что такое фаюмский портрет

Православная Жизнь

Иконопись глубоко коренится в богословии православной Церкви, однако ведет свою культурную родословную — из античного искусства. Никакое культурное явление не создается «с чистого листа», не возникает просто «из воздуха».

Потому для правильного понимания иконописи всегда важно понимать тот культурный контекст, в рамках которого возникло иконописание. Ведь первые иконописцы, первохристианские художники, так или иначе, были детьми своей эпохи, их художественное мастерство создавалось в рамках художественных течений, которые возникли до них и которые существовали параллельно с ними. Именно с этой точки зрения нас должно интересовать позднеантичное искусство.

Что такое эллинизм

Искусство Римской Империи, не смотря на определенные региональные особенности, в основе своей было продолжением искусства эллинизма.
Эллинизм сформировался в результате походов Александра Македонского на Восток. Греческие государства, образовавшиеся после этого похода, создали почву для смешения культуры завоевателей и местных народов. Вот эта вот смесь античной традиции с традициями древнего Египта, Персии и т.д. и есть эллинизм. Римская Империя, завоевав большую часть эллинистических государств, также вошла в культурный ареал эллинизма. И на этой почве синтеза западных и восточных традиций возникла позднее великая византийская культура.

Долгое время об античном искусстве мир судил почти исключительно по скульптуре и архитектуре, образцы которых дошли до потомков в той или иной степени сохранности. А вот об античной живописи можно было получить представление в основном из письменных источников или немногочисленных образцов монументальных росписей Древнего Рима, или же по росписям древнегреческой посуды. Со временем археология вносила свои коррективы в изучение истории живописи, все больше приоткрывая завесу над творчеством древних художников.

Своего рода сенсацией стала находка в в Египте полуразграбленных захоронений периода римского владычества. В 1887 году в Фаюмском оазисе были обнаружены мумии, внешний вид которых отличался от тех, что находили до сих пор. Традиционно египетские мумии заключались в футляры или саркофаги, которые украшались масками, воспроизводящими черты покойного. Но в фаюмских погребениях никаких масок не было, вместо них присутствовали живописные портреты усопших. Эти портреты произвели на культурную публику конца XIX века неизгладимый эффект. Они продолжают поражать и сейчас.

Первые находки были сделаны возле современного селения эр-Рубайят (которое расположено недалеко от древней Филадельфии), позднее к ним прибавились портреты, найденные чуть дальше, в местности Хавара (находящейся на месте некрополя древней Арсинои, которая ещё раньше называлась Крокодилополем). Поскольку большая часть артефактов были найдены именно в районе Фаюмского оазиса, за ними закрепилось название «фаюмских портретов». Хотя позднее подобные картины были обнаружены и в других регионах Египта: в Мемфисе, Антинополе, Ахмиме и Фивах.

Всего на сегодняшний день найдено более 900 портретов. Время создания этих портретов I—III века по Р.Х. — время, когда Египет был завоеван римлянами. За несколько столетий до этого в Египте правила греческая династия Птолемеев – потомков одного из соратников Александра Македонского. Правящей элитой, разумеется, тоже были греки. Потому неудивительно, что одновременно с традиционным египетским искусством существовало и искусство греческих завоевателей и синтезированное эллинистическое искусство, впитавшее в себя обе традиции.

Это коснулось всех аспектов культурной и религиозной жизни древних египтян указанного периода, в том числе и погребальных обрядов. До нас дошли примеры погребальных изображений, выполненных как в более древней, собственно египетской традиции (рельефные погребальные маски), так и в более новой – греко-римской (погребальные портреты).

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Чем фаюмские портреты интересны христианам?

Чем эти артефакты могут быть интересны христианам? Только ли своей красотой? Мало ли в мире других прекрасных произведений искусства, почему именно фаюмский портрет?

Стоит обратить внимание на один немаловажный факт – египетские погребальные изображения предназначались не просто для созерцания (хотя, как считается, многие из них писались с живых людей), они создавались для погребений. Общеизвестно, какое огромное значение древние египтяне уделяли загробной жизни. И погребальные изображения были одним из важнейших аспектов жизни за гробом. У древних египтян считалось, что после смерти человека его мистический двойник – Ка — отделяется от тела, но он может вселиться в изображение умершего и таким образом получит новою жизнь. Именно для этого египтяне изготовляли различные изображения покойных. Очень важно было, чтобы художник добился максимального сходства изображения с умершим, иначе Ка может не узнать свой портрет и будет обречен на скитания.

Портрет с точки зрения вечности

Фаюмские портреты были не просто изображением человека, не просто «фотографией», которая бы передавала его сиюминутный облик. Они изображали человека «с точки зрения вечности», художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу (хотя, конечно, слово «душа» в данном случае стоит употреблять с известной степенью осторожности, ведь представления о ней в древнеегипетской религии не очень совпадает с христианским учением). Так или иначе, фаюмский портрет, это образ вечной, в известном смысле – бессмертной личности.

Именно это обстоятельство и роднит фаюмский портрет с иконой. И, как эллинских философов порой называют «христианами до Христа», поскольку античная философия подготовила ту почву, на которой выросло богословие, также и фаюмский потрет можно, в некотором смысле, назвать «иконой до иконописи».

Особенности композиции

Композиция фаюмского портрета обычно имеет погрудное построение (поясные изображения встречаются реже).

Головы персонажей, как правило, повернуты в три четверти. Прямых фронтальных изображений мало. Взгляд направлен либо прямо, либо поверх «зрителя». Источник света, который формирует светотеневой рисунок лица, чаще всего «расположен» сверху и немного слева от изображенного – правая (от зрителя) сторона лица обычно затенена, независимо от того, в какую сторону развернут персонаж, затененная сторона носа передается широкой темной линией. Эта особенность светотеневого моделирования присутствует и в более условных, плоских изображениях.

Лица не отражают эмоций. Глаза, зачастую, широко раскрыты. Фон условный, обычно — однотонный светлый либо золотой.

Стоит также отметить такую стилистическую особенность большинства фаюмских портретов (особенно поздних), как своеобразную асимметричность. Левая часть лица часто отличается от правой (глаза, брови, уголки губ, уши и т.д. могут быть разного размера, расположены на разном уровне, изображены под разными углами). Этот прием не свойственен собственно эллинистическому искусству, в нем можно видеть новое веяние в живописи. По сути это — та же попытка передать объем предмета и его перспективное искажение, но более динамично и экспрессивно.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Подобные стилистические приемы встречаются и в иконописи

Интересно, что подобные стилистические приемы встречаются и в иконописи. Технически же фаюмские портреты также близки первым христианским иконам (о них мы уже говорили ранее). Подавляющее большинство фаюмских изображений написано на деревянных дощечках (реже – на загрунтованных холстах). Основная живописная техника – энкаустика (живопись красками на основе воска), так же, как и в случае с первыми иконами.

Здесь могут возразить: такое узкоэтническое явление, как египетский погребальный портрет, не может в полном смысле являться предтечей христианской иконы. Но в том-то и дело, что фаюмские портреты, как мы уже упомянули, относятся не только к Египту, они восходят к греко-римской традиции. И если изображения для мумий и саркофагов являются характерной особенностью именно египетского региона, то в других частях Римской Империи была своя традиция – ритуальные портреты предков, которые располагались в атриумах римских домов или ритуальные же портреты императоров и магистратов, которые стилистически в принципе не отличались от погребальных портретов Египта. Другое дело, что примеры таких произведений можно пересчитать по пальцам. А египетские захоронения, по ряду причин, в гораздо большем объеме донесли до нашего времени то, что не сохранилось в других уголках бывшей Римской Империи.

И сейчас, спустя столько лет, после обнаружения фаюмских потретов, они способны поражать. Кто-то даже находит сходство со своими современниками. Просто вглядитесь в эти лица. Посмотрите в глаза, раскрытые Вечности.

Источник

Фаюмские портреты. Взляд из глубины веков

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Кто из нас не останавливался в зале зале эллинистического-коптского Египта в Музее Изобразразительных Искусств им. Пушкина, где висят фаюмские портреты. Они производят сильное впечатление, хочется их рассматривать вновь и вновь.

Поэтому мне захотелось рассказать от этом пласте эллинистической культуры.

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики в Римском Египте I—III веков н. э.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет


Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет


Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет


Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас «живые» облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

«Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.»
В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

К сожалению, я не смогла найти название каждого портрета и музея, где он хранится. Но несколько портретов из зала музея Изобразительных искусств вы узнаете.

Текстовые материалы и фотографии для данной публикации были взяты мной из открытых источников в Интернете, а также из статьи Большакова Владимира Анатольевича.

