Что такое эниология и чему она учит
Эниология. Что такое эниология?
Эниология, эниодиагностика и эниокоррекция – что это такое? За ответом на этот вопрос обратимся к создателям и популяризаторам эниологии, и практической эниологии в целом.
А какое понятие используется нами, и что мы вкладываем в это понятие, читайте ниже на этой странице.
Справедливо будет ответить на вопрос: “Что такое эниология?”, опираясь на понятия изначально сформированные, известным Академиком Фирьязом Рахимовичем Ханцеверовым.
В своей книге “Эниология” Фирьяз Рахимович пишет:
Эниология — это комплексная, полидисциплинарная наука, самостоятельная научная дисциплина, призванная изучать объективные феномены, процессы, закономерности слабого энергетического и информационного взаимодействия и вещественного круговорота в природе и обществе, включая человека, социальную и биологическую сферы, биообъекты, физические поля, технику и технологию. Эниология — это сложный многоуровневый, полиструктурный объект, требующий применений концептуального аппарата, развиваемого в русле системного подхода.
Определяя основные функции эниологии, как самостоятельной науки Ханцеверов Ф.Р., в третьей главе, первого тома, серии книг “Эниология” указывает на то, что:
Эниология — это область науки и практики, связанная не только с созданием технических и технологических комплексов. Она имеет и ярко выраженную гуманистическую направленность, занимая свое место в медицине, экологии, искусстве, культуре. Этические и нравственные стороны отношений человека и природы составляют в ней, пожалуй, главную системообразующую функцию, отражая тем самым основной социальный смысл ее существования, как науки и области деятельности.
К числу важнейших системообразующих факторов (признаков) в сфере деятельности по изучению, освоению и практическому использованию идей Эниологии могут быть отнесены следующие …
Доктор философии Зденек Рейдак, президент Международной ассоциации по исследованию вопросов психотроники, в предисловии к книге “Эниология” первый том, Ханцеверова Ф.Р., дает свое понятие, и отвечает на вопрос “Что такое эниология?” следующими словами:
Эниология — это новая, интегральная наука об энергоинформационном обмене в природе и обществе, в центре которого стоит человек со всеми своими возможностями (а не только с теми, на которые мы дали ему свое разрешение). Эниология пытается методологически связать все дисциплины между собой и обращает внимание на их диспропорции. Если мы не хотим, чтобы система энергоинформационного обмена рухнула, и, наоборот, желаем, чтобы совершилось единение человека с миром и с природой, мы обязаны найти правильные пропорции.
Наиболее известный, и популярный эниолог России, руководитель Научно-исследовательского центра прикладной эниологии “ЭНИО” (сокращенно НИЦ “ЭНИО”) Рогожкин Виктор Юрьевич. Понятие эниологии Рогожкин В.Ю., представляет нашему вниманию в своей книге “Эниология“.
Эниология – наука о процессах энергоинформационного обмена в Мироздании.
Эниология – современное понятие древнейших эзотерических знаний цивилизации. Основоположником этих знаний считается Гермес Меркурий Трисмегист, живший во втором-третьем тысячелетии до н. э. Он оставил более 30 тысяч рукописных работ по всем сферам человеческих знаний. Это невозможно было сделать в одиночку. Считается, что эзотерическое наследие Атлантиды оставила группа людей, и эти знания дошли до нас через Гермеса. Мы – пятая раса на Земле. После нас должна быть шестая. Это инкарнации нашей цивилизации: Атлантида, Лемурия и т.д. в прошлое.
Понятие, которое мы используем на своих лекциях, семинарах и других обучающих программах, следующее:
ЭНИОЛОГИЯ (enio – энергоинформационная, logos – наука) – новый научный подход к изучению природных явлений на основе естественных законов, концепций энергоинформационного обмена в природе и обществе. Получение информации от космического интеллекта (эгрегоров, Иерархов различного уровня и планов космического посвящения).
От себя добавим, что целью и задачами эниологии является помощь людям в практическом применении неограниченных энерго-информационных возможностей тонких миров, для удовлетворения научных целей и самостоятельного решения задач в различных сферах жизнедеятельности человека.
Эниология дает возможность использовать различные методы получения информации от непроявленного мира, а также применять инновационные методы для исследований и практической деятельности человека.
Если проще, то мы напрямую можем обращаться и считывать необходимую информацию с Информационных Полей, получать опыт различных миров, ранее живших цивилизаций, эгрегоров и применять информацию для своей практической деятельности.
Взяв на вооружение такой метод исследования как эниология, не только отдельные личности но и человечество в целом получает совершенно нового качества, эффективности, быстродействия инструмент исследования Мироздания, а также инструмент для изучения таких аспектов как духовный, информационный, энергетический и материальный.
Используя методы исследований заложенные в эниологии, возможно перейти на наивысший уровень эволюции, совершив стремительный прорыв в изучении тонких миров, и приблизиться к развитию Духа и Души. До сих пор нам не доступны методы, и инструменты для проведения различных научных опытов, и только с использованием эниологии и ее методов можно приоткрыть завесу многих тайн.
Преимущества, которые нам дают эниологические методы исследований заключаются в том, что информация от Иерархов, Информационного Поля Земли или эгрегоров поступает непосредственно. Ни один ныне существующий метод не имеет столь быстрого и точного получения информации. Методы которыми можно получить лишь информацию с эфирного тела человека, исследуя ауру, к таким методам относится метод Р.Фолля, Накатани, Метод А.Короткова ГРВ, не способны даже приблизиться по качеству, точности и скорости.
Имея дело с иследованиями тончайших структур человека Души и Духа, методы исследования должны применяться соответсвующие.
Используя метод биолокации, кинезиологии, мы напрямую обращаемся к подсознанию, а также Иерархам, они же Вознесенные Наставники. При биолокации, для исследования тонких структур человека используется сам человек, рамка или маятник являются индикаторами, так же как чувствительные органы нашего тела.
В сегодняшнее время самым универсальным, точным инструментом познания себя и окружающего мира, являемся мы с вами, созданные по образу и подобию Бога, и являющимися по сути людьми-приборами.
Области применения эниологических методом исследования, таких как биолокация практически безграничы. Используя биолокацию, мы можем подбирать продукты питания, и пищевые добавки, лекарственные и гомеопатические препараты, диагностировать заболевания, искать потерявшиеся предметы. Метод позволяет нам оптимизировать решения при исследовании таких областей науки, как химия, биохимия, физика, или медицина и др.
Исследование вероятностного будущего, а также прошлого, аспекты вне времени являются большой ценностью эниологических исследований, что позволяет исследованиям быть максимально экономичными, проводиться в любое время и в любых условиях.
Предмет исследования практически всегда может быть скорректирован при помощи Коррекции.
Задать вопрос и получить ответ, а также ознакомиться с вопросами других читателей вы можете в разделе Вопрос-Ответ.
Что такое эниология и с чем её едят
Определение термина Эниология взято из книги Рогожкина.
«Будущее — это тщательно обезвреженное настоящее».
«Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами — поэтому и считаем, что они переменились».
Эниология — наука о процессах энергоинформационного обмена в Мироздании.
Эниология — это не только эзотерическое направление в общепринятом понимании. Это наука обо всём.
В мире, в котором мы живём, ничего не происходит случайно. Всё подчинено Законам Мироздания. Даже если мы их не знаем, мы либо соблюдаем их, либо нет. И так как незнание законов не освобождает от ответственности, мы «платим» за нарушения нами Законов. Платим не нарисованными фантиками — деньгами (хотя бывает и так, но это самая лёгкая плата?).
Болезни, потери, неприятности и т.д. — это не «наказания за грехи», это сигналы Мироздания нам, что мы не живём в гармонии с Миром. Эниология — это прикладная (!) наука о том, как выбрать наилучший вариант своей жизни. При этом быть счастливым, любимым, любящим, радостным. Имея все те блага, которые нужны в нашей жизни. Это система знаний, основ, применяя которые в повседневной жизни, мы становимся немножко волшебниками — автобусы приходят вовремя, пробки на дорогах рассасываются прямо перед вами, улучшаются отношения с близкими, должники возвращают давно забытые долги и т.д. Но это всё просто следствия Вашего «правильного» выбора. Правильного с точки зрения Мироздания.
Зачастую же, мы наоборот, постоянно получаем от жизни какие-то непонятные «тычки»: все начальники — козлы, подчинённые — не выполняют обязанности, дети всё время болеют, денег всё время не хватает, любимый… часто уже и непонятно — любимый ли…
Да, кстати, знаете основную причину измен наших супругов? Это потеря нами энергии. Общаясь со своей второй половинкой, энергообмениваясь, то есть, вы даёте ему свою женскую энергию… а если ваша энергоструктура пробита стрессами, уходит на борьбу за хорошую успеваемость детей, если ваша энергия утекает через дыры, идёт на борьбу с коллегами или начальством, государственными органами, банками, почтой России, системой образования, а как же уходит на сожаления о прошлом, на обиды и претензии, которые с годами только копятся, то Вам уже нечего отдавать. И что делает мужчина — находит себе другую батарейку… часто — молодую, ведь она ещё не успела растратить свой запас энергии… Он делает это неосознанно, но от этого не становится легче…
Неужели, чтобы этого избежать, нужно не ходить на работы, банк, почту, не рожать детей и выходить из дома только для сеансов к психотерапевту, чтобы супруг любил только вас одну? Конечно, нет. Но можно научиться устранять причины пробоев в энергоструктуре, можно научиться не давать разрешение на съем энергии, и не просто не тратить попусту энергию, а возвращать и даже «зарабатывать» её.
Как? Всё очень «просто». Жить по законам мироздания и с соблюдением его принципов. Почему я заключила слово «просто» в кавычки? Потому что на самом деле это не просто. «Самая сложная работа — это работа над собой». И самое сложное — это взять ответственность за свою жизнь на себя. Конечно на необходимом и достаточном уровне.
Что такое эниология Виктора Рогожкина
Понятие многомерности мира подразумевает, что параллельно с привычными измерениями существуют другие уровни: ментальный план, астральный и так далее.
Пусть эти уровни не видно, но через их проявления мы можем догадаться о их существовании. И, допустив их существование, понять законы, по которым этот мир живет.
2. Всё в этом мире находится в тесном взаимодействии
Многомерным миром можно научиться пользоваться. Большинство людей учатся этому неосознанно и совершают ошибки, нарушая гармонию этого мира.
Избежать таких ошибок позволяет эниология Виктора Рогожкина.
3. Всё в этом мире подчиняется законам
Вы конечно же знаете о правилах дорожного движения: когда все водители и пешеходы их соблюдают, аварий не происходит. А если вдруг на дороге появляется водитель или пешеход, который про правила забыл! Он и сам подвергается опасности, и он опасен для всех окружающих.
Или представьте себе часы: у них внутри много шестерёнок, и все друг друга крутят. Если сломать хоть одну, то разладится весь механизм.
То есть, любой «сбой» в одном из параметров ведёт к серьёзным изменениям всех составляющих энергоинформационного пространства.
Соблюдая эти законы, можно сделать свою жизнь и жизнь своих близких более правильной и гармоничной.
Чтобы соблюдать эти законы, нужно их знать и понимать. В этом вам поможет эниология Виктора Рогожкина.
Этот Мир устроен совершенно иначе, чем думает большинство людей.
Мир устроен так, что добро является нормой жизни, и не стОит ждать за него наград и почестей.
Возможно, в наказание за ошибки наступит расплата в виде проблем со здоровьем или различными неудачами в жизни.
Жизненно необходимо понимать, как устроен мир, в котором мы живём. Понимать и знать законы энергоинформационного обмена, то есть законы Мироздания.
Ведь за нарушение этих законов, за причинение зла, человек расплачивается своим здоровьем и своим благополучием.
Основными задачами деятельности НИЦ «ЭНИО» являются:
— разработка методов нейтрализации негативных энергоинформационных воздействий на человека и окружающую среду;
— выявление многомерных причинно-следственных связей возникновения заболеваний и патологических состояний на индивидуальном и обще-социальном уровнях;
— нормализация энергоинформационного обмена в природе, обществе и Мироздании,
— поиск, разработка и реализация путей выхода человеческой цивилизации из создавшегося Глобального кризиса.
Что такое эниология?
Каждый из нас — людей, живущих в этом мире, — уникален и неповторим. Но всех нас объединяет стремление к счастью и необходимость решать разные проблемы, которые периодически возникают в жизни. Современное общество пестрит различными учениями — мудрёными и не очень, которые ставят своей целью сделать жизнь человека лучше, а мир, в котором мы живём, — добрее и безопаснее.
В настоящее время наряду с ортодоксальной медициной появилось множество альтернативных систем и методов восстановления здоровья — как морального, так и физического. Некоторые из них близки к науке или являются синтезом различных направлений медицины и психологии. Другие восходят к древним практикам народной медицины или являются новыми методами работы с тонкими энергиями и потусторонними мирами. Особое место среди всех этих направлений занимает эниология — учение об энергоинформационном обмене в природе и обществе, новое направление в исследовании человека, стремящееся объединить современные научные наработки, древнейшие эзотерические знания и простую народную мудрость.
Многие приходят к выводу, что общепринятые социальные институты не помогают в достаточной мере справиться с той или иной проблемой, и начинают искать какие-то альтернативные подходы, например, обращаются к магии (всевозможные «бабушки», целители и т.п.). Но зачастую, даже если какая-то проблема решается относительно успешно, причина этой проблемы — конкретная жизненная ошибка — остаётся неосознанной, непроработанной. И впоследствии эта причина снова приводит к проблемам, но уже на другом уровне.
Главное отличие эниологии от остальных методик коррекции состояния человека состоит в том, что, согласно эниологии, полноценное решение той или иной проблемы возможно только при осознании своих жизненных ошибок, которые являются причинами возникших проблем. И этими ошибками не всегда являются какие-либо агрессивные действия, приносящие целенаправленный вред. Ими могут оказаться гадания, различные магические ритуалы и даже сочувствия бедам окружающих.
Попробуем разобраться в том, как эниология смотрит на мир и место в нём человека более детально. Итак, что же такое энергоинформационный обмен? Если для рыбы привычная среда обитания — вода, для птицы — воздух, естественная среда обитания для человека — это общество. А общество построено на общении. Вот процесс этого общения и является, по сути, энергоинформационным обменом: с кем-то поругался — ходишь подавленный, значит, чувствуешь в себе меньше жизненной энергии. Помирился — и энергии прибавилось, жить стало веселей. Эниология изучает подобные явления: как наши мысли и настроения влияют на события нашей жизни, а наши поступки — на здоровье. У кого-то может возникнуть вопрос: «В чём отличие эниологии от, скажем, психологии, ведь там тоже заложена мысль, что все проблемы идут «от головы»?» Разница в том, что психология рассматривает только личностный уровень человека, а эниология всю его многомерную сущность.
Многомерие — это принцип структурирования информации, благодаря которому многообразие различных вариантов описания реальности может быть объединено в целостную органичную систему, отражающую разнообразие мира, с одной стороны, и его целостность — с другой.
Человек с позиции эниологии воспринимается многомерно как совокупность личности, поля событий (жизни) и тела. Фактически, тело, личность и совокупность событий — это один и тот же человек, но на разных уровнях восприятия реальности. Поэтому одна и та же проблема может проявляться по-разному: сложной ситуацией — на уровне поля событий, конфликтом внутренних убеждений — на уровне личности и проблемами со здоровьем — на уровне организма. Более того, каждая часть нашего тела — это проекция какой-либо из сфер жизненных событий или каких-либо убеждений.
Например, печень и желчный пузырь, согласно эниологии, — это органы, отражающие на уровне тела сферу конфликтов. Здесь работает принцип подобия на основе выполнения сходной функции: печень выполняет барьерную функцию на уровне организма, в конфликтных ситуациях ту же защитную функцию человек реализует на уровне жизненных событий. Нарушение этой функции проявляется горечью обид на уровне личности и нарушением баланса желчи (которая тоже весьма горька) на уровне тела.
Или ещё один пример — лёгкие. Они являются проекцией жизненного пространства человека. Иными словами, сферы его свободы. Поэтому различные нарушения в области лёгких — это ситуации стрессов, связанных с ограничением свободы. Так, астма часто развивается у людей, которых в детстве подавляли родители, сверстники или кто-то ещё. «Не давали продохнуть». Также мы знаем, что в «местах лишения свободы» распространён туберкулёз лёгких.
Если на каком-то уровне многомерия у человека возникает проблема, её можно устранить методом эниокоррекции.
Эниокоррекция — это процедура изменения (в первую очередь, улучшения) индивидуального и/или общесоциального состояния человека, общества, конкретной ситуации или какого-либо явления посредством проработки и реорганизации причинно-следственных связей. Т.е. эниологи исследуют конкретную проблему, причины её возникновения и последствия, к которым она может привести. А потом, помогая человеку осознать свои ошибки и преодолеть неотпущенные стрессы, меняют ситуацию на более позитивную.
Эниокоррекция ориентирована на восстановление целостности энергетического потенциала человека.
Что это значит? Всё в жизни человека — здоровье, продолжительность жизни, успешность и т.д. — зависит от состояния его энергетики. Энергии у человека от рождения до смерти неизменное количество (старый добрый закон сохранения энергии), но качество этой энергии, а фактически её доступность при решении различных жизненных вопросов, зависит от того, насколько информация, которую человек получал до нынешнего момента, переработана и приведена в оптимальный порядок. Поэтому эниокоррекция — это, прежде всего, работа с правильной организацией информации.
Здесь важно уточнить, что под энергией подразумевается некая субстанция, которая проявляется через внимание, время, везение, возможности и прочие ресурсы, характеризующие качество жизни. Так, лучшая сбалансированность внимания, равно как и больший запас времени, помогает глубже разобраться в ситуации и принять правильное решение. Следовательно, если становится заметно, что в тех или иных ситуациях не хватает времени, внимания, везения и т.д. — значит, человеком совершаются ошибки, которые приводят к истощению его энергетического потенциала.
Для того чтобы лучше представить связь энергии и информации и значение их в жизни человека, мы можем провести аналогию с компьютером. Можно сказать, что аналогом энергии человека у компьютера является оперативная память. Если она не перегружена, то компьютеру хватает ресурсов для выполнения поставленных задач и скорость его работы удовлетворяет пользователя. Если же одновременно ставится слишком много задач, или компьютер подвергается внедрению посторонней программы, блокирующей какую-то часть его оперативной памяти, он начинает «зависать», снижается его работоспособность. В этой ситуации улучшить его продуктивность можно либо снизив количество выполняемых задач, либо обезвредив негативную программу.
Таким образом, проблема человека является проявлением определённой ошибки в организации его информации. Следствие чего — ограниченный доступ к своим возможностям, ресурсам, затрудняющий решение тех или иных проблем. И для того, чтобы это состояние изменилось, человеку нужно помочь: на время перестать быть ограниченным своим фиксированным жизненным укладом и расширить рамки личностной свободы.
Физика и мистика. Анализ развития эниологии
Легче всего забросать камнями любое здоровое, но еще слабое начинание; труднее понять смысл реализуемого.
И.Н. Степанов. [1]
Официальная наука до тех пор будет топтаться у закрытых дверей к тайнам Вселенной, покамест не поймет необходимости объединения своих интеллектуальных сокровищ со свободой мысли и интуицией эниологии.
Г.А. Тетерин. [5]
16.И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из набеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. 17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое.
9. Кто имеет уши слышать, да слышит!
«Новый Завет». От Матфея святое благовествование. [13]
Развитие эниологии как науки требует определения ее научного статуса. Пришло время окончательно решить, что же это за наука и, в контексте данного решения, расставить соответствующие акценты, а главное определиться в дальнейших отношениях эниологии и официальной академической науки. На сегодняшний день эти отношения очень не просты. Достаточно напомнить известный факт объявления эниологии лженаукой со стороны российской академии наук (РАН). Вокруг этой темы появляются различные высказывания в виде публикаций в средствах массовой информации и специальной научно ориентируемой литературе, в том числе и журнале «Эниология». В данной статье проводится анализ опубликованного в контексте данной проблемы материала, высказываются критические замечания по поводу некоторых взглядов и суждений авторов, даются разъяснения спорных вопросов с позиции эниолога, ориентированного на синтетическое научно-религиозное мировосприятие. Статья имеет целью инициировать разворачивание дальнейшей дискуссии по проблеме определения научного статуса эниологии.
Все же, что это такое «ЭНИОЛОГИЯ»?
Для закрепления за эниологией статуса науки требуется выполнение многих условий, определенных «в науковедении» как признаки научного подхода и научно-обоснованные методы исследования. В основном это подходы и методы, наработанные и применяемые в естественнонаучной традиции познания (естествознании). Они отлично зарекомендовали себя в изучении доступной части физической реальности – того мира, который мы воспринимаем с помощью органов наших чувств и известных приборов. Но, это не вся окружающая нас реальность, а только весьма малая, ограниченная специфическая ее часть. Все остальное не доступно познанию с помощью естественнонаучных методов и подходов. Однако данный вывод не является общепринятым даже в среде эниологов, не говоря уже об ученых естественнонаучной ориентации. Тех ученых, которые пытаются через эниологию выходить на более широкие горизонты осмысления окружающей реальности, но продолжающих отождествлять все Мироздание с реальностью физической.
Соблазн уместить эниологию в естественнонаучное миропонимание настолько велик, что попытки «онаучить» энио-гипотезы просматриваются на всем протяжении ее легального существования, как общественно-просветительного движения. Это и понятно, ведь в случае успеха таковой деятельности научный статус эниологии был бы обеспечен. Тогда для ученых ориентированных на такой подход к эниологии их научная респектабельность ни как бы не пострадала, но вместе с тем было бы обеспечено поле совершенно новых научных поисков, со всеми вытекающими для них положительными последствиями.
В контексте такового подхода в работе А.А. Адаменко «Формирование интегрального природоведения на основе эниологических исследований» находим: «Анализ современных эниологических исследований позволяет нам прогнозировать преобразование эниологии в интегральное природоведение. Данное направление служит основой для развития следующего этапа научно-технического прогресса человеческого общества. На исходном рубеже этого этапа необходимо построить понятийный аппарат и разработать метрологическое обеспечение.» [2]
Далее автор раскрывает суть проблемы: «При обсуждении эниологических явлений используется мифологическая терминология (карма, астральная проекция, эгрегор, тонкий мир) наряду с поспешно введенными спекулятивными понятиями (торсионная теория, физический вакуум) не подходящими для адекватного объяснения этих явлений. Отсутствие понятийного аппарата является основной причиной, в силу которой, эниология остается за бортом академической науки. Вторая причина, тормозящая развитие эниологии, состоит в отсутствии метрологического обеспечения эниологических результате исследований. Большинство сообщений, публикуемых по данному направлению, основывается на субъективных ощущениях при отсутствии метрологического контроля. Эти ощущения интерпретируются на основе отмеченных выше мифологических терминов, складывается такая ситуация, при которой многие квалифицированные специалисты, способные внести свой вклад в развитие данного направления, не проявляют интереса к эниологическим явлениям.» [2]
Вот что говорит об этом В.В Костиков в статье «Открытое письмо авторам статьи «информационное поле, протоматерия, бытие»: «Эниология как наука титаническими усилиями Ф.Р. Ханцеверова завершила ПЕРВЫЙ этап своего становления тем, что «закрепила» осмысление алогичных явлений (для официальной науки все еще из области мистики, невежества, шарлатанства) как энигматическую (загадочно-таинственную), но сугубо материальную реальность бытия. Этот факт, сам по себе, явился обнадеживающим стартом эниологии в преодолении последующих этапов, которых как минимум ТРИ, включая уже пройденный.
ВТОРОЙ этап – это осмысление «контуров общего» (всей системы в целом).
ТРЕТИЙ этап – это кентаврическая (априорно-апосториорная) конкретизация частностей.
Самоочевидно, что эниология только входит во ВТОРОЙ этап, и ВТОРОМУ этапу необходимо уделить особое внимание. Здесь желательно помнить сказанное Р.К. Баландиным: «в науке самое распространенное мнение еще не является самым верным. Отдельные мыслители бывают ближе к истине, чем целая армия стандартно экипированных «научных работников». Не грешно вспомнить и Козьму Пруткова: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя».
Исходя из вышесказанного, ВТОРОЙ этап даже желательно «отдать на откуп» теоретикам не точных наук современности, а «экзотических» прошлого, т.е. тем, кто, как выражается Платон, «ближе к богам». [3]
Определение эниологии у В.В. Костикова, как энигматичной, т.е. загадочно-таинственной области познания как нельзя лучше характеризует область приложения эниологии. Это именно то, что не изведано, и не просто неизведанно, но не разгадано, и не может быть разгадано в рамках естествознания. Не может, потому, что для разгадки нужен ключ, каковым и является комплекс эниологических методов исследования запредельного, сверх физического бытия, а именно методы Духовного восприятия и постижения реальности, методы, отвергнутые в свое время грубым материализмом атеизмом и позитивизмом в науке. Однако это вовсе не означает, что эниология, в свою очередь, отвергает все естественнонаучные принципы и методы познания, а также приоритеты познавательских алгоритмов, наработанные в естествознании. Эниология лишь оставляет за собой право выбора тех или иных методов и принципов познания, которые считает необходимыми и достаточными в каждом конкретном случае своих исследований.
Это не вполне согласуется с взглядами группы ученых – физиков и математиков, работающих в эниологии, которые не представляют себе иной порядок исследований и приоритетов в выборе методов, нежели официально принятый в естествознании. Так в статьях Г.А. Тетерина находим: «Мы, кажется, подходим к тому периоду, когда после жесткой специализации появляется необходимость на более высоком уровне возвратиться к интегрированному знанию, которое практиковали мудрецы древности. Но делать это, нужно не выходя из «зоны достоверности знания», не позволяя фантазии доминировать над интеллектом, и не скатываясь на кривые «девиантности», уводящие науку в схоластику. [4] «Эниология непременно войдет в сообщество естественных наук. Но для этого нужно стряхнуть с себя груз наукообразного фантазерства и принять основной принцип познания, сформулированный великим Максвеллом: «Все, что может быть подвергнуто сомнению, не будет считаться научным фактом до тех пор пока не докажет свою бесспорность». [5]
Как видим здесь в качестве критерия отбора эниологических идей и гипотез, для их дальнейшей научной проработки предлагается «достоверность знания», основанная на естественно научном анализе, исключающем какое бы то ни было альтернативное данному анализу мнение. Научное – значит естественно научное, т.е. точное и бесспорное, не подлежащее никакому сомнению! Под фантазерством подразумевается, видимо, интуитивное получение знания, в наибольшей степени присущее мистическому образу мировосприятия.
«Пирамида знания» и естественнонаучные критерии истинности.
В работе Г.А. Тетерина «От разума к разуму: эволюция науки.» дается классификация частных наук по иерархическому принципу, в котором за критерий первостепенного значения взята точность, достоверность и доказательность научного исследования: «Прежде чем говорить об эволюции науки, следует определиться, что мы будем понимать под словом «наука» По классификации ЮНЭСКО к основным наукам (basic sciences) относятся математика и физика, химия и биология. Далее идут науки о земле, технические, гуманитарные и т.д. Причем, как показано в ряду от математики к биологии и далее происходит усложнение рассматриваемых проблем и как следствие – снижение строгости доказательств с одновременным возрастанием интуитивных и качественных соображений и аргументов.
Графическое соотношение различных отраслей науки можно представить в виде «Пирамиды знаний» На вершине пирамиды находится «математика», строгость доказательств которой находится в пределах 90 – 100%, а степень интуитивности приблизительно 0 – 10%. Недаром существует выражение: «Математика – зеркало цивилизации». Однако сложность рассматриваемых математикой проблем крайне узка 0 – 10%. Степень математизации науки совпадает со степенью достоверности получаемых знаний. Видно, что, начиная с науки о земле, зона «достоверного знания» сужается и практически исчезает в области «ненаучных знаний» и религии.
Таким образом, исходя из «пирамиды знаний» мы будем рассматривать эволюцию тех наук, развитие которых связано с необычными но достоверными открытиями и теориями. Мы не будем привлекать необоснованные гипотезы, выдумки и фантазии для объяснения необычных явлений. Напротив, мы постараемся использовать физические законы для рассмотрения странных событий и феноменов, о которых человечество знает тысячелетия, но не находит объяснений, т.е. мы не против «сумасшедших идей», но категорически против необоснованных фантазий. [4]
Здесь, однако, не все ясно и бесспорно, а, следовательно, не может быть применимо в качестве отправной базы критериев истинности. Во-первых, не дается определение науки в целом, что подразумевает, как само собой разумевающееся, что наука – это и есть, в первую очередь математика и физика. Остальное – наука «постольку поскольку», ведь ни точностью, не достоверностью своих исследований остальные науки, по сравнению с математикой и физикой не обладают. В связи с этим имеет смысл напомнить целостное определение науки, данное в философии: «Наука (греч. Episteme, лат. Scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и схематизация объективных знаний о действительности, отрасль культуры которая образует сущность человеческого знания; по Канту она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным ее сторонам. Прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь, в действительность, в элементы бытия, событий, т.е. во все более глубоком познании их связей, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем МИРОМ. Наукой в истинном смысле является наука о МИРЕ.» [7]
«Конечно же, прав и Галилей: «Величайшая книга… Вселенная… написана на языке математики»; но при этом необходимо помнить: посредством геометрических фигур, математических структур, а не алгебраических формул, где не учитывается особенность иррациональности, обусловленной «законами своего масштаба» В силу догматизма логики формул, в них нет места проявлению «само умножения логоса», его обобщений в форме «мгновенных прозрений» самого «совершенного знания». А ведь еще Альберт Эйнштейн отмечал: «Открытие не есть порождение логического мышления, даже если его конечный результат обличен в логическую форму.» Того же мнения был и В.И. Вернадский, говоря, что «мгновенные прозрения», т.е. знания, полученные интуитивно должны «только в дальнейшем опираться на факты и идти строго логическим путем.» [3]
К подобным выводам приходит в своей статье «Сила интуиции» В.В. Козин: «Интуиция (от лат. Intueri – пристально, внимательно смотреть) – отыскание, часто практически моментально решение задачи при недостаточности логических оснований. Не найдете ни одного человека, который бы на себе не испытал силу интуитивного мышления. Это моментальное прозрение, мгновенный напор знаний и озарения. И, как ни странно это выглядит, даже не зная, откуда пришло решение, мы верим в него, полагаясь на свои внутренние ощущения истины. Последователи Юнга Кертши и Бейтс считали, что люди, обладающие активной интуицией, принадлежат к авангарду культуры. Они стремятся к компетентности, эффективности во всем и при этом воспринимают любую работу как игру. Люди, активно владеющие интуицией, решают сложные проблемы, пропуская их через свое внутреннее видение реальности. Они отождествляются с проблемой, одушевляя ее, «впрыскивая» в нее свою жизненную силу, создавая, таким образом, живое существо, которое живет по своим законам самостоятельной жизнью. Интуиция работает одновременно со всей информацией, приходящей к нам из внешнего и из внутреннего мира. Она способна в течение времени, стремящемся к нулю, обрабатывать и обобщать огромное количество информации и выдавать нам решения, не требующие доказательств. И проявляется это во внутренней вере. Вдруг приходит знание, что и как надо делать, и вера в то, что это – правильно. Таким образом, интуиция – это мощнейший инструмент, которым можно и нужно пользоваться. И этому можно научиться. Или просто вспомнить, как мы это делали в детстве, когда логика для нас была непостижима. Ведь дети – это прирожденные интуиты.» [6]
Однако вернемся к пирамиде знания. Следующая за математикой частная наука, наиболее точная и доказательная, а, следовательно, по логике авторов данной графической интерпретации системы научного знания, и в наибольшей степени являющаяся критерием отражения истинности – это физика. Хотя, напомним, сложность рассматриваемых физикой проблем также не велика по сравнению с природо описательными науками, расположенными ниже, ближе к основанию пирамиды. Это не удивительно, ведь физика описывает, главным образом, явления, протекающие в физическом мире, т.е. доступном нашим органам чувств и созданным приборам (несколько расширяющим спектры восприятия органов чувств) реальностей. Эти реальности не рассматривают область психических явлений, а только взаимодействия физических объектов и физических энергий. Для этой области реальности учеными открыты так называемые законы физики, т.е. математически и экспериментально подтвержденные взаимосвязи объектов и явлений физического мира, которые не подлежат сомнению, ввиду их бесспорности для физиков.
Постулат бесспорности физических законов вытекает из принципа «эмпириокритицизма – основанной Р. Авенариусом философской системы «чистого опыта», критического эмпиризма, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире». [7] Данный принцип находится и в основе «физикализма» – философского взгляда, для которого все то, что не может быть понято при помощи методов физики и изложено при помощи ее понятий является бессмысленным.» [7]
Физикалисты, следуя своим убеждениям, переносят законы физики на всю природу, отождествляя ее, таким образом, с физической картиной мира, что само по себе не правомерно и приводит к формированию и закреплению в сознании людей причинно-механической картины мира. Это «представление о мире, согласно которому все явления вызываются причинами и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики (Машинная теория жизни). Причинно-механическая картина жизни сложилась в эпоху Просвещения, когда из области естественных наук была изгнана метафизика. Достижения техники давали основание считать, что все подчинено законам механики. В причинно-механической картине мира человек играет роль колесика в мировом «приводе». Он, в сущности, безответствен. Это положение человека в причинно-меканически рассматриваемой картине мира объясняет не только большую популярность и значение причинно-механической картины мира для мышления широких масс, но и то упорство, с которым ученые держались за эту картину мира. Такое уже было – физикализм 1920 – 1960-х годов. Тогда в основу унифицированной науки был взят язык физики; сейчас это повторяется, но на более высоком и современном уровне: берется не язык физики вообще, а язык физических полей, и даже не он, а то, что вытекает из физики поля – информационное поле.» [7]
Конечно, говорить о причинно-механической парадигме в системе естествознания, сейчас, пожалуй, уже нельзя, но стереотип подобного миропонимания еще, как видим, очень силен. Особенно он силен в совокупном коллективном сознании социума, поскольку навязывался людям через школьно-вузовское образование на протяжении многих лет. Не удивительно поэтому, что исследователи, приходящие в эниологию как бы «со стороны», т.е. не из академической науки, по крайней мере, не из физики, и выдвигающие необычные гипотезы, пытаются интерпретировать их в физико-математическом «пространстве». Такой подход изначально и в принципе обречен на неудачу и вызывает шквал критики (вполне, кстати, обоснованной) со стороны физиков, в том числе и работающих в эниологии.
Но не смотря на то. Что причинно-механическая картина на современном этапне развития научного знания перестала быть научной парадигмой, естественнонаучная физическая картина мира (ЕНФКМ) в целом остается официальной основой научного миропонимания. Однако «картиной» она быть давно перестала. «Современная физическая картина мира состоит из системы недоступных наблюдению уравнений, значение которых трудно для понимания; Прежде всего, стало совершенно абстрактным понятие материальной действительности. Но, согласно Планку, прогрессирующее удаление физической картины мира от мира чувственного означает не что иное, как увеличивающееся приближение к реальной действительности (физическому миру, трансцендентному по отношению к переживаниям). [7]
По поводу рассмотренной схемы миропонимания, возникает вопрос, каким образом частный взгляд на систему познания окружающей реальности – «физикализм» оказался главенствующим, как мы это видим, в науке в целом? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мы живем в эпоху активно развивающейся технократической цивилизации, которая породила общество потребления. Все насущные проблемы в этом обществе человечество стремиться решать технически. Базой и генератором «техно» идей служит фундаментальная физика, конкретным их реализатором – физика прикладная. Именно поэтому физика и поставлена на официальном уровне в вершину «пирамиды знания».
существует ли альтернатива наследию физикализма академической науки? Критерии истинности в эниологии.
Но если и далее следовать логике определения достоверности на основании физико-математического критерия истинности, (по сути – физикализма) любое знание, полученное интуитивным путем и не укладывающееся в рамки данного критерия, автоматически будет объявляться пустым фантазерством и выметаться из эниологии как не просто не нужный, а опасный мусор, подобно тому, как саму эниологию «вымели» из академической науки. Следовательно, любые новые идеи должны приниматься и бережно сохраняться, по крайней мере, до тех пор, пока они не будут со всей тщательностью подвергнуты иным, более универсальным критериям истинности. Следует кстати заметить, что новых идей и тем более гипотез, как комплекса взаимосвязанных идей, не так уж и много. Достаточно сказать, что в журнале «Эниология» за все время его издания таковых можно отследить не более десятка.
Альтернативные научно академическому физикализму взгляды изложены, в ряде статей, опубликованных в «эниологии». Так в статье А.Д. Вяткина «Пути постижения тонкой реальности» находим: «Сомнения в неоспоримости любых истин появляются, прежде всего, в смежных или пограничных областях, которые есть для всякой науки и практической деятельности. Зоны сверхвысоких и сверхнизких температур, физического вакуума и максимально высокого давления, максимального покоя и субсветовых скоростей оказываются концептуальной, но никак не перцептуальной реальностью – человеку в них не выжить. Что, к примеру, мы можем сказать о плазме с помощью наших органов чувств, если белок коагулирует при температуре 80° С. По той же причине нам ничего не известно в отношении «вкуса», «цвета» или «формы» электрона, поскольку он относится к реальности, недоступной для традиционной символики и чувственных понятий. Физикам приходится изобретать какой-то новый, условный язык и с помощью его и все более совершенных приборов не только постигать, но и создавать невиданную доселе реальность, одновременно пытаясь убедить себя в том, что эта реальность существует вне и не зависимо от человека. Однако наиболее здравомыслящие ученые понимают, что такого рода реальность не только запредельна, но и целиком условна. Фритье Капра, к примеру, пишет, что теоретические и практические изыскания в квантовой механике не объективны. Они связаны с системами мышления самих естествоиспытателей, включающими в себя концепции, мысли, этические ценности и моральные табу. Известный физик В. Гейзенберг еще раньше писал, что в отображении внутриатомных структур «вводится» субъективный элемент, так как измерительный прибор создан наблюдателем.
Что касается роли человека в построении миров любого толка, то здесь обязательно участвует мозг, мышление, психика, память, оперирующие символами (кодом, знаками, алфавитом), с помощью которых конструируется в большей или меньшей степени интеллектуализированная, антропоморфная и понятная человеку реальность, в которой сам человек является мерой всех вещей. И если в постижении обычной физической реальности наблюдатель как бы отождествляет себя с искомым предметом, перенося свое психическое, ментальное или даже физическое Я в близкое ему пространство, то в овладении реальности, выходящей за пределы привычного опыта, данная установка срабатывает парадоксальным образом. Если обычная реальность отличается максимально строгим и жестким характером всех своих показателей, законов, эталонов, качеств, проявляясь одинаково для всех возможных наблюдателей, то реальность за пределами органов чувств отличается крайним полиморфизмом, неоднозначностью и парадоксальностью. И все это вследствие того, что здесь не удается сохранить такую негибкую, инерциальную систему отсчета, какую задает субъект на макро уровне. То, что физический мир сохраняет строгость и линейность по всем направлениям, зависит больше всего не от него самого, а только лишь от нашего восприятия, исторического опыта и научных традиций определения и видения, имеющих наукообразный характер так называемой «объективности».
Психика и физика на самом деле неотличимы друг от друга и не только на квантовом уровне, где нет устоев и где, казалось бы, можно увидеть что угодно. Весь мир, в конечном счете, для человека глубоко психичен, и даже там, где мы привыкли видеть отстраненность и независимость от опыта и человеческих фантазий, мир проявляется однозначно и оказывается таковым не потому, что он таков сам по себе, а потому, что мы хотим таким его видеть.» [9]
В еще более «мистическом ключе» высказывается Б.У. Рождественский в статье «рождественский диалог»: «Все, что мы видим и чувствуем – это только наши мысли. А наши мысли – это, конечно же, мысли Мирового Разума. Таким образом, мы сами, как и вся наша Вселенная ментальны. Все сигналы мира приходят в наш мозг. Мозг и создает наши представления об окружающем мире. При этом наш мозг «создает» представления и о предметах, которые нельзя не увидеть, ни пощупать. Мы верим и в то, до чего непосредственно нельзя ни дотянуться, ни увидеть, но, о чем уверенно судят авторитетные ученые. Например, ученые говорят о далеких звездах или о мельчайших атомах, свойства которых они изучают по показаниям специальных приборов. И мы им верим, и сами представляем себе и звезды, и атомы, поскольку с помощью изученных учеными свойств недоступных нам объектов создаются новые приборы, раскрывающие еще более глубокие тайны микро – и макромира или облегчающие нашу жизнь. Например, по положению звезд мореплаватели находят свои координаты в океане, а атомная энергия освещает и обогревает наши дома.
Пространственное мышление «автоматически» используется нами от момента нашего зарождения, ибо природа наделила нас этим свойством уже тогда, когда люди, осознав себя личностями, индивидуальностями, тем самым уже активно его использовали. Хотя даже не только не задумывались над категорией пространства-времени, но даже и слов-то этих не знали. А когда стали задумываться – родилась наука. Сначала это была философия, затем философия природы или натурфилософия и, наконец, в результате не только размышлений, но и целенаправленного подражания природе (экспериментирования), появилась физика.» [10]
— В качестве другого критерия могут выступать выводы по анализу того, насколько полно и глубоко данная гипотеза способна давать ответы на различные вопросы, которые в других теориях не находят своего толкования и раскрытия, а если и находят, то в значительно меньшей степени, чем в данной. Например, концепция многомерности пространства–времени, высказанная Ю.А. Фоминым, предоставляет нам много больше логически обоснованных ответов на неясные вопросы нашего бытия, чем известные физические теории. Это дает основание предположить, что данная концепция ближе к истине, чем, например, концепция четырехмерного пространственно-временного континуума, предложенная А. Эйнштейном, и принятая академической наукой как неоспоримая истина.
— Наконец анализу можно подвергнуть то, насколько реально и эффективно данная теория «работает», т.е. насколько сама жизнь, в практике ее повседневной реальности подтверждает предлагаемую гипотезу. Если на базе «принятой к производству» гипотезы нарабатываются новые методы воздействия на окружающую реальность, например новый метод целительского воздействия, и это дает устойчиво повторяющийся положительный результат, гипотезу можно считать близкой к реальному истинному положению дел. Этот последний критерий можно считать наиболее важным, даже определяющим.
Конечно, предложенные критерии истинности – это далеко не все из числа тех, которые можно отыскать и предложить дополнительно. Например, предлагается в качестве универсального критерия истинности принять соотнесение высказываемых идей, Вселенским Законам Бытия. Однако для реализации этого предложения, как универсального критерия истинности, необходимо еще поработать над конкретизацией самих законов.
Следуя алгоритму такового анализа предлагаемых к рассмотрению гипотез, можно отследить в них ложные знания и надуманные выкладки, отделить их от истинных суждений и отсеять. Это позволит в максимальной степени приблизится к синтезу универсальной модели окружающей реальности, с помощью которой можно будет не только значительно расширить область применения имеющихся знаний, но и объяснить многие скрытые для понимания, так называемые пара нормальные явления, добиться их безопасного для окружающей среды и человека использования. Пусть мы не сможем, на основании данных критериев с уверенностью судить о полной достоверности и неоспоримости, подвергнутых анализу идей и гипотез, за неимением соответствующих строгих доказательств. Но если данная гипотеза показывает свою жизнеспособность, «работает», она уже имеет полное право на существование и свое эниологическое признание.
Физика и мистика. Генераторы и интерпретаторы идей.
Оперируя понятиями «идея», «гипотеза», пытаясь классифицировать и распределять их по принципу «истина, либо фантазия» мы не всегда задумываемся, а что же это такое в действительности наши идеи, откуда они собственно берутся? Современная наука считает, что мы их генерируем сами, с помощью нашего мозга и называет людей, способных к таковой умственной деятельности генераторами идей. Эти люди во все времена считались людьми талантливыми. Если же идеи выходят из генератора как из «рога изобилия», да еще касаются различных областей человеческой деятельности, и находят свое применение, существенно меняя окружающую ситуацию, то таких людей почитают как гениев. Обычно такие люди не занимаются доскональной детальной проработкой своих идей ибо «не царское это дело». Этим занимаются другие люди, которые сами идей не генерируют, но отлично «схватывают» суть чужих идей и доводят до конца процесс их реализации. Это интерпретаторы идей. Они необходимы в не меньшей степени, чем генераторы и бывают не менее талантливы, в своем деле, а иногда даже и гениальны. Интерпретаторов идей всегда значительно больше чем генераторов. Поэтому лишних идей, как правило, не бывает, скорее их не хватает. Дефицит идей приводит к застоям и кризисам в обществе и особенно в науке.
Отношение общества к генераторам и интерпретаторам идей не одинаково. Генераторы, как правило, в тени и часто при жизни мало известны. Интерпретаторы, напротив, на виду, и это понятно, результаты их деятельности всегда ближе к конкретным ощутимым в обществе реализациям. В науке подавляющее большинство ученых – это интерпретаторы идей, различных уровней и степеней своих возможностей. Они могут быть обладателями научных степеней и званий, т.е. достаточно титулованы, тогда как генераторы идей, как правило, малозаметны и занимают в иерархической лестнице научного организма невысокое положение. Интерпретатор идей может иметь высокое «командное» положение, оставаясь лишь интерпретатором. Генератор идей может быть всего лишь незаметным младшим научным сотрудником, в лучшем случае кандидатом наук, генерируя при этом достаточно мощные идеи. Сама по себе способность генерировать идеи в системе научной иерархии мало что значит. Более того, люди, генерирующие и «озвучивающие» необычные, непривычные идей, идущие в разрез с устоявшимися точками зрения, могут быть подвергнуты в науке и обществе обструкции, они, как правило, теряют свое научное «реноме» и «дорога» в респектабельное научное будущее бывает им «заказана».
Привнесение идей в человеческое сообщество не происходит постоянно, либо по мере надобности. Этот процесс можно уподобить «северному завозу», когда в короткий период северной навигации в заполярье по морю завозилось все необходимое на целый год вперед. Идеи, подобно этому, привносятся, массировано в период смены эпох (эр), на всю продолжительность данной эпохи. При этом качество идей каждого «завоза» совершенно отличается от идей «завоза» предыдущего. Те идеи, которыми жила наука до настоящего времени, были идеями, привнесенными для эпохи «Рыб», которая заканчивается в наше время. Это были идеи материалистического характера, необходимые для разворачивания и становления физических эволюционных реализаций. Это время закончилось. Новая эпоха – «эра Водолея» требует совершенно новых душевно-духовных реализаций. В соответствии с этим и идеи привносятся совершенно нового характера, касающегося в основном психических (ПСИ) реализаций, необходимых для трансформации нашей техно-цивилизации в цивилизацию психологическую. Соответственно и наука должна перестроиться из науки техно ориентированной в науку ПСИ – ориентированную, т.е. науку, в полной мере внедряющуюся в душевные и духовные сферы бытия Мироздания.
Но туда допустят только религиозно ориентированную науку, подчиняющуюся Единому Нравственному Кодексу Духовного морально этического регулирования. Необходимо понять, что в настоящее время идей «прошлого завоза» практически не осталось, идеи «нового завоза» наука воспринимать и интерпретировать не хочет (да и не может, по большому счету). Чем же собирается наука жить в ближайшем будущем, как думает выходить из кризиса? Необходима глобальная мировоззренческая перестройка. Эниология как раз и призвана обеспечить таковую перестройку в науке.
В заключение хотелось бы предложить два образа – аллегории, касающиеся взаимоотношений современной академической науки и эниологии:
Первый образ инициирован высказыванием Г.А. Тетерина о том, что «На сегодня противостояние эниологии и диалектического материализма напоминает даже не борьбу мальчишки Давида с титаном Голиафом, а несмышленыша в распашонке с современным танком.» [5]
Эниология – это тот буксир, который пока еще способен вывезти лайнер современной науки из бухты застойно-материалистического, сугубо физического мировосприятия, в открытое море Духовного плавания, в экспедицию за новыми «Пси обусловленными» знаниями. На его (эниологическом) борту имеется и знающий лоцман – религиозно философское метафизическое наследие. Подымет ли лайнер якорь, пойдет ли вслед за «энио-буксиром»? – Это ВОПРОС!…
1. Мировосприятие подавляющего большинства представителей человеческого сообщества в наше время, остается ориентированным на естественнонаучное восприятие, которое в своей основе не перестает быть грубо-материалистическим позитивистским и атеистическим. Оно основывается на современной естественнонаучной физической картине мира (ЕНФКМ), не предполагающей наличие и саму возможность существования каких бы то ни было реальностей за пределами нашего непосредственного чувственного (реализуемого с помощью органов наших чувств) либо приборного (реализуемого с помощью различных инструментов и приборов) восприятия.
2. Постановка вопроса о принятии для дальнейшей научной разработки теорий, рассматривающих окружающую реальность и человека в ней не только в рамках современной ЕНФКМ, но и за ее пределами, встречается, как правило, с обязательным требованием их научного доказательства или хотя бы глубокого обоснования. При этом под «научным» подразумевается именно естественнонаучное, т.е. эмпирическое (опытно-экспериментальное) или хотя бы математическое обоснование. Однако выполнить это требование практически не возможно, поскольку реальности, о которых идет речь, как правило, не являются подчиненными в отношении к нашему физическому миру. Это Высшие Реальности Бытия, которые предстоят физическому миру, выступая регулирующей и руководящей инстанцией, причиной самой возможности его существования, привносящей порядок протекания жизненных внутренних процессов в нем.
4. Следует допустить, что для человека нет ничего абсолютно истинного, достоверного и неоспоримого. Все в этом мире относительно. В связи с этим первостепенно важной задачей является наработка универсальных критериев истинности.
5. Необходимо признать ценность любых новых идей, гипотез, концепций. Тот факт, что некоторые из них могут нам казаться пустым фантазерством свидетельствует не столько об их несостоятельности, сколько о нашей неготовности воспринимать эти психические образования на уровне развития нашего интеллекта.
6. Предлагается определить статус эниологии, как промежуточной системы познания окружающей реальности, имеющей синтетический научно-религиозный (научно-эзотерический) характер. Эниология призвана осуществить трансформацию современной академической науки (естествознания) в новое качество синтетической научно-религиозной (Духовно-ориентированной) системы познания, которая в свою очередь, будет способна обеспечить трансформацию современной техно-цивилизации в новую «Пси ориентированную» цивилизацию «эпохи Водолея».
Литература:
1. И.Н. Степанов. «Новый взгляд на понимание сути природы.» журнал «Эниология» №3(7) 2002г. Изд. «ЭНИО» г. Одесса.
2. А.А. Адаменко. «Формирование интегрального природоведения на основе эниологических исследований.» Материалы 4-го Международного конгресса «Эниология 21-го века» Изд. «ЭНИО» г. Одесса 2002г.
3. В.В. Костиков. «Открытое письмо авторам статьи «информационное поле, проматерия, бытие.» журнал «эниология» №1 (5) 2002г. Изд. «ЭНИО» г. Одесса.
4. Г.А. Тетерин. «От разума к разуму: эволюция науки.» журнал «Эниология» №4(8) 2002г. г. Одесса.
5. Г.А. Тетерин. «Блеск» и «нищета» нарождающегося мировоззрения» журнал «Эниология» №2(10) 2003г. Изд. «ЭНИО» 2003г.
6. В.В. Козин. «Сила интуиции» журнал «Эниология» №4 2001г. Изд. «ЭНИО» г. Одесса.
7. Краткая философская энциклопедия А/о «Издательская группа «Прогресс» г. Москва 1994г.
8. Д. Джанколи. Физика. Курс общей или экспериментальной физики. Изд. «Мир» г. Москва 1989г.
9. А.Д. Вяткин. «Пути постижения тонкой реальности» журнал «Эниология» №2(10) 2003 г. Изд. «ЭНИО» г. Одесса.
10. Б.У. Родионов. «Рождественский диалог» журнал «Эниология» №1(9) 2003г. Изд. «ЭНИО» г. Одесса.
11. Ю.А. Фомин «Кризис фундаментальных наук и пути его преодоления» «Годы исканий и открытий. Научные труды ВНИЦТНМ «ЭНИОМ» 1987-2002гг. под редакцией проф. Я.Г. Гальперина.» Изд. ВНИЦТМ «ЭНИОМ» г. Москва 2002г.
12. «Спираль познания: Мистицизм и йога» Изд. «Прогресс». «Сиринь» Москва. 1992г.
13. «Новый завет» Изд. «Благовест» г. Москва 2001г.