Что такое эпистемология в философии

Эпистемология

Эпистемология — это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание (см. Наука), его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с гносеологией, или учением о познании (см. Гносеология). Однако в неклассической философии отмечается тенденция к различению эпистемологии и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект — объект», то для эпистемологии базовой является оппозиция «объект — знание». Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание (см. Познание), а скорее из объективных структур самого знания (см. Знание). Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и другие). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний (реальность).

Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в Античности. Таковы, например, «идеи» Платона и предложенная им референционная концепция «истины», апории Зенона, тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизирующий и нормативно-методологический характер. Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к одному и тому же объекту и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы за счёт нормировки научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило в дальнейшем создать образцы систематической организации знания. «Начала» Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля.

В Средние века критическая и исследовательская составляющие эпистемологии в большой степени сковываются и ограничиваются нормативным характером аристотелевской логики. Яркое выражение средневековой эпистемологии — схоластический спор «номиналистов» и «реалистов». Новые мотивы вносит Возрождение. Пробуждается интерес к опытному знанию, меняется представление о месте и назначении знания в общей картине мира. Николай Кузанский вводит представление о проблемах как «учёном незнании», то есть знании о незнании, что формирует в перспективе новую эпистемологическую стратегию. С другой стороны, философская рефлексия всё больше обращается к субъекту и его познавательным способностям. В этой связи актуализируется введённое фактически уже Петром Абеляром понятие сознания как индивидуальной способности и действительности существования концептов. «Великое усовершенствование наук», провозглашённое Ф. Бэконом и развернувшееся в веках, порождает новую формацию знания — новоевропейскую науку. Новая организация знания требовала критической рефлексии и теоретического оформления. Эпистемологические схемы Античности и Средневековья не могли решить этих задач. На их месте начинает складываться гносеологическая концепция познания, которая переорганизует философско-методологические представления о знании на основе субъект-объектных схем.

До XX века эпистемология не имела собственных институциональных форм, а соответствующая ей проблематика развивалась в основном в логике (прежде всего в английской аналитической традиции) и в рамках гносеологии. Однако уже с конца XIX века эпистемологическая проблематика начинает эмансипироваться от гносеологической. Исследователи (прежде всего логики) стремились уйти от субъективизма и психологизма, порождаемого сенсуалистическими и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. В XX веке этот процесс приводит к оформлению новых философско-методологических направлений и подходов. Развиваются аналитические, операциональные, нормативные, стуктурно-функциональные приёмы и методы исследования знания. В годах К. Поппер дал онтологическое обоснование эмансипации эпистемологии, выдвинув концепцию «третьего мира» (объективного содержания знания) и «познания без познающего субъекта».

Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, отмечаются следующие:

Источник

Что такое Эпистемология

Эпистемология (греч. episteme — знание, logos — учение) — направление в философии, которое изучает, что такое знание, из каких составляющих оно состоит, для чего оно нужно и как его развивать. Эпистемологию ещё называют теорией познания.

Сначала эпистемология изучала, что такое научное знание, затем — знание в целом.

Научное знание, в свою очередь, это такое, которое изучает, по каким законам строится общество, существует природа и каким образом человек мыслит. Иначе говоря, научное знание должно быть связано с обществом и быть доказуемым.

Нередко эпистемологию связывают с гносеологией. Эти понятия считаются эквивалентными.

Гносеология (греч. gnosis — знание, и logos — слово) — изучает теорию познания, а также то, как человек получает знания.

Современные философы стали различать эти два понятия. Отличие, по их мнению, состоит в том, что эпистемология изучает знание как таковое и его составляющие. А гносеология — как именно мы получаем эти знания.

Виды эпистемологии

Различают классическую и неклассическую эпистемологию.

Классическая эпистемология

Неклассическая эпистемология

Её ещё называют современной эпистемологией, потому что она возникла как результат развития общества, технологий, культуры, эволюции в целом.

Характерные черты современной эпистемологии отличаются от классической. В частности, современная эпистемология уже не критикует абсолютно все появившиеся до этого знания. Она опирается на них и принимает некоторые из них. Таким образом, критицизм перешёл в посткритицизм.

Современная эпистемология также не верит больше в наличие фундаментальных принципов или черт. На первый план в познании выходит психология. Появляются такие понятия, как:

Субъективизм не устраивает современных философов, изучающих эпистемологию. Они стали признавать существование внешнего мира, помимо мира сознания.

В связи с этим нужно упомянуть советского психолога Льва Семёновича Выготского, который утверждал, что люди взаимодействуют между собой во внешнем мире и таким образом меняется их сознание.

Эпистемология права

В рамках юриспруденции эпистемология изучает, что такое право, рассматриваются и изучаются правовые теории и правовые концепции, их появление и непредвзятость. Эпистемология права также изучает юридическое знание и мышление человека, который вовлечён в правовые отношения.

Эпистемология и онтология

Если эпистемология изучает, что такое знание. То онтология изучает бытиё, основу существования. Причём как всего мира в целом, так и отдельного человека.

Термин произошёл от греческих слов ontos — сущее и logos — учение. Создание термина приписывают немецкому учёному Рудольфу Гоклениусу (1547–1628).

Источник

Исследуемые эпистемологические вопросы делают ставку на то:

Объект в этой концепции рассматривается как элемент в структуре знаний и материальная действительность — реальность. Гносеологический субъект не учитывается, учитываются объективные структуры знания.

Аристотель впервые задался целью снять все накопившиеся до него проблемы в теории познания. Он попробовал ввести общие принципы для того, чтобы организовать знания. В будущем его работы помогли систематизировать организацию знаний. В качестве примера работа Евклида «Начала» является обобщённым продуктом геометрических знаний. Это также и реализованная нормативная эпистемологическая концепция Платона и Аристотеля. Средневековая эпистемология базировалась на постулатах Аристотеля и поэтому две её составляющие: критика и исследование, были скованы привязанностью к античной модели познания.

Особенности эпистемологии

Смотря на то, какие проблемы принимаются во внимание при исследовании, эпистемологии делится на классическую и неклассическую (классицизм и не классицизм). Каждая из них имеет свои особенности.

Особенности классицизма

Классическая эпистемология включает в себя такие из них:

Особенности не классицизма

Неклассическая эпистемология появилась в конце прошлого века и очень сильно отличается от классической. Изменения, происходящие в науке, философии, культуре заставляют по-новому осмыслить понимание теорию познания и по-новому отнестись к другим наукам. Поэтому неклассическая эпистемология охарактеризовала себя следующими особенностями:

Эпистемология, как предмет изучения в философии

Эпистемологическая наука в философии лишь часть общих знаний. Она не может существовать отдельно от других философских значений. Специфичность такой науки в предмете изучения объекта на основе развития знания. Общечеловеческий подход эпистемологии к знаниям, философия рассматривает как связь между знанием и языком. Исследователь Карл Р. Поппер, изучая эпистемологический подход в философии, первым обратил внимание на связь языка и знания. Карл Р. Поппер привязал свои исследования к эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть проблемы обозначена в отношении к возникновению и развитию языка, а также в его роли по влиянию на человеческое сознание. Так возникло ответвление в науке, названное как эволюционная эпистемология.

Есть ещё и такой раздел в философии, как связь с биологией. В связи с этим выделяется генетическая эпистемология, базирующаяся на психологии. В этой ветви науки знание представляется в виде совокупности механизмов, движимых при помощи реакций и раздражителей. Авторы попытались объединить точные науки данные с экспериментальными исследованиями онтогенетики.

Социальная эпистемология стала ответственной за отношения индивидуумов общества. Предмет интереса в этой научной ветви представляет коллективное знание. В жизни это выглядит как социологические исследования и наблюдения за группами (религиозными, политическими, научными). Проблема такого рода в философии как раз и базируется на таких принципах.

Эти виды эпистемологических связей в философии требуют своего особого выделения также как классические и неклассические особенности.

Эпистемология с точки зрения простого человека

Дело в том, что все процессы нашей действительности основаны на многочисленных экспериментах, действиях, явлениях. Ещё в школе мы учимся проводить эксперименты, в высших учебных заведениях делаем лабораторные работы. Именно поэтому прогресс во всех современных достижениях человечества обязан такой ценной для нас науке как эпистемология.

Механизмы научных знаний важны для философии, так благодаря этим механизмам человечество движется вперёд. Круг интересов эпистемологии постоянно расширяется и лабораторные исследования становятся больше и больше нам понятны. А расширение круга интересов ведёт к тому, что этот процесс становится интересным философии. И, таким образом, происходит познание окружающего мира.

Источник

Эпистемология

Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь»); гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») — теория познания, раздел философии.

Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века (ср. итал. Gnoseologia ; сербохорв. Gnoseologija ); «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в (ср. англ. Epistemology ).

Гносеология, или теория познания, — это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами.

Содержание

Основные проблемы эпистемологии

Понятия и вопросы эпистемологии

История эпистемологии

Познание вообще и научное познание в частности сделалось предметом особо пристального внимания философов задолго до появления «эпистемологии/гносеологии».

Античная философия

Средневековая философия

Новоевропейская философия

Немецкая классическая философия

Неокантианство

Конституирование гносеологии в особую науку и исторически, и по существу связано с широким распространением неокантианства, которое на протяжении последней трети XIX столетия становится наиболее влиятельным направлением философской мысли Европы и превращается в официально признанную школу профессорско-университетской философии сначала в Германии, а затем во всех тех районах мира, откуда по традиции ездили в германские университеты люди, надеявшиеся получить там серьёзную профессионально-философскую подготовку.

Своеобразной чертой неокантианства была специфическая форма проблемы познания, которая, несмотря на все разногласия между различными ответвлениями школы, сводится к следующему: «…учение о знании, выясняющее условия, благодаря которым становится возможным бесспорно существующее знание, и в зависимости от этих условий устанавливающее границы, до которых может простираться какое бы то ни было знание и за которыми открывается область одинаково недоказуемых мнений, принято называть „теорией познания“ или „гносеологией“… Конечно, теория познания наряду с только что указанной задачей вправе поставить себе ещё и другие — дополнительные. Но, если она хочет быть наукой, имеющей смысл, то прежде всего она должна заниматься выяснением вопроса о существовании или несуществовании границ знания…».

Данное определение, принадлежащее русскому неокантианцу А. И. Введенскому, точно и чётко указывает особенности науки, которую «принято называть» гносеологией в литературе неокантианского направления и всех тех школ, которые возникли под его преобладающим влиянием. [источник не указан 1241 день]

Марксизм

Современная философия

Теории познания

Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Источник

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ЭПИСТЕМОЛОГИЯ» в других словарях:

эпистемология — эпистемология … Орфографический словарь-справочник

Эпистемология — Эпистемология ♦ Épistémologie Раздел философии, рассматривающий не знание вообще (чем занимается теория познания, или гносеология), а одну или несколько отдельных наук. Теория познания, если можно так выразиться, расположена «выше» знания;… … Философский словарь Спонвиля

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греч. знание и слово, учение), термин, употребляемый для обозначения теории познания. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — [гр. epistemologia наука о знаниях] филос. ГНОСЕОЛОГИЯ, теория познания, занимающаяся возможностями, границами и объемом человеческого познания, а также его истинностью. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. эпистемология (гр.… … Словарь иностранных слов русского языка

эпистемология — ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греческого episteme знание и. логия), то же, что теория познания … Современная энциклопедия

эпистемология — сущ., кол во синонимов: 3 • гносеология (3) • иллюзия (28) • философия (40) … Словарь синонимов

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *