Что такое эстетика женского тела
Красота женского тела в искусстве — воспетый в веках идеальный художественный образ
Красота женского тела в искусстве в течение многих веков воспевалась художниками разных исторических эпох и стилей. Красотой женского тела в искусстве люди восхищались еще в античности, но в истории человечества неоднократно бывали периоды, когда эстетика обнаженной натуры находилась под строжайшим запретом. В такие времена художники и скульпторы вынуждены были скрывать прекрасные очертания фигуры под одеждой, чтобы их произведения соответствовали моральным устоям общества.
Красота женского тела в искусстве вызывает у зрителей самые разные эмоции: от восхищения и благоговения до зависти и злости, но она никого не оставляет равнодушным. Поэтому и в наши дни эта тема не утратила свою актуальность и для художников, и для широкой публики.
Как менялись представления о красоте женского тела в искусстве в истории человечества
Красота женского тела в искусстве далеко не всегда была центральной тематикой в творчестве художников. Но еще в доисторические времена древние мастера создавали изображения представительниц прекрасного пола. Наиболее известными образцами таких работ являются небольшие статуэтки из керамики, камня и костей животных, которые сейчас принято называть «Венерами палеолита».
С точки зрения современного человека, представление о красоте женского тела у художников каменного века было весьма оригинальным. Большинство фигурок имеют тучные формы, а их авторы, по мнению историков, в своих произведениях отображали широко распространенный культ плодородия и материнства.
В искусстве Древнего Египта, Месопотамии и других цивилизаций изображения обнаженного женского тела практически не встречаются. Однотипные фигуры людей в те времена всегда были облачены в одежды, что полностью соответствовало строгим канонам морали. Эту традицию позже переняли и на протяжении многих столетий соблюдали древнегреческие мастера, но затем ситуация изменилась.
В VII веке до нашей эры в Древней Греции были приняты стандарты изображения человеческого тела в скульптуре: «курос» — для мужчин и «кора» — для женщин. Причем мужские фигуры, в большинстве случаев, были обнаженными, а женские всегда одетыми в традиционные одежды.
Только спустя три века гениальный древнегреческий ваятель Пракситель (Πραξιτέλης) рискнул сломать устаревшие каноны и создал первую скульптуру с изображением обнаженной женщины — статую Афродиты Книдской. Этот смелый поступок положил начало длительной эре воспевания красоты женского тела в античном искусстве.
Греки, а затем и римляне на протяжении многих столетий создавали прекрасные статуи женщин, чьей красотой и сегодня восхищаются зрители. Изображения идеального женского тела были широко распространены в культуре античных народов вплоть до V века нашей эры, но затем, с принятием христианства, в Византийской империи произошло кардинальное изменение моральных принципов общества.
Красота женского тела надолго оказалась запретной темой для художников. В чести было целомудрие, а обнаженная натура стала олицетворением похоти и разврата. Священнослужители пугали верующих страшной карой за грехи, а все непристойные произведения искусства подлежали безжалостному уничтожению.
Средневековые нравы господствовали в Европе до начала XIV века, но затем настала эпоха Возрождения, которая возвестила миру новые гуманистические идеалы. Художники получили возможность вернуться к античным канонам искусства, а красота женского тела вновь стала доступной темой в живописи и скульптуре.
Мастера Ренессанса создавали образы идеальных героинь в религиозном, мифологическом и историческом жанрах. К теме красоты женского тела в своем творчестве обращались практически все выдающиеся мастера той эпохи: от Рафаэля (Raffaello) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) до Тициана (Tiziano) и Тинторетто (Tintoretto).
В эпоху Барокко каноны женской красоты претерпели большие изменения. Популярными стали пышные формы героинь, которые символизировали жизненную силу и здоровье. Среди множества произведений этого периода особое место занимают работы Рубенса (Pieter Paul Rubens), чьи полнотелые героини и сегодня нравятся многим ценителям искусств.
Стиль рококо, пришедший на смену барокко, слегка изменил каноны красоты женского тела. В картинах художников появились эротические мотивы, а образы героинь стали более чувственными. Позже приверженцы классицизма и академизма небезуспешно пытались возродить античные идеалы обнаженной натуры в искусстве, создав множество прекрасных картин.
XIX век для изобразительного искусства стал периодом множества революционных изменений. Красота женского тела привлекала представителей многих новаторских стилей. К этой теме постоянно обращались последователи практически всех основных течений:
С середины XIX века быстро начало развиваться фотоискусство, в котором тема красоты женского тела нашла широкое применение, а спустя еще полстолетия новые возможности для творческой реализации этих идей открыл кинематограф.
ХХ век ознаменовался не только появлением множества новых направлений в искусстве, но и многократной сменой идеалов красоты женского тела. Ведущую роль в формировании модных образов начал играть кинематограф, знаменитые актрисы стали для миллионов женщин образцами для подражания. В начале века в моде были худощавые и угловатые женские формы, затем они уступили место дамам с тонкой талией, а после Второй мировой войны вся планета восхищалась соблазнительными образами Софи Лорен (Sophia Loren), Джины Лоллобриджиты (Gina Lollobrigida) и Мэрилин Монро (Marilyn Monroe).
В 1960-х годах ведущие модельеры начали раскручивать новый тип красоты женского тела — образы высоких и стройных манекенщиц. Он не утратил популярности и в наступившем XXI веке, хотя в наши дни очевидного эталона женской красоты для миллионов жителей Земли уже не существует.
Самые известные произведения искусства, воспевающие красоту женского тела
В течение многих столетий лучшие мировые художники создавали прекрасные образы женщин, которые впоследствии стали культовыми в нашей культуре. Существует огромное количество выдающихся работ, посвященных этой тематике и заслуживающих пристального внимания зрителей. И все же, к числу самых известных произведений искусства, воспевающих красоту женского тела, относятся:
Красота женского тела в искусстве была и остается популярной темой в творчестве многих художников. Великими произведениями мастеров этой тематики и сегодня с удовольствием любуются миллионы ценителей искусства.
Эстетика тела. Как менялось представление о женской фигуре
Еще старик Фрейд говорил, что мы оцениваем человека при знакомстве как потенциального как потенциального сексуального партнера, оцениваем внешние данные, а соответственно оцениваем и фигуру. Как исторически менялись представления о красоте женской фигуры, и какие известные представительницы прекрасного пола обладали безупречными формами. Фигуры, воспетые известными скульпторами и ставшие знаковыми произведениями искусства.
Женская фигура это одна из составляющих привлекательности. Критерии у всех людей разные, как и вкусы, но, согласитесь, как часто нам приятно с эстетической точки зрения наблюдать за, например, тонкой талией, походкой от бедра и, в общем, красивыми пропорциями. Идеалы красоты и ее стандарты меняются из века в век, при этом, кое-что оставляя неизменным. И дело здесь не столько в моде и пропаганде идеальности, просто так устроено наше восприятие, что за симметрией интересно наблюдать. Сказать на сто процентов, какие женские каноны красоты существовали в далекие древние времена нельзя, однако можно проследить определенные тенденции и обратить внимание на более известных представительниц разного времени.
В Древнем Египте очень почитались девушки с темными волосами, миндалевидными глазами, маленькой грудью, тонкими запястьями и длинным статным ростом. Что примечательно, нагота Египта того времени не была чем-то пред рассудительным, а даже и наоборот полупрозрачная одежда считалась верхом красоты. Египтянки стремились к гладкой коже, без единого волоска и в качестве борьбы с нежелательной растительностью они использовали раскаленный воск, который наносили на кожу посредством специальных деревянных палочек. Знали бы девушки из Древнего Египта, что, через каких то, почти, 2000 лет у нас в ходу будут разные виды избавления от растительности, думаю позавидовали бы нам белой завистью.
Думаю, многие из курсов истории и различных женских колонок наслышаны о первых красавицах Древнего Египта – Нефертити и Клеопатре.
Нефертити являясь «главной супругой» древнеегипетского фараона Эхнатона, была любима и, одновременно, ненавистна многим людям. Если верить историческим записям Нефертити была статной женщиной с тонкой шеей, четкими очертаниями лица и миндалевидными глазами, которые она нарочито окаймляла черной подводкой. Некоторые историки утверждали, что именно стать молодой, на момент знакомства, девушки привлекла фараона. В ней было все, начиная от внешних данных и заканчивая умом, ведь она, наряду с мужем, участвовала в различных реформах, в том числе и религиозных.
Нефертити, знаменитый профиль царицы
Клеопатра не нуждается в представлении. Имя этой женщины уже стало практически культовым. Но, не смотря на общепринятые суждения о «неземной красоте», Клеопатра не являлась красавицей в общепринятом понимании. Скорее она очень умело вела себя с людьми, обладала хорошо поставленной речью и, ее козырем, в данном случае, была не столько фигура, сколько ее походка. Клеопатра была полновата и никак не вписывалась в общепринятые стандарты красоты Древнего Египта, но это не мешало ей пользоваться своими природными данными и очаровывать людей, производя на них, почти магнетический эффект. Известная притча о «вечной молодости» Клеопатры, ее ваннах с медом и молоком, которым она обязана своей красивой кожей. Доподлинно узнать это уже явно не получится. Однако историки утверждают, что, действительно, долгое время в Египте принять ванную, наполненную молоком для женщин, считалось пределом мечтаний и роскошью.
Самые красивые женщины кино сыграли роковую египтянку. В 1963 году роль Клеопатры в одноименном фильме «Клеопатра» исполнила Элизабет Тейлор. Эта роль стала культовой для актрисы и на долгое время образ кино-Клеопатры стал ассоциироваться именно с Элизабет Тейлор.
В фильме «Астерикс и Обеликс» роль Клеопатры досталась Монике Беллуччи, что не удивительно, ведь, если Клеопатра действительно обладала сногсшибательной походкой, то Монике Беллуччи удалось это передать на экране, как никому до этого.
Эпоха Античности подарила миру скульптуру «Венеры Милосской». Женское тело богини любви изображается нагим, почти полностью лишенным одежды, с мягкими плавными линиями и изгибами. Богиня любви (в римской мифологии) выточенная из белого мрамора до сих пор являет собой предмет восхищения не только среди искусствоведов, но и людей неравнодушных к теме эстетики тела.
Сейчас мы резко перенесемся в 20 век, который считается веком трансформации представлений о женской фигуре и красоте. Эпоха эмансипации и различных исторически значимых процессов поменяла знания о женской внешности и роли женщин в обществе, в целом.
Женщины получили право голоса наряду с мужчинами, стали участвовать в принятии многих значимых событиях и открыто высказывать свое мнение. Первая половина нового двадцатого столетия принадлежала таких женщин как Коко Шанель, Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Отныне женщина с сигаретой в руке, брюках, деловых костюмах и гладко-зачесанных волосах не считалась чем-то необычным и «отталкивающим женскую суть». Напротив, худоба, строгость и четкость линий стали визитными карточками и главными критериями внешнего успеха у представителей противоположного пола. К слову, когда Марлен Дитрих только начинала свою карьеру на актерских подмостках, она была очень пышнотелой девушкой. В последствии она села не жесткую диету, рацион которой составляли всего лишь: сигареты, кофе, вода с гавайской солью.
После Второй мировой войны каноны женской красоты вновь были пересмотрены. В моду опять вернулись миниатюрные фигуры с осиной талией, пышными бедрами и узкими плечами. «Золотой век Голливуда» подарил миру множество шикарных женщин, образы которых стали уже культовыми. Самой известной из них стала невероятно красивая женщина с очень печальной судьбой – Мэрилин Монро. А также Софи Лорен, упоминаемая раннее Элизабет Тейлор и многие другие.
Спустя 20 лет на арену славы вышли культовые ныне модели: Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер, Линда Евангелиста, Ясмин Гаури. Это время считалось пиком кутюрной и «высокой» моды. Шикарные, длинноногие девушки, пропагандирующие своим телом здоровый образ жизни, были на гребне успеха и считались одними из самых желанных в мире. При этом они прекрасно делили свое «место под солнцем» с Кейт Мосс, которая стала неким запросом на другую красоту, которая размывала гендерные различия между обликами мужчины и женщины.
«Ангелы» Victoria’s Secret стали явными продолжателями заданных параметров женской красоты, но уже в 00-х и 10-х 21 века. Адриана Лима, Миранда Керр, Барбара Палвин, Ирина Шейк и многие другие стали законодателями моды на, так называемый, «фитоняшный образ».
Конец 2010-х ознаменовался новым движением «Бодипозитив», который, не в извращенном варианте, предлагает женщинам перестать сравнивать себя с кем-то и, в первую очередь, опираться на то, как лично они хотят выглядеть и не подстраиваться под вечно меняющуюся индустрию красоты. И, вопреки расхожему мнению, «бодипозитив» это не признание лишних 70 кг нормой и возведение жира и нездоровья в культ. Бодипозитив – это про принятие себя, формы своего носа, губ, глаз, а также параметров тела. Если ты не обладаешь тонкой талией, ты не обязана удалять себе ребра в угоду красоте и моде. Если у тебя нет цели и желания иметь кубики, рельеф и прочее, то ты и не обязана. Твоя фигура в любом случае будет красива, естественно, если твои представления о твоей красоте не будут пагубно отражаться на здоровье.
А сейчас подборка, так сказать, на сон грядущий: