Что такое эрув у евреев
Что такое эрув у евреев
Содержание
Название
Термин «эрув», вероятно, обозначает внесение запрещенного в сферу дозволенного. Так, хотя в субботу и в праздники запрещено удаляться от города на расстояние, превышающее две тысячи локтей, можно «смешать» запрещенную и разрешенную территории через так называемый ‘эрув тхумим’ (смешение областей`), для этого на расстоянии менее чем две тысячи локтей от города заготавливается пища, которой достаточно для двух блюд, что символизирует установление другого местожительства, и от него можно снова идти две тысячи локтей в любом направлении. Эта практика, видимо, весьма древняя, упоминается уже в источниках таннаев.
Описание эрува
Хотя в Шабат запрещено переносить что-либо из одного частного владения в другое или из частного владения в общественное и наоборот (например, из одного дома в другой или из общего двора в дом и обратно), принят так называемый ‘эрув хацерот’ (‘смешение дворов’), для этого кусок хлеба, якобы принадлежащий всем обитателям, кладется в одном из выходящих в общий двор домов, все дома и двор символически становятся одним совместным владением. Источники показывают, что эта практика существовала уже в эпоху Второго Храма.
С этой же целью создается эрув вокруг населенного пункта, для этого, согласно наиболее ранним раввинистическим авторитетам, должны быть установлены по меньшей мере четыре шеста определенной высоты, верхние концы которых соединены другими шестами, образуя подобие ворот. Позднее шесты стали соединять металлической проволокой.
Законы эрува, однако, не позволяют перенесение вещей в место, которое, согласно раввинистическому закону, подпадает под библейское определение «публичная сфера». По мнению большинства авторитетов, такой сферой считается место, по которому ежедневно проходят по меньшей мере шестьсот тысяч человек (число евреев, вышедших из Египта). Такими местами являются только огромные города, поэтому эрув для них недействителен, но применяется для всех остальных населенных пунктов.
Эрув тавшилим
Установление ‘эрув тавшилим’ (‘смешение варева’) позволяет приготовлять пищу на субботу во время праздника, который непосредственно предшествует ей. Перед праздником приготовленная пища и обычно хлеб откладывают для субботы; таким образом приготовление пищи для субботы начинается до наступления праздника, оно может быть продолжено в праздник. Эта практика весьма древняя, поскольку некоторые ее детали служили предметом спора между Бейт-Гилель и Бейт-Шамай.
Эрувин
Эрувин — второй трактат в разделе Моэд в Мишне, Тосефте и в Вавилонском и Иерусалимском Талмудах. Трактат посвящен обсуждению всех аспектов субботнего эрува и таким образом служит продолжением трактата Шаббат. По всей видимости, два эти трактата составляли единый большой трактат (в общей сложности 34 главы), который был впоследствии разделен на два.
В первых двух главах речь идет о проходах между домами и местах получастного характера. Третья, четвертая и пятая главы обсуждают вопрос о расстоянии, которое дозволено проходить в субботу, и как его увеличить путем эрува. Следующие три главы обсуждают `эрув дворов` и совместных входов. В десятой главе дискутируются различные детали hалахот, относящихся к Шабату.
Что такое эрув у евреев
Слово «эрув» на святом языке означает «смешение». В еврейском Законе (Галахе) это слово используется, в основном, для обозначения трех понятий: «эрув хацерот» — буквально «смешение дворов», «эрув тхумин» — «смешение границ» и «эрув тавшилин» — «смешение блюд (кушаний)». Это три обширных области, которые регулируются множеством законов. Ниже предлагается краткое описание этих областей Закона.
Оглавление
Смешение дворов («эрув хацерот») [↑]
«Смешение дворов» — так называется действие, установленное мудрецами, чтобы дать возможность переносить предметы в субботу в общем дворе, вносить их со двора в частные дома и выносить из домов во двор.
Поясним. Как известно, существует 39 запрещенных в субботу работ. Одна из них, «оцаа» (буквально «вынесение») включает внесение предметов из частного владения («ршут а-йахид») в общественное («ршут а-рабим»), вынесение их из общественного владения в частное, а также перемещение их внутри общественного владения. Все это запрещено, только если общественное владение не огорожено. Но если оно обнесено оградой в соответствии с определенными требованиями, то в рамках законов об «оцаа» оно приравнивается к частному владению. Каким требованиям должна отвечать ограда, чтобы внутри нее было разрешено перемещать предметы в субботу? Прояснение этого вопроса занимает центральное место в законах эрува. Поэтому и саму ограду называют «эрув», ведь благодаря ей происходит «смешение» частного и общественного владений, т.е. стираются границы между ними.
По Торе разрешено перемещать предметы во дворе, окруженном со всех сторон домами, т. к. дома рассматриваются как ограда территории двора. Другими словами, согласно Торе в таком дворе разрешено переносить предметы, разрешено вносить их со двора в дома и выносить из домов во двор. Если дома, выходящие во двор, принадлежат разным хозяевам, то двор в равной степени принадлежит им всем. Мудрецы (царь Шломо и заседавшие с ним судьи) сочли, что люди, не обладающие глубокими познаниями в Законе, видя, что в таком дворе в субботу переносят предметы, могут подумать, что разрешено переносить предметы в любом общественном месте. Поэтому они не будут строить ограду в соответствии с требованиями закона и нарушат субботу.
Чтобы предотвратить это, мудрецы постановили совершать действие, цель которого — ясно показать всем, что перенос предметов разрешен исключительно в частном владении. Как этого можно добиться, если речь идет об общем дворе? Было решено, что каждый из глав семей, проживающих в домах, выходящих на общий двор, накануне субботы положит кусок хлеба (или какой-то другой продукт) в доме одного из хозяев двора. Т.к. все жители двора используют этот дом для своих целей, он как бы является их совместным имуществом и двор превращается в частное владение. А значит, нет причины опасаться, что люди нарушат запрет «оцаа», перепутав этот двор с обычным неогороженным общественным местом. Это постановление и получило название «эрув хацерот» — «смешение дворов».
Так же поступают, когда дома выходят в общий проходной двор, ведущий на многолюдную улицу. Только в этом случае используют другое название: это называют не «смешением дворов», а «объединением проходных дворов» («шитуф мэвоот»).
Если хозяин одного из домов, выходящих во двор, не участвует в «эрув хацерот», то не только ему, но и всем остальным жителям этого двора запрещено переносить внутри него предметы, вносить их со двора в дом и выносить из дома во двор. Но, если этот жилец готов «пожертвовать» свой дом остальным жильцам, «подарив» им его (согласно другому мнению, отказавшись от своих прав на него), всем разрешено переносить предметы — как в любом окруженном забором месте.
Смешение границ («эрув тхумин») [↑]
В субботу запрещено отходить от населенного пункта более чем на две тысячи локтей (в сегодняшних единицах исчисления — более чем на один километр). Для тех, кому всё же необходимо пройти в определенном направлении более 2000 локтей, мудрецы нашли возможность это сделать — с помощью «смещения» или «смешения» границ населенного пункта.
Как это делается? До наступления субботы человек помещает еду на расстоянии 2000 локтей от населенного пункта в том направлении, куда ему надо пойти в субботу, — как бы для того, чтобы устроить там субботнюю трапезу. Еды должно быть столько, чтобы хватило, по меньшей мере, на две полноценные трапезы. Тогда получается, что, поскольку это место предназначено для трапезы, оно становится новой точкой для отсчета 2000 локтей. И человеку разрешено отойти от него в нужном направлении на расстояние еще до 2000 локтей. Понятно, что границы его населенного пункта не расширяются, а изменяются. Поэтому в противоположном направлении ему будет запрещено пройти даже расстояние в локоть.
Не обязательно устраивать «место субботней трапезы» именно на расстоянии 2000 локтей от населенного пункта. Можно положить продукты в любом месте, находящемся в пределах 2000 локтей, чтобы сохранить возможность пройти какое-то расстояние и в противоположном направлении.
Рассмотрим в качестве примера следующую ситуацию. Предположим, человеку нужно попасть в субботу в определенное место, находящееся на расстоянии 2700 локтей от границ населенного пункта. Он может положить продукты на расстоянии 700 локтей от этих границ в том направлении, куда собирается идти в субботу. Тогда ему будет разрешено в субботу пройти в этом направлении 2700 локтей от границ населенного пункта, но в то же время он не теряет возможности пройти от населенного пункта в противоположную сторону до 1300 локтей.
Иными словами, мы мысленно описываем окружность радиусом в 2000 локтей, центром которой является либо то место, где человек живет, либо установленное им по его желанию место субботней трапезы — как он выберет.
Смешение блюд («эрув тавшилин») [↑]
По большому счету, несмотря на все величие и значение субботнего дня, запрещено в праздники готовить еду для субботних трапез (тем более, запрещено в праздники готовить еду на будние дни). Запрет действителен, даже если сразу после праздника начинается суббота, но для такой ситуации мудрецы приняли специальное постановление, дающее возможность готовить в праздник на субботу. Это постановление совершать «эрув тавшилин» — «смешение блюд».
Суть «эрув тавшилин» заключается в том, что всякий, кто собирается готовить во время праздника еду для субботних трапез, должен до праздника создать такие условия, при которых будет считаться, что еду для субботы он начал готовить еще до праздника, а в сам праздник всего лишь продолжает начатый процесс. Для этого перед наступлением праздника берут целый хлеб (объемом не меньше 50 см. куб.) и вареное яйцо или другой вареный продукт (объемом около 30 см. куб.). Этот хлеб символически означает начало печения для субботы, продолжать которое разрешено в праздник. Яйцо или другой вареный продукт символически означает начало варки для субботы, продолжать которую так же разрешено в праздник.
Название этого действия выражает его основную идею: смешивание блюд, приготовленных для субботы до праздника, с теми, которые готовят в сам праздник, для того, чтобы вся готовка считалась единым кулинарным процессом, начатым до наступления праздника.
Выполнение заповеди «эрув тавшилин» включает чтение определенного текста; его необходимо понимать. В тексте сказано, что благодаря этим продуктам (хлебу и яйцу), которые называются «эрув тавшилин», нам разрешена в праздник любая кулинарная обработка пищи, необходимой для субботних трапез, а также разрешено перед исходом праздника зажечь субботние свечи. Мудрецы установили также специальное благословление на исполнение заповеди «эрув тавшилин». И это благословение, и текст об «эрув тавшилин» приводятся в молитвенниках.
Хлеб и яйцо (или другой вареный продукт) должны сохраняться, пока ни будут завершены все действия по подготовке к субботе, которые человек совершает в праздник. Распространенный обычай — использовать этот хлеб в качестве второго хлеба на первой, второй и третьей субботних трапезах и съесть его и яйцо во время третьей субботней трапезы.
Тому, кто не сделал «эрув тавшилин», запрещено в праздник готовить еду на субботу. Тот, кто не собирается готовить на субботу в праздник, также должен сделать «эрув тавшилин», чтобы зажечь субботние свечи до захода солнца перед завершением праздника, но в этом случае благословение на исполнение заповеди «эрув тавшилин» он не произносит. Тот, кто не готовит в праздник на субботу и не зажигает свечи (т.е. за него это делают другие люди), не обязан делать «эрув тавшилин».
Если праздник приходится на четверг и пятницу, как может быть в странах диаспоры, где праздники удваиваются, или в Рош а-Шана, который празднуется два дня и в Израиле, заповедь «эрув тавшилин» исполняют накануне первого дня праздника, т. е. перед заходом солнца в среду. При этом на субботу готовят только во второй день праздника, т.е. в пятницу.
Что такое эрув у евреев
( עֵרוּב ; буквально: `смешение`, мн. число — эрувим; на арамейском языке — эрувин), символические акты, позволяющие совершать действия, которые иначе не могут быть совершены в субботу и в праздники.
Термин «эрув», вероятно, обозначает внесение запрещенного в сферу дозволенного. Так, хотя в субботу и в праздники запрещено удаляться от города на расстояние, превышающее две тысячи локтей, можно «смешать» запрещенную и разрешенную территории через так называемый эрув тхумим (‘смешение областей`), для этого на расстоянии менее чем две тысячи локтей от города заготавливается пища, которой достаточно для двух блюд, что символизирует установление другого местожительства, и от него можно снова идти две тысячи локтей в любом направлении. Эта практика, видимо, весьма древняя, упоминается уже в источниках таннаев.
Хотя в субботу запрещено переносить что-либо из одного частного владения в другое или из частного владения в общественное и наоборот (например, из одного дома в другой или из общего двора в дом и обратно), принят так называемый эрув хацерот (‘смешение дворов`), для этого кусок хлеба, якобы принадлежащий всем обитателям, кладется в одном из выходящих в общий двор домов, все дома и двор символически становятся одним совместным владением. Источники показывают, что эта практика существовала уже в эпоху Второго храма.
С этой же целью создается эрув вокруг населенного пункта, для этого, согласно наиболее ранним раввинистическим авторитетам, должны быть установлены по меньшей мере четыре шеста определенной высоты, верхние концы которых соединены другими шестами, образуя подобие ворот. Позднее шесты стали соединять металлической проволокой.
Законы эрува, однако, не позволяют перенесение вещей в место, которое, согласно раввинистическому закону, подпадает под библейское определение «публичная сфера». По мнению большинства авторитетов, такой сферой считается место, по которому ежедневно проходят по меньшей мере шестьсот тысяч человек (число евреев, вышедших из Египта, см. Исход). Такими местами являются только огромные города, поэтому эрув для них недействителен, но применяется для всех остальных населенных пунктов.
Установление эрув тавшилим (‘смешение варева`) позволяет приготовлять пищу на субботу во время праздника, который непосредственно предшествует ей. Перед праздником приготовленная пища и обычно хлеб откладывают для субботы; таким образом приготовление пищи для субботы начинается до наступления праздника, оно может быть продолжено в праздник. Эта практика весьма древняя, поскольку некоторые ее детали служили предметом спора между Бет- Хиллел и Бет-Шаммай.
Эрувин — второй трактат в разделе Мо‘эд в Мишне, Тосефте и в Вавилонском и Иерусалимском Талмудах; трактат посвящен обсуждению всех аспектов субботнего эрува и таким образом служит продолжением трактата Шаббат. По всей видимости, два эти трактата составляли единый большой трактат (в общей сложности 34 главы), который был впоследствии разделен на два. В первых двух главах речь идет о проходах между домами и местах получастного характера. Третья, четвертая и пятая главы обсуждают вопрос о расстоянии, которое дозволено проходить в субботу, и как его увеличить путем эрува. Следующие три главы обсуждают `эрув дворов` и совместных входов. В десятой главе дискутируются различные детали халахот (см. Галаха), относящихся к субботе.
Удивительное рядом: эрув.
No time for love, doctor Jones!
Navigation | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Page Summary | ||
---|---|---|
|
May 2016 | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Можно сто лет учиться в школе,
Набирая дипломы аттестаты и баллы,
Выучить тыщу и один иероглиф и 726 интегралов
И при этом не знать ничего о том.
(дальше прикольно, но не в тему)
Так вот: можно прожить полжизни, слыть информированным человеком и при этом не знать ничего о том, что такое эрув. А эрув это, я вам скажу, круто!
Если вкратце, то закон Торы запрещает ортодоксальным евреям в субботу не только работать (о чем знают все), и не только водить машину и катать шары (о чем знают все поклонники «Большого Лебовского»), но и выносить из дома определенные предметы: пищу, ключи, книги, детские коляски, детей и т.д., и т.п. Я не претендую на доскональное знание раввинистического закона, но эти детали я запомнил из разрозненных объяснений и печатных материалов.
Эрув дословно означает «смешение». В смысле, смешение разрешенного и запретного. В принципе, это простая казуистика.
«Нельзя выносить из дома. » Во-первых, не дома, а жилища. А что такое жилище? Это огороженное частное владение. Что делает владение частным? Правильно, изгородь.
Но евреи мыслили масштабно и решили огораживать. города.
Получается, что эрув в центре Лос-Анджелеса is over your head, в прямом и переносном смысле слова. Вот как это выглядит.
Один находчивый, если не сказать циничный, тип написал в мэрию письмо с предложением натягивать леску эрува на установленные для этой цели по периметру многометровые кресты. Мол, тут уж крачки хочешь не хочешь а обратят внимание. Или на худой конец мусульманские полумесяцы. Евреи идею не поддержали.
Краткие законы соблюдения субботы 45. Перенос предметов. Эрув
8. Эрув
Вследствие того, что двор перестает быть ршут аяхид только из-за того, что им пользуются несколько семей (и постановили мудрецы, что жильцы накладывают друг на друга запрет), сами же мудрецы показали нам, как объединить эти семьи, чтобы они считались одной семьей, и, таким образом, превратить двор во двор одного хозяина. Эту процедуру они назвали эрувом.
Как делают такой эрув? Берут от каждой семьи немного муки и делают из нее один общий хлеб, и таким образом все жильцы становятся как бы одной семьей. Можно достичь этого, даже если только один дает свой хлеб. Но он должен позаботиться, чтобы всем принадлежала в этом хлебе некоторая доля. Это может быть сделано, если другой человек удостоит живущие в этом дворе семьи доли в этом хлебе (см. подробнее в Шульхан арухе). Необходимо поместить эрув в один из домов, в который можно попасть в шабат. И если хозяин дома, в котором находится эрув, отсутствует, необходимо перенести эрув в другой дом или, по крайней мере, оставить ключ у одного из соседей, чтобы при желании можно было взять эрув. (А после того как стемнеет, эрув разрешается съесть.)
Мицва устроить эрув, чтобы предотвратить запрещённый в шабат перенос, и благословляют при его устройстве. Также произносят при этом слова, поясняющие, что данный эрув разрешает переносить предметы из дома во двор и т.п. Данный текст приводится в некоторых молитвенниках. И все это называется эрув хацерот (объединение дворов).
9. Жилье нееврея
Все сказанное выше имеет силу, если во дворе живут только евреи. Но при наличии в нем жилья нееврея закон меняется. Если во дворе живет только одна еврейская семья, не постановили, что наличие нееврея запрещает переносить из дома во двор, и считается, как если бы нееврей вообще не живет в данном месте. Но при наличии двух и более еврейских семей присутствие нееврея запрещает им носить вещи из домов во двор, даже если сделали эрув. Так как невозможно включить нееврея в эрув (не установили, что эрув может работать и для нееврея), постановили, что необходимо арендовать у него его жилье, и тогда будет считаться, что нееврей не живет в данном месте. Таков же закон относительно еврея, не соблюдающего шабат (определение см. в Шульхан арухе) или не признающего эрув, — в таком случае бессмысленно пытаться включить их в эрув, и необходимо арендовать у них жилье. Тем не менее, если во дворе живет только две еврейские семьи, одна из которых не соблюдает шабат, правильно арендовать у нее владение. Даже при том, что обычно они приравниваются к нееврею, трудно сказать, что во всех аспектах относятся к ним как к неевреям (тогда бы могли считать, что они не живут вообще там): ведь, несмотря на свои грехи, они все-таки евреи.
10. Аренда нееврейского владения
Как производится аренда владения для целей эрува? Либо арендуют у нееврея самого, вручив ему некоторую сумму (можно даже меньше пруты — мелкой монеты, равной стоимости 1/40 грамма серебра) за его владение, и тем самым арендуют его; либо у его арендатора или ремесленика, имеющего разрешение от нееврея держать свои инструменты в часы работы в его владении. Не арендовав у нееврея владение, нельзя делать эрув. Необходимо консультироваться с раввином относительно всех деталей, в особенности того, что касается несогласного с эрувом, а также в случае, если арендовавший владение неев-рея отсутствует у себя дома в шабат (поэтому правильно арендовать владение нееврея для всех участвующих в эруве).
11. Многоквартирные дома
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир, поскольку считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение. Следовательно, когда на общий балкон (не разделенный перегородкой высотой в 10 тфахим) выходят две квартиры, запрещено переносить с балкона в квартиру и т.д., пока хозяева не устроят между собой эрува. И даже внутри домов, в общем владении, где живет две и более семьи, необходимо сделать эрув. То есть в многоквартирных домах запрещено переносить предметы на лестничную клетку и обратно. Все это потому, что законы переноса в подобных владениях сходны с описанными выше относительно общего двора и балкона, на которые запрещено переносить без эрува. Но, как было уже упомянуто в случае двора, во всех этих коллективных владениях можно носить ребенка, не внося его в квартиру и не перенося из нее. Так и тут, если в доме проживает нееврей или еврей, не соблюдающий шабат, необходимо арендовать их владение. Так как законы эрува довольно сложны, следует спросить у знатока этих законов, как поступать в каждом конкретном случае.