Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Это продолжение предыдущего поста «Как создать и записать подкаст» — в котором я детально описал ключевые цифры по подкасту про ведение удаленного бизнеса Travel MBA.

Сейчас я хочу детально рассказать о процессе создания подкаста — от идеи до реализации. Что нужно для этого сделать, какие шаги для создания подкаста, более детально разобрать программы и оборудование.

Итак, давайте представим что у вас появилось желание вести подкаст. Желание определенно хорошее, но как понимаете его недостаточно.

1. Определяем тему подкаста

Пожалуй это главное с чего нужно начать — определить тему для вашего подкаста.

Не всегда тема, которая вам нравится может получить сильный отклик от аудитории и потом это будет проблемой. Поэтому на начальном этапе важно подходить к выбору темы для подкаста так, чтобы была потенциально большая аудитория слушателей. Очень важны цифры.

Вы конечно можете просто вести подкаст как хобби и на каком-то этапе его забросить. Я рекомендую относиться к созданию подкаста именно как к продукту и для этого продукта нужно выбрать нишу.

Идеально, когда тема в которой вы разбираетесь имеет отклик у рынка и эта ниша потенциально большая. Самый простой способ определить тему для подкаста — посмотреть есть ли уже подкасты или книги на похожую тематику. Если да — тогда можно смело запускаться.

2. Составить план публикации эпизодов

Самая большая ошибка которую допускают 90% тех, кто начинает вести подкасты — это отсутствие плана публикации эпизодов на 3-6 месяцев вперед. Есть энтузиазм на старте и через время он угасает. Особенно, если вы не относитесь к созданию подкаста именно как к продукту.

Очень правильно продумать план публикации эпизодов, например 1 эпизод в неделю. Этого будет достаточно. Тогда вам нужно будет 4 эпизода в месяц и 12 эпизодов на 3 следующих месяца.

Важный момент — 12 эпизодов желательно записать сразу до того, как вы запустите официально свой подкаст. Как минимум иметь 5-6 эпизодов на первый месяц публикаций.

Здесь важен системный подход. Иначе, получится так, что вы сделаете громкий анонс, у вас появится 2-3 эпизода и после этого будет тишина.

3. Пригласить интересных гостей для подкаста

Здесь тоже все очень интересно. У вас есть тема подкаста. Есть даже примерный план публикаций.

Давайте определим тип подкастов:

Вот пример подкаста Тима Ферриса «25 Things I’ve Learned from Podcast Guests in 2015» — в этом эпизоде Тим рассказывает все персонально.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Из личного опыта — рекомендую делать подкасты с гостями. Тогда вам будет проще получить новую аудиторию и слушателей и каждый эпизод будет более разнообразным.

Если вы только начинаете и предположим у вас еще нет популярности — начните со знакомых и ближнего круга. Просто найдите людей которые имеют отношение к тематике вашего подкаста и предложите пообщаться. Люди обычно соглашаются.

Плюс, вы можете у приглашенных гостей спросить кого они могут вам порекомендовать и таким образом вы получите еще новых гостей для подкаста. Это может продолжаться бесконечно.

4. Подготовка к записи подкаста

Это довольно рутинный процесс и для каждого нового эпизода процесс будет повторятся. Вот каким образом проходит у меня процесс подготовки к записи подкаста из 7 простых шагов:

Как видите это довольно простой и понятный чеклист для записи подкаста.

Вы можете все делать самостоятельно, а можете также работать с ассистентом, в обязанности которого будет входить: подготовка вопросов для подкаста, согласование времени записи, обработка материалов, публикация подкаста. Я рекомендую второй вариант.

5. Процесс записи подкаста

Многие думают, что здесь есть какая-то магия. На самом деле все очень просто. Все подкасты записываются полностью удаленно и вам в большинстве случаев не нужно никуда ехать и вещать вы можете не выходя из дома.

Конечно многие подкасты также записываются в студиях. Тоже вариант, но он гораздо сложнее и абсолютно не обязателен. Например общаясь с автором подкаста SPI (17 млн скачиваний) — Pat Flynn, он говорит, что все подкасты записывает из домашней студии.

Вот как проходит процесс записи подкаста и что для этого нужно:

1) Профессиональный микрофон

Вам реально нужен будет качественный микрофон. Качество звука это самый важный фактор при записи подкаста и вашим слушателям должно быть комфортно его слушать.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

2. Приложение для записи подкаста.

Для записи каждого подкаста я использую Skype и встроенное приложение внутри скайпа Skype Call Recorder — это приложение платное и его нужно будет купить. Так как Skype есть у всех — удобно через него общаться и качество связи более чем на высоте.

Именно skype call recorder делает запись разговора — записывает ваш голос и голос вашего собеседника.

Здесь есть трюк при самом процесс записи. Очень важно, чтобы вы записывали свой голос отдельно и ваш гость записывал голос отдельно.

Для записи голоса можно использовать такое приложение как Audacity (бесплатное приложение для Mac и PC) или же просто Quicktime если вы пользователь Mac.

Потом после записи — собеседник сохраняет разговор и пересылает вам файл. В этом файле вам нужен его голос.

