Что такое эстетическое воздействие
эстетическое воздействие
Смотреть что такое «эстетическое воздействие» в других словарях:
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — (от греч. aisthesis ощущение, понимание) развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной… … Большая психологическая энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… … Эстетика: Словарь
Эстетическое воспитание — (греч. aisthētēs чувствующий, воспринимающий) формирование и развитие у человека способности воспринимать произведения искусства и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные,… … Научный коммунизм: Словарь
Религиозно-эстетическое сознание — двояко ориентированная духовная активность, заключающаяся в предрасположенности религиозного сознания к оперированию эстетическими критериями и во встречной готовности эстетического сознания руководствоваться ценностно нормативными ориентирами … Эстетика. Энциклопедический словарь
СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — одна из форм общественного С., являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, нравственное, религиозное, научное), отражением действительности и ее оценкой с позиций общественного (в данном случае эстетического) идеала. С. э. выступает… … Эстетика: Словарь
ИСКУССТВО — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии
НАТУРПСИХОТЕРАПИЯ — Целесообразность выделения лечебного влияния природы в качестве самостоятельного психотерапевтического метода признается не всеми. Многие авторы, не отрицая положительного эмоционального воздействия природы, рассматривают его лишь как фон … Психотерапевтическая энциклопедия
ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич — (1.875 1933) советский государственный и общественный деятель, теоретик и практик социалистического культурного строительства, эстетик, худож. критик, искусствовед. Эстетические воззрения Л. складывались в острой полемике с рус. философами… … Эстетика: Словарь
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Эстетическое воздействие
Смысл эстетического воздействия симметрии ( и всякой иной закономерности), по нашему мнению, заключается в том психическом нроцессе, который связан с открытием ее законов. Если закон очень прост и сразу схватывается, как в только что приведенном примере, он перестает быть привлекательным, надоедает. Предоставляем читателю самому установить закон их расположения. [1]
Следовательно, эстетическое воздействие языка на человека связано как с содержанием высказывания, так и с его звуковой стороной, оформлением. [3]
Ученого интересует не эмоциональное и эстетическое воздействие его труда на читателя, не художественная игра слов, оборотов и конструкций, а сообщение новой информации о разработке какой-либо проблемы или обобщение достижений, которые имеются в той или иной области научных изысканий. [4]
Она разрабатывает способы эмоционального, эстетического воздействия на человека в производственной обстановке. Одним из основных направлений производственной эстетики является использование цвета, как фактора, формирующего эстетическое отношение к труду. Это достигается рациональной окраской помещений и оборудования. [5]
Кроме того, возможности эстетического воздействия языка на человека обусловлены его материальностью, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков. [6]
Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека; они предназначены для оценки эстетической ценности, степени соответствия продукции эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы показателей художественной выразительности, рациональности формы, целостности композиции, совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида. [7]
Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека и предназначены для оценки эстетической ценности, степени соответствия продукции эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы показателей художественной выразительности, рациональности формы, целостности композиций, совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида. Художественная выразительность определяет способность продукции отражать в форме эстетические представления и нормы. [8]
Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека и предназначены для оценки эстетической ценности, степени соответствия продукции эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях Потребления. Выделяют подгруппы показателей художественной выразительности, рациональности формы, целостности композиций, совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида. Художественная выразительность определяет способность продукции отражать в форме эстетические представления и нормы. [9]
Плоскостная и цветовая композиции тесно связаны между собой, поскольку эстетическое воздействие отдельных поверхностей зависит от их цвета и, наоборот, гармоничность цветовой системы обусловлена не только их цветовым созвучием, но и соотношениями между площадями поверхностей различных цветов. [12]
В композиции общественно-торгового центра, как и любого современного градостроительного ансамбля, одним из средств эстетического воздействия может стать сочетание архитектурных памятников и новых зданий центра. [15]
Понятие эстетики и её влияние на нашу жизнь
Под эстетикой люди понимают гармонию, красоту, утончённость, связанность. Они не так далеки от истины, ибо всё оно – важные составляющие эстетики. Но что же представляет собой эта изысканность?
Что такое эстетика
Главное орудие эстетики, глаз, абсолютно самостоятелен. В самостоятельности он уступает только слезе.
Эстетика представляет собой учение о красоте, полный раздел философии, которая определяет её как науку, изучающую эстетические, специфические проявления ценностных отношений людей к окружающему их миру, сфере художественных достижений мира.
Если называть эстетику простыми словами, то это наука о красоте жизни, искусстве. Само понятие впервые было выдумано германским философом по имени Александр Готлиб Баумгартен, жил он около 1700-х годов. Он взял за основу греческий термин, обозначающий чувства, их восприятие.
Эстетика, отношение к ней людей формировалось столетиями. Нельзя объяснить двумя словами то, что она подразумевает под собой. Она затрагивает духовную, эмоциональную сферу. Позже А. Лосев внёс свой вклад в понятие эстетики, назвав её наукой, изучающей не только чувство прекрасного, заодно все ощущения целиком – отвращение, безобразие, трагедия, комедия, горе, радость.
Эстетика и этика: в чем разница
Эстетика тесно граничит с этикой, так как оба направления раньше рассматривалось через религиозную призму, были тесно связаны с божественным желанием. Этика призывала к всеобщей морали, эстетика прививала тягу к прекрасному. Между этими двумя понятиями до сих пор остаётся крепкая связь.
Этика выражает учение о моральных ценностях, делит человеческие поступки, проявления на достойные и недостойные, рассматривая их с позиции зла и добра с помощью своих нравственных критериев. Если соотнести этику и эстетику, то станет ясно, что и то, и другое связано с эмоциональным, духовным миром. Этика символизирует волю, эстетика чувства.
Этика базируется на определениях морали, ценностей, норм, нравственности, добра, зла, а в качестве главного принципа, которым руководствуется, выдвигает следующее выражение:
«Относись к другим людям так, как ты желаешь, чтобы относились к тебе».
Наука призывает к чувству меры, благоразумия, порядка, которые создают гармонию. Гармония является неотъемлемой частью эстетики.
Что изучает эстетика
Зачастую науки существуют отдельно друг от друга, в качестве примера можно привести точные науки, медицину, ботанику. Каждая из них имеет свои тонкости, специфику, правила, но кое-что их объединяет и это эстетика. Её присутствие в каждом научном направлении делает это понятие неотделимым от всего, что окружает. Такое ощущение способствует тому, чтобы каждая наука была по-своему привлекательна.
Эстетика как раздел изучает культуру поведения современных людей, которая формировалась столетиями, менялась со временем. Она основана на работах художников, скульпторов, философов, поэтов, других выдающихся творческих личностей, которые не боялись думать, воплощать, развивая не только себя. Они заложили основы формирования чувства прекрасного, правильного, гармоничного. Отсюда можно сделать простой вывод, где своей главной целью здесь стоит изучение эстетических взглядов, потребностей, она формирует, оказывает воздействие на эстетический вкус, составляет личный идеал каждого.
Например, германский психолог Густав Фехнер при разработке нового подхода в освоении человеческой природы дал ему название «экспериментальная эстетика». Этому названию он дал своё логическое объяснение, оно закрепилось в психологической науке как понимание человеческой психики с помощью реакции самого человека на предметы, имеющие разные черты, характеристики.
Такая эстетика называется эмпирической, в свою очередь она исследует возможные реакции на уровне глубже, чем эмоции, затрагивая его нервную систему. Именно этот факт привлекает учёных из других научных сфер. Биение сердца, перехват дыхания, содрогание и другие физические реакции выражают подлинную реакцию на тот или иной объект.
Эстетическая наука, являясь частью других областей, достаточно плотно изучается будущими специалистами разных профессий, включая даже юридические. Как пример можно привести такую дисциплину как «юридическая этика», а она, как уже говорилось, является неотъемлемой частью эстетического понятия.
Эстетика: влияние на человека
Эстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы. Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни.
Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность. Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности.
Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.
Виды и типы эстетического знания
Эстетика помимо всего прочего напрямую находится под влиянием взглядов философии на неё, потому по определённым установкам современные учёные поделили эстетику на несколько видов:
Как видно из названий, руководством для деления на виды служили сферы жизни. Его психологические особенности, состояние, его способность ощущать, трогать, его чувство справедливости и правильности.
Помимо видов эстетику наука подразделяет на два типа:
Разделение эстетического знания на самостоятельные виды, типы не означает, что оно абсолютно разное. Эстетическое знание наступает целиком, подразделение на группы лишь облегчает его понимание как самостоятельной части философии.
Эстетическое сознание
Эстетическое сознание является неточным, достаточно сложным для понимания термином, но определяют его как форму социального и ценностного сознания, которое отражает предметы мира вокруг с точки зрения его чувственных представлений и вкусовой оценки.
Эстетическое сознание существует всего на двух уровнях: на индивидуальном, общественном, эти уровни тесно связаны друг с другом, так как индивид не может существовать без общества, а общество состоит из индивидов. За эстетическим восприятием, которое стоит за сознанием, выступают чувственные переживания каждого индивида, его оценочные суждения о мире, творчестве, это то, в чём личность испытывает потребность и то, что может доставить ей удовольствие. Эти вещи называются прекрасным, под понятие подходит даже феномен «розовые очки», когда кто-то влюбляется, идеализирует свой объект любви во всех планах, включая эстетический.
Эстетическое сознание состоит из нескольких форм, к которым относятся:
Эстетическая деятельность
Понятие эстетической деятельности напрямую связано с эстетическим познанием, так как в настоящем мире каждая личность обладает способностью к эстетической оценке явлений вокруг себя. Человек достигает успехов в определённой деятельности, оценивает её результаты, основываясь на своём эстетическом сознании, то есть опираясь на свои эстетические представления о совершенстве.
Существуют также виды деятельности людей, в которых они самостоятельно с полным осознанием руководствуются исключительно эстетическими взглядами, представлениями, в качестве опоры используют свои идеалы, вкусы. Деятельность людей по созданию эстетических ценностей, стремление формирования прекрасного называется эстетической деятельностью. Это процесс преобразования общества, природы в идеал по законам красоты. Род деятельности может также выступать самостоятельным видом творчества, реализуется в профессиях, направленных на него. Например – дизайнер, танцор, балерун.
Почему эстетика важна в нашей жизни
Изучая эстетику, все её аспекты в подробностях, невольно на ум приходит вывод о том, что сама эстетика, её деятельность выходят далеко за границы исключительно художественного искусства. Можно выделить несколько сфер, где она имеет значение для общества.
Экологическая эстетика. Изучает действия общества по отношению природы, окружающего его мира. Всем известно, что посредственное отношение к животному, растительному миру может привести к экологической катастрофе, а окружающая среда — одно из самых прекрасных творений нашего мира. Эстетика воспитывает в человеке правильные ценности, учит его отношению к природе, доказывая её ценность, ведь живые деревья — это естественная красота, свалки, обрубки – безобразие.
Трудовая эстетика. Эстетика изучает красоту даже производственной деятельности, это проектирование объектов, пошив одежды, любое другое творческое производство потребительских товаров. Она имеет значение, так как людей невольно привлекает то, что выглядит прекрасно.
Эстетик искусства. Самая непростая и разносторонняя группа, это музыка, художественные картины, поэзия. Отношение каждого к искусству индивидуально, одно произведение не может понравиться всем сразу, гибель персонажа способна растрогать не каждого, это определяет общество к определённым эстетическим категориям.
Эстетический порядок присутствует в каждой сфере жизни общества, даже если люди могут не замечать его.
Как воспитать в себе эстетику
Эстетическое воспитание может быть сформировано ещё с малых лет, как любой другой вид обучения эстетическое воспитание ставит перед собой особенные цели, задачи, структуру, где главным направлением выступает воспитание в человеке эстетической культуры.
Состоит эстетическое воспитание из нескольких простых компонентов:
Все перечисленные компоненты должны в обязательном порядке присутствовать при процессе эстетического воспитания – развитие эстетических чувств, формирование знаний, умений, использование приобретённых знаний в реальной жизни, умение определять свои вкусы, идеалы.
Эстетическим воспитанием можно заниматься в любом возрасте с помощью природы, литературы, театра, кинематографа, музыки, других творений человечества, способных привить вкус к прекрасному.
Эстетика воспитание для взрослых
Эстетическим воспитанием принято заниматься с ранних лет, так как эстетическое восприятие способствует быстрому формированию индивидуальных особенностей, вкусовых предпочтений. К осознанному возрасту у общества так или иначе складываются свои образы, идеалы, за которыми оно готово следовать. Поддержать своё эстетическое воспитание взрослый может всеми доступными способами, ему необязательно быть только зрителем, он может самостоятельно принимать участие через творческие процессы: быть участником культурных мероприятиях, развивать творческий потенциал, читать книги, а также делать упражнения на развитие эстетических способностей, видеть, замечать новое.
Самое главное для уже сформированной личности на пути достижения совершенства– осознанность, заинтересованность, без стремления к обучению результаты будут не так хороши, как ожидалось. Если личность никаким образом не вовлечена, то познание станет для неё недоступным.
ganseg
Практическая психология
все о психологии.
Было бы упрощением считать, что каждая встреча с прекрасным у каждого человека приводит к сдвигам в его духовном мире. Нельзя не согласиться с одним английским писателем, который предостерегает от такого поверхностного подхода к пониманию эстетических воздействий: если бы дело обстояло так, то самыми совершенными людьми были бы театральные капельдинеры — они каждый вечер испытывают воздействие искусства.
Предприняв попытку проанализировать механизм влияния на человека возникшего у него эстетического отношения к чему-либо, мы абстрагировались от того, что глубина, широта, длительность действия эстетического переживания не одинаковы как у разных людей, так и у одного человека в разное время. Оно может быть настолько эмоциональным зарядом, что «человек перерождается, получая новый образ», причем, серьезные сдвиги возможны не только в духовной сфере (на уровне личности), но и в психофизиологической (на уровне организма).
Вот один эпизод из жизни прославленного советского артиста Махмуда Эсамбаева. Он встречался в Херсоне с учащимися культпросветучилища, рассказывал о работе, о себе. Один зритель раздражал его однообразными движениями: вскидывал на мгновение голову и снова опускал — что-то записывал. А в конце вечера юноша подал тетрадь — свой вопрос. «Спросите лучше, долго читать»,— сказал Эсамбаев. Юноша покраснел, беспомощно завертел головой. Из зала крикнули, что он немой. Теперь покраснел Эсамбаев: «Обидел человека». Искупая вину, пригласил А. Барыгина на концерт. Анатолий сидел в зале на приставном стуле — билеты давно проданы. Он был почетным гостем — концерт посвящался ему. Колдовская сила танца совсем обессилила его. Он вдруг вскрикнул и потерял сознание. Его понесли на сцену. Эсамбаев бросился к нему. Анатолия привели в чувство, и он сказал едва слышно, пугаясь внезапно возникшей способности: «Махмуд, у меня голос». Это сказал цемой, избавленный от немоты потрясением. У Эсамбаева хранится фотография с надписью: «Моему лекарю-чародею. А. Барыгии, танцовщик украинского ансамбля «Веснянка».
Но нередко эстетические чувства мимолетны, поверхностны по своим последствиям, «замыкаются на самих себе».
Такая неоднозначность воздействий зависит, во-первых, от самой красоты. Скажем, есть и произведения искусства, и явления действительности, например окраска стен производственного помещения, которые не рассчитаны на какое-то особенно серьезное воздействие (ведь радость, наслаждение, смех нужны человеку и просто для ощущения полноты жизни, для отдыха, разрядки, для поднятия настроения и т. п.). И есть шедевры, великое искусство.
Однако любая красота не содержит сама по себе никакой магической силы и может влиять на личность только через ее опыт. Это второе и определяющее условие, от которого зависит, вызовет ли красота цепную реакцию и какой она будет. Речь идет, прежде всего, об опыте эстетическом.
Человека с мало тренированным глазом и ухом, эстетически неграмотного, без воображения, не затронет самая высокая красота. Поэтому нельзя ожидать от эстетических ценностей всегда немедленного воспитательного эффекта. Иногда даже сильное эстетическое переживание сразу ничего не перестроит в душе человека. Но, запечатлевшись в памяти, сплавляясь с другими, подкрепляясь другими чувствами, оно когда-либо может «сработать» — даже в неожиданном направлении. Накопляясь, переживания, пусть в отдельности и не давшие ощутимого результата, создают в душе определенный эмоционально-эстетический фон, на котором ярче и глубже будет выступать все вновь случающееся с человеком. Возрастание эмоциональной чувствительности — важнейшее условие достижения той интенсивности чувств, при которой происходят сдвиги в личности.
Конечно, результат воздействия эстетических ценностей зависит не только от эстетической воспитанности, но и от общего уровня развития личности, от сформированности других способностей, от всего жизненного опыта в целом и от того, в каком состоянии находятся отдельные его сферы. Образно говоря, прекрасное зажигает чувство, но у каждого человека горит свое «топливо», и от характера «топлива», на которое падает искра, зависит, какой огонь разгорится и разгорится ли он вообще.
Нередко человек восхищается красотой подвига и не становится смелее; ощущает себя героем, влюбленным, творит чудеса щедрости, великодушия на сцене, в мире художественных образов, а потом возвращается к существованию, в котором нет ни любви, ни мужества, ни сильных движений души. И причиной этой недейственности прекрасного является то, что следовать пережитому, а значит, понятному, созвучному мечте, желаемому не хватает у человека силы воли, решительности, смелости. Не хватает, как говорят, характера, чтобы порвать с привычными обстоятельствами, отказаться от своей реальной заниженной или неистинной «платформы».
Публикации «Комсомольской правды» на тему «Что такое урок литературы?» показали, что часть нашей молодежи воспринимает искусство поверхностно не только из-за определенных недостатков в его преподавании в школе — неумения учителей «сделать» Шекспира и Толстого нашими современниками, затронуть их произведениями потребности нынешнего школьника; незначительного удельного веса в школьных программах: современного искусства, неглубокого его изучения и т. п. У некоторых на пути богатств искусства к душе встали своеобразное понимание современности и боязнь. глубоких переживаний. Брать от искусства и жизни только наслаждения, не больше — их девиз. Такова 17-летняя школьница из Ростова Оля Ли. Она пишет: «Современный мир формирует у человека прежде всего следующие качества: динамизм личности, рационализм мышления, революцию отношений, скоротечность чувств. Я — не девушка классики. Мне приходится не плыть в бальном танце, а плясать, дергаясь ногами, трясясь в ритме, боясь пропустить «главное», «новое», «современное». Я не могу жить иначе и поэтому «грызусь» с классикой, ибо девушка классики с ее глубиной эмоционального восприятия не выдержит стресса. Ценность классики должна быть в музее, а не в классе. Я слишком боюсь «травмы» от классики».
Сознательно выступая против изучения классического искусства, так как оно формирует-де человека с «глубиной эмоционального восприятия», Оля ошибочно считает, что современное искусство не обладает такой способностью. Но главная ошибка — в предположении, будто сегодня эта глубина не нужна. Действительно, тонко чувствующему человеку труднее жить: он глубже переживает конфликтные ситуации. Однако дело-то в том, что причиной таких ситуаций в наших условиях является как раз сухость души, рационализм мышления, быстротечность чувств — чья-то эмоциональная глухота, душевная черствость, грубость, неумение понять другого и т. п. Поэтому сегодня медики, педагоги, социологи видят спасение от «травм» именно в ликвидации «дефицита чувств» у некоторых людей, а не наоборот.
Итак, подлинно прекрасное-—всегда положительная сила. Но рассчитывать на некий автоматизм и абсолютность действия ее не приходится, ибо в реальном процессе воспитания мы имеем дело не с отдельными воздействиями, а с целым их комплексом, зачастую разноплановых и не совпадающих по своей направленности. Сможет ли эта сила стать ведущей, преобразующей — это зависит не только от нее самой, но и от качества, силы всех других воздействий. «Эстетическое воспитание,— писал В. А. Сухомлинский,— может быть поставлено прекрасно, но если другие элементы и составные части коммунистического воспитания имеют серьезные недостатки, то и воспитательное воздействие красоты ослабляется и даже может быть сведено на нет. все зависит от того, с какими другими средствами воздействия на духовный мир личности соседствует то воздействие, на которое мы, воспитатели, возлагаем надежды»
Закономерен вывод о том, что эстетические воздействия на человека наиболее эффективны в условиях единства всех видов воспитания, при условии комплексного подхода воспитателей к постановке всего дела воспитания. Такие условия характерны не для каждого общества. Здесь требуется конкретно-историческое рассмотрение возможностей эстетического воспитания влиять на всестороннее развитие личности.