что такое фарфор и керамика
Свойства и отличительные особенности фарфора и керамики
Керамика и фарфор — это материалы, которые уже на протяжении многих лет с успехом применяются в качестве сырья для изготовления посуды и предметов декора. Многим известно, что фарфор является разновидностью керамики, однако также многие не знают о том, чем могут отличаться эти два материала. Чтобы понять, чем отличается фарфор от керамики, следует разобраться в составе этих двух материалов и в особенностях их применения.
Керамика и фарфор: что это?
Керамикой принято называть изделия из глины или подобных ей веществ, в которые вводятся минеральные добавки. Керамика поддается формированию и воздействию высокой температуры (обжиг). Для изготовления керамики используют:
Керамические сосуды и горшки
Керамика также может покрываться глазурью, придающей изделиям более привлекательный вид. Существуют такие виды керамики:
Керамический предмет обладает списком неоспоримых преимуществ. Прежде всего керамика экологически безопасна, так как не имеет в своем составе каких-либо химических веществ. Кроме того, керамика устойчива к воздействию высокой температуры. Прочность также считается преимуществом таких изделий. Керамика применяется не только в производстве посуды. Свойства материала делают его идеальным сырьем для таких отраслей, как приборостроение и машиностроение, наука, медицина и т. д.
Как уже было сказано, фарфор является разновидностью керамики, характеризующийся непроницаемостью для воздуха и воды, и это несмотря на то, что он является тонким материалом. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом и равномерной структурой. Это и обеспечивает материал невероятной прочностью, хотя сам фарфор визуально кажется очень хрупким.
Фарфор существует в таких видах:
Отличия
Многих интересует вопрос о не только о том, чем отличается керамика от фарфора, но и также о том, как отличить один материал от другого. На самом же деле сравнивать эти оба материала и отличать их друг от друга некорректно, так как фарфор является той же керамикой. Однако этот материал часто путают с более дешевым аналогом — фаянсом. Чтобы не спутать эти виды сырья для производства посуды, следует знать об особенностях фарфора:
Фарфор считается наиболее дорогостоящей разновидностью керамики, поэтому изделия из него имеют соответствующую цену и продаются в специализированных торговых точках.
Что такое фарфор и керамика
В чем главные отличия между керамикой, фарфором и фаянсом? Что практичнее?
Сегодня посуда – это не только предмет ежедневного быта и практическая составляющая нашей жизни. Все чаще она становится отличным подарком или сувениром, неотъемлемой частью нашего интерьера.
Керамика бывает тонкая (фарфор, фаянс, майолика) или грубая (предметы гончарства). Если говорить о посуде, мы часто слышим названия керамика и фарфор. Какие между ними отличия? В чем разница с фаянсом? Важно отметить: фарфор и фаянс – разновидности керамики, вместе с небезызвестной майоликой.
Керамикой называют изделия из разных неорганических материалов, произведенные под действием большой температуры способом спекания. Обычно это глина плюс минералы, другие компоненты. Главные и более совершенные с точки зрения технологии типы керамики – фарфор и фаянс. Керамические изделия уже много веков восхищают людей, в особенности когда это произведения настоящих мастеров своего дела. История таких предметов насчитывает около 11 тысяч лет, как только люди научились делать кухонную утварь из глины. Многие ученые считают, что это мог быть первый материал, созданный человеком.
Одно из важных достоинств керамической посуды – способность к длительному удержанию температуры. Она термостойкая, абсолютно безопасная для человека. Важно сказать и о красоте таких предметов, в особенности если это тонкий фарфор. Керамические товары для дома неизменно удивляют функциональностью, необычностью, практичными характеристиками.
Что такое фарфор?
Фарфор – тонкая керамика, отличающаяся прозрачностью на свету. Чтобы получить лучшее качество, сырьё подвергают помолу.
Фарфору не свойственны поры, его отличает хорошая прочность, стойкость к температуре, белизна и прочие характеристики, делающие его важнейшим материалом для качественной посуды.
При разных соотношениях ингредиентов можно получать мягкий или твердый фарфор (первый обжигают с меньшими температурами). Мягкий отличается хрупкостью, чувствительностью к значительным температурным скачкам. Это пористая керамика (то есть с небольшим числом мелких пор), ее глазурь разрушается из-за механических воздействий. Вот почему мягкая разновидность фарфора подходит скорее для изготовления предметов искусства, а не кухонной утвари.
Чем интересен фаянс?
Фаянс получил свое имя благодаря одному из центров керамики в Италии – Фаэнца. Предметы из него плотные, мелкопористые, зачастую белые. По своему составу фаянс не очень различается с фарфором, однако процент добавлений другой: здесь больше глины (85% общего веса), а для обжига используется меньшая температура: 1050 – 1280С.
Фаянс имеет невысокую механическую прочность, больше пор, а это увеличивает поглощаемость влаги до 12%. Вот почему такие предметы покрываются глазурью. По большому счету цветные чашки у вас дома — это обычно фаянс.
Масса для производства фаянса белого цвета, нередко в нее добавляются красители, что дает возможность получать предметы самых разных оттенков. Также смесь могут дополнять кремнием, кварцем, известью и т.п. Ингредиенты оказывают влияние на свойства материала (пористость, хрупкость, поглощение влаги). Благодаря такому многообразию характеристик фаянс отлично подходит для декора кухни, изготовления посуды, плитки, статуэток.
Фарфор и фаянс: в чем отличия?
Фарфоровая посуда считается необычайно элегантной и нарядной. Кроме красоты и изысканности, она обладает и достаточно полезными свойствами (практична, экологична, долговечна).
Фаянсовая кухонная утварь также в чести у хозяек. Она не так прочна и термостойка, однако произведена из экологичных ингредиентов. Эти приборы нарядны, красочны, великолепно подходят для любых интерьеров и поражают своим разнообразием.
Фарфор отличается от фаянса тем, что содержит меньше глины и больше прочих ингредиентов – таких как каолин, кварц и т.д. Это делает его более стекловидным в сравнении с глиняными предметами.
Правда, в бытовых условиях оценить состав не так уж просто, поэтому расскажем о нескольких секретах, которые помогут вам отличать фарфор и фаянс:
Выводы
Если вам требуется качественная фарфоровая или фаянсовая посуда от брендовых производителей, то в шопинг-клубе Westwing вы всегда можете найти то, что вам нужно. Зарегистрировавшись на сайте, вы не пропустите модных новинок и специальных предложений, которые бывают на нашей площадке каждый день!
Фарфор, керамика, фаянс и «тонкая» грань между ними
Как отличить фарфор от керамики?
Думаю, многие задают себе этот вопрос..Отличаются они лишь своим составом и технологией производства. Последнее как раз-так влияет на стоимость готовой продукции. Давайте вместе разберемся, как определить подлинные фарфоровые изделия от фаянсовых.
Часто можно услышать слова «фарфор» и «фаянс» при покупке столовой посуды, обеденных сервизов и чайных наборов, и намного реже при покупке может звучать такое слово как «керамика». Хотя по сути и фаянс и фарфор являются видами керамики.
История керамики уходит корнями далеко в прошлое и многие ученые полагают, что данный материал служил основой для появления посуды, которую человек создавал своими руками. В последствии уже люди стали применять керамику и в других отраслях, таких как: медицина, наука, машиностроение, строительство и так далее. Сейчас даже существует и такое понятие как нанокерамика, которая применяется для производства сложных приборов.
В зависимости от того, что входит в состав массы для изготовления фарфора, он бывает мягким и твёрдым. Отличие между ними состоит не только в химическом составе, но и в температуре обжига, которая значительно ниже у мягкого фарфора. Он хрупок и чувствителен к перепадам температуры.
Твёрдый фарфор
Мягкий фарфор
Чем отличается фарфор от керамики
Коллекционирование посуды может оказаться интересным и выгодным делом. Гончарство было одним из первых промыслов, поэтому поиски давних экспонатов обещают прекрасные перспективы. За тысячелетия развилось много разных технологий и видов изготовления керамической посуды, и специалисты прекрасно в них ориентируются. Но тем, кто только ступил на этот путь, сложно разобраться, чем отличается фарфор от керамики или фаянса, какая посуда лучше, надёжнее и больше ценится.
Историческая справка
Учёные говорят, что глина – один из первых материалов, который человек освоил в процессе цивилизации. Сначала мастера занимались изготовлением керамики только для посуды, но с веками качество и технологии менялись. Керамика перестала быть простой обожжённой глиной для кухонной утвари, а стала материалом, использующимся в машиностроении, медицине, науке и пр.
Первые керамические изделия, обнаруженные археологами, датируются XXIX-XXV вв. до н. э. С каждым столетием применялись новые примеси, минеральные добавки, неорганика. Какие-то из них оправдали себя, другие – вытеснились и ушли в прошлое.
Фарфор и фаянс – относительно «молодые» виды керамики: они появились только в начале прошлого тысячелетия. Для каждого из них характерен свой состав, свои свойства, характеристики, плюсы и минусы.
С момента появления фарфора и фаянса керамика перестала быть исключительно «посудным» материалом. Активное использование в декоре вывело эти направления на новую ступень, и многие коллекционеры занимаются скупкой таких изделий.
Что есть что
Часто считают, что керамика, фарфор и фаянс – это три разных понятия. На самом деле всё иначе: два последние — просто отдельные виды керамики. Они изготавливаются по усовершенствованной технологии, которая требует больше затрат, дорогого оборудования и особых навыков. Этим же объясняется и разница в цене.
Фарфор
Этот вид характеризуется непроницаемостью для воды и газов. Как правило, фарфоровая посуда очень тонкая, с высоким уровнем прозрачности, что видно смотреть через неё на источник света.
От удара деревянной палочкой возникает особый звук, высота которого зависит от толщины слоя. В последние годы этот материал всё больше используется в медицине, например, в изготовлении сверхпрочных протезов для зубов.
История
Первые упоминания связаны с эпохой правления монгольской династии Юань в Китае. В это время керамический промысел зародился, активно развивался и усовершенствовался. Негласной столицей мастеров отрасли был Цзиндэчжэнь. Тут образовалась монополия, снабжавшая Европу, Азию, Ближний Восток и Персию. Такая ситуация сохранялась на протяжении нескольких столетий, объёмы производимой и продаваемой продукции были огромными, а лучшие специалисты имели высокий социальный и финансовый статус.
Настоящий фурор произвела посуда с подглазурной росписью во время правления династии Мин. Европейские монархи и знать страстно коллекционировали такие наборы. В IX-XII столетии фарфор распространился дальше вглубь Азии: в Монголию, Вьетнам и Корею, а вместе со спросом растут и объёмы производств. На пике славы это искусство было при династии Цин.
Европейские мастера пытались повторить исключительное качество, но китайские мастера держали свои тайны в секрете, чтобы конкуренты не смогли производить аналоги. У европейцев долго получалось нечто близкое к стеклу, и только в начале VIII века экспериментаторы из Саксонии после длительных безуспешных попыток смогли получить фарфор, названный европейским. Сразу после такого успеха было решено открыть большую дрезденскую мануфактуру. На протяжении года могли выпускать только неглазурованные образцы, но к 1709 году и секрет нанесения глазури был открыт.
Сложности развития отрасли были связаны с тем, что химии как науки ещё не было, и материалы нельзя было с точностью описать, как это делается сейчас. Та же глина в разных частях материка и даже в соседних регионах отличалась, это усложняло технологию и не всегда давало хороший результат даже в тех случаях, когда рецептура была на руках.
В России эта сфера появилась позже – в 40-х гг. XVIII века. Её открывателем стал друг Ломоносова – Виноградов. После этого была открыта Мануфактура, которая позже именовалась Императорским фарфоровым заводом. В советское время он начал выпускать продукцию с клеймом ЛФЗ.
Состав
Основные материалы для производства – каолин, кварц, шпат полевой, пластичная глина. В разные сорта добавляют различные примеси. Именно это делает изделия такими прочными, стойкими к термическим перепадам, ярко-белыми и пр.
Технология
Затем идёт формовка на гончарном круге, ручным оттиском, с помощью шаблона или оттиска, литьём в гипсовые формы или сразу несколькими из этих способов. Когда изделия высохнут, наносят глазурь, а потом обжигают в печах. Температура, при которой это происходит, колеблется в диапазоне от 900°С до 1450°С.
Разновидности
Есть две разновидности фарфора в зависимости от рецептуры и технологии:
Твёрдый делят на разновидности в зависимости от назначения:
Для художественных целей часто используют так называемый костяной фарфор, производимый с добавлением золы после сжигания костей крупного рогатого скота. Его характеризует повышенная белизна и просвечиваемость, но при этом он хрупок. Это исключает бытовое использование, а в качестве материала для декоративных изделий разновидности нет равных.
Специалисты выделяют две большие группы твёрдого фарфора:
Мягкий (полуфарфор) делят на такие три группы:
Фаянс
Такая керамика названа в честь города, где находилось крупное производство Италии — Фаэнца. Характерные черты – низкая устойчивость к механическим деформациям и хрупкость. Большое распространение фаянс получил из-за относительной доступности. Изделия очень пористые, они поглощают воду, поэтому глазурование – обязательный этап. При этом глазурь плотная, часто непрозрачная.
Практически вся домашняя керамическая посуда – это фаянс.
История
Археологами найдены изделия, очень близкие к фаянсу, которые относятся к периоду Древнего Египта, Китая IV-V вв. В XI-XIII вв. технология распространилась в Иран, Корею, известны японские мастера. В XVI веке начался выпуск французского фаянса, получивший широкую известность.
На протяжении двух веков, начиная с XVIII, изделия высокого качества выпускали в Англии, Германии и России. В этот же период формируются характеристики декоративного фаянса: плавность линий, разнообразие методов украшения – рельеф, роспись, цветная глазурь. В России известный завод фаянса открыл немец Карл Отто. После окончания войны 1812 года ввели санкции на ввоз фаянсовой посуды из-за рубежа, после чего отечественная индустрия получила быстрое развитие. Но параллельно произошёл скачок цен на иностранную продукцию, особенно – авторства английских керамистов. Много профильных предприятий открылись в районе Гжели. Конкуренция с заграничными изготовителями не давала повышать цены, при этом местные мастера постоянно пытались улучшать качество.
Особое развитие отрасли произошло в начале XIX века. Тогда открылись два завода гиганта – один на территории Киевской губернии, второй – в Тверской губернии. Последний существует до сих пор под названием Конаковский фаянсовый завод.
Состав
Фаянс близок к фарфору, но при этом в нём меньше содержание глины. Различают 4 вида:
Последний – это тот, с которым мы имеем дело у себя на кухне.
Технология
Технологический процесс характеризуется тем, что температура обжига относительно низкая. При предварительном обжиге максимальная доходит до 1280°С, чтобы все частицы расплавились и склеились между собой. Второй нагрев необходим для оплавления глазури – 1050-1150°С.
При производстве крупных санитарно-технических изделий задействован один обжиг. А при производстве столовой посуды с разноцветным рисунком нужен ещё и третий подход с надглазурными красками при температуре 700-900°С.
Разновидности
Специалисты делят фаянс по назначению на такие группы:
Как отличить
У коллекционеров нередко встаёт вопрос, чем отличается фарфор от обычной керамики. В первом меньше глины, к тому же другие составляющие повышают его стекловидность.
Неподготовленному человеку сложно отличить фаянс от обычной керамики. Но есть ряд признаков, которыми делятся специалисты:
Ценность для коллекционеров
После того, как начинающий коллекционер разобрался, чем отличается фаянс от фарфора и керамики, он должен принять решение, что лучше собирать.
На самом деле это непростое решение. Фаянс уступает фарфору по многим показателям, но зато он дешевле и доступнее. С другой стороны, такая закономерность не всегда относится к раритетным экземплярам. Даже обычная антикварная керамика может цениться так же, как фарфоровые сервизы. Стоимость зависит от того, как экземпляр сохранился, есть ли на нём сколы, трещины, дарственные надписи. Фаянсовые изделия тем дороже, чем меньше рисунок на них. Исключение из этого правила – старинные работы китайских мастеров.
Важный параметр – известность автора или изготовителя. Изделия фабрики Попова, Гарднера, царские сервизы ИФЗ, редкие экземпляры завода Батенина – все они представлены в дорогих коллекциях. Одна из самых больших коллекций в мире, находящаяся в частных руках, принадлежит адвокату Добровинскому. Она выставлялась в Пушкинском музее, и экспозиция заняла пять залов.
Как отличить фарфор от других видов керамики и почему на британской дорогой посуде ставят надпись «Сhina»
Надпись China на задней стороне изделия редко вызывает восторг у покупателей. Обычно это слово ассоциируется с низким качеством и массовым производством. Однако есть исключение. Если вы видите надпись на обороте керамической чашки, а целиком она звучит как «fine china», значит, перед вами не предмет китайского ширпотреба, а настоящий (скорее всего, английский) фарфор.
Фарфор можно без лишних сомнений назвать элитой керамического общества. Изделия из этого материала имеют чистый белый (или близкий к белому) цвет, высокую прочность и термостойкость. Они высоко ценятся, и со временем их ценность только возрастает, за счет чего фарфоровые вещи представляют собой большой интерес для коллекционеров.
Сегодня фарфор перестал быть предметом роскоши и, к счастью, доступен отнюдь не только представителям аристократии, как это было прежде, когда его именовали «белым золотом». Хотя наличие такой посуды в доме все еще считается признаком хорошего вкуса хозяина.
Каким бывает фарфор
Фарфоровая масса создается из нескольких компонентов, главными из которых являются каолин, глина, кварц и полевой шпат. Готовые фарфоровые изделия почти всегда покрыты прозрачной глазурью, позволяющей видеть оригинальный цвет предмета.
Различают две основные разновидности фарфора – твердый и мягкий, также отдельно выделяют костяной фарфор.
Твердый
Как это логично следует из названия, твердый фарфор отличается повышенной прочностью. В его состав входит до 50% каолина и значительно меньше кварца и полевого шпата. Обжигается при 1300–1460 градусах. Имеет очень плотную структуру и чисто белый цвет. Устойчив к высоким температурам.
Мягкий
Мягкий фарфор имеет меньшую прочность, но большую пластичность и просвечиваемость. Количество каолина не превышает 40%. Обжигается на средних температурах (от 1200 до 1300 градусов). Структура такого фарфора более пористая, цвет варьируется от айвори до нежно-голубого. Такой фарфор может быть чувствителен к высоким температурам.
Костяной
Особенность костяного фарфора состоит в том, что в его составе много (до 50%) костной золы, которая сегодня все чаще заменяется идентичным искусственным материалом. Добавление этого ингредиента позволяет добиться особой тонкости и прозрачности изделия. Такой фарфор имеет теплый белый цвет и устойчив к перепадам температур. Чаще всего используется для создания чайных и кофейных пар.
Как отличить фарфор от фаянса и других керамических изделий
Профессиональные коллекционеры способны узнавать фарфор и его производителей издалека, но, если вы не собираетесь устраивать домашний музей в бабушкином буфете, достаточно будет хотя бы просто научиться отличать фарфоровые изделия от всех остальных видов керамики, в том числе фаянса.
Если очень кратко и очень просто, главное отличие – в составе. Фарфор содержит больше вещества, которое называется каолином, и меньше глины. Именно количество каолина влияет на основные качества готовых изделий, которые мы перечислим ниже. В фаянсе каолина значительно меньше, а глины больше (до 70–80%). В связи с этим готовое изделие из фаянса отличается более пористой структурой и меньшей прочностью. И именно поэтому фаянс всегда сверху покрыт глазурью (иначе он будет впитывать любые жидкости).
Критерии определения фарфора
Одна из особенностей фарфора заключается в том, что этот материал позволяет делать тонкостенные предметы. Фарфоровая чашечка может быть не толще обычного листа бумаги, оставаясь при этом прочной. Добиться подобного изящества от обычной глины довольно сложно. Впрочем, фарфор бывает и толстостенным, кроме того, данный критерий подходит только для идентификации посуды, но не статуэток и других предметов интерьера.
Прозрачность
Будучи очень тонким, фарфор по своим способностям пропускать свет (и химическому составу тоже) близок к стеклу. Если взять в руки фарфоровое блюдце или чашку и посмотреть сквозь них на просвет, они покажутся полупрозрачными. Никакая другая керамика не способна давать такой эффект. Данное качество особенно хорошо заметно на примере костяного фарфора.
Звонкость
Подобно хрусталю, фарфор имеет способность красиво звучать. Если вы легонько постучите ногтем или деревянной палочкой по стенкам фарфоровой чашки, она отзовется долгим чистым звуком, как если бы вы держали в руке колокольчик.
Цвет
Ободок на донышке фарфоровой посуды всегда остается зачищенным от глазури (особенность производства). Эта часть изделия слегка шероховата и имеет точно такой же оттенок, как и весь предмет. Фаянсовая посуда в большинстве случаев глазуруется целиком, включая ободок, а если он остается непокрытым, его цвет отличается от цвета самого изделия.
Фарфоровая посуда намного легче, чем фаянсовая, за счет своей тонкостенности. Если вы возьмете ее в руки, то сразу же ощутите непривычную легкость предмета, будь то чашка, тарелка или чайник. Особенно это заметно, если фарфор костяной.
Роспись
Качественный фарфор красив сам по себе, поэтому мастера редко покрывают его росписью целиком. Как правило, значительная часть изделия остается чисто белой.
Прочность
Со временем фаянс имеет склонность покрываться сеткой микротрещин. Это похоже на эффект кракелюра и на профессиональном языке керамистов называется словом «цек». Чем больше проходит времени, тем выше риск появления цека на глазури фаянсового изделия (необязательно, но вероятно). Фарфор почти никогда не «цекается». Этот критерий важен для старых изделий, если, например, вы выбираете тарелку на блошином рынке или в антикварном магазине.
Как определить, настоящий фарфор или нет
Если вы не специалист-антиквар, скорее всего, никак. Отличить настоящий фарфор от подделки не всегда просто, а иногда и совсем невозможно. Чтобы застраховать себя от покупки фаянса или меламина, покупайте фарфор в проверенных магазинах, где вам могут предоставить сертификаты на всю продукцию.
Что делают из фарфора
Многие привыкли думать, что фарфор – это чайный сервиз или красивое блюдо. Но у «белого золота» гораздо больше областей применения.
Во-первых, это, конечно, посуда. И не только чашки и блюдца, а всевозможные предметы для сервировки – от салфетницы до подставки под торт. Из фарфора делают и супницы, и сахарницы, и молочники, и полные сервизы на двенадцать персон по 5–6 предметов на каждого.
Во-вторых, фарфор изначально был популярным материалом для статуэток, ваз и других украшений интерьера, включая плафоны для настольных ламп, часы и целые картины, а также церковную утварь (иконостасы, лампады и т. п.) и, конечно же, кукол.
В-третьих, фарфор используется с практическими целями: в промышленности (изоляция), медицине (протезирование), парфюмерии (специальная посуда), строительстве (плитка).
Для каждого из этих направлений подходят разные виды фарфора: где-то идеально пригождается мягкий, где-то твердый, а где-то костяной.
Семь базовых правил по уходу за фарфором
Для мытья фарфора (особенно коллекционного и раритетного) не стоит использовать посудомоечную машину и агрессивные химические средства.
Лучше всего подходят обычное хозяйственное мыло или сода (для сильных пятен) и мягкая губка.
Во время мытья фарфоровой посуды нужно снимать кольца, чтобы не поцарапать ее поверхность.
Не рекомендуется оставлять фарфоровые изделия с рисунком в воде надолго.
После мытья посуду из фарфора лучше вытирать сразу.
Фарфор с металлическими элементами нельзя ставить в СВЧ-печь.
При хранении стопками фарфоровые тарелки следует перекладывать мягкими салфетками, чтобы донышки верхних изделий не поцарапали нижние.
Цены на фарфор, самые известные производители фарфора и другие интересные факты
Фарфор не обязательно должен быть сказочно дорогим. Цены на простые фарфоровые кружки и даже чайные пары сегодня начинаются в среднем от 200 рублей.
Изделия из фарфора могут быть чисто белыми, без рисунка, но часто они покрыты росписью. Роспись бывает двух видов – подглазурная и надглазурная. Первая, как это следует из названия, делается под глазурь (на чистую фарфоровую поверхность), вторая наносится сверху на слой глазури. В обоих случаях изделие после росписи снова проходит через обжиг, чтобы узор прочно закрепился.
Иногда узор на фарфоровом изделии имеет металлические элементы (чаще всего золотые), такие предметы нужно мыть особенно осторожно, потому что слой металлической краски легко можно повредить (поцарапать).
Хотя фарфор, как и фаянс, как правило, покрыт глазурью, делается это по большей части с эстетическими целями и для защиты росписи. В отличие от фаянса, фарфор даже без глазурования остается непроницаемым для воды и может быть использован в быту. Неглазурованный фарфор тоже встречается, его называют бисквитом.
В России самыми известными и старейшими производителями фарфора являются Императорский фарфоровый завод (г. Санкт-Петербург) и Дулёвский фарфоровый завод (г. Ликино-Дулёво, Московская область).
Самым известным в мире европейским фарфором считается мейсенский (по названию немецкого города Майсена, где и был разработан рецепт этого материала).
Наиболее ценным признан древнекитайский фарфор. Стоимость изделий доходит до нескольких миллионов долларов.
Слово «фарфор» имеет тюркское происхождение и обозначает титул китайского императора на персидском языке. Дословно faɣfur можно перевести как «сын неба». Таким образом термин, приложенный к керамике, определял ее высокое качество. В царской России и других странах Европы фарфор чаще называли словом «порцелин» (porcelaine, porcelain, porzellan), имеющим итальянское происхождение и обозначающим морскую раковину (porcellana).
Первые попытки сделать фарфор были предприняты в Китае еще за сотни лет до нашей эры. Только в XII веке фарфоровые изделия впервые были экспортированы в другие страны, а стабильные экспортные продажи в Европу начались с XVII века.
На вопрос, какой фарфор ценится больше всего, знатоки отвечают по-разному, но если в общих словах, то это:
фарфор с ручной росписью,
фарфор известных европейских фабрик (Villeroy & Вoch, Augarten, Wedgwood, Royal Albert и др.).
А что же все-таки означает надпись China?
Поскольку именно китайцы открыли миру красоту фарфоровой посуды, емким термином CHINA британцы стали именовать весь фарфор, сделанный по аналогии с китайским. Fine China означает «изысканный фарфор», а Bone China – «костяной фарфор».
Именно такие пометки стали ставить англичане на той посуде, которую европейцы научились производить самостоятельно примерно в начале XVIII века. До того им никак не удавалось ни украсть, ни разгадать секрет создания фарфора, и только в 1709 году немецкий физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус сумел создать твердый белый полупрозрачный образец керамики.
Примечательно, что почти в то же самое время (чуть ближе к середине XVIII столетия) тайна фарфора была раскрыта и русским ученым Дмитрием Виноградовым. Близкий сподвижник Ломоносова, не получивший такой широкой известности, как его именитый товарищ, стал – ни больше, ни меньше – основоположником русского фарфора. Не имея никаких шпионов в Китае или Германии, коренной петербуржец самостоятельно разработал рецепт создания «белого золота», пользуясь при этом хитрыми шифрами, чтобы ни коллеги, ни ученики не сумели похитить его разработки.
Увы, при жизни Виноградов так и не снискал лавров победителя: его труд не был оценен по достоинству, как то произошло в Европе с Чирнхаусом. В память о нем нам остался монументальный трактат под названием «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» и всего несколько фарфоровых изделий, которые хранятся в музеях Петербурга.