что такое фактические затраты туроператора
Расторжение договора о реализации туристского продукта
Практически каждый из нас, когда собирается провести очередной отпуск и приходит в туристическое агентство, задается вопросом: «А могу ли я отказаться от поездки? Если могу, то в каких случаях, и каким образом это возможно сделать?».
В жизни может произойти всякое: Вы можете заболеть, резко возрастут транспортные тарифы, в стране Вашего путешествия возникнет угроза безопасности жизни и здоровью туристов. Произошедшие в последнее время события в Египетской и Турецкой республиках, а также связанные с ними последствия для российских туристов делают этот вопрос очень актуальным.
Надеемся, что наша памятка поможет Вам разобраться в порядке расторжения договора об оказании туристских услуг.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания туристских услуг в Российской Федерации, можно отнести:
ОСНОВАНИЯ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
По общему правилу, в соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможно только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором.
Законом предусмотрено право и туриста, и туроператора (турагента) отказаться от договора на реализацию туристского продукта, так же как и от любого другого договора возмездного оказания услуг при определенных условиях (ст.782 ГК РФ).
По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут:
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное, т.е. в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
ПРАВО НА ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ДОГОВОРА
Заказчик (турист) имеет право отказаться от договора на реализацию туристского продукта, так же как и от любого другого договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите прав потребителей). При этом, он вправе потребовать документального подтверждения фактических затрат туристической фирмы на день отказа от договора и должен оплачивать лишь фактически понесенные туроператором (турагентом) затраты.
ЗНАЙТЕ. Туроператоры (турагенты) часто включают в договор о реализации туристского продукта условия, ограничивающие право заказчика на отказ от договора (условия об уплате в случае отказа неустойки, удержании туроператором (турагентом) уже уплаченных сумм, возмещении заказчиком туроператору (турагенту) фиксированного процента от стоимости тура и т.п.). Любые подобные условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством о защите прав потребителей, являются недействительными.
Исполнитель (туроператор, турагент) вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику (туристу) убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ).
СУЩЕСТВЕННОЕ НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА ДРУГОЙ СТОРОНОЙ
Согласно п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей турист вправе в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
К существенным нарушениям туроператором условий договора о реализации туристского продукта относятся (ст. 17.4 Закона о туристской деятельности):
СУЩЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В ст.10 Закона о туристской деятельности указан исчерпывающий перечень обстоятельств, позволяющих каждой из сторон требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта:
При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора (п. 3 ст. 451 ГК РФ).
ЗНАЙТЕ. В большинстве случаев турфирмы предлагают туристам оформить страховку от невыезда. Помните, что данный вид страхования является добровольным. Он позволяет туристам получить страховую выплату, если отправление в поездку окажется невозможным (например, в случае болезни, отказа в выдаче визы и др.).
УГРОЗА ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЮ ТУРИСТОВ
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения (ст. 14 Закона о туристской деятельности).
Наступление данных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При этом, если договор о реализации туристского продукта в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств расторгается:
Затраты туроператора: бухгалтерский и налоговый учет
Бухгалтерам турагентов не приходится заботиться о формировании себестоимости турпродукта – они получают его уже готовым, а потому основной проблемой является правильный учет посреднических операций по его доведению до клиента. А вот бухгалтерам фирм-туроператоров приходится организовывать бухгалтерский и налоговый учет затрат, связанных с формированием себестоимости турпродукта.
При организации бухгалтерского учета затрат фирмам-туроператорам целесообразно опираться на Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (далее – Методические рекомендации). Напомним, что они утверждены приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. № 402.
В соответствии с пунктом 14 Методических рекомендаций объектом калькулирования себестоимости для туроператоров является отдельный туристский продукт. Его себестоимость должна включать затраты, непосредственно связанные с его производством, продвижением и продажей.
Это вполне актуально и сегодня. Ведь туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
Производственные затраты туроператора
Типовая группировка производственных затрат, которые следует включать в себестоимость туристского продукта, представлена в пункте 21 Методических рекомендаций. Она включает следующие статьи затрат:
— затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта;
— затраты, связанные с деятельностью производственного персонала;
— затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта;
— накладные расходы.
Но туроператор может расширять номенклатуру статей затрат.
В первую статью «Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта» включаются затраты на следующие услуги:
– по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
– по транспортному обслуживанию (перевозке) у перевозчиков и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов чартерных программ, а также обладателей прав на такие услуги;
– по питанию у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
– по экскурсионному обслуживанию у экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов круизов, сафари, а также обладателей прав на такие услуги;
– по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний у медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
– по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением поездки);
– на услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера у организаций культуры, спорта и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
– на услуги по страхованию туристов в период поездки, в том числе страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию;
– на услуги гидов-переводчиков, сопровождающих;
– на иные услуги, используемые при производстве туристского продукта.
Все эти затраты включаются в себестоимость турпродукта только в том случае, если туроператор выкупает соответствующие услуги.
Под производственным персоналом фирмы-туроператора понимаются работники, непосредственно занятые производством туристского продукта, как состоящие в штате организации, так и выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера. Поэтому в статью «Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала» включаются:
– затраты на оплату труда данных работников;
– отчисления на социальные нужды (ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);
– затраты, связанные со служебными разъездами персонала, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта.
По статье «Затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта» отражаются затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта посредством выполнения отдельных видов работ, услуг.
Такими подразделениями считаются гостиницы, дома отдыха, мотели, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристский транспорт и т. п. Исчисление себестоимости работ и услуг, выполняемых такими подразделениями турфирмы, целесообразно производить в общем порядке, применяемом специализированными организациями соответствующего вида.
И наконец, по статье «Накладные расходы» отражаются остальные затраты, связанные с производством турпродукта, в частности:
– затраты на оплату труда управленческого персонала и хозяйственных работников (с учетом отчислений на социальные нужды);– затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая затраты по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;
– затраты на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного и хозяйственного назначения;
– затраты на пожарную и сторожевую охрану;
– арендные платежи за имущество, используемое турфирмой в административно-управленческих и хозяйственных целях;
– амортизационные отчисления;
– затраты, связанные с освоением новых туров;
– оплата услуг связи (телефонной, мобильной, почтовой и т. д.);
– затраты на приобретение специальных бланков и документов;
– затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
– отчисления в резерв на ремонт основных средств;
– представительские расходы.
Некоторые из видов расходов, которые Методические рекомендации также предписывали относить к накладным, в соответствии с правилами бухгалтерского учета, в частности нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации», не должны включаться в состав расходов по обычным видам деятельности, а представляют собой прочие расходы. К ним, в частности, относятся расходы на оплату услуг банков по обслуживанию счетов туристской организации, электронных расчетов посредством пластиковых карт (кредитных и дебетовых), по операциям, связанным с обращением денежных документов, по торгово-комиссионным и аналогичным операциям, а также платежи по процентам за кредиты банков.
Коммерческие расходы туроператора
К коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей туристского продукта, относятся:
– затраты, связанные с деятельностью точек реализации (турагентств) в качестве подразделений туристской организации (включая оплату труда работников данных подразделений с обязательными отчислениями, затраты на аренду, содержание, эксплуатацию зданий, помещений, основных средств данных подразделений и т. д.);
– затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям (турагентствам), оказывающим туристской организации коммерческие услуги;
– затраты на оплату труда работников туристской организации, непосредственно занимающихся продвижением туристского продукта, а также отчисления на социальные нужды;
– затраты на рекламу;
– затраты на организацию или участие в выставках, способствующих продвижению туристского продукта.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
В соответствии с пунктом 37 Методических рекомендаций учет затрат на производство туристского продукта организуется, как правило, по позаказному методу. Иными словами, объектом учета затрат является отдельный заказ на производство конкретного туристского продукта или группы типовых туристских продуктов либо совокупность заказов на производство туристских продуктов, которые возможно объединить по определенному качественному признаку (направление, сезонность и т. п.).
Затраты на производство
Учет затрат на производство туристского продукта осуществляется на счете 20 «Основное производство», к которому целесообразно открывать субсчета по направлениям туристской деятельности (организация выездного туризма, организация приема туристов и т. п.) или видам туризма (водный, горный, пеший и т. п.).
Затраты подразделений туристской организации, выполняющих отдельные работы, услуги, которые используются при производстве туристского продукта, учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства».
Накладные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Согласно учетной политике они либо включаются в себестоимость отдельных видов турпродуктов, то есть списываются на счет 20 «Основное производство», либо списываются в дебет счета 90 «Продажи».
Расходы на продажу
Коммерческие расходы, связанные с продвижением и продажей турпродукта, собирают на счете 44 «Расходы на продажу», который ежемесячно закрывается на счет 90 «Продажи».
Предоплаты и расходы будущих периодов
Нередко фирмы-туроператоры оплачивают некоторые виды услуг сторонних организаций, входящих в состав турпродукта, единовременно и заранее, например выкупают блоки мест на предстоящие рейсы, перечисляют предоплату за забронированные номера в отелях.
В подобных случаях имеет место перечисление предоплаты или авансов в счет предстоящего оказания контрагентом соответствующих услуг. А потому перечисленные суммы следует отражать в учете как выданные авансы и предоплаты по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Использовать счет 97 «Расходы будущих периодов» в таких ситуациях некорректно.
А вот если турфирма осуществила расходы, которые будут приносить отдачу в течение нескольких отчетных периодов, например приобрела специализированную компьютерную программу, справочную правовую систему, рекламный ролик (без получения исключительных прав на них), нужно применять счет 97 «Расходы будущих периодов».
Момент списания расходов и «незавершенка» туроператора
Хотя туроператоры и не производят продукцию, а значит, и не имеют изделий, не прошедших всех стадий обработки, которые принято рассматривать как незавершенное производство, тем не менее у них может формироваться дебетовое сальдо счета 20 «Основное производство» на конец отчетного периода.
Ведь на конец месяца вполне могут оставаться нереализованные турпродукты, расходы на которые уже осуществлены. Тем более что, согласно пункту 51 Методических рекомендаций, моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура. Ведь именно в этот момент завершается оказание туристу комплекса приобретенных им услуг. Соответственно и себестоимость реализованного турпродукта должна списываться на уменьшение выручки в тот же день.
Поэтому сумма затрат на производство туристского продукта, не проданного в данном отчетном периоде, относится к незавершенному производству, которое следует оценивать либо по всем статьям калькуляции, либо по прямым производственным затратам – в зависимости от учетной политики турфирмы.
Совмещение туроператорской и посреднической деятельности
В соответствии с пунктом 49 Методических рекомендаций, если наряду с продвижением и продажей туристского продукта собственного производства турфирма осуществляет продвижение и продажу туристского продукта других организаций и оказывает прочие коммерческие услуги, она выступает как посредник. В этом случае турфирма должна обеспечить раздельный учет затрат по осуществляемым ею видам деятельности (туроператорской и посреднической).
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
А теперь посмотрим, как отражаются расходы фирмы-туроператора в налоговом учете. Ведь для целей налогообложения нет понятия «себестоимость»…
При общем режиме налогообложения
Согласно статье 318 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик вправе самостоятельно устанавливать перечень расходов, которые он будет считать прямыми. Например, можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, соответствующий тем расходам (калькуляционным статьям), которые относятся на счет 20 «Основное производство» в бухгалтерском учете турфирмы.
Накладные и коммерческие расходы туроператора в налоговом учете следует рассматривать как косвенные, которые в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода.
Лимитирование расходов в целях налогообложения
Некоторые виды расходов для целей налогообложения прибыли лимитируются (как, например, расходы на отдельные виды рекламы или представительские расходы), а некоторые вообще не подлежат признанию в налоговом учете (например, если они указаны в статье 270 Налогового кодекса РФ).
Если турфирма применяет в налоговом учете метод начислений, списывать расходы нужно в порядке, предусмотренном в статье 272 Налогового кодекса РФ. В частности, датой признания расходов на приобретение работ и услуг производственного характера, каковыми следует считать, например, расходы на приобретение услуг по размещению, питанию, транспортировке туристов, считается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи соответствующих работ и услуг. А например, расходы на командировки списываются на дату утверждения авансового отчета.
А вот в случае, если перечислены предоплаты или авансы по еще не оказанным контрагентами услугам, эти суммы включить в состав расходов текущего периода не получится.
Если турфирма применяет кассовый метод признания доходов и расходов в соответствии с нормами статьи 273 Налогового кодекса РФ, расходы туроператора признаются на дату их фактической оплаты.
При упрощенной системе налогообложения
Если туроператор применяет «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», бухгалтеру придется также отражать расходы на формирование турпродукта в налоговом учете.
Но и тут никакой речи о формировании себестоимости турпродукта и его списании в момент окончания тура не идет. Расходы туроператора признаются по мере перечисления (выплаты) денежных средств, если понесенные расходы упомянуты в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Например, расходы на оплату труда работников списываются в день фактической выплаты зарплаты.
Наиболее существенные суммы расходов туроператор несет в связи с оплатой услуг по проезду, проживанию, питанию туристов, которые оказываются туристам партнерами фирмы-туроператора. Эти расходы также можно учесть при «упрощенке» – в составе материальных расходов на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Ведь определять материальные расходы фирмам, работающим на «упрощенке», нужно так же, как и плательщикам налога на прибыль, – по правилам, установленным статьей 254 Налогового кодекса РФ. А согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, к материальным расходам следует относить расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. При этом к услугам производственного характера относят в том числе и выполнение отдельных операций по оказанию услуг. А ведь именно это и делают партнеры фирмы-туроператора – они оказывают услуги по транспортировке туристов, по их размещению и проживанию, обеспечению их питанием и т. д., в конечном счете входящие в единый комплекс услуг, называемый турпродуктом, который и реализует фирма-туроператор. Поэтому расходы на оплату услуг гостиниц, транспортных компаний, предприятий общественного питания и прочих партнеров фирмы-туроператора непосредственно связаны с производством турпродукта и являются материальными расходами по его производству. Эта позиция подкрепляется разъяснением Минфина России в письме от 21 января 2005 г. № 03-03-02-05/1.
Верховный суд разъяснил, как вернуть деньги за отложенную турпоездку
Вот главная мысль, которую озвучил Верховный суд: если вы купили туристическую путевку, но не смогли поехать в назначенное время, это совсем не означает, что ваши деньги сгорели. Когда потраченную на отдых сумму можно вернуть обратно, разобралась коллегия по гражданским спорам Верховного суда.
Гражданка поняла, что от поездки в забронированные даты ей придется отказаться, и попросила турагента перенести даты поездки с доплатой в 20 000 рублей. Но в компании на это не пошли. Турагент отправил гражданке письмо с отказом. В этом письме было сказано, что за перенос тура ей надо доплатить не 20 000, а 45 000 рублей. А еще добавил, что минимизировать расходы у туроператора без заявления об аннулировании тура невозможно.
А еще представитель ответчика заявил, что оператор не получал заявлений об аннулировании тура, а заявление о расторжении договора истица направила уже в период турпоездки. Все эти аргументы ответчика и были указаны в отказном решении суда.
Вот главные мысли, которые высказал Верховный суд по этому спору. Он заявил, что отношения между сторонами спора регулирует закон о защите прав потребителя. А еще Верховный суд подчеркнул, что основную ответственность перед туристом действительно несет туроператор.
Проверка статуса заявки по номеру
Контакты офиса компании:
Фактически понесенные расходы
1. В случае отказа от подтвержденной заявки или изменении условий бронирования турпродукта в Страну X, ЗАКАЗЧИК/ТУРАГЕНТ обязуется по требованию ТУРОПЕРАТОРА оплатить фактически понесенные расходы последнего, которые возникают при расчетах с контрагентами:
Чтобы узнать размер фактических понесенных расходов по заявке, достаточно воспользоваться функцией отмены заявки в личном кабинете ЗАКАЗЧИКА/ТУРАГЕНТА.
с 01.11.2020 новые условия аннуляции туров в случае закрытия направления в связи с эпидемиологической ситуацией: 0% расходов при аннуляции тура, забронированного на заезды с 01.11.2020 в случае закрытия направления в связи с эпидемиологической ситуацией. Действительно для новых бронирований с 01.11.2020, не распространяется на туры GDS, Hotel Only и Ticket Only.
При вынужденном отказе пассажира от полета, связанного с диагностированием заболевания COVID-19, выявленного лабораторией «INVIVO», имеющей в своей лицензии разрешение на работу с микроорганизмами и гельминтами, согласно Приложению №2 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к лабораториям, использующим потенциально опасные химические и биологические вещества», ТУРОПЕРАТОР осуществляет возврат стоимости авиабилета в пределах суммы в размере 250 000 тенге, после предоставления следующих документов и информации:
- — заявление на возврат стоимости авиабилета;
- — паспортные данные;
- — ваучер;
- — квитанция электронного билета (eTicket);
- — результат исследования на COVID-19, диагностировавший специализированной лабораторией «INVIVO» (не ранее чем за 72 часа и не позднее 24 часа до вылета);
- — банковские реквизиты/расчетный счет;
- — контактный номер телефона.
Возврат осуществляется в течение 15-ти банковских дней с момента окончания периода путешествия.
Ориентировочные фактические расходы действующие для всех заявок поступающих с 01.03.2019:
Указанные размеры фактических расходов являются ориентировочными и окончательно определяются в каждом конкретном случае.
2. Пересчет заявки по новой пониженной цене на турпродукт не допускается.
Стоимость заявки по запросу на восстановление ранее аннулированной заявки определяется туроператором в индивидуальном порядке.
Полная стоимость туристского продукта для туриста в валюте тура (без вычета агентской скидки) будет отображена в:
3. Фактические расходы ТУРОПЕРАТОРА (убытки) должны быть компенсированы ЗАКАЗЧИКОМ/ТУРАГЕНТОМ, независимо от того, оплачены ли они к тому моменту ТУРОПЕРАТОРУ или будут оплачены им в будущем.
4. При расчете сроков в случае отказа ЗАКАЗЧИКА/ТУРАГЕНТА от турпродукта день вылета (отъезда) не учитывается.
5. Консульский сбор за оформление визы возврату не подлежит в случае, если на момент аннуляции тура, документы для оформления визы уже сданы в консульство.
6. В случае аннуляции туристского продукта вследствие отказа в выдаче въездной визы, стоимость консульского сбора не возвращается.
7. Возврат стоимости авиабилетов на регулярном рейсе, производится в соответствии с правилами, установленными Перевозчиком в зависимости от тарифа.
* Указанные фактически понесенные расходы действуют только для подтвержденных заявок.
К турпродукту FIT относятся услуги бронирования номеров в отелях по странам: Австрия, Бахрейн, Бразилия, Венесуэла, Германия, Исландия, Италия, Латвия, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Португалия, Сейшелы, Франция, Шри-Ланка.
Фактическими расходами являются убытки ТУРОПЕРАТОРА (штрафы и другие финансовые санкции, предъявленные ТУРОПЕРАТОРУ третьими лицами, в связи с отказом от турпродукта и/или невозможностью совершить поездку). Информацию по фактически понесённым расходам в случае отказа от заявки или любых изменениях на турпродукт FIT ТУРОПЕРАТОР направляет ТУРАГЕНТУ в письменной форме при запросе тура.