3.Монтаж аудио дорожек

Итак, вы сделали запись и вам нужно его смонтировать. Для того, чтобы сделать качественный монтаж вам нужно три аудио трека:

Если мы говорим о профессиональном подходе к созданию подкаста — вам нужно будет сделать джингл.

Это такое фирменное вступление с музыкой, описанием подкаста и коротким обзором эпизода. Такой джингл сделать относительно просто — вы можете записать свой голос самостоятельно или просто подготовить текст и отдать на запись в студию, где его начитает профессиональный диктор и там же в студии сделают монтаж с музыкой.

4. Подготовка дизайна для подкаста

Многие почему-то упускают этот момент, но дизайн вашего подкаста очень важен. Для многих людей (визуалов) именно оформление подкаста будет играть решающую роль, прежде чем его будут слушать.

Ваша обложка должна быть очень четкой по контексту подкаста, яркой и наглядно говорить о чем подкаст. Вот примеры обложек для подкаста в iTunes. Посмотрите насколько они красочные и разнообразные.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Для создания обложки подкаста есть смысл работать с дизайнером и сделать несколько вариантов и дать возможность вашим слушателям выбрать лучший вариант.

Самый простой способ найти дизайнера — это фриланс площадки по типу fiverr.com fl.ru или upwork.com

5. Публикация подкаста

Итак, у вас есть запись подкаста, есть обложка и все готово уже к публикации. Прежде чем публиковать эпизод, его важно правильно назвать и подготовить для него описание. Именно описание с наличием ключевых слов будет влиять на то, чтобы ваш подкаст находился просто и был доступен среди похожих подкастов. Здесь работают стандартные принципы SEO.

Здесь процесс записи подкаста, чтобы максимально ясной была именно последовательность действий и понимание общей картины. Конечно есть много тонкостей и вопросов, которые будут появляться в процессе и это нормально.

Резюмирую

Ведение подкаста это довольно затратный процесс — как по времени так и по ресурсам. Очень многие начинают вести подкаст и потом забрасывают его по разным причинам и одна из заметных причин — отсутствие системного подхода и непонимание того, что с ним делать.

Важно понимать, что подкаст — должен быть элементом вашего бизнеса и часть бизнес модели. Источником привлечения новых слушателей и новых клиентов. Плюс есть различные формы монетизации подкаста.

В следующей публикации я планирую детализировать цифры — во сколько может обходиться подготовка и создание подкаста в денежном выражении, а также покажу возможные модели монетизации подкаста. Я с радостью поделюсь ответами на ваши вопросы и даже планирую провести открытый онлайн воркшоп, где наглядно показать как создаю и публикую собственный подкаст Travel MBA у которого 17 000 + прослушиваний на момент написания данного поста и на который вы можете подписаться здесь.

Точной даты проведения онлайн воркшопа еще нет, но Вы можете предвариельно зарегистрироваться здесь и я вышлю вам на почту приглашение за несколько дней до проведения, чтобы вы гарантировано его не пропустили.

Если был пост полезен — напишите об этом в комментариях и поделитесь с друзьями, которым эта тема также интересна.

Источник

Подкаст — что это такое простыми словами: объясняем, а заодно советуем лучшие

Пора присмотреться к подкастам, если ты еще этого не сделал.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Здесь и далее фото unsplash.com

В последнее время стремительный рост переживает очень удобный и информативный тип аудиоконтента — подкасты. Хотя этот жанр существует достаточно давно, среди российских пользователей он только начинает становиться привычной формой потребления информации.

С каждым днем в интернете появляется все больше шоу, создатели которых стараются обзавестись своей аудиторией и занять свое место среди аналогичных программ.

Мы постараемся объяснить, что же это такое, и посоветуем тебе несколько хороших проектов, с которыми стоит ознакомиться.

Что такое подкасты и зачем они вообще нужны?

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Подкасты — это аудиопрограммы, которые можно скачивать и слушать онлайн. По своему формату подкасты напоминают радио, однако главное отличие тут заключается в том, что они зачастую строго сегментированы по жанрам и темам, а слушать их можно в любое время, не боясь пропустить эфир.

Проще говоря, подкасты похожи на контент видеосервиса YouTube, только в аудиоформате.

Подкасты существуют в очень разных форматах — они могут быть разговорными, музыкальными, документальными или художественными. По тематике они бывают вообще любыми — от спорта и книг до компьютерных игр и лайфхаков в кулинарии.

Некоторые подкасты представляют собой занимательные интервью со специально приглашенными гостями, а другие и вовсе напоминают сериалы, где в каждой серии продолжается повествование, начатое в предыдущих эпизодах.

Откуда взялись подкасты?

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Появление подкастов в том виде, в котором мы их привыкли видеть, произошло где-то в начале 2000-х годов, когда широкую популярность стали приобретать плееры iPod от компании Apple.

Еще в 2003 году на них появилось приложение RSS-to-iPod, которое позволяло пользователям устройств следить за новыми аудиопередачами, выходящими на разных каналах.

Уже спустя два года подкасты стали настолько популярными, что компания Apple создала для них специальный раздел в одном из своих главных приложений — iTunes. С того момента количество подкастов начало расти, а вместе с ними и увеличивалось число пользователей подобного контента.

Где слушать подкасты?

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

На сегодняшний день существует множество приложений для смартфонов и других гаджетов, с помощью которых можно следить за выходом новых подкастов и прослушивать их в любое время.

Например, в любом iPhone существует заранее предустановленное приложение «Подкасты», на андроидах это обычно Google Podcasts. Однако многие любители подкастов предпочитают пользоваться сторонним софтом, отдавая предпочтение их интерфейсам и определенному функционалу.

Среди таких приложений можно отметить Castbox, Pocket Casts, Overcast, Spotify, Player FM или ту же «Яндекс.Музыку».

Какие подкасты послушать?

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Итак, когда ты уже примерно понял, что такое подкасты, пора приступать непосредственно к ознакомлению с ними. Специально для тебя мы составили небольшой список интересных передач, которые можно смело включать на фоне и впитывать полезную и интересную информацию.

Лучшие подкасты на русском языке

Начнем, пожалуй, с русскоязычных подкастов, а затем перейдем к программам на английском языке.

1. «Искусство для пацанчиков»

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

«Искусство для пацанчиков» — это первое шоу в нашем списке, и его выпускает редакция популярного медиа «Батенька, да вы трансформер» в рамках интернет-радио «Глаголев FM».

В нем культуролог и музыковед Настя Четверикова объясняет значимость и смысл шедевров мирового искусства «на пальцах, по-пацански».

«Феллини, что, укурился? Прокофьев, что, глухой? Почему «Черный квадрат» Малевича не черный, не квадрат и не Малевича? И почему вся эта хрень стоит так дорого?», — сказано в описании подкаста.

2. «Сережа и микрофон. Подкаст»

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

С недавних пор шоумен, блогер, глава транснациональной корпорации «Биг Намбрз» и просто веселый парень Сережа Мезенцев начал вести свой подкаст под названием «Сережа и микрофон».

В нем он разговаривает с деятелями культуры, шоу-бизнеса и науки о важных и не очень вещах в присущей ему непринужденной манере.

Формат подкаста подразумевает эффект присутствия за одним столом с его участниками, поэтому его можно смело включать на кухне во время перекуса. Кроме того, на ютьюбе выходит видеоверсия этого подкаста для тех, кто хочет не только слушать, но и смотреть.

3. «Лекции Arzamas»

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Исторические лекции просветительского проекта Arzamas — это стопроцентный мастхэв в твоем приложении для подкастов. Команда проекта записала уже столько часов полезных и интересных лекций, что хватило бы на самый продолжительный карантин.

4. «Что случилось»

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

«Что случилось» — это один из подкастов издания «Медуза» о самых актуальных событиях современности. Основная его особенность в том, что он выходит каждый день, кроме выходных. Поэтому мы его рекомендуем абсолютно всем, кто хочет быть в курсе происходящего.

5. SEGOZAVTRA

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Пятерку русскоязычных подкастов замыкает проект творческого объединения Labelcom под названием SEGOZAVTRA. Самое привлекательное здесь — концепция шоу.

Ведущий подкаста — комик Сева Ловкачев приглашает в студию компетентного спикера, работающего в научной сфере, и совместно с несколькими другими комиками задает ему вопросы о высоких материях.

Таким образом, полезные академические знания тут разбавляются шутками и делают подкаст удобоваримым для широкой аудитории.

Лучшие подкасты на английском языке

Самое время перейти к подкастам на английском для тех, кто хочет подтянуть язык или просто послушать западных спикеров.

1. The Joe Rogan Experience

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Одним из главных англоязычных подкастов считается шоу американского комика, спортивного комментатора и бывшего бойца Джо Рогана. На момент написания этой заметки у Рогана вышло практически 1500 выпусков его подкаста, каждый из которых идет от одного до трех часов.

Джо удалось поговорить со многими деятелями культуры, политики, шоу-бизнеса, спорта, науки и прочих сфер, а некоторые его подкасты и вовсе повлияли на ход развития современной истории. Чего стоит эпизод с Илоном Маском, после которого акции его компаний резко упали в цене.

2. Congratulations with Chris D’Elia

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Не самый популярный, но очень смешной подкаст от австралийского комика Криса Д’Елия. Он выпускает его каждую неделю и рассказывает об актуальных событиях, анализируя и высмеивая их в своей фирменной манере.

Мало кто знает, но многие фишки Криса позаимствовал и адаптировал под свой медийный образ вышеупомянутый Сережа Мезенцев.

3. Conan O’Brien Needs a Friend

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Это подкаст знаменитого американского телеведущего Конана О’Брайена, который приглашает к себе в студию заметных деятелей шоу-бизнеса и старается установить с ними дружескую беседу.

Подкаст примечателен, прежде всего, своим ведущим — Конаном. Потому что он всегда смешно шутит и умело разводит своих гостей на откровения.

Как сделать свой подкаст?

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Возможно, после ознакомления с форматом подкастов ты можешь подумать: «Хм, а почему бы мне не сделать свой подкаст? Ведь это вроде так просто». По большому счету, ты окажешься прав — чтобы создать свой подкаст, достаточно простого телефона и встроенного в него приложения «Диктофон».

Существует также множество сервисов, с помощью которых ты сможешь публиковать свое шоу сразу на все основные площадки для подкастов. Например, такой платформой является проект Anchor. Главное, чтобы у тебя была в голове четко оформленная концепция и интересные идеи.

Таким образом, твой аудиопроект может стать небольшим медиа, у которого при должном развитии появится своя аудитория, с нетерпением ожидающая каждого нового выпуска.

Ведь для многих слушателей подкасты — это своеобразная форма одностороннего общения с ведущим и его гостями. Главное отличие подкаста, например, от интервью заключается в том, что это максимально непринужденная беседа, в ходе которой спикеры могут дурачиться, запинаться, ошибаться и свободно делиться своими мыслями, возникающими у них прямо во время эфира.

Можно ли на этом заработать?

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Тут мы подходим к главному вопросу «можно ли на этом заработать?». Да, определенно можно. Причем сразу несколькими способами. Некоторые ведущие подкастов монетизируют свои шоу с помощью рекламных интеграций.

Другие подкастеры монетизируются с помощью донатов (пожертвований) от своей лояльной аудитории.

Есть также сервисы, которые транслируют подкасты за определенную плату. Однако этот формат монетизации пока еще слабо развит в России и дойдет до нас только через некоторое время.

Как бы то ни было, если тебе понравилась идея создать собственный подкаст — дерзай. Если тебе просто хочется время от времени слушать что-нибудь на фоне, воспользуйся нашими рекомендациями или найди что-нибудь свое.

Подкасты — это очень удобный вид контента, который может быть одновременно познавательным, информативным и развлекательным.

Источник

Пошаговое руководство по созданию подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое подкасты и есть ли у них рынок

Подкасты бывают разные. От разговоров с животными и предметами («Everything is alive»), до узконаправленных подкастов («Карто-покалипсис» для картографов). Бывают развлекательные, новостные, нарративные, образовательные, подкасты-расследования.

Подкасты слушают в общественном транспорте, за рулем, во время прогулки с собакой или мытья посуды. Это называют параллельным потреблением — прослушивание подкаста можно совместить с другой задачей. Этим они отличаются, например, от видеоблогов, которые сложно смотреть одновременно с каким-то еще занятием.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Самый большой рынок подкастов в США. По данным компании Edison Research, более половины американцев слушают подкасты. Аудитория подкастов в США — 104 млн. человек.

Некоторые авторы подкастов в США — настоящие звезды. Их слушают миллионы, они зарабатывают на своей деятельности серьезные деньги, у них большое влияние и доверие аудитории. Например, в апреле 2020 года компания Spotify заплатила больше 100 миллионов долларов за эксклюзивное размещение подкастов Джо Рогану — автору подкаста The Joe Rogan Experience.

Главная проблема подкастов в России в 2020 году — аудитория. Она небольшая, если сравнивать, например, с аудиторией каналов на Ютубе. Но рынок растет: по данным исследовательской компании IAB Russia, общая аудитория подкастов в России на начало 2020 года — 5 миллионов человек.

Можно сказать, что мы видим еще одно возрождение подкастов в России. За 2018−2019 годы было много громких запусков; компании, бренды, стендаперы, писатели начали делать свои подкасты. Сейчас у формата началась новая волна популярности.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Зачем делать подкаст

С чего начать

Сначала определитесь, для чего вы делаете подкаст. Цель поможет сохранить мотивацию и понять, получается ли у вас то, что вы задумали, достигаете ли нужного эффекта. А еще — понять, как продвигать подкаст.

Например, вы решили делать подкаст про фронтенд-разработку. Вам интересна эта тема, вы считаете себя экспертом, хотите делиться своим опытом с другими. Какая цель может быть у подкаста?

Развить личный бренд. Скажем, вы хотите, чтобы в сообществе разработчиков вас знали и звали на конференции в качестве спикера. Подкаст поможет донести до других вашу экспертность и показать, что у вас хорошая речь.

Искать людей в команду. Было бы неплохо, чтобы с помощью подкаста вы привлекли внимание джуниоров. Слушатели шоу могут заинтересоваться работой с вами.

Прокачаться как спикер. Допустим, вы давно видите эту точку роста, но не доходили руки заняться техникой речи и научиться говорить убедительно. Подкаст — отличная возможность добраться до этого.

Отличные цели, вы молодец!

Даже если вы хотите делать подкаст, потому что для вас это что-то новое и интересное — это тоже хорошая цель.

Такой же подход работает и с подкастом для бизнеса — определите, зачем он вам. Например, чтобы привлекать клиентов, искать сотрудников, продвигать философию. Когда у вас появится цель, будет проще принимать решения: какой бюджет выделить на создание и продвижение, какой формат выбрать, о чем рассказывать.

Часто начинающие подкастеры ограничиваются идеей делать интервью. Интервью — это здорово, но бывают и другие форматы. Возможно, для вашей задачи подойдет что-то еще.

Есть подкасты, которые решают специализированную задачу, например, подкаст для того, чтобы детям было интереснее чистить зубы — Chompers.

Есть нарративные подкасты-сериалы, в которых рассказывается история и есть сюжет. Например, увлекательный подкаст-сериал «Заварили бизнес» про Сашу Волкову, которая открывает свое дело.

Есть подкасты в виде долгих разговоров про все на свете в компании приятных людей, например, Blitz and Chips.

Чтобы узнать, какие бывают подкасты, воспользуйтесь нашим сервисом подкаст-подборок. В нем пользователи составляют тематические списки разных шоу и делятся ими с другими.

К выбору формата можно подойти разными способами, я рекомендую поступить так.

Разделите поиск идеи на два этапа: штурмовой и аналитический. В первом вы устраиваете мозговой штурм самостоятельно или с коллегами. Придумывайте самые смелые и безумные идеи, не критикуйте друг друга. Придумывайте любые форматы, которые подойдут для вашей цели, фиксируйте их на доске или листе бумаги.

На втором этапе вы анализируете каждую идею: насколько она соответствует целям, будет ли интересна аудитории, сложно ли ее воплотить. Рекомендую также оценить, насколько вас драйвит эта идея. Подкасты — искренний формат, и если вам интересно записывать ваш подкаст, аудитория это почувствует, продвигаться будет проще.

На выходе у вас получится таблица с идеями. Вроде такой:

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

То есть, я не работаю над всеми параметрами до публикации, исхожу из того, что сразу сделать все идеально не получится. Важно выделить главное, а остальные составляющие сделать так, как получается. И улучшить в будущем.

Такой подход используют при продуктовой разработке: сначала запускают первую версию, которая выполняет основную функцию. В случае подкаста — привлекает слушателей, доносит мысль. А потом постепенно докручивают остальное. Это помогает быстрее запускаться, получать обратную связь. И не перегореть, бесконечно не решаясь показать свой подкаст другим.

То есть, я не работаю над всеми параметрами до публикации, исхожу из того, что сразу сделать все идеально не получится. Важно выделить главное, а остальные составляющие сделать так, как получается. И улучшить в будущем.

Такой подход используют при продуктовой разработке: сначала запускают первую версию, которая выполняет основную функцию. В случае подкаста — привлекает слушателей, доносит мысль. А потом постепенно докручивают остальное. Это помогает быстрее запускаться, получать обратную связь. И не перегореть, бесконечно не решаясь показать свой подкаст другим.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

За неделю придумали концепцию, описали формат. Еще за неделю записали пару тестовых выпусков, смонтировали, выпустили.

Собрали обратную связь от аудитории. Поняли, что нужно доработать в сценарии, чем можно привлечь слушателей.

Докрутили формат, выпустили еще несколько серий, получили положительные отклики и первых постоянных слушателей.

За неделю придумали концепцию, описали формат. Решили обсудить с коллегами, еще неделю собирали их мнения. Потом еще неделю дорабатывали концепцию. Через месяц концепция готова, коллеги одобрили.

Ищем героев, подбираем идеальные условия для записи. Записываем несколько выпусков, но кладем в стол — качество звука неидеальное.

Записываем еще раз с другими гостями. Звук лучше, но теперь тратим две недели на монтаж, поиск идеального джингла и обложки. Наконец-то публикуем первый выпуск.

Помните, что вы в любой момент сможете поменять свой подкаст. Для этого отлично могут подойти сезоны. Многие подкастеры используют сезоны, чтобы менять тему подкаста, оставаясь в изначально заданной идее.

Например, у Саши Мемуса есть подкаст «Мемус Решает». Первый сезон был посвящен психотерапии, а второй — искусству. Автор свободен менять свой подкаст так, как захочется.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Оборудование

Их главная особенность — низкая чувствительность. За счет этого они лучше записывают звук в помещениях, где есть эхо и лишний шум. Микрофоны такого типа используют на радио, телевидении, в них поют исполнители на концертах.

Динамические микрофоны отлично подойдут для подкастов. Если вы только начинаете, это идеальный выбор. Дополнительный плюс динамических микрофонов — они довольно прочные. Можно носить их в сумке, брать в поездку и не бояться, что вы их сломаете.

Из минусов можно отметить, что динамические микрофоны не очень красивые. И если вы собираетесь делать видео-подкаст, то такой микрофон будет не очень симпатично смотреться в кадре.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Такие микрофоны, напротив, очень чувствительные. За счет этого они лучше раскрывают голос. Но в неподготовленном помещении, где есть шумы и эхо, такой микрофон захватит лишнее, и запись будет хуже, чем у динамического.

Я не советую покупать конденсаторные микрофоны, если у вас нет подходящего помещения — в нем должна быть звукоизоляция и не должно быть шумов, иначе голос запишется грязно.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

USB-микрофоны подключаются напрямую к компьютеру, в них уже встроена звуковая карта. Для записи не потребуется больше никаких устройств. Такой тип подойдет для случаев, когда вы в подкасте один или ваши гости записываются удаленно — каждому будет просто подключить свой микрофон.

XLR-микрофоны подключить напрямую к компьютеру нельзя. Поэтому, если вы выберете такой микрофон, вам понадобится купить к нему дополнительное оборудование. И наоборот: если вы используете звуковую карту или рекордер, вам понадобится именно такой микрофон.

Есть микрофоны, которые имеют и XLR, и USB вход. Таких моделей мало на рынке, но это оптимальный вариант для подкастера. Если в какой-то момент вы захотите купить аудиокарту или рекордер, микрофоны не придется менять.

Отдельно стоит сказать про петличные микрофоны или петлички — это маленькие микрофоны, которые используют для записи речи в видео. Они крепятся на одежду и захватывают звук рядом с ними. Обычно это конденсаторные микрофоны, соответственно, чувствительные. Для подкастов они тоже подходят.
Есть модели, которые подключаются с помощью обычного разъема mini-jack, как стандартные наушники. Это недорогое решение тоже подойдет для старта.

Рекомендую модель Boya BY-M1, такую петличку можно подключить прямо в компьютер.

Звуковая карта преобразует звук из микрофона в цифровой сигнал. Сама по себе она не записывает звук, для этого ее нужно подключить к компьютеру. Вот несколько звуковых карт, которые можно использовать для записи подкаста:

Audient Evo 4. Можно записать 2 микрофона одновременно
10 000₽

Focusrite 2i2. Можно записать 2 микрофона одновременно
16 000₽

Audient Evo 8. Можно записать 4 микрофона одновременно
16 500₽

Steinberg UR44. Можно записать 4 микрофона одновременно
21 000₽

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Рекордер позволяет записывать звук с микрофонов без использования компьютера, на встроенную карту памяти. Самые распространенные рекордеры производит компания Zoom:

Zoom H5. Можно записать 2 микрофона одновременно или 4, если есть дополнительная насадка. Легкий, можно носить с собой.
25 000₽, насадка 7 000₽

Zoom H6. Можно записать 4 микрофона одновременно или 6, если есть дополнительная насадка. Легкий, можно носить с собой.
30 000₽, насадка 7 000₽

Zoom R16. Можно записать 8 микрофонов одновременно. Устройство довольно большое, с собой носить будет сложно.
35 000₽

Почти все устройства можно взять в аренду. Посчитайте, что будет выгоднее: вполне возможно, что аренда будет рентабельнее, если вы только начинаете и не уверены, какое устройство вам потребуется.

Не забывайте, что можно купить подержанную технику, это поможет сэкономить. И наоборот, если вдруг поймете, что подкастом заниматься больше не хочется — купленное оборудование можно перепродать.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Такой держатель будет полезен, чтобы установить микрофон перед собой и не держать его в руке. Держатели бывают разных конструкций — настольные, напольные и пантографы. Я рекомендую использовать пантографы и настольные подставки.

Где и как записывать подкаст

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Для начала рекомендую записываться дома. Главное — правильно выбрать комнату для записи:

Recording this week’s show (well, I closed the closet doors while I read my narration). @ThisAmerLife pic.twitter.com/SrTO0hsgyz

Если не хочется сразу вкладываться в оборудование, то студия записи — отличный вариант, обычно в них уже все готово. Самое главное в таких студиях, кроме оборудования и подготовленного помещения, — это комфорт и атмосфера. Вы и ваши гости должны чувствовать себя расслаблено, чтобы сложился живой и искренний разговор. Вот несколько студий в Москве, где можно комфортно записать подкаст:

Если гость в другом городе или вы не хотите встречаться лично, можно записаться удаленно. Принцип такой: вы связываетесь в любом удобном мессенджере и каждый записывает свою дорожку самостоятельно. Я рекомендую использовать Зум: в нем можно сделать резервную запись на случай, если что-то пойдет не так.

При этом не стоит просто брать запись из Зума или другого мессенджера. Они сжимают звук, чтобы экономить интернет-трафик, качество записи получается низкое.

На встроенный микрофон из ноутбука лучше не записываться, они улавливают эхо и шумы. Запись получится низкого качества, вам будет тяжело ее монтировать.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Можно использовать и любой другой аудиоредактор, в котором вам удобно работать: GarageBand, Audition, Reaper, Ableton и другие.

Если вы записываетесь через аудиоредактор и общаетесь в Зуме — в настройках Зума нужно убрать галочку автоматической регулировки звука. Зайдите в Настройки → Вкладка «Аудио» → Снимите галочку с «Автоматически регулировать громкость микрофона». Если ее не убрать, то громкость микрофона будет меняться и в программе записи, что помешает качественно записать голос.

Как монтировать подкаст

В нарративных подкастах монтаж — это инструмент драматургии. С помощью него можно лучше рассказать историю, сделать акцент на эмоции, добавить атмосферные звуки. Это поможет слушателю погрузиться в историю.

Еще можно улучшить звук и сделать так, чтобы ваш подкаст было приятно слушать. Но помните, что 80% хорошего звука — это качественная запись.

Базовый монтаж предполагает, что вы уберете тишину с тех дорожек, где в конкретный момент времени никто не говорит. То есть, в один момент времени должен звучать только один голос. В местах, где говорят два или несколько человек, например, кто-то смеется, или кто-то кого-то перебивает, остаются все дорожки.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Редакторы отличаются интерфейсом, ценой и иногда функциями. Но это обычно актуально для написания и сведения музыки, для монтажа обычного подкаста подойдет любой. Попробуйте разные и решите, что вам больше нравится.

Вот несколько программ, на которые стоит обратить внимание:

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Удаление дефектов. Самый частый дефект на записи — фоновый шум. Существуют специальные плагины, их называют «денойзеры». Они позволяют создать «профиль» шума и исключить его из вашего звука. Например, в программе Audacity есть встроенный плагин Noise Reduction, который отлично справляется с этой задачей.

Помните, что удаление дефектов звука приводит к тому, что голос тоже немного ухудшается, поэтому здесь важен баланс. Если вы готовы потратить некоторую сумму денег, то я рекомендую купить набор плагинов iZotope RX 8 (или прошлую версию). На сайте Plugin Boutique часто бывают скидки на наборы этих плагинов, вам подойдет версия RX Elements.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Чтобы подкаст звучал интереснее, эмоциональнее, ритмичнее и лучше запомнился слушателю, используют музыку и звуковое оформление. Музыка и звуки не обязательны, но хорошо, когда они есть.

Обычно в начале подкаста играет главная музыкальная тема, ее называют джинглом. Это аудиологотип вашего шоу. Он задает настроение и готовит слушателя к тому, что он услышит, настраивает на нужный лад. По джинглу люди отличают ваш подкаст от других.

Между смысловыми блоками подкаста, в местах, где меняется тема, стоит добавлять перебивки. Обычно это музыкальный фрагмент, который делается из основной музыкальной темы, или хотя бы дружит с ней по настроению.

В некоторых подкастах авторы используют фоновую музыку. Она здорово работает для длинных подкастов — дольше полутора часов — и помогает разговору быть бодрее, задает дополнительный ритм. Если у вас не очень хорошее качество записи, фоновая музыка поможет замаскировать это.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Чтобы усилить повествование, погрузить слушателя в атмосферу истории часто используют саунд-дизайн. Например, звуки моря, если вы рассказываете про морские походы; звон бокалов и неразборчивая речь людей за другими столиками в ресторане, если герой отправился поужинать; кваканье лягушек и чавканье резиновых сапог по грязи, если персонаж истории решил прогуляться по болоту. Словом, звуки, которые помогут слушателю почувствовать повествование.

Саунд-дизайн чаще всего задействуют в нарративных подкастах, где атмосфера и эмоции очень важны. Я сравниваю саунд-дизайн с очень яркой специей, которая в небольшом количестве и в нужном месте поможет истории раскрыться. Но если переборщить, то будет очень невкусно и навязчиво.

В разговорных подкастах тоже можно использовать саунд-дизайн, но я призываю не увлекаться и всегда задавать себе вопрос: «Этот звук действительно здесь нужен или мне просто хочется, чтобы был звук ради звука?»

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Ниже я привел несколько ресурсов, где можно найти звуки и музыку. Большую часть списка собрал Мика Голубовский.

Всегда читайте лицензию на всю музыку и звуки, которые собираетесь использовать, чтобы застраховать себя от возможных претензий. В лицензии на звуки и музыку должно быть ясно написано, что можно использовать для личных и коммерческих целей. И не должно быть запретов на использование в подкастах.

Как придумать название, описание, обложку и трейлер

Классно, когда название легко запомнить, и оно содержит несколько смыслов. Крылатые фразы, мемы, отсылки к каким-то событиям — из всего этого может получиться звонкое название.

Вот несколько подкастов, названия которых мне кажутся удачными: «Это провал», «Извини, что голосовым», «Тоже Россия», «Ну, па-ап!», «Сядь, подыши», «Либо выйдет, либо нет». Перейдите по ссылкам на подкасты и прочитайте их описания, чтобы вдохновиться тем, как названия работают со смыслом.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Поэтому стоит проверить вашу будущую обложку на читаемость в маленьком размере. Вот несколько рекомендаций:

Несколько рекомендаций, как оформить трейлер:

Где разместить подкаст

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

В этом файле в специальной разметке описан подкаст: название, описание, язык, обложка, аудиофайлы и так далее. Чтобы сделать такой RSS-фид, нужен хостинг — на нем будут храниться аудиофайлы и вся информация про подкаст. Хостинг можно сделать самостоятельно, но я рекомендую использовать готовые сервисы.

Почти все подкаст-площадки — просто каталоги таких RSS-фидов. Это значит, что они хранят не подкаст, а лишь информацию о его существовании. И когда слушатель запускает в приложении воспроизведение эпизода, площадка обращается в RSS-файлу и включает аудиозапись, которая хранится на вашем хостинге.

Хостинг-сервисов много, и отличаются они в основном интерфейсом, аналитическими инструментами и ценами. А еще — поддержкой возможностей RSS. Например, на некоторых хостингах нельзя создать трейлер.

Расскажу, на что стоит обратить внимание и приведу несколько хостингов, которые мы используем в студии.

Выше я писал про то, что подкаст-площадки не хранят ваш подкаст у себя, а только информацию о нём. Так что воспроизведение подкаста — это обращение к RSS-фиду, который создается на хостинге. Главный аналитический показатель — скачивание, то есть сколько раз скачали каждый выпуск вашего шоу.

Проблема в том, что один слушатель может генерировать несколько обращений к RSS, из-за того, что подкаст догружается небольшими кусочками, а не загружается полностью.

Есть специальный стандарт, который компенсирует это технологическое несовершенство и позволяет посчитать реальные скачивания вашего подкаста, то есть приблизится к показателю прослушиваний — IAB 2.0. Я рекомендую использовать хостинги, которые сертифицированы по этому стандарту, чтобы более точно понимать, какая у вас аудитория.

Цены на хостинги довольно сильно различаются, причем довольно часто стоимость зависит от популярности подкаста. Если подкаст популярный, это создает большую нагрузку на сервера. То есть, чем чаще вас слушают, тем больше придется платить. Многие хостинги имеют пороговые значения, например, 10 000 загрузок в месяц.

Вот некоторые сервисы, которые либо использовали мы и наши клиенты, либо рекомендуют коллеги по подкаст-сообществу: Fireside.fm, Lybsyn.com, Buzzsprout.com.

Я не рекомендую использовать в качестве хостинга Soundcloud, потому что там устаревшие аналитические инструменты и нет поддержки многих возможностей RSS. Например, нельзя разбить подкаст на сезоны и сделать трейлер. На бесплатном тарифе вам доступно для загрузки только 3 часа аудио, для обычного подкаста это довольно мало, поэтому платить придется все равно. При этом цена Soundcloud такая же, как и у других нормальных хостингов.

Если вы не готовы тратить деньги на хостинг, обратите внимание на Anchor.fm — это бесплатный хостинг, с хорошим функционалом и вменяемой статистикой. Но имейте в виду, что в какой-то момент в вашем подкасте может появиться сторонняя реклама. Я не думаю, что реклама скоро запустится в России, но это нужно учитывать. Лучше внимательно прочитайте договор оферты с сервисом.

Если будете использовать Anchor, то не давайте ему самому публиковать ваш подкаст: он сделает это под сгенерированным Apple ID. Лучше добавляйте подкаст через свой Apple ID.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Когда ваш подкаст пройдет проверку, на почту, к которой привязан ваш Apple ID, придет письмо. Но советую проверять в Podcast Connect самостоятельно, иногда письмо может затеряться.

Через некоторое время после того, как Apple одобрит ваш подкаст, вы появитесь в каталоге сервиса. Еще ваш подкаст автоматически добавится в Castbox, Pocket Casts, Overcast и в другие агрегаторы.

Также можно сделать подобный ролик со статичной картинкой в любом видеоредакторе. Оформление может быть любым, например, с движущейся звуковой волной.

Раскачивать канал с нуля без видеоконтента, скорее всего, будет сложно. Я рекомендую публиковаться на этой площадке, если у вас там уже есть какая-то аудитория.

Я рекомендую сделать страничку подкаста с кратким описанием и ссылками на все платформы, где вас можно послушать. На такую страницу легко ссылаться, чтобы не публиковать с каждым новым выпуском кучу ссылок. Это может быть полезно, если вы захотите продвигать подкаст с помощью платных каналов, например, запустить таргетинг в социальных сетях и контекстную рекламу. Если у вас есть лендинг, проще оценить эффективность рекламы.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Как продвигать подкаст

Продвижение сводится к системным небольшим действиям. Например:

Для продвижения и удержания слушателей лучше всего выпускать подкаст регулярно, желательно в один и тот же день недели или месяца. Тогда для многих прослушивание вашего подкаста может стать ритуалом, они будут подстраиваться под выход новых эпизодов и ждать их.

Если можете выпускать эпизоды раз в неделю, это будет лучше для продвижения и активного набора аудитории. Конечно, при условии, что вы регулярно рассказываете о новых выпусках на внешних площадках.

Найдите подкасты с похожей тематикой и предложите им сделать кросс-промо. Это когда каждый рассказывает в своем подкасте о другом шоу. Или обменяйтесь трейлерами ваших подкастов друг с другом.

С помощью кросс-промо аудитория одного подкаста узнает о втором, может заинтересоваться, начать слушать и его тоже. Прямой конкуренции в этом нет: слушатели часто следят за несколькими шоу на одну тему.

Что такое эпизод подкаста. Смотреть фото Что такое эпизод подкаста. Смотреть картинку Что такое эпизод подкаста. Картинка про Что такое эпизод подкаста. Фото Что такое эпизод подкаста

Как понять, успешен ли ваш подкаст

Есть примеры шоу, которые приносят деньги своим создателям. И есть примеры компаний, который получают явную пользу от своих шоу. Но, как я уже говорил, подкасты — игра вдолгую. Не стоит начинать делать подкаст, если вы ищете способ заработать денег. Скорее всего, вы разочаруетесь — есть способы заработать получше.

Но если вы все-таки думаете про монетизацию своего контента, вот несколько способов, как это делают другие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *