Что такое энгармонизм в музыке
Энгармонизм
Энгармони́зм (от др.-греч.ἐν— «в» + ἁρμονία «гармония») — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Это в современной музыкальной системе, которое вызывает особые сложности в понимании у новичков. Кажется, что нет никакой логики в том, чтобы записывать одни и те же звуки по разному. Зачем все усложнять и писать одну и ту же ноту 3, а то и 4-мя разными способами?
При этом каждый из нас не задумываясь делает подобное в языке. Для одного и того же звука мы используем разные варианты написания:
Йод, Ёж, произнесите эти 2 слова
Иностранец скажет — зачем писать один и тот же звук по разному, если можно просто все звуки писать одинаково. Как слышим, так и пишем:
Што, Пачему, Виласипед и тд
Но любому грамотному человеку понятно, что это не так.
При этом если в языке действуют нормы, которые нам и правда порой непонятны, то в музыке все подчиняется строгим законам, а именно одному — нотная запись должна обозначать расстояние одного звука по отношению к другому и быть универсальной.
Давайте пойдем от противного: Представим, что начинающий музыкант решил записать на ноты трезвучие Cm, которое он взял допустим на гитаре.
Убрав повторяющиеся звуки наш горе музыкант получил аккорд C D# G. Отлично — теперь он может сделать вывод, что для того, чтобы построить аккорд ему нужно взять увеличенную секунду и увеличенную кварту. Строим минорное трезвучие от ноты Ля:
Вот тут у пытливого музыканта уже должен назреть вопрос, ну допустим он не назрел. Он продолжает исследовать теорию и берет аккорд Db мажор и находит в нем ноты:
Получилась формула большая терция + увеличеная секунда.
Все знают, что трезвучие До мажор строится на первой ступени мажорного лада, а в до мажоре знаков нет. Наш музыкант записывает трезвучие до мажор:
Формула Большая терция + большая! Да, что же это такое с этой теорией! Все трезвучия строятся по разному!
А все потому, что мы убрали из наших вычислений важное свойство звуков — их соотношение и ступеневые качества. Если не принимать их во внимание, то можно придумать еще несколько странных формул для трезвучий, которые будут все время разные, но истина в том, что формула трезвучия одна и она предполагает движение через ступень. И это один из плюсов использования энгармонизмов, то есть равенство по звучанию разных по записи и функции звуков.
Конечно же Cm должен быть записан с нотой Eb. Так как двигаясь от ноты C через ступень мы получим ноту E, а затем уже альтерируем ее.
Таким образом, правильная запись помогает нам не просто понять какой звук нужно взять, но и какую роль он выполняет в контексте тональности и как он соотносится с окружающими звуками.
Важно понимать природу происхождения энгармонизма. До появления темперированного строя диезы не были равны бемолям. И до сих пор скрипачи играют бемоли занижая, а диезы завышая.
То есть это были действительно разные по ступени по звучанию, соответственно ошибиться было невозможно, если бы вы взяли аккорд CD#G в нетемперированном строе, то ваши уши не сказали бы вам спасибо:)
Но темперация создала равенство ступеней и звуков, которое тем не менее не сделало их равными по восприятию. Поэтому звуки D# и Eb мы слышим одинаково, но функция их до сих пор разная, то есть так же, как это было до появления темперации.
Поэтому для простого понимания энгармонизма представляете их как омонимы в языке. Мы говорим ключ или ласка и понимаем, что в разных контекстах они имеют разный смысл.
Для понимания смысла записи звуков помните о ступеневом качестве звуков и вы никогда не перепутаете запись диезов, бемолей или дубль диезов и дубль бемолей.
Что Такое ЭНГАРМОНИЗМ?
Энгармонизм
Энгармонизм в музыке
Например, нота «До» можно назвать Си диезом или Ре дубль-бемолем). Исключение составляет только звук Соль-Диез (Ля бемоль) – у него два названия.
Для нас, изучающих сольфеджио это открывает некоторые возможности для путаницы – ведь одни и те же звуки, аккорды и интервалы могут быть записаны по-разному.
Например, если малую терцию До-Ми бемоль записать как До-Ре Диез (одни и те же звуки), это будет уже не малая терция, а увеличенная секунда. Эти интервалы будут энгармонически равны.
Интервалы энгармонизма
Например, в До мажоре не может быть ноты До бемоль – До для До мажора натуральная ступень. А например в Соль-бемоль мажоре использовать До можно. Соль Бемоль-Ля бемоль-Си бемоль-До бемоль и так далее.
Энгармоническое равенство
Энгармоническими ещё бывают тональности
Одним из первых композиторов, использовавших возможности новой темперации был Иоганн Себастьян Бах. Он создал знаменитый сборник из 24 Прелюдий и Фуг «Хорошо темперированный клавир», написанный во всех существующих тональностях.
Возможность свободно творить во всех 24 тональностях давала огромную свободу для музыкантов и расширяла возможности гармонии – именно тогда гармония в своём современном значении начала своё развитие. До Баха одно и тоже произведение записанное в разных тональностях звучало немного по-разному, возникал эффект расстроенности инструмента…
В общем, теперь достаточно очевидно, что энгармонически равными могут быть не только интервалы, но и тональности. При желании каждую тональность можно назвать двумя-тремя способами. Но какие-то тональности в музыкальной практике считаются употребительными, а какие-то нет. Используются тональности с 5-7 знаками, они могут иметь энгармоническое равенство.
До диез мажор = Ре бемоль мажор
До бемоль мажор = Си мажор
Фа диез мажор = Соль бемоль мажор
К каждой паре добавляется ещё три пары минорных параллельньых тональностей
Ля диез минор = Си бемоль минор
Ля бемоль минор = Соль диез минор
Ре диез минор = Ми бемоль минор
Количество знаков (бемолей-диезов) у каждой пары в сумме равняется 12.
Практические занятия по энгармонизму
Дыхание в пении
Друзья, поговорим о ваших запроса, сегодня: дыхание в пении. Просили рассказать, что такое «близкий вдох» и про дыхание в целом. Отвечаю, а мне за это лайк. Не знаю что такое близкий вдох, возможно, для меня это понятие звучит по-другому, но давайте начнем. Правильное дыхание в пении Пение — процесс дыхания. Вообще музыка есть дыхание! Я замечаю на
Певческая опора
Давайте обсудим тему «Певческая опора». Основы певческой опоры Говоря про «опору» во время пения, под ней подразумевается способ расхода и использования дыхания, а так же личные физиологические ощущения певца. Звук на «опоре» красивее, правильнее, более насыщен обертонами и, в общем, лучше, чем без «опоры». Так же при пении без опоры дыхание расходуется очень быстро, иногда
Что Такое Сольфеджио?
Многие любители музыки слышали это загадочное слово – Сольфеджио. Но не все понимают, что оно значит. Конечно, определение можно тут же найти в поисковике. Но, скорей всего, останется вопрос – а зачем мне сольфеджио? Класс сольфеджио значит для музыканта примерно то же, что и спортзал для профессионального спортсмена. Спортсмен тренирует своё тело, чтобы достигать атлетических
Энгармонизм
Литература : Ренчицкий П. Н., Учение об энгармонизме, М., 1930; Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946; Тюлин Ю. (H.), Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, перераб. и доп., М., 1978; Переверзев Н. (К.), Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Beldemandis P. de., Libellus monocordi (1413), в кн.: Coussemaker E. de, Scriptorum de musica medii aevi. Novam seriem. t. 3, Parisiis, 1869, факсим. переизд. Hildesheim, 1963; Vicentino N., L’antica musica ridotta alla moderna prattica. Roma, 1555, факсим. переизд. Kassel, 1959; Scheibe J. A., Compendium musices. (ок. 1730-36), в кн.: Benary P., Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1961; Levitan J. S., A. Willaert’s famous duo, «Tijdschrift der Vereeniging vor Nederlandse Muziekgeschiedenis», 1938, bd 15; Lowinsky E. E., Tonality and atonality in sixteenth-century music, Berk.-Los Ang., 1961.
Ю. Н. Холопов.
Полезное
Смотреть что такое «Энгармонизм» в других словарях:
ЭНГАРМОНИЗМ — (от греч. en в и harmonia созвучие) отождествление имеющих различные названия, но совпадающих по высоте звуков (напр., до диез ре бемоль), а также интервалов и аккордов, включающих наряду с энгармонически равными одинаковые по названию звуки.… … Большой Энциклопедический словарь
энгармонизм — а, м. enharmonique adj. спец. Отождествление звуков, интервалов, аккордов, тональностей и тому подобного темперированного музыкального строя, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке (напр.: тональность фа диез … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭНГАРМОНИЗМ — ЭНГАРМОНИЗМ, энгармонизма, мн. нет, муж. (от греч. en в и harmonia гармония) (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до… … Толковый словарь Ушакова
энгармонизм — а; м. [от греч. en в и harmonia созвучие] Муз. Приравнивание и отождествление звуков, имеющих одинаковую высоту, но различные названия. * * * энгармонизм (от греч. en в и harmonía созвучие), отождествление имеющих различные названия, но… … Энциклопедический словарь
Энгармонизм — (от др. греч. ἐν в и ἁρμονία созвучие) совпадение по высоте различных по написанию (а в мажорно минорной тональности нередко различных и по функции) звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм стал возможен… … Википедия
Энгармонизм — (от греч. en в и harmonía созвучие) 1) отождествление одинаковых по высоте, но различных по названию звуков (например, фа диез и соль бемоль), интервалов (например, большая секста и уменьшенная септима), аккордов (например, данный… … Большая советская энциклопедия
Энгармонизм — у греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Э. в современном смысле есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Энгармонизм — м. Отождествление и приравнивание звуков, интервалов, аккордов, тональностей и т.п. темперированного музыкального строя, одинаковых по звучанию, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
энгармонизм — энгармонизм, энгармонизмы, энгармонизма, энгармонизмов, энгармонизму, энгармонизмам, энгармонизм, энгармонизмы, энгармонизмом, энгармонизмами, энгармонизме, энгармонизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Энгармонизм
Энгармони́зм (от др.-греч. ἐν- — в и ἁρμονία — созвучие) — совпадение по высоте различных по написанию (а в мажорно-минорной тональности нередко различных и по функции) звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм стал возможен благодаря темперации, а особенно равномерной темперации. Например, аккорды c-es-fis-a, his-dis-fis-a, c-es-ges-a на фортепиано и других хроматических темперированных инструментах звучат одинаково, но в контексте гармонической тональности имеют разные (функциональные) значения. С помощью энгармонизма можно осуществлять быстрые модуляции в далёкие тональности.
Исторический очерк
Энгармонизм не следует путать с энармоникой, родом мелоса древних греков.
Примечания
Литература
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Энгармонизм» в других словарях:
ЭНГАРМОНИЗМ — (от греч. en в и harmonia созвучие) отождествление имеющих различные названия, но совпадающих по высоте звуков (напр., до диез ре бемоль), а также интервалов и аккордов, включающих наряду с энгармонически равными одинаковые по названию звуки.… … Большой Энциклопедический словарь
энгармонизм — а, м. enharmonique adj. спец. Отождествление звуков, интервалов, аккордов, тональностей и тому подобного темперированного музыкального строя, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке (напр.: тональность фа диез … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭНГАРМОНИЗМ — ЭНГАРМОНИЗМ, энгармонизма, мн. нет, муж. (от греч. en в и harmonia гармония) (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до… … Толковый словарь Ушакова
энгармонизм — а; м. [от греч. en в и harmonia созвучие] Муз. Приравнивание и отождествление звуков, имеющих одинаковую высоту, но различные названия. * * * энгармонизм (от греч. en в и harmonía созвучие), отождествление имеющих различные названия, но… … Энциклопедический словарь
Энгармонизм — (от греч. en в и harmonía созвучие) 1) отождествление одинаковых по высоте, но различных по названию звуков (например, фа диез и соль бемоль), интервалов (например, большая секста и уменьшенная септима), аккордов (например, данный… … Большая советская энциклопедия
Энгармонизм — у греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Э. в современном смысле есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Энгармонизм — (от греч. enarmonios энгармонический, букв. согласный, созвучный, стройный) равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр. аккордов (as c es ges=as c es fis=gis his dis fis и т. д.), тональностей… … Музыкальная энциклопедия
Энгармонизм — м. Отождествление и приравнивание звуков, интервалов, аккордов, тональностей и т.п. темперированного музыкального строя, одинаковых по звучанию, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
энгармонизм — энгармонизм, энгармонизмы, энгармонизма, энгармонизмов, энгармонизму, энгармонизмам, энгармонизм, энгармонизмы, энгармонизмом, энгармонизмами, энгармонизме, энгармонизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Энгармонизм
Смотреть что такое «Энгармонизм» в других словарях:
ЭНГАРМОНИЗМ — (от греч. en в и harmonia созвучие) отождествление имеющих различные названия, но совпадающих по высоте звуков (напр., до диез ре бемоль), а также интервалов и аккордов, включающих наряду с энгармонически равными одинаковые по названию звуки.… … Большой Энциклопедический словарь
энгармонизм — а, м. enharmonique adj. спец. Отождествление звуков, интервалов, аккордов, тональностей и тому подобного темперированного музыкального строя, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке (напр.: тональность фа диез … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭНГАРМОНИЗМ — ЭНГАРМОНИЗМ, энгармонизма, мн. нет, муж. (от греч. en в и harmonia гармония) (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до… … Толковый словарь Ушакова
энгармонизм — а; м. [от греч. en в и harmonia созвучие] Муз. Приравнивание и отождествление звуков, имеющих одинаковую высоту, но различные названия. * * * энгармонизм (от греч. en в и harmonía созвучие), отождествление имеющих различные названия, но… … Энциклопедический словарь
Энгармонизм — (от др. греч. ἐν в и ἁρμονία созвучие) совпадение по высоте различных по написанию (а в мажорно минорной тональности нередко различных и по функции) звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм стал возможен… … Википедия
Энгармонизм — у греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Э. в современном смысле есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Энгармонизм — (от греч. enarmonios энгармонический, букв. согласный, созвучный, стройный) равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр. аккордов (as c es ges=as c es fis=gis his dis fis и т. д.), тональностей… … Музыкальная энциклопедия
Энгармонизм — м. Отождествление и приравнивание звуков, интервалов, аккордов, тональностей и т.п. темперированного музыкального строя, одинаковых по звучанию, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
энгармонизм — энгармонизм, энгармонизмы, энгармонизма, энгармонизмов, энгармонизму, энгармонизмам, энгармонизм, энгармонизмы, энгармонизмом, энгармонизмами, энгармонизме, энгармонизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов