что такое федеральный список кандидатов в депутаты государственной думы
Что такое федеральный список кандидатов в депутаты государственной думы
Статья 39. Выдвижение федерального списка кандидатов
1. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
2. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяются уставом политической партии.
3. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
4. Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются:
1) число зарегистрированных делегатов съезда;
2) число делегатов съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
3) решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением федерального списка кандидатов);
4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых);
5) дата принятия решения.
5. В федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. В федеральный список кандидатов не могут быть включены граждане, являющиеся членами иных политических партий.
6. Федеральный список кандидатов заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии или решением уполномоченного органа политической партии, и печатью политической партии.
8. Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональную часть входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, группе, состоящей из граничащих между собой субъектов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не граничащего с другими субъектами Российской Федерации, группе из двух субъектов Российской Федерации, один из которых не граничит с другими субъектами Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, которая включает в себя территорию одномандатного избирательного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. В региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какой группе субъектов Российской Федерации (с указанием наименований субъектов Российской Федерации), какому субъекту Российской Федерации, какому одномандатному избирательному округу или каким одномандатным избирательным округам (с указанием наименований и номеров одномандатных избирательных округов) соответствует каждая региональная группа кандидатов, а также должен быть указан номер каждой региональной группы кандидатов. При отсутствии в федеральном списке кандидатов общефедеральной части весь список разбивается на региональные группы кандидатов в соответствии с требованиями настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 39 (в ред. ФЗ 20.04.2021 N 96-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
9. В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов, региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 15 кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам.
11. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.
Избирательное право
Федеральный список кандидатов
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и проведения тайного голосования определяется уставом политической партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента РФ о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии РФ.
Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются:
Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами иных политических партий. Указанные лица могут составлять не более 50% кандидатов, включенных в этот список (ч. 6 ст. 36 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы). Список заверяется подписью лица уполномоченного на то уставом политической партии или решением уполномоченного органа политической партии, и печатью политической партии. Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются самой политической партией.
Федеральный список кандидатов, как уже отмечалось, должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов, части территории субъекта.
В соответствии с ч. 20—22 ст. 36 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы» в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в этом списке только один раз. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 600 человек.
Как следует из ч. 1 ст. 37 Закона, любой гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а в случае досрочных выборов — не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента РФ о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения ЦИК РФ вправе обратиться в любое региональное отделение политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки его кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.
Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.
Но законодатель предусмотрел правило, по которому отсутствие обращений со стороны граждан о включении в список не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии соблюдения других требований, предусмотренных законом.
Федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию РФ не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
В федеральном списке кандидатов указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства (с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта), образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) каждого кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе — сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в федеральном списке кандидатов указываются сведения о судимости кандидата.
В первоначальной редакции Закона содержалось наложение о необходимости указывать сведения о наличии у кандидата, помимо гражданства Российской Федерации, гражданства иностранного государства, дате и основания его приобретения (ч. 1 и 4 ст. 38), но сейчас эти нормы отменены, поскольку, как мы уже отмечали, такие граждане России (имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства) лишены пассивного избирательного права.
Федеральный список кандидатов представляется в Центральную избирательную комиссию РФ. Одновременно с федеральным списком кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет:
Одновременно с данными документами уполномоченный представитель политической партии представляет заявление каждого кандидата включенного в федеральный список кандидатов, о его согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы.
В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата. Но, как известно, Законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ закреплены нормы, по которым введены дополнительные основания для отказа в регистрации в качестве кандидатов лиц, чья деятельность носит экстремистский характер.
Так, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данной политической партии, данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, общественного объединения.
При этом кандидат согласует с указанным органом и ЦИК РФ краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование данной политической партии, данного общественного объединения, которое будет использоваться в документах, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.
Сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности или совместной собственности, в том числе о вкладах в банках, ценных бумагах, составляются по установленной форме. Если кандидат не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и в течение года, предшествующего году назначения выборов депутатов Государственной Думы, не получал доходов, сведения о которых должны представляться в соответствии с законом, это также указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.
Как отмечалось, кандидат может быть включен только в один федеральный список кандидатов. Федеральный список кандидатов и прилагаемые к нему документы принимаются ЦИК РФ вместе с заверенными уполномоченным представителем политической партии копиями документа, удостоверяющего личность кандидата, и документов, подтверждающих указанные в его заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии указанных документов представляются в отношении каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов.
Центральная избирательная комиссия РФ обязана в семидневный срок рассмотреть представленные документы и выдать уполномоченному представителю политической партии заверенную копию федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в выдаче такой копии.
Основаниями для отказа в выдаче заверенной копии федерального списка кандидатов являются отсутствие, неполный набор документов, нарушение порядка выдвижения федерального списка кандидатов. Отказ в выдаче заверенной копии федерального списка кандидатов может быть обжалован политической партией в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок.
После представления федерального списка кандидатов в ЦИК РФ в состав данного списка и в порядок размещения в нем кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидата по его личному заявлению, либо отзывом кандидата политической партией, либо смертью кандидата, либо исключением кандидата из федерального списка кандидатов на основании решения ЦИК РФ.
Центральная избирательная комиссия РФ размещает сведения о заверенных федеральных списках кандидатов и информацию об изменениях в них (в режиме «только чтение») в Интернете.
Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы
Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021
За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях
Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.
Каких депутатов выбираем 19 сентября?
Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.
Что такое одномандатный округ?
Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.
Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).
Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин
В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе
В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.
На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.
То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.
Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.
Что такое партийные списки кандидатов?
Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.
Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.
И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.
Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.
Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства
Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий
Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.
На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.
Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.
С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.
После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.
Что такое представительный орган?
Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.
У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.
Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?
Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.
Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае
Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев
Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.
Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.
И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.
Как узнать «своих» кандидатов?
Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.
Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.
В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.
Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре
Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек
Глава 6. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ
Глава 6. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ
Статья 36. Выдвижение федерального списка кандидатов
1. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.
2. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяются уставом политической партии.
3. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
4. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с частью 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
5. Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются:
1) число зарегистрированных делегатов съезда;
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
2) число делегатов съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
3) решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением федерального списка кандидатов);
4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых);
5) дата принятия решения;
6) региональная группа кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, в случае принятия политической партией решения, предусмотренного частью 9.1 настоящей статьи.
(п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 188-ФЗ)
6. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. Политическая партия не вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий.
(в ред. Федеральных законов от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
7. Федеральный список кандидатов заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии или решением уполномоченного органа политической партии, и печатью политической партии.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
9. Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации.
9.1. Политическая партия вправе определить региональную группу кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
(часть девятая.1 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 188-ФЗ)
10. Число избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
11. Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона.
13. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, а при проведении досрочных выборов не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы определяет границы частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов, и публикует перечень этих частей территорий с указанием их наименований и наименований входящих в них административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (если территория части субъекта Российской Федерации включает часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, в перечне должны быть описаны границы данной части территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта).
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определяет границы частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов, с соблюдением следующих требований:
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
1) число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, делится на 650 тысяч. Целая часть числа, полученного в результате этого деления, есть число частей, на которые делится этот субъект Российской Федерации;
2) части территории субъекта Российской Федерации должны быть примерно равны по числу зарегистрированных избирателей с допустимым отклонением числа избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, от числа избирателей, зарегистрированных на каждой из других частей территории этого же субъекта Российской Федерации, не более чем на 15 процентов. При соблюдении указанного требования учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований. Если на территории городского округа зарегистрировано не менее 650 тысяч избирателей, то указанный городской округ может быть разделен не более чем между двумя частями территории субъекта Российской Федерации. При этом одна из частей должна включать в себя только территорию указанного городского округа. Если на территории городского округа зарегистрировано менее 650 тысяч, но не менее 300 тысяч избирателей, то указанный городской округ не может быть разделен между частями территории субъекта Российской Федерации;
3) не допускается образование части территории субъекта Российской Федерации из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте Российской Федерации;
4) в наименование части территории субъекта Российской Федерации должно быть включено наименование соответствующего субъекта Российской Федерации.
15. Часть территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, может соответствовать либо части территории субъекта Российской Федерации, определенной в соответствии с частями 13 и 14 настоящей статьи, либо группе частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 настоящей статьи.
16. В федеральном списке кандидатов одному субъекту Российской Федерации, в том числе входящему в группу субъектов Российской Федерации, либо одной части территории субъекта Российской Федерации должна соответствовать не более чем одна региональная группа кандидатов.
17. Разбивать федеральный список кандидатов на региональные группы кандидатов, соответствующие не граничащим между собой территориям, за исключением случая, когда субъект Российской Федерации не граничит с другими субъектами Российской Федерации либо входящая в субъект Российской Федерации территория не граничит с другими территориями, входящими в этот субъект Российской Федерации, не допускается.
18. Региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации, составляют региональную часть федерального списка кандидатов. В федеральном списке кандидатов каждой региональной группе присваивается порядковый номер и указывается, какому субъекту Российской Федерации, какой группе субъектов Российской Федерации (с указанием перечня субъектов Российской Федерации), части территории субъекта Российской Федерации или группе частей территории субъекта Российской Федерации (с указанием перечня частей территории субъекта Российской Федерации) соответствует каждая региональная группа кандидатов. В случае принятия политической партией решения, предусмотренного частью 9.1 настоящей статьи, в федеральном списке кандидатов также указывается, к какой региональной группе кандидатов будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 21.07.2007 N 188-ФЗ)
19. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее семидесяти. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 23.02.2011 N 17-ФЗ)
20. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 325-ФЗ)
21. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.
22. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать шестьсот человек.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
Статья 37. Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий
(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 106-ФЗ)
1. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а в случае досрочных выборов не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с частью 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.
(в ред. Федеральных законов от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
2. Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.
3. Отсутствие обращений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии соблюдения требования, предусмотренного частью 6 статьи 36 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 106-ФЗ)
4. Нарушение региональным отделением политической партии требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а политической партией требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
Статья 38. Представление федеральных списков кандидатов и иных документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации
(в ред. Федеральных законов от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
2. Федеральный список кандидатов представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и предоставленной политическим партиям не позднее дня начала выдвижения федеральных списков кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Одновременно с федеральным списком кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет:
1) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации политических партий, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации политических партий;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ)
3) решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов;
4) списки уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых), отвечающие требованиям, предусмотренным частями 3 и 4 статьи 35 настоящего Федерального закона;
6) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии список граждан, включенных ею в федеральный список кандидатов и являющихся членами этой политической партии, на бумажном носителе, а также указанный список в машиночитаемом виде. Форма списка, представляемого на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
4. Одновременно с документами, указанными в частях 1 и 3 настоящей статьи, уполномоченный представитель политической партии представляет:
(в ред. Федеральных законов от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
2) сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, составленные по форме согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону. Эти же сведения представляются в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
4.1. В случае выдвижения в составе списка кандидатов лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в части 4 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 14.06.2011 N 143-ФЗ)
5. Кандидат может быть включен только в один федеральный список кандидатов.
6. Федеральный список кандидатов и прилагаемые к нему документы принимаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вместе с заверенными уполномоченным представителем политической партии копиями документа, удостоверяющего личность кандидата, и документов, подтверждающих указанные в его заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии указанных документов представляются в отношении каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов. При представлении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов и прилагаемых к нему документов уполномоченный представитель политической партии предъявляет также доверенности на уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам и на уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых), оформленные в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона. Копии указанных доверенностей изготавливаются в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в присутствии уполномоченного представителя политической партии, заверяются подписью лица, принявшего документы, и прилагаются к этим документам.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в семидневный срок рассматривает представленные документы, по результатам рассмотрения заверяет федеральный список кандидатов и выдает уполномоченному представителю политической партии копию заверенного федерального списка кандидатов либо отказывает в заверении указанного списка, о чем уполномоченному представителю политической партии выдается мотивированное решение.
(часть седьмая в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
(часть восьмая в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
9. Отказ в заверении федерального списка кандидатов может быть обжалован политической партией в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
10. После представления федерального списка кандидатов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в состав данного списка и в порядок размещения в нем кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидата по его личному заявлению, либо исключением кандидата политической партией из федерального списка кандидатов, либо смертью кандидата, либо исключением кандидата из федерального списка кандидатов на основании решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации размещает сведения о заверенных федеральных списках кандидатов и информацию об изменениях в них (в режиме «только чтение») в сети «Интернет».
Статья 42. Представление избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов
1. Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации:
1) первый финансовый отчет политической партии;
2) сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 4 статьи 38 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются).
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
4. Все документы для регистрации федерального списка кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени.
5. При приеме документов для регистрации федерального списка кандидатов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает уполномоченному представителю политической партии документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не вправе ограничивать доступ уполномоченного представителя политической партии в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме представляемых для регистрации федерального списка кандидатов документов в случае, если эти документы доставлены до истечения времени, указанного в части 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 41-ФЗ)
Статья 43. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении федеральных списков кандидатов
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при выдвижении каждого федерального списка кандидатов.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет достоверность сведений о кандидатах и иных сведений, представленных политической партией в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, в течение 20 дней сообщить о результатах проверки. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные ими при выдвижении федерального списка кандидатов, в установленном ею объеме.
6. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами о себе.
7. Для проверки соблюдения порядка выдвижения федеральных списков кандидатов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работников ее аппарата и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов, а также иные лица в соответствии с пунктом 19 статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2011 N 259-ФЗ, от 02.05.2012 N 41-ФЗ)
23. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии со статьей 38, с частью 1, частью 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, выдвинутых ею в составе федерального списка кандидатов, а также в иные документы, представленные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии со статьей 38, с частью 1, пунктами 2 и 4 части 2, частью 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению. Политическая партия вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Федерального закона.
(часть двадцать третья введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 23.07.2011 N 259-ФЗ, от 02.05.2012 N 41-ФЗ)
Статья 44. Регистрация федерального списка кандидатов
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ)
2. В решении о регистрации федерального списка кандидатов указываются дата и время регистрации.
3. В случае принятия решения об отказе в регистрации федерального списка кандидатов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в течение суток с момента принятия данного решения выдать уполномоченному представителю политической партии копию решения с изложением оснований отказа. Основаниями отказа являются:
1) несоблюдение требований при выдвижении федерального списка кандидатов, предусмотренных Федеральными законами «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 02.05.2012 N 41-ФЗ)
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 02.05.2012 N 41-ФЗ)
2.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, в документах, представленных в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 38 настоящего Федерального закона (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов);
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
4.1) установленный решением суда факт несоблюдения политической партией ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
4.2) установленный решением суда факт подкупа избирателей политической партией, ее доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией;
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
6) несоздание политической партией своего избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации;
7) использование политической партией при финансировании своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений (при их наличии) иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
8) превышение политической партией при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
9) превышение числа кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению политической партии (за исключением случаев выбытия кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятому в соответствии с частью 4 настоящей статьи, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов;
10) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии преимуществ должностного или служебного положения;
11) выбытие кандидатов, в результате чего в федеральном списке кандидатов число региональных групп кандидатов оказалось менее 70.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 23.02.2011 N 17-ФЗ)
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации исключает кандидата из федерального списка кандидатов в случае:
1) отсутствия у кандидата пассивного избирательного права;
2) неуказания кандидатом сведений об имеющейся у него неснятой и непогашенной судимости;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ)
3) установления судом факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
4) неоднократного использования кандидатом преимуществ должностного или служебного положения;
5) наличия факта регистрации кандидата в другом федеральном списке кандидатов;
6) наличия в федеральном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, кандидата, являющегося членом иной политической партии;
(п. 6 введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 106-ФЗ)
7) отсутствия среди документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона, документов, необходимых в соответствии с частями 1, 4 и 6 статьи 38 настоящего Федерального закона для регистрации кандидата, включенного в федеральный список кандидатов;
(п. 7 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
8) наличия на день, предшествующий дню заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, среди документов, представленных в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований частей 1, 4 и 6 статьи 38 настоящего Федерального закона;
(п. 8 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
9) отсутствия на день, предшествующий дню заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, в документах, представленных в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 38 настоящего Федерального закона.
(п. 9 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
5. В случае отказа в регистрации федерального списка кандидатов его повторное выдвижение возможно при соблюдении порядка и сроков, установленных настоящим Федеральным законом.
6. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности.
7. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает жалобу в течение пяти дней со дня ее поступления.
8. После регистрации федерального списка кандидатов кандидат, включенный в указанный список, приобретает статус зарегистрированного кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение.
9. Зарегистрированные федеральные списки кандидатов вместе со сведениями о включенных в них зарегистрированных кандидатах Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 48 часов после регистрации указанных списков передает представителям средств массовой информации. Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
11. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Государственной Думы по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.