиталов является акция. Акция – ценная бума, дающая владельцу право на получение дохода и право в управлении АО.
АО имеет достоинства и недостатки.
Достоинства:
— привлекает значительные финансовые ресурсы;
— гарантирует акционерам снижение риска и возможность получения прибыли, так как является обществом с ограниченной ответственностью;
— обеспечивает быструю концентрацию финансовых средств и их перемещение из одной отрасли в другую;
— является самой устойчивой формой объединения капиталов;
— привлекает к управлению профессиональных менеджеров, что позволяет эффективно решать различные производственные вопросы.
Недостатки:
— организация и ликвидация требуют больших затрат;
— сложная структура АО увеличивает бюрократический аппарат;
— слабый контроль за управлением ведет к злоупотреблениям;
— прибыль компании дважды облагается налогом: сначала – прибыль, а затем дивиденды по акциям.
Различают два вида АО: ЗАО и ОАО.
ЗАО – предприятие, капитал которого распределен среди ограниченного круга лиц: членов трудового коллектива, учредителей. Акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров. Существует зависимость между количеством акций и выполнением каких-либо функций. Затруднен свободный приток капиталов, но гарантируется самостоятельность фирмы (захват со стороны затруднен).
ОАО – построено на распространении акций по открытой подписке (купить может любой). ОАО ежегодно публикует бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании.
Управление ОАО имеет свои особенности, которые состоят в следующем. Существует разделение между владельцем – собственником АО и реальным управляющим. Собственность АО находится в руках его владельцев, а управляют менеджеры, которые не являются собственниками.
Важную роль в деятельности АО имеет контрольный и запирающий пакет акции.
— реально не все акционеры принимают участие в собраниях и могут воспользоваться своим голосом;
— существует так называемая диффузия (распыление) собственности, в результате акционеры не могут повлиять на деятельность АО.
Запирающий пакет (ЗП) – гарантирует защиту интересов владельца, имеющих значительно меньший капитал, чем контрольный пакет. Собственники даже 25% акций имеют право влиять на производственно-хозяйственную деятельность фирмы.
Объединения предприятий – это объединения различных фирм, внутри которых действуют принципы соподчиненности. По форме эти образования не являются единой фирмой.
Взаимодействие между фирмами осуществляется через обмен (рынок). Отличие от единичной фирмы состоит в том, что дополнительно уменьшаются трансакционные издержки, связанные с информацией о ценах, ресурсах, заключением контрактов.
Кооперация фирм в рамках объединений создает возможности для перелива капитала, технологий и трудовых ресурсов, позволяет эффективно координировать совместную деятельность.
Наибольшее распространение объединение предприятий получило в сфере производства и финансов, были созданы финансово-промышленные группы (ФПГ). Все элементы, входящие в ФПГ, самостоятельно решают свои задачи, но при этом учитывают общий интерес группы. Роль координатора интересов в ФПГ выполняет головная организация (банк или предприятие). При этом сохраняется определенный уровень независимости и самостоятельности.
ФПГ имеет следующие преимущества:
— аккумулирует значительные финансовые средства;
— создает более благоприятные условия для инвестиционной деятельности;
— осуществляет строгий контроль за эффективным использованием финансовых средств;
— производит межотраслевое распределение ресурсов;
— осуществляет ведение и внедрение научно-технических разработок.
Таким образом, ФПГ максимально используют производственные возможности для увеличения прибыльности.
Государственные предприятия чаще всего представлены:
— отраслями, связанными с национальной безопасностью (ВПК);
— естественными монополиями, чтобы препятствовать возникновению чистых монополий;
Государственный бизнес выступает в следующих формах:
— предприятие полностью контролируется собственником (бюджетные предприятия); имущество является неизменным, т. е. не может быть распределено по вкладам и акциям. Такие предприятия получили название унитарных;
— государственные корпорации – предприятия, находящиеся в собственности и под контролем государства через владение контрольным пакетом акций; это обычные акционерные общества, в которых различные решения осуществляет государство на коммерческой основе.
Смешанные предприятия – объединения в форме АО и товариществ с ограниченной ответственностью (ТОО), функции в которых принадлежат государству и частным вкладчикам. Хозяйственная деятельность осуществляется как на плановой, так и на коммерческой основе.
Таким образом, разнообразные организационные формы предприятий позволяют эффективно использовать экономические ресурсы для выпуска необходимой продукции и получения прибыли.