Что такое этапы работы
С чего начинается любой проект
Когда вы сталкиваетесь с созданием проекта (неважно, MVP это инновационной идеи или уже будущий highload-сервис, который вам поручило реализовать руководство), он всегда будет проходить через ключевые точки. От того, как вы расставите приоритетность этих точек, как подготовитесь к ним и как зафиксируете результат, будет зависеть успех проекта.
Для начала немного теории. Что же такое проект?
Это выполнение уникальной работы. У вас есть начало и конец + некий путь между этими двумя точками. Этот путь вы представляете себе как прямую линию (или почти прямую линию), из точки А в точку Б, где вы и должны получить результат, по которому измеряется успешность вашего проекта.
Хотим отметить, что регулярные (рутинные) процессы, которые вы ежедневно выполняете — не равны проектной деятельности. Проектные и процессные задачи не должны перемешиваться между собой. Проектные задачи должны регламентироваться отдельными правилами и нормами в вашей компании или команде.
Мы любим сравнивать IT проект со строительством. Так понятнее становятся многие вещи для Заказчика (ведь они превращаются в осязаемые процессы).
Давайте представим себе конструирование загородного дома. Его проектирование можно оптимизировать, выполнив адекватное планирование. Если создавать все в неверном (пусть даже местами) порядке — трудно будет создавать, тестировать и отлаживать процесс постройки (идея, проект, закупка материалов, закладка фундамента, возведение стен и т.д).
Очень часто причиной закрытия так и не вышедшего в свет проекта — является нехватка бюджета. Большая часть этой нехватки — связана с неверным планированием в начале пути.
Тщательное планирование необходимо.
“Вы можете спланировать основные структурные компоненты и позднее решать, чем покрыть пол, в какой цвет покрасить стены, какой использовать кровельный материал и т. д. Хорошо спланированный проект открывает больше возможностей для изменения решения на более поздних этапах работы.” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный код”)
Разные проекты (CRM, ERP, e-commerce, агрегаторы объявлений и т.д.) — требуют разного подхода в планировании. Существуют классические и гибкие методологии (постепенность процессов против коротких повторяющихся итераций) для управления проектами. Все методологии помогают нам расставить приоритеты и минимизировать потери на проекте, но не дают “серебрянной пули”.
Невозможно реализовать проект быстро, дешево, с максимально возможной функциональностью, без рисков для вас и с наивысшим качеством. Так или иначе, все аспекты придут в баланс и будут друг другу соответствовать.
Любой проект проходит через фазы развития. Каждую из них можно пройти циклично по несколько раз, перед тем как переходить к следующей.
Если на предварительном этапе выработки требований к проекту, можно описать только малую часть, то рекомендуется придерживаться более гибких методологий разработки и управлять проектом фрагментарно, определив на старте минимальные жизненно важные требования к проекту. Дополнительные требования добавляются по мере развития проекта.
Определить критический путь проекта. Есть те работы, которые идут параллельно или идут последовательно и их невозможно сделать, не выполнив предыдущую задачу.
“Помните о бизнес-модели проекта. Многие проблемы с требованиями исчезают при воспоминании о коммерческих предпосылках проекта. Требования, которые сначала казались прекрасными идеями, могут оказаться ужасными, когда вы оцените затраты” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный код”)
Совет:
Обращайтесь за помощью к специалистам из финансовой, юридической, экономической, технической сферы, чтобы верно спланировать проект и не столкнуться в середине пути с тем, что нужно было решить вначале. Рекомендуем обращаться к потенциальным подрядчикам, т.к. это поможет определиться с выбором подрядчика и включиться им в работу.
“Внимание к требованиям помогает свести к минимуму изменения системы после начала разработки. Обнаружив при кодировании ошибку в коде, вы измените несколько строк, и работа продолжится. Если же во время кодирования вы найдете ошибку в требованиях, придется изменить проект программы, чтобы он соответствовал измененным требованиям. Возможно, при этом придется отказаться от части старого проекта, а поскольку в соответствии с ней уже написан некоторый код, на реализацию нового проекта уйдет больше времени, чем могло бы. Вы также должны будете отказаться от кода и тестов, на которые повлияло изменение требований, и написать их заново. Даже код, оставшийся нетронутым, нужно будет заново протестировать для гарантии того, что изменение не привело к появлению новых ошибок” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный Код”)
Функциональные области в проекте это сроки, бюджет (стоимость), задачи (качество их выполнения), риски, выгоды, команда, интеграция (объединение всех областей). Всё нужно описать еще на старте и дальше переходить к выполнению этапов проекта.
Какие же это будут этапы?
Этапы работы над проектом
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Вообще путаница довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.
Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Очень часто путают понятия исследовательская работа и собственно, сам проект.
Цели применения проектной деятельности:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
учить представлять свой творческий, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов
учить применять свои знания в новых условиях
формировать универсальные учебные действия
воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
учить ориентироваться в мире информации.
Можно выделить следующие виды проектов:
по доминирующей в проекте деятельности :
по количеству учащихся : индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов.
Но, всё же любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Постановка цели и задач.
Подготовка к защите и защита работы.
Я бы хотела разобрать работу над каждым этапом на примере проекта «Кристаллы»
Ход информационно-исследовательского проекта (на примере):
1.Выбор темы исследования.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.
2 этап: Организация деятельности
2.Постановка целей исследования.
(что и для чего мы будем делать?)
изучение «мира кристаллов» и способов их выращивания
Выработка плана действий
(как и с помощью чего можно это сделать?)
Узнать факты о кристаллах.
Вырастить кристаллы в домашних условиях.
4.Объект, предмет и база исследования
Предмет: способы их выращивания в домашних условиях
( в случае, если проект-исследовательский)
Из подручных средств (соли, воды), можно в домашних условиях вырастить кристаллы
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Изучение информации о кристаллах, эксперимент.
Узнать из разных источников информации (из энциклопедий, Интернета, у взрослых), что такое кристаллы, какие бывают кристаллы.
Выяснить, где встречаются кристаллы в обычной жизни.
Вырастить кристаллы дома.
В соответствии с планом работы
Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.
3 этап: Представление готового продукта
10.Представление и защита проекта.
Выступление с защитой своего проекта.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
При создании необходимых условий можно вырастить кристаллы в домашней обстановке
12.Оценивание исследовательской деятельности.
Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.
Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.
«Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учителя слышат такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых, осознает важность и значимость подобных ситуаций.
Начинать учить ребёнка проектной деятельности нужно уже с первого класса.
Причем работа над формированием УУД, помогающих рёбенку освоить метод проектов должна охватывать всю образовательную деятельность, как урочную, так и внеурочную.
С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, например «Как ухаживать за цветами». Прочитав текст учебника, поделившись своими знаниями, дети сами составляют правила ухода за цветами. Затем мы посадили росток и в течении двух месяцев за ним ухаживали, используя памятки, выработанные ребятами. только практическим путём ребенок может убедиться, что он был прав. Важность имеет самостоятельная деятельность детей.
Стараюсь не давать готовые знания, подвожу ребят к самостоятельным выводам, для этого использую групповую работу детей, учу распределять роли. Очень люблю метод «мозговой штурм», когда за определенное время дети должны придумать решение проблемы, а потом защищать свою идею. Сначала участвую в таких заданиях наравне с детьми, постепенно дети начинают работать самостоятельно.
Иногда, если из-за нехватки информации дети не могут ответить на вопрос, предлагаю узнать эту информацию дома. Учу делать сообщения, исходя из интересующей их тематики.
В ходе уроков учу брать интервью и проводить анкетирование среди сверстников, родителей, учителей.
В развитии навыка поиска информации и умения находить нестандартные решения мне помогают творческие олимпиады, задания в которых направлены на развитие навыка поиска информации и умения находить нестандартные решения.
Задания, направленные на развитие умения поиска информации
Сначала давайте определимся с нашим адресатом. Знаешь ли ты, как зовут Деда Мороза в разных регионах Российской Федерации? Установи соответствие. Ответ представь: цифра – буква.
Какие этапы прописывать в договоре
Почему стоит сдавать работу поэтапно
Опыт работы в разных студиях и с разными людьми подсказывает: лучшая гарантия оплаты — это произведенная оплата. Договор, гарантийное письмо, подписанный акт или, тем более, устная договоренность вовсе не означают, что вам заплатят в срок, если вообще заплатят. Вам же надо будет в срок принести денежку за офис, связь, питание, выплатить зарплаты и налоги, оплатить хостинг, работу субподрядчиков и еще много чего.
Портить отношения с заказчиком, тем более, ввязываться в тяжбы — последнее дело. Долго, крайне неприятно, часто невыгодно и почти всегда неоправданно. В большинстве случаев все можно решить цивилизованно и по доброй воле сторон, а один раз предупредить — лучше, чем потом постоянно лечить хроническое заболевание. бросайте курить
Даже очень крупные и серьезные компании, в которых работают порядочные и добросовестные люди, по самым разным причинам задерживают оплату. Например, бюджет на этот квартал у них закончился (но они готовы оплатить в следующем). Фактически, небольшая студия или агентство кредитует крупного заказчика.
Но чаще бывает, что финансовый директор, с которым вы вообще незнакомы, решает отправить деньги на более приоритетные дела. Небольшая студия никогда не будет приоритетной у большой компании с десятками представительств. Это реальность. И это не повод портить отношения с хорошими людьми и значимым клиентом.
При работе с малым и средним бизнесом (да и крупные холдинги, занимающиеся недвижимостью, этим грешили) приходилось слышать и про «отсутствие денег в фирме», и про «потерявшиеся в бухгалтерии счета» и что «генеральный счета подписывает, а он в командировке». Но вам самим тоже надо платить. То есть, вы кредитуете заказчика за свой счет. Если бы он взял эти деньги в банке, то заплатил бы с них проценты, а так эти проценты платите вы.
Как это работает и почему это выгодно
Разделение работы на этапы выгодно и добросовестному подрядчику, и добросовестному заказчику. Запомните это и используйте в переговорах.
Этапы уменьшают размер платежей
Чисто психологически многим людям легче согласиться на три платежа по 2000 евро, чем на один платеж в 6000 евро.
При работе с большими компаниями легче уместиться в остаток квартального бюджета. Можно ждать следующего квартала, а можно часть денег получить уже сейчас.
Когда заказчик — небольшая фирма, часто бывает, что им приходят какие-то деньги, но они не держат эти деньги на счету, а тут же куда-то их пускают. И когда приходит черед платить вам, денег нет. Когда платежи разбиты на этапы, проще уместиться в очередной такой приход денег.
Этапы — это контрольные точки
Не только заказчик должен контролировать ход проекта, но и подрядчик должен контролировать выплаты.
Заказчик на законных основаниях может поинтересоваться, где макеты, ведь близится прописанный в договоре срок окончания соответствующего этапа. Подрядчик будет в тонусе, зная, что не сможет отложить все на последнюю неделю. Когда работа разбивается на этапы, вероятность срыва сроков уменьшается.
И, опять же, чисто психологически, заказчику спокойнее: он действительно держит руку на пульсе и имеет возможность отследить реальный ход выполнения работ.
Подрядчик же может сдать макеты, получить подписанный акт и потребовать оплаты в установленный сторонами и прописанный в договоре срок. Если же заказчик задержит оплату в промежуточный срок, то при грамотно составленном договоре подрядчик получит инструменты влияния: будет иметь право сдвинуть сроки и потребовать пени.
Денежный аргумент (пени) — достаточно жесткий. Оставьте его на крайний случай. На самый крайний. Приберегите его для бухгалтерии или финансового директора. Например, когда бухгалтер говорит «ой, счет потерялся» или «мы вот-вот заплатим», ему можно намекнуть, что по договору срок уже прошел, денег нет, а в договоре предусмотрены санкции. Бухгалтеры и финансисты денежный аргумент воспринимают быстрее всего, а вот основному контактному лицу высказывать его не торопитесь.
К слову, в студии Made я этим аргументом пока не пользовался, хотя мы заказчику один раз пени заплатили, причем сами о них и напомнили. Срок был сорван при участии обех сторон, но я не стал устраивать разбирательства, кто больше виноват. Просто когда меня спросили, сколько нам должны, я назвал сумму, посчитал пени и выставил счет с соответствующим вычетом.
Для заинтересованного в сдаче проекта лица аргумент со сроками — более действенный и менее жесткий. Разговоры о сроках, в отличие от санкций, обид не вызывают. Если менеджер со стороны заказчика чувствует, что задержка произошла по его вине (не отдал счет в бухгалтерию, пошел в суши-бар вместо того, чтобы вечером согласовать макет с боссом), то он понимает: при официальном сдвиге сроков косяк всплывет, начальство увидит.
К тому же, у заказчика есть свои дедлайны, к которым он относится с большим пиитетом, чем к вашим дедлайнам. Вот сдвиг сроков на законных основаниях — это хороший, цивилизованный инструмент влияния, позволяющий увязать интересы заказчика с вашими.
Если со стороны менеджера заказчика косяков нет, то он сам пойдет к боссу и доходчиво объяснит, почему стоит ответственно подойти к исполнению своих обязательств по договору.
Этапы — это точки фиксирования
Сделал дело, сдал результат, получил оплату. Это — страховка и вам, и заказчику. Метеорит ли упал на студию, ударила ли в заказчика молния, ограбили ли его оборотни в погонах или на дизайнера нашел творческий кризис, определенный этап отношений зафиксирован.
Заказчик получил свои макеты, шаблоны, техзадание, а подрядчик — деньги и закрывающие документы.
Если вдруг дело дойдет до расторжения договора (причины самые разные, например, учредитель заказчика решил закрыть соответствующее направление бизнеса), то работа по этапам серьезно вас выручит.
Во-первых, вы уже получите деньги за предыдущие этапы. Объем выполненной, но неоплаченной работы уменьшается.
Во-вторых, когда происходит расторжение договора подряда (даже если вы напишете про услуги, в суде все равно могут создание сайта причислить к работам по подряду), то заказчик обязан оплатить стоимость реально выполненных работ. Подрядчику же надо показать, какие работы были реально выполнены, и обосновать, что эти работы действительно заняли пятьдесят процентов стоимости договора, а не пять, как хочет представить оппонент.
Когда выделены этапы, их стоимость обозначена в договоре и есть акты, подтверждающие, что результат этапа был принят заказчиком, то все становится значительно проще.
Вы получаете деньги раньше
Выгоднее получить часть денег раньше. Здравомыслящий человек не согласится дать 100% предоплату. Обычно предоплата составляет 30—40%. Оставшиеся 60—70% придется ждать еще долго.
При этапной оплате вы имеете возможность взять предоплату, а потом сдавать работы по частям, получая постепенно следующие деньги. И эти деньги можете пустить на текущие расходы: зарплаты, аренду, оплату иллюстраторам.
Примеры этапов
Мы стараемся, чтобы техническое задание было оплачено отдельно. Более того, на составление технического задания следует заключать отдельный договор. Увы, не всегда получается убедить заказчика работать по такой схеме. Тем не менее, именно отдельный договор на проектирование сайта я считаю правильной, цивилизованной схемой работы. Почему — расскажу позже.
Исключение составляют небольшие сайты при налаженном процессе, взаимопонимании с заказчиком и полном обоюдном доверии.
Если проект небольшой, то в качестве промежуточного этапа мы выделяем оформление. Заказчик получает полный комплект макетов и комментарии для технологов.
Если проект подразумевает сложную верстку, написание нетривиальных скриптов, то этот процесс тоже стоит выделить в этап. Заказчик получает полный комплект шаблонов, скриптов и сопутствующих файлов. Все протестировано в разных браузерах и сопровождается комментариями.
Если проект сложный, длительный, то следует разработать индивидуальную схему разделения на этапы, руководствуясь определенными принципами.
Договор строительного подряда — важнейший этап строительства
Строительство любого объекта представляет собой сложный комплекс работ, состоящий из следующих один за другим этапов на протяжении продолжительного периода времени. Условиями договора подряда может быть определена сдача работ заказчику либо по мере выполнения всего объема работ, либо по этапам.
На практике встречаются различные виды приемки: промежуточная, частичная, приемка отдельных этапов работ. Зачастую схожесть понятий и неоднозначное закрепление в договоре строительного подряда конкретных взаимоотношений сторон по сдаче-приемке результатов работ может приводить к спорным ситуациям. Четкое разграничение имеет принципиальное значение для распределения рисков случайной гибели или случайного повреждения результата работ. В случае принятия промежуточных работ, не относящихся к отдельному этапу, действует общее правило о распределении рисков, а при принятии отдельного этапа работ распределение рисков регулируется специальным правилом. Ниже мы остановимся на приемке отдельных этапов работ (этапа строительства).
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЭТАПОМ РАБОТ (ЭТАПОМ СТРОИТЕЛЬСТВА)?
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. При этом в соответствии с п. 3 ст. 753 ГК РФ заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика. С данной нормой корреспондирует и п. 1 ст. 741 ГК РФ, предусматривающий, что риск случайной гибели или повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.
Следует отметить, что ГК РФ не раскрывает подробно, что понимается под отдельным этапом работ (этапом строительства), выполняемых по договору строительного подряда.
Понятие этапа строительства содержится в п. 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, в п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, в п. 3.2.1 Методологических положений по системе статистических показателей, разрабатываемых в статистике строительства и инвестиций в основной капитал, утвержденных Приказом Росстата от 11.03.2009 N 37 (согласованы с Минэкономразвития России и введены в действие с 1 июня 2009 г.). Исходя из указанных документов, этапом строительства является строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т.е. независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т.е. независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Согласно данному определению этапа им, по сути, может быть только то, что в том же Приказе Росстата от 11.03.2009 N 37 и в других официальных документах именуется очередью строительства и пусковым комплексом. Практически лишь они способны быть частью объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т.е. независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Пусковым комплексом является совокупность нескольких объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройства и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам (п. 3.2.1 Приказа Росстата N 37, п. 3.12, 3.13 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1).
Следует обратить внимание, что необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование. Разработка проектной документации, согласно письму ОАО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» от 06.06.2008 N 478/СН «Разъяснения ОАО «ЦНС» о статусе СНиП 11-01-95″, осуществляется в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением о составе разделов документации и требованиях к их содержанию (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87) для объектов капитального строительства.
Подготовка проектной документации играет важную, а зачастую и решающую роль, например, в разрешении споров. Исходя из нормативного трактования этапа строительства, можно ли выделить «нулевой цикл» в этап строительства?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «НУЛЕВОЙ ЦИКЛ» ЭТАПОМ СТРОИТЕЛЬСТВА?
В нормативных документах отсутствует четкое определение «нулевого цикла» строительства.
В п. 4.4 Постановления от 05.03.2004 N 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ» указано, что в локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы «нулевого цикла») и надземную часть (тот же рекомендуемый порядок сметной документации на строительство закреплен в п. 3.1.1.4 письма Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349). На основании приложения N 4 к указанному документу «Примерный состав затрат при определении сметной стоимости объектов жилищного строительства, осуществляемого в микрорайонах, кварталах городов, поселках городского типа сельских населенных пунктах, а также на отдельных участках» в сметную стоимость каждой из частей дома (жилой и нежилой) наряду со средствами на устройство основных конструктивных элементов и на выполнение работ, относящихся к ним непосредственно, могут включаться также соответствующие доли общих для этих частей дома затрат, связанных с выполнением работ «нулевого цикла» (земляные работы, фундаменты, стены и перекрытия над техническими подпольями и подвалами), в размерах, пропорциональных строительным объемам жилой и нежилой (только встроенной) частей дома.
Из этого следует, что «нулевой цикл» включает комплекс работ, которые производятся ниже отметки V = 0.00. При этом средства на выполнение работ «нулевого цикла» распределяются между жилой и нежилой частями пропорционально их строительному объему либо включаются в стоимость строительства жилой или нежилой части дома, т.е. не выделяются как отдельный элемент сметной стоимости (данное положение также закреплено в п. 2 приложения N 4).
Архитектурно-строительные решения ниже отметки 0.000 этапом строительства являться не могут, так как для выделения этапа строительства необходимо соблюдение двух условий: объект может быть введен в эксплуатацию автономно и объект может эксплуатироваться автономно.
Однако в арбитражной практике есть и иной подход. Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 07.10.2009 по делу N А17-2845/2009 «нулевой цикл» (включающий в себя подготовку котлована и заливку фундамента) признал первым этапом строительства.
Суть рассматриваемого спора. Общество обратилось к администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома (первая очередь строительства, ниже отметки 0.000). Представлено положительное заключение государственной экспертизы, градостроительный и кадастровый планы земельного участка, правоустанавливающие документы на него, копии технических условий, проектная документация на жилой дом, проект организации строительства, копия паспорта отделки фасадов.
Суд указал, что выданное обществу положительное заключение государственной экспертизы не оспорено. Ссылки на п. 8 Положения о составе разделов проектной документации и п. 2 Положения о государственной экспертизе судом отклонены, поскольку из них следует, что содержащееся в названных Положениях понятие этапа строительства подлежит применению лишь в целях подготовки проектной документации и проведения государственной экспертизы этой документации. В то же время Госстроем России, являвшимся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере строительства (в настоящее время Минрегионразвития РФ), были выделены пять этапов строительства жилого дома (здания): «нулевой цикл», надземная часть, монтаж инженерного оборудования, отделочные работы и благоустройство территории (п. 2.5 Состава экономических и технических показателей строящихся жилых домов, этапов контроля за ходом строительства и реквизитов, подлежащих включению в регистр жилых домов, строящихся на территории субъектов Российской Федерации, и Рекомендаций по его ведению, утвержденных Приказом Госстроя России от 31.03.1998 N 17-71).
Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145.
На основании изложенного отказ администрации в выдаче разрешения на строительство первой очереди строительства многоквартирного жилого дома (архитектурно-строительные решения ниже отметки 0.00) признан незаконным.
БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗАВЕРШЕНИЯ ЭТАПА СТРОИТЕЛЬСТВА
В силу ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям. При этом подготовка проектной документации по инициативе застройщика или заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства (п. 12.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В случаях, порядке и с последствиями, которые предусмотрены правовыми актами, возможна государственная приемка, проводимая с участием представителей государственных органов и органов местного самоуправления. Порядок приемки подобных объектов в эксплуатацию определяется СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84).
Пунктами 1.8 и 1.9 СНиП 3.01.04-87 установлен порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений). Законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок.
Многосекционные жилые дома, состоящие из четырех секций и более, могут приниматься в эксплуатацию отдельными секциями, когда это предусмотрено проектом, планом капитального строительства и титульным списком, при условии полного окончания монтажа конструкций и подключения отопления в примыкающей секции, а также завершения благоустройства территории, прилегающей к сдаваемой секции (п. 1.9 СНиП 3.01.04-87).
Следовательно, отдельные секции многосекционного жилого дома могут выделяться в отдельные этапы строительства, при этом необходимо выполнение не только строительно-монтажных работ, обеспечение инвентарем, подключение отопления, но и должны быть завершены работы по благоустройству территории.
Суть рассматриваемого спора. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения выдать заключение о соответствии объекта строительства установленным требованиям.
Суды пришли к выводу, что заключения о соответствии не могут быть выданы посекционно по следующим основаниям:
В рассматриваемой ситуации не были представлены доказательства того, что секции многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными и отдельно стоящими объектами соцкультбыта могут эксплуатироваться автономно.
Таким образом, проектной документацией не предусмотрено возможности ввода в эксплуатацию отдельных секций.
Также немаловажный вопрос: как документально оформить окончание этапа строительства?
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ ЭТАПА СТРОИТЕЛЬСТВА
В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. При этом односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ только в случае обнаружения таких недостатков, которые исключают возможность использования объекта для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Как уже указывалось ранее, при выполнении и сдаче результатов строительных работ по этапам (этапы строительства должны быть предусмотрены договором) заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.
Нормы ГК РФ не содержат каких-либо положений о форме акта приемки выполненных строительных работ, поэтому применяются унифицированные формы при сдаче результата работ.
Акт по форме КС-2 составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а), который ведет подрядчик. На основании данных акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в которой выполненные работы и затраты отражаются исходя из договорной стоимости, с учетом общего объема работ, выполненных с начала строительства конкретного объекта. Данная справка служит для расчетов заказчиков с подрядчиками за выполненные работы.
Необходимо учитывать, что согласно п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» при осуществлении строительства здания по договору строительного подряда, в котором этапы работ не выделялись, акты по форме КС-2 подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Данные акты не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.
Поэтому если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ заказчиком, то акты по форме КС-2 и КС-3, подписываемые заказчиком и подрядчиком за отчетный месяц, являются основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся расчеты с исполнителем, и не являются подтверждением принятия результата работ.
Следовательно, подписание актов КС-2, КС-3 по строительным работам будет свидетельствовать о приемке заказчиком выполненного этапа работ (этапа строительства) и переходе права собственности и рисков по объекту, если договором подряда прямо предусмотрены этапы строительства.
Также могут быть использованы форма N КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта» либо форма N КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией», которые предназначены для оформления приемки законченного строительством объекта в целом, так как выделенный этап является отдельным объектом капитального строительства.
Таким образом, документальное оформление этапа работ (этапа строительства), прежде всего, зависит от договорных отношений сторон. При выполнении строительных работ на поэтапной основе в тексте договора строительного подряда должны быть закреплены следующие условия: указание в тексте договора о поэтапном выполнении работ, также должны быть выделены этапы с перечнем конкретных видов работ и сроков их выполнения. Этапы выполнения строительных работ и их стоимость, указанные в договоре строительного подряда, должны совпадать с аналогичными этапами и их стоимостью, указанными в строительной смете и в формах КС-2, КС-3.
При этом, исходя из того что поэтапная приемка объектов строительства предусматривается при создании сложных (составных) объектов и результатом каждого этапа является создание отдельного объекта, который может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то наиболее оптимальным документальным оформлением является составление и подписание сторонами актов по форме КС-11 (КС-14).
Во избежание спорной ситуации документальное оформление при завершении этапа строительства и использование конкретных форм также желательно отразить в договорных отношениях.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Необходимо отметить, что большое значение играют договорные отношения сторон и закрепление выполнения работ на поэтапной основе, что, в свою очередь, перераспределит риск случайной гибели или случайного повреждения результата работ между заказчиком и подрядчиком.
Для выделения этапа строительства необходимо соблюдение двух условий: объект может быть введен в эксплуатацию автономно и объект может эксплуатироваться автономно. С целью исключения риска отказа в выдаче заключения о соответствии объекта строительства установленным требованиям в проектной документации должна быть предусмотрена возможность ввода в эксплуатацию этапа работ (этапа строительства).
Проектную документацию в отношении отдельного этапа рекомендуется разрабатывать в объеме, необходимом для осуществления этого этапа. А разработку проектной документации применительно к отдельным этапам работ должен устанавливать заказчик с указанием в задании на проектирование. Также следует обратить внимание на то, что при строительстве многосекционного жилого дома проектной документацией должно быть предусмотрено благоустройство территории посекционно, в противном случае отдельные секции не могут быть введены в эксплуатацию.
Порядок документального оформления сдачи-приемки этапа работ зависит от того, предусмотрены ли и выделены ли в договоре строительного подряда этапы строительства. Подписанные акты о приемке выполненных работ при отсутствии выделенных этапов в договоре строительного подряда являются только основанием для определения стоимости выполненных работ и не подтверждают принятие результата работ и переход рисков от подрядчика к заказчику.
Отражение в договоре подряда условий о поэтапном порядке сдачи-приемки результатов работ и подготовленная проектная документация в отношении отдельных этапов строительства, подтвержденная обоснованными расчетами и технологической возможностью реализации строительства по этапам, позволит избежать спорных и негативных ситуаций.