Что такое эпид номер по коронавирусу и для чего он
Что такое QR-код переболевшего коронавирусом и как его получить через госуслуги
Граждане РФ, официально переболевшие коронавирусом, могут получить QR-код.
Важно, что сертификат о перенесенном ковиде не выдается тем лицам, кто не обращался в медучреждение с заболеванием, а лечился самостоятельно. Справка об антителах не является подтверждением перенесенного коронавируса и не выступает поводом для присвоения QR-код переболевшего.
QR-код — это цифровой штрих-код, который способны распознавать электронные устройства, например, смартфон. В нем заложена определенная информация, которую можно получить путем сканирования данного кода электронным устройством.
QR-код переболевшего COVID-19 — это код, в котором заложена информация о том, что человек, действительно, болел коронавирусом с указанием даты этого события, то есть диагноз официально подтвержден.
QR-код присваивается сертификату, который выдается лицам, перенесшим ковид. При его сканировании можно увидеть сведения о сертификате переболевшего и ссылку для проверки его подлинности.
Действует данный код в течение полугода с даты выздоровления. По истечении 6-ти месяцев документ теряется свою силу и для свободного перемещения в местах ограничений потребуется либо сдать ПЦР-тест, либо пройти вакцинацию.
Кому выдается
QR-код переболевшего присваивается только тем гражданам, кто болел COVID-19 официально, то есть выполнил следующие действия:
При этом болезнь должна быть зафиксирована в последние 6 месяцев.
Человек не получит QR-код переболевшего, если:
Во всех указанных случаях диагноз COVID-19 не является официально подтвержденным, а потому сертификат переболевшего не выдается.
Справка о наличии антител не является основанием для выдачи сертификата и присвоения qr-кода.
Кроме того, QR-код могут получить:
Зачем нужен
QR-код необходимо для оперативного получения информации, разрешающей человеку посещение мероприятий, заведений общественного питания, различных организаций в период действия ограничений в связи с коронавирусной инфекцией.
Кроме того, с 1 июля 2021 данный код позволит гражданам заселяться в отели, гостиницы, санатории, дома отдыха Краснодарского края без ограничений.
Также данный код необходим для въезда в другие страны, например, в целях отдыха. Многие государства разрешают посещение их территории иностранцам, привитым от коронавируса. Нужно только уточнять, принимает ли конкретная страна лиц, привитых российскими прививками, не одобренными ВОЗ.
Например, Турция, Кипр, Греция принимают российских туритов, привитых российскими вакцинами, а Тайланд пускает к себе только тех иностранцев, кто привит вакцинами, одобренными ВОЗ.
С 7 июля 2021 года сертификат переболевшего коронавирусом позволит человеку при возвращении из-за границы не сдавать ПЦР-тест — данные о наличии сертификата о перенесенном ковиде нужно отправить через сайт госуслуг после прибытия в РФ.
Таким образом, QR-код необходим гражданам для свободного перемещения в тех местах, где введены ограничения в связи с пандемией COVID-19.
Как получить через госуслуги
Получить QR-код можно на портале госуслуг, а также в мобильном приложении «Госуслуги» или «Госуслуги СТОП Коронавирус».
Для москвичей также доступен способ получения через immune.mos.ru.
Чтобы получить сертификат переболевшего ковидом с QR-кодом, нужно зайти в свою учетную запись на сайте госуслуг (ввести логин и пароль).
Для получения сертификата ничего заполнять не нужно, никакие сведения отправлять также не требуется. Электронный документ будет доступен автоматически, если болезнь официально подтверждена врачами и имеется соответствующая медицинская справка.
Сертификат переболевшего можно найти на госуслугах только в том случае, если учетная запись является подтвержденной. Если запись не подтверждена, то следует пройти процедуру подтверждения.
Найти QR-код переболевшего на госуслугах можно двумя способами.
Далее нажать на ссылу «Сертификат переболевшего».
На открывшейся странице будет сертификат и штрих-код для сканирования.
Удобно предъявлять данный код на мобильном устройстве, для этого лучше скачать мобильное приложение «Госуслуги» или «Госуслуг СТОП коронавирус».
Результатом поиска будет ссылка на необходимый сертификат с QR-кодом.
Получить сертификат переболевшего ковидом в мобильных приложениях от госуслуг можно теми же способами (либо в разделе, посвященном коронавирусу, либо через поисковую строку).
Что делать, если переболел официально ковидом, но QR-кода нет
Если сертификата переболевшего нет на сайте госуслуг и в приложении «Госуслуги СТОП коронавирус», то нужно последовательно выполнить следующие действия:
Если у вас коронавирус: отвечаем на 10 главных вопросов о правах пациентов при заражении COVID-19
Вместе с экспертами по ОМС мы изучили действующие рекомендации для врачей и органов здравоохранения.
Количество заразившихся коронавирусом растет, число запросов о ковиде в поисковых системах увеличивается, а получить достоверные ответы на некоторые вопросы не так-то просто.
На этой неделе нехваткой доступной информации о лечении COVID-19 возмутилась на своей странице в соцсетях главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Тут же последовал ответ замминистра здравоохранения Олега Салагая. Представитель Минздрава пояснил, что все подробности о диагностике, терапии, реабилитации после ковида и т.д. можно найти в соответствующих рекомендациях ведомства. Однако документ это объемный, сложный, предназначенный в первую очередь для медиков и органов здравоохранения.
Мы изучили обновленную версию методички Минздрава вместе с кандидатом медицинским наук, экспертом по обязательному медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергеем Шкитиным. В этом материале вы найдете ответы на 10 главных вопросов, которые чаще всего возникают у заразившихся коронавирусом и их близких.
1. При каких симптомах к пациенту на дом обязан прийти врач из районной поликлиники?
Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2 градуса и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.
Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомахне просто желателен, а строго необходим. Это:
! Обязательно сообщите об этих фактах, вызывая врача.
2. В течение какого времени должен прийти участковый терапевт из «районки»?
По законодательству врач, вызванный на дом, должен прийти в течение 24 часов.
3. Когда звонить в «скорую»?
Сегодня диспетчеры службы скорой медицинской помощи (СМП) занимаются распределением вызовов. Поэтому сюда можно звонить, если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача на дом еще долго. Либо сразу при появлении тяжелых симптомов: температура выше 38,5 градусов, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д.
При поступлении вызова на пульт СМП оператор проводит опрос позвонившего. Кроме жалоб важно сразу назвать свой возраст, сопутствующие болезни и сообщить, если были контакты с зараженными коронавирусом. По итогам опроса принимается одно из трех решений:
4. Что должны сделать прибывшие медики?
По правилам осмотр пациента включает:
5. Когда и у кого должны взять мазок из носоглотки на коронавирус?
В Методических рекомендациях Минздрава сказано, что подозрительным на COVID-19 считается случай, когда у пациента температура выше 37,5 °C и есть один или более из следующих признаков: кашель (сухой или со скудной мокротой), одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, уровень кислорода в крови ≤ 95%, боль в горле, заложенность носа, нарушение или потеря обоняния, конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь – при отсутствии других известных причин для таких симптомов (скажем, отравления, обострения давней хронической болезни и т.п.).
Кроме того, по правилам обязательно должны брать мазок на коронавирус:
Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации. Либо врач поликлиники при первичном осмотре, если есть подозрения на covid- инфекцию (см. выше).
Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток.
6. Когда и как сдается анализ крови?
Необходимость проведения лабораторных исследований крови определяется врачом. В методичке Минздрава сказано, что при легком течении COVID-19 и лечении пациента на дому, как правило, не требуются ни анализ крови, ни лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). Если пациента госпитализируют — в основном, начиная со среднетяжелого состояния, то при госпитализации должны сделать общий анализ крови и биохимический анализ крови.
Если больного оставляют лечиться на дому, сажают на режим изоляции и врач считает необходимым лабораторное исследование крови (в частности, при сопутствующих хронических болезнях), то для забора анализа должна прибыть выездная бригада поликлиники.
Как определяется степень тяжести COVID-19
! Легкое течение
— частота дыхания > 22/мин
— одышка при физических нагрузках
— изменения при КТ/рентгенографии: объем поражения минимальный или средний (КТ 1-2)
— уровень С-реактивного белка в крови >10 мг/л
! Тяжелое течение
— частота дыхания > 30/мин
— нестабильная гемодинамика: систолическое (верхнее) артериальное давление менее 90 мм рт.ст. или диастолическое (нижнее) давление менее 60 мм рт.ст.)
— объем поражения легких значительный или субтотальный (КТ 3-4)
— снижение уровня сознания, ажитация.
7. Как решается вопрос о проведении компьютерной томографии легких?
Необходимость такого обследования определяет врач. При этом должны учитываться возраст пациента, наличие сопутствующих хронических болезней, жалобы, объективное состояние и клиническая картина развития пневмонии (по итогам «прослушивания» легких, измерения сатурации, частоты дыхания и т.д.).
Методичка Минздрава рекомендует назначать КТ, если есть признаки среднетяжелой формы COVID-19 (см. выше «Справку «КП»). Порядок и сроки проведения КТ определяются возможностями региональной системы здравоохранения, говорится в документе.
8. При каких симптомах больного должны госпитализировать?
Согласно Рекомендациям Минздрава, если больному поставлен диагноз COVID-19 и он лечится дома, ему полагается госпитализация при сохранении температуры ≥ 38,5 °C в течение 3 дней.
Также должны госпитализировать пациентов в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:
* признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести ковида пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:
* с сопутствующими заболеваниями и состояниями: артериальной гипертензией; хронической сердечной недостаточностью; онкологическими заболеваниями; гиперкоагуляцией; ДВС-синдромом; острым коронарным синдромом; сахарным диабетом; болезнью двигательного нейрона; циррозом печени; длительным приемом ГК и биологической терапии по поводу воспалительных заболеваний кишечника; ревматоидным артритом; пациенты, получающие гемодиализ или перитонеальный диализ; иммунодефицитными состояниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией без антиретровирусной терапии; получающие химиотерапию);
* пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
9. В каком порядке госпитализируют больных с коронавирусом и можно ли выбрать больницу?
Госпитализация происходит по направлению участкового врача или врача «скорой». Медик запрашивает по телефону наличие свободных мест в ближайших ковидных стационарах и принимает решение, куда направить больного. Права выбора у пациента в данном случае нет.
Человека с подозрением на коронавирус или подтвержденной covid-инфекцией должны везти в больницу на машине Скорой или специальным медицинским транспортом (если направление дает участковый).
10. Что делать, если нарушаются перечисленные правила?
Можно звонить на единую «горячую линию» по коронавирусу: 8-800-2000-112; на «горячие линии», работающие в каждом регионе.
В то же время, как показывает практика, один из наиболее действенных способов – обращение к своему страховому представителю по ОМС. Напомним, страховые компании, выдающие нам полисы ОМС, занимаются бесплатным консультированием и защитой прав пациентов. Сейчас работа страховых представителей «заточена» на помощь больным, столкнувшимся с проблемами при заражении коронавирусом, рассказали «КП» во Всероссийском союзе страховщиков. Звонить в свою страховую медицинскую организацию можно в любое время суток, телефон найдете на полисе или через поиск в Интернете по названию компании.
Мы и COVID-19. О том, как трудно разобраться, что делать при обнаружении коронавируса в семье
Даже теперь, спустя полгода после начала карантинов в России, законопослушным гражданам, столкнувшимся с ковидом, почти невозможно понять: что делать, куда бежать и кого ждать. Рассказываю из собственного недавнего опыта.
С начала марта я читал и слышал истории о том, как устроена борьба с COVID-19. Разговаривал с врачами «скорой», людьми, которые сами попали в больницу или даже потеряли близких. Видел цифры статистики: проверено, выявлено, выздоровели.
И очень – изо всех сил – надеялся, что удастся всего этого избежать. Что мы с пандемией разойдемся, так и не встретившись.
Не вышло. (Здесь очень хочется поставить грустный смайлик или – гневающийся.)
Приемного сына – Леню – в конце лета пригласили на спортивное мероприятие. Условие для участия: сделать в клинике, которую назовет спортклуб, ПЦР-тест на COVID.
– Простая формальность, – сказала мне одна из организаторов.
Формальность так формальность.
Приехали: обычная коммерческая клиника, привычный уже вопросник про контакты, поездки за границу и температуру. Вежливая медсестра позвала в процедурный кабинет:
– Возьмем два образца – из носа из горла.
Леня стоически выдержал, пока у него ковырялись в носу.
– Результаты буду через пару дней.
Результаты пришли на почту.
Я несколько раз перечитал послание:
«Ваш результат первично положительный… Материал в настоящее время проходит повторное исследование в лаборатории ЦГиЭ Роспотребнадзора… По закону вам необходимо позвонить в поликлинику по месту жительства и сообщить…»
Нашел телефон детской поликлиники на Малом проспекте П.С. и позвонил. Конечно, я хотел поступить по закону и по правилам. Но больше всего я хотел, чтобы мне сказали, как и что делать. Чтобы меня успокоили. И взяли на себя всю ответственность.
– Детская поликлиника, регистратура, – очень строгий женский голос. Я почти обрадовался.
– Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста… – сказал я, и мне показалось, что женщина устало вздохнула. – Мой пасынок делал тест на коронавирус. И мы получили предварительно положительный результат…
– Звоните в вызов врача на дом!
– …подскажите, что мне следует делать.
Так, вдох-выдох. Набрать номер вызова врача на дом.
– Слушаю?! – еще один решительный женский голос.
Я постарался говорить быстрее:
– Подскажите, пожалуйста! Мой пасынок делал тест на коронавирус. И мы получили предварительно положительный результат…
– В регистратуру звонили?
– Они меня к вам отправили!
– Звоните еще раз – пусть запишут…
– Меня к вам отправили!
– Странно. Но вы им позвоните!
Полчаса собирался с духом, чтобы позвонить в регистратуру. И тут надо мной сжалились:
– Вам же посоветоваться?
– Запишите телефон исполняющей обязанности заведующей. Как она скажет – так и сделайте.
Дозвониться до начальницы оказалось не так уже и сложно. Снова рассказал про предварительно положительный результат.
– Они отправили материал в Роспотребнадзор? – спрашивает.
– Давайте тогда подождем второго теста? – вопросительная интонация доктора меня в тот момент не смутила.
– Когда будет второй, тогда и будем решать. Они быстро делают. И с вами свяжутся, если что-то будет не так. До свидания!
Я еще раз перечитал письмо из коммерческой клиники: «…по закону вам необходимо». Никто не спросил имя ребенка. Мои данные.
То есть надо просто ждать. Результат обещали в срок до 8 суток.
Ждать хорошо. Тем более, что никаких симптомов болезни у ребенка нет. Беспокоило только надвигающееся 1 сентября.
Накануне учебного года было родительское собрание с директором лицея, в котором учиться Леня. По Zoom. Директор рассказала о правилах. О том, что у каждого класса свое время входа в школу, в столовую. И сказала о том, что нужно сразу сообщать о случаях COVID, чтобы лицей мог принять меры.
До последнего дня августа ни от частной клиники, ни от Роспотребнадзора не было никаких вестей. Наверное, это потому, что тест не подтвердился? Подтвердился бы – позвонили?
Отправлять ребенка в школу или нет?
После колебаний мы решили, что Леня в школу пойдет. Тем более, что жена только что прилетела из Турции и уже получила результат своего ПЦР-теста – отрицательный. Самостоятельно из этого сделали вывод: если инкубационный период 14 дней, то значит до своего отъезда она не болела. И мы с Лёней тоже.
Говорить о предварительном анализе пока никому не стали.
Логика у нас была такая: если есть предварительный положительный анализ, значит, где-то компетентные люди должны быстро проверить второй. А если они молчат – что это может значить? Что все в порядке.
Все-таки решили выяснить, что со вторым анализом? Попытка никаких результатов не принесла.
Второе письмо пришло днем 2-го сентября:
«Ваш результат положительный… В настоящее время вы болеете инфекцией, вызванной коронавирусом… Необходимо продолжить самоизоляцию и избегать контактов с другими людьми… Сообщить о подтвержденном положительном результате для организации повторного исследования в конце карантина…»
Детская поликлиника при слове «положительный» переменила поведение.
– Фамилия ребенка? Дата рождения? Ваш телефон? Вам позвонят!
Минут через 15 перезвонил участковый врач, который знает Леню с рождения. Подробно расспросил про тест.
– И 1-го сентября в школу ходили?
– Ходили. Потому что результата не было…
– Бывает, – врач вздохнул. – Завтра к вам придут взять анализ. Мальчика посадите пока дома.
Тут я первый раз почувствовал себя виноватым. Правда, не до конца осознал – за что. То ли потому, что не дождался второго теста и отправил Леню в школу. То ли потому, что вся эта история теперь внесет в школьные дела сумбур…
Попробовал себя успокоить, что надо поступить честно. И позвонить в школу.
У меня есть телефон директора. Но я решил начать с классного руководителя. Солидный и спокойный учитель ОБЖ.
– Ситуация такая… – я пытался подобрать нейтральные слова. – У Лени положительный тест на «корону»… В поликлинику я уже сообщил… Пока он будет дома…
– Спасибо, что вы позвонили. Это будет правильно. Теперь я пойду к директору.
Похоже, после новостей от классного, директор лицея запустила механизмы районного уровня: по крайне мере, уже через пару часов жене позвонили из Роспотребнадзора. И мы первый раз узнали, что и как надо делать.
Во-первых, правильно, что сообщили в детскую поликлинику. Они должны взять два теста подряд. И если оба окажутся отрицательными, то Леня вернется в школу.
Во-вторых, случаю должны присвоить эпидемиологический номер, под которым за ними будут следить в Роспотребнадзоре. Эпидномер очень и очень важен: без него Лене не сделают выписку.
А для этого – в-третьих, – нужно сообщить в поликлинику для взрослых, чтобы у нас с женой тоже взяли тест.
Это же так прекрасно, когда есть пошаговая инструкция. Я позвонил в свою поликлинику в Приморском районе, чтобы сообщить о контакте с возможным заболевшим и предупредить, что живу не по месту регистрации.
– В другом районе? – в регистратуре были очень рады. Искренне так рады. – Вот в том районе пусть они вас по ОМС и наблюдают.
В поликлинике жены строго и решительно заявили, что до завтрашнего утра их с такими делами беспокоить не следует:
Утром пришла участковая медсестра из детской поликлиники. Перед входом в квартиру облачилась в защиту. Леня снова терпеливо перенес процедуру.
А для настало время звонить во взрослую поликлинику.
– Что? «Корона»? – в 8:45 дама на другом конце провода к разговорам расположена не была. – Оставьте ваш телефон – перезвоним.
И действительно перезвонили. Строгая женщина представилась старшей медсестрой и с ходу перешла в атаку:
– У вас есть симптомы?
– …нам в Роспотребнадзоре сказали, что…
– Роспотребнадзор? Сейчас будете разговаривать с Заведующей! – именно так, с заглавной буквы.
Пауза и – на связь вышла За-ве-дую-щая. Она говорила с такой скоростью, что вставить слово было сложно.
– Вы не понимаете! Если у вас есть симптомы, то звоните на «вызов врача на дом». К вам придет врач. Посмотрит на вас. А потом будет вести наблюдение за вами, будет звонить.
– Кто вам сказал, что нужно сделать тест? У вас же нет симптомов!
– В Роспотребнадзоре сказали, что без этого ребенку не присвоят эпидномер. И нам тоже должны сделать тесты.
– У Роспотребнадзора может быть свое видение, а мы работаем по правилам и документам! Вы понимаете? У нас свои документы!
– И вас не волнует, что есть двое, которые контактировали с возможным заболевшим?
– Но у вас же нет симптомов.
– Значит, никто не придет?
– Вы меня не слушаете!
Разговор заходил на второй круг. И мы решили отступить: позвонить за советом в Роспотребнадзор.
«Куратор» случая Лени была удивлена и даже разгневана:
– Так значит? Ничего. Сегодня будет совещание в райздраве. Мы с ней поговорим.
Прозвучало угрожающе. И – возможно – подействовало: через пару часов к нам пришла участковый врач. Выглядело так, что ее отправили перед нами оправдываться:
– Вы понимаете, вот именно сегодня получили новый порядок, – говорила она. – А по старым правилам все было так: вызов врача только с симптомами!
Она переписала данные наших полисов и уверенно сказала:
– Ждите в понедельник медсестру. Возьмут тесты.
К концу недели стало известно, что первый новый тест у Лени – отрицательный. Оставалось дождаться, что второй тест будет таким же.
Началось наше трехдневное ожидание медсестры из взрослой поликлиники.
Когда в первый день стало понятно, что никто к нам за тестами не собирается, я написал сообщение участковому врачу. Она ответила и довольно быстро: «Прошу прощения, забыла предупредить вас, в связи с большим количеством мазков на сегодня, перенесли на 9 число». Потом, правда, написала, что придут днем во вторник.
Вторник прошел в ожидании, которое я прервал, чтобы сбегать в детскую поликлинику за выпиской для Лени: мальчик оказался здоров и годен к учебе в школе.
Врать не буду: я очень радовался, потому как дистанционное обучение – в том виде, как оно есть сейчас – великое зло.
Возвращение в школу оказалось не таким легким, как хотелось бы. Конечно, одноклассники оказались в курсе, что у Лени был подтвержденный коронавирус. Об этом им рассказали директор и классный руководитель. Леня с ситуацией опаски и осторожности – с небольшой внешней помощью – справился с достоинством. Но вот мое чувство вины перед школой в этой истории испарилось: я уверен, что это все можно было подать аккуратнее.
Пока Леня сдавал тесты и ждал результатов, его класс стал своего рода «карантинным»: они теперь входить в школу с 9:00 до 9:10 утра, когда все остальные уже прошли проверку температуры и разошлись по классам. Несколько человек родители решили оставить дома – пока все не проясниться.
А к нам медсестра все-таки пришла. Но не во вторник, а в среду. Взяла у нас тесты.
– Когда будут результаты?
– Два дня. Если что-то найдем – сами позвоним.
Вот теперь снова сижу – жду звонка.
Никита Федоров
На заставке: все, что осталось после визита медсестры