Источник

La vue Parisienne

Page Summary

Чудо фаюмских портретов

« previous entry | next entry »
Nov. 11th, 2017 | 08:01 pm

Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом. Как это? за 5 веков до византийских ликов? за 10 веков до романского искусства? за 15 веков до Возрождения? Они же совсем живые!

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

В 1880-х годах грабители древнеегипетских могил нашли близ оазиса Эль-Фаюм необычные портреты на деревянных досках, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших людей. Каждый был вставлен в покровную ткань мумии на место лица, а под бинтами лежала табличка с указанием имени человека, его возраста и занятий. Расхитители вырвали портреты, таблички же были ими брошены и почти все погибли.

Предприимчивый венский антиквар Теодор Граф приобрел часть найденных досок у египетских перекупщиков и в 1887 году показал их на выставках в Берлине, Мюнхене, Париже, Брюсселе, Лондоне и Нью-Йорке. Так мир узнал о портретах, получивших название фаюмских. Впоследствии похожие живописные работы стали находить и в других районах Египта, но первое название стало собирательным, и все портреты продолжают называть по имени далекого оазиса на границе ливийской пустыни.

Несколько портретов из коллекции Теодора Графа находятся в Венском музее истории искусств. Вот один из них, изображающий смуглого мужчину с вьющимися волосами и пронзительным взглядом:

Мужской портрет. Фаюм, Египет, 161-192 гг. н.э. Музей истории искусств, Вена
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

В том же 1887 году в Хаваре, на южной оконечности Фаюмского оазиса, работала экспедиция английского археолога Флиндерса Питри. Ему удалось обнаружить еще 80 портретов, некоторые из которых можно смело отнести к шедеврам мировой живописи, настолько они выразительны:

Женщина в красной тунике. Хавара, Египет, 110-130 гг. н.э. Национальный музей Шотландии, Эдинбург
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Следует сказать, что фаюмские портреты, найденные в конце XIX века, не были первыми египетскими погребальными образами, ставшими известными в Европе. В далеком 1615 году итальянский путешественник Пьетро делла Валле привез из Египта три мумии, две из которых были с портретами. Затем в 1820-е годы через Генри Солта, британского консула в Каире, в Европу попали еще несколько портретов, один из которых был приобретен Лувром:

Женский портрет. Фивы, Египет, 2я половина II в.н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Этот портрет находился в зале египетских древностей Лувра с 1826 года, все посетители его видели, но. мало кто замечал. Понадобился перелом в изобразительном искусстве последней трети XIX века, появление новых живописных течений, в особенности импрессионизма, чтобы сознание современников оказалось готово к принятию фаюмских портретов не как забавного курьеза, но как явления мировой культуры.

Портрет Алины. Хавара, Египет, 24 г.н.э. Египетский музей, Берлин
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

К настоящему времени известна уже почти тысяча фаюмских портретов, треть из которых найдена в окрестностях Эль-Фаюма, а остальные обнаружены в других районах Египта. Все они датируются I-III веками нашей эры. Как создавались эти необычные изображения? Почему именно в Египте? Почему в начале нашей эры? Короткий ответ состоит всего из нескольких слов: так совпало. Три культурных источника соединились вместе и образовали новый поток.

В IV веке до нашей эры Египет был завоеван Алексанром Македонским. После его смерти царем Египта стал ближайший друг Александра Птолемей, потомки которого правили страной более трех веков. При Птолемеях Египет вновь обрел утраченное ранее могущество, при этом правящий класс во многом стал греческим, а эллинизм широко распространился по всей стране. Как раз в это время греческая живопись достигла своего расцвета: объем научились передавать светотенью, использовались линейная и воздушная перспективы, развивалась колористика. Поэтому с определенностью можно сказать, что изобразительная традиция фаюмских портретов имеет греческие корни.

Афродита Анадиомена, I в.н.э. Дом Венеры, Помпеи
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

О другом известном греческом портрете мы также можем судить лишь по римской копии, «законсервированной» в Помпеях пеплом Везувия во время извежения 79 г.н.э. Эта мозаика изображает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием, она считается копией картины греческого мастера Филоксена, жившего в IV до.н.э. (существует, впрочем, мнение, что автором картины был Аппелес).

Александр Македонский. Фрагмент мозаики из Помпей, I в.н.э. Национальный археологический музей, Неаполь
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Древнеримская традиция была иной. Здесь развитие портрета было связано с усилением интереса к конкретной личности со всеми ее особенностями. В основу римского портрета (прежде всего скульптурного) была положена тщательная натуралистическая передача индивидуальных черт персонажа. Римляне верили в себя и считали человека достойным уважения в том виде, какой он есть, без приукрашивания и сокрытия физических недостатков. От скульптурных изображений в полный рост они перешли к бюстам, поскольку по представлениям кельтского и италийского мира жизненность и личность сосредоточены в голове, и достаточно изобразить только ее, чтобы выразить всего человека.

Терентиус Нео и его жена. Фреска из Помпей, 55-79 гг. н.э. Национальный археологический музей, Неаполь
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Древнеримская портретная живопись, переняв у греческих мастеров передачу объема и композиционные приемы, внесла в их систему новые черты. Это прежде всего персонификация, внимание к чертам лица, обогащение колорита, свободная манера, сохраняющая характер эскизного наброска. Эти особенности хорошо видны и в фаюмских портретах. Неслучайно они появились на рубеже нашей эры, поскольку именно в это время эллинистический Египет был завоеван Римом (30 г. до н.э) и превратился в одну из провинций Римской империи. Правящая верхушка Египта постепенно становилась римской, а культура метрополии, включающая и живописные стили, начала господствовать и в ее провинции.

3. Египетские традиции

При всех своих эллинистических и римских чертах, фаюмские портреты все же остаются глубоко египетскими по своему духу, поскольку это прежде всего портреты погребальные.

«Запасная голова». Египет, 2609-2584 гг. до н.э. Венский музей истории искусств
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Это одно из самых старых портретных изображений человека. Во времена Хеопса такие головы клали в гробницу невдалеке от мумии хозяина, чтобы душа могла вернуться в нее в случае повреждения мумии или, возможно, чтобы узнать «свое» тело. Более поздние погребальные египетские маски не только несли в себе черты реального человека, но и являлись образом его души и астрального духа. Поэтому они имели идеализированные черты, являясь как бы лицами вечности.

Погребальная маска, Египет, 1400-1300 гг. до н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Портрет мужчины. Антинополь, Египет, 190-230 гг. н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Фаюмские портреты захоранивались вместе с мумией изображаемого ими человека. Это по-видимому и стало главным фактором, позволившим нам любоваться этими творениями через много веков после их создания. Сухой климат Египта и стабильная атмосфера закрытых гробниц сохранили нежную восковую живопись, не дали разрушится ее деревянным и тканым основам.

Удивительно, но фаюмский портрет, похоже, не связан с какой-либо конкретной категорией населения. Этническое, социальное и даже религиозное происхождение персонажей очень разнообразно: тут есть египетские жрецы, иудеи и христиане (несмотря на протесты, египетские христиане бальзамировали своих покойников), высокопоставленные римские чиновники и освобожденные рабы, спортсмены и военные герои, эфиопы и сомалийцы. Однако было бы неверно верить в своеобразное «обращение» этих людей в египетскую религию. Скорее можно говорить о принятии ими определенных идей, которые происходили из египетских погребальных обрядов, и следовании традициям страны проживания.

Портрет женщины, называемой «Европейка». Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Скорее всего эта женщина была достаточно богатой римлянкой. Она одета в фиолетовую тунику и желтый плащ, который крепится круглой брошью с большим изумрудом. Ее уши украшены серьгами, каждая из которых состоит из темного камня, вставленного между двумя крупными жемчужинами. Под золотым листом, нанесенным на шею, лабораторный анализ выявил жемчужное ожерелье. Сияние золота, напоминающее солнечный свет, сделало для египтян этот металл символом бессмертия. Поэтому золотые листки или вставки часто использовали для погребальных портретов, покрывая ими фон вокруг головы, рамку вокруг портрета или, как здесь, часть одежды.

Портрет юноши. Египет, первая половина II в.н.э. ГМИИ им.Пушкина, Москва
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

По видимому, исключением из правила письма портретов с живой натуры, были детские образы. Многие из них создавали уже после смерти ребенка.

Некоторые фаюмские портреты имеют достаточно точную датировку. Помимо научных способов, время их исполнения помогли установить прически. Мода в римском обществе играла большую роль. Эпоха правления каждого императора отмечалась своим стилем. Мужчины подстраивались под императора, а императрица или другая представительница императорского дома изобретала особую, только ей свойственную прическу, которую копировали женщины. Образцы новых причесок привозили в Египет в виде моделей-головок.

Например, мужской портрет из венского Музея истории искусств датирован временем правления Марка Аврелия. Сравните его с бюстом императора:

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

А вот портрет молодой женщины, скромная прическа которой достаточно типична для периода правления императора Адриана (117-138 н.э.):

Женский портрет. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Этот портрет не отделяли от мумии, в которую он вставлен. Рентгенологический анализ показал, что покойная была сорокалетней женщиной, а не молодой как на портрете, т.е. датой создания мумии является примерно середина II века.

Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Мумия эта лежит за стеклом витрины Лувра так, что ее очень трудно сфотографировать вместе с «лицом», поэтому снимок ее в полный рост я привожу с сайта музея. По-видимому для этого мумию вынимали из витрины

Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

На груди женщины видна греческая надпись ΕΥΨΥΧΙ ΕΥΔΑΙΜΟΝΙ, написанная черными чернилами. Трактовки ее разнятся, одни авторы читают надпись как «Прощай, будь счастлива», другие считают второе слово («Эвдаймон») именем умершей.

На портретной доске, впелёнутой в бинты, видны косые следы от пилы над плечами женщины рядом с ее шеей. Это характерная деталь для работ из Антинополя: здешние портреты, как и в других местах, писались на прямоугольных досках, но перед пеленанием их верхнюю часть подрезали с боков, чтобы доска лучше вписывалась в форму мумии.

Еще один портрет из этого региона, также подрезанный на уровне плеч:

Портрет молодой женщины. Антинополь, Египет, 130-150 н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Художник умело использовал плотность воска, укладывая его в штрихи, которые следуют за формой лица, кривыми бровей. Эта же техника хорошо видна и на портрете Европейки, где восковые мазки еще более тонкие и выпуклые. Интересно, что на том портрете ресницы не прорисованы, а прорезаны: в нужных местах воск соскоблен острым инструментом до нижнего слоя черного грунта.

Портрет жреца. Хавара, Египет, 140-160 гг. н.э. Британский музей, Лондон
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Портрет Аммониоса, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

К III веку н.э. трудоемкая энкаустика при написании фаюмских портретов постепенно начинает заменяться темперой, где в качестве связующего вещества красок используется не воск, а яичный желток и вода. Но изменения происходят не только в упрощении техники письма, но и в самом стиле изображений: их телесная реалистичность словно начинает угасать, объёмность форм сменяется плоскостной декоративностью.

Портрет молодой женщины. Мемфис, Египет, 2я половина II века н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Происходит отказ от идеалов античного реализма, художники все больше предпочитают схематические и символические изображения. По-видимому, многие портреты уже не писались с натуры. В поздних фаюмских портретах усиливается условность в трактовке лица и одежды, возрастает роль силуэтности.

Женский портрет. Фивы, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Портрет мужчины. Фивы, Египет, середина III в.н.э. Лувр, Париж
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Так или иначе, но закономерность не случайна: в тогдашнем мире происходил огромный исторический перелом. Римская империя постепенно рушилась под натиском варваров, центр духовности и силы перемещался с запада на восток, а христианство становилось наиболее распространенной религией.

Так куда же они шли?

Дарий III, фрагмент копии греческой картины IV в. до н.э.
Портрет Алины, Фаюм I в.н.э.
Женский портрет, Фаюм, III-IV в.н.э.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Портрет жреца, Фаюм, II в.н.э.
Христос Пантократор, Константинополь, VI в.н.э.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Женщина в красной тунике. Фаюм, II в.
Кес ван Донген, Портрет блондинки, XX в.
что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

Женский портрет, Фаюм, II в.н.э
Незнакомка из музея Орсэ, 2016 г.

что такое фаюмский портрет. Смотреть фото что такое фаюмский портрет. Смотреть картинку что такое фаюмский портрет. Картинка про что такое фаюмский портрет. Фото что такое фаюмский портрет

. не нужно никаких теорий, а достаточно оглянуться по сторонам и увидеть ожившие портреты рядом с нами? Взгляд этой девушки, скользнувший мимо меня в бесконечность, явился тем толчком, который привел к появлению этой записи

Фотографии из Лувра и Венского музея истории искусств мои, остальные взяты с сайтов указанных музеев или из Википедии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *