что такое фаджр в исламе и шурук
Что такое фаджр в исламе и шурук
Ассаляму аллейкум ва рахматуллахи ва баракятух.
Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее». Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.
Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца (шурук). В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце». С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее».
Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими (Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат»), включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует — в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен.
В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце». Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.
В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.
Желательно завершить молитву до времени шурук для того, что бы прочитать её во время. Если Вы успели до этого времени, то молитва прочитана вовремя и перечитывать её не надо.
Время, запретное для совершения молитвы
В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.
‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:
— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух);
— в то время, когда солнце находится в зените;
Когда совершается намаз ад-духа?
Вопрос: В расписании намазов указано время фаджра и шурука. Время шурука – это окончание времени намаза фаджр. Раз мы не можем молиться сразу после наступления шурука, когда можно совершить намаз ад-духа? Сколько минут должно пройти после времени шурук, указанного в расписании намазов?
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Начнем с того, что большинство классических ученых считает, что молитва после восхода солнца (ишрак) – это то же самое, что и молитва ад-духа. Именно поэтому в классических ханафитских книгах эти два намаза не упоминаются отдельно (см.: Абу Бакр аль-Джассас, Ахкам аль-Кур’ан, 3/559).
Тем не менее, обычно (особенно среди мусульман Индийского субконтинента) считается, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это два разных намаза. Намаз ишрак предпочтительно совершать сразу после восхода, а намаз ад-духа – попозже (см.: Heavenly Ornaments, с. 143).
Смысл этого в том, что, по моему скромному мнению, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) побуждал [мусульман] исполнять этот намаз сразу после восхода солнца. Наш господин Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Кто бы ни совершил утреннюю (фаджр) молитву в джамаате, затем сидел, читая зикр, пока не взойдет солнце, а потом совершил два ракаата, – они получат награду тех, кто совершил хадж и умру»* («Сунан» Тирмизи, № 586).
В этом хадисе имеется в виду, что надо совершить желательную молитву сразу после восхода, а до этого человеку следует сидеть на том же самом месте, где он совершил фаджр, и читать дуа и другие формы зикра. Потом, когда солнце полностью взойдет, ему следует совершить намаз ишрак или ад-духа.
С другой стороны, есть множество хадисов, в которых дается совет совершать этот намаз попозже. Факихи также упоминают, что желательно совершить его в середине утра (ровно посредине между восходом и зенитом). Поэтому ханафитские ученые на Субконтиненте сочли, что это две разные молитвы, и об этом мы читаем в их книгах.
Однако в главных классических книгах ханафитов, таких как «Радд аль-Мухтар», «Аль-Фатава аль-Хиндийя», и других не говорится о том, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это две разные молитвы. В этих работах сказано, что это один и тот же намаз и он называется намаз ад-духа.
Автор «Умдат аль-фикх» в связи с этим говорит одну важную вещь. Он пишет, что есть две разных молитвы ад-духа. Первая из них известна как намаз аль-ишрак, время которого начинается после того, как солнце взойдет на высоту копья, и заканчивается в середине утра (то есть на полпути между восходом и зенитом). Этот намаз также известен как малая молитва ад-духа. Второй намаз известен как намаз ад-духа, и его время также начинается, когда солнце поднимается на высоту копья, а заканчивается с зенитом, хотя предпочтительнее совершать этот намаз до середины утра. Этот намаз также известен как большая молитва ад-духа. Согласно большинству знатоков хадиса и факихов, если человек исполняет молитву сразу после того, как солнце взойдет на высоту копья над горизонтом, то это будет считаться и намазом ишрак, и намазом ад-духа. Однако, если человек молится в середине утра, этот намаз засчитывается только как намаз ад-духа (см.: Саййид Заввар Хусайн, Умдат аль-фикх (урду), 2/302).
В свете этих слов из «Умдат аль-фикх», а также в свете взглядов классических ханафитских факихов, можно сказать, что намаз ишрак и намаз духа – это одно и то же. Однако, если человек исполнит эту молитву пораньше, когда солнце поднялось на высоту копья, он заработает дополнительную награду. А если он исполнит ее позже, она все равно будет считаться молитвой ад-духа. Поэтому многие праведники старались исполнять молитву ад-духа (или ишрак) сразу после того, как солнце поднялось на высоту копья.
Мы видим в разных ханафитских книгах, что о намазе ад-духа пишут, не упоминая про две разные молитвы. Например, в «Аль-Фатава аль-Хиндийя» говорится:
*«И к желательным намазам относится намаз ад-духа. Его минимум – два ракаата, а максимум – двенадцать ракаатов. Его время – после восхода и до времени, когда солнце в зените (заваль)»* (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
В многих хадисах нас побуждают совершать намаз ад-духа:
Наш господин Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что его любимый спутник (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) советовал ему делать три вещи: *поститься три дня в каждом месяце, исполнять два ракаата ад-духа и чтобы я совершал витр до того, как лягу в кровать* («Сахих» аль-Бухари, № 1981).
Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) *исполнял четыре ракаата во время духа и добавлял к этому, что Аллах пожелал»* («Сахих» Муслима, № 719).
Имам аль-Хаскафи упоминает (и это подтверждает имам Ибн Абидин), что, в то время как минимум – это два ракаата, минимальное достаточное количество ракаатов – четыре, потому что именно столько обычно совершал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) (см.: «Радд аль-Мухтар», 2/22-23).
Что касается вашего вопроса (сколько минут должно пройти после восхода, чтобы можно было совершить намаз ад-духа), то мы ответили на него выше. Этот намаз можно совершать после восхода, когда солнце взойдет над горизонтом на высоту копья. Это означает, что солнце становится ярким и на него становится трудно смотреть. Это примерно 15-20 минут после восхода солнца.
«Мой первый намаз» — о совершении намаза для начинающих (1)
Мы продолжаем цикл статей о поклонении новообращенных мусульман, и сейчас, с помощью Аллаха, затронем тему намаза и всего, что с этим связано.
В данной статье мы поговорим о том, какие условия нужно соблюсти перед совершением намаза (что считается в Исламе нечистотой и как от нее очищаться, что входит в понятие аурат, в какое время нужно совершать намаз и тому подобное). Во второй части статьи, иншаАллах, расскажем собственно о намазе – перечислим примерный порядок совершения намаза для новичков и ответим на распространенные вопросы о намазе. Поскольку сайт у нас женский, то все правила будут касаться, прежде всего, сестер. Также напоминаем, что здесь приведены решения согласно ханафитскому мазхабу.
Молитва («салят» на арабском и «намаз» — в персидском и тюркских языках) – это самая основная обязанность верующего после произнесения шахады (свидетельства единобожия). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что намаз – это первое, о чем будет спрошен человек в Судный день. Совершать намаз пять раз в день обязан каждый совершеннолетний (достигший возраста полового созревания) мусульманин. Человек, не совершающий намаз, считается нечестивцем (фасиком, тем, кто совершает большой грех), тот же человек, который отрицает обязательность намаза, совершает вероотступничество.
Как только человек произносит шахаду (принимает Ислам), на нем лежит обязанность совершать намаз, так что новообращенные мусульмане должны как можно скорее научиться его совершать.
Чтобы намаз был действительным, перед его совершением необходимо соблюсти следующие условия:
1. Ритуальная чистота (тахарат): для совершения молитвы необходимо быть в состоянии омовения.
2. На теле, одежде и месте молитвы не должно быть нечистоты (наджаса). Какие вещества считаются нечистотой, иншаАллах, расскажем дальше.
3. Закрытие аурата – тех частей тела, которые необходимо закрывать во время молитвы.
4. Время намаза: каждый намаз имеет определенное время его совершения.
5. Кыбла: во время совершения молитвы верующие обращаются в сторону Каабы в Мекке.
1. Что касается омовения, то мы подробно разобрали этот вопрос в статье «Тахарат для начинающих»
2. Какие вещества считаются нечистотой согласно шариату
Согласно мнению ученых ханафитского мазхаба, наджас (нечистота) может быть двух видов: тяжелой и легкой.
Тяжелая наджаса:
• Экскременты (кал, моча) человека, а также вещества, выход которых нарушает омовение (гной, кровь, сперма). С этой целью мусульмане обращают большое внимание на личную гигиену, в частности, на очищение после посещения туалета. После справления нужды обязательно смыть нечистоты водой с тела (или, если нет возможности, можно воспользоваться влажными салфетками). Подробнее, см. статью «Истинджа».
• Слюна и шерсть хищных животных (в частности, собаки), мясо которых запрещено употреблять в пищу.
• Опьяняющие вещества, изготовленные из натуральных продуктов (виноград, финики, пшеница и прочее). Однако, спирт, который входит в состав парфюмерии (духи, одеколон) или средств гигиены (шампунь, крем, мыло) изготовлен химическим путем, поэтому наджасой не считается!
• Кровь и мясо свиньи и животных, забитых не по шариату. Однако, это не относится к коже и шерсти, которая прошла обработку (дубление и проч.), поэтому кожаная одежда и изделия из меха животных считаются чистыми. Кроме изделий из свиной кожи, она в процессе дубления не очищается!
• помёт домашних птиц – кур, гусей, уток;
• рвотные массы, когда они наполняют весь рот и больше;
Намаз будет недействительным, если на месте его совершения, теле или одежде окажется больше, чем 3,2 грамма сухой наджасы или столько вещества, сколько помещается в углублении ладони, если оно жидкое.
Легкая наджаса
К ней относятся конская моча; экскременты домашних и диких животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу; помёт птиц, чьё мясо не употребляется в пищу. Совершать намаз нельзя в тех случаях, когда указанными нечистотами будет запачкано более одной четвёртой части тела человека или его одежды.
Чтобы очистить наджасу, нужно промыть испачканное место три раза водой (или счистить, если это сухая грязь). Подробнее об очищении от наджасы см.
3. Аурат: для совершения намаза необходимо прикрыть одеждой те части тела, которые входят в аурат (то, что нужно скрывать от посторонних взглядов). Для женщины это все тело, кроме овала лица, кистей рук и ступней ног, согласно мнению ученых ханафитской школы. Начинающие молиться сестры, к сожалению, не всегда обращают внимание на тщательное закрытие тела – и могут оставлять незакрытыми шею, уши, часть волос. Однако, нужно помнить, что раскрытие четверти части тела (из границ аурата) делает намаз недействительным!
Более подробно можно почитать тут: «Границы аурата мужчин и женщин»
4. Время молитвы
Для каждой из пяти ежедневных молитв существует специально отведенное время ее совершения.
Время совершения утреннего намаза фаджр начинается с рассвета и заканчивается с восходом солнца.
Время полуденного намаза (зухр) начинается со времени, когда солнце начинает склоняться к западу из точки зенита и продолжается до начала намаза аср (послеполуденного намаза).
Время послеполуденного намаза аср начинается со времени, когда тень предмета будет в два раза превышать его собственную длину (по мнению ученых ханафитской школы, по мнению ученых остальных мазхабов – когда тень предмета будет равна его собственной длине). Время намаза аср истекает примерно за полчаса-минут за двадцать до захода солнца (в то время, когда солнце становится красным и почти склоняется к западу, совершать намаз считается сильно нежелательным).
Время вечернего намаза (магриб) начинается с заходом солнца и продолжается примерно минут сорок-пятьдесят после него (пока не стемнеет — в зависимости от времени года).
Время ночного намаза (иша) начинается от времени, когда на горизонте исчезают последние отблески зари (красная полоса) и продолжается до рассвета (начала намаза фаджр).
Далее покажем на примере — как рассчитать время намаза:
Вот расписание намазов для Москвы на 24 ноября:
ФАДЖР — 6:22
ШУРУК — 8:22
ЗУХР — 12:17
АСР — 13:51
МАГРИБ — 16:10
ИША — 18:03
Из расписания видно, что время намаза фаджр начинается в 6.03 по московскому времени. Шурук – это время восхода солнца, когда истекает время намаза фаджр. Время намаза зухр начинается в 12.17 и продолжается до времени совершения намаза аср, до 13.51. Время намаза аср начинается в 13.51 и истекает примерно в 15.50. Время намаза магриб начинается в 16.10 и истекает с наступлением темноты (позже, когда стемнеет, совершать намаз считается сильно нежелательно). Время намаза иша (и намаза витр – о нем мы, иншаАллах, поговорим дальше) начинается в 18.03 и заканчивается со временем начала намаза фаджр следующего дня (с рассветом).
5. Кыбла. Для совершения намаза следует обратиться в сторону кыблы (Каабы в Мекке), поэтому мусульманин должен знать это направление для своей местности. В наше время существует множество сайтов, где можно ввести название своего города, и вы увидите компас, который покажет направление на кыблу в вашей местности (к примеру, вот такой сайт Islamicfinder).
Например, на рисунке показано, что в Москве направление на кыблу — точно на юг.
Также в мечетях продаются специальные компасы, которые указывают направление на Каабу.
6. Нужно отметить, что для совершения намаза нужно выучить (как минимум) суру Аль-Фатиха (и при возможности, еще две небольшие суры Корана – допустим, Аль-Ихляс и Ан-Нас) и дуа Ат-Тахийят. Однако если вы пока что не знаете их, намаз совершать, тем не менее, нужно. В тех местах намаза, где следует читать суры Корана, вы можете произносить фразы «Бисмиллях», «Альхамдулиллях», «Ля иляха илляЛЛах», «Субханаллах» несколько раз, и ваш намаз, иншаАллах, примется («Как должен совершать намаз новообращенный мусульманин»).
Важный момент! Очень важно научиться правильно произносить арабские звуки (поскольку вследствие неправильного произношения может меняться смысл слов), так что постарайтесь найти преподавателя, знающего правила таджвида (правильного чтения Корана или хотя бы послушайте несколько раз аудиозапись основных сур и дуа.
Утренний намаз
Важность утренней молитвы
Для правоверных мусульман соблюдение пяти намазов в течение дня является обязанностью, но их распорядок на протяжении дня составлен так, чтобы у каждого мусульманина была возможность и думать о Всевышнем Аллахе, и заниматься мирскими делами, то есть, благодаря такому продуманному графику дня каждый мусульманин может строить свою жизнь в соответствии с морально-этическими нормами Ислама.
Всевышний Аллах сказал о совершении молитвы в Священном Коране в суре «Паук»: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).
Время совершения утреннего намаза
В аяте 103 суры под названием «Женщины» Священного Корана сказано, что «намаз предписан верующим в определенное время». Мусульмане должны совершать каждую молитву в то время, которое для нее предписано Аллахом: раньше положенного времени намаз совершать нельзя, а также не рекомендуется совершать молитву позже предписанного для нее времени. Важная информация для молящегося: если намаз сделан по ошибке раньше, чем наступило отведенное для него время, необходимо совершить молитву снова в то время, которое для неё отведено.
Можно также сказать, что начинается период, определенный для совершения утренней молитвы, когда истекает время для совершения ночной молитвы, а на небе появляются предрассветные сумерки. Оканчивается же период для совершения утреннего намаза в тот момент, когда на горизонте появляется солнечный диск.
Ложный и правильный рассвет
Ответ на вопрос о том, как правильно читать утреннюю молитву Аллаху и когда следует читать фаджр намаз, будет правильным начать с упоминания небольшого хадиса, в котором рассказывают о том, как Пророк Мухаммад ﷺ разъяснял мусульманам различие между правильным рассветом и ложным. На понятии «ложный рассвет» важно заострить внимание, поскольку этому понятию уделял внимание сам Пророк Аллаха ﷺ.
Ложным рассветом называют явление, при котором на небе появляется вертикальная светлая полоса, которая напоминает волчий хвост. Это явление исчезает быстро, после чего снова становится темным небо. Наука называет это явление «Зодиакальным светом», и при нем вертикально располагается в период восхода солнца полоса из звёздной пыли, которую не поглощает плотный воздух рядом с горизонтом, и свет видится сравнительно ярким, а пыль отражается в нем, и в результате люди могут наблюдать что-то, похожее на рассвет.
Такое явление как «ложный рассвет» не является основанием или сигналом к тому, чтобы начинать утреннюю молитву Аллаху. Появление ложного рассвета мусульманин должен воспринимать как сигнал к тому, что скоро начнется рассвет истинный, и наступит время для совершения утреннего намаза.
Истинный рассвет наступает тогда, когда на небе появляются горизонтальные светлые полоски – именно с этого момента и наступает время для совершения фаджр намаза.
В одном из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ упоминается, что Посланник Аллаха ﷺ рассказывал о двух видах зари – при одном из них, для тех кто постится, кушать нельзя, но совершать молитву Аллаху можно, а при другом еще нельзя совершать молитву, но кушать разрешено. Это сказано в хадисе, переданном Аль-Хакимом и Аль-Байхаки. Также в другом хадисе Пророк Аллаха ﷺ сказал, что ложная заря подобна волчьему хвосту, и во время этой зари обязательная молитва фаджр не дозволяется, но не запрещена еда. А для молитвы Аллаху дозволено то время, когда заря «простирается вдоль горизонта», и в это время не дозволена еда. Это достоверный хадис, переданный аль-Хакимом и аль Байхаки.
По мнению имама Ибн Хузаймы, в этом хадисе приводятся доказательства того, что нельзя совершать обязательную молитв до того, как наступит время для нее. И читать утренний намаз нельзя, когда наступает ложная заря или ложный рассвет.
Когда нельзя читать фаджр намаз? Запрещенные времена утреннего намаза
Утренний намаз делать во время восхода солнца нельзя, это макрух, запрещено. На это есть прямое указание в хадисе, переданном Муслимом:
по словам Укба ибн Амира, Пророк Мухаммад ﷺ запрещал своим сподвижникам и последователям совершать молитвы и проводить похороны покойников в три временные категории – во время восхода солнца до тех пор, пока не поднимется оно над горизонтом, в полуденное время до тех пор, пока солнце не начнет двигаться к закату, и во время заката солнца до тех пор, пока солнце не зайдет за горизонт. Причина такой запрета уходит своими корнями в традиции язычников поклоняться солнцу как раз в перечисленные временные категории, то есть в словах Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ содержится запрет мусульманам уподобляться язычникам и неверным в любом вопросе.
Когда читать утренний намаз в «белые ночи»
Относительно времени чтения фаджр намаза в тех местах, где трудно определить по солнцу временной период, существует указание, которое упоминается в некоторых хадисах: речь идет о таких местах, где солнца не бывает по полгода, либо день и ночь непропорциональны, то есть день длится больше двадцати часов, а ночь – всего два часа, то есть утро не совпадает с восходом солнца или рассвет не длится столько, сколько в остальных местах. Ученые ислама рекомендуют в таких местах, чтобы определить время намаза, ориентироваться на мекканское время. Есть же ученые, которые считают, что в таких ситуациях надо ориентироваться на то время восхода солнца и заката, которое соответствует началу и концу дня в тех ближайших к этим местам странах, где день и ночь сменяются традиционно. Шариат принимает обе позиции, но вторую считает предпочтительной.
Хадисы
Немало хадисов Посланника Аллаха ﷺ затрагивают тему времени, предназначенного для совершения утреннего намаза:
Ан-Навави в своем сборнике хадисов «Сады праведных» приводит такие слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Никогда не войдёт в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода».
Если пропустил утренний намаз
Если же мусульманин пропустил утренний намаз, проспал его, то ему нужно совершить чтение утреннего намаза, как только он проснется или вспомнит об этом. В хадисе, переданном Муслимом, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что тот, кто проспал молитву или забыл о ней, может искупить это только совершением этой молитвы, как только он о ней вспомнит, независимо от того, где будет находиться солнце в этот момент.
Более подробно читайте здесь, что делать если проспал утренний намаз?
Как читать утренний намаз?
О том, в каком порядке будет правильно делать утренний намаз и какова по своей структуре фаджр молитва, следует рассказать детально. В молитву фаджр включено два ракаата утренней сунны и два ракаата фарда. Правильно будет исполнять и те, и другие идентично, и исполнение их отличает только несколько моментов. В начале читается утрення сунна, а затем фард. Утренний намаз для женщин идентичен и ничем не отличается от намаза для мужчин.
На видео ниже представлен вариант совершения утреннего намаза по ханафитскому мазхабу.
Утренняя сунна
Суннат намаз состоит из двух ракаатов, он читается перед фардом. Читать суннат-намаз является важным делом для мусульманина, так как делать утренний суннат намаз призывал Посланник Аллаха ﷺ, который никогда не оставлял данную сунну, даже находясь в пути. Приводится множество хадисов о достоинствах утренней суннат молитвы и великой награде уготованной для совершающих ее верующих мусульман. Утренняя сунна читается про себя, индивидуально, все молитвенные ритуальные действия схожи с обязательным утренним намазом о котором пойдет речь ниже.
Первый ракаат
1. Сначала мусульманин должен сделать ният или намерение про себя, которое выполняют стоя, со следующим смыслом: «Намереваюсь совершить два ракаата или сунны утреннего фаджр намаза ради Всевышнего Аллаха».
Ният или намерение – это то, с чего всегда начинается молитва мусульманина. И именно по намерению будет оцениваться намаз мусульманина. В хадисе, переданном в сборниках Муслима и Аль-Бухари, приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ о том, что дела оцениваются только по намерениям, поэтому важно, чтобы ният был искренним ради Аллаха.
2. Далее следует поднять вверх обе руки, раздвинуть пальцы, ладонями обратив в сторону Киблы, так, чтобы руки находились на уровне ушей или шеи. В женском варианте женщинам следует поднять руки так, чтобы они находились на уровне груди. Далее следует произнести такбир-тахрим «Аллаху акбар». После этого правую руку кладут на левую руку так, прижимая ладони к телу на уровне от пупка до груди, обхватив правой ладонью левую руку на запястье или немного далее.
Данная позиция называется кыям или киям, она различается у представителей разных мусульманских мазхабов: пальцами касаются мочек ушей маликиты и ханафиты, а шафииты и ханбалиты этого не делают. Как только молящийся занимает позицию кыям, с этого мгновения начинается его полноценный утренний намаз, и отвлекаться на что-то ему уже нельзя, нельзя говорить что-либо, что не относится к намазу, нельзя блуждать взглядом по окружающей обстановке. Весь период, сколько идет намаз, человек должен вести себя смирно, а взгляд его должен быть направлен туда, куда он будет совершать земной поклон.
3. Оставаясь в таком положении стоя, мусульмане читают дуа Сана, текст которого на арабском языке гласит: «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва тааляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь«.
Перевод текста с арабского языка гласит: «Хвала Тебе, Всевышний Творец! Твоё имя – Величайшее, ничто с Ним не сравнится. Никто не достоин быть равным Тебе. Никто не достоин того, чтобы поклоняться кому-либо, кроме Тебя».
4. После этого дуа следует прочитать: «Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим»/«Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана», а также «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим»/ «С именем Аллаха Милостивого Милосердного».
5. После этого следует прочитать суру «Аль Фатиха».
Далее читают или длинный аят, или короткую суру – хорошим примером может стать сура «Аль Кяусар», текст которой: «Инна а‘тайнакя ль Кяусар. Фасалли ли Раббика уанхар. Инна шани акя хува ль-абтар».
6. Далее следует опустить руки и сказать такбир-тахрим «Аллаху акбар», а затем совершить земной поклон или руку. Находясь в поклоне, следует трижды сказать: «Субхана-Раббияль-азыйм»/«Преславен Величайший Господь».
7. Затем после совершения поклона следует выпрямить тело до вертикального положения, а затем говорят: «Сами‘аллаху-лимян-хамидах»/«Аллах слышит тех, которые хвалят Его», после чего произносят: «Раббана уа лякаль хамд»/«Господь наш хвала Тебе!» и говорят такбир-тахрим «Аллаху акбар». Затем выполняют земной поклон или сажда.
8. Для выполнения сажда, молящемуся следует опуститься на колени, опираясь на руки, а затем касаются носом и лбом того места, где совершает сажда. Находясь в поклоне, следует сказать трижды «Субхана-Раббияль-А‘ъля»/«Преславен Высочайший Господь», произносят такбир-тахрим «Аллаху акбар», поднимаясь в это время из поклона.
9. Мусульманину следует перейти в положение сидя и в этом положении выдержать две-три секунды.
10. Затем снова произносят слова такбира «Аллах акбар», после чего пускаются в сажда и говорят слова «Субхана-Раббияль-А‘ъля» трижды. Затем произносят снова такбир «Аллаху акбар», выходят из поклона и переходят ко второму ракаату.
Второй ракаат
11. Следует произнести: «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», после чего прочитать суру «Аль Фатиха». После прочтения суры «Аль Фатиха» следует прочитать либо длинный аят, либо короткую суру, в качестве хорошего примера можно прочитать суру «Аль Ихляс».
12. Далее молящемуся следует опустить руку и сказать такбир, а затем совершить поясной поклон или руку. Пока молящийся находится в поклоне, ему следует сказать трижды «Субхана-Раббияль-азыйм», а затем выйти из поклона руку, чтобы тело находилось в вертикальном положении, во время выпрямления говорить: «Раббана уа лякаль хамд».
13. Затем снова произносят такбир во время выполнения земного поклона сажда: сначала следует опуститься на колени, затем опереться руками об пол и коснуться лбом и носом места сажда. Во время поклона произносят трижды «Субхана Раббияль А‘ъля».
14. Затем поднимаются из земного поклона со словами такбира и остаются в этом положении на несколько секунд.
15. Далее снова, произнося слова такбира, опускаются в земной поклон сажда, произнося трижды «Субхана Раббияль А‘ъля».
16. Далее со словами такбира нужно подняться из сажда, перейдя в положение сидя, и прочитать текст дуа «Аттахият».
17. Далее произносят салават «Аллахума салли ‘аля Мухаммад ва ‘аля али Мухаммад кяма ссаляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннакя Хамидун-Маджид, аллахума барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кяма баракьта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннакя Хамидун Маджид».
18. Затем можно (по желанию) произнести дуа «Аллахумма инни залямту нафси зульман касийран ва ля йагфиру ззунуба илля Анта, фагъфирли магъфиратан мин ‘индика ва рхамни иннакя Анта Аль-Гафуру Ррахийм».
19. Далее произносят слова таслима «Ассаляму галейкум уа рахматуллах», поворачивая голову к правому плечу, потом – к левому плечу.
Чтобы совершить далее дуа «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам», нужно поднять руки. По совершении этого дуа молитву можно считать завершенной.
Фард намаз Фаджр
После совершения утренней сунны намаза мусульманину необходимо совершить обязательный фард-намаз, состоящий из двух ракаатов. Эти ракааты не отличаются от предыдущих ракаатов суннат-намаза. Отличие этих намазов в намерении в том, что молящийся будет совершать фард намаз, вместо сунны. Также еще одно различие состоит в том, что мужчины и имамы должны при совершении молитвы читать такбиры и суры, а также некоторые зикры намаза вслух.
Крайне желательно совершить данную молитву коллективно в мечети, особенно, если мечеть находится недалеко от дома и нет препятствий, мешающих совершить коллективный джамаат-намаз.
Коллективный утренний намаз для женщин идентичен с мужским намазом, единственное отличие, что женщина имам читает молитвы не громким голосом. Также женщины могут присутствовать в качестве молящихся в мужском коллективном намазе заняв задние ряды в конце молитвенного зала, во многих мечетях предусмотрены балконы или закрытые перегородками пространства в которых женщины могут спокойно совершать утреннюю молитву за имамом-мужчиной. В случае совместной молитвы мужчин и женщин, мусульманкам не допускается читать громко вслух суры и говорить слова «Аминь» или «Раббана ва лякаль хамд«.
Первый ракаат
Второй ракаат
После таслима следует произнести: «Аллахумма анта с-саляму ва минка с-салям! Табаракта йа за ль-джаляли ва ль-икрам», а также другие дуа пришедшие из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, а затем желательно прочитать утренние азкары.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)