что такое фатализм и волюнтаризм в философии
Фатализм, волюнтаризм и свобода человека
За многие века попыток решения данной проблемы было сформулировано немало вариантов трактовки смысла жизни. Но все они так или иначе были связаны с пониманием свободы человека. В связи с этим было высказано много мнений, большинство из которых занимают место между крайними позициями, которые можно свести к фатализму и волюнтаризму.
Волюнтаризм и фатализм простыми словами
Фатализм (от лат. слова fatalis — роковой, предопределенный судьбой) представляет собой философскую концепцию, согласно которой все в жизни человека, как все процессы в обществе и природе, предопределено высшей волей, роком, судьбой.
В соответствии с такой мировоззренческой позицией выработан и принцип поведения, когда человек изначально осознанно настроен на подчинение обстоятельствам, на покорность провидению.
Волюнтаризм (от лат. слова voluntas — воля) — концепция, выражающая противоположную фатализму позицию. Феномен воли выступает в качестве высшего принципа бытия. Эволюция предопределена не судьбой, а волей субъекта.
Субъектом можно представить и человечество в целом, и социальную систему (или группу людей), и отдельного человека. Но субъект совершает все поступки исключительно по своей воле, реализуя свои интересы, в противном случае он, формально, перестает быть субъектом.
Только такое поведение, с позиции волюнтаризма, характеризует свободную личность. А индивиды, не способные противостоять обстоятельствам и воле других личностей, закономерно оказываются несвободными. Однако такая позиция противоречива, так как стремление стать свободной личностью может гипотетически возникнуть у всех людей (или хотя бы у многих). И тогда неизбежны обострения противоречий, столкновения между ними. Волюнтариста это не должно смущать — победит сильнейший. Данная позиция напоминает отношение пауков в банке и не соответствует не только принципам гуманизма, но и принципам самосохранения в живой природе.
Кроме того, абсолютная свобода как полная независимость ни от каких обстоятельств в природе не встречается. Действительно не ограниченной оказывается только свобода Бога. В связи с этим Б. Спиноза выдвинул положение о том, что свобода — это познанная необходимость. Эта позиция была развита в немецкой классической философии, воспринята марксизмом. Свобода не слепое проявление воли, а способность человека поступать настолько целесообразно и эффективно, насколько глубоко и всесторонне ему удалось исследовать окружающий мир. При этом свобода конкретного индивида неизбежно взаимосвязана со свободой других индивидов. Свобода личности ограничена свободой других людей.
Тем не менее идеи волюнтаризма и свободы в волюнтаристском понимании нашли проявления в идеологии анархизма, национализма, фашизма. Такие мировоззренческие позиции, реализованные на практике, дорого обошлись человечеству.
В современной философии свобода — это категория, фиксирующая возможность деятельности и поведения субъекта в условиях отсутствия внешнего целеполагания; способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.
Но свобода человека, свобода его поведения всегда обусловлены системой норм, принципов, сложившихся в данном конкретном обществе или имеющих силу норм, которые разделяет все человечество или по крайней мере большинство людей.
Таким образом, свобода человека может быть более или менее полно определена только в контексте широкого спектра социальных отношений, в рамках понимания целей и интересов общества.
Мировоззрение философской концепции о свободе человека: фатализм и волюнтаризм
В современной философии было сделано немало попыток сформулировать, что есть смысл жизни. В любом случае было определено, что он неразрывно связан со свободой человека. Но выделили и крайние позиции, а именно, фатализм и волюнтаризм. Что же это такое?
Что такое фатализм?
Фатализм (в переводе с латинского слова «fatalis» – «роковой») является философской концепцией, в которой вся жизнь субъекта, его взаимодействие с обществом и природой определено судьбой, высшей волей.
На основе этого мировоззрения сформированы и действия человека, когда он сознательно обязан подчиняться жизненным обстоятельствам, то есть покоряться своей судьбе.
Что такое волюнтаризм?
Волюнтаризм (в переводе с латинского слова «voluntas» – воля) является философским убеждением, отражающим противоположность концепции фатализма. Воля человека – это наивысшая особенная черта бытия, определенная не жизненными обстоятельствами, а волевыми качествами субъекта.
Особенности свободы человечества
Субъект представляется как человечество, социальная система (общество), либо один гражданин. Обществом или отдельным гражданином совершаются активные действия, причем исключительно по собственному желанию. Так человек выражает и достигает своих целей. Если же он делать этого не будет, то перестанет быть личностью и субъектом.
Лишь с позиции волюнтаризма субъект характеризуется как независимая личность. Если он не способен противостоять жизненным условиям и воле прочих субъектов, человек является уже несвободным.
Такая философская концепция характеризует двойственный смысл. У любого человека может возникнуть стремление быть свободным, но если отсутствует воля, то появляется неминуемое столкновение с фатализмом и волюнтаризмом. Но полная свобода действий человека, вне зависимости от жизненных обстоятельств, встречается достаточно редко.
Б. Спиноза изложил определение свободы личности как познанную необходимость. Эта точка зрения была поддержана немецкими учеными и рассмотрена в классической философии.
С одной стороны, свобода является проявлением волевых качеств. С другой стороны, эта абсолютная способность субъекта характеризуется как активность и определяет, насколько глубоко он осознал окружающую действительность. Причем свобода определенного субъекта непосредственно связана со свободными действиями других личностей. Свобода личности человека ограничивается свободой других субъектов.
Концепции волюнтаризма и свободы личности в волюнтаристском определении проявляются в идее анархизма, национализма, фашизма. Именно подобное мировоззрение во время Великой Отечественной войны достаточно «дорого» обошлось советскому обществу.
Итак, современная философия рассматривает свободу личности как категорию, фиксирующую возможность действий человека в условиях реализации своих целей, способности субъекта к активному поведению в соответствии со своими стремлениями и желаниями, которые он достигает при любых жизненных обстоятельствах. Но принцип свободы субъекта и его поведение обуславливается совокупностью систем норм, разделяющих все общество или большинство субъектов на характерные качества фатализма и волюнтаризма.
Из этого следует, что принцип свободы субъекта определяется лишь в обширном спектре социальных взаимоотношений, в пределах осознания целей и интересов отдельной личности либо общества в целом.
Фатализм и волюнтаризм в понимании социальных закономерностей
Лекция №5
Тема: Свобода и ответственность личности
Эволюция свободы
В античности нет понятия свободы в современном значении этого слова. Есть древнегреческое ἐλευθερία (элеутерия), этимологически связанное с выражением «идти, куда пожелаешь». Свобода для древнего грека определялась гражданскими правами, и за эту свободу он готов был умирать, потому что это была его личная свобода.
Позже, во времена эллинизма, после завоеваний Александра Македонского, когда был уничтожен полисный способ жизни древнего грека, человек перестал быть гражданином полиса, а превратился в какой-то степени в космополита, что обозначает «гражданин мира». Человек перестал быть закреплён за конкретным полисом.
У стоиков, живших во времена эллинизма, после разрушения полиса возник вопрос, как человеку найти спокойствие в этом бурлящем мире, можно ли говорить о свободе или нужно отдаться воле судьбы. В этом случае свобода стала восприниматься как осознанная необходимость.
Стоики считали, что от судьбы никуда не убежишь. Тот, кто распознал волю судьбы, тот смело идёт по судьбе. А тот, кто упирается ей, то его судьба тянет, как на поводке. В этом смысле человек, не познавший движение воли, не распознал и что такое свобода.
Совершенно иная картина в Средние века. Тогда впервые появляется понятие «свободы воли», которое означает, что человек рождён по образу и подобию Бога, а человеческая воля должна совпадать с теми интенциями, которые Бог вкладывал в создание мира. Бог есть сила, которая воссоздаёт этот мир на основе своей благостной воли, поэтому человек должен стремиться к ней. При этом человек свободен и может самостоятельно принимать решение, быть с Богом или остаться самодостаточным существом. Пример Люцифера — второй вариант. Он не есть сатана или воплощение зла, а падший ангел, то есть отпадание от божественного блага. Так и человек, если не хочет закончить как падший ангел, его свобода воли должна стремиться совпадать с божественными интенциями.
В то же время в Средние века велось много споров о том, обладает ли человек свободой воли. Такая полемика разгорелась, например, между Пелагием, который считал, что человеку не нужно никакой благой вести, он может сам регулировать свои стремления (эта позиция была заклеймена как еретическая), и японским епископом Августином Аврелием, согласно которому человек не волен поступать, как он хочет, без божественной благодати, поскольку в этом случае превращается в Ничто, из которого сотворён.
Интересно, что подобная дискуссия имела продолжение во времена Ренессанса, разгоревшись между Эразмом Роттердамским, крупнейшим учёным Северного Возрождения, прозванным «князем гуманистов», и Мартином Лютером, христианским богословом и ведущим переводчиком Библии на немецкий язык, считавшимся инициатором Реформации. Лютер находил постыдным феномен индульгенции, когда человек может заплатить деньги, чтобы купить себе благодать, то есть оправдать свои поступки, внеся определённую сумму. Лютер в какой-то момент понимает, что полностью наделить человека такой свободой опасно. В трактате «О рабстве воли» он говорит, что человека можно сравнить с лошадью, которую погоняют два всадника: Бог и Сатана. И свобода воли в этом случае определяется тем, кому человек решает подчиняться. Эразм Роттердамский апеллирует к Евангелию, находя там множество противоречивых аргументов в пользу того, что человек свободен и одновременно зависим. С одной стороны, человек стремится к Высшему, но при этом имеет достаточно полномочий, опираясь на которые может поступать как существо свободное. Бог дал достаточно прав человеку, чтобы он мог реализовываться, не унижая Его.
В ХХ веке, когда человечество получило опыт массового уничтожения людей и столкнулось с возникновением тоталитарных государств, свобода приобрела особый оттенок. Французский философ Жан-Поль Сартр говорит о том, что человек в общем-то осуждён на свободу. Хочет того или нет, но он свободен в том, чтобы делать выбор, даже если принимает решение не делать его. Сидеть сложа руки — тоже выбор. Человек свободен даже тогда, когда ничего не предпринимает.
В этом отношении очень интересный момент, связанный со свободой, поднимает английский философ ХХ века Исайя Берлин, заявивший, что существует негативная и позитивная свобода. В первом случае человек связывает свободу с освобождением от внешних препятствий. Но так же, как есть свобода «от чего-то», так есть и свобода «для чего-то».
Неслучайно Фридрих Ницше вкладывает в уста Заратустры следующие слова, когда тот общается с учениками: «Я — перила над потоком: хватайтесь за меня, кто может за меня ухватиться! Но я не костыль для вас». Я могу быть опорой для вас, но не инвалидным приспособлением. Но как же тогда быть? Заратустра говорит: «Вы должны утратить меня для того, чтобы найти себя». Вот для чего нужна свобода. Свобода — не когда ищешь авторитет, которого считаешь универсальной палочкой-выручалочкой.
Где есть свобода, там есть и ответственность. Есть свобода моя, а есть свобода другого, и в какой-то момент эти две свободы могут пересечься. Как быть в этой ситуации? Кто сильнее, тот и прав? Или мы должны так определить эти две свободы, чтобы они не конфликтовали между собой? В какой-то степени свобода определяется ответственностью, которую берёт на себя человек, для того чтобы реализовывать свою свободу, не ущемляя свободу другого человека. Можно сказать, это мера взрослости человека. Быть ответственным не только за себя, но, например, и за мир. Не допускать войны и насилия. Это тоже определённое проявление свободы. Мы стоим на пороге того, что мир может закончиться, поскольку у нас есть проявления собственного своеволия.
Интересно, что Николай Бердяев часто сравнивал свободу с творчеством. По его мнению, свободен тот человек, который способен творить. Как Бог, например, творит из Ничего. Творение связано со свободой, потому что творчество всегда сопричастно с риском. Каждое наше движение и мысли, даже способ жизни, который мы выбираем, связаны со свободой.
Негативная свобода / Свобода ОТ
Чарлз Тейлор называет негативную свободу “принцип возможности” потому что она дает тебе доступ к ряду желанных возможностей, независимо от того воспользуешься ли ты этими возможностями или нет.
Подытожить этот принцип можно словами: “Я не раб”.
Позитивная свобода / Свобода ДЛЯ
Позитивная свобода это свобода контролировать и направлять свою собственную жизнь. Позитивная свобода позволяет человеку осознано делать выбор, выбирать собственные цели, и соответственно самому формировать собственную жизнь. Он поступает так, потому что он сам решил так поступить, а не, потому что ему так сказали, или что подтолкнуло его к этому.
Тейлор называет позитивную свободу “концепцией упражнения”, потому что ты делаешь осознанный выбор между всеми доступными возможностями в сторону той, которая наиболее отвечает твоим жизненным приоритетам и ценностям.
Подытожить можно словами “Я сам себе начальник”.
Другими словами негативная свобода, это количество открытых для тебя дверей, а позитивная свобода это возможность войти в нужную именно для тебя дверь.
Фатализм и волюнтаризм в понимании социальных закономерностей
Следует различать два вида волюнтаризма – как формы объективного и субъективного идеализма.
В понимании социальных закономерностей волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности опирающейся на познание объективных законов истории, и сведение ее к субъективному произволу политических вождей.С одной стороны волюнтаризм резко критикует бездуховность и лицемерие религии, но с другой стороны пытается обосновать культ «сверхчеловека».
Фатализм (лат. fatalis-роковой) – концепция, согласно которой все процессы происходящие в мире, подчинены господству необходимости, не оставляющей место свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально фатализм развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии фатализм проявляется в различных формах (учение Лейбница о предустановленной гармонии, объективно-идеалистическая система Шеллинга, Гегель, материализм Гоббса). Теологический фатализм исходит из предопределения событий истории и жизни человека воли Бога.
В понимании социальных закономерностей фатализм противоположен волюнтаризму, и в противовес свободной индивидуальной воле центральной частью концепции является предопределенность событий истории и жизни человека.
Что Такое Волюнтаризм Простыми Словами? (Примеры)
Фатализм (от лат. fafcalis — «роковой») — это убеждённость в том, что судьба человека предрешена. Случайности в жизни отрицаются.
Фаталист — это человек, который придерживается идей фатализма. Он верит в судьбу и считает, что от его поступков ничего не зависит.
Фатализм говорит о том, что не во власти человека менять что-либо в своем будущем.
В фатализме всегда присутствует такое понятие, как рок. Это значит, что у каждого человека есть предназначение. И что бы он не делал, его участь уже предрешена.
Фатальность — это что-то предрешённое, роковое, чего невозможно избежать. Например, часто говорят о фатальной ошибке или фатальном совпадении.
Синонимы фатализма — предопределённость, вера в судьбу.
Антонимы — волюнтаризм, либертарианство.
Кто такой фаталист?
Люди по-разному трактуют события своей жизни. У каждого человека формируется собственная система определения происходящего и отношения к нему.
Рассмотрим, кого называют фаталистом, и почему в их отношении к жизни иногда просматриваются оттенки обычного пессимизма. Пессимисты не верят в то, что можно изменить негативное стечение обстоятельств. Фаталисты тоже не верят, но в отличие от пессимистов, фаталисты убеждены, что существует неотвратимость и предопределённость всего происходящего. Большинство фаталистов верят, что у каждого человека есть свой определённый «начертанный» кем-то свыше жизненный «сценарий». С этой позиции они смотрят на мир и формируют реакции на разные события.
Попробуем определить, что значит фаталист исходя из словообразования.
Слово «fatum» в переводе с латинского имеет значение «судьба, рок». Фатализм — это вера в предопределённость неотвратимость и неизбежность всего, что происходит и будет происходить. Фатализм является мировоззрением, которое трактует каждый поступок человека как неотвратимое действие и исключает случайности и возможность свободного выбора. А фаталист — это человек, верящий в судьбу и полагающий, что все события неслучайны, а закономерны.
Идея того, что человеку нужно стоически пройти все испытания в жизни, не нова. В какой-то мере фаталистическое представление о неотвратимости событий созвучно некоторым древним учениям, мифологиям и религиозным постулатам. Человек интуитивно убеждён, что бессилен перед лицом мира.
То, что должно случиться по воле божества, не в силах отвратить человек. Обстоятельства правят человеком, а не человек обстоятельствами.Древнегреческий историк Геродот
Существует мнение, что христианской религии присущ оптимистический фатализм. Согласно христианскому учению, «человек — образ и подобие Бога». В Священных Писаниях говорится, что у каждого есть таланты и способы развития своих индивидуальных возможностей для совершенствования.
Фаталисты склонны верить в безличную судьбу и неотвратимую предопределённость всех событий. Полагаясь на «волю Божью», человек фактически выражает готовность принять любые события своей жизни с покорностью и смирением.
В XVI веке появилась философия детерминизма. Бенедикт Спиноза — нидерландский мыслитель — считал человека «пылинкой» в мироздании, исключая любое влияние людей на ход их жизни.
Фаталист следует определённой системе мировоззрения и часто чувствует себя «винтиком» в сложном механизме. Фаталист верит, что не только случайности и внешние обстоятельства, но и сама воля человека подчиняются некоторой высшей силе.
Давайте выделим характеристики, которые помогут узнать фаталиста:
Часто фаталисты суеверны, доверяют и придают большое значение гороскопам и всему, что может предсказывать будущее.
Рационалистический фатализм
Рационалистический фатализм, или также логический фатализм, — это мнение, согласно которому то, что происходит сейчас, — результат всех прошлых принятых решений. Впервые эту сущность фатализма высказал древнегреческий философ Демокрит. Он установил, что раз всё, что происходит в этом мире, имеет свою причину, значит, случайностей как таковых не существует. Иначе говоря, этот тип подразумевает непрерывную связь всех причин и следствий, которые появляются в обязательном порядке. Каждое решение, принятое человеком в жизни, привело его к тому, что он находится в этом месте и в это время. Это означает почти то же самое, что и в случае теологического фатализма, с той лишь разницей, что в роли бога выступает необходимое следствие, которое произойдёт в любом случае.
В XIX и XX веках появилось новое направление этого вида фатализма. Оно подразумевало генетическую предрасположенность человека к девиантному поведению. Это мнение устанавливало связь между преступными наклонностями родителей и их детей. Другими словами, некоторые особенности характера могут передаваться по наследству и оказывать влияние на поведение человека.
Что такое фатализм в философии?
Выделяют, по меньшей мере три вида фатализма:
1. Религиозный. Это мировоззрение тех, кто считает, что судьбы всех людей определяются Богом.
2. Логический. Это древнейшее философское учение, утверждающее, что в мире всё неслучайно, и все события имеют причинно-следственные связи.
3. Пессимистичный. Характерен для моментов, когда человек находится в сложном психологическом состоянии — стресс, отчаяние, агрессия и тому подобное. В таких случаях в своих проблемах люди часто винят кого угодно (погоду, обстоятельства, окружающих людей) и полагают, что всё происходящее — происки «судьбы-злодейки».
Фатализм в философии представляет собой течение о подчинении человека своей «всесильной» судьбе, о закономерности общественной истории, о предопределённости гармонии и стихии. По отношению к человеку логика при фатализме в этом случае рассматривается как внешнее проявление естественных изменений, общественных закономерностей или сверхъестественных сил. Такой фатализм — это простыми словами похоже на выражение: «если суждено быть повешенным, то не утонешь».
Некоторые философские течения называют фатализм ленивым (не убедительным) аргументом при определении отношения к происходящему.
Что такое волюнтаризм?
Начнём с того, что такое волюнтаризм простыми словами. Это очень упрямое и непреклонное стремление к своей цели, желание непременно добиться желаемого, даже если это кажется невозможным. Человек упрямо идёт к достижению мечты, не беря во внимание объективные факторы, которые являются помехой на пути.
Например, Валентин Дикуль в своё время проявил именно психологический волюнтаризм, стремясь встать на ноги, невзирая на самые плохие и безнадёжные прогнозы медиков. И он добился цели благодаря именно волюнтаризму, не иначе.
Волюнтаризм — это простыми словами желание контролировать ситуацию и управлять ею при любых обстоятельствах. Это подкрепляет само происхождение термина волюнтаризм (значение слова-воля, от латинского «voluntas»).
Это понятие вошло в обиход довольно давно, ещё в 19 веке, а точнее, в 1883 году. Первым его начал использовать Фердинанд Теннис, социолог из Германии.
Он предположил, что энергия человеческой воли может приводить к появлению устойчивых социальных групп (в данном случае имеются в виду сообщества людей). То есть один человек может собрать вокруг себя группу людей, которых сможет подчинить своим целям.
Почему человек становится фаталистом?
Насколько взрослый человек будет ощущать фатальность судьбы, зависит от воспитания и событий в жизни на этапах взросления. Излишне опекая ребёнка, не давая возможности самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, родители лишают детей необходимого жизненного опыта для решения возникающих в жизни проблем. Вырастая, такие дети становятся взрослыми людьми, которые не руководствуются своим мнением, а опираются на мнение других людей или даже всё списывают на рок, судьбу, фатум.
На рубеже XIX-XX веков было модно рассматривать даже преступное поведение человека в фаталистическом контексте как предопределённое его биологической наследственной конституцией.
Фатальное отношение к происходящему, склонность к фатализму в жизни может сформироваться из-за низкой самооценки. Человек, который не уверен в себе, часто склонен «перекладывать» ответственность за свою жизнь на рок и судьбу.
Убеждённость в неизбежности и необходимости судьбы — это для фаталиста главные жизненные установки, которыми он реагирует на всё происходящее вокруг.
Бытовой, или обывательский, фатализм
Бытовой пессимизм — это синоним фатализма. Он подразумевает влияние на человека «тёмной» судьбы. Подобное мнение возникает у всех людей в той или иной мере. Каждый человек хоть раз сетовал на судьбу из-за различных неприятностей, возникающих в жизни.
Чаще всего проявлению обывательского фатализма способствуют неприятности, возникающие на фоне стресса. В такие моменты человек стремится переложить вину за то или иное происшествие на других людей. Если это не представляется возможным, то тогда вина перекладывается на неведомые силы, которые якобы поспособствовали неудаче.
Примеры фаталистического мышления
Фаталистическое отношение определяется двумя факторами:
1. Человек убеждён, что события находятся вне его контроля.
2. Человек уверен, что изменить ход событий он не может.
Фаталисты были всегда. Люди просто верили в судьбу и доверялись ей в ответственные моменты. Вот несколько примеров известных поговорок, которые иллюстрируют фаталистическое отношение к жизни:
Любой человек, каким бы фаталистом он ни был, не станет подвергать себя явной опасности и переходить дорогу на красный свет или прыгать с крыши. Фаталистическое мировоззрение чаще всего проявляется не в каких-то бытовых ситуациях, а в отношении к жизни в целом.
Приведу ещё примеры фаталистического мышления. Лев Толстой в романе «Война и мир» рассуждал на тему фатализма исторического. Писатель отрицал любую роль личности в историческом процессе, подчёркивая, что всё осуществляют некоторые «стихийные силы истории». Стоический фатализм объясняет беспомощное положение человека перед подавляющим могуществом сил социальных — войн, империй и тому подобное.
Фаталистическое мышление может помочь в сложных жизненных ситуациях, когда нет другого способа принять то, что произошло. Например, жилище человека сгорело или серьёзно пострадало от наводнения, человек лишился не по своей воле чего-то ценного и дорогого в жизни и так далее.
Известна ещё одна особенная «черта» фатализма. Иногда человек настраивается на возможность того, что в будущем с ним могут произойти плохие события. А когда вместо этого в жизни случаются хорошие события, то человек искренне радуется. Такой фатализм представляет собой определённый способ выживания и попытку избежать резких потрясений и разочарований.
Отдельное внимание уделю такому понятию, как «женщина-фаталистка». Часто так называют «роковых» женщин, которые меняют привычный образ жизни влюблённого мужчины. От них мужчины в буквальном смысле теряют голову.
При встрече с такой «фатальной» женщиной мужчина часто делает резкие поступки в жизни, женатые мужчины уходят из семьи, а неженатые перестают замечать других женщин. Таких «фаталисток» в народе называют ведьмами, разлучницами и подобными словами. Мужчина часто словно перестаёт управлять своей жизнью, событиями и поступками. Исход отношений с «фатальной» женщиной может быть разным, но изменения в именном сценарии практически неизбежны.
Пример сформировавшегося фаталистического мышления из русской истории. В Петербурге в прошлые века проживала «роковая красавица» Аврора Шернваль. Вслед за смертью её жениха за несколько дней до свадьбы, в судьбе женщины потянулась череда схожих событий.
Следующий воздыхатель (кстати, друг А.С. Пушкина) предложил руку прекрасной молодой женщине и накануне свадьбы скончался от сердечного удара. Казалось, на третий раз судьба улыбнулась красавице, и она вышла замуж за полковника кавалерии. Но злой рок преследовал женщину: счастье оказалось недолгим, её муж трагически погиб во время турецкой кампании.
Подобный пример не редкий. Случаев, подобных этому, можно привести множество — роковые женщины, нехорошие квартиры, гиблые места и тому подобное. Везде будут фигурировать «судьба, злой рок и неотвратимость происходящего». Везде в основе лежит фатализм — вера в то, что события определяются судьбой.
При этом хорошо известны случаи фатализма с положительны подтекстом.
Например, во время войн некоторые солдаты-фаталисты были убеждены в собственной «защищённости» от вражеской пули. Многие из них шли на опасные поступки, совершали подвиги. Про них говорили: «Пуля не берёт» или «В рубашке родился». Что это фатализм? Скорее всего, да. Уверенность этих солдат в том, что пуля не настигнет их на поле боя, действительно «помогала» пуле лететь мимо. Это ещё один из примеров, как фаталистическое отношение к жизни формирует убеждённость, в данном случае — помогает выжить.
Механический детерминизм
Механический детерминизм послужил основой для появления такого понятия, как рационалистический фатализм. Это тот принцип, в котором заключается следующее: если есть отдельно взятая точка, её скорость, местонахождение и направление известны, то можно абсолютно точно определить, где и когда эта точка будет находиться. По сути, это является лишь обычным механическим графиком. Но этот принцип можно применить и к философии. Если принять точку за человека, то по вытекающим событиям по ходу его движения можно определить его судьбу. Проблема этой теории лишь в том, что подобные расчёты неподвластны человеку, для их проведения нужен специальный «наблюдатель».
Приверженцы фатализма считают, что причина и необходимость являются одним целым, любые случайности в человеческой жизни называются таковыми лишь из-за недостатка знаний, которые бы обуславливали то или иное событие. Особенно механический фатализм просматривается в работах французского философа Поля Гольбаха. Одно из его утверждений гласит: «Даже в хаосе шторма нет ни единой пылинки, которая расположена там случайно и не имеет причин там находиться, и действовать так, как она действует».
Фатализм сегодня
Особую распространённость это мировоззрение имело на ранних стадиях развития общества. Сейчас оно не так популярно по нескольким причинам. Во-первых, многие философы не признают влияния так называемой судьбы на творческие процессы. Считается, что процесс созидания не может являться заранее предписанным событием. Искусство, музыка, литература — всё это создаётся спонтанно, под влиянием озарения, вдохновения. Поэтому для любого творческого человека является оскорблением списывание всех его результатов на судьбу.
Во-вторых, наука. На каждое научное открытие влияли сотни различных факторов и случайностей, и шанс того, что все изобретения есть лишь запланированные события, слишком мистичен и невероятен. И если даже научные открытия развиваются согласно написанному сценарию, то любые решения в жизни человека становятся лишь иллюзией выбора.