что такое фимиам в православии
Православная Жизнь
С самых древних времен различные ароматические курения сопровождали жизнь человека, но во времена Ветхого Завета было одно благовонное курение, которое предназначалось исключительно для богослужебных целей. Это фимиам.
Фимиам (греч. θυμίαμα) происходит от греческого глагола θυμιάω, что значит «жгу, курю», и, соответственно, переводится дословно как «курение».
Согласно Священному Писанию, состав фимиама был получен пророком Моисеем от Господа на горе Синай вместе с другими богослужебными указаниями:
«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36).
Ветхозаветный «жертвенник воскурения». Современная реконструкция
Итак, фимиам – это многосоставное благовоние наподобие современного церковного «ладана», который в своем составе может иметь различные вещества.
Библейский фимиам состоял из четырех таких компонентов: стакти, оних, халван и ливан.
Другие компоненты не столь известны, но мы попытаемся расшифровать и их.
Стакти (греч. στακτή) дословно переводится как «капающий», т.е. подразумевается некий сок или смола. Большинство толкователей библейских текстов (в том числе, например, и свт. Василий Великий) придерживаются мнения, что в данном случае речь идет о мирре – смоле деревьев рода коммифора, о которой мы также рассказывали, причем имеется в виду особо очищенная мирра, которую можно сравнить с современным мирровым маслом. Впрочем, талмудическая традиция толкования библейских текстов предполагает, что стакти (евр. נטף – натаф) – это стираксовый бальзам. Но талмудическая традиция во многом отличается от церковной, потому к ней стоит относиться с определенной долей осторожности.
Раковина моллюска Strombus tricornis и ее когтеобразный оперкулум
Оних (греч. ονυχ – «имеющий отношение к ногтям»), так называемый оперкулум – плоская выпуклая крышечка, закрывающая устье раковины моллюска и защищающая его тело от высыхания, она иногда и в самом деле напоминает ноготь или коготь. Оперкулум определенных моллюсков обладает специфическим запахом, порошок из такого оперкулума с глубокой древности использовался в благовониях. Так, в ветхозаветную эпоху для ароматических составов употреблялись, например, оперкулумы моллюска Strombus tricornis, обитающего в Красном море.
Халван, это гальбанум – камедесмола цветковых растений рода Ферула (Ferula galbaniflua и Ferula rubricaulis) семейства зонтичных, растущих на территории Ирана. Это пахучее вещество используется в парфюмерии и по сей день.
В древности все благовония использовались не только для религиозных обрядов, но и в быту – как лекарственное средство и как духи. Однако фимиам именно в таком составе (ливан, стакти, оних, халван) предназначался исключительно для богослужения: «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38). Т. е. человек, который в эпоху Ветхого Завета решился бы использовать фимиам не для молитвы, а для ароматизации собственного дома, мог быть подвержен смертной казни.
Христианские авторы придавали фимиаму символическое значение. Так, богослов IV века Евагрий Понтийский считал, что четыре компонента фимиама символизируют единство четырех добродетелей (благоразумие, справедливость, умеренность и мужество), а англосаксонский святой VII–VIII вв. Беда Достопочтенный утверждал, что благовония фимиама обозначают вечные блага, которые верующие ищут у Господа.
Со временем богослужение Ветхого Завета усложнилось, что коснулось и фимиама: в эпоху Второго храма он уже состоял не из четырех, а из одиннадцати или, по некоторым источникам, из тринадцати веществ.
В новозаветный же период при изготовлении фимиама (ладана) уже не придерживались ветхозаветного состава и стали использовать совершенно разные благовония, не обязательно соответствующие древнему рецепту. Эта практика в христианском богослужении продолжается и сейчас. Ведь при всем почтении ветхозаветной традиции нужно понимать, что в те времена ароматические вещества были крайне дорогими и малодоступными, а потому их использование в известном смысле ограничивалось. Сейчас же многие благовония более доступны, что позволяет составлять более сложные ароматические композиции.
Фимиам
Фимиам ( Исх. XXX, 34 ; Лев. XVI, 12, 13 ; Сир. XXIV, 18 ; Мф. II, 11 ; Лк. I, 9 ) – благовонное курение, употребляемое в иудейском ежедневном богослужении и при всех жертвоприношениях ( Лев. II:1, VI:15 ; Чис. V:15 ; Исх. XLIII:23 ). В торжественный день Освящения, когда первосвященник входил во Святая Святых, он должен был полные горсти фимиама возложить на огонь, чтобы облако фимиамного курения покрыло очистилище ( Лев. XVI, 12, 13 ). Оно было составлено из ароматических веществ.
Способ приготовления порошка для богослужебного фимиама и запрещение его для домашнего употребления указаны в кн. Исход: И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего ( Исх. XXX, 34–38 ).
От горения фимиама, соответствовавшего нашему росному или обыкновенному ладану, распространялся очень ароматический запах, и потому при жертвенниках всегда находились кадильницы для возжжения оного. Курение фимиама было символом усердной молитвы, возносимой к Богу, и особенно ходатайства Церкви пред Господом за людей.
Св. евангелист Иоанн в откровении видел на небеси ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама молитвами святых от руки ангела пред Бога ( Откр. VIII, 3, 4 ). Он тайно видел также двадцать старцев, которые пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр. V, 8 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Фимиам и правильное воскурение
Ароматические курения присутствовали в жизни человека издавна. А во времена властвования среди христиан и иудеев древнейшей Священной книги – Ветхого Завета, существовало одно благовоние, предназначенное для целей богослужения. Это курение носит название фимиам.
В христианских церквях, а также священных домах представителей иных конфессий, это благовоние воскуривают и сегодня. Данный обряд почитатели религий проводят с разными целями. Единым остается одно: курение фимиама все связывают со священнодействием.
Что такое фимиам
Если опираться на энциклопедический словарь, то слово фимиам имеет греческое происхождение. Означает оно «курю, жгу». В дословном переводе это звучит как «курение».
Фимиам попал в руки Моисея, если верить Священному Писанию. Состав благовония был передан ему на горе Синай Богом. Вместе с благовонием пророку Господь дал указания. В них он сказал Моисею взять благовонные вещества халвана душистого, стакти, ониха и чистого ливана в равном количестве. Истолочь их и сделать священный курительный состав. Его нужно было положить перед ковчегом откровения в святилище, где Бог будет открываться пророку.
При этом, курить фимиам самому пророку было запрещено. В Священном Писании четко сказано, что данное благовоние предназначено только для Господа. И место, в котором оно будет им воскурено, станет великой святыней.
Значение слов «курить фимиам» сегодня трактуется неоднозначно. В буквальном смысле – это выражение указывает на богослужебное действие. А вот значение фразеологизма никак не связано с религией. Применяя в речи это словосочетание подразумевается «льстивость, восхваление кого-то».
Сегодня большая часть составляющих благовония поставляется из арабских государств. Фимиам может применяться как в твердой, так и жидкой форме. В первом случае основными составляющими являются смоляные и древесные бахуры, а во втором – эфирные смоляные масла.
Фимиам в древности был очень ценен, он пользовался большим спросом среди разных слоев населения. Через торговые пути проходили десятки караванов, доставляющих ингредиенты для благовония. Вероятно, многие слышали библейскую легенду о сыне Иакова – Иосифе, которого фактически продали измаильтянским купцам, взяв в качестве платы бальзам, стираксу и ладан.
Столь высокий спрос на восточное благовоние даже смог оказать влияние на налаживание торговых связей между Европой и Азией. Именно по инициативе купцов, торговавших фимиамом, был открыт новый путь.
Назначение
Фимиам в разное время использовался по-своему. Его наделяли всевозможными свойствами. Существует несколько интересных фактов о назначении и применении благовония у разных религиозных конфессий, народов в прошлом:
Фимиам не забыт и сегодня практически ни одним народом. Его активно применяют при различных ритуалах, богослужениях:
Современные христиане благовоние в исконном его виде не жгут. Но они чрезмерно восхваляют фимиам в своих молитвах. Считается, что праведное поклонение Богу равноценно благоуханию ароматического вещества.
Скептики используют дым горячего фимиама тоже. Только цель они преследуют сугубо практичную. Ароматическая смола – это благовоние, обладающее специфическим, но очень приятным запахом. Поэтому фимиам некоторые воскуривают в домах исключительно для распространения в жилище аромата.
Состав
Из чего делают фимиам сейчас? Современный состав благовония во многом зависит от культурных, исторических традиций конкретного народа. Фимиам, о котором говорится в Ветхом Завете, состоял из 4 компонентов: оних, стакти, ливан, халван.
Таблица 1.Из чего состоит благовонное вещество, сжигаемое в церкви
Сейчас он известен многим как ладан. Является ароматической смолой деревьев, относящихся к роду босвеллия.
Ливан наиболее изученный компонент. Остальные ингредиенты, содержащиеся в классическом варианте фимиама малоизвестны. Но в википедии и некоторых аналогичных ресурсах немного информации об этих компонентах все же есть
Оних, или оперкулум
Что сейчас добавляют в фимам? Сегодня используют бахур, масла. Бахур является натуральным благовонием. Сжигают его для получения дыма, обладающего особым ароматом. Используют вещество при ароматерапии, а также для окуривания помещений, тела, одежды и даже волос.
Фимиам бывает разного сорта. Классифицируют его по внешнему виду, спектру применения.
В современные фимиамы может добавляться ароматическое масло, выступающее в роле наполнителя, а также основа. Последняя может быть как угольной, так и «массала». Массала – это измельченные растения, обладающие специфическим ароматом смешанные со смолой. Уголь же придает благовонию черный цвет. Фимиам на основе угля, сгорая, издает лишь аромат масла, сторонние запахи при этом отсутствуют.
Твердые фимиамы могут быть представлены и в виде плиток. Такие благовония содержат топленый мед, масло. Их применяют в случаях, когда необходимо распространить интенсивный аромат в течение короткого промежутка времени.
Благовония в жидком виде, обладают приятным запахом и особыми свойствами. Они оказывают успокаивающий, бактерицидный, а также антибактериальный эффект. Консистенция вещества позволяет добавлять его в косметические и уходовые средства, бальзамы и мази. Они применяются с лечебной целью.
Традиционно при курении фимиамов использовали чаши. Они называются бахурницы. Изготавливались чаши из разного материала: металла, фарфора, глины. Есть даже электрические изделия. Курят фимиамы так: на раскаленный в чаше уголек кладут немного благовония. Процесс воскуривания начинается сразу.
В чем разница: фимиам и ладан
Многие задаются вопросом о том, в чем разница между фимиамом и ладаном. Некоторые ошибочно полагают, что это одно и то же. Но данное мнение неверно. Ладан, или ливан – это составляющая древнего благовония. Она является древесной арома-смолой. Упоминается в Евангелии как дар, который был принесен Иисусу Христу волхвами вместе со смирной и золотом.
Ладан благоухающий и фимиам отличаются, главным образом, тем, что первый – это, по сути, однокомпонентый состав, а второй – смесь ароматических ингредиентов.
Современные производители благовоний выпускают большое количество разновидностей ладана. Разумеется, это уже не чистая древесная смола, а смесь из ливана и ароматических масел. Наиболее популярными благовониями являются: ладан афонский праздничный, ладан царский..По заявлению производителей, ладан афонский изготавливается по древнейшему рецепту монахов.
Правильное воскурение
Жестких рамок в отношении правильного курения фимиама сегодня не существует. Благовония жгут не только при богослужениях, но и при медитации, ароматерапии и даже лечении.
Из ладана производят религиозные кадильные свечи. Но курят их не только в церквях. Свечи покупают и неверующие люди с целью домашнего воскуривания. Где купить такие арома-изделия? В масс-маркетах их не найти. Свечи можно купить в специализированных магазинах благовоний.
Существует мнение о том, что если часто зажигать свечу из ладана, то можно излечиться от ряда заболеваний. Но научно это не доказано.
Сейчас есть и сигаретный фимиам. Его добавляют в табак. Курительный фимиам также можно встретить в кальянных.
Заключение
Фимиам является одним из древнейших благовоний, которое используется по сегодняшний день. Появился он исключительно как религиозный состав для воскурения. Однако со временем область применения фимиама была значительно расширена.
Фимиам
Что такое фимиам?
Слово «фимиам» многие отождествляют с ладаном. Это не совсем верно. В своем изначальном значении ладан – это смола одного растения, ладанного дерева. Фимиам же представляет собой благовоние, составленное из нескольких компонентов, рецепт которого приведен в ветхозаветной книге «Исход»: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36).
Что же за вещества входили в состав фимиама? Ливан – это ладан, стакти – смирна (мирра), то есть смола миррового дерева, а халван – смола, получаемая из растения рода ферула. Оних же это вытяжка из моллюсков. Со временем состав фимиама усложнялся и достиг 13 компонентов.
Слово «фимиам» по-гречески звучит θυμίαμα и переводится как «курение».
Из истории
Употребление фимиама строго регламентировалось Ветхим Заветом. В то время, как ладан и прочие благовония употреблялись и в быту, применять фимиам вне богослужения было запрещено. «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38) – гласила Библия.
Фимиам торжественно возжигали на особом кадильном жертвеннике в Храме в соответствии с четко разработанным церемониалом.
Символика
Воскуряемое в храме благовоние символизирует молитву, а также благодать, которую Господь ниспосылает верующим. Христианские авторы трактовали состав фимиама как аллегорию к основным добродетелям. Так, Евагрий Понтийский проводил параллель между четырьмя компонентами благовония и четырьмя качествами, которые необходимы верующему: благоразумием, справедливостью, умеренностью и мужеством.
Фимиам: значение
(Откр 8:4) И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
(1Тим 2:8) Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.
Зачастую, читая это место писания, мы думаем, что здесь есть условие. Можно подумать, что Бог говорит вам поднимать святые руки, потому что ваши руки грязные. На самом деле Бог говорит вам: «без гнева». Потому что вы гневливый человек? Также и «без сомнения». Потому что вы сомневающийся?
Нет, Бог говорит о том, каковы верующие сегодня, когда мы поднимаем свои руки. Мы поднимаем святые руки без гнева и сомнения.
Первосвященник и фимиам
В дни Моисея алтарь кадильный располагался в Святилище. За завесой Святое Святых, где был Ковчег Завета. Первосвященник входил в это место раз в год, в день искупления. Первосвященник входил с фимиамом в руках, с золотой кадильницей, полной горящих углей во Святое Святых, становился перед Ковчегом Завета. Ковчег завета — это образ нашего Господа Иисуса Христа. Приходя перед Богом, первосвященник имел в руках фимиам.
(Лев 16:12) И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который перед лицом Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесёт за завесу.
(Лев 16:13) И положит курение на огонь перед лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть.
Фимиам и молитва
(Пс 140:2) Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицо Твоё, воздаяние рук моих — как жертва вечерняя.
В книге Откровение также упоминается фимиам.
(Откр 8:3) И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу.
Это происходит на небесах.
(Откр 8:3,4) И дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
Бог сказал Моисею сделать скинию по образцу, которая была показана ему на горе Синай. Небеса — это реальный образец, а земля — это копия образца.
История о царе Озии
Царь Озия
В начале Озия был хорошим царём. Он был поставлен на царство в юном возрасте.
(2Пар 26:5) И прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.
С ним происходили чудеса, которые давал ему Бог. Он был дивно огражден. И когда стал сильным, возгордилось сердце его на погибель. Он сделался преступником перед Господом, потому что вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.
Озия сам захотел быть священником — это гордыня. Он уверовал в собственную силу и стал уповать на свою плоть. «Я царь и никто не может указывать мне, что делать». Это сосредоточенность на себе, которая производит гордость и гнев.
(2Пар 26:18) И воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его.
Озия — Господь сила моя.
Он забыл, что сила его в Господе. Гнев и гордость имели место у алтаря кадильного.
Захария
Подобный случай произошел с Захарией.
(Лук 1:7) У них не было детей, ибо Елисавета была неплодная, и оба были уже в летах преклонных.
Оба они были пожилыми людьми. Захария в очередной раз служил у алтаря перед Богом.
(Лук 1:10) А все множество народа молилось вне во время каждения.
Люди знали, что, когда поднимается облако фимиама — это время благоволения. Люди ждали благословения после того, когда выйдет священник.
Когда вы молитесь, тогда поднимается облако фимиама — приходит ответ на ваши молитвы.
(Озия у алтаря разгневался).
Без гнева, как у Озии. Без сомнения, как у Захарии (к стиху 1Тим 2:8)
(Лук 1:13) Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн.
Дальше Ангел сказал, что он будет велик пред Господом и подготовит путь для Господа Иисуса Христа. В этой же главе, тот же Ангел, принеся послание Захарии, отправился в Назарет, к юной Марии. Он принёс ей послание о том, что она родит долгожданного Мессию — Иисуса Христа.
Итак, вначале Ангел явился Захарии и принёс ему благую весть. Посмотрите на реакцию Захарии.
(Лук 1:18) И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
Он усомнился в словах Ангела Господня.
Мария
(Лук 1:34) Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Она не сомневалась в том, что это будет сделано. Она спрашивает: «Каким образом?». Мария говорит о методе, а Захария о невозможности.
В чём проблема Захарии? В его сомнении. Посмотрите на ответ Ангела.
(Лук 1:19) Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
В данном случае, Бог затворил уста Захарии, чтобы он не помешал процессу беременности жены. Потому что наши слова могут как созидать, так и разрушать. Захария забыл значение своего имени и значение имени своей жены Елисаветы.
Захария — Господь помнит.
Елисавета — Божье обетование.
У них родился сын Иоанн — благодать.
Здесь есть послание: Бог помнит Своё обетование, и дал благодать.
Когда вы забываете Божьи обетования, вы начинаете сомневаться. Когда вы молитесь, помните Божьи обетования. Молясь, вспоминайте об Озии, ведь его сила была не от него самого, а от Господа. Захария же забыл, что Господь помнит Свои обетования и всегда даст благодать.
Ангел и Мария
(Лук 1:30) И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лук 1:38) Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Вся вера в слово Божье, а не на собственные возможности. Вы помещаете свою веру на слово, которое дает вам обетование. В этом слове, вся сила для его собственного исполнения. Пребывайте в покое. Слово обладает силой, а не вы.
Мы здесь можем научиться:
Проблема Озии и Захарии
Писание говорит; «Желаю, чтобы произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». В чем была проблема Озии и Захарии?
Комплекс превосходства, следствие гордости и сосредоточение на себе. «Я царь, я могу быть священником если захочу, я знаю, как приносить курение». Этот комплекс проявлялся через гнев. Озия постоянно раздражался.
Главной проблемой Захарии было сомнение — это тоже сосредоточение на себе.
(Лук 1:18) И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
Такую форму принимает сомнение. Бог говорит вам сделать что-то, не говорите, как Захария: «Не могу, я уже стар». Это забывчивость и пренебрежение всем тем, что говорит Бог. Это сосредоточенность на себе. Если Богу угодно, Он обновит и омолодит.
Царственное священство
Под законом царь не мог исполнять служение священника. А священник не мог исполнять служение царя. Но задолго до закона был царь Мелхиседек. Он вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином. Библия говорит, что наш Господь Иисус Христос — священник по чину Мелхиседека, это значит Царь — Священник. Во времена Давида, во времена Озии, царь был царем, священник — священником. Но Иисус Христос — Царь — Священник. А мы, как часть Его семьи — царственное священство. Как священники, мы можем приносить фимиам хвалы поклонения и молитвы Богу. Благодаря Христу, они принимаются. Как священники мы можем приходить в Божье присутствие и говорить: «Болезнь, рак, немощь, уходи во имя Господа Иисуса Христа». И они исчезнут. Мы можем говорить, потому что в слове Царя сила.
Немой священник
Захария вышел к людям, когда они ждали его вне, во время каждения. Он должен был благословить народ, но сделался немым и люди, переглянувшись, стали уходить в разочаровании. Нет ничего хуже, когда священник выходит и не может благословить народ. Проповедник в каждой проповеди должен благословлять народ.
Иисус Воскрес из мёртвых и в Библии написано:
(Лук 24:50) И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
Он благословил нас с вами и Его благословение пребывает сегодня.