Что такое эвристика доступности
Эвристика доступности
Что руководит нашими поступками? Разум, логика, эмоции, механизмы подсознания? Почему, заходя жарким летним днём в магазин с целью купить бутылку холодной воды, мы почти на автомате ищем на полках ту продукцию, рекламу которой неоднократно видели по телевизору и, наоборот, не доверяем неизвестным маркам? Ответить на эти вопросы в небольшой публицистической статье – задача непосильная. Но чтобы приблизиться к ним, мы хотим вас познакомить с понятием эвристики доступности, которая поможет немного лучше понять своё поведение и узнать некоторые уловки нашего мышления.
История исследований
Процесс принятия решений является одним из основных видов деятельности живых существ. И если животными движут инстинкты, в случае с человеком всё не так просто. В частности этим фактом объясняется тот интерес со стороны социальных и поведенческих наук, который сегодня существует по отношению к данной тематике. Выделением зерна истины занимаются учёные из многих сфер – психологии, социологии, политологии, экономической теории, маркетинга.
Исследования в этом направлении ещё в начале 1970-х гг. собрали вместе двух выдающихся учёных: Даниэля Канемана и Амоса Тверски. Первый специализировался на экспериментальной и социальной психологии, второй был психологом-когнитивистом и экономистом, который первым описал когнитивные искажения. Они были убеждены, что пытаться объяснить поведение человека с точки зрения одного только рационализма – неправильно. Так и родилась цель их совместной работы: определить и изучить основные эвристические черты вероятностного мышления.
Основа была следующей. Сталкиваясь с трудной задачей, где нужно оценить вероятность или частоту какого-либо события, человек использует ограниченный набор эвристических стратегий. Делается это для того, чтобы максимально упростить поиск решения. Главное внимание учёные уделили четырём этим стратегиям – доступности, репрезентативности, закрепления, корректировки.
Термин «эвристика доступности» был введён в научный оборот в 1973 г. Им авторы описали психологическую особенность – склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров, которые подтвердили бы или опровергли то, о чём идёт речь. Другими словами, эвристика доступности – это построение суждения на основе сопоставления частоты какого-то явления с тем, насколько легко на ум приходят соответствующие примеры. Классический случай, неоднократно обыгранный в фильмах – прочитав историю успеха любимого актёра, толпа наивных провинциалов устремляется покорять Лос-Анджелес. Только есть одно «но». Доступный пример далеко не всегда является синонимом «правильного». Но об этом дальше.
С целью показать правдивость своих выводов, Д. Канеман и А. Тверски провели серию экспериментов. Феномен эвристики доступности был доказан просто и наглядно. Каждый участник эксперимента получил 4 списка имён: два с именами 19 известных мужчин и 20 менее известных женщин, и ещё два с именами 19 известных женщин и 20 менее известных мужчин. Испытуемых поделили на 2 группы. Первых попросили вспомнить максимальное количество имён из списков, вторых – ответить, какие имена более популярны и чаще встречаются. В обоих случаях имена знаменитостей приходили участникам на ум легче и быстрее, хотя списки и были составлены таким образом, что имена звёзд кино, эстрады, политиков были, согласно статистическим данным, не самыми распространёнными.
Зачем это всё знать? Конечно же, не только ради праздного интереса. Дальнейшие исследования Канемана в области поведенческой психологии и находящихся на стыке с нею некоторых аспектов экономики, в начале нового тысячелетия были удостоены Нобелевской премии. Сегодня не только академические учёные, но и те, кто применяет данные знания на практике (пиарщики, рекламисты, политики), осознают важную роль, которую играет в процессе принятия решений зачастую неосознанная рефлексия. Так что в следующий раз, совершая важный шаг, старайтесь обдумать все возможные варианты и подвергайте даже то, в чём более чем уверены, здоровому сомнению.
Примеры и ситуации
В ситуациях, когда на характер принимаемых нами решений влияет эвристика доступности, оказывался, наверное, каждый. Например, когда в газетах или на телевидении выходит репортаж о счастливчике, выигравшем многомиллионный джек-пот в лотерею, продажи билетов значительно вырастают. Что движет нами и заставляет купить заветный лотерейный билет? Несомненно, азарт. Но и наличие близкого примера – вот он, простой трудяга, живущий с семьёй в «двушке» на окраине, такой же, как и я – играет не последнюю роль. Точно так же новостные сюжеты об увеличении количества угонов автомобилей влияют на решение о покупке охранной системы для гаража.
Это всё бессовестно используется производителями различных товаров. Стоит только включить телевизор и посмотреть рекламу. В одном ролике заботливая мама и хорошая хозяйка делится впечатляющими результатами и рекомендует лучший стиральный порошок. В другом – мелодичный голос диктора уверяет, что детское питание чуть ли не такое же полезное, как и материнское молоко.
Но это лишь один пример, так что оставим маркетинг в покое. Он пожинает плоды, проросшие из благодатной почвы заблуждений, виной которых являются привычные колеи нашего мышления. И купив стиральный порошок или шоколадный батончик известной марки немного дороже, чем точно такой же, но менее известной, мы сильно не пострадаем от своего выбора. Но бывают случаи, когда эвристика доступности играет с нами злую шутку и влияет на решения в важных, а то и судьбоносных решениях.
Ещё один интересный пример. В 2012 г. интернет-издание «Business Insider» опубликовало материал с оценкой того, как доступность влияет на поведение игроков инвестиционного рынка, причём как обычных людей, так и крупных компаний. Всплески активности приходятся на период после сообщений об экономическом росте и благоприятных условиях, а падения после отрицательных оценок. Нетрудно догадаться, что даже на таких развитых рынках, как американский, можно сыграть на таких настроениях «правильной» кампанией в медиа.
Сообщения о кризисе и массовых увольнениях, подхваченные СМИ, значительно повышают уровень стресса и тревожности даже среди тех, в чьих компаниях дела идут хорошо. Люди склонны себя «накручивать», что напрямую влияет на продуктивность труда. Как результат, слепая вера, даже если причины нет, её заменяет.
Что более важно, эвристика доступности может определять не только наше поведение или решения, но и изменять представление о чём-либо полностью. Исследования «Hayibor& Wasieleski» показали, что медийные сюжеты или шокирующее поведение знаменитостей или групп обычных людей, при массовом и постоянном воздействии приводят к тому, что меняются представления большинства людей, а, следовательно, и моральные устои, представления о хорошем и плохом, допустимом и противоправном. Сами посудите, что сделали бы с человеком, который перед несколькими тысячами людей откусил голову летучей мыши или помолился сатане ещё 100 лет назад?
Резюмируя, отметим, что эвристика доступности, несмотря на приведённые нами примеры, далеко не всегда явление всецело негативное, создающее простор для манипуляций. Составители пособия «Принятие решений в неопределённости: правила и предубеждения», например, выделяют следующий момент: «Доступность очень полезна для оценки частоты или вероятности событий, потому что события, принадлежащие большим классам, обычно вспоминаются быстрее, чем случаи менее частых классов». Условием при этом является исключение всех других факторов, кроме вероятности и частоты. В бытовой жизни эвристика доступности – это отточенный до автоматизма способ принимать решения в простых и давно известных случаях, без длинных и ненужных раздумий.
Отзывы и комментарии
А как вы считаете, часто ли доступность влияет на характер принимаемых вами и другими людьми решений?
Эвристика доступности: что это простыми словами, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Человек – существо иррациональное, и это утверждение справедливо в отношении каждого из нас. Ещё в 1957 году американский ученый Герберт Саймон показал, что при принятии решений наша рациональность весьма ограничена. Он указывал на то, что принимая решения, мы часто руководствуемся крайне нелогичными аргументами, придавая максимальное значение одним факторам и недооценивая значимость других. Это явление Саймон назвал «эвристикой доступности», и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет и как влияет на нашу жизнь.
Что такое эвристика доступности?
Эвристика доступности – это особенность восприятия, заставляющая нас считать наиболее вероятными те варианты развития событий, которые первыми приходят на ум. Обычно человек лучше всего запоминает то, что ему понравилось или, наоборот, сильно испугало его. Вследствие этого он всегда переоценивает вероятность событий, наступления которых он больше всего желает или боится.
Термин «эвристика» происходит от греческого слова εὑρίσκω («эвриско»), которое переводится как «найти» или «нахожу». Обычно им обозначают процесс познания, основанный на наблюдениях. В данном контексте это слово подразумевает мыслительный приём, заключающийся в том, что человек делает определённые выводы (чаще всего неправильные), основываясь на поверхностных наблюдениях, а не на логическом анализе ситуации.
Данное явление часто приводит к необъективности выводов и принятию ошибочных решений. К примеру, в большинстве случаев, когда человек думает, что интуиция что-то ему подсказывает (например, что нужно срочно купить лотерейный билет), на самом деле, это лишь одно из проявлений эвристики доступности.
Такое явление как лудомания также объясняется эвристикой доступности. Человек поддаётся губительной зависимости не просто так, а из-за того, что ему всё время кажется, будто до выигрыша осталось совсем чуть-чуть. Он считает, что следующая ставка обязательно будет выигрышной, ведь он уже практически «раскусил» систему и почти выиграл в прошлый раз.
Делая определенный выбор, мы оцениваем потенциальную пользу для себя (и потенциальные риски, разумеется). При этом мы принимаем во внимание два фактора:
Если ценность результата очень высока (например, Джекпот в лотерее или казино), то мы непроизвольно завышаем свои шансы на удачу (и завышаем очень сильно).
Выводам о доступности выигрыша способствует также систематическая ошибка выжившего – когнитивное искажение, заставляющее нас делать неправильные выводы на основании неполной картины событий. Например, люди, играющие в лотерею, периодически наблюдают счастливые лица победителей, сорвавших Джекпот. При этом они не задумываются о миллионах людей, купивших билет и не выигравших ничего, поэтому они «чувствуют», что их шансы в этой лотерее очень высоки.
Эвристика доступности часто заставляет нас принимать неправильные решения, основываясь на наиболее доступной, свежей и эмоционально окрашенной информации. С точки зрения природы и эволюции, всё логично. Действительно, если что-то вызывает у нас яркие эмоции, значит, это нечто очень важное – более важное, чем всё то, о чём мы вспоминаем позже.
В психологии термин «эвристика доступности» впервые был употреблён в 1973 году. Авторы использовали его, чтобы обозначить психологический феномен, заключающийся в том, что человек судит о вероятности или количестве чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров. Позже данное понятие было расширено, но основной смысл остался тем же.
Примеры проявления эвристики доступности
Рассмотрим несколько наиболее типичных примеров того, как эвристика доступности влияет на восприятие людей, заставляя их делать неправильные выводы и принимать ошибочные решения:
На что влияет эвристика доступности
1. Оценка вероятности события
Собственно, в определении того, что такое эвристика доступности, в первую очередь говорится именно об этом. Человек склонен переоценивать вероятность того вариант развития событий, который первым приходит ему в голову. При этом причины могут быть разными: он раньше узнал о таком варианте, он лучше его понимает, он желает или, наоборот, очень боится этого варианта.
2. Оценка периодичности и распространенности события
Если человека что-то сильно пугает, ему начинает казаться, что это происходит гораздо чаще. Хорошим примером является страх перед полётами на самолётах. По данным ВОЗ, в автомобильных авариях за год погибает более 1,2 миллиона человек (и ещё от 20 до 50 миллионов получают травмы разной степени тяжести). При этом количество погибших в авиакатастрофах обычно составляет не более 1 тысячи человек в год. Несмотря на это, у многих людей после просмотра новостей складывается впечатление, что самолёты падают постоянно, и при этом погибает огромное количество пассажиров.
3. Оценка взаимосвязи событий
Наша психика устроена так, что нам важно находить объяснение происходящим вокруг событиям. И если человек чего-то не понимает, он пытается объяснить это взаимосвязью с другим явлением. При этом чем легче представить определенную взаимосвязь, тем быстрее он в неё поверит. В психологии данное явление называется «иллюзорная корреляция».
По сути, все три варианта основываются на легкости представления или воспроизведения в памяти определенных явлений. Чем проще человеку воссоздать определенную картину или увидеть определенную взаимосвязь, тем сильнее влияние эвристики доступности. Если обобщить, то оно зависит от таких факторов как:
Негативное влияние эвристики доступности
Данное явление может приводить к серьезным ошибкам и заблуждениям. Новостные сюжеты о похищениях детей и авиакатастрофах заставляют людей бояться подобных событий, хотя в реальности многие другие факторы представляют гораздо большую опасность. Такое искажение восприятия часто заставляет людей принимать неправильные решения.
К примеру, если в новостях показывают сюжет о том, что где-то после вакцинации умер человек, люди начинают с опаской относиться к вакцине и прививкам вообще. Они избегают вакцинации сами и отказываются прививать детей. Их пугает тот факт, что человек сам позволил вколоть себе вакцину, и это его убило. При этом они не задумываются о том, что вакцинация ежегодно спасает миллионы жизней, ведь в новостях об этом не говорят.
Заключение
Эвристика доступности – это интуитивный процесс, заключающийся в том, что мы делаем неправильные выводы о вероятности и распространённости событий, которые нам легче всего вспомнить или представить. Это когнитивное искажение, которое сформировалось у наших предков в процессе эволюции. Возможно, когда-то оно было полезным. Но в наше время оно чаще всего приводит к неправильным выводам и принятию ошибочных решений.
Эвристика доступности: что это такое и как с ней жить
Человек и его разум обычно играют в одной команде, но разум периодически забывает, на чьей он стороне, и с помощью эвристики заставляет нас делать ложные выводы и суждения. Рассказываем, что же из себя представляет эвристика доступности, и на какие аспекты жизни она влияет.
Как она работает?
Многие выводы о жизни мы делаем, опираясь на яркие, запоминающиеся нам примеры. Наверняка вы видели это утверждение, которое часто появляется на различных ресурсах: «Такие успешные люди, как Билл Гейтс и Стив Джобс сделали выдающуюся карьеру, не имея высшего образования!». Подсознательно делаем вывод: «Видимо образование действительно не так важно, чтобы стать состоятельным и успешным». Вспоминая о необразованных миллиардерах, мы совсем не учитываем, что таких счастливчиков едва ли наберется десяток на миллион, а то, что Билл Гейтс не имеет высшего образования, еще не значит, что в дело не пошла его гениальность и преданность любимому делу.
Важно заметить, что данная закономерность присуща почти каждому из нас, но в каких случаях эвристика влияет на нашу жизнь отрицательно, а в каких случаях является поддержкой, хорошо бы понимать. Об этом мы и расскажем ниже.
В медиакультуре и рекламе пиарщики уже давно оценили закономерности эвристики доступности и успешно используют их на благо крупных компаний. Мы можем предположить, какие именно методы в раскрутке заставляют нас раз за разом приобретать одну и ту же продукцию:
— Яркая реклама с присущим вирусным эффектом.
— Простой и запоминающийся лэйбл, образ которого легко воссоздать в памяти. Например, фирменный знак компании, который мы видим у себя дома по пути на работу и во время прогулки по городу.
— Близкие для потребителя ассоциации.
Вспомните банк, в пиар компании которого участвовал популярный актёр Брюс Уилис. Брюс, как никто другой, ассоциируется с доверием, благодаря своим характерным амплуа добропорядочного гражданина, стоящего на страже закона.
Так же в качестве примера можно вспомнить пиар-ход крупного магазина, где продавцы рекомендовали технику, которой пользуется его брат/родители/друзья.
Эвристика доступности в случае с рекламной компанией не обязательно имеет отрицательный оттенок. В большинстве случаев хорошая реклама помогает уловить и запомнить нужный именно нам товар. Но важно осознавать, что продукция, о которой вы слышали меньше, вовсе не обязательно хуже той, что более популярна. Для разнообразия во время следующего своего похода в магазин попробуйте рассмотреть те продукты, на которые раньше вы совсем не обращали внимания. Ведь к тому же экспериментировать в жизни всегда и полезно, и интересно.
Волков не бояться
Где данный феномен точно может помешать, так это в повседневной жизни. Рассмотрим три основные закономерности эвристики доступности, которые могут оказаться источниками беспокойств и проблем.
Страх летать присутствует у 30% людей на земле, что неудивительно, учитывая то, какой сильный отпечаток в нашей памяти оставляют трагические события, связанные с крушением самолетов. Спросите: «И что же из этого следует?». А следует вывод о том, что нам намного проще представить яркое падение, чем яркий полет. Ведь если обратиться к статистике, то вероятность того, что именно ты попадешь в авиакатастрофу равна 1 к 8000000. Для сравнения, такая же вероятность смерти возможна в случае падения рояля с неба после урагана в соседнем городе. Представьте себе, сколько вы потратите времени и усилий, поддавшись своим опасениям, путешествуя сначала на поезде, затем паромом и еще треть пути автобусом. Возможно, на путешествие в одну сторону уйдет половина отпуска, а оставшееся время придется ехать обратно домой. В этом случае эвристика усложняет нам жизнь и не дает мыслить спокойно и логично.
2. Опыт людей из своего окружения
Предположим, что у вашего соседа угнали машину, в свою очередь сосед рассказывает, что и у его приятеля- тоже недавно угнали автомобиль. Страшная мысль поселяется в вашей голове: «Однозначно, это заговор! Я следующий!». Теперь вы не спите ночами и регулярно проверяете из окна квартиры, на месте ли ваше авто. И вновь эвристика доступности активирует наше воображение. Нам намного проще делать выводы на примере близких людей, чем исходить из простой логики. Угон автомобиля не передается воздушно-капельным путем, если ваших знакомых настигла эта участь, то далеко не факт, что вы на очереди.
3. Ярлыки и стереотипы
К эвристики доступности также можно отнести ярлыки, которые родители, сами того не желая, закладывают в наше подсознание с самого детства. Психологи называют такую закономерность- ограничивающие убеждения.
А есть ли у эвристики положительные качества?
Безусловно, закономерности эвристики, порой, не дают нам мыслить рационально, но важно помнить и о плюсах феномена.
В бытовом плане мы выстраиваем жизненно важные логические цепочки: учуяв запах гари, мы понимаем, что это не к добру, а с незнакомым человеком подозрительной внешности не стоит заходить в лифт. Цитаты великих часто успокаивают и дают нам опору в трудных ситуациях. Знаю женщину, которая вышла из депрессии однажды и мгновенно, лишь потому, что ранним утром открыла ноутбук и прочла пост в социальной сети: «Нет повода для печали. Ведь все проблемы лишь в твоей голове.» А дальше, казалось бы, избитое, сто раз слышанное: «Ты сам строишь свою жизнь.» Так что, эвристика доступности часто дает нам ощущение стабильности. Здесь важно суметь различить, в каких случаях она выступает для вас помехой, а в каких надежной поддержкой, дающей уверенность и радость.
Как работает эффект иллюзии правды
Эвристика доступности
Я задам несколько странных вопросов. От чего погибает больше людей: от убийств или самоубийств? Вы удивитесь, но самоубийств совершается чуть ли не в два раза больше. Как вы считаете, что опаснее для жизни: кокосовый орех или акула? Не торопитесь отвечать, подумайте. На самом деле, как ни странно, опаснее кокосовые орехи: от их падения с дерева умирает больше людей, чем от зубов страшной акулы. Автомобиль или самолет? Мало припомню людей, которые боятся ездить на машине, а вот знатных аэрофобов у меня среди знакомых полным-полно. Однако даже велосипед — более опасный вид транспорта, чем современный самолет. Кого вы больше боитесь: собаки или террориста? Удивительно, но шансы умереть от укусов собаки намного превышают шансы стать жертвой террористической атаки.
Почему же мы боимся совсем не того, чего в действительности стоит опасаться? Ответ на этот вопрос мы получим, рассмотрев следующее когнитивное искажение.
Эвристика доступности — когнитивное искажение, основанное на легкости вспоминания и представления тех или иных событий. Это склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на легкость нахождения примеров-подтверждений. Человек считает более вероятным и распространенным именно то, что ему легче и проще вспомнить или представить. Думаю, никто не станет спорить с тем, что часто случающиеся события вспоминаются нами гораздо быстрее и проще, чем те, которые случаются редко. Логично, что это приводит к необъективности, ведь на ум всегда приходят либо наиболее яркие, эмоциональные и необычные события, либо те, в которых мы участвовали лично, либо те, что произошли не так давно. Это приводит к систематическим ошибкам.
Мы принимаем решения с помощью эвристики доступности, когда ищем подходящие примеры и иллюстрации в своей памяти. Вы же понимаете, что если какое-то событие легко представить, это вовсе не означает, что оно более вероятно. Если же подходящих примеров в памяти человека нет, он начинает подключать воображение, опять же ориентируясь на свой опыт.
Эвристика доступности приводит к некорректной оценке вероятности события. Мы считаем наиболее вероятным именно то событие, которое легче вспомнить, или то, которое произошло недавно и еще свежо в памяти. Это когнитивное искажение также приводит к неправильной оценке частоты события. Мы уверены, что наиболее вероятным будет именно то, что недавно произошло с вами или с вашими друзьями, или то, о чем сообщали пару дней назад в новостях. Например, люди будут судить о вероятности онкологического заболевания или сердечного приступа на основании того, сколько таких случаев произошло в их окружении. Эвристика доступности также приводит к некорректной оценки связанности событий. Большинство из нас будет считать наиболее связанными между собой те события, которые легче представить вместе, или упоминать те связки событий, которые несколько раз встречали в своей жизни.
Термин «эвристика доступности» был введен в оборот в 1973 г. Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски в работе «Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения». Чтобы подтвердить свою гипотезу, Канеман и Тверски провели серию любопытных экспериментов. Например, испытуемым зачитывали список мужских и женских имен. В нем были неизвестные имена, а также имена знаменитостей. Далее испытуемых просили ответить, людей какого пола было больше в списке. В каждом случае респонденты ошибались, потому что всегда называли тот пол, который был представлен наиболее известными людьми. То есть если в списке было больше мужчин-звезд, испытуемые давали ответ, что в списке доминируют мужские имена, хотя на самом деле женщин было больше. Испытуемые делали выводы, диаметрально противоположные действительности. Люди склонны ошибаться в своих оценках, потому что одно событие легче приходит им на ум, чем другое.
Как влияет эвристика доступности на нашу жизнь? Мы даем завышенную оценку вероятности тех событий, которые легко представить. На наш взгляд, то, что мы легко себе представляем, на самом деле существует, а то, что не можем представить, не существует. Например, мы судим о вероятности заболевания той или иной болезнью на основании того, сколько подобных случаев произошло вокруг нас, с нашими знакомыми и близкими. Если среди наших знакомых нет людей, умерших от рака легких, мы продолжаем курить, считая, что никакого риска нет. Если на работе уволили несколько человек, нам, конечно, начинает казаться, что уволят и нас, но мало того — мы предполагаем, что вокруг происходит настоящая катастрофа: во всех фирмах всех повально увольняют. Увидев несколько выпусков новостей об авиакатастрофах, мы ошибочно начинаем считать, что самолет — это самый опасный вид транспорта, и каждый полет превращается в кошмар. Мы слышим историю о том, что кто-то бросил нелюбимую работу, воплотил детскую мечту, стал артистом и добился больших успехов на этом поприще, — и вот эвристика доступности вновь будоражит воображение: нам начинает казаться, что мы сможем так же легко сделать что-то подобное. Если в новостях выходит репортаж о счастливчике, который выиграл джекпот в лотерею и мгновенно стал мультимиллионером, многие бросаются покупать лотерейные билеты. Неужели они думают, что если кто-то выиграл, то обязательно следом выиграют и они? Узнав, что Билл Гейтс и Стив Джобс сделали блестящую карьеру и изменили мир, не имея высшего образования, многие рассуждают так: чтобы стать миллиардером, учиться не нужно, успех и так придет. Но много ли в реальности таких «необразованных» миллиардеров?
Эвристикой доступности блестяще пользуются маркетологи, пиарщики и рекламщики на благо крупных корпораций. Вы теперь понимаете, зачем они стремятся создать наиболее яркую рекламу с вирусным эффектом? Зачем разрабатывают простые и запоминающиеся логотипы? Зачем играют на близких и стереотипных ассоциациях? Зачем известные бренды тратят баснословные деньги на постоянную рекламу, хотя их и так все прекрасно знают?
Этим эффектом пользуются пропагандисты и политтехнологи. Чем чаще какие-то события оказываются на слуху, чем более сенсационными и эмоциональными они будут выглядеть, тем более вероятными и правдивыми они представляются людям. Группа исследователей задались вопросом: какие причины смерти люди признают наиболее вероятными? Оказалось, именно те, которые чаще упоминались в СМИ. Про реальную статистику, конечно же, никто в большинстве своем не вспоминает.
Эта ментальная ловушка приводит к систематическим заблуждениям и, конечно, мешает нам в жизни. С другой стороны, эвристика доступности — это очень удобный механизм принятия решений в знакомых и простых ситуациях, когда можно обойтись без лишних усилий и долгих раздумий. Например, учуяв запах гари, мы понимаем, что может быть пожар, и предпринимаем необходимые действия. Или, увидев страшную аварию, начинаем быть осторожнее. При столкновении с выбором в условиях неопределенности или нехватки времени эвристика доступности позволяет людям быстро прийти к определенному выводу. К сожалению, не всегда правильному.
Эффект иллюзии правды
Удивительно, но мы считаем более правдивой ту информацию, которую слышали много раз. Именно это обстоятельство и лежит в основе следующего когнитивного искажения под названием «эффект иллюзии правды». Мы больше доверяем той информации, которая нам знакома. Чем больше раз мы о чем-то слышали, тем более правдивой кажется эта информация. Вот почему эту когнитивную ошибку часто называют «эффект повторения».
Эффект иллюзии правды был выявлен в 1977 г. в Университете Вилланова и Темпльском университете. В ходе исследования участникам сообщали 60 фактов, которые выглядели вполне вероятными, например: «Первая военная авиабаза была создана в Нью-Мексико» или «Баскетбол стал олимпийским видом спорта в 1925 г.». Испытуемым предлагалось оценить по шкале от 1 до 7, насколько правдивыми им кажутся данные суждения. Через какое-то время участников вновь собирали и повторяли им эти факты наряду с другими, новыми. Чем больше раз людей собирали и чем чаще они слышали те же факты, тем сильнее повышалась оценка их правдивости у тех же участников. Испытуемые чаще всего не помнили, что эти факты им уже назывались в ходе эксперимента, но почему-то были точно уверены, что где-то о них слышали. А если где-то слышали — значит, это похоже на правду. Когда наш мозг сталкивается с уже знакомой информацией, он начинает быстрее реагировать на нее и неправильно воспринимает это как признак ее истинности. Мы склонны использовать кратчайшие пути для оценки правдоподобности. Позже эффект иллюзии правды был подтвержден и другими исследованиями и экспериментами.
Издательство: Альпина Паблишер
Вы можете сказать: «Наверняка этот эффект действует, когда люди не уверены в истинности того или иного утверждения». Но недавние исследования (2015 г.) показали, что эффект иллюзии правды срабатывает и в случае абсолютной лжи. Например, испытуемые неоднократно сталкивались с утверждениями типа «Сари — это короткая клетчатая юбка, которую носят шотландцы» или «Атлантический океан — самый большой океан на планете». Даже если участники изначально знали, что высказывание ложное, при многократном повторении они начинали сомневаться в этом. То есть работает модель с определенной последовательностью: «Это однозначно ложно», «Это, скорее, ложно», «Я сомневаюсь», «Это может быть верно», «Это верно».
То же самое происходит с ложными новостями и абсурдными заголовками. В 2016 г. психолог Гордон Пенникук провел исследование, взяв за основу поддельные новости, якобы позаимствованные из президентской кампании Дональда Трампа. В первой части исследования 2000 участникам было предложено прочитать шесть реальных и шесть поддельных заголовков новостей. Через некоторое время испытуемые познакомились со списком уже из 24 заголовков, который включал все поддельные заголовки, показанные им ранее. Гордон Пенникук повторил классический вывод: если участники ранее сталкивались с фальшивыми (иногда даже абсурдными) новостями, они гораздо выше оценивали их достоверность (10% по сравнению с 5% в первой итерации).
Это когнитивное искажение было открыто и описано с научной точки зрения относительно недавно, но глупо говорить, что о нем не знали ранее и уже тем более что его не использовали. Вспомните хотя бы знаменитую фразу «Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem delendam esse). Римский сенатор Катон Старший завершал каждое из своих выступлений этим призывом, прекрасно понимания, что повторения приведут в конечном итоге к согласию.
Эффект иллюзии правды лежит в основе работы постоянной, навязчивой рекламы. Чем чаще я слышу рекламный слоган, тем больше он кажется мне аксиоматичным. Тот же эффект используется и в политике во время избирательных кампаний, и в пропаганде. Кстати, это был один из излюбленных приемов Йозефа Геббельса, министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха.