Что такое эпическая поэма
Что такое эпическая поэма
Поэма, как литературный жанр
Что такое поэма
Поэма – это литературный жанр, зарождение которого связано с существовавшими ещё в первобытном строе лиро-эпическими песнями. Авторы подобных текстов традиционно придерживались эпопейной композиции, предусматривающей наличие нескольких сюжетных линий.
У поэм чётко взаимосвязанная структура. Их композиция обычно предусматривает наличие:
Особенности жанра
Поэма – это произведение среднего или большого объёма. В ней достаточно часто фигурирует борьба личности с негативными внешними факторами.
Выделяют перечисленные ниже особенности литературного жанра:
История возникновения
В русской культуре наблюдается зарождение поэмы из былинных песен. Прародителем литературы подобного жанра считается «Слово о полку Игореве».
Важная веха в истории поэмы – период проторенессанса. В это время произошёл переход от Средних веков к Возрождению. В данный период была написана «Божественная комедия» Данте Алигьери. В этом стихотворном тексте оказались затронуты как богословские, так и философские, политические темы.
Во времена Возрождения литературный жанр тяготеет к древнегреческим канонам. Впоследствии наблюдается привнесение комического в поэму. К примеру, пародийное сатирическое произведение «Орлеанская девственница» содержит вовсе не возвышенный пафос, а юмор и фарс.
В XVII веке был написан «Потерянный рай» Д. Мильтона. Автор этого художественного текста осмелился высказать собственные теологические взгляды, осветить важные библейские темы.
В эпоху предромантизма и романтизма на первом плане в литературе оказывается нравственно-философская проблематика. Романтические произведения тех лет нередко носят социально-философский характер. В данный период были написаны:
10 самых известных эпических поэм всех времен
Эпическая поэма (эпос) — это длинное повествовательное стихотворение, которое обычно повествует о героических подвигах и событиях, значимых для культуры поэта. Древняя эпическая поэзия обычно повествует о необыкновенных мужчинах и женщинах, которые имели дело с Богами и другими сверхъестественными силами, чтобы придать форму миру для своих потомков. «Эпос о Гильгамеше», эпическое стихотворение из древней Месопотамии, часто считается самым ранним из сохранившихся великих литературных произведений. Тем не менее, точная дата появления древнеиндийских эпичностей Махабхарата и Рамаяна не известна. В западном мире самыми известными среди древнейших сохранившихся эпических поэм являются произведения Гомера: «Илиада» и «Одиссея». «Потерянный рай» Джона Мильтона и «Божественная комедия» Данте Алигьери — одни из самых известных эпосов средневековья. Пан Тадеуш польского поэта Адама Мицкевича обычно считается последним великим эпосом в европейской литературе. Вот 10 самых известных эпических поэм всех времен.
Энеида
Поэт: Вергилий
Год: 29–19 гг до н.э.
Энеида, эпос Вергилия
Публий Вергилий Маро, известный как Вергилий, был древнеримским поэтом эпохи Августа, написавшим некоторые из самых известных стихов в латинской литературе. Считающаяся шедевром Вергилия, «Энеида» рассказывает историю легендарного троянского героя Энея, который также упоминается в «Илиаде» Гомера. Эней был сыном князя Анхиса и богини Афродиты (Венеры). Когда Троя пала во время Троянской войны, он не был убит или порабощен. Вместо этого Эней сбежал с группой людей, которые отправились в Италию и стали прародителями римлян. Первые шесть из двенадцати книг «Энеиды» посвящены странствиям Энея от Трои до Италии. Вторая часть книги повествует об Энее, ведущем троянцев к победе над латинянами. Таким образом, Вергилий использовал ассоциацию Энея с основанием Рима и написал убедительный национальный эпос, который связал Рим с легендами о Трое. Энеида считается одним из величайших произведений латинской литературы.
Эпос о Гильгамеше
Поэт: Неизвестный
Год: 1800 г. до н.э.
Гильгамеш наиболее вероятно был, фактическим королем в древней Месопотамии, который позже стал ассоциироваться с легендарными делами. Среди прочего, он упоминается в Шумерском списке царей, в котором перечислены цари Шумера и их предполагаемая продолжительность правления. В списке царей сказано, что Гильгамеш правил Уруком в течение 126 лет. Эпос о Гильгамеше начинается с пяти шумерских стихотворений о Гильгамеше, датируемых 2100 годом до нашей эры. Считается, что независимые рассказы о легендарном царе позже использовались в качестве исходного материала для создания комбинированного эпоса. Первая половина стихотворения рассказывает о состязании Гильгамеша с Энкиду, человеком, созданным богами, чтобы помешать Гильгамешу угнетать народ Урука. После соревнования, в котором выигрывает Гильгамеш, они становятся друзьями. Однако, Энкиду приговорен к смерти богами. Вторая половина эпоса посвящена долгому и опасному путешествию, которое предпринимает Гильгамеш, чтобы найти секрет вечной жизни. Эпос о Гильгамеше часто считается самым ранним из сохранившихся великих литературных произведений. Он переведен на множество языков и продолжает пользоваться популярностью.
Божественная Комедия
Поэт: Данте Алигьери
Опубликовано: 1320 г
Божественная комедия, Данте
Данте Алигьери был итальянским поэтом, которого многие считают величайшим поэтом итальянского слова, а в Италии его называют il Sommo Poeta («Верховный поэт»). Его самая известная работа, Божественная Комедия, это длинная поэма, описывающая путешествие человека через ад, чистилище и небеса. Эпос, таким образом, разделен на три части: Инферно (Ад); Пургаторио (Чистилище) ; и Парадисо (Небеса). Во время путешествия у человека есть два гида: Вергилий, который ведет его через Ад и Чистилище; и Беатрис, которая знакомит его с Небесами. Аллегорически стихотворение представляет собой путешествие души к Богу от признания и отвержения греха (Inferno); за ней последовала кающаяся христианская жизнь (Purgatorio); с последующим восхождением души к Богу (Paradiso). Поэма находится под сильным влиянием средневекового римско-католического богословия и философии. Божественная комедия считается вехой в итальянской литературе и одним из величайших произведений всей европейской литературы.
Пан Тадеуш
Поэт: Адам Мицкевич
Опубликовано: 1834 г.
Адам Мицкевич считается народным поэтом в Польше, Литве и Беларуси. Он занимает центральное место в польской литературе и считается величайшим поэтом своей страны. Его величайший шедевр «Пан Тадеуш» фокусируется на вражде между двумя дворянскими семьями, осложненной любовью между титульным персонажем Тадеушем и дочерью конкурирующей семьи по имени Зося. Эта обстановка служит фоном для обсуждения вопросов польского национального единства и борьбы за независимость. Пан Тадеуш считается национальным эпосом Польши и книгу обязательно читают в польских школах. Более того, эпос переведен на 3 языка и адаптирован для теле- и кино-версий. Фильм Анджея Вайды, снятый в 1999 году, под названием «Пан Тадеуш: последний набег на Литву» получил высокую оценку критиков и ряд наград. Пан Тадеуш считается последней великой эпической поэмой в европейской литературе. В 2014 году он был включен в список Польши в программе ЮНЕСКО «Память мира».
Беовульф
Поэт: Неизвестный
Опубликовано: 1000 г. н.э.
Беовульф, староанглийский эпос
Беовульф написан на староанглийском или англосаксонском, самом раннем историческом варианте английского языка. Это старейшее из сохранившихся стихотворений на староанглийском языке. В поэме король Хротгар, правитель датчан, обеспокоен демоном по имени Грендель. Беовульф, молодой воин-геат, приходит на помощь Хротгару. Он сражается и побеждает Гренделя. У демона есть мать, которая пытается отомстить за своего сына, но также терпит поражение от Беовульфа. Затем Беовульф возвращается на свою землю. Позже он становится королем геатов и правит в течение пятидесяти лет. Затем на геатов нападает дракон. Беовульф может победить дракона, но он смертельно ранен в битве. Беовульф считается высшим достижением древнеанглийской литературы. На протяжении многих лет его много анализировали и ученые обсуждали почти все аспекты этого эпического стихотворения.
Потерянный Рай
Поэт: Джон Мильтон
Опубликовано: 1667 г
Потерянный Рай, эпос
Потерянный Рай рассматривается как основная работа Джона Мильтона, который утвердился в литературе как один из величайших английских поэтов своего времени. Поэма происходит в том месте, которое христиане считают началом истории человечества. Она начинается после неудачного восстания сатаны и создания вселенной. Сюжет Потерянного Рая в основном сосредоточен на библейской истории о грехопадении, то есть на рассказе о первых мужчине и женщине, Адаме и Еве. Адам и Ева, введенные в заблуждение сатаной, съели запретный плод, что привело к их изгнанию из Эдемского сада. Основная тема эпоса Милтона — Непослушание человека воли Бога, подразумевающее непослушание не только Адама, но и всего человечества. Помимо греха, другие известные темы стихотворения включают судьбу, свободу воли, гордость, месть и обман. Широко читаемый и анализируемый шедевр, «Потерянный рай», пожалуй, самая известная эпическая поэма на английском языке.
Одиссея
Поэт: Гомер
Год появления: 8 век до н.э.
Одиссея — это древняя эпическая поэма, приписываемая Гомеру, которая в первую очередь посвящена греческому герою Одиссею, известному в римском мифе как Улисс. После 10-летней Троянской войны Одиссей, царь Итаки, не может вернуться домой. Предполагается, что он мертв, а его жена Пенелопа и сын Телемах преследуются группой женихов, которые борются за руку Пенелопы в браке. Эпос прежде всего фокусируется на долгом путешествии Одиссея до Итаки и о проблемах, с которыми ему предстоит столкнуться. Основная причина, по которой Одиссею пришлось столкнуться с такими проблемами, заключается в том, что он ослепляет Циклопа Полифема, сына греческого бога Посейдона. Затем Полифем умоляет своего отца проклясть Одиссея блуждать по морю десять лет. Эпос Одиссей высоко ценится как классическое произведение и считается одним из самых важных работ в Западной Литературе.
Илиада
Поэт: Гомер
Год появления: 8 век до н.э.
Рамаян
Поэт: Валмики
Год: неизвестен
Рамаян или Рамаяна — древнеиндийская эпическая поэма, написанная на санскрите и приписываемая легендарному Махариши («Великому мудрецу») Валмики. В ней рассказывается история Рамы, принца города Айодхья в Королевстве Косала. Рама является старшим сыном короля Дашаратха. Однако, его мачеха Кайкейи хочет королевство для своего сына Бхарата. Таким образом, по велению Кайкейи, Дашаратха вынужден неохотно отправить Раму в четырнадцатилетнюю ссылка в лес. Во время изгнания жену Рамы, Ситу, похищает Равана, могущественный король Ланки. С помощью своего брата Лакшмана и своего преданного Ханумана Рама затем ведет войну против Раваны. Рамаяна, состоящая из 24 000 стихов, является одним из крупнейших древних эпосов мировой литературы. Ежегодно его читают миллионы людей, и он также является одним из самых влиятельных текстов, когда-либо написанных. Среди прочего, персонажи поэмы, в том числе Рама, Сита, Лакшмана, Бхарата, Хануман и Равана, имеют фундаментальное значение для культурного сознания народов Индии, Непала, Шри-Ланки, Таиланда, Камбоджи, Малайзии и Индонезии.
Махабхарат
Поэт: Веда Вьяса
Год: неизвестен
Занятие 24. Стихотворные жанры. Поэма
ПОЭМА (греч. poiema, от греч. poieo – творю), большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде. Поэмы разных эпох и у разных народов, в целом, не одинаковы по своим жанровым признакам, однако, имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является, как правило, определённая эпоха, определённые события, определённые переживания отдельно взятого человека. В отличие от стихотворений, в поэме прямо (в героическом и сатирическом типах) или косвенно
(в лирическом типе) провозглашаются или оцениваются общественные идеалы; они практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах тематически обособленные фрагменты объединяются в единое эпическое повествование.
Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с её мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы ранние образцы эпических поэм во многих национальных литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» и «Рамаяна», в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в Риме – «Энеида» Вергилия.
В русской литературе начала 20 века наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в поэму чисто лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать» чётко проступают как лиро-эпические, так и лирические мотивы. Ранние поэмы В. В. Маяковского («Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
РАЗНОВИДНОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭМА примыкает к описательным поэмам и чаще всего – это поэма-трактат (пример «Поэтическое искусство» Буало XVII век).
Уже на ранних этапах эпохи античности большое значение придавалось не только развлекательной, но и дидактической функции поэзии. Художественная структура и стиль дидактической поэзии восходят к героическому эпосу. Основными размерами были первоначально дактилический гекзаметр, позднее элегический дистих. В силу жанровой специфики круг тем дидактической поэзии был необычайно широк и охватывал различные научные дисциплины, философию, этику. К другим образцам дидактической поэзии следует отнести произведения Гесиода «Теогония» — эпическую поэму об истории происхождения мира и богов — и «Труды и дни» — поэтическое повествование о земледелии, содержащее значительный дидактический элемент.
В 6 веке до нашей эры появились дидактические стихотворения Фокилида и Феогнида; такие философы, как Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, излагали в поэтической форме свои учения. В 5 веке не поэзия, а проза заняла ведущее место в дидактической литературе. Новый подъем дидактической поэзии начался в период эллинизма, когда показалось заманчивым применить художественную форму для изложения научных идей. Выбор материала определялся не столько глубиной познаний автора в той или иной области знания, сколько его стремлением рассказать как можно подробнее о малоизученных проблемах: Арат (дидактическая поэма «Явления», содержащая сведения об астрономии), Никандр
(2 небольших дидактических поэмы о средствах против ядов). Примерами дидактической поэзии являются поэмы о строении земли Дионисия Периегета, о рыбной ловле — Оппиана, об астрологии — Дорофея Сидонского.
Еще до знакомства с греческой дидактической поэзией у римлян существовали собственные дидактические произведения (например, трактаты по сельскому хозяйству), однако на них рано оказали влияние художественные средства греческой дидактической поэзии. Появились латинские переводы эллинистических авторов (Энний, Цицерон). Наиболее крупными оригинальными произведениями являются философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», представляющая собой изложение материалистического учения Эпикура, и эпическая поэма Вергилия «Георгики», в которой он, учитывая бедственное состояние сельского хозяйства Италии вследствие гражданской войны, поэтизирует крестьянский уклад жизни и восхваляет труд земледельца. По образцу эллинистической поэзии написаны поэма Овидия «Фасты» — поэтический рассказ о старинных обрядах и сказаниях, вошедших в римский календарь,— и его вариации на эротическую тему, содержащие элемент дидактики. Дидактическая поэзия использовалась также для распространения христианского вероучения: Коммодиан («Наставления язычникам и христианам»). Жанр дидактической поэзии существовал вплоть до нового времени. В Византии для лучшего запоминания многие учебные пособия были написаны в стихотворной форме.
(Словарь античности)
Баллада является одной из разновидностей романтической поэмы. В русской литературе появление этого жанра связано с традицией сентиментализма и романтизма конца XVIII — начала XIX века. Первой русской балладой считается «Громвал» Г. П. Каменева, но особую популярность баллада приобретает благодаря В. А. Жуковскому. «Балладник» (по шутливому прозвищу Батюшкова) сделал достоянием русского читателя лучшие баллады Гёте, Шиллера, Вальтер – Скотта и других авторов. «Балладная» традиция не замирает в продолжение всего XIX в. Баллады писал Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник», «Бесы»), Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. Толстой.
После того, как в русской литературе основным течением стал реализм, баллада как стихотворная форма пришла в упадок. Этим жанром продолжали пользоваться только поклонники «чистого искусства» (А. Толстой) и символисты (Брюсов). В современной русской литературе можно отметить возрождение жанра баллады путем обновления её тематики (баллады Н. Тихонова, С. Есенина). Эти авторы черпали сюжеты для своих произведений из событий недавнего прошлого — гражданской войны.
Философская поэма — жанр философской литературы. К наиболее ранним образцам этого жанра можно отнести поэмы Парменида и Эмпедокла. Предположительно к ним можно отнести и ранние орфические поэмы.
Большой популярностью пользовались в 18 веке философские поэмы А. Поупа «Опыты о морали» и «Опыт о человеке».
В 19 веке философские поэмы писали австрийский поэт-романтик Николаус Ленау, французский философ и политэкономист Пьер Леру. Заслуженную известность получила философская поэма «Королева Маб» (1813), первое значительное поэтическое произведение П.Б. Шелли. К философским поэмам относят также поэмы, написанные Эразмом Дарвиным (1731—1802), дедом Чарльза Дарвина. Среди философских поэм, созданных в 19 веке русскими поэтами, выделяется поэма М. Ю. Лермонтова «Демон».
Кроме вышеперечисленных типов поэм можно выделить также поэмы: лирико – психологические («Анна Снегина»), героические («Василий Тёркин»), нравственно-социальные, сатирические, комические, шутливые и другие.
Структура и сюжетное построение художественного произведения
В классическом варианте в любом художественном произведении (в том числе и в поэме) выделяют следующие части:
— пролог
— экспозиция
— завязка
— развитие
— кульминация
— эпилог
Рассмотрим по отдельности каждую из этих структурных частей.
1. Автор хочет начать повествование в спокойном тоне, постепенно, а потом сделать резкий переход к драматическим событиям, которые произойдут дальше. В этом случае в пролог вставляется несколько фраз, намекающих на кульминацию, но, разумеется, не раскрывающую ее.
2. Автор хочет дать полную панораму предшествующих событий, – какие поступки и когда были совершены главным героем раньше и что из этого вышло. Такой вид пролога позволяет вести неторопливое последовательное повествование с развернутой подачей экспозиции.
В этом случае допускается максимальный временной разрыв между прологом и основным повествованием, разрыв, который выполняет функцию паузы, а экспозиция становится минимальной и обслуживает только те события, которые дают толчок к действию, а не всё произведение.
3. Автор пытается настроить читателя на определенную эмоциональную волну.
— пролог не должен быть первым эпизодом повествования, насильно от нее отрезанным.
— события пролога не должны дублировать события начального эпизода. Эти события должны порождать интригу именно в сочетании с ним.
— ошибкой является создание интригующего пролога, который не связан с началом ни временем, ни местом, ни героями, ни идеей. Связь между прологом и началом повествования может быть явная, может быть скрытая, но она должна быть обязательно.
Экспозиция – это изображение расстановки персонажей и обстоятельств перед главным действием, которое должно произойти в поэме или другом эпическом произведении. Точность в определении персонажей и обстоятельств – вот что составляет главное достоинство экспозиции.
— определить место и время описываемых событий,
— представить действующих лиц,
— показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.
По классической схеме на экспозицию и завязку отводится около 20% общего объема произведения. Но на самом деле объем экспозиции целиком зависит от авторского замысла. Если сюжет развивается стремительно, иногда достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, если же сюжет произведения затянут, то вступление занимает гораздо больший объём.
В последнее время требования к экспозиции, к сожалению, несколько изменились. Многие современные редакторы требуют, чтобы экспозиция начиналась с динамичной и захватывающей сцены, в которой задействован основной персонаж.
В случае прямой экспозиции введение читателя в курс дела происходит, что называется, в лоб и с полной откровенностью.
Яркий пример прямой экспозиции – монолог главного героя, с которого начинается произведение.
Косвенная экспозиция формируется постепенно, слагаясь из множества накапливающихся сведений. Зритель получает их в завуалированном виде, они даются как бы случайно, непреднамеренно.
Какую экспозицию выбрать – решение автора, и это решение зависит от конкретных идейно-эстетических задач и стилистических особенностей произведения.
Одна из задач экспозиции – подготовка появления главного героя (или героев).
В подавляющем большинстве случаев в первом эпизоде главного героя нет, и связано это вот с какими соображениями.
Дело в том, что с появлением главного героя напряженность повествования усиливается, оно становится более насыщенным, стремительным. Возможности для сколько-нибудь детального пояснения если не исчезают, то, во всяком случае, резко убывают. Именно это и вынуждает автора повременить с вводом главного героя. Герой должен сразу же приковать к себе внимание читателя. И здесь самый надежный способ – ввести героя тогда, когда читатель успел уже заинтересоваться им по рассказам других персонажей и теперь жаждет узнать ближе.
Таким образом, экспозиция в общих чертах обрисовывает главного героя, намекает хороший он или плохой. Но ни в коем случае автор не должен раскрывать его образ до конца.
Экспозиция произведения готовит завязку, с которой она неразрывно связана, т.к.
реализует конфликтные возможности, заложенные и ощутимо развитые в экспозиции.
4. Первый абзац (первый куплет)
Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце,
во втором – сдавить покрепче и держать его у стенки
до последней строки.
Пол О Нил. Американский писатель.
Первый абзац – самый важный абзац во всём произведении. Он может возбудить в людях желание дочитать до конца, а может оттолкнуть, и тогда они поищут что-нибудь более интересное. Велика вероятность того, что если первые фразы не завладеют их вниманием, они вовсе не станут читать дальше.
Прозаические произведения отличаются от стихотворных, однако роль первого абзаца в них сохраняется. Первый абзац, который иногда называют вступлением, должен быть выстрелом в десятку. Он должен давать ясное представление о теме и настроении всей книги, в которой автор решил описать выдуманную или настоящую историю.
Начало развитию сюжета обычно даёт завязка. В развитии событий обнаруживаются воспроизводимые автором связи и противоречия между людьми, раскрываются различные черты человеческих характеров, передаётся история формирования и роста действующих лиц.
Обычно в середину произведения помещаются события, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации. Именно то, что автор хочет сказать своей поэмой, рассказом, повестью. Здесь происходит развитие сюжетных линий, идёт постепенное нарастание конфликта и используется прием создания внутреннего напряжения.
Самый простой способ создать внутреннюю напряженность – это так называемое создание беспокойства. Герой попадает в опасное положение, а затем автор то приближает, то отдаляет наступление опасности.
Технические приемы нагнетания напряжения:
1. Обманутое ожидание
Повествование строится таким образом, что читатель вполне уверен, что вот-вот наступит какое-то событие, тогда как автор неожиданно (но оправданно) поворачивает действие на другой путь, и вместо ожидаемого события наступает другое.
2. Тупики
Автор заводит персонаж в положение, из которого, казалось бы, нет никакого выхода, а затем неожиданно (но опять-таки оправданно) дает какой-нибудь выход.
Наряду с основной сюжетной линией, почти в каждом произведении присутствуют и линии второстепенные, так называемые «подсюжеты». В романах их больше, а в поэме или рассказе подсюжетов может и не быть. Подсюжеты используются для более полного раскрытия темы и характера главного героя.
Построение подсюжетов также подчиняется определенным законам, а именно:
— у каждого подсюжета должны быть начало, середина и конец.
— подсюжетные линии должны быть слиты с сюжетными. Подсюжет должен двигать вперед основной сюжет, а если этого не происходит, то он и не нужен
— подсюжетов не должно быть много (в поэме или рассказе 1-2, в романе не больше 4).
7. Развязка. Финал. Эпилог
Развязка разрешает изображаемый конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его разрешения. Это та точка в конце предложения, то событие, которое должно окончательно все разъяснить и после которого произведение можно завершать.
Развязка любой истории должна доказать ту основную мысль, которую автор стремился донести до читателя, когда начинал её писать. Не нужно излишне оттягивать концовку, но и торопить её – тоже не дело. Если в произведении некоторые вопросы останутся без ответа, читатель будет чувствовать себя обманутым. С другой стороны, если в произведении присутствует слишком много второстепенных подробностей, и оно чересчур растянуто, тогда, скорее всего, читателю скоро наскучит плестись следом за разглагольствованиями автора, и он покинет его при первом же удобном случае.