что такое фагот в музыке
Фагот
Нотация (запись):
1 3 `
Строй инструмента: » in C «
Диапазон и регистры фагота
Нижний регистр отличается густой и сильной звучностью грозного характера
Средний регистр обладает матовым, мягким и более слабым звучанием
Верхний регистр звучит мягко, нежно и вместе с тем несколько сдавленно и напряжённо
Фагот в музыке.
С начала XVIII и до середине XIX века фагот очень быстро начинает приобретать свое место в разных музыкальных жанрах и композициях. Так, самое первое сольное выступление фаготу было прописано в фантазии из сборника Canzoni, fantasie et correnti созданной Бартоломе де Сельма-и-Салаверде. Данная работа впервые была представлена в Венеции, и фаготу была дана сложная партия. Особенно, если учитывать, что он имел всего лишь два клапана, а ему нужно было сыграть в диапазоне, который был расширен вниз до контроктавы «си-бемоль». Начиная с XVIII столетия улучшенный фагот был включен в постоянный состав оперных оркестров. Из-за юмористического, задорного звучания отрывистых нот (стаккато) фагота, Глинка использовал фагот в своей знаменитой на весь свет опере «Руслан и Людмила». Тогда он чувственно показал трусливый характер Фарлафа. Поочередное стаккато двух перекликающихся фаготов сыграло очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. И это не последний момент использования фагота в операх. Так же иногда фагот мог звучать и трагически. Так, у Чайковского в Шестой симфонии фагот играет тяжелое, скорбное соло, сопровождающееся звуком контрабасов. В некоторых симфониях Шостаковича фагот тоже приобретал драматичность и динамичность, бывая то веселым, то совершенно грустным. В музыке зарубежных авторов фагот звучал у Гайдна, И.С.Баха; И.Г.Граун, И.Г.Мютель и К.Граупнер писали концерты для фагота, где полностью раскрывался весь потенциал данного инструмента. Одним из самых частоиграемых произведений для фагота стал концерт Моцарта (Концерт B-dur или си мажор). Одной из важных составляющих истории фагота являются 39 концертов созданных Антонио Вивальди. Написанные Вивальди для инструмента сольные партии, удивляют своими быстрыми переходами и скачками из одного регистра в другой, длинными контиленными эпизодами и виртуозными пассажами, ведь такие приемы вошли в широкое употребление только с усовершенствованием инструмента через несколько десятилетий. Устройство ненышнего фагота: Выглядит фагот как изогнутая длинная трубка(на ней же расположены клавиши), он имеет систему клапанов и двойную трость, одетую на металлическую трубку, выполненную в форсе буквы «S».
Именно эта трубка и соединяет основной корпус инструмента с тростью.
Секрет игры на этом инструменте заключается в том, что необходимо очень быстро и сильно выдыхать воздух. Сама конструкция фагота изогнута три раза, а вот если его развернуть, то его общая длинна будет составлять не менее 6-ти метров в длину. Современные фаготы чаще всего изготавливаются из легкой кленовой древесины, потом на ней укрепляют клапаны и сверлят небольшие дырочки. Этот процесс очень кропотливый, ведь необходимо просверлить отверстие очень узко, при этом постепенно расширить его к концу, таким образом, что на выходе получается полого-коническое сечение.
Так как же научиться играть на фаготе?
Что такое фагот в музыке
Музыкальный инструмент: Фагот
Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот похож на гобой : у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.
Историю фагота и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук фагота
Фагот считается подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем поспешили воспользоваться многие композиторы. Среди них – М. Глинка в опере « Руслан и Людмила », где такой прием использован для характеристики трусливого Фарлафа.
Этот инструмент может звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно с ноткой страсти. Достаточно послушать знаменитейший романс Неморино из оперы Доницетти « Любовный напиток ». Именно фагот в сопровождении пиццикато струнных начинает эту, пожалуй, одну из самых романтичных и проникновенных арий в мире.
Тембр этого инструмента трудно перепутать с каким-либо другим. Он низкий, с хрипотцой, к тому же очень экспрессивный. Самый низкий, а также средний регистр используется чаще всего, а вот верхние ноты получаются весьма сдавленными и даже гнусавыми. Диапазон фагота сравнительно небольшой – почти три октавы, от си бемоль контроктавы до ре второй. Интересно, что можно извлекать и более высокие ноты, вот только они не всегда хорошо звучат и композиторы практически никогда не используют их, зная эту особенность. Записывается партия фагота обычно в басовом либо теноровом ключах.
Фото:
Интересные факты
Популярные призведения для фагота
Конструкция фагота
Внешне фагот похож на согнутую трубку, и представляет собой благородное сочетание темного дерева и металлических деталей. Трость у этого инструмента двойная. Она надевается на трубку, изготовленную из металла и имеющую очертания буквы S, отсюда и получившую свое название эс. Именно эта трубка и соединяет трость с основным корпусом. Если обратить внимание на раструб фагота, то легко заметить, что он ровный, без расширяющегося конца – это влияет на звучание инструмента. У него слабо выделяется основной тон, а высокие «призвуки» бедноваты. К тому же, именно поэтому, фагот не наделен огромной силой звука.
На фаготе 33 отверстия, многие из которых закрываются 29-ю клапанами довольной сложной механики.
Если развернуть трубу фагота, то ее длина составит 2,6 метра, у контрфагота почти 5 метров. Вес фагота около трех килограмм.
Разновидности фагота
За весь период формирования этого инструмента, существовало несколько видов: квартфагот, фаготино и контрфагот. Последний из них сохранился до сих пор и успешно используется в симфонических оркестрах.
История
Возникновение первых фаготов относится к XVI веку, его предшественником был старинный духовой инструмент бомбарда. У нового изобретения несколько видоизменили конструкцию и разделили трубку на несколько частей. Поначалу инструмент получил название «дульциан». Имя настоящего изобретателя фагота до сих пор неизвестно. Известно только, что постепенно инструмент незначительно изменялся и совершенствовался. Особое место, среди всех мастеров, причастных к этому, принадлежит фаготисту и капельмейстеру Карлу Альмендереру и Иоганну Адаму Геккелю. Именно они в 1843 году представили 17-клапанную модель фагота, которая и была приняла за основу.
Роль в оркестре
Долгое время фаготу отводилась вспомогательная роль в оркестре – ничего, кроме «поддержки» басовых партий, ему не доверяли. Но все изменилось с рождением жанра оперы – композиторы увидели в нем нечто особенное. Отныне этот обладатель экспрессивного и насыщенного обертонами тембра с легкой хрипотцой стал ярким и полноправным солистом. Обычно в оркестре используется несколько фаготов – два или три, совсем редко встречается четыре, причем последний чаще заменяется на контрфагот, если того требует партитура.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фагот музыкальный инструмент
Среди большого разнообразия деревянных духовых инструментов фагот занимает особое место. От других инструментов деревянной группы его отличают большие размеры, s-образная трубка, к которой крепится трость и корпус необычной U-образной формы.
Но это только внешние характеристики инструмента, основным же его выразительным средством является ни с чем несравнимый звук – низкий, необычного окраса тембр. Некоторым он напоминает жужжание шмеля, иным – звучание гобоя (особенно если речь идет о верхнем регистре), он яркий и экспрессивный, иногда может показаться даже немного резковатым, насыщен обертонами.
Тот, кто играет на фаготе именуется — Фаготист.
История фагота
Фагот — в переводе с итал. «связка дров». Именно такие ассоциации вызывал он у итальянцев в разложенном виде — достаточно молодой инструмент, в отличии от других деревянных духовых, история возникновения которых давно канула в лета.
Был изобретен итальянцами в XVI в. и носил название «дульциан», что в переводе означает «нежный», «сладкозвучный». Личность изобретателя остается неизвестной.
Его непосредственным предшественником считается «бомбарда» — старинный крупногабаритный деревянный духовой инструмент.
В отличии от него, фагот, для удобства транспортировки, разделили на несколько частей.
Изначально инструмент имел только 3 клапана, в последующие же эпохи, механика фагота постепенно совершенствовалась, вплоть до его современного вида.
Конструкция фагота
Изготавливают инструмент в основном из клена.
Сравнив различия того как выглядит фагот относительно музыкальных инструментов духовой группы, можно сказать что его конструкция достаточно сложна. Корпус представляет собой длинную около 2,5 м полую трубку полого-конической формы и состоит из четырех частей: нижнего U-образного колена называемого еще «сапогом», «флигеля» – малого колена, а также большого колена и раструба.
Эска – тонкая, длинная и изогнутая в форме буквы S металлическая трубка, соединяющая звукообразовательную двойную трость с корпусом инструмента. Механика – система клапанов. Современный фагот имеет около 25-30 отверстий, с помощью которых меняется высота воспроизводимого звука, они покрываются системой мельхиоровых клапанов, и только 5-6 – непосредственно пальцами.
Относится к подгруппе «двуязычковых» инструментов, имеющих двойную трость. К ним также принадлежат гобой, дудук и т.д.
Виды фагота: разновидности инструмента
В настоящее время распространены виды фагота двух систем: французской и немецкой — отличаются механикой клапанов.
Существуют две разновидности фаготов – непосредственно классический инструмент и контрафагот — имеющий дополнительную октаву в нижнем регистре.
В былые времена были популярными следующие разновидности дульцианов:
Данные разновидности отличаются высоким строем и были распространены в XVI-XVII вв.
Как играть на фаготе
Играть на данном, крупногабаритном инструменте достаточно сложно – нужен большой запас дыхания. Его репертуар состоит из быстрых произведений требующих от исполнителя высокого уровня мастерства и виртуозности.
Диапазон захватывает от «си бемоля» контроктавы, до «фа» второй октавы, можно сыграть и более высокие звуки, но их тембр будет уже не таким красивым. Ноты для фагота пишут в басовом и теноровом ключах, очень редко в скрипичном.
Эффектно звучат на инструменте острое стаккато, различные пассажи, арпеджио и скачки на большие интервалы, двойное стаккато, фруллато, глиссандо и прочие технические приемы.
Где используется инструмент
Нельзя сказать, что фагот всегда занимал какое-то важное место среди оркестровых инструментов — поначалу он исполнял всего лишь функцию усиления и поддержки басовой партии.
Начиная с XVII в., для него стали писать сольные и ансамблевые произведения, а в XVIII в. — обновленный фагот получил широкое распространение и вошел в состав оперных оркестров.
Репертуар «дульцианов» состоит из творчества таких композиторов, как Кайзер, Шпеер, Люлли, Телеман, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Вебер, Россини, Сен-санс, Глинка, Чайковский и другие — все они считали фагот ярким в мелодическом и техническом планах инструментом.
Это достаточно редкий инструмент, что во многом зависит от сложности игры на нем. Отличается яркой эффектной «внешностью», и таким же звучанием — именно поэтому без него не обходится ни один симфонический, а зачастую и духовой оркестр.
О музыкантах оркестра. Фагот.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
Продолжаем рассказ о деревянных духовых.
Классический состав группы: флейта, гобой, кларнет, фагот.
И вот, наконец, Фагот:
— Чем фагот лучше гобоя?
В переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров». Почему он так называется? Все просто. Первые фаготы, которые появились более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот больше всего похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.
Фагот считается достаточно подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем весьма не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем часто пользуются многие композиторы. Может фагот звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно и с ноткой страсти.
Есть даже такой анекдот:
— Чем фаготист отличается от бога?
— Бог не считает себя фаготистом.
По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых — беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука, либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре. Обычное дело для группы фаготов — дублирование струнных басов (виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность и связность.
Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Стаккато фагота отчётливое и острое, хорошо получаются скачки на октаву и более, а смена регистров практически незаметна.
И, как обычно, немножко интересных фактов:
— Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра. Притом большой палец правой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки нажимает на 4 клапана.
— Иногда партитура обязывает использование звука «ля» контроктавы. Тогда на помощь музыкантам приходит обычная газета. Ее сворачивают в трубку и вводят в раструб, «си» бемоль теряется и звучит более низкий звук – «ля».
— Фагот изготавливается исключительно из легкой кленовой древесины, если не считать некоторые школьные модели из пластика.
— Стоимость фаготов может доходить до 30 000 евро, речь идет об инструментах знаменитой фирмы Геккель.
Интересно, блин. Пишите ещё.
Я когда то оканчивал муз училище по классу фагота, сначала играл на совеццком «дубовом», потом на иностранном, но он был старый и потасканный, я даже марки не знаю, шильдики все стёрты были, Соноре какой-нибудь, такой был ещё один в училище, даже в оркестре губернаторском играл, были времена. А сейчас я программист, куда я скатился, во что превратился.
большой палец левой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки
О музыкантах оркестра. Скрипка.
А теперь о струнной группе инструментов.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.
Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Разрешите представить, его величество скрипка:
— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?
— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.
Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.
Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.
Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.
Ну и как обычно, немножко интересных фактов:
— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.
— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.
Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.
Фагот
Литература : Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 115-20, 1972; Рогаль-Левицкий Д., Фагот, в его кн.: Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 426-66; Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Неклюдов Ю., О конструктивных усовершенствованиях фагота, в кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, вып. 2, М., 1966, с. 232-45; Heckel W., Der Fagott, Biebrich am Rhein, 1899, Lpz., 1931; Оrefiсe A., Storia del fagotto, Torino, 1926; Langwill L. G., The bassoon: its origin and evolution, в изд.: Proceedings of the musical association, 66 Session, 1939-1940, Leeds, 1940; eго же, The bassoon and double bassoon, L., (1948); Piston W., Orchestration, N. Y., 1955, p. 188-205; Кunitz H., Pagott, Lpz,, 1957 (Die Instrumentation, Tl 5); Sрenсеr W., The art of bassoon playing, Evanston, Ill., 1958; Lehmann P. R., The harmonic structure of the tone of bassoon, Michigan, 1963.
А. А. Розенберг.
Полезное
Смотреть что такое «Фагот» в других словарях:
Фагот — Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью … Википедия
фагот — Хрипун, удавленник, фагот. История классовых диалектов русского языка почти совсем не изучена. Для иллюстрации можно указать случаи использования слов и выражений классовых диалектов или общенародных слов, но с жаргонными значениями, в языке… … История слов
ФАГОТ — (ит. Fagotto). Музыкальный духовой инструмент, с мягким, полным, басовым тоном. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАГОТ духовой музык. инструмент, состоит из длинной деревян. трубы с клапанами и… … Словарь иностранных слов русского языка
Фагот — (Fagotto или Bassone итал., Basson франц., Fagott нем.) духовой деревянный инструмент, басовый гобой, длинная трубка которогосогнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название Ф.(fagot по франц. связка, пучок). От верхней части… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ФАГОТ — ФАГОТ, фагота, муж. (итал. fagotto, букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из которых… … Толковый словарь Ушакова
ФАГОТ — (итал. fagotto букв. узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1 й пол. 16 в. Басовая разновидность контрафагот … Большой Энциклопедический словарь
ФАГОТ — ФАГОТ, а, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе. | прил. фаготный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ФАГОТ — муж., франц. духовое музыкальное орудие, состоящее из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящийся. Фаготист, фаготчик, на нем играющий; | фаготчик, фаготный мастер. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… … Толковый словарь Даля
фагот — сущ., кол во синонимов: 5 • германизм (176) • инструмент (541) • контрафагот (3) • … Словарь синонимов
Фагот — (итальянское fagotto, буквально узел, связка), духовой язычковый музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый) басо тенорового звучания. Появился в 1 й половине 16 в. Басовая разновидность контрафагот. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФАГОТ — Вспомним еще раз музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк», о которой говорилось в рассказе, посвященном лейтмотиву. Всех персонажей этой сказки изображают различные музыкальные инструменты: кларнет, гобой, струнные. … … Музыкальный словарь