Что такое эскиз в рисовании
Композиция в живописи. Эскиз
Всякая композиция начинается с эскиза. Эскиз в живописи — это проект картины. Все основные вопросы должны быть продуманы и решены в эскизе.
Главный из этих вопросов, требующий решения в первую очередь — это идея, сюжетный замысел, основная мысль, которую надо выразить понятно и просто. В дальнейшей работе вопросы художественного выражения главной мысли будут приобретать все большее значение, однако идейное содержание произведения всегда остается главным, руководящим и подчиняющим себе все остальное.
Обязательно ли делать эскиз?
Безусловно, обязательно. Начинающий художник должен приучить себя с первых шагов в искусстве начинать всякую творческую работу с эскиза. Эскиз нужен не только для картины, но и для портрета, для пейзажа, даже для академического рисунка с натуры.
Только наброски делаются без предварительного эскиза. Но и наброски не должны быть случайными, сделанными неизвестно для чего. Они преследуют определенную цель — уловить движение животного, птицы, человека, как бы «записать», «запомнить карандашом» выразительный поворот, ракурс, характер изображаемого. Здесь не случайно приведено выражение — «запомнить карандашом», так как делать эскизы — значит, образно выражаясь, думать карандашом.
Какие же вопросы решает эскиз? Самые основные, без которых не может быть творческого произведения. Главная задача в работе над эскизом — добиться выразительности, правильности общего впечатления в поисках художественного образа. Сюда входит расположение частей картины — групп людей, предметов, пейзажа и так далее, расположение силуэтов пластических форм, основных линий, цветовых пятен, которые создают колорит произведения; и при всем этом нельзя упускать главной цели работы — создания художественного образа.
Следовательно, эскиз — это уже композиция. Но композиция не кончается в эскизе, она здесь начинается, и забота о совершенствовании ее не оставляет художника до последнего удара кисти в его работе над картиной.
Чтобы основная мысль стала ведущей в картине, чтобы создать единую форму, надо в начале работы над эскизом отказаться от деталей и набросать всю сцену целиком. Леонардо да Винчи, например, советовал делать эскизы большой кистью, потому что если будет понятна в эскизе главная мысль, то дальнейшая разработка деталей сделает ее еще ясней; если же эскиз в самом начале не ясен в целом, то никакие детали не помогут.
Композиция тесно связана с созданием художественного образа. Собственно, композицией и решается самая великая задача творчества — создание художественного образа в картине. Художественный образ (в данном случае не в философском, а в творческом, практическом смысле) является настолько важным, что становится главной целью поисков при эскизировании будущей картины.
Если вспомнить ставший классическим пример создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», то видно, что уже в эскизах к ней заключалось самое существо будущей картины — художественный образ в основном мотиве сюжета.
Боярыня Морозова. В. Суриков, 1884-1887. Масло
Черный силуэт на белом фоне — сидящая боярыня на фоне снега и заснеженных строений.
Боярыня Морозова. В. Суриков, 1881-1884. Карандаш
Боярыня Морозова. В. Суриков, 1881-1884. Бумага, акварель, графитный карандаш
Или картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»: на фоне безлюдных волжских просторов возникает вдруг по контрасту группа бурлаков — серая, унылая, поражающая своим драматизмом.
Бурлаки на Волге. И. Репин, 1872—1873. Масло
Бурлаки на Волге. И. Репин, 1870. Карандаш
Теперь эти картины кажутся естественными, такими, какими они и должны быть, но история создания их говорит о том, что они дались их авторам ценой огромного труда, массы времени и большого количества вариантов эскизов.
Картина создается творческим воображением художника. Она не рассказывает, а показывает, и в этом ее сила и особенность. Картина не является протокольным документом, как фотография. Она — духовное свидетельство времени и эпохи, она выражает мысли и чувства людей этого времени.
О картине И. Е. Репина «Не ждали» можно говорить много: пересказать ее содержание, анализировать мастерство художника, вникнуть в историческое и общественное значение произведения. Но все слова бледнеют перед тем потрясающим впечатлением, которое производит сама картина. Такова сила искусства живописи.
Не ждали. И. Репин, 1884—1888. Масло
Ниже приведены два наброска к картине:
Не ждали. И. Репин, 1883. Карандаш
Не ждали. И. Репин, 1883. Карандаш
Любую картину в каком-то смысле можно рассматривать как замкнутый мир, имеющий собственную внутреннюю жизнь. Многие художники и теоретики рассматривали картину в виде «сценической коробки», с боков строго ограниченной рамой, а спереди и сзади прозрачными стенками. Ничто не должно выходить за стены и нарушать целостность картины. В. Серов говорил, что одной из забот, всю жизнь его преследовавшей при работе над портретами, была забота о том, чтобы персонажи не «вываливались» на зрителя, а находились в глубине картины. Все, что выходит за переднюю плоскость картины, антихудожественно, нелепо и разрушает произведение.
Внутренний мир картины живет своей независимой жизнью и действует на зрителя только своим художественным образом в целом. В этом и заключается ее огромная сила воздействия. Тонкий художник умеет сделать так, будто бы перед зрителем открывается дверь и он застает все заключенное в картине действие как бы врасплох. Такая неожиданность особенно волнует, поражает, берет в плен своей общей художественной правдивостью, и только потом зритель начинает всматриваться в детали, находить в них подтверждение общей идее и любоваться мастерством исполнения.
Что такое эскиз
Эскиз — это разновидность рисунка в изобразительном искусстве, предварительный набросок отдельных частей картины или будущего произведения в целом. С помощью эскиза художник решает основные композиционные задачи: подбирает оптимальный формат полотна, характер освещения, размеры объектов, цветовые соотношения, расположение и роли персонажей. Термин «эскиз» происходит от французского esquisse (набросок) и успешно прижилось в языках многих народов.
Эскизы редко становятся законченными художественными произведениями. Напротив, во время работы над масштабной картиной живописец обычно выполняет множество предварительных рисунков, ищет новые варианты воплощения творческого замысла. А по завершении проекта безжалостно выбрасывает ставшие ненужными вспомогательные изображения.
Отличительные особенности эскиза
Эскиз — это важный, но не единственный вид рисунка в творческом арсенале художника. Мастера живописи также используют в своей работе наброски, зарисовки с натуры и этюды. Чем же они отличаются между собой?
Набросок — простейший вариант рисунка. С его помощью автор фиксирует на бумаге отдельные важные моменты будущей композиции произведения: характер персонажа, выражение лица, поворот головы, ракурс изображения. Набросок легкими штрихами и незамысловатыми линиями выполняется в течение короткого промежутка времени.
Зарисовка с натуры всегда предполагает работу с реальным объектом вдохновения. Рисовальщик пытается перенести на бумагу то, что он видит в действительности и чуть-чуть добавляет нотки собственного воображения. Чтобы сделать зарисовку, обычно нужно несколько минут.
Этюд также рисуют с натуры, нередко не только карандашом в монохромном варианте, но и с использованием разноцветных красок. Этот вспомогательный рисунок гораздо чаще становится самостоятельным произведением искусства. От полноценной картины его отличают небольшие размеры и относительная простота композиции.
Во время написания картины художник умело сочетает работу над эскизными зарисовками и этюдами. Он находит в реальной жизни объекты и людей, которые служат прототипами образов, достоверно изображает их в своих этюдах. А в моменты вдохновения принимается за написание эскизов, из которых впоследствии рождается готовое произведение.
Виды эскизов
Общепринятой классификации эскизов в искусстве и других сферах деятельности человека не существует. И все же их можно условно разделить по следующим критериям:
Мастера живописи, скульптуры и графики рисуют эскизы на протяжении всей активной творческой деятельности. Они знакомятся с азами рисования в начале обучения, а в дальнейшем постоянно совершенствуют практические навыки при написании полотен. На сайте Very Important Lot можно приобрести напрямую произведения современных художников, скульпторов и арт-фотографов. Посетители нашего портала также принимают участие в аукционах, чтобы приобрести приглянувшиеся шедевры мастеров разных эпох и уникальный антиквариат.
Значение слова «эскиз»
1. Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. Я показал Куинджи большой эскиз к задуманной картине. На эскизе была изображена фигура созерцателя вечером в поле. Рылов, Воспоминания. Сделав несколько карандашных эскизов, удалось определить композицию картины. В. Кузнецов, Путь художника. || Первоначальное оформление скульптурного произведения, обычно в уменьшенных масштабах. Свой эскиз Комиссаржевской я вырубил из мрамора. Шервуд, Путь скульптора. || Набросок, план литературного или музыкального произведения. Я приеду к тебе с готовыми эскизами полной большой оперы, которую буду инструментовать летом. Чайковский, Письмо А. И. Давыдовой, 15/17 февр. 1879.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.
Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений во времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска может также считаться эскизом в более широком значении слова. Графитные карандаши сравнительно новое изобретение, художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге.
В работе над эскизом может использоваться стирательная резинка: ластик применяется для удаления линий построения или для смягчения слишком резких линий.
ЭСКИ’З, а, м. [фр. esquisse]. Предварительный, беглый набросок (картины, рисунка; живоп.). Выставка эскизов. Посреди холста, исчерченного углем и мелом. эскиз женской головки остановил бы внимание знатока. Гоголь. || Набросок, план, предварительная редакция какого-н. изложения, текста (книжн.). Э. рассказа. Э. доклада.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
эски́з
1. искусств. предварительный набросок к рисунку, картине
2. рисунок, по которому создаётся театральный костюм, декорация, архитектурное произведение и т. п.
3. технический рисунок, выполненный от руки с соблюдением основных правил черчения и содержащий все данные, необходимые для изготовления изображённых изделий
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова недогляд (существительное):
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Что такое эскиз?
Эскиз — это разновидность рисунка в изобразительном искусстве, предварительный набросок отдельных частей картины или будущего произведения в целом. С помощью эскиза художник решает основные композиционные задачи: подбирает оптимальный формат полотна, характер освещения, размеры объектов, цветовые соотношения, расположение и роли персонажей. Термин «эскиз» происходит от французского esquisse (набросок) и успешно прижилось в языках многих народов.
Эскизы редко становятся законченными художественными произведениями. Напротив, во время работы над масштабной картиной живописец обычно выполняет множество предварительных рисунков, ищет новые варианты воплощения творческого замысла. А по завершении проекта безжалостно выбрасывает ставшие ненужными вспомогательные изображения.
Эскиз, как правило, является обязательной частью обучения студентов, изучающих искусство. Обычно это включает в себя создание эскизов (croquis) из живой модели, чья поза меняется каждые несколько минут. «Эскиз» обычно подразумевает быструю и слабо нарисованную работу, в то время как связанные термины, такие как исследование, модель и подготовительный рисунок, обычно относятся к более законченным и тщательным работам, которые будут использоваться в качестве основы для окончательной работы, часто в другой среде, но различие неточное.
Отличительные особенности эскиза
Эскиз — это важный, но не единственный вид рисунка в творческом арсенале художника. Мастера живописи также используют в своей работе наброски, зарисовки с натуры и этюды. Чем же они отличаются между собой?
Набросок— простейший вариант рисунка. С его помощью автор фиксирует на бумаге отдельные важные моменты будущей композиции произведения: характер персонажа, выражение лица, поворот головы, ракурс изображения. Набросок легкими штрихами и незамысловатыми линиями выполняется в течение короткого промежутка времени.
Зарисовка с натуры всегда предполагает работу с реальным объектом вдохновения. Рисовальщик пытается перенести на бумагу то, что он видит в действительности и чуть-чуть добавляет нотки собственного воображения. Чтобы сделать зарисовку, обычно нужно несколько минут.
Этюд также рисуют с натуры, нередко не только карандашом в монохромном варианте, но и с использованием разноцветных красок. Этот вспомогательный рисунок гораздо чаще становится самостоятельным произведением искусства. От полноценной картины его отличают небольшие размеры и относительная простота композиции.
Во время написания картины художник умело сочетает работу над эскизными зарисовками и этюдами. Он находит в реальной жизни объекты и людей, которые служат прототипами образов, достоверно изображает их в своих этюдах. А в моменты вдохновения принимается за написание эскизов, из которых впоследствии рождается готовое произведение.
Виды эскизов
Общепринятой классификации эскизов в искусстве и других сферах деятельности человека не существует. И все же их можно условно разделить по следующим критериям:
По степени завершенности. В живописи чаще используют незаконченные варианты рисунка, рожденные в минуты вдохновения. Они необходимы любому художнику в творческом процессе. А ярким примером законченной работы может служить нарисованный со слов потерпевшего портрет преступника в полицейском участке.
По используемым средствам живописи. Основной художественный материал для эскизов — простой карандаш. Эскиз также может быть исполнен углем, красками, тушью, чернилами, сепией и даже шариковой ручкой.
По назначению. Эскизы рисуют не только художники-живописцы. Этот тип рисования широко применяется представителями других художественных профессий: скульпторами, дизайнерами, архитекторами, конструкторами, мультипликаторами, модельерами.
Мастера живописи, скульптуры и графики рисуют эскизы на протяжении всей активной творческой деятельности. Они знакомятся с азами рисования в начале обучения, а в дальнейшем постоянно совершенствуют практические навыки при написании полотен.
Истина в эскизе
К ак длинный путь начинается с первого шага, так и любой рисунок начинается с эскиза. Что это такое, обязательно ли его делать и что он даёт?
Эскиз (от франц. esquisse) – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.
Руслан Озеров
«Словарь художественных терминов»
Это проект вашей будущей картины. Какая идея ляжет в основу рисунка? Что собой представляет сюжетный замысел? На чём вы сконцентрируете внимание и какие детали добавите? На эти вопросы вам предстоит ответить, выполняя зарисовку.
Зачем выполнять эскиз?
Набросок решает главные вопросы, без которых не может обойтись творческое произведение. Задачи эскиза:
Это уже композиция. Но работа над ней не кончается созданием эскиза. Её совершенствование не покидает художника до последнего взмаха кисти. Зарисовка – обязательная часть работы. Делать эскизы – значит думать карандашом. Как писал Льюис Кэрролл, «любое приключение должно с чего-либо начаться». Каждый новичок должен приучить себя браться за творчество с наброска.
Как лучше делать эскиз рисунка?
Перед вами чистый лист. Отбросьте пока рассуждения о деталях будущей работы. Определите основную мысль и наметьте план картины целиком. Прислушайтесь к гению Леонардо, который советовал: выполняйте эскизы широкой кистью. Если будет ясна суть, то дальнейшая проработка нюансов сделает её ещё выразительнее.
А если ведущая мысль теряется уже сразу, никакие детали не помогут. Леонардо да Винчи говорил о живописной технике. Художники используют также графическую. Чем ещё можно делать эскиз, кроме кисти?
Новичку проще всего вооружиться карандашом. Купите набор с твёрдыми и мягкими грифелями. Работая с ними, вам нужно заботиться только над одной характеристикой – тоном. Это относительная градация света и тени внутри одного цвета. Каждый карандашный грифель обладает своим эстетическим рядом, богатым разнообразием штрихов. Небольшая сила нажатия – и у вас получилась тонкая, слабая линия. Надавили сильнее – и вот перед вами мощная драматическая полоса. Карандашом легко создавать текстуру или форму, например, с помощью штриховки, в том числе поперечной.
Уголь – не менее замечательный материал для проработки эскизов. Экспериментируйте с ним, как угодно, создавайте тональный спектр, не беспокоясь о цвете. С помощью методов снятия слоёв и стирания корректируйте шкалу оттенков. Чтобы уголь в окончательном варианте работы не стёрся, используйте фиксирующий спрей. Научились орудовать грифелем и углём? Тогда можно делать наброски пастелью и карандашом Конте. Вдохните в творчество цвет!
Примеры эскизов известных художников
В наследии мастеров изобразительного искусства зарисовки имеют особую художественную ценность – это не только часть подготовительной работы, но и самостоятельные произведения. Посмотрим, например, на эскиз картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Уже в зарисовке воплощён художественный образ. Это чёрный силуэт на фоне снега, светлых фигур и заснеженных строений. Вспомним и полотно уже упомянутого Леонардо «Мадонна с младенцем». Подготовительный рисунок к произведению хранится в Лувре. На эскизе изображена Мадонна.
Автор сосредоточился на выражении лица героини. И уже потом, в основной работе, появятся оттенки эмоций: слегка дрогнувшие в улыбке губы матери, воплощение большой любви к ребёнку, драматический намёк на попытку отлучения от груди.
Изучите и другие зарисовки мастеров: к картинам «Не ждали», «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, «Невеста» Густава Климта. Пусть они будут вашей теорией. Возьмите карандаш, сделайте первый шаг – и дорога возникнет сама собой!
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.