Что такое эпатажный стиль
Что такое эпатаж в искусстве, культуре и политике
Французский глагол epater переводится как «изумлять» или «ошеломлять». Под эпатажем понимают необычное, вызывающее поведение, которое резко отличается от общепринятых норм морали и нравственности.
Что значит эпатажный человек
Такая личность постоянно нарушает общепринятые нормы поведения скандальными высказываниями, нестандартной одеждой или прической. Создается впечатление, что ради привлечения внимания эпатажный человек готов пойти на все. Это вызывает недовольство или возмущение общества.
Такое поведение характерно для творческих натур, которые стремятся к воплощению новых оригинальных идей и форм.
Проявления эпатажа в искусстве и творчестве
Особенно ярко такой стиль поведения выражается в стилях модерн, авангард или постмодерн. Эти направления искусства ставят своей целью создать новое через демонстративное разрушение прежнего. Большинство художников шокирует публику своими творческими работами.
Литература
Яркими талантливыми эпатажниками признаны американские авторы Чарльз Буковски и Генри Миллер. Они шокировали публику поступками, а в романах описывали собственную жизнь. В некоторых европейских странах отдельные произведения этих писателей запрещены.
Изобразительное искусство
Работы сюрреалиста Сальвадора Дали полны неожиданных сцен, но признание ему принесло не только творчество. Гениальный или безумный испанец сделал произведением искусства и эпатажа личную жизнь.
Музыка
Всемирно известного британского композитора Дэвида Боуи называют «хамелеоном рок-музыки». Этот титул обеспечен пятидесятилетием успешных творческих экспериментов. Артист играет со стилями, собственной внешностью, сексуальной ориентацией. Боуи называют одним из самых влиятельных музыкантов ХХ столетия, новатором большинства современных направлений рок-музыки.
Театр и кино
Датский кинорежиссер Ларс фон Триер снимает шокирующие фильмы со сценами насилия. Его частная жизнь не менее неординарна: алкоголизм, неоднозначные заявления на публичных мероприятиях, провоцирующие широкий общественный резонанс. Эпатажность Триера, не столь вызывающая в личной жизни, проявляется во всех его работах.
В области высокой моды через незаурядность пытается пробиться едва ли не каждый дизайнер. Гениальными мастерами эпатажности, взорвавшими существующие каноны и создавшими принципиально новые тенденции, остаются Джон Гальяно и Вивьен Вествуд. Их современные последователи, такие как Александр Маккуин, используют эпатажные приемы более прямолинейно. Пример его вызывающего поведения – прилюдное снятие штанов на финальном выходе одного из показов.
В повседневной жизни
К эпатажу сегодня прибегают люди всех наций и возрастов. Немалое влияние на развитие этой тенденции оказывают социальные сети, где каждый становится творцом собственного образа. Аккаунты наполнены снимками в ярких нарядах с несочетаемым по возрасту макияжем.
Внешний вид и прическа
Инструментов для эпатирования масса. Женщины красят волосы в кислотные цвета, некоторые заплетают афроамериканские косички (дреды), выбривают виски. Пирсинг, татуировки по всему телу, обтягивающая кожаная одежда давно перестали быть выбором только представителей молодежных субкультур.
Стиль поведения
Эпатажная личность стремится быть всегда на виду, привлекая внимание. Один из инструментов достижения цели – провоцирующее эмоциональную реакцию поведение. Поступки таких людей находятся на грани допустимого или за ней.
Эпатаж как PR-ход
Мало что так легко приковывает внимание к персоне или продукту, как грамотно продуманный эпатаж. К этому инструменту постоянно прибегают маркетологи во время рекламных кампаний, специалисты по связям с общественностью.
В политике
Дональд Трамп и Владимир Жириновский используют эпатажную политическую стратегию. Их публичные заявления почти всегда вызывают неоднозначную реакцию и волну критики от общественности.
В шоу-бизнесе
Среди звезд немало эпатажных фигур, которые привлекают внимание скандальными выходками и экстравагантными нарядами. Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон и многие другие вызывают восторг или осуждение публики не только творчеством.
В рекламе
Расистские или националистические образы, двусмысленные слоганы отлично повышают узнаваемость марки или бренда. Эти приемы черного пиара встречаются в рекламных роликах Тинькофф, Бургер Кинг, многих известных производителей одежды. Социальная реклама нередко содержит элементы эпатажа.
Видео
Что такое эпатаж?
Что такое эпатажный стиль?
Эпатаж в мире моды всегда служил очевидным признаком гения: громко заявивших о себе с помощью вызывающе провокационных, нарушающих все существующие каноны моды коллекций Джона Галльяно или Вивьен Вествуд называют не иначе как гениальными мастерами эпатажа.
Однако, как, в случае, пожалуй, с любым течением в моде, эпатаж сегодня превратился практически в гротеск — большинство начинающих дизайнеров пытаются эксплуатировать опыт тех самых Галльяно и Вествуд и заявлять о себе с помощью псевдо «гениальных» творений, не столько действительно создавая нечто ценное в моде, сколько эпатируя публику.
Джон Галльяно и Вивьен Вествуд — пожалуй, единичные примеры из мира моды, когда за эпатажем действительно стоит Идея — нечто большее, чем банальное желание выделиться из множества молодых дизайнеров, заявляя о себе как о новом гении. Ключевое отличие этих двух мастеров эпатажа от огромного числа подражателей — в возможности всегда объяснить, что же именно стояло за созданием коллекции. Так, например, создавая в восьмидесятых свои коллекции с нарочито рваной одеждой со швами наружу, Вивьен признавала, что ее творения — пародия на общепринятые традиции моды. Как известно, пародирование моды Вествуд оказалось столь успешным, что дало начало целому стилю панк, воплощенному в одежде.
Если коллекции Вивьен — это, по большому счету, своеобразный вызов господствующей идеологии, то модели Джона Галльяно — это квинтэссенция творческого переосмысления образов, гениальность в чистом ее виде. Выбирая даже самый простой и очевидный источник вдохновения, дизайнер преобразует основной образ в нечто буквально феерическое, при этом не задаваясь целью эпатировать публику.
Казалось бы, нет ничего более банального и обыгранного модой множество раз, чем образы голливудских див «Золотой эпохи» Голливуда, ставшие источником вдохновения для последней, весенне-летней коллекции Галльяно. Однако дизайнеру гениальным образом удалось избежать банальности и надоевшей темы «ретро-гламура», создав нечто исключительное: коллекцию, в которой образы див серебряного экрана отражены символически — взгляд словно выхватывает те или иные детали-символы, создающие общую атмосферу.
Современный enfant terrible британской — да и мировой — моды, дизайнер Александр Маккуин превратил эпатаж почти в искусство, поставив его на службу маркетинговым ценностям. Давно завоевавший звание одного из самых эпатажных дизайнеров мира моды, Маккуин, очевидно, использовал эпатаж в целях наиболее банальных — как способ привлечения внимания. Можно ли себе представить, чтобы, к примеру, Галльяно (не говоря уже о Вивьен Вествуд) прилюдно снял штаны перед зрителями собственного показа, пытаясь прослыть эпатажным? А вот Маккуин прибегал именно к таким, заслуживающим, пожалуй, названия «дешевки» методам.
Повторяя тот же самый способ эпатировать публику, которым в свое время воспользовалась Вивьен Вествуд, Александр Маккуин в середине девяностых выпускал на подиум моделей в одежде, забрызганной грязью. Однако если у Вествуд такие попытки были действительно бунтарским способом поиска альтернативы традициям моды, то Маккуин, без всяких сомнений, не искал ничего нового, создавая лишь паблисити. Восторженные отзывы публики о Маккуине как о новом гении дизайна нельзя принимать всерьез: скорее британского дизайнера можно назвать гением маркетинга в моде. Блистательный эпатаж Александра как маркетинговое средство в свое время оценил крупнейший модный холдинг LVMH, приглашая Маккуина на должность креативного директора дома Givenchy с целью оживить имидж бренда, сделать его более острым, провокационным.
Александр Маккуин, впрочем, не худший представитель группы дизайнеров, использовавший эпатаж в качестве средства продвижения собственного бренда. По крайней мере, в коллекциях Маккуина можно выделить действительно ценные находки. Так, например, в последней его коллекции сезона весна-лето 2010, которую демонстрировали на подиуме модели в образе этаких футуристических морских созданий, можно обнаружить — конечно, если абстрагироваться от нарочито гротескных образов манекенщиц — ряд необычайно стильных ансамблей. Восприятие творчества Маккуина требует своеобразного умения «читать между строк», за эпатажными образами и высказываниями самого дизайнера видя действительный, материальный результат его трудов.
Эпатаж что это? Эпатажный человек
Эпатирование отличает обязательный элемент игры, который выводит происходящее за пределы повседневности.
Такое поведение характерно для творческих натур, которые стремятся к воплощению новых оригинальных идей и форм.
***
Материал Википедии
Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. ;patage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку». Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. ;pater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. ;pater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.
Роль эпатажа в искусстве
Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен, хотя, по мнению некоторых учёных, само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.
Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира, «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко:
Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям
Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».
Альбер Камю считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».
И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики».
Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».
Коммерческое использование
Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.
В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения санкций против рекламодателей (например компания Евросеть), допустивших размещение такого рода рекламы.
Примеры эпатажа
В искусстве]
Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это ещё куда ни шло, будущее-то всё равно заказано? А нам всё это ни к чему! Мы молоды, сильны, живём в полную силу, мы футуристы!»
Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».
Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.
Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретённую им классификацию «разновидностей пуков».
Критика
Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:
«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „чёрным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».
Эпатаж – что это такое и хорошо ли быть эпатажным
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этикет – механизм, с помощью которого общество сдерживает личностные порывы, позволяя людям реализовывать собственные амбиции в приемлемой для окружающих форме.
Однако социальные нормы зачастую становятся тяжким бременем, и тогда не только творческие личности, но и публичные деятели совершают поступки в равной степени безрассудные, вызывающие и яркие.
Суть эпатажа как явления
Происхождение одного из коннотационных маркеров слова «эпатаж» непосредственно связано с неким революционным настроем, что вполне объяснимо, поскольку это явление – отголосок социалистической борьбы с прежним общественным укладом.
Звучный жаргонизм «épater les bourgeois» («ошеломить буржуев») приписывают авторству французской творческой интеллигенции примерно 1835 года. Стремление «эпатировать буржуазию» первыми проявили художники-модернисты, поскольку в тот период отношение к традиционному искусству оставляло желать лучшего: классические каноны обесценивались и воспринимались скорее как олицетворение консервативных идей.
При этом оригинальный глагол «e’pater» использовался в основном в сугубо специфических ситуациях, подразумевая действие, схожее с отламыванием рюмочной ножки, – такое действие отождествлялось с демонстративным отказом следовать этикету.
Эпатаж — это запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания.
Эпатаж, сегодня один из основных инструментов пиара. Его цель — завладеть вниманием, удивить, иногда обескуражить. Термин «эпатаж» происходит от французского глагола е’ра1ег — ошеломлять, приводить в величайшее изумление.
Непосредственный перевод слова ограничивался такими трактовками:
А вот производное «épatage», которое впоследствии было заимствовано носителями русского языка, практически не встречается в литературном французском. Некоторые лингвисты считают превалирующим буквальное значение термина:
В широком смысле это означает либо «выбивать землю из-под ног», либо «переворачивать все с ног на голову».
Сегодня эпатажность – это:
И если полтора столетия назад эпатажные действия считались грубым нарушением правовых или нравственных норм, то в XXI веке отношение к ним кардинально изменилось.
Различные проявления эпатажности
Эпатаж – это в первую очередь часть модернизма, одна из его ярких особенностей. И хотя многие искусствоведы обнаруживают эпатажные черты еще в античных работах, большинство экспертов придерживается мнения, что именно XX век стал пиком расцвета эпатирующего творческого поиска.
Так, художники «новой волны» (особенно авангардисты) стремились не только перещеголять предшественников, но и вызвать животрепещущую реакцию публики – они шли на все, чтобы поразить поклонников, взбудоражить их или просто шокировать. И чем сильнее были эмоции, тем более значимой считалась работа.
Однако говоря об эпатаже в искусстве в целом, мы подразумеваем некий творческий прием, переворачивающий наши представления как об эстетике, так и о морали и нравственности. Это своего рода не совсем здоровая экспрессия, жесткий эффект, основанный на нестандартности восприятия.
Но даже с постепенным оттеснением живописи на «фоновый» план современное искусство не желало отказываться от такого эффектного и действенного инструмента. Сегодня мировые выставки изобилуют эпатажными полотнами с откровенной провокацией, включая сюжеты однополой любви и сцены намеренной жестокости.
Когда такие вызовы стали нормой, эпатажность вышла за рамки искусства и начала проявляться в самых разных формах:
Спорные и запретные темы неизменно привлекали внимание аудитории, провоцировали бурные обсуждения и повышали узнаваемость бренда, продукта, конкретного человека. Со временем даже скандальную или сомнительную популярность стали использовать, чтобы превратить в доход.
Ситуация зашла настолько далеко, что в современных государствах даже начали принимать законы, ограничивающие попытки шокировать публику: например, реклама товаров через тему секса может привести не только к весомым штрафным санкциям, но и к более серьезным последствиям.
Что значит «эпатажный человек»
Трудно переоценить всю широту медийного потенциала эпатажности. Увы, слишком многим из нас импонирует стремление некоторых людей к разрушению устоев социума и традиционных представлений общества о творчестве, об искусстве, о нормах поведения на публике.
Но суть этого явления, как ни крути, остается неприглядной: эпатировать – это в любом случае означает «привлекать к себе внимание», причем не самыми достойными способами.
Обычно арсенал эпатажного человека включает в себя такие «необычные способы самовыражения», как:
Иногда только не совсем понятно, что имеют в виду эпатажные личности, когда они «самовыражаются», нарядившись в «мясное платье» (как Леди Гага) или в бикини-«люстру» (как Майли Сайрус).
Помимо прочего, эпатаж стал орудием для продвижения личного бренда – подобными приемами не стесняются пользоваться ни медийные персоны, ни общественные деятели, ни политики.
Среди ярких примеров последних лет – масса общеизвестных имен, например:
Оскорбительная честность, самолюбование и отказ считаться с запретными темами – это тот минимум, что заставляет людей прислушиваться к речам эпатажных персон. Хотя узнаваемость при этом сопровождается как волной критики, так и высокими рисками получить судебный иск за оскорбление.
Вместо заключения
Хорошо ли это – эпатировать? Вряд ли кто сможет дать однозначный ответ. Привлекать внимание провокационными выходками – это по силам каждому, но многие ли способны оставаться в рамках общечеловеческой культуры? Эпатажность в стиле Фаины Раневской и на уровне Никиты Джигурды – это все же чертовски разные вещи!
Джордж Сорос. Эпатажная личность или великий провидец?
Слово эпатаж можно услышать во многих популярных передачах. Термин характеризует определённый психологический тип людей и стиль поведения. Когда о человеке говорят эпатажный, это означает, что индивидуум делает всё, чтобы выделиться из общей массы, стремится быть непохожим на других, противопоставляет себя обществу.
Лели Гагу справедливо называют королевой эпатажа.
Что такое эпатажный
Стремление привлечь к себе внимание может преследовать различные цели. Для кого-то это стиль жизни и свойство характера. Для большинства же эпатажное нестандартное поведение – продуманная политика, направленная на заманивание клиентов, если речь идёт о торговых брендах, или поклонников, если речь идёт о звёздах.
Слово эпата`ж (epatage) пришло из французского языка и переводится как «подножка». Оно применимо для выходок, которые идут вразрез с общепринятым стилем поведения. В некоторых случаях его можно заменить синонимами:
В различных ситуациях можно применить одну из вышеперечисленных характеристик. Но не всегда. К примеру, эпатажно — это не всегда аморально и не всегда асоциально. Каждый, кто хочет обратить на себя внимание, устанавливает собственные рамки. Шокировать можно различными способами, проявляя не только отрицательные стороны личности.
Стилиста Зверева можно смело назвать эпатажным человеком.
Определение
Эпатаж — это некая выходка, которая носит откровенно провокационную форму, или иное поведение шокирующего толка, что противоречит принятым в обществе социальным, моральным, нравственным или иным нормам. Обычно подобное совершается с целью привлечения внимания к отдельно взятой личности, ее творчеству, профессии или чему-то иному. Так что эпатаж – это порой действенный метод для рекламы, и к этому способу часто прибегают маркетологи или люди творческих профессий — художники, дизайнеры, писатели и прочие.
Если говорить именно об искусстве, то эпатаж наиболее часто свойственен таким его направлениям, как авангардизм и модернизм.
Что такое эпатажность
Мы определились с тем, что представляет собой понятие «эпатажный». Если углубиться в суть вопроса, можно понять, что эпатажность – это признак современности. В XXI веке данный стиль поведения всё чаще характеризует не стремление противопоставлять себя традициям, а образ мышления и даже искусство.
Главными виновниками проявления описываемого понятия являются авангард и модерн, сподвигнувшие общество начать переоценку устоявшихся ценностей. Революционные направления искусства оказались на одной из чаш весов и выступили в роли оппонентов наскучивших всем новостей, главная цель которых состоит в том, чтобы запугать людей и с помощью страха манипулировать ими.
Эпатажность проявляется не только в поведении. Это и одежда, выбивающаяся за рамки привычных представлений, и художественные творения, покоряющие мир своей дерзостью.
Роман и фильм «50 оттенков серого» — наглядный пример эпатажного искусства.
Поведение в стиле épatage
Этимологически слово «эпатаж» восходит к французскому выражению «épater les bourgeois
», или «привести буржуа в замешательство». Буржуазия долгое время была господствующим классом во Франции и определяла моду, этикет и нормы приличия для всего остального общества.
Но творческой интеллигенции жесткие светские рамки казались слишком душными. Художники, писатели и музыканты всеми силами выказывали им свое отвращение.
С тех пор много воды утекло, а желание выразить свое «фи» серой массе осталось. Тут все средства хороши:
Эпатажный человек в современном обществе
Эпатажность – явленье, которое проявлялось в обществе во все времена. В прошлом оно было редкостью, и могло стоить человеку не только свободы, но и жизни. Непохожесть каралась пытками и казнями. Стоит вспомнить охоту на ведьм и инквизицию.
В современном обществе эпатаж воспринимается по-разному. Всё зависит от того, как эпатажный, стремящийся к неординарности человек себя преподносит. В XXI веке даже откровенно аморальное поведение не всегда осуждают. Примером тому служит недавно прославившаяся в передаче Малахова Шурыгина, которой дурная слава принесла большое количество поклонников. Публика неоднозначно оценила поведение девушки. Как её сторонники, так и противники вознесли жертву изнасилования на пьедестал славы.
Роль в искусстве
Изначально понятие эпатажа зародилось в художественной среде, но если говорить о причинах его появления в современном искусстве, то исследователи затрудняются объяснить этот факт. Но все же наиболее популярен эпатаж стал во времена широкого развития модернизма. А вообще, среди искусствоведов принято считать, что классическим проявлениям различных областей искусства эпатаж не свойственен. Однако, по мнению других, это направление зародилось еще в античные времена. Так что теперь нам известен смысл такого направления, как эпатаж, значение слова и его происхождение.
Некоторые деятели искусства считают, что эпатаж стал неотъемлемой частью современного искусства, поскольку главная его цель — это поразить, взбудоражить зрителей. И в таком случае его ценность прямо пропорциональна силе реакции. Проще говоря, если эпатажная выходка, картина, инсталляция или нечто иное вызвало бурную реакцию (в идеале – скандал), то автор достиг своей цели.
По другому мнению, эпатаж – это отражение психологического состояния творца. Некое проявление девиантного поведения в силу потери самоопределения, и одновременно поиск новой формы идентификации. В таком случае считается, что эпатажные выходки и творчество — это способ использования нестандартного поведения специально для творчества, поиска новых направлений и самовыражения.
Наиболее ярко эпатаж стал проявляться во времена расцвета модернизма, чей смысл заключался в отрицании множества устоявшихся канонов и традиций.
С тем, что это такое, мы разобрались, теперь же рассмотрим несколько примеров этого явления.
Признаки человеческой эпатажности
Фредди Меркури сражал поклонников своей эпатажностью
Зная значение понятия «эпатажность», несложно составить портрет человека, подходящего под данное определение:
За эпатажностью отдельной личности могут скрываться как гениальность, так и банальное стремление привлечь к себе внимание.
Часто обычные люди стремятся быть эпатажными, следуя примеру звёзд. В мире талантливых людей есть немало примеров противопоставления себя традициям.
Стенли Вейман
Когда Стэнли Вейман сказал «Жизнь одного человека — скучная штука. Я прожил много жизней. Мне никогда не бывает скучно» — он действительно так думал.В течение своей жизни он примерил на себя много личностей и профессий. При других обстоятельствах Веймана можно было бы считать мошенником, но он никогда не делал этого из-за денег; он был вовлечен в эту авантюру душой.
Карьера Веймана началась в 1910 году в Нью-Йорке.
Всего в 20 лет Вейман притворялся консулом США в Марокко, прежде чем его арестовали за мошенничество.
Его «верительные грамоты» также включали службу в качестве иностранного врача, лейтенанта флота и армии, консула Румынии, личного врача вдовы Рудольфа Валентино, журналиста Организации Объединенных Наций и даже Государственного секретаря.
Венцом успеха Веймана стал 1921 год, когда он стал офицером связи Государственного департамента.
Вейман был приговорен к двум годам тюрьмы за этот трюк, но, как и многие эксцентричные люди, он не выразил никаких сожалений.
Стэнли умер в 1960 году.
Примеры эпатажных личностей
В искусстве есть немало примеров, когда талантливый мастер слова или кисти, певец или актёр творили нечто, что выходило за рамки традиций, а нередко и противопоставлялось им:
Эпатажными личностями являются Либераче, Майкл Джексон, Принс, Мерлин Мэнсон, Бой Джорж и многие другие.
Примеры
Эпатажные выходки и творения используют множество современных деятелей искусства и просто творческих людей. К примеру, модельеры изготавливают для показов коллекции одежды, которые часто вызывают по большому счету возмущение и негативную реакцию большинства обычных людей. Это купальники из абсолютно прозрачных материалов, мужские костюмы, чей фасон и элементы одежды подчеркнуто женственные, или же иные атрибуты стиля, которые абсолютно нефункциональны в повседневной жизни.
Если рассматривать примеры шоу-бизнеса, то, наверное, наиболее эпатажной его представительницей можно назвать певицу Леди Гагу. Она постоянно шокирует поклонников своими нарядами, к примеру, платьями из сырого мяса или же иными нарядами несочетаемых цветов и фасонов.
Также эпатажными выходками отличался знаменитый Сальвадор Дали, — он часто любил гулять по улицам Парижа со своим ручным муравьедом. Согласитесь, довольно необычный выбор домашнего питомца.
Кэти Перри
Чаще всего для сцены и выходов в свет Кэти Перри выбирает яркие и эффектные наряды. А профессиональный макияж делает из неё совсем другого человека! Но в жизни девушка выглядит совсем иначе — ни тебе косметики на лице, ни вызывающих костюмов. Такая домашняя Кэти нам нравится больше…
Источник:
Мэрилин Мэнсон
Ещё один яркий представитель зарубежного общества эпатажных артистов.