Что такое этичный бизнес

Что такое этичный бизнес. Смотреть фото Что такое этичный бизнес. Смотреть картинку Что такое этичный бизнес. Картинка про Что такое этичный бизнес. Фото Что такое этичный бизнес

Бизнес этика контролирует этическое поведение членов компании и других партнеров. С помощью бизнес этики достигаются две важные цели компании: соблюдение устава и правил компании ее членами и партнерами, осуществление контроля над ними.

Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:

— покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);

— работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);

— владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

— поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);

— конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);

— местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни).

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

Проблема бизнес этики в настоящее время становится все более актуальной. Для создания нормальных торговых и экономических отношений между странами необходимо учитывать этические аспекты бизнеса.

Уважение и доверие членов компании друг к другу основано на социальной ответственности, прозрачности и хорошем менеджменте. То есть, программа по бизнес этике определяет ответственность предприятия или компании.

Источник

Пионер не пример: проблемы «этичных» стартапов

Вопрос этики и морали в бизнесе поднимается не так часто. И если ведение незаконной деятельности влечет за собой вполне конкретные риски для компании, то определить критерии неэтичного бизнеса или оценить его последствия гораздо сложнее.

Сегодня создать этичный стартап – задача не из легких. Во-первых, потому что представления об этичности у каждого человека свои. А потому предугадать, совпадут ли эти представления у фаундеров стартапа с инвесторами, потребителями и даже членами команды, довольно проблематично.

Так, некоторые инвесторы не вкладываются в табачные компании, считая этот бизнес неэтичным. А еще вчера лояльные пользователи приложения могут ополчиться против, если доступ вдруг стал платным. Не так давно в США запустился сервис Cvvl, который зарабатывает тем, что выселяет людей из квартир и домов, если те больше не могут платить аренду. Насколько это этично в условиях сложной экономической обстановки и роста безработицы – вопрос открытый.

В то же время, доля этичных компаний стремительно растет. Вести этичный бизнес – определенный тренд, и такие стартапы быстро привлекают к себе внимание и зарабатывают очки лояльности уже на старте. В новостях регулярно появляются создатели одежды из переработанных материалов, производители растительного мяса и т.д.

Разумеется, существуют и другие критерии этичности. Помимо самой идеи стартапа, определяющим его принадлежность к тому или иному лагерю, является и способ ведения бизнеса. Если в качестве продвижения используется участие в сомнительных колаборациях, сотрудничество с инфлюенсерами, обладающими сомнительной репутацией или агрессивный маркетинг с открытой критикой конкурентов – все это может поставить на бизнесе клеймо «Неэтично».

Немаловажной является и политика выстраивания взаимоотношений внутри команды, а также с инвесторами, партнерами и потребителями. Сознательно введение в заблуждение, искажение фактов и попытки утаить правду могут сказаться самым негативным образом на делах компании и ее репутации.

Тему этики и стартапов недавно поднимали в 4-ом выпуске «Рептилоидов Кремниевой Долины». Своими соображениями со зрителями поделился Максим Скибинский, серийный предприниматель из Кремниевой Долины и бизнес-ангел, а до недавнего времени — инвестиционный партнёр венчурного фонда Andressen Horowitz. Максим иммигрировал в США 20 лет назад, за его плечами — легендарный инкубатор Y Combinator и несколько собственных стартапов. В 2010 году его компания Hive7 была куплена The Walt Disney Company.

Фаундер с пионерской этикой никогда мир не поменяет

— Если какой-то фаундер скажет: «Вот я как пионер, повяжу пионерский галстук, никому никогда не буду врать, искажать реальность и буду все делать как настоящий пионер», то такой фаундер никого не наймёт в команду, не поднимет финансирование, он просто будет биться о гранитную стену свои стандартные 18 месяцев до конца фандинга и все.

Но инвесторы как раз смотрят на силу фаундеров; на то, что мы называем reality distortion field (поле искажения реальности – Прим. редактора).

В этом как раз и заключается магия: мир меняться не хочет, поменять его может фаундер и, конечно, фаундер с чисто пионерской этикой никогда мир не поменяет.

Но не всё так просто, считает Максим Скибинский.

Дров наломал — результата нет

— Есть еще более болезненный аспект, о котором тоже надо знать фаундерам. Когда на каком-нибудь TechCrunch встречаются молодые фаундеры и vc-дедушки, то фаундеры, конечно, начинают спрашивать советов и слышат, что вот это делать не стоит, а это очень опасно.

Но если посмотреть на пример Цукерберга, то с этической точки зрения его история очень спорная: идею спер, кофаундеров уволил, сам закодировал, глядя на чужой code base. Мы видим одну желтую карточку за другой, но это его путь.

И потом эти фаундеры вырастают, сами становятся дедушками и начинают советовать молодым фаундерам: «Не делайте это, это опасно.»

И ведь они на 100% правы. Если ты дернешь чеку от гранаты, то с вероятностью 99% она взорвется и оторвет тебе руки. Но суть стартапов состоит в том, что люди как раз учатся экспериментально отрывать чеку у гранаты, чтобы оказаться в одном проценте выживших. Чтобы в результате сказать: «Вот, я прошел между этими всеми челленджами и умудрился людей набрать, и компанию построить. И теперь все то, что я обещал сколько-то лет назад, стало реальностью».

Поэтому я не могу дать однозначного ответа как правильно. Если ты слушаешь дедушек, то с тобой ничего хорошего не будет, если ты их не слушаешь – тебе оторвет руки гранатой.

Сегодня мы наблюдаем за довольно своеобразной индустрией, в которой все пытаются стать монополистическими капиталистами. Мы осознаем, что капитализм – это попытка заработать деньги, а их зарабатывают лучше всего именно монополисты. Google это удалось, а у какого-нибудь маленького стартапа не факт, что получится. Поэтому фаундеры пытаются заставить инвесторов поверить в их стартап, а инвесторы делают вид, что только они все решают. Тем не менее, ни у тех, ни у других них нет волшебного кристалла, чтобы предугадать итог.

Автор статьи: Мария Майданюк, предприниматель, ко-фаундер IceBox, участник сообщества Startup Kotiki.

Источник

12 областей этичного бизнеса в России: идеи «зеленого», экобизнеса все больше привлекают предпринимателей

1 min

Что такое этичный бизнес. Смотреть фото Что такое этичный бизнес. Смотреть картинку Что такое этичный бизнес. Картинка про Что такое этичный бизнес. Фото Что такое этичный бизнес

Что такое этичный бизнес. Смотреть фото Что такое этичный бизнес. Смотреть картинку Что такое этичный бизнес. Картинка про Что такое этичный бизнес. Фото Что такое этичный бизнес

Тренд на «зеленый» или этичный бизнес и эко-стартапы набирает обороты в стране. Еще несколько лет назад под этичным бизнесом понималось уважительное отношение к сотрудникам, клиентам, поставщикам и конкурентам. Теперь границы деловой этики значительно шире и включают в себя этичное отношение к окружающей среде и животным.

Популяризация бережного отношения к окружающей среде сделала ведение «зеленого» бизнеса по-настоящему прибыльным. Успех компаний, выбравших этичную идею для бизнеса показывает, что у российского рынка есть большой потенциал и отличные перспективы. Рассмотрим самые перспективные идеи и интересные отечественные проекты.

«Зеленый» общепит

Вегетарианские и веганские рестораны, кафе, кейтеринги, стритфуд и пекарни – самый обширный сегмент этичного бизнеса. Такие заведения с успехом работают даже в небольших городах, как показывает опыт Eco-time в г. Новомосковске (население – 130 тыс. человек).

В крупных же городах этичный общепит просто обречен на успех: приготовление необычных вегетарианских блюд требует высокой квалификации, в домашних условиях это удается не всем.

Владельцы вегетарианских ресторанов и кейтерингов отмечают, что среди их постоянных клиентов, помимо идейных веганов, всегда есть гурманы, которым просто нравится необычная еда из экзотических ингредиентов.

Вторая обширная категория потребителей еды, приготовленной без использования компонентов животного происхождения – православные верующие во время многочисленных постов.

Вендинговые автоматы по продаже ЗОЖ-еды

Автоматы, продающие снеки, устанавливают повсеместно (включая офисы крупных компаний), но их ассортимент, как правило, отпугивает сторонников здорового образа жизни.

С учетом высокой маржинальности вендинговых автоматов сразу несколько российских компаний (Healthy Food, «Мафия Вкуса», «Венд Эко») осуществили позиционирование на прибыльном ЗОЖ-рынке.

Собственное производство этичных продуктов питания

Рост производства веганских продуктов – общемировой тренд. Компании, специализирующиеся на традиционных мясных и молочных изделиях, спешно добавляют в свои продуктовые линейки веганские опции: так уже поступили Danone, Burger King, KFC и McDonald’s. Акции американских производителей растительного мяса растут, как на дрожжах.

Вездесущая косметическая компания Oriflame также не удержалась от соблазна выйти на сверхприбыльный рынок – распространители бренда теперь предлагают и веганские супы мгновенного приготовления.

В России есть и крупные производители вегетарианских продуктов питания (VolkoMolko, «Боб и соя»), и небольшие стартапы. Greenwise – один из таких стартапов; компания выпускает заменители мяса из растительного белка. Собственное производство в 2020 году принесло владельцам Greenwise 20 млн рублей прибыли.

Как и в случае с общепитом, целевая аудитория веганских продуктовых брендов расширяется за счет гурманов и постящихся. По данным Deloitte, российский рынок растительного мяса имеет огромный потенциал: около 47% россиян в возрасте 16-40 лет готовы включить в свое меню заменители мясной продукции. По данным Forbes, за 2020 год россияне потребили искусственного мяса на 2,6 млрд рублей.

Вегетарианские мастер-классы и кулинарные курсы

Как уже отмечалось выше, веганская кулинария требует серьезных навыков. Неподготовленному человеку сложно будет изготовить в домашних условиях веганский сыр, растительное мороженое или испечь торт. Курсы веганской кухни чрезвычайно популярны на Западе.

В России они только начинают набирать популярность, но уже проводятся как в традиционном, так и в онлайн формате. Для опытного шефа-вегана это отличный способ монетизировать свои навыки и при желании – продвинуть собственный бренд веганской продукции, как это делают популярные западные шефы.

Экологичная косметическая продукция и бытовая химия

Этичная косметика и средства бытовой химии производятся без использования компонентов животного происхождения и не тестируется на животных. В последние годы «зеленая» косметика также отвечает двум другим дополнительным требованиям: ее ингредиенты не наносят вреда окружающей среде, а упаковка разлагается или подлежит переработке.

Безвредная, экологически безопасная бытовая химия – один из важнейших сегментов «зеленого» бизнеса. В последние годы «нехимии» отдают предпочтение многие потребители, даже не относящие себя ни к вегетарианцам, ни к эко-активистам. То же самое справедливо в отношении косметики cruelty free, которая не проходит тестирование на животных и отмечается специальным значком Leaping Bunny – среди сторонников такой продукции немало потребителей, не являющихся вегетарианцами, но выступающих за гуманное отношение к животным.

Лучшее подтверждение прибыльности производства «зеленой» косметики и бытовых моющих средств – истории успеха российских брендов эко-продукции. Практически все основатели ныне прибыльных компаний начинали с варки мыла на собственной кухне – Mi&Ko, «Голодный леший», Levrana, «Краснополянская косметика», «Мастерская Олеси Мустаевой».

Корм для домашних животных

По данным Ассоциации британских ветеринаров, от 12 до 20% всего производимого мяса в мире идет на корм домашним питомцам. Считается, что животноводство наносит огромный ущерб окружающей среде. Кроме того, все больше людей с переходом на веганство задумываются о переводе питомцев на растительный рацион. По этим двум причинам сегменты производства и продажи растительных кормов для собак и кошек стремительно набирают обороты.

Однако качественные корма на растительной основе для собак и кошек в стране пока не производятся. Российские владельцы кошек-веганов покупают корма зарубежных марок или обходятся едой собственного приготовления. Таким образом, российский рынок веганских кормов представляет малоосвоенную нишу для производителей и предпринимателей.

Этичная одежда, обувь и отделочные материалы

Потребители, выступающие за гуманное отношение к животным (или за защиту окружающей среды) предпочитают эко-мех и эко-кожу материалам животного происхождения при выборе одежды, обуви, отделочных материалов или товаров для рукоделия. Многие представители масс-маркета и люксовые бренды заявили об отказе от натуральной кожи и меха.

У сознательных российских потребителей пользуется спросом одежда, аксессуары и обувь отечественных этичных брендов: Vatnique, RCP4.5, Only Me, Revalu, РОСÁ, Anima Shoes, BOTANITA, myFLAFFIco. Успех этих брендов показывает, что российские покупатели морально и материально готовы к переходу на этичный гардероб.

Интернет-магазин веганских товаров

Онлайн-продажи этичных товаров известных брендов – один из самых простых видов бизнеса в «зеленой» нише. Хотя продукция некоторых компаний уже доступна в сетевых супермаркетах, ассортимент оставляет желать лучшего.

Еще хуже обстоят дела с доступностью экзотических ингредиентов, используемых в веганской кухне и спортивным питанием на растительной основе. Кроме того, веганам требуются пищевые добавки и продукты, обогащенные витаминами, которые в естественном виде находятся только продуктах животного происхождения. Всю эту продукцию вегетарианцы и покупают в онлайн-магазинах.

Проще всего открыть веганский магазин по франшизе – такую опцию предлагают Soyka и Biofam. Целевая аудитория дополняется сторонниками ЗОЖ, аллергиками и постящимися православными. Стоимость открытия такого магазина по франшизе – от 1 млн рублей. При наличии продуманного бизнес-плана можно запустить продажи собственными силами. Известному магазину Happy Vegan Shop для этого потребовалось 500 тыс рублей.

Товары без упаковки

Лишь небольшая часть упаковки подлежит переработке. В наши дни упаковка стала одним из главных источников неразлагаемого мусора. С популяризацией концепции Zero Waste («ноль отходов») становятся привычными магазины, где все товары принципиально продаются без вредной для окружающей среды упаковки.

В такие магазины приходят со своей тарой – стеклянными или металлическими контейнерами, полотняными мешочками и т. д. На разлив и на развес там продается все – от шампуня и средства для мытья посуды до конфет и круп.

По словам владельцев российских эко-брендов (например, «Голодного лешего» и «Краснополянской косметики») значительную часть их продукции оптом закупают именно магазины такого формата. Стоимость открытия магазина без упаковки – 500-700 тыс рублей.

Магазины «Ноль отходов»

Сторонники безотходного образа жизни, не наносящего вреда окружающей среде – главная целевая аудитория таких магазинов. Однако ЦА расширяется за счет обычных покупателей, которым близка идея товаров многократного использования и эко-продукции. Магазин может работать как в офлайн, так и в онлайн формате.

В Zero Waste магазинах ассортимент состоит из товаров длительного использования – сторонники концепции, например, предпочитают стеклянные или металлические соломинки для коктейля пластиковым, и полотняные мешочки для покупок – пакетам.
Второй критерий для товаров – минимальный экологический след, то есть легкость переработки или биоразлагаемость продукции.

Переработка отходов и мусора

Ситуация с переработкой мусора в России обстоит катастрофически. Огромные объемы непереработанных отходов означают не только чудовищный вред для окружающей среды, но и упущенную экономическую выгоду.

Между тем, сторонники безотходного образа жизни, по крайней мере в мегаполисах, уже привыкли к раздельному сбору мусора, и зачастую не возражают против личной доставки отходов на перерабатывающие предприятия.

Проще всего перерабатываются стекло, макулатура, некоторые виды пластика и компостируемые органические отходы. По оценке площадки Equipnet, стоимость оборудования завода по переработке отходов начинается от 3,9 млн рублей. На полную окупаемость предприятие выходит в течение первого года работы, после чего чистая прибыль составляет в среднем 1,5 млн рублей в месяц.

Эко-туризм и ретриты

Тренд на здоровый образ жизни оказал огромное стимулирующее влияние на развитие спортивного туризма и фитнеса. Пандемия осложнила зарубежные поездки и вызвала известные сложности с приемом туристов на отечественных курортах, однако в целом карантинные ограничения способствуют развитию внутреннего туризма.

Особой популярностью у жителей мегаполисов пользуются глэмпинг, йога-туры и ретриты – желающих пожить в комфортабельной палатке с Wi-Fi очень много. Выручка глэмпинга «Лес и море», к примеру, в Тверской области составляет 20 млн рублей за сезон, на Алтае — 25 млн рублей.

При организации эко-отдыха учитываются все предпочтения клиентов – они могут выбрать, например, веганские, фруторианские или сыроедческие туры. На Западе популярны туры на специальные ранчо-приюты для спасенных фермерских животных. Таких масштабных миссий по реабилитации животных в РФ пока нет, но организация подобного приюта может стать хорошим видом самофинансируемого эко-активизма.

Источник

Этические подходы к ведению бизнеса

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:

В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».

Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».

В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.

Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок.

Источник

Этичный бизнес в России: особенности, трудности и перспективы

Репост

Мы начинаем серию статей об особенностях ведения эко-бизнеса в России. Сегодня мы поговорили с предпринимателями из Москвы из таких сфер, как общественное питание, косметика и бытовая химия и продукты питания.

Что такое этичный бизнес. Смотреть фото Что такое этичный бизнес. Смотреть картинку Что такое этичный бизнес. Картинка про Что такое этичный бизнес. Фото Что такое этичный бизнес

Идея выше коммерческих целей

Виктория Логунова, совладелец и управляющая Loving Hut (Москва)

Почему вы можете назвать свой бизнес этичным?

Принципы, которые объединяют все кафе и рестораны международной сети Loving Hut – это 100% веганство, отсутствие алкоголя и ГМО. В нашем кафе мы стараемся по максимуму применять принципы этичности – по отношению к гостям, внутри команды, по отношению к планете. Мы сортируем мусор и сдаем его на переработку, устраиваем акции по сбору батареек и люминесцентных ламп, используем перерабатываемую одноразовую посуду. Наше кафе по возможности поддерживает провеганские акции, которые устраивают наши друзья из Альянса Защитников Животных и другие организации. Распространяем листовки в кафе: против использования меха и мясомолочной промышленности. Больше половины наших сотрудников состоят в зоозащитных организациях, поэтому мы всегда за любую активность, ведь мы все веганы по этичным причинам. Мы не боимся потерять гостей, которым не по нраву наша активная позиция, потому что всегда ставим идею выше коммерческих целей.

Как вы лично пришли к этому бизнесу?

По образованию я экономист, начинала строить карьеру в международной аудиторской компании, но быстро поняла, что это не мое. Ушла из офиса с намерением нести что-то полезное в этот мир, и создала свой сайт вег-рецептов, которым занималась 2 года перед тем, как в моей жизни появился Loving Hut.

Успешен ли этичный бизнес во временной перспективе – действительно ли есть развитие?

Конечно, думаю, что в недалеком будущем неэтичный бизнес вымрет, если не перестроится и не станет отвечать экологичности и бережному отношению к природе и живым существам. Ход истории показывает, что постепенно человечество отказывается от плохих идей в пользу хороших, и веганство – это следующая ступенька в развитии нашего общества.

В чем нюансы ведения такого бизнеса в России?

Думаю, сложностей у этичного бизнеса не больше и не меньше, чем у любого другого вида предпринимательской деятельности. Если мы говорим о ресторанном бизнесе, в России быть владельцем ресторана сложнее, чем в других странах из-за огромного количества невыполнимых на практике требований: частых проверок, цель которых – вовсе не защита потребителей, а выкачивание штрафов или взяток, к сожалению. В Европе и Америке такого нет.

Что нужно для успешного развития дела в России?

Смена государственной политики в отношении малого бизнеса и создание института помощи начинающим предпринимателям.

Что такое этичный бизнес. Смотреть фото Что такое этичный бизнес. Смотреть картинку Что такое этичный бизнес. Картинка про Что такое этичный бизнес. Фото Что такое этичный бизнес«Об альтернативном вег-питании должен узнать каждый»

Александра Левкова, директор и соучредитель VolkoMolko

Успешен этичный бизнес в России?

Могу отвечать только за нашу компанию: VolkoMolko активно развивается географически и ассортиментно. Для любого растущего бизнеса всегда актуален вопрос нехватки ресурсов, мы – не исключение. Приобретение нового оборудование, укрупнение производства, найм людей, расширение помещения – все это требует ресурсов, как человеческих, так и финансовых.

С какими сложностями приходится сталкиваться?

— Помещение. В России очень мало профильных помещений небольшого масштаба. Чтобы арендовать площадку для пищевого производства со всеми необходимыми коммуникациями небольшого размера, пришлось попотеть. С этим сталкиваются почти все начинающие представители нашей сферы бизнеса.

— Оборудование и финансы. Мы можем перейти на промышленные масштабы производства, но для этого нужны большие вложения в оборудование. Банки не готовы давать кредиты таким как мы. Для банков мы слишком маленькие, у нас нет за спиной чем поручиться и тема вегетарианства, не говоря уже про веганство, в нашей стране пока не принимается обществом. А даже если бы нам и дали кредит – разница в условиях по сравнению с Европой очень существенна.

— Нетерпимость к вегетарианству. Глядя на европейское общество радуюсь, что там есть место любому человеку с любыми особенностями, в том числе и пищевыми. Это показывает наличие продуктов в магазинах. Заходя в продуктовый магазин, я вижу там 10 видов тофу, несколько видов мясных и молочных имитаций. В нашей стране этичная продукция пока может продаваться только в узкоспециализированных магазинах. Люди, которые посещают большие сетевые продуктовые магазины, еще не готовы покупать такую продукцию. Мы замечаем спрос на наши продукты такой категории людей только в Великий Пост.

-Быстрорастущий рынок. Несмотря на перечисленные сложности, заниматься таким бизнесом в России очень интересно и, на мой взгляд, перспективно, потому что рынок развивается. Нашу продукцию употребляют не только веганы, но люди с аллергией. Мы активно разрабатываем новую продукцию (анализируя тенденции в стране и глядя на опыт зарубежных компаний) и увлечены тем, чтобы найти дорогу к нашему потенциальному клиенту. Ведь многие люди, которые не употребляют продукты с животными ингредиентами, еще не знают о наличии продукции, которую мы производим. А еще больше тех, кто не может отказаться от обычной еды, потому что просто не знает, что есть альтернатива. И вот мы хотим, чтобы информация до такого клиента должна. Чем активно и занимаемся.

Что нужно для успешного этичного бизнеса в нашей стране?

Неважно чем занимается человек, важно, чтобы это шло от сердца. Тогда все будет в радость и будет получаться. Наша энергия помогает развивать это направление. Все больше людей благодаря нашей деятельности знает, что есть альтернативное питание, которое соответствует этике и понятиям ЗОЖ и подходит людям с аллергией. Это важно, потому что помогает всем нам не ощущать себя ущербными – в всего лишь заменить обычный продукт на веганский.

Многие не переходят на растительные альтернативы сыру и молоку, потому что не хотят употреблять сою. О ней, как известно, есть разные мнения, как у медиков и диетологов, так и у потребителей.

В основном, наша продукция не содержит сою. Единственный продукт, где она присутствует, – это соевое молоко. Веганские продукты не ограничиваются содержанием сои. Есть популярный пшеничный белок (продукты из сейтана), орехи (растительное молоко), гороховый белок, кокосовое масло и другие ингредиенты, которые, например, используются для наших имитационных сыров VolkoMolko.

Если зайти в интернет и набрать «соя – полезно», то выпадет много статей о пользе сои. Если набрать «соя – вредно», вы увидите соответствующие запросу материалы. Поэтому говорить о том, что наша продукция полезна, я не буду, и то, что вредна – тоже. Каждый человек сам для себя определяет, что нужно его организму в силу его уникальности.

Лично я отказалась от молочной продукции, потому что я плохо чувствую себя от нее. Поэтому наша продукция помогает мне ощутить себя полноценно, заменяя классическое молоко растительным и классические сыры – нашими имитационными сырами VolkoMolko.

Что такое этичный бизнес. Смотреть фото Что такое этичный бизнес. Смотреть картинку Что такое этичный бизнес. Картинка про Что такое этичный бизнес. Фото Что такое этичный бизнесИнтуитивной веганство через любовь к земле

Лариса Алексеева, владелица магазина Sinitsa Eco-shop

Почему ваш бизнес можно назвать этичным?

Продукция в нашем магазине подобрана таким образом, что даже самые требовательные веганы смогли бы найти для себя необходимое. Наша семья придерживается веганского питания, а так как магазин мы создали согласно своим взглядам на идеальный ассортимент, то это отразилось и на требованиях к продукции, которую мы предлагаем.

Как все начиналось?

Прежде чем открыть свой семейный интернет-магазин sinitsa-eco.ru, мы с мужем Дмитрием трудились в обычных офисах, работали по специальности (он – машиностроение и автомобильное хозяйство, а я – проектирование газонефтепроводов). Веганство и стремление к этичному образу жизни пришли к нам интуитивно, через любовь к земле с появлением собственного участка. Труд на земле укрепил в нас чувство аккуратности и бережливости к собственному окружающему пространству. Мы стали задумываться об «умном», экологичном и чистом земледелии, которое бы не только позволило нам выращивать экологически чистые овощи, зелень и другие плоды, но и достигать этого без излишних трудозатрат. Таким образом мы стали изучать принципы пермакультуры и внедрять их в свою работу, и это дало свой результат.

Через любовь к земле мы подошли к вопросу о личном здоровье. А мой личный нейтралитет к продуктам животноводства позволил шире посмотреть на продукты растительного мира. Так я выбрала для себя веганство, а Дима активно меня поддержал! Шло время, наш взгляд на мир менялся, менялись жизненные принципы и ряд материальных ценностей. Появилась цель – создание семейного бизнеса, который не только мог бы обеспечить нам стабильный доход, но и реализовать потребность в творчестве, создать продукт своими руками, внести свою небольшую лепту в процветание этичного бизнеса в нашей стране. И мы создали интернет-магазин экологичных продуктов питания и товаров для дома, ассортимент которого включает только то, чем мы пользуемся сами и что могли бы от души порекомендовать своим покупателям.

Каково это – иметь подобное дело в нашей стране?

На начальных этапах своего развития приходится непросто. Мы сами являемся активными представителями нужной нам аудитории! На первый взгляд, тенденция на российском рынке ведет к тому, что люди начинают отдавать предпочтение натуральным продуктам питания, средствам гигиены и косметике. Однако в реальности, когда магазинов и производителей экологичной продукции становится все больше и больше, не так-то просто сообщить о себе своей аудитории. И тем не менее, интерес к такой продукции и товарам растет, и численность заинтересованных покупателей тоже, а значит, этичный бизнес, на наш взгляд, просто обречен на успех. Нужно лишь обозначить себе личную стратегию.

В чем, на ваш взгляд, особенности бизнеса в нашей стране по сравнению с другими странами?

В любом направлении бизнеса есть свои сложности и нюансы, необходимо лишь выработать индивидуальную тактику и путь развития. И с этим не будет проблем, когда делаешь свое дело от души. Этичный бизнес в России развивается гигантскими темпами, предложений все больше, интерес к подобной продукции растет с каждым днем. За рубежом все несколько иначе. Например, в Италии и Германии гораздо шире аудитория, которым это интересно. Очень порадовала нас Австралия. В этой стране веганство на государственном уровне признано здоровой системой питания. Условия для развития этичного бизнеса там, как нам видится, крайне благоприятные. Австралийцы придерживаются бережливого отношения к природе, любят свою страну, любуются ее природной красотой, в городах огромные территории выделяются под сказочной красоты цветущие парки и ботанические сады. Каждое дерево подписано, за животными и растениями тщательно наблюдают и ухаживают, местные занимаются спортом с утра до вечера на свежем воздухе, спортивные площадки – на каждом шагу. Масса предложений с веганской кухней, экологичный и здоровый образ жизни очень популярен, сортируются отходы, предусмотрены серьёзные штрафы за нанесение ущерба окружающей среде. В таком обществе этичный бизнес процветает.

Что такое этичный бизнес. Смотреть фото Что такое этичный бизнес. Смотреть картинку Что такое этичный бизнес. Картинка про Что такое этичный бизнес. Фото Что такое этичный бизнесНе упускать благородную цель, что была на старте

Станислав Захаров, идейный вдохновитель экомаркета «Свой путь»

Почему выбрали этичный бизнес? В какой сфере работали до этого?

Я бы не сказал, что это был именно выбор. Обстоятельства так складывались, что другим делом я бы уже не смог заниматься. Лет 6 назад я стал вегетарианцем, перестал курить и употреблять алкоголь, обучился практике Рэйки, и мне стала близка тема духовного развития. Когда в жизни, а точнее, в сознании происходят такие изменения, то за другое направление уже и взяться невозможно.

Что такое этичный бизнес, на ваш взгляд?

Лично для меня важно, чтобы в деле была созидательная идея. Нашим детям ещё жить в том Мире, который останется после нас. И я хочу, чтобы моя дочь жила на планете с чистым воздухом, зелёными лесами и голубыми океанами, с адекватными людьми, которым можно доверять. Свое дело мы начали с супругой именно из этих соображений. Еще для нас важно было, чтобы люди смогли подобрать для себя полезные вегетарианские продукты в одном месте. Причём, чтобы это был не просто магазин, а скорее пространство, в котором было бы комфортно находиться, общаться на разные темы, узнавать что-то новое. Иногда покупатели не хотели от нас уходить и возвращались снова и снова, рассказывали про перемены, которые произошли, когда они сменили пищевые предпочтения. Их истории еще больше мотивировали продолжать заниматься любимым делом.

Есть ли развитие у этичного бизнеса в России?

Да, например, в 2011-2012 годах в Москве было всего около 5 магазинов нашей тематики, сейчас их несколько десятков. Тема ЗОЖ очень популярна, о чем говорит огромное количество профилей в Инстаграм, мотивирующих людей заниматься собой. Многие звёзды пропагандируют вегетарианство. До многих доходит информация о том, что без мяса можно очень здорово и полноценно жить и чувствовать себя гораздо лучше. И это несомненно оказывает положительный эффект на развитие. Людей уже даже не удивляет веганская колбаса. А какие появились шикарные raw-vegan сладости?! К моей жене выстраивается очередь на сыроедные торты, причём покупают их даже люди традиционно питающиеся.

Нюансы ведения этичного бизнеса в России?

Нюансы есть везде, но опять же, прелесть этичного дела в том, что это не масс-маркет в полном смысле этого слова. И люди, которые обращаются в этичные компании, едят в вегетарианских кафе, по большей части сами разделяют эти ценности. С ними гораздо комфортнее работать. Сложности, конечно, бывают. Точнее это не сложности, а задачи, которые периодически приходится решать. Опять же, для меня этичный бизнес существует на стыке духовного и материального. С одной стороны, не погрузиться с головой в погоню за прибылью, и с другой стороны не слишком расслабляться.

Что нужно для успешного развития дела в России (возможно, что поменять в сознании общества)?

Мне тяжело судить о сознании общества в целом, но та часть, с которой я пересекаюсь в силу своей деятельности, по большей части настоящие молодцы. Менять надо себя. И на своем примере доказывать, что можно заниматься делом и при этом быть честным человеком, что можно с сотрудниками выстраивать доверительные отношения и относиться к ним, как к Людям, а не как к человеческому ресурсу. Могу сказать, что чем больше будет по-настоящему идейных людей и проектов, тем лучше будет развиваться этичное дело. Главное, чтобы люди не упускали из вида ту цель, которую они закладывали на старте.

Однако, несмотря на все наше глубокое уважение к героям нашей статьи, нельзя не заметить, что планка этичности бизнеса у всех разная. Далеко не все из представителей данной сферы предпринимательства отказались от меда и молока в своих продуктах. Безусловно, это касается не только героев нашей статьи. О неэтичности потребления вышеназванных продуктов есть множество статей, выложенных в свободном доступе в Интернете. В рамках заявленной темы публикации мы не будет останавливаться на них подробно. Хочется лишь надеяться, что начало положено, и этичный бизнес в России будет стремительно развиваться, постепенно создавая конкуренцию мясной, молочной, меховой и прочим индустриям, и более строго подходя к составу собственных продуктов